ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД_
Научная статья УДК: 159.9.075
DOI: 10.20323/1813-145X_2023_6_135_166 EDN: RAPCJI
Мотивация как психологическая детерминанта успешности обучения курсантов
военно-учебного заведения
Татьяна Юрьевна Чуранова
Аспирант, Ленинградский государственный педагогический университет им. А. С. Пушкина; преподаватель, Военный институт Физической культуры. 194044, г. Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., 63 [email protected], https://orcid.org/0009-0003-9172-8346
Аннотация. Изучение психологических детерминант успешности обучения курсантов в военно-учебном заведении включает анализ роли мотивов, как социально-психологических причин, побуждающих курсантов к достижениям в учебе и службе, для повышения качества военно-профессиональной подготовки специалистов среднего звена. Цель исследования - определить совокупность мотивов, обеспечивающих успешность обучения курсантов военного вуза. Выводы основаны на данных сравнительного анализа между группами «успешных» и «менее успешных» в обучении курсантов среднего профессионального образования. Результат социально-психологического опроса курсантов 1-го, 2-го, 3-го годов обучения свидетельствует, что мотивация курсантов к выбору профессии военнослужащего и обучению в военно-учебном заведении заключается в трех основных, взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга мотивах - патриотизма (защиты Родины), материальной стабильности и самореализации (построение карьеры военнослужащего). Статистический анализ данных показал, что мотивы, определяющие успех курсантов в учебе, на разных этапах обучения различаются. Однако, основной мотив, обусловливающий успех курсантов среднего профессионального образования в учебной деятельности и обучении в целом, - это потребность в самостоятельности. Препятствует успеху в учебе - мотив гедонизма.
Ключевые слова: мотив; курсанты; военно-учебное заведение; успех; успешность обучения; гедонизм; самостоятельность; опрос
Для цитирования: Чуранова Т. Ю. Мотивация как психологическая детерминанта успешности обучения курсантов военно-учебного заведения // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 6 (135). С. 166-175 http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_6_135_166. https://elibrary.ru/RAPCJI
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY, PSYCHODIAGNOSTICS OF DIGITAL EDUCATION
ENVIRONMENTS
Original article
Motivation as a psychological determinant of training success for cadets at a military educational institution
Tatiyana Yu. Churanova
Post-graduate student, Pushkin Leningrad state pedagogical university; teacher, Military institute of physical culture. 194044, Saint Petersburg, Bolshoi Sampsonievsky ave, 63 [email protected], https://orcid.org/0009-0003-9172-8346
© Чуранова Т. Ю., 2023
Abstract. The study of the psychological determinants of the success of cadets' training in a military educational institution includes the analysis of the role of motives as socio-psychological reasons that encourage cadets to achieve results in study and service, to improve the quality of military professional training of mid-level specialists. The purpose of the study is to substantiate the main motives that contribute to the success of cadets' training at a military university. The conclusions are based on data from a comparative analysis between groups of «successful» and «less successful» cadets in training. The result of a socio-psychological survey of cadets of the 1st, 2nd, 3rd years of training showed that the motivation of cadets to choose a military profession and study at a military educational institution lies in three main, interrelated, complementary motives - patriotism (protection of Motherland), material stability and self-realization (building a military career). The statistical analysis of the data showed that the main motives that determine the success of cadets in their studies at different stages of training differ. However, the main motive that determines the success of cadets of secondary professional education in educational activities and learning in general is the need for independence. The motive of hedonism hinders academic success.
Key words: motive; motivation; cadets; military educational institution; success; training success; survey
For citation: Churanova T. Yu. Motivation as a psychological determinant of training success for cadets at a military educational institution Yaroslavl pedagogical bulletin. 2023; (6): 166-175. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_6_135_166. https://elibrary.ru/RAPCJI
Введение
Военно-политические события, происходящие в мире, очередной раз демонстрируют необходимость наличия в нашей стране высококвалифицированных военнослужащих разных категорий и специальностей для защиты безопасности и обороны государства.
Подготовка военных специалистов различных направлений начинается с обучения в высших военно-учебных заведениях Министерства Обороны Российской Федерации по образовательным программам высшего или среднего профессионального образования [Панков].
Профессия военнослужащего престижна и уважаема в обществе, однако обучение в военном вузе имеет свою специфику (основано на принципах единоначалия, субординации, соблюдения строгой воинской дисциплины) и сопряжено со значительными эмоциональными и физическими нагрузками. Для преодоления трудностей связанных с особенностями военной службы, усвоения теоретических знаний учебных дисциплин и формирования практических умений и навыков, курсантам требуются не только развитые интеллектуальные способности, волевые качества, но и устойчивая мотивация к обучению и военно-профессиональной деятельности.
