Научная статья на тему 'Теоретические аспекты лидерства Актуальные при вузовской подготовке'

Теоретические аспекты лидерства Актуальные при вузовской подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИДЕРА / LEADERSHIP / PERSONAL QUALITIES OF THE LEADER / LEVEL OF INFLUENCE ON THE GROUP / SITUATIONAL THEORY OF LEADERSHIP / COMPROMISE APPROACH / MECHANISM OF PROMOTION OF THE LEADER (THE IDEA OF VALUE EXCHANGE) / GROUP LEADERSHIP / SOCIAL GIFTEDNESS / MOTIVATION / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гакельберг Татьяна Борисовна, Ковшова Татьяна Петровна, Морева Вероника Васильевна

В данной статье раскрываются теоретические аспекты развития лидерских качеств актуальные для подготовки обучающихся в вузе. Приводится преимущественно советский, российский и американский опыт исследований в данной области следующих авторов: А.С. Макаренко, А.С. Залужного, Е.А. Аркина, Т.В. Бендаса, И.П. Волкова, А.В. Петровского, Е.С. Кузьмина, Л.И. Уманского, Р.Л. Кричевского, Л.Н. Конышевой, А.А. Цыреновой, А.А. Ковалев, В.А. Кан-Калика К. Бэрда, Р. Стогдилла, Е. Хартли, К. Левина, К. Бертола и Д. Мартина и др. Сделан вывод, что лидерские качества студентов вуза включают дифференцированный комплекс личностных черт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гакельберг Татьяна Борисовна, Ковшова Татьяна Петровна, Морева Вероника Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF LEADERSHIP RELEVANT FOR UNIVERSITY TRAINING

This article reveals the theoretical aspects of leadership development relevant to the training of students at the University. The article presents mainly Soviet, Russian and American experience of research in this field by the following authors: A.S. Makarenko, A.S. Zaluzhny, E.A. Arkin, T.V. Bendas, I.P. Volkov, A.V. Petrovsky, E.S. Kuzmin, L.I. Umansky, R.L. Krichevsky, L.N. Konysheva, A.A. Tsyrenova, A.A. Kovalev, V.A. Kan-Kalika, K. Baird, R. Stogdill, E. Hartley, K. Levin, K. Bertola and D. Martin, etc.; the conclusion is that the leadership qualities of University students include a differentiated set of personal traits.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты лидерства Актуальные при вузовской подготовке»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА АКТУАЛЬНЫЕ ПРИ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Гакельберг Татьяна Борисовна, м.э.н., старший преподаватель

(gakelberg-f-15@mail.ru) Ковшова Татьяна Петровна, м.э.н., МВА, старший преподаватель

(tanya_timoshina@mail.ru) Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, г. Петропавловск, Казахстан Морева Вероника Васильевна, воспитатель (moreva_ver@mail.ru) Детский сад-ясли «Солнышко», г.Петропавловск, Казахстан

В данной статье раскрываются теоретические аспекты развития лидерских качеств актуальные для подготовки обучающихся в вузе. Приводится преимущественно советский, российский и американский опыт исследований в данной области следующих авторов: А. С. Макаренко, А. С. Залужного, Е.А. Аркина, Т.В. Бендаса, И.П. Волкова, А.В. Петровского, Е.С. Кузьмина, Л.И. Уманского, Р.Л. Кричевского, Л.Н. Конышевой, А.А. Цыреновой, А.А. Ковалев, В.А. Кан-Калика К. Бэрда, Р. Стогдилла, Е. Хартли, К. Левина, К. Бертола и Д. Мартина и др. Сделан вывод, что лидерские качества студентов вуза включают дифференцированный комплекс личностных черт.

Ключевые слова: лидерство, личные качества лидера, уровень влияния на группу, ситуационная теория лидерства, компромиссный подход, механизм продвижения лидера (идея ценностного обмена), групповое лидерство, социальная одарённость, мотивация, профессиональная направленность.

Цель настоящего исследования - привести теоретические основания развития лидерских качеств обучающихся в вузе.

