3. Мосина О.А. К вопросу реализации оздоровительно-рекреационной деятельности в контексте социальной работы / О.А. Мосина, М.И. Матайс // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2020. - Т. 25, №185. - С. 119-124.
4. Демьянова Л.М. Влияние оздоровительного бега на организм человека / Л.М. Демьянова, Г.А. Манукян // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей VIII Международной научно-практической конференции. -Пенза : Наука и просвещение, 2017. - С. 116-118.
5. Дятлова А. А. Беговые клубы: как они появились, какие бывают и что даёт членство / А.А. Дятлова // Марафонец: журнал о беге, марафонах и триатлоне: [сайт]. - URL: https://marathonec.ru/begovye-kluby/ (дата публикации: 18.07.19).
REFERENCES
1. Pashchenko, L.G. (2016), "Motives of physical culture and health-improving activities among adolescents and adults in a comparative aspect", Bulletin of Nizhnevartovsk State University, No. 4, pp. 78-84.
2. Bespalova, T.A. and Tsareva, Yu.A. (2019), "Formation of motivation of the adult population for physical activity", Actual problems of social sciences and humanities and education: essence, concepts, and prospects: Materials of the VII International scientific conference, Saratov, pp. 170-174.
3. Mosina, O.A. and Matays, M.I. (2020), "On the issue of the implementation of health-improving and recreational activities in the context of social work", Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, Vol. 25, No. 185, pp. 119-124.
4. Demyanova, L.M. and Manukyan, G.A. (2017), "Influence of health-improving running on the human body", Modern education: topical issues, achievements and innovations: a collection of articles by the winners of the VIII international scientific-practical conference, pp. 116-118.
5. Dyatlova, A.A. (2019), "Running clubs: how they appeared, what are they and what membership gives", Marathon runner: A magazine about running, marathons and triathlon, No. 53, available at: https://marathonec.ru/begovye-kluby/ (accessed 07 November 2020).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.11.2020
УДК 378
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ-ШТУРМАНОВ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Александр Владимирович Баранов, преподаватель, Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Челябинск; Ольга Леонидовна Карпова, доктор педагогических наук, профессор, Альберт Яковлевич Найн, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
Аннотация
В статье раскрываются особенности развития мотивации курсантов к спортивной деятельности в условиях военно-педагогического процесса вуза. Показано, что положительная мотивация курсантов-штурманов является фактором их профессиональной подготовки. На основе проведенного исследования констатируется, что современная практика организации физической подготовки и спортивных мероприятий в военных вузах не обеспечивает в полной мере формирование у курсантов-штурманов устойчивой мотивации и ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности. Выявлены и обоснованы основные пути решения проблемы повышения уровня мотивации курсантов к спортивной деятельности как фактор профессиональной подготовки.
Ключевые слова: профессиональной подготовка, мотивация, спортивная деятельность, военно-педагогический процесс, учебно-профессиональная деятельность, физическая подготовка, курсанты-штурманы.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p46-51
MOTIVATION FOR SPORTS ACTIVITIES DEVELOPMENT AMONG CADETS-NAVIGATORS AS A PROFESSIONAL TRAINING FACTOR
Alexander Vladimirovich Baranov, the teacher, of the Military training- scientific center air force branch of "Air Force Academy named after Professor NE. Zhukovsky and Y.A. Gagarin", Chelyabinsk; Olga Leonidovna Karpova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Albert Yakovlevich Nain, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
Abstract
The article reveals the peculiarities features of cadets' motivation development to sports activities in the conditions of the military-pedagogical process at the University. It is shown that cadets-navigators' positive motivation is a factor of their professional training. Based on the conducted research, it is stated that the modern practice of organizing physical training and sports events in military universities does not fully ensure the stable motivation and value attitude formation to physical culture and sports activities among cadets-navigators. The main ways of solving the problem of cadets' motivation to sports activities level increasing as a factor of professional training are identified and substantiated in the article.
Keywords: professional training, motivation, sports activities, military-pedagogical process, educational and professional activities, physical training, cadets-navigators.
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на высокий уровень развития современной военной техники, решающей силой в бою является человек, закаленный идейно и физически, в совершенстве овладевший боевой техникой и оружием, способный переносить любые нагрузки. Особенности летной деятельности требуют от штурмана хорошего состояния здоровья, высокой работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, хорошей физической подготовленности, высокого уровня эмоциональной и психологической устойчивости. Поэтому физическая подготовка является приоритетной задачей профессиональной подготовки курсантов-штурманов. В этой связи, педагогам необходимо активно привлекать курсантов к спортивной деятельности и, тем самым, повышать их общую физическую подготовленность и выносливость, вырабатывать функциональную устойчивость организма к условиям конкретной профессиональной деятельности, формировать специальные физические качества и прикладные двигательные умения и навыки. В этой связи следует интегрировать психолого-педагогические средства и приемы физической подготовки в целях решения конкретных задач профессиональной подготовки летного состава.
Как и любой другой вид человеческой активности, спортивную деятельность могут побуждать и регулировать различные мотивы, и только положительная мотивация, как отмечает О. Л. Карпова, может стать залогом успешной спортивной деятельности. Лишь наличие высокой степени мотивации может стать мощным детерминирующим фактором, мобилизующим курсанта-штурмана на осуществление ежедневных физических и психических нагрузок в условиях напряженной учебной деятельности [4, с. 29-32].
В тоже время, как показывает практика, сегодня наблюдается явное противоречие между сложившей системой профессиональной подготовки курсантов-штурманов в условиях военного вуза и недостаточным уровнем сформированности мотивации курсантов к спортивной деятельности.
В этой связи, сегодня очевидна необходимость развития мотивации курсантов к спортивной деятельности в целях более эффективного совершенствования военно-педагогического процесса.
Цель исследования - изучить особенности развития мотивации курсантов-штурманов к спортивной деятельности и на этой основе разработать пути решения проблемы повышения их мотивации к спортивной деятельности как фактор профессиональ-
ной подготовки.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Военно-педагогический процесс рассматривается нами как базовое понятие, представляющее собой организованное и целенаправленное взаимодействие преподавателей, командиров, офицеров, органов воспитательной работы, штабов и служб, общественных и государственных институтов, направленное на воспитание, обучение, развитие и психологическую подготовку военнослужащих к военно-профессиональной деятельности в мирное и военное время. К особенностям военно-педагогического процесса относятся: профессиональная направленность и практический характер учебно-воспитательной работы, ее тесная связь со служебно-боевой и общественной деятельностью обучающихся; органическое единство теоретической и практической подготовки, индивидуальной и коллективной работы; многопрофильный, многоплановый и многоуровневый характер; ведущая роль профессорско-преподавательского состава в его осуществлении и др. [6, с. 225-228]. Характерной особенностью реализации военно-педагогического процесса является все более возрастающая роль физической подготовки личного состава авиации. Как отмечает А. А. Горелов, во время полета летный состав подвергается различным неблагоприятным факторам: острой, быстро развивающейся гипоксии, длительному укачиванию, гравитационным перегрузкам, дыханию кислородом под повышенным давлением, внезапной декомпрессии на большой высоте и т.д. Для повышения устойчивости летчиков и штурманов к данным отрицательным факторам полета, сохранения их профессиональной работоспособности, развития высоких морально-волевых качеств, целесообразно использовать средства физической подготовки [2, с. 74-79].
При этом необходимо учитывать и специфические особенности учебно-профессиональной деятельности курсантов-штурманов, существенно отличающейся от условий обучения в гражданском вузе, которые в явной степени обуславливают особенности развития мотивации курсантов к спортивной деятельности. Среди них: жесткая регламентация учебно-воспитательного процесса; высокий уровень государственного патернализма к курсантам; строгий распорядок дня; совмещение учебной деятельности с выполнением служебных обязанностей; подчинение и субординация; преобладание групповых видов деятельности; постановка многофункциональных задач, для решения кото -рых требуется комбинация летно-тактического мышления и спортивной подготовки курсантов. Многочисленные исследования указывают также на наличие морально-психологических и физических перегрузок и высокую степень напряженности военно-педагогического процесса.
Анализ литературы [1-6] показывает, что именно учебно-профессиональная деятельность курсантов-штурманов - это та область, в которой необходимо формирование мотивов, значимых для их полноценной профессиональной самореализации.
С позиции теории деятельности В. Г. Леонтьева, мотивация - это сложный психологический процесс формирования мотива, в котором отражается взаимосвязь психофизиологических, психических и социально-психологических явлений. Психологический механизм мотивации раскрывается ученым через диалектическую связь условий, средств, отношений, психических и личностных свойств, на базе которых происходит образование мотивов [5, с. 96]. Применительно к изучаемому нами контингенту (курсантам-штурманам), следует раскрыть и дефиницию «военно-профессиональная мотивация», под которой Е. Н. Карлова понимает сознательную целенаправленную управляемую или самоуправляемую психическую деятельность человека, основу которой составляет интери-оризация различных ценностных оснований и смыслов, актуализация на их основе военно-профессиональных потребностей и целей, а также перевод их в активную побудительную силу не основе сознательно принятого решения [3, с. 122]. Характерной особенностью развития мотивации курсантов к спортивной деятельности выступает про-
цесс трансформации мотивов: от познавательных к мотивам спортивной деятельности. Это обусловливается спецификой и условиями организации военно-педагогического процесса.
В процессе опытно-экспериментальной работы, при изучении проблемы развития мотивации к спортивной деятельности у курсантов-штурманов как фактор профессиональной подготовки, был апробирован комплекс диагностических методик: наблюдение; анкетирование; беседа; экспертный опрос; методика «Мотивы занятий спортом» (А. В. Шаболтас); «Изучение мотивов занятий спортом» (В. И. Тропников); шкала оценки условий эффективной тренировки по Дж.Бр. Кретти; диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман). В совокