УДК/UDC 378.635.5.015:324.2:159.947.5 DOI 10.54509/22203036_2023_1_94 EDN BDUJEW
Шилов Егор Константинович
аспирант Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург
Коновалов Антон Андреевич
кандидат педагогических наук, директор Научно-образовательного центра исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
Shilov Egor K.
Postgraduate Student, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg
Konovalov Anton A.
Candidate of Pedagogical Science, Director of the Center for the Study of Prospects of Human Resources of Vocational Education, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
ACHIEVEMENT MOTIVATION AS ONE OF THE CONDITIONS FOR SUCCESSFUL EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY OF CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES
Введение. Национальная безопасность требует от каждого военнослужащего профессионального подхода к решению оперативных задач в условиях боевых действий, способности эффективно противодействовать противнику, быть высокомотивированным на достижение победы, а также уметь мотивировать подчиненный личный состав на выполнение поставленных задач в любых условиях и добиваться успеха. Мотивация достижения является одной из значимых характеристик, проявляется в стремлении к лучшим результатам, в проявлении настойчивости в движении к цели, активности, овладении мастерством в разных видах деятельности. Цель статьи -определить влияние уровня мотивации достижения на успешность в учебно-профессиональной деятельности курсантов, сформулировать возможные причины и определить перечень действий, способствующих повышению уровня мотивации достижения у курсантов военных вузов.
Методология. Рассмотрена проблема мотивации достижения (О. С. Виндекер, Е. П. Ильин), в том числе в сфере военного профессионального образования (О. Б. Бобков, Г. А. Виноградова, Ю. В. Микрюков, О. В. Одегова), изучены подходы к диагностике профессиональной пригодности кандидатов к военной
специальности (Ю. В. Митрахович). Методы исследования: наблюдение, беседа, анализ документации, которая отражает учебную, спортивную, служебную деятельность курсанта; статистическая обработка данных.
Результаты. В статье рассматривается учебно-профессиональная деятельность курсантов военных вузов как совокупность учебно-познавательного, служебного, общественного и других видов деятельности. Раскрывается структура мотивов, основные особенности мотивации в учебно-профессиональной деятельности курсантов. Представлены основные положения мотивации достижения с учетом системного подхода к мотивации всей учебно-профессиональной деятельности. Проанализированы результаты проведенного исследования мотивации достижения у курсантов высшего военного училища противовоздушной обороны на различных курсах обучения, выявлена эффективность ее влияния на учебную, спортивную деятельность с учетом особенностей обучения и создаваемых условий в военном вузе.
Заключение. Мотивация достижения имеет особое значение для будущего офицера в период обучения в военном вузе ввиду специфики военно-профессиональной деятельности. Обеспечение военно-профес-
сиональной диагностики и коррекции, личностно ориентированный подход, внедрение рейтинговой системы, создание современных учебно-пространственных сред с применением VR-технологий в обучении, введение эффективных стимулов как способов повышения эффективности учебно-профессиональной деятельности способны повлиять на позитивные изменения у курсантов, формируя уверенность в достижении результата, желание соответствовать определенному уровню, быть профессионалом своего дела.
Introduction. National security requires serviceman to have a professional approach to solving operational tasks in combat conditions, the ability to effectively counteract the enemy, be highly motivated to achieve victory, as well as be able to motivate subordinate personnel to perform tasks in any conditions and achieve success. The motivation of achievement is one of the significant characteristics, manifested in the desire for better results, in the manifestation of perseverance in moving towards the goal, activity, mastery in various activities. The purpose of the article is to determine the influence of the level of achievement motivation on the success in the educational and professional activities of cadets, to formulate possible reasons and to determine a list of actions that contribute to increasing the level of achievement motivation among cadets of military universities.
Methodology. The problem of achievement motivation is considered (O. S. Vindeker, E. P. Ilyin), including in the field of military professional education (O. B. Bobkov, G. A. Vino-gradova, Yu. V. Mikryukov, O. V. Odegova), approaches to diagnosing the professional suitability of candidates for a military specialty were studied (Yu. V. Mitrakhovich). The following research methods were used: observation, conversation, analysis of documentation that reflects the educational, sports, service activities of the cadet, statistical data processing.
Results. The article considers educational and professional activities of cadets of military universities as a set of educational, cognitive, service, public and other activities. The structure of motives, the main features of motivation in the educational and professional activities of cadets are revealed. The main provisions of achievement motivation are presented, taking into account a systematic approach to the motivation of all educational and professional activities. The results of the study of achievement motivation among cadets of the Higher Military School of Air Defense in various training courses are analyzed, the effectiveness of its influence on educational and sports activities is revealed, taking into account the characteristics of training and the conditions created in a military university.
Conclusion. Achievement motivation is of particular importance for a future officer during the period of study at a military university due to the specifics of military professional activity. Providing military-professional diagnostics and correction, a student-centered approach, introducing a rating system, creating modern educational and spatial environments using VR technologies in training, introducing effective incentives as ways to increase the effectiveness of educational and professional activities can affect positive changes among cadets, forming confidence in achieving results, the desire to meet a certain level, to be a professional in one's field.
Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, достиженческая деятельность, учебно-профессиональные мотивы, мотивация достижения, уровень мотивации, курсанты, военный вуз.
Keywords: educational and professional activity, achievement, educational and professional motives, achievement motivation, motivation levels, cadets, military university.
Введение
В настоящее время национальная безопасность страны требует от каждого военнослужащего профессионального подхода к решению оперативных задач в условиях боевых действий, способности эффективно противодействовать противнику, быть высокомотивированным на достижение победы, а также уметь мотивировать подчиненный личный состав на выполнение поставленных задач в любых условиях и добиваться успеха.