Обратимся к анализу проблемы лидерства в психолого-педагогической литературе. Советскими психологами такие исследования были выполнены в 20-30 годы прошлого века: А.С. Макаренко, А.С. Залужным, Е.А. Ар-киным и др. Несмотря на критику в их адрес, нужно заметить, что было положено начало дальнейшему изучению лидерства и его эффективности [1]. Заинтересованность вопросами лидерства возобновилась в 1960-х годах. Большой интерес уделялся формированию четких определений понятий лидерства. Ученые обращались к разнообразным его сторонам, и это привело к многообразности в определениях понятия «лидер». Различные авторы пытались выделить эти личные качества, необходимые для лидера.

В американской социальной психологии эти личные качества были зафиксированы особенно тщательно, поскольку они должны были стать основой для создания методик для отбора лидеров. Однако было выяснено, что проблема составления личных качеств лидера не решена. В 1940 г. К.

Бэрд составил список из 79 личных качеств лидера, одни из которых: инициативность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже Р. Стогдилл добавил к ним коммуникабельность и популярность). Тем не менее, они не заняли прочных позиций.

Позже появилась идея о том, что лидер является просто лучшим из всех, чем другие и может показать качество, черту, присущую ему в конкретной ситуации (существование которой в принципе не отрицается и у других), такой подход к вопросу активности лидера не правильный и целиком снимается, так как он оборачивается в некоторый «флюгер».

Не могло устранить данную слабость ситуационной теории и дополнение, которое к нему было сделано: в одной из версий ситуационной теории было предложено рассмотреть момент появления лидера, выдвигающей его группой, потому, что она испытывает определенные ожидания в отношении этого человека, которые необходимы в данной ситуации группе [2].

Для преодоления очевидных расхождений в подобных рассуждениях, Е. Хартли сформулировал четыре «модели», которые позволили дать другую интерпретацию тому факту, почему, в конце концов, некоторые индивиды лидируют. Если лидер получает власть, то эта власть далее делает так, чтобы этот человек был избран лидером в другое время. Некоторые люди могут «искать посты» в силу того, что их поведение соответствует лидерскому. Едва возможно считать данные аргументы появления лидера в группе достаточно убедительными в ситуативной теории.

Тем не менее, ситуативная теория была довольно популярна: на основе этой теории проводились много разнообразных исследований феномена лидерства в школе групповой динамики Курта Левина. На основе двух разных подходов появился третий компромиссный подход. Учитываются и другие переменные, которые относятся к групповому образу жизни. Большинство российских исследований лидерства ведется в рамках близких к этой теории, хотя к ней добавляются новые. Например, лидерство в малых группах, в контексте совместной деятельности, т.е. когда для достижения конкретных целей групповой деятельности, некоторые личности могут проявить способности организовать группу для решения групповых задач. При этом отличия лидера от других членов группы проявляются не в качествах, чертах личности, а в более высоком уровне влияния на группу [3].

В этом случае интересна концепция ценностного обмена, разработанная Р. Л. Кричевским как механизма продвижения лидера. Идея ценностного обмена сама по себе во взаимодействии людей была развита ранее. На лидерскую позицию во время взаимодействия продвигается такой член группы, который как бы отождествляется с наиболее полным диапазоном групповых ценностей. По этой причине он также оказывает наибольшее влияние на группу [4].

Как считает Р.Л. Кричевский: имеется два вида групповой деятельности, связанные с организацией группы: инструментальный и экспрессивный. Автор выделил в соответствии с ними два типа лидерства. Инструменталь-

ная групповая деятельность косвенно связана с организацией группы, а экспрессивная - напрямую, является, процессом поддержания организации, потому что она, по мнению автора, направлена на «поддержания внутреннего равновесия и устойчивости в группе, сохранения ее как цело-го»[5].

Также групповое лидерство было изучено Т.В. Бендасом, И.П. Волковым, А.В. Петровским, Е.С. Кузьминым, Л.И. Уманским и др. Так, эффективность лидерства в напряженных ситуациях исключает из области исследований ряд проблем: особенности негативного лидерства, соотношение тактического и стратегического лидерства [6].