О роли мотивации в обучении Л. В. Доломанюк пишет: «...высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. Однако. никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива. не может привести к значительным успехам в учебе» [Доломанюк, 2009, с. 15-16].
О влиянии мотивов и мотивации на успех человека в деятельности, в том числе в обучении, указывали отечественные и зарубежные ученые -Б. Г. Ананьев, Е. А. Бочков, Н. И. Мешков, А. Д. Ишков, Д. Макклелланд, М. Селигман, и др.
Изучением влияния мотивов и (или) мотивации на успешность обучения курсантов занимались ученые: В. А. Корзунин, Н. В. Буравцова, О. Б. Бобков, Л. В. Доломанюк, А. Ф. Кузнецов и др.
В. А. Корзунин, В. И. Пузанова, К. Г. Антано-вич, А. Н. Ятманов указывают, что показатели военно-профессиональной направленности у курсантов «менее успешных» в обучении ниже, чем у «успешных» курсантов [Корзунин, 2018].
Н. В. Буравцова, В. И. Коваленко, Т. Ю. Сычева выявили взаимосвязь личностного адаптационного потенциала с учебно-познавательными и профессиональными мотивами. Ученые считают, что «курсанты, ориентированные на получение конкретных знаний и умений, более мотивированы на успех в учебной и профессиональной деятельности...» [Буравцова, 2018, с. 321].
О. Б. Бобков, Г. А. Виноградова на примере курсантов военного вуза по летной специальности отмечают, что невозможно сделать однозначный вывод о преимуществе влияния внешних (особенностей образовательного процесса, материального стимулирования, продвижения по службе и др.) или внутренних (потребность в самореализации, удовлетворение, которое приносит учеба и пр.) факторов на уровень мотиваци-онного компонента учебной или служебной деятельности курсантов [Бобков, 2012]. Ученые делают вывод, что «существует взаимосвязь учебно-профессиональной мотивации, результативной стороны учебного процесса и военно-
профессиональной подготовки, военно-профессиональной направленности и определенных личностных качеств курсантов» [Бобков, 2012, с. 121-122].
Л. В. Доломанюк, ссылаясь на исследование А. Н. Печникова и Г. А. Мухиной (2006) указывает, что «на успешность обучения в большей степени влияют «профессиональный» и «познавательный мотивы». «Прагматические» мотивы были в основном характерны для слабоуспевающих курсантов» [Доломанюк, 2009, с. 15]. Ученый обращает внимание на исследование П. М. Якобсона, который описал, что мотивы, побуждающие активность обучающихся необходимостью учиться (то есть нежеланием, но осознанием возможных неприятностей), или долгом (то есть пониманием необходимости получения профессионального образования) менее эффективны, в сравнении с мотивом потребности в знаниях, любознательности, стремлении познать новое [Доломанюк, 2009].
А. Ф. Кузнецов, Ю. В. Пилявская, М. А. Кузнецова на примере курсантов одного из вузов МВД России выявили, что «ведущим мотивом в учебной деятельности является стремление курсантов повысить свою профессиональную подготовленность...» [Кузнецов, 2004, с. 48].
Н. И. Мешков провел исследование о влиянии учебно-профессиональной мотивации на успешность обучения студентов педагогического вуза и выявил, что «у студентов с высокой успеваемостью наибольшее проявление имеют познавательные и профессиональные мотивы» [Мешков, 1996, с. 28], то есть доминируют мотивы «.приобретения глубоких и прочных знаний; стремление успешно учиться. не запускать учебные предметы; получать интеллектуальное удовлетворение. стать высококвалифицированным специалистом» [Мешков, 1996, с. 28]. У слабоуспевающих студентов преобладает «короткая мотивация» - получение стипендии и общежития. стремление удержаться на факультете. желание избежать неудач, осуждения и наказания за плохую учебу и пр.» [Мешков, 1996, с. 28]. Ученый указывает, что у сильных в успеваемости студентов, имеющих положительную профессиональную направленность, «мотивационная структура в большей мере способствует учебной деятельности» [Мешков, 1996, с. 28], и в тоже время, систематическая учебно-познавательная деятельность влияет на формирование и развитие мотивации [Мешков, 1996].
В ходе проведенного анализа было установлено, что мотивация играет значительную роль в
успешности обучения курсантов и студентов. Побуждают к максимально успешному усвоению знаний по учебным дисциплинам в первую очередь познавательные мотивы и мотивация стать профессионалом в выбранном деле.