В связи с этим, как справедливо отмечают Н. В. Буравцова, В. И. Коваленко и Т. Ю. Сычева, предъявляются новые требования к подготовке «высококвалифицированных, компетентных специалистов, обладающих высочайшим уровнем профессиональной мотивации, готовностью к использованию приобретенных ими профессиональных знаний, умений и навыков, реализации личностных качеств, направленных на выполнение актуальных задач» [2, с. 319].
При этом современная система профессионального образования сталкивается с рядом проблем, в частности:
- с подготовкой квалифицированного с точки зрения ожиданий и требований работодателей специалиста и, как следствие, дальнейшим трудоустройством выпускников (С. С. Гиль) [4];
- несоответствием уровня профессионального мастерства педагогов и мастеров производственного обучения запросам общества, владением актуаль-
ными профессиональными компетенциями, особенно цифровыми (A. Hoekstra, J. R. Crocker) [14];
- неготовностью педагогов и образовательных организаций к внедрению новых механизмов и содержательных элементов в образовательный процесс (В. В. Дубицкий и др.) [6];
- поиском эффективных инструментов совершенствования профессионального мастерства педагогов и их мотивацией к непрерывному развитию (J. H. Broad) [13];
- компетентностью педагогов профессионального образования в осуществлении формирующего оценивания образовательных результатов студентов (A. K. Sandal) [16].
Профессиональная подготовка курсантов высших военно-учебных заведений как одной из ключевых категорий военнослужащих, на которых в связи с текущей ситуацией ложится повышенная ответственность, также требует пристального внимания.
Важнейшим условием активности курсанта в военном вузе является мотивация учебно-профессиональной деятельности, так как многие свойства и качества личности курсанта интегрируются в моти-вационной сфере. Мотивация помогает понять личность будущего офицера, субъективную значимость для него учения, позволяет спрогнозировать результативность деятельности на разных курсах, а также дает возможность преподавательскому составу проводить работу по формированию мотивации в нужном направлении. От того как будет мотивирован будущий офицер зависит его профессиональное становление, качество выполняемой служебной деятельности.
В военной сфере одной из значимых характеристик является мотивация достижения, она проявляется в стремлении к лучшим результатам, в проявлении настойчивости в движении к цели, активности, овладении мастерством в разных видах деятельности. В условиях военного вуза мотивация достижения может проявляться в учебно-профессиональной деятельности, которая является основным видом деятельности курсантов. Деятельность по овладению профессией и специальностью мы вслед за О. В. Одеговой рассматриваем как совокупность учебно-познавательного, служебного, общественного и других видов деятельности [12].
Несмотря на важность учебно-профессиональной деятельности у курсантов, не всегда эта деятельность является успешной в связи с наличием определенных внутренних личностно-психологических противоречий, а также с наличием специфических особенностей, связанных с устройством быта и обучения в военном
вузе. Это жесткий регламент по времени, иные условия и формы получения знаний, трудности проживания в казарме, отсутствие родительской опеки, ограничение свободного выхода в город, построение отношений как на основе соподчинения, так и выстраивания личностных отношений, следование жестким правилам дисциплины, социальные наказания за плохую учебу со стороны преподавателей, командиров и коллектива курсантов. Все это требует от будущего офицера на данном этапе высокой устойчивости, личной мотивации на обучение, а также особой мотивацион-ной готовности.
В связи с тем, что на современном этапе специфика данной темы применительно к высшим военно-учебным заведениям недостаточно раскрыта, целью нашего исследования является определение влияния уровня мотивации достижения на успешность учебно-профессиональной деятельности курсантов.
Для достижения названной цели были поставлены следующие исследовательские вопросы:
- выяснить, что понимается под мотивацией достижения с учетом системного подхода к исследованию мотивации учебно-профессиональной деятельности курсантов;
- выяснить, какой уровень мотивационной направленности на успех наблюдается у курсантов военных вузов, проследить корреляционные связи с результатами учебной и спортивной деятельности курсантов;
- сформулировать возможные причины и определить перечень действий, способствующих повышению уровня мотивации достижения у курсантов военных вузов.
Методология
Различным проблемам мотивации посвящены работы следующих военных ученых: Г. Ф. Лукова,
A. В. Барабанщикова, М. И. Дьяченко, Н. Ф. Феденко,
B. П. Давыдова, Э. П. Утлика, В. И. Ковалева, В. Я. Кикотя, О. Ю. Ефремова, В. В. Мелетичева, В. И. Хальзова, Ю. Ф. Худолеева, С. С. Муцинова, В. Н. Селезнева и др. В системе высших военных вузов вопросы учебной мотивации нашли отражение в исследованиях и публикациях И. А Бариляка, К. Э. Комаровой, И. И. Бринько, В. В. Богуславского, В. И. Киселева, В. А. Анисимова,
A. В. Боенко, О. В Одеговой, В. А. Митрахович и др. В исследованиях Л. Ф. Железняк, В. Ф. Ковалевской,
B. М Анисимовой, А. В. Боенко уделяется внимание вопросам диагностики профессиональной пригодности кандидатов к военной специальности.
В настоящее время, рассматривая проблему мотивации достижения, многие исследователи сталкива-
ются с трудностями, так как существующие различные подходы к понятию «мотив» и его содержанию зависят от интерпретации различных авторов определения мотивации.
Е. П. Ильин, раскрывая сущность мотивов и мотивации, указывает на существование различных направлений и течений внутри науки по определению природы и функции мотивации, рассматривает мотивы как сложное психосоциальное образование, а также уделяет внимание различным концепциям относительно феномена мотивации достижения [7].
О. С. Виндекер обращает внимание на то, что «в настоящее время граница между понятиями «мотив» и «мотивация» меняется: то становится очень тонкой, т.е. понятия практически отождествляются, используются как синонимы, то очень жесткой, т.е. понятия наполняются разным смыслом» [3, с. 6].
Согласно теории А. Н. Леонтьева, мотив выступает как обязательное условие деятельности, ее предмет, и именно предмет деятельности придает ей определенную направленность [8]. В основе подхода отечественной школы психологии к изучению мотивации лежит рассмотрение мотивации как ценностно-целевого образования, а побуждение к деятельности является главной его функцией [5, с. 48].
В военно-профессиональной деятельности В. Н. Лымарев трактует мотив как качество личности, побуждающее к осознанному выполнению военно-профессионального долга и внедрение значимых ценностей в деятельность военнослужащих [9].
Обобщая разные точки зрения, можем сделать вывод о том, что под мотивами учебной, военно-профессиональной деятельности курсантов необходимо понимать осознанные побуждения к постановке целей данной деятельности, соотношение их с действиями и поступками, направленными на достижение этих целей.
Структуру мотивации учебно-профессиональной деятельности определяют содержание и соотношение различных видов побуждений: мотивы, потребности, стимулы, интересы, цели, идеалы, установки и т.д. Мотивация связана с каждым из этих побуждений, все они интегрируются в единую систему факторов активности личности и определяют ее характер и направленность.
Так, по мнению авторов В. А. Митрахович и Ю. В. Веременко [11], на успешность учебной деятельности курсантов влияют сила мотивации и ее структура, в которую входят соотношения всех этих видов побуждений. Если познавательная потребность удовлетворяется в процессе обучения, то учебная деятель-
ность для курсанта значима сама по себе, что говорит о его внутренней учебной мотивации. Если более важными выходят потребности, связанные с получением материального положения, высокого социального статуса, то это внешняя учебная мотивация. Внешнюю мотивацию разделили на мотивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудач.
Исследование мотивации достижения относится к концу 1940-х-1950-х годов, когда группа ученых Гарвардского университета под руководством Д. Аткинсона и Д. Мак-Клелланда занялась экспериментальным изучением потребности в достижении, был введен термин «мотивация достижения», создана методика диагностики мотивации достижения (Д. Мак-Клелланд). Процесс мотивации, согласно их теории, определяется как соотнесение с критерием качества деятельности, где индивид добивается успеха, ставя себе среднесложные цели. Мотивация успеха позволяет лучше справляться с задачами, лучше их помнить, не бояться новых задач. Д. Мак-Клелланд под мотивом достижения понимал, что нечто делается намного лучше из-за внутреннего удовольствия. Внутреннее удовольствие возникает от собственной успешной деятельности. Мотивы достижения связывал с социальным окружением человека [15].
В современных исследованиях мотивацию достижения относят к внутреннему мотивационному фактору, следовательно, мотив достижения выводится на личностно значимый уровень, что определяет его значимость как одного из условий для эффективной деятельности курсантов.
На достижение успеха влияют как субъективная оценка своих способностей, так и субъективная сложность задач, и убеждение в зависимости успеха от прилагаемых усилий. Человека с высокой мотивацией достижения будет отличать вера в свои способности преодолевать трудности, настойчивость, готовность работать непрерывно и интенсивно, доводить начатое до конца.
Мотивация достижения определяется как устойчивыми чертами личности или свойствами личности, так и ситуативными факторами: ценностью, сложностью деятельности и шансами на успех.
Для мотивации достижения наибольшее значение имеет активность, направленная на достижение результата, которая оценивается в соответствии с социальными, предметными, индивидуальными нормами.
Одним из структурных компонентов мотивации достижения является постановка целей, которая
представляет особый интерес, так как от уровня сложности целей, от их реалистичности, проработанности, значимости зависят успешность функционирования мотивации, эффективность деятельности и достижение успешного результата.
Необходимо помнить, что эффективность деятельности зависит от силы мотивации (закон Р. Йеркса -Д. Додсона). Чем выше сила мотивации, тем результативней деятельность, но если после достигнутого уровня сила мотивации растет, т.е. преодолевается определенный оптимальный уровень мотивации, эффективность деятельности начинает падать, снижается уровень достижений. При избыточной силе мотивации достижения увеличивается тревожность, напряжение, стресс, которые ведут к неуспеху, к дезорганизации деятельности. С другой стороны, низкая мотивация достижения не мобилизует на успешный результат.
Успешность рассматривается как способность и умение достигать высоких результатов в какой-либо деятельности. Показателями успешности являются результативность (общая академическая успеваемость, представленная в виде баллов, отметок, полученных при обучении) и структурность, которая предполагает наличие учебных важных качеств. При оценивании учебной и спортивной деятельности мы будем использовать критерий результативности.
Методология
Для изучения особенностей мотивации достижения в учебно-профессиональной деятельности кур-
сантов в 2020 г. нами было проведено эмпирическое исследование в Ярославском высшем военном училище противовоздушной обороны. В исследовании динамики развития мотивационной направленности на достижение успеха приняли участие 25 курсантов всех курсов обучения (с первого по пятый), в исследовании влияния мотивации достижения на учебную и спортивную деятельность выборка составила 25 курсантов четвертого курса.
Методами исследования стали следующие: наблюдение, беседы, анализ документации, которая отражает учебную, спортивную, служебную деятельность курсанта, статистическая обработка данных.
С целью выявления мотивационной направленности на достижение успеха, выявления динамики изменения мотивации достижения по курсам была применена Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса1. При оценке уровня мотивации по методике была выбрана следующая уров-невая шкала: низкий (от 1 до 10 баллов), средний (от 11 до 16 баллов), умеренно высокий (от 17 до 20 баллов), слишком высокий (свыше 21 балла) уровни мотивации к успеху.
Результаты
Результаты оценки мотивационной направленности на достижение успеха у курсантов представлены на рисунке 1.