Проведенный анализ научной литературы по вопросам изучения лидерства, которые были выполнены за последние 20 лет, показал, что исследования велись с определёнными особенностями: появились новые концепции, посвященные лидерству, конкретные отрасли лидерства, разработаны возрастные, гендерные и этнические аспекты лидерства, наблюдается серьезный пласт достижений зарубежной науки и междисциплинарность в разработке проблемы.

По мнению Л.Н. Конышевой, лидером является член группы, который обладает более сильно выраженными личными качествами, которые способствуют более продуктивной его деятельности, это личность, за которой группа признает право на принятие значимых решений, отражающих интерес и ценности группы [7]. Л.И. Уманским была разработана типология лидерства на основе функций, которые реализуют лидеры. А.С. Чернышев на основании проведенных исследований добавил к данной типологии лидерства еще «лидера-организатора и лидера-дезорганизатора» [8]. По мнению А.А. Цыреновой лидерство подразумевает способности человека влиять на членов группы для достижения групповых целей. Лидерство означает взаимодействие лидера и его последователей. Лидером считается личность, которая, находится в центре отношений в группе, а его последователи члены группы, признают его лидерство [9].

Проблему исследования стилей лидерства в психологии тесно связали с проблемой стиля руководства. Из-за неоднозначности использования терминов «лидерство» и «управление», последнее обозначается как стиль управления. Поэтому, отсутствие строгости в дифференциации двух процессов порождает существенное совпадение характеристик, относящихся к каждому из этих процессов [10].

Лидерство, являясь специфическим свойством личности, представляет собой значимый компонент общей структуры процессов, которые протекают в группе. От качеств и стиля общения лидеров зависит эффективность групповой деятельности.

Научные исследования проблем личности и феномена лидерства проводятся отечественными и зарубежными учеными в разных возрастных категориях, но в значительной степени на детях дошкольного возраста, подро-

стках и взрослых. Недостаточное внимание уделяется периоду становления лидера в процессе обучения в вузе [11].

Для прогнозирования успешного развития обучающегося как лидера в студенческой среде, очень значимо определение особенностей, которые находят место при проявлении лидерства. Во время деятельности любой группы, включая студенческую группу, имеет большое значение, как ее члены воспринимают друг друга и самих себя. Компонент взаимодействия и влияет на все внутригрупповые процессы. С этой точки зрения студенческая среда может рассматриваться как показательная, где вырабатываются и показываются новые идеи социальных ролей и гендерной социализации. Ранее эти представления были направлены на очевидную маскулинизацию лидерской роли К. Бертолом и Д. Мартином (последний создал «Игру престолов», кроме указанной теории в 1986 г.). Сегодня молодежь демонстрирует тенденции к нестандартным суждениям о гендерной принадлежности лидерской роли и гендерных особенностях лидерства [12].

В современной психологической науке лидерство и социальное взаимодействие студентов рассматривается как социальная одаренность, приобретающая разнообразные формы. Первостепенную роль в этом играют личностные особенности человека. Социальную одаренность также обозначают выражением «организаторские способности». Такие студенты умеют легко понимать других, строить с ними положительные отношения, могут руководить ими. Они обладают высоким уровнем интеллекта, хорошо развитой интуицией, пониманием чувств и потребностей других людей, способностью к эмпатии, ярким чувством юмора [13]. Выделяют два типа лидерской одаренности, к которым относят эмоциональных лидеров, которые всегда будут слушать и помогут; и лидеров действия, которые могут принимать важные для многих людей решения, определяющие цели и направления движения в группе. К сожалению, некоторые студенты, которые имеют сильный характер и независимость, не имеют достаточной учебной мотивации, ничего не делают в учебном процессе. Для них необходима специальная работа, чтобы вернуть их в учебный процесс. Также для молодежных коллективов свойственно стихийное проявление самоорганизации.

Лидерство, как считает Л.Н. Конышева, предполагает воздействие на окружающих людей, поэтому лидер должен иметь определенные качества характера, наиболее значимые из них касаются активности, инициативы, самостоятельности, решимости. Лидер должен обладать развитыми коммуникативными и организаторскими способностями [14].