Современные исследователи О. Б. Бобков, Г. А. Виноградова, Ю. В. Микрюков, Е. В. Рябуха, А. К. Мурзов и др. упоминают в своих работах, что и в настоящее время имеются случаи отчислений курсантов из военно-учебных заведений. Осознавая необходимость для силовых ведомств Российской Федерации высококвалифицированных специалистов, ученые продолжают научный поиск причин лежащих в основе снижения мотивации к обучению и путей решения этой проблемы. Одним из возможных вариантов решения данной проблемы может стать поиск мотивов, содействующих успешности обучения курсантов, например, изучение приоритетных ценностей личности, побуждающих к выбору профессии военнослужащего и стремлению к обучению в военном вузе, которые в настоящее время недостаточно освещены.
Цель научной статьи - определить совокупность мотивов, обеспечивающих успешность обучения курсантов военного вуза.
Задачи научной статьи: 1) изучить мотивацию выбора профессии военнослужащего и военного вуза курсантами высшего и среднего профессионального образования; 2) выявить различия в ведущих мотивах между «успешными» и «менее успешными» в обучении курсантами, обучающимися по образовательным программам среднего профессионального образования.
Мотивами в отечественной психологии обозначают объекты (которые в сознании могут быть отражены в форме образа, мысли, идеи, нравственного идеала), побуждающие человека к деятельности, направленной на удовлетворение определенной потребности [Психология, 1956].
Под мотивацией подразумеваются причины и механизмы целенаправленного поведения человека [Карпенко, 1990]. Б. Г. Ананьев уровнями мотивации называет - органические потребности и ценностные ориентации [Ананьев, 1996].
Методологической основой исследования является теория деятельности, а именно толкование С. Л. Рубинштейном идеи К. Маркса относительно сознания и труда: они «так взаимосвязаны, что открывается подлинная возможность как бы просвечивать сознание человека через анализ его деятельности, в которой сознание формируется и раскрывается» [Рубинштейн, 1973, с. 30].
Методы исследования
В исследовании приняли участие курсанты Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.
Анализ мотивации выбора курсантами профессии военнослужащего и военного вуза проводился на основе анонимного социально-психологического опроса. Для курсантов была разработана анкета - «Мой выбор профессии».
Выборка составила 280 человек. Из них: 130 курсантов, обучающихся по программам среднего профессионального образования 1-го года (50), 2-го года (30), 3-го года (50) обучения; 150 курсантов, обучающихся по программам высшего образования 1-го года (50), 2-го когда (50), 3-го года (50) обучения.
Данные были подсчитаны количеством ответов (частотой ответов) на каждый вопрос, отдельно по каждому курсу, затем переведены в проценты, проранжированы, и представлены в таблицах и рисунках [Крылов, 2005].
Для определения ведущих мотивов, определяющих успешность обучения курсантов, было проведено психологическое тестирование. Использовалась методика «Опросник Шварца-1» (вариант адаптированный В. Н. Карандышевым) [Карандышев, 2004].
Методика направлена на изучение универсальных, общечеловеческих ценностей, существующих в каждой культуре. Ценности, согласно теории мотивационных типов Ш.Шварца -В. Билски, есть познанные потребности.
Ш. Шварц описал десять мотивационных типов соответственно их центральной цели - власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиция, конформность, безопасность [Карандышев, 2004, с. 27].
Выборка составила 250 курсантов среднего профессионального образования. Из них, 88 кур-
Частота ответов курсантов о причинах выбора
сантов 1-го года обучения, 91 курсантов 2-го года обучения, 76 курсантов 3-го года обучения. В каждой из указанных групп были выделены «успешные» и «менее успешные» в обучении курсанты. «Успешными» в обучении рассматривались курсанты, имеющие средний балл (по пятибалльной шкале) от 4,4 и выше; «менее успешными» - курсанты со средним баллом от 3,5 и ниже.
Средний возраст испытуемых - 19,4 ± 1,3 лет. Согласно возрастной периодизации А. А. Марко-сяна (1969 г.) - это юношеский возраст. Это период профессионального и личностного самоопределения (выбора профессии, своего места в жизни, формирования мировоззрения).
Исходя из того, что успешность обучения мы рассматриваем как комплексный показатель, внешними критериями оценки которого являются академическая успеваемость, достижения в служебной деятельности и общественной нагрузке, и результат обучения в целом (по показателю рейтинга) [Благинин, 2022], испытуемые были разделены на группы: «успешных» и «менее успешных» в учебной деятельности, в служебной деятельности и обучении в целом (по рейтингу).
Статистически значимые различия в ведущих мотивах между «успешными» и «менее успешными» в обучении курсантами были получены с применением 1>критерия Стьюдента.
Результаты исследования
Первый блок анкеты включал вопросы о причинах выбора курсантами профессии военнослужащего. Данные анкетного опроса изложены в таблице 1.
Таблица 1.