Был проведен анализ результатов, отражающих учебную, спортивную деятельность. Уровни учебной деятельности соответствуют оценочным резуль-
1 курс
2 курс
3 курс
4 курс
5 курс
■ Низкий уровень
□ Средний уровень
41 Умеренно высокий уровень
В Слишком высокий уровень
Рис. 1. Особенности мотивационной направленности на достижение успеха у курсантов
1 Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. (Опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха). URL: https://psycabi.net/testy/271-metodika-diagnostiki-lichnosti-na-motivatsiyu-k-uspekhu-t-elersa-oprosnik-t-elersa-dlya-izucheniya-motivatsii-dostizheniya-uspekha.
татам: высокий уровень - учеба на «отлично», средний - на «отлично» и «хорошо», низкий уровень -на «хорошо» и «удовлетворительно». В связи с данным исследованием тот или иной показатель успеваемости является критерием успешности или неуспешности каждого курсанта. Выборку составили 25 курсантов четвертого курса по итогам учебной успеваемости, достижениям в спортивной деятельности. В учебной деятельности высокий уровень успеваемости демонстрируют 20% курсантов, средний уровень имеют 44%, низкий - 36% курсантов (табл. 2).
Успешными достижениями в спортивной деятельности у курсантов являются получение квалификационных уровней физической подготовленности, выполнение спортивных разрядов по военно-прикладным видам спорта, наличие спортивных званий.
Анализируя ведомости результатов по физической подготовке, за основу успешности взяли достижения курсантов, выполнивших спортивные разряды по военно-прикладным видам спорта.
Сопоставление направленности мотивации с успешностью в учебной деятельности (табл. 3) показало, что курсанты с высоким уровнем успеваемости имеют 16% слишком высокого, 4% умеренно высокого уровня мотивации, отсутствуют средний и низкий уровни. Курсанты со средним уровнем показали 12% слишком высокого, 20% умеренно высокого уровня мотивации, 12% среднего уровня. У курсантов с низкой успеваемостью присутствует 4% умеренно высокого, 28 % среднего, 4 % низкого уровня мотивации.
При сопоставлении спортивных результатов с мотивационной направленностью на достижение успеха (табл. 4) разряд кандидата в мастера спорта (КМС) имеют 8 % слишком высокого, 4% умеренно высокого уровня мотивации, средний и низкий уровни отсутствуют. Курсанты с первым спортивным разрядом имеют 12% слишком высокого, 4% умеренно высокого, отсутствуют средний и низкий уровни. У курсантов со 2-3-м разрядом присутствует 8 % слишком высокого, 20 % умеренно высокого, 16% среднего уровня. У тех курсантов, которые не имеют спортивного разряда, отсутствует высокий уровень, преобладает 24 % среднего уровня, есть 4 % с низким уровнем.
Обсуждение результатов
При проведении анализа результатов будем учитывать соотношение всех данных, полученных при исследовании, взаимосвязь различных мотивов, причин и особенностей условий, влияющих на успешную деятельность курсантов.
Таблица 1
Количественное и процентное соотношение курсантов с уровнем успеваемости в учебной деятельности
Уровень Количество Процентный
успеваемости курсантов состав
Высокий 5 20%
Средний 11 44%
Низкий 9 36%
Таблица 2
Количественное и процентное соотношение курсантов с уровнем достижения в спортивной деятельности
Уровни, разряды по физической подготовке Количество курсантов Процентный состав
Кандидат в мастера спорта 3 12%
1-й спортивный 4 16%
2-3-й спортивный 11 44%
Без разряда 7 28%
Таблица 3
Сопоставление успешности учебной деятельности и уровней мотивации на успех
Уровни уд-/-^ м.д. Слишком высокий Умеренно высокий Средний Низкий
Высокий 16% 4% - -
Средний 12% 20% 12% -
Низкий - 4% 28% 4%
Таблица 4
Результаты сопоставления спортивных достижений и уровней направленности мотивации достижения на успех
Разряды/'^ Уровни Слишком высокий Умеренно высокий Средний Низкий
КМС 8% 4% - -
1-й разряд 12% 4% - -
2-3-й разряды 8% 20% 16%
Без разряда - - 24% 4%
По результатам диагностики личности на мотивацию к успеху студенты с третьего по пятый курс показали более стабильные с небольшим отличием между ними в количественном составе по сравнению с первым и вторым курсами значения среднего и высокого уровней мотивации на успех.
На первом курсе, по сравнению с другими курсами, отсутствует низкая мотивация на успех, а слишком высокий уровень мотивации к успеху имеет наибольший показатель (60%) среди курсов (рис. 1). Можно предположить, что это связано с тем, что будущие курсанты прошли специальный профотбор, имеют определенную самооценку о себе, мотивированы на высокие достижения, полны оптимизма, а интерес к новой деятельности служит мощным толчком к их эффективному действию. В то же время курсанты младших курсов оказываются в непростом и непривычном для них положении, они должны сразу же включаться в регламентированную, напряженную работу в казарменных условиях, а получение знаний, умений и навыков требует применения собственных способностей, существенных затрат сил организма. Адаптация на первых курсах может проходить сложно, поскольку, выбирая профессию, будущий курсант не учитывает в полной мере, что военная профессия - это «образ жизни», поэтому может психологически оказаться к ней не готовым. На младших курсах значимыми являются дружеские взаимоотношения в коллективе, но межличностные отношения еще недостаточно налажены, что ведет к определенным трудностям. Деятельность в основном имеет учебный характер, формируется активная установка на овладение профессией.
На младших курсах курсанты еще не достигли понимания того, что успешная учеба в вузе будет являться основой их становления как специалиста. На данном этапе часто роль внешних мотиваторов выполняют офицеры и преподаватели. Они в «красках» рисуют дальнейшие перспективы и рассказывают о важности обучения, почетном статусе защитника Отечества, о высоком денежном довольствии, поддерживая интерес к военной службе. Именно первый курс является базовым для каждого курсанта, ведь именно на нем он ставит перед собой цели. Внешней положительной мотивацией служит предстоящее заключение контракта о прохождении военной службы в несколько этапов, что ведет к большей мотивации достижения и подталкивает к определенным успешным результатам в разных областях.
С другой стороны, слишком высокий уровень мотивации на успех не всегда приводит к успешному результату у первокурсников (рис. 1), а неправильно поставленные цели ведут к нарушениям в эмоциональном и психологическом состоянии. На втором курсе слишком высокий уровень мотивации снижается на 46%, а 60% курсантов имеют средний показатель мотивации на достижение (рис. 1). Понижение слишком высокого уровня мотивации и возрастание среднего
показателя на 32% может свидетельствовать о более адекватном оценивании ситуации и своих возможностей в условиях обучения в вузе, что также позволяет достигать определенных высот и целей в разных областях. На понижение результата может влиять уже заключенный контракт, резкое увеличение денежного довольствия, первоначально сформировавшийся статус курсанта в коллективе, это все может сказываться на снижении необходимости прилагать дополнительные усилия.
На втором курсе, по сравнению с первым курсом, появляется 8% курсантов с низким уровнем мотивации, по сравнению с третьим курсом, таких курсантов меньше на 4%, но больше чем на старших курсах (рис. 1). Это может свидетельствовать о подавлении мотивации достижения, отсутствии надежды на успех, усилия больше направлены на избегание неудач. Причинами могут быть неустоявшиеся жизненные позиции, которые влияют на неудовлетворенность выбранной профессией. Утрата интереса происходит по причине недостаточного представления о будущей профессии. Служба для них является далекой перспективой, поэтому на данном этапе они не считают важным для себя профессиональные навыки. Некоторым приходится прикладывать значительные силы для достижения, другие надеются на везение. На втором курсе учебная активность тормозится, так как курсанты не осознают ближайшие цели при понятной для них конечной цели. Стремление к достижению успеха не подкрепляется интересом к изучаемому материалу, многие считают, что большая часть предметов им не пригодится. Снижение внутренней мотивации, скорее всего, обусловлено недостаточной связью теории с практической деятельностью.
С другой стороны, курсанты второго курса, имея 24% самого высокого, 8% умеренно высокого уровня мотивации, в большинстве своем показывают стремление занять определенное место в коллективе курса, приобрести авторитет у офицеров, стремление достичь поставленных целей обучения и определиться с дальнейшей деятельностью.
В процессе исследования наиболее интересно выглядит третий курс. На третьем курсе курсанты более адаптированы к условиям военного вуза. Они в большей степени осознанно стремятся к получению знаний, активно включаются в научную и профессионально-практическую деятельность. С другой стороны, высокая сложность изучаемых предметов, недостаточная прозрачность возможности карьерного роста и дальнейших перспектив приводят к тому, что начинается психологический спад желания стре-
миться к чему-либо. По сравнению с другими курсами, повышается низкий уровень мотивации на достижение (12%). Отсутствие возможности проводить время так, как хочется, внутреннее неприятие условий, в которых проживают, влияют на уровень мотивации. Из-за отсутствия личного интереса многие курсанты готовы к действию только после воздействия на них со стороны офицеров, преподавателей, родственников или друзей.
На четвертом и пятом курсах уровень средней и высокой мотивации повышается (рис. 1), что свидетельствует о высокой целеустремленности, стремлении получить в дальнейшем воинские звания. Толчком к достижению служит понимание того, что остался последний рывок до выпуска, и следует мобилизовать силы для получения наилучшей характеристики. Стимулом также является возможность выбора места дальнейшей службы при условии успешной учебы. На старших курсах происходит более глубокое понимание своих профессиональных притязаний, отрабатываются умения в профессиональной деятельности. Большинство курсантов уже достигли своих целей, сформировали о себе определенное мнение и гораздо больше, по сравнению с младшими курсами, знают о перспективах дальнейшей службы. Они в меньшей степени подвержены влиянию внешних факторов, не обращают внимания на недостатки учебно-воспитательной работы, на трудности в освоении предметов, больше направлены на достижение конечной цели обучения. Также меняется отношение к испытанию трудностями, так как происходит осмысленное понимание того, что в боевых условиях от полученных знаний и профессиональных навыков зависит их жизнь и жизнь их подчиненных. Поэтому наибольшее значение имеет мотивация на получение профессиональных навыков, а познавательная мотивация имеет тенденцию к снижению. Преобладает внутренняя мотивация и внешняя положительная в деятельности курсантов, которая может быть более эффективна в учебно-профессиональной деятельности. Мотивация на избегание неудач у курсантов отсутствует.
Заметим, что полученные данные коррелируют с эмпирическим исследованием В. А. Митрахович, Ю. В. Веременко, которое провели в 2018 г. в Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного (ВАС). Объектом были курсанты третьего и четвертого курсов, предметом - учебная деятельность. В результате исследования был сделан вывод: познавательная мотивация курсантов имеет тенденцию снижаться с переходом на старший курс обучения, у большинства зафиксирована внешняя
мотивация - мотивация достижения успеха, курсантов с мотивацией избегания неудачи или склонности к ней не выявлено [11].
Анализ результатов исследований по доминированию внутреннего или внешнего мотива в учебно-профессиональной деятельности курсантов не дает возможность утверждать однозначно, какие факторы влияют на мотивационный компонент учебной и профессиональной деятельности курсантов в большей степени и являются абсолютным условием успешности учебно-профессиональной деятельности. На каждом этапе обучения курсантов присущи конкретные особенности учебно-профессиональной мотивации, и, соответственно, мотивация достижения будет интегрирована зависеть от них.