А.А. Ковалев считает, что формирование мотивов, в равной степени, как и система, а также цели и намерения, идет вместе с формированием потребностей обучающихся. Потребность и другие составляющие (интересы, склонности, цели, намерения) становятся более устойчивыми благодаря более глубокому знанию перспективы и превращению ее осведомленности и адекватной оценки степени несоответствия уровня знаний и целей, инте-

ресов, что приводит к необходимости усовершенствования взглядов. Данные изменения побуждают личность к активизации своей деятельности, которая компенсирует возникшее несоответствие. Если человек не видит перспектив в своей деятельности или она социально не значима для него, тогда направленность не будет развиваться, поскольку личность не активна в достижении социально значимой перспективы [15].

Учебно-педагогический процесс в высшей школе, как и любой процесс обучения, реализуется через такие функции, как:

1) образовательная, которая способствует формированию у студентов системы знаний, навыков, умений, формирует логическое мышление, самостоятельность в решении учебных задач, развивает определенное мировоззрение и пр. [16];

2) воспитательная, которая способствует формированию у студентов патриотизма, нравственности, способности следовать социальным нормам поведения и пр. [17];

3) развивающая, которая способствует развитию у студентов интеллектуальных и физических качеств будущих специалистов, развивает умение мыслить творчески при решении задач и пр. [18];

4) психологической подготовки, которая способствует развитию у студентов внутренней психологической готовности и устойчивости к решению учебных, исследовательских, оперативных и служебных задач [19].

По мнению В. А. Кан-Калика, развитие профессиональной направленности невозможно понять, ограничив ее только личным миром и самосознанием. Оно исходит из конкретного содержания деятельности. К тому же не всегда достаточно для изменения исходного личного смысла выбора профессии, поэтому не может привести к смещению мотивов и, следовательно, обеспечить переход противоречия с внешнего уровня на внутренний.

При правильной организации учебно-воспитательной деятельности студентов на каждом ее последовательном этапе потребности в мотивации и развитии профессиональной направленности растут. Содержание последней демонстрирует дальнейшее развитие и обогащение соответствующего требования. Возникновение новых потребностей, появляющихся в процессе деятельности личности, переходит от простых форм к сложным: от интересов односторонних или слабо выраженных к профессиональной деятельности и радению за судьбу страны [20]. Также вызывает изменение личного смысла и, в конечном итоге, повышение уровня профессиональной направленности и активацию лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза.

Проведенный анализ научной литературы показал, что в психологии и педагогике вопросы механизмов продвижения личности по позиции лидера и его влияние на членов студенческих коллективов изучены недостаточно.

На основании результатов проведенного изучения и анализа взглядов на структуру личности (А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и

др.) и работ, посвященных проблеме исследования структуры лидерских качеств (А.Н. Ашихмин, М.С. Балунов, Р.Л. Кричевский, Э.Е. Лукьянчи-ков, Н.Н. Маслянов, О.И. Скрыпников и др.) можно сделать вывод, что лидерские качества студентов вуза включают дифференцированный комплекс личностных черт.

Список литературы

1. Бендас Т. В. Психология лидерства: учебное пособие. [Текст]: — СПб.: Питер, 2009. 448 с.

2. Социальная психология: реферат. — URL https://ronl.org/referaty/ psikhologiya/ 287833/ (дата обращения: 17.02.2020).

3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного об-разования[Текст]: / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - СС. 11 - 17, с. 17.

4. Кричевский Р. Л. Психология лидерства: учеб. пос. [Текст]: - М.: Статут, 2007, с. 119.

5. Кричевский Р. Л., Смирнова М. М. Удовлетворенность групповым членством как функция соотношения феноменов лидерства и руководства.— Вопросы психологии, 1981, №3, с. 109-113.

6. Вальков, А.В. Развитие лидерских качеств будущего офицера средствами самообразования [Текст]:/ Д.Ю. Ануфриева, А.В. Вальков // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск. - 2014. - № 3. - С. 75-78.

7. Конышева Л.Н. Формирование лидерских качеств студентов посредством участия в деятельности органов самоуправления [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук / Конышева Л. Н. - Киров, [2009]. - 190 с. ил. - Режим доступа: локальная сеть СОУНБ им. Белинского, зал ЭИ.

8. https://cyberleninka.rn/article/Mssledovanie-i-formirovanie-individualno-psihologicheskih-osobennostey-obuchayuschihsya

9. Цыренова А. А. Менеджмент: Учебно-методическое пособие — Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006. — 114 с., с. 97.

10. Введение в педагогику: учебное пособие [Текст]:/ Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин. - Москва : Просвещение, 1995. - 176 с.

11. Маслянов Н. Н. Психолого-педагогические условия развития готовности курсантов к лидерству. Диссертация кандидата педагогических наук, [Текст]: 2001.

12. Бендас Т.В. Психология лидерства: учебное пособие. [Текст]:— СПб.: Питер, 2009. 448 с.

13. Калина, Н.Ф. Психология личности: Учебник для ВУЗов [Текст]:/ Н.Ф. Калина. -М.: Академический проект, 2015. - 214 c.

14. Конышева Л. Н. Формирование лидерских качеств студентов посредством участия в деятельности органов самоуправления [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук / Конышева Л. Н. - Киров, [2009]. - 190 с. ил. - Режим доступа: локальная сеть СОУНБ им. Белинского, зал ЭИ.

15. Вальков А. В. Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск в образовательном процессе военного вуза // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 312-315. — URL https://moluch.ru/archive/43/5234/ (дата обращения: 03.02.2020).

16. Исмагулова А.С., Тимошина Т.П. Концепция знаний - основа экономического роста. Проблемы реформирования образования и науки в аспекте перехода к мировым стандартам. Материалы Международной научно-практической конференции. Петропавловск, СКГУ им. М. Козыбаева. - 2008. -393 с. - С. 243-247.

17. Исмагулова А. С., Кадочникова В.П., Тимошина Т.П. Образование в течение жизни - личное кредо каждого казахстанца. Интеллектуальный потенциал региона и управление знаниями. - Тула: Изд-во ТулГУ. - 2011. - 444 с. - С. 98-103.

18. Ковшова Т.П. Коучинг как пробуждение скрытого знания. "Образование. Наука. Карьера" Сборник научных статей Международной научно-методической конференции; Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск: Изд-во ЗАО «Университетская книга», в 2-х томах. Том 2. - 2018. - 279 с. - С. 256-260.

19. Выдра О. В., Полякова Е. П. Сущность и особенности военно-педагогического процесса [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 132-134. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12189/ (дата обращения: 17.02.2020).

20. Тимошина Т. П. К вопросу о формировании профессиональных навыков сотрудников банка. Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения: материалы Международной научно-практической конференции. -ЮЗГУ, Курск. - 2011. - С. 213-216.

GAKELBERG TATYANA B., MES, senior lecturer (gakelberg-f-15@mail.ru)

Kovshova Tatyana P., MES, MBA, senior lecturer

(tanya_timoshina@mail.ru) North Kazakhstan state University them. M. Kozybayev, Petro-pavlovsk, Kazakhstan

Moreva Veronika V., teacher (moreva_ver@mail.ru) Kindergarten-nursery "Sun", Petropav-lovsk, Kazakhstan

THEORETICAL ASPECTS OF LEADERSHIP RELEVANT FOR UNIVERSITY TRAINING

This article reveals the theoretical aspects of leadership development relevant to the training of students at the University. The article presents mainly Soviet, Russian and American experience of research in this field by the following authors: A.S. Makarenko, A.S. Zaluzhny, E.A. Arkin, T.V. Bendas, I.P. Volkov, A.V. Petrovsky, E.S. Kuzmin, L.I. Umansky, R.L. Krichevsky, L.N. Konysheva, A.A. Tsyrenova, A.A. Kovalev, V.A. Kan-Kalika, K. Baird, R. Stogdill, E. Hartley, K. Levin, K. Bertola andD. Martin, etc.; the conclusion is that the leadership qualities of University students include a differentiated set of personal traits.

Keywords: leadership, personal qualities of the leader, level of influence on the group, situa-tional theory of leadership, compromise approach, mechanism of promotion of the leader (the idea of value exchange), group leadership, social giftedness, motivation, professional orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.