ии военнослужащего
I Причины, повлиявшие на выбор курсантами профессии военнослужащего Частота встречаемости ответов в % (ранг)
№ Утверждения 1 год СПО 2 год СПО 3 год СПО 1 год ВО 2 год ВО 3 год ВО
1 Служба в Вооруженных Силах - семейная традиция 26 12 27 11 28 12 32 11 44 9 42 10
2 Желание защищать свою Родину 74 4 90 1 88 1 84 3 92 1 98 1
3 Престижность профессии военнослужащего 90 1 90 1 86 2 94 1 86 2 94 2
4 Хорошая оплата труда 80 2 87 2 82 4 88 2 92 1 98 1
I Причины, повлиявшие на выбор курсантами профессии военнослужащего Частота встречаемости ответов в % (ранг)
№ Утверждения 1 год СПО 2 год СПО 3 год СПО 1 год ВО 2 год ВО 3 год ВО
5 Любовь к военной форме, военным традициям 64 7 77 4 72 8 74 5 62 7 74 6
6 Возможность служить в разных частях России 44 9 53 8 48 9 40 10 46 8 58 9
7 Обеспечение жильем за счет государства 56 8 73 5 76 6 70 6 78 3 86 3
8 Ранний выход на пенсию 72 5 77 4 86 2 64 7 74 4 84 4
9 Возможность легко поступить в военный вуз 30 11 57 7 42 11 22 12 30 10 32 12
10 Пример одноклассников 32 10 40 9 26 13 16 13 20 11 14 14
11 Решение (убеждение) со стороны родителей 16 14 7 12 20 14 10 14 18 12 16 13
12 Возможность посмотреть мир 24 13 37 10 46 10 32 11 30 10 34 11
13 Возможность повысить свой социальный статус 64 7 73 5 74 7 56 9 62 7 66 8
14 Желание построить карьеру военнослужащего 66 6 83 3 80 5 78 4 68 6 82 5
15 Возможность доказать всем, что справлюсь с трудностями 78 3 70 6 84 3 62 8 64 5 68 7
Анализ данных опроса показал, что мотивация курсантов к выбору профессии военнослужащего включала:
- у курсантов среднего профессионального образования:
1. престижность профессии военнослужащего;
2. мотивы патриотизма (желание защищать Родину);
3. хорошая оплата труда и социальные льготы;
4. желание доказать окружающим, что справлюсь с трудностями;
5. желание построить карьеру.
- у курсантов высшего образования:
1. хорошая оплата труда и социальные льготы;
2. мотивы патриотизма (желание защищать Родину);
3. престижность профессии военнослужащего. Частота ответов курсантов о мотивации к обуч
Следует отметить, что показатель патриотизма как причина выбора профессии военнослужащего у курсантов укрепляется от года к году в процессе обучения в военном вузе.
Для многих курсантов среднего профессионального и высшего образования причиной выбора профессии является интерес и любовь к военной форме, военным традициям.
Курсанты среднего профессионального образования причинами выбора вуза отмечают также возможность повысить свой социальный статус и продемонстрировать себе и другим людям свою физическую и духовную силу.
Второй блок анкеты включал вопросы о мотивации курсантов к дальнейшему обучению в военном вузе. Данные анкетного опроса изложены в таблице 2.
Таблица 2.
[ию в военно-учебном заведении
II Частота встречаемости ответов в %
№ Вопросы/Утверждения 1 год СПО 2 год СПО 3 год СПО 1 год ВО 2 год ВО 3 год ВО
Желаете ли вы проходить обучение в ВА МТО?
1.1. Да, я рад, что мне представилась такая возможность 96 93 92 94 74 100
1.2. Это был не мой выбор, за меня приняли решение 0 0 0 0 4 0
1.3. Мне сложно привыкнуть к обучению и к службе 4 3 6 6 10 0
1.4. Нет, я не желаю обучаться в военном вузе 0 0 2 0 12 0
Получение военного образования в ВА МТО для Вас:
2.1. Возможность построить карьеру 74 67 70 88 62 76
2.2. Возможность получить новые знания по специальности 48 60 36 28 42 40
2.3. Учеба здесь мне не интересна 2 3 2 0 12 0
Чем для Вас является военная служба?
3.1. Призвание, главное дело моей жизни 30 37 24 28 22 40
3.2. Возможность защитить свою страну 53 77 86 56 72 84
3.3. Возможность обеспечить семью, получить социальные льготы 56 53 68 68 70 60
3.4. Профессия, которая мне не интересна 2 3 4 0 10 0
3.5. Ваш ответ 2 0 2 2 0 0
Как Вы относитесь к обучению в вузе?
4.1. Прикладываю все усилия для освоения специальности 90 90 94 100 86 100
4.2. Усилий не прилагаю, так как в любом случае получу диплом 6 3 4 0 8 0
4.3. Ваш ответ 0 0 2 0 6 0
Как относятся члены Вашей семью к Вашему обучению в вузе?
5.1. Положительно, они гордятся мной 94 97 80 98 94 96
5.2. Нейтрально 6 3 4 2 4 4
5.3. Отрицательно 0 0 0 2 2 0
Анализ данных представленных в таблице 2, позволяет сделать вывод:
— во-первых, высокий процент курсантов (74 %-100 %) обучающихся по программам среднего профессионального и высшего образования положительно относятся к возможности получить образование в выбранном вузе, т.е. имеют высокую мотивацию к обучению в Военной академии материально технического обеспечения;
— во-вторых, мотивация курсантов к обучению заключается в возможности построить карьеру специалиста в области тылового обеспечения (62 %-76 %); защитить свою страну (53 %-86 %), обеспечить достойный уровень жизни для своей семьи (53 %-70 %);
— в-третьих, курсанты (86 %-100 %) указывают, что стремятся к освоению выбранной специальности; мотивацию к обучению курсантов поддерживают близкие родственники и родители (80 %-97 %).
Следовательно, мотивация курсантов к выбо-
ру профессии военнослужащего заключается в трех основных, взаимосвязанных и взаимодополняющих мотивах - патриотизма (желания защищать Родину), материальных ценностей (желание обеспечить достойный уровень жизни семьи) и самореализации (стремление построить карьеру военнослужащего).
Данные психологического тестирования курсантов среднего профессионального образования о мотивах, содействующих успешности обучения, по методике «опросник Шварца-1» соответствую нормальному распределению и позволяют применить для анализа параметрический метод 1-критерия Стьюдента.
Статистический анализ данных тестирования курсантов среднего профессионального образования 1-го, 2-го, 3-го годов обучения о ведущих мотивах позволил выявить статистически значимые различия между «успешными» и «менее успешными» в обучении курсантами. Данные представлены в таблице 3 и 4.
Таблица 3.
Сравнение средних значений между группами «успешных» и «менее успешных» курсантов среднего профессионального образования 1-го и 2-го года обучения в учебной деятельности (по успеваемости) - по методике «Опросник Шварца-1»
Показатель М ± т Значение 1-критерия Стьюдента М ± т Значение 1-критерия Стьюдента
«Успешные» п-25 «Менее успешные» п-13 «Успешные» п-21 «Менее успешные» п-8
в учебной деятельности курсанты 1-го года обучения в учебной деятельности курсанты 2-го года обучения
Конформность 5,8±2,3 5,5±2,6 0,3 5,9±1,8 6,1±2,7 -0,3
Традиции 5,2±2 5,2±1,6 0,0 6,6±1,9 7,4±1,8 -1,1
Доброта 6,6±1,7 6±2 0,9 6,3±1 6,6±2,1 -0,4
Универсализм 6,4±2,0 5,7±2,4 0,9 6,3±1,7 6,8±2,2 -0,5
Самостоятельность 6±1,9 4,1 ±2,3 2,4* 6±1,5 5,3±2,9 0,7
Стимуляция 5,2±1,7 4,9±2,4 0,6 5,3±1,7 5±1,3 0,5
Гедонизм 6,3±1,8 5,2±1,7 1,9 5,8±1,8 7,3±1,7 -2*
Достижения 6,5±1,7 5,5±1,8 1,7 6±1,4 5,6±2,6 0,4
Власть 5,9±1,7 3,8±2 3 2** 6±1,2 5,4±2,4 0,6
Показатель М ± т Значение 1-критерия Стьюдента М ± т Значение 1-критерия Стьюдента
«Успешные» п-25 «Менее успешные» п-13 «Успешные» п-21 «Менее успешные» п-8
в учебной деятельности курсанты 1-го года обучения в учебной деятельности курсанты 2-го года обучения
Безопасность 6,1±2,1 | 5,6±2,3 0,7 6±1,4 | 6,4±2 -0,5
Курсивом выделены статистически значимые показатели *р<0,5; **р<0,01; ***р<0,001
Значение показателя «самостоятельность» у «успешных» в учебной деятельности курсантов 1-го года обучения на 46,3 % больше, чем у «менее успешных» курсантов. Значение показателя «власть» у «успешных» в учебной деятельности курсантов 1-го года обучения на
55,3 % больше чем у «менее успешных» курсантов.
Значение показателя «гедонизм» у «успешных» в учебной деятельности курсантов 2-го года обучения на 20,6 % меньше, чем у «менее успешных» курсантов.
Таблица 4.
Сравнение средних значений между группами «успешных» и «менее успешных» курсантов среднего профессионального образования 3-го года обучения в учебной деятельности (по успеваемости), в обучении в целом (по рейтингу) - по методике «Опросник Шварца-1»
М ± т М ± т
Показатель «Успешные» п-19 «Менее успешные» п-10 Значение 1-критерия Стьюдента «Успешные» п-15 «Менее успешные» п-8 Значение 1-критерия Стьюдента
в учебной деятельности курсанты 3-го года обучения в обучении (по рейтингу) курсанты 3-го года обучения
Конформность 4,7±2 4,1±1,8 0,9 4,8±1,9 3,5±2 1,5
Традиции 4,4±2,7 5,4±1,8 -1,2 4,2±2,6 4,9±2,3 -0,6
Доброта 5,7±2,6 4,5±2,7 1,1 6,1±2,3 4,1±2,9 1,7
Универсализм 6,3±2,1 5±2,1 1,6 6,7±1,9 4,8±2,8 1,8
Самостоятельность 6,4±1,9 4,7±2,3 2,1* 6,8±1,8 4,1 ±2,6 2,6*
Стимуляция 5,3±2,3 4,9±3 0,3 5,7±2,4 4,4±3,3 1
Гедонизм 5,4±1,9 6,4±1,6 -1,5 5,5±2 6±2 -0,6
Достижения 6,1±2,2 5,4±1,8 1 6,1±2,2 5±2,1 1,2
Власть 5,5±1,6 4,7±2 1,1 5,3±1,5 4,4±1,7 1,6
Безопасность 5,8±2 4,6±1,3 2 5,7±2 4±1,6 2,2*
Курсивом выделены статистически значимые показатели *р<0,5; ** р<0,01; ***р<0,001
Значение показателя «самостоятельность» у «успешных» в обучении курсантов 3-го года обучения на 65,9 % больше чем у «менее успешных» курсантов. Значение показателя «безопасность» у «успешных» в обучении курсантов 3-го года обучения на 42,5 % больше чем у «менее успешных» курсантов.
Анализ результатов исследования
«Успешные» в учебной деятельности курсанты, в отличие от «менее успешных» курсантов на начальном этапе обучения (1-й год) характеризуются приоритетом ценностей -самостоятельность и власть, то есть потребностью в независимости, автономии, планировании и контроле собственной деятельности, а также потребностью в 172
доминировании, контроле над окружающими людьми.
«Успешные» в учебной деятельности курсанты, в отличие от «менее успешных» курсантов на 2-м году обучения, характеризуются меньшей потребностью в чувственном удовольствии (мотив гедонизма).
Статистически значимых различий между «успешными» и «менее успешными» в служебной деятельности и общественной нагрузке, а также в обучении в целом (по рейтингу) между курсантами среднего профессионального образования 1-го и 2-го года обучения не выявлено.
«Успешные» в учебной деятельности курсанты в отличие от «менее успешных» курсантов на заключительном этапе обучения (3Т. Ю. Чуранова
й год) характеризуются приоритетом в ценности - самостоятельность, то есть потребностью в независимости, автономии, планировании и контроле собственной деятельности.
«Успешные» в обучении в целом (по рейтингу) курсанты, в отличие от менее успешных курсантов, на заключительном этапе обучения (3-й год) характеризуются приоритетом в ценности - самостоятельность и безопасность, то есть стремлении к стабильности для общества и самого себя (например, достижении гармонии во взаимоотношениях).
Статистически значимых различий между «успешными» и «менее успешными» в служебной деятельности и общественной нагрузке курсантами среднего
профессионального образования 3-го года обучения не выявлено.
Заключение
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что автором сделана попытка установить целесообразность поиска различий в мотивах, содействующих успешности курсантов в учебной деятельности, и мотивов, определяющих их успех в обучении в целом (по результату рейтинга). В результате получены статистически значимые различия в показателях мотивов, определяющих успешность в учебной деятельности (приоритетная ценность - самостоятельность) и показателями мотивов успешности в обучении, по результату рейтинга (приоритетные ценности - самостоятельность и безопасность). Следовательно, полагаем рациональным изучить различия в мотивах, определяющих успешность курсантов в соответствии с видом выполняемой деятельности (учебной, служебной и пр.)
Социально-психологический опрос курсантов показал, что мотивация курсантов к выбору профессии военнослужащего и обучению в военно-учебном заведении заключается в совокупности трех основных, взаимосвязанных и взаимодополняющих мотивов - патриотизма (желания защищать Родину), материальных ценностей (желание обеспечить достойный уровень жизни семьи) и самореализации (стремление построить карьеру военнослужащего).
Основным мотивом, содействующими отчислению курсантов из военно-учебного заведения, может быть мотив гедонизма в учебной деятельности. Так, стремление к чувственному удовольствию несовместимо с необходимостью система-
тического труда в усвоении теоретических знаний и формирования умений, что неизбежно снизит показатель успеваемости и далее приведет к неудовлетворенности преподавателей, командиров подразделений и самих курсантов результатом учебы, и как следствие - к повышению вероятности отчисления курсанта из военно-учебного заведения.
Библиографический список
1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человеко-знания: избранные психологические труды / под. ред.
A. А. Бодалева. Москва : Институт практической психологии; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
2. Благинин А. А. Понятие «успешность обучения курсантов» военно-учебного заведения / А. А. Благинин, А. М. Чуранов, Т. Ю. Чуранова // Военный академический журнал. 2022. № 4 (36). С. 28-35.
3. Бобков О. Б. Факторы, влияющие на формирование учебно-профессиональной мотивации курсантов военного вуза / О. Б. Бобков, Г. А. Виноградова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2. С. 116-122.
4. Бочков Е. А. Педагогика : учебное пособие / Е. А. Бочков, А. Ф. Девицкий, А. С. Дубинин и др. / Санкт-Петербург : Изд-во Военной академии тыла и транспорта, 2007. 294 с.
5. Буравцова Н. В. Взаимосвязь личностного адаптационного потенциала и мотивационных характеристик курсантов военного вуза / Н. В. Буравцова,
B. И. Коваленко, Т. Ю. Сычева // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 319-321.
6. Доломанюк Л. В. Мотивация учебной деятельности курсантов // Казанский педагогический журнал. 2009. № 9- 10 (75-76). С. 14-19.
7. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности : монография. Москва : АСВ, 2004. 224 с.
8. Карандышев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Санкт-Петербург : Речь, 2004. 70 с.
9. Карпенко Л. А. Психология. Словарь / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Политиздат, 1990. 494 с.
10. Корзунин В. А. Психофизиологические и личные корреляты успешности профессионального обучения курсантов операторского профиля / В. А. Корзунин, В. И. Пузанова, К. Г. Антанович, А. Н Ят-манов // Психология и психотехника. 2018. № 4.
C. 118-125.
11. Крылов А. А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / А. А. Крылов, С. А. Маничев. 2-е изд., доп. и перераб. Санкт-Петербург : Питер, 2005. 560 с.
12. Кузнецов А. Ф. Мотивация к обучению курсантов / А. Ф. Кузнецов, Ю. В. Пилявская, М. А. Кузнецова // Психопедагогика в правоохранительных ор-
ганах. 2004. № 2 (22). С. 46-49.
13. Мешков Н. И. Учебно-профессиональная мотивация и академическая успеваемость студентов // Инженерные технологии и системы. Науки об образовании. 1996. С. 27-30.
14. Микрюков Ю. В. Формирование мотивации у курсантов военных вузов в условиях профессиональной подготовки // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. № 8. С. 74-87.
15. Панков Н. А. Есть такая профессия - родину защищать. 2-е изд., доп. и перераб. URL: WWW.MIL.RU (дата обращения: 07.10.2023).
16. Психология: Учебник для педагогических институтов / А. А. Смирнов (гл. ред.), А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов. Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956. с. 575.
17. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / отв. ред. Е. В. Шорохова. Москва : Педагогика, 1973. 424 с.
18. Рябуха Е. В. Основные факторы, влияющие на отчисление курсантов из военных институтов: причины и пути решения / Е. В. Рябуха, А. К. Мурзов // Молодой ученый. 2021. № 10 (352). С. 168-171.
19. David C. McClelland, Motivational configurations / Charles P. Smith, editor; in association with John W. Atkinson, David C. McClelland, Joseph Veroff // Motivation and personality: handbook of thematic content analysis. Cambridge University Press, 1992. pp. 87-99.
20. Martin E. P. Seligman. How to Change Your Mind and Your Life // VINTAGE BOOKS. A Division of Random House, Inc. New York. 2018. URL: https://archive.org/details/MartinSeligmanLearnedOptimi sm/page/n113/mode/2up (дата обращения: 02.12.2022).
Reference list
1. Anan'ev B. G. Psihologija i problemy chelovekoznanija: izbrannye psihologicheskie trudy = Psychology and problems of human science: selected psychological works / pod. red. A. A. Bodaleva. Moskva : Institut prakticheskoj psihologii; Voronezh : NPO «MODJeK», 1996. 384 s.
2. Blaginin A. A. Ponjatie «uspeshnost' obuchenija kursantov» voenno-uchebnogo zavedenija = The concept of «success of training cadets» in a military educational institution / A. A. Blaginin, A. M. Churanov, T. Ju. Churanova // Voennyj akademicheskij zhurnal. 2022. № 4 (36). S. 28-35.
3. Bobkov O. B. Faktory, vlijajushhie na formirovanie uchebno-professional'noj motivacii kursantov voennogo vuza = Factors affecting the formation of educational and professional motivation of cadets in military university / O. B. Bobkov, G. A. Vinogradova // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2012. T. 14, № 2. S. 116-122.
4. Bochkov E. A. Pedagogika = Pedagogics : uchebnoe posobie / E. A. Bochkov, A. F. Devickij, A. S. Dubinin i dr. / Sankt-Peterburg : Izd-vo Voennoj akademii tyla i transporta, 2007. 294 s.
5. Buravcova N. V Vzaimosvjaz' lichnostnogo adap-tacionnogo potenciala i motivacionnyh harakteristik kursantov voennogo vuza = The relationship between personal adaptation potential and motivational characteristics of cadets in military university / N. V. Buravcova, V. I. Kovalenko, T. Ju. Sycheva // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2018. № 4 (71). S. 319-321.
6. Dolomanjuk L. V. Motivacija uchebnoj dejatel'nosti kursantov = Motivation of cadets' training activities // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2009. № 9- 10 (7576). S. 14-19.
7. Ishkov A. D. Uchebnaja dejatel'nost' studenta: psihologicheskie faktory uspeshnosti = Student learning activities: psychological success factors : monografija. Moskva : ASV, 2004. 224 s.
8. Karandyshev V N. Metodika Shvarca dlja izuchenija cennostej lichnosti: koncepcija i metodicheskoe rukovodstvo = Schwartz's methodology for the study of personality values: concept and methodological guidance. Sankt-Peterburg : Rech', 2004. 70 s.
9. Karpenko L. A. Psihologija. Slovar' = Psychology. Dictionary / L. A. Karpenko, A. V. Petrovskij, M. G. Jaroshevskij. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva : Politizdat, 1990. 494 s.
10. Korzunin V. A. Psihofiziologicheskie i lichnye korreljaty uspeshnosti professional'nogo obuchenija kursantov operatorskogo profilja = Psychophysiological and personal correlates of the success of professional training of cadets in the operator profile / V. A. Korzunin, V. I. Puzanova, K. G. Antanovich, A. N Jatmanov // Psihologija i psihotehnika. 2018. № 4. S. 118-125.
11. Krylov A. A. Praktikum po obshhej, jeksperi-mental'noj i prikladnoj psihologii = Workshop on general, experimental and applied psychology / A. A. Krylov, S. A. Manichev. 2-e izd., dop. i pererab. Sankt-Peterburg : Piter, 2005. 560 s.
12. Kuznecov A. F. Motivacija k obucheniju kursantov = Motivation to train cadets / A. F. Kuznecov, Ju. V. Piljavskaja, M. A. Kuznecova // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2004. № 2 (22). S. 46-49.
13. Meshkov N. I. Uchebno-professional'naja motivacija i akademicheskaja uspevaemost' studentov = Educational and professional motivation and academic performance of students // Inzhenernye tehnologii i sistemy. Nauki ob obrazovanii. 1996. S. 27-30.
14. Mikijukov Ju. V. Formirovanie motivacii u kursantov voennyh vuzov v uslovijah professional'noj podgotovki = Formation of motivation among cadets of military universities in professional training conditions // Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2018. № 8. S. 74-87.
15. Pankov N. A. Est' takaja professija - rodinu zashhishhat' = There is such a profession - the birthplace of the virus 2-e izd., dop. i pererab. URL: www.mil.ru (data obrashhenija: 07.10.2023).
16. Psihologija: Uchebnik dlja pedagogicheskih insti-tutov = Psychology: Textbook for pedagogical institutes / A. A. Smirnov (gl. red.), A. N. Leont'ev, S. L. Rubinshtejn, B. M. Teplov. Moskva : Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel'stvo Ministerstva prosveshhenija RSFSR, 1956. s. 575.
17. Rubinshtejn S. L. Problemy obshhej psihologii = Problems of general psychology / otv. red. E. V. Shorohova. Moskva : Pedagogika, 1973. 424 s.
18. Rjabuha E. V. Osnovnye faktory, vlijajushhie na otchislenie kursantov iz voennyh institutov: prichiny i puti reshenija = There is such a profession - to protect
your homeland / E. V. Rjabuha, A. K. Murzov // Molodoj uchenyj. 2021. № 10 (352). S. 168-171.
19. David C. McClelland, Motivational configurations / Charles P. Smith, editor; in association with John W. Atkinson, David C. McClelland, Joseph Veroff // Motivation and personality: handbook of thematic content analysis. Cambridge University Press, 1992. pp. 87-99.
20. Martin E. P. Seligman. How to Change Your Mind and Your Life // VINTAGE BOOKS. A Division of Random House, Inc. New York. 2018. URL: https://archive.org/details/MartinSeligmanLearnedOptimi sm/page/n113/mode/2up (data obrashhenija: 02.12.2022).
Статья поступила в редакцию 29.09.2023; одобрена после рецензирования 27.10.2023; принята к публикации 22.11.2023.
The article was submitted 29.09.2023; approved after reviewing 27.10.2023; accepted for publication 22.11.2023.