В своих исследованиях О. Б. Бобков и Г. А. Виноградова раскрывают преобладающий тип мотивации на разных этапах обучения курсантов. Так, на обще-развивающем этапе (1-й, 2-й курс) характерен результативный тип мотивации, который носит учебно-познавательный характер, преобладают внешние положительные мотивы на военную службу, может идти избегание неудач (доминирующий тип) и достижение успеха, присутствует разное соотношении в формировании развивающих и поддерживающих мотивов в мотивационной сфере личности с установкой на овладение профессией.
На общепрофессиональном этапе (3-й курс) преобладающий тип мотивации - процессуальный тип учебно-познавательного характера, направлен на получение результата, на сам процесс, преобладают также внешние положительные мотивы, присутствуют мотивы на избегание неудач, идет доминирование развивающих мотивов над поддерживающими в учебной сфере. Курсанты включаются в научную и частично в профессионально-практическую деятельность. На профессионально-познавательном этапе (4-й курс) преобладает процессуальный тип с признаками мотивации на избегание неудач, учебно-познавательная активность снижена, преобладают поддерживающие мотивы над развивающими. Преобладающий тип мотивации на специализированном этапе (5-й курс) - процессуальный тип учебно-познавательного характера, доминируют профессиональные мотивы над социальными, внутренние над внешними, ведущая роль принадлежит развивающим мотивам как в учебной, так и в общежитейской сфере [1].
По данным результатов (табл. 3) мотивация к достижению успеха положительно сопоставляется с успешностью в учебной деятельности. Это указывает на прямую связь мотива и деятельности, значимость
целей в учебе для курсантов. Успешные курсанты в учебе имеют высокий уровень мотивации достижения (табл. 3). Курсанты, обучающиеся на «отлично» и «хорошо», имеют 22% высокого уровня мотивации, а среди курсантов с низким уровнем успешности, кроме низкого 4% и 28% среднего, в обучении встречаются также 4% высокого уровня направленности на достижение. Для каждого курсанта характерен свой оптимальный уровень мотивации достижения. Если не достигнуты желаемые результаты, то можно предположить, либо цели были поставлены нереалистичные и путь достижения выбран неверный, либо могут оказывать влияние личностные особенности курсантов, например отсутствие волевого усилия, настойчивости, а также определенного уровня способностей. Либо это может свидетельствовать о преобладании более сильного уровня мотивации в других областях, отличных от учебной деятельности. Избегание неудач наблюдается с низким уровнем успешности в обучении. В спортивной деятельности курсанты, добившиеся успешных результатов, в большей степени имеют высокую направленность на достижение успеха (табл. 4).
На всех курсах мотивация на избегание неудач, а не на достижение связана с потребностью избежать срыва, наказания, неприятных разговоров и конфликтных взаимоотношений с руководством. Таким курсантам свойственна тревожность, неуверенность, хотя при этом они могут проявлять ответственность к поставленным задачам.
Присутствие внешних отрицательных мотивов свидетельствует о значении для курсантов специфических особенностей учебно-профессионального процесса в военном вузе.
Из проведенных наблюдений за курсантами можно предположить, что потребность в достижении становится личностным качеством курсанта. Личностные качества влияют на мотивацию достижения успешного результата в деятельности. Курсантам с преобладающей потребностью в позитивных достижениях характерны уверенность в своих силах, инициативность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, присущи социальная смелость, активность, готовность к преодолению препятствий. Некоторые курсанты при достижении руководствуются практичностью, самоуверенностью, независимостью, властностью, иногда агрессивностью. Завышенный уровень достижения высокого социального статуса приводит к возникновению сложных взаимоотношений в коллективе, социальной дезадаптации. Замечено, что курсанты, воспринимающие
карьеру как призвание, как правило, более сосредоточены на целях, задачах и усилиях для их достижения.
Рассмотрим, какие условия и стимулы влияют на эффективность мотивации достижения для успешной деятельность курсантов на примере Ярославского высшего военного училища ПВО.
Успешным достижениям курсантов в военном училище способствуют наличие здоровой конкуренции, возможность реализации способностей в различных сферах деятельности. Учебная деятельность является основной в мотивации достижения в военном вузе и в большой степени определяет профессионализм будущего офицера. Большинство курсантов стремятся осознанно овладеть знаниями, профессионально важными навыками, что указывает на их внутреннюю мотивацию, а также отдают себе отчет в значимости будущей профессии.
В военном училище проходят внутренние олимпиады по различным предметам, победители и призеры по итогам поощряются увольнением из расположения училища, получают поощрения в виде грамот и благодарностей, а также имеют возможность участвовать на олимпиадах высшего звена, такие как городские, региональные, всероссийские. Чем выше уровень олимпиады, тем ценнее награды победителей и призеров, что мотивирует курсантов к достижению в учебной деятельности.
Проходят научные конференции по учебным секциям, где курсанты выступают со своими военно-научными работами, статьями, показывают рационализаторские предложения, по итогам которых определяются победители и призеры, которые также поощряются, и тем самым имеют возможность реализовать свои познавательные потребности.
Курсанты, которые успешно осваивают учебную программу на «хорошо» и «отлично» и не имеют «открытых» двоек по различным предметам, имеют право увольнения из расположения части в любой день, во время, установленное распорядком дня. Командованием предоставляется возможность дополнительно посещать театры, музеи, концерты, выставки. К старшим курсам многие курсанты начинают строить семью, а недостаток времени из-за плохой учебы может помешать этому, что стимулирует добиваться также успешных результатов.
Самореализации курсантов помогает возможность получения дополнительного образования в вузах по различным специальностям, таким как «психология», «иностранный язык», техническим профессиям.
Немаловажная деятельность для курсантов - это спортивная деятельность. На первых курсах прово-
дятся отборы в сборные по различным видам спорта. Далее формируются сборные училища по различным видам спорта. Спортсмены сборных выступают на соревнованиях различного уровня, завоевывая призовые места, а также денежные и материальные призы, выполняют спортивные разряды и получают спортивные звания. Также спортсмены поощряются «благодарностью» и «увольнением из расположения училища». Каждый год проводятся соревнования внутри вуза, где каждый может реализовать себя в спортивной деятельности, выполнить спортивные разряды и попасть в сборную училища, если ранее у него это не получалось. Выплаты различных ежемесячных материальных надбавок (от 15 до 100 % оклада по воинской должности) за спортивные звания, за квалификационный уровень физической подготовки, за спортивные разряды стимулируют к достижению высоких результатов при сдаче нормативов. Внутренняя мотивация, правильно поставленная цель помогают достигать успешных результатов в спорте.
Курсанты, достигшие успешных результатов в учебной, спортивной, научной, служебной деятельности (несение службы в наряде, несение караульной службы и др.), имеют право на внеочередное увольнение из расположения училища согласно распорядку дня, поощрения в соответствии с дисциплинарным уставом ВС РФ, ежемесячно премируются (от 5 до 25 % оклада по воинской должности) за добросовестное исполнение должностных обязанностей, а на старших курсах имеют возможность проживать вне казармы.
Использование виртуальных технологий с применением различных симуляторов и тренажеров в военном вузе, по сравнению с традиционным обучением, оказывает более сильное мотивационное воздействие. Обучаясь тактике боевого искусства в условиях, приближенных к боевым, курсанты более нацелены на достижение успешных результатов, что влияет на силу мотивации достижения.
Повышать уровень мотивации достижения помогает рейтинговая система в военном училище среди курсантов, введенная с целью повышения самоконтроля, самоанализа, комплексного оценивания деятельности, выявления индивидуальных достижений, повышения заинтересованности в успешных результатах. Несмотря на то, что структурные компоненты учебно-профессиональной деятельности курсантов имеют свои специфические различия, на практике все они взаимосвязаны и не имеют четких границ. Поэтому оценивание результативности проходит комплексно.
Командиры, преподавательский состав военного училища стимулируют курсантов на успех, положительно реагируя, подкрепляя конкретными действиями потребность в признании, похвале за определенные достижения в различных областях, поддерживают в стремлении добиваться успеха.
Итак, проявление мотивации достижения у будущих офицеров выражено в стремлении прилагать усилия, добиваться более высоких результатов в тех областях, которые для них наиболее значимы как в личностном плане, так и профессиональном. Это учебная деятельность, спортивная, а также деятельность, связанная с приобретением профессиональных, социальных навыков, карьерного роста.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что мотивация достижения в той или иной степени влияет на уровень успешности в учебной и спортивной деятельности. Потребность в достижении становиться личностным качеством курсант.
Мотивация к достижению положительно соотносится с внешним положительным мотивом у курсантов. Материально-стимульное подкрепление учебно-профессиональной деятельности, эффективно влияет на уровень достижения, что особенно характерно для военных вузов.
Но здесь согласимся с выводами Ю. В. Микрюкова, который считает, «что все теории мотивации направлены на удовлетворение потребностей личности, создание более комфортных условий, что напрямую противоречит условиям прохождения военной службы, связанной с лишениями, а иногда с риском для жизни. Поэтому у будущего офицера должны быть более высокие мотивы, чем личное благополучие и какие-то материальные выгоды» [10, с. 83]. Материальные стимулы надо использовать избирательно и на определенных этапах.
Деятельность может быть не связана с материальными выгодами, но являться для курсанта важной в плане достижений. Большинство курсантов осознанно стремятся к приобретению знаний, овладению профессиональными умениями и навыками, к определенным достижениям в различных видах деятельности, что говорит об их внутренней мотивации, мотивации познания, саморазвития.
Заключение
Военно-профессиональная деятельность имеет свои специфические особенности, ее можно отнести к достиженческой деятельности (служебная карьера, зависимость высокого заработка от достижений
в деятельности, хорошая должность, уважение сослуживцев, подчиненных и командования, а также ведение боевых действий, ориентированных на достижение победы и др.). Поэтому для будущего офицера в период обучения в военном вузе особое значение имеет мотивация достижения. Анализ теории мотивации достижения и проведенное исследование позволили нам сделать предположение о том, что мотивация достижения может влиять на успешную учебно-профессиональную деятельность курсантов.
В военном вузе командному, преподавательскому составу, курсантам необходимо понимание значимости, факторов формирования мотивации достижения для успешной деятельности. Для повышения эффективности учебно-профессиональной деятельности рекомендуется обеспечение военно-профессиональной диагностики и коррекции, личностно ориентированного подхода, внедрения рейтинговой системы, создание современных учебно-пространственных сред с применением VR-технологий в обучении, введение эффективных стимулов. Все это повлияет на позитивные изменения у курсантов, сформирует уверенность в достижении результата, желание соответствовать определенному уровню, быть профессионалом своего дела.
При этом следует учесть, что только взаимосвязь различных мотивов, а не абсолютное доминирование какой-либо группы мотивов, приведет к эффективному результату в деятельности курсантов в соответствии с требованиями Министерства обороны РФ.
Литература
1. Бобков О. Б., Виноградова Г А. Факторы, влияющие на формирование учебно-профессиональной мотивации курсантов военного вуза // Известия научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2. С. 116-122.
2. Буравцова Н. В., Коваленко В. И., Сычева Т. Ю. Взаимосвязь личностного адаптационного потенциала и мотивационных характеристик курсантов военного вуза // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 319-321.
3. Виндекер О. С. Психология мотивационных различий: учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2013. 64 с.
4. Гиль С. С. К вопросу о синхронизации образовательной деятельности современного колледжа с запросами бизнеса // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 2 (10). С. 67-80. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-2-67-80.
5. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М., 2015. 334 с.
6. Дубицкий В. В. Коновалов А. А., Кислов А. Г. К решению актуальных задач кадрового обеспечения в системе профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 3 (46). С. 6-20. https://doi. org/10.52944/PORT.2021.46.3.00.
7. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. 2000. 512 с.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
9. Лымарев В. Н. Профессиональная мотивация как показатель успешности офицера войск национальной гвардии Российской Федерации // Ученые записки Университета Лесгафта. 2020. № 9 (187). С. 225-228.
10. Микрюков Ю. В. Формирование мотивации у курсантов военных вузов в условиях профессиональной подготовки // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. № 8. С. 74-88.
11. Митрахович В. А., Веременко Ю. В. Роль мотивации в успешности учебной деятельности курсантов // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 4 (81). С. 376-381.
12. Одегова О. В. Формирование военно-профессиональной мотивации у курсантов военных вузов связи // Вестник ТГПУ. 2010. № 2 (92). С. 135-138.
13. Broad J. H. Vocational knowledge in motion: rethinking vocational knowledge through vocational teachers' professional development // Journal of Vocational Education & Training. 2016. Vol. 68. Is. 2. pp. 143-160. DOI: https://doi.org/10.1080/13636 820.2015.1128962.
14. Hoekstra A., Crocker J. R. ePortfolios: Enhancing Professional Learning of Vocational Educators // Vocations and Learning. 2015. Vol. 8. pp. 353-372. URL: https://link.springer.com/ article/10.1007/s12186-015-9133-4.
15. McClelland D. C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psychologist. 1973. Vol. 28. pp. 1-14. URL: https://www.therapiebreve.be/documents/mcclelland-1973.pdf
16. Sandal A. K. Vocational teachers' professional development in assessment for learning // Journal of Vocational Education and Training. 2021. pp. 1-23. DOI: https://doi.org/10.1080/1363682 0.2021.1934721.
References
1. Bobkov O. B., Vinogradova G. A. Faktory, vliyayushchie na formirovanie uchebno-professional'nojmotivacii kursantov voennogo vuza [Factors influencing the formation of educational and professional motivation of cadets of a military university]. News of the Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2012, Vol. 14, no. 2, pp. 116-122.
2. Buravtsova N. V., Kovalenko V. I., Sycheva T. Yu. Vzaimosvyaz' lichnostnogo adaptacionnogo potenciala i motivacionnyh harakteristik kursantov voennogo vuza [Relationship between personal adaptive potential and motivational characteristics of cadets of a military university]. World of Science, Culture, Education, 2018, no. 4 (71), pp. 319-321.
3. Vindeker O. S. Psihologiya motivacionnyh razlichij: uchebno-metodicheskoe posobie [Psychology of motivational differences: teaching aid]. Yekaterinburg, 2013, 64 p.
4. Gil S. S. K voprosu o sinhronizacii obrazovatel'noj deyatel'nosti sovremennogo kolledzha s zaprosami biznesa [On the issue of synchronizing the educational activities of a modern secondary vocational institution with the requirements of business]. INSIGHT, 2022, no 2 (10), pp. 67-80. (In Russ.). DOI: https://doi. org/10.17853/2686-8970-2022-2-67-80.
5. Gordeeva T. O. Psihologiya motivacii dostizheniya [Psychology of achievement motivation]. M., 2015, 334 p.
6. Dubitsky V. V., Konovalov A. A., Kislov A. G. K resheniyu aktual'nyh zadach kadrovogo obespecheniya v sisteme professional'nogo obrazovaniya [To solving actual problems of staffing in the system of vocational education]. Vocational Education and Labour Market, 2021, Vol. 3, pp. 6-20. DOI: https://doi.org/10.52944/ PORT.2021.46.3.00
7. Ilyin E. P. Motivaciya i motivy [Motivation and motives]. St. Petersburg, 2000, 512 p.
8. Leontiev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. [Activity. Consciousness. Personality]. M., 1975, 304 p.
9. Lymarev V. N. Professional'naya motivaciya kak pokazatel' uspeshnosti oficera vojsk nacional'nojgvardii Rossijskoj Federacii [Professional motivation as an indicator of the success of an officer of the troops of the national guard of the Russian Federation]. Uchenye zapiski Universiteta Lesgaft, 2020, no. 9 (187), pp. 225-228.
10. Mikryukov Yu. V. Formirovanie motivacii u kursantov voennyh vuzov v usloviyah professional'noj podgotovki [Formation of motivation among cadets of military universities in terms of professional training]. Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, 2018, no. 8, pp.74-88
11. Mitrahovich V. A., Veremenko Yu. V. Rol' motivacii v uspeshnosti uchebnoj deyatel'nosti kursantov [The role of motivation in the success of educational activities of cadets]. Uchenye zapiski OGU. Series: Humanities and social sciences, 2018, no. 4 (81), pp. 376-381.
12. Odegova O. V. Formirovanie voenno-professional'noj motivacii u kursantov voennyh vuzov svyazi [Formation of militaryprofessional motivation among cadets of military higher
educational institutions of communications]. Vestnik TSPU, 2010, no. 2 (92), pp.135-138.
13. Broad J. H. Vocational knowledge in motion: rethinking vocational knowledge through vocational teachers' professional development. Journal of Vocational Education & Training, 2016, Vol. 68, Is. 2, pp. 143-160. DOI: https://doi.org/10.1080/13636 820.2015.1128962.
14. Hoekstra A., Crocker J. R. ePortfolios: Enhancing Professional Learning of Vocational Educators. Vocations and Learning, 2015, Vol. 8, pp. 353-372. Available at: https://link.springer.com/ article/10.1007/s12186-015-9133-4.
15. McClelland D. C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psychologist, 1973, Vol. 28, pp. 1-14. Available at: https://www.therapiebreve.be/documents/ mcclelland-1973.pdf.
16. Sandal A. K. Vocational teachers' professional development in assessment for learning. Journal of Vocational Education and Training, 2021, pp. 1-23. DOI: https://doi.org/10.1080/1363682 0.2021.1934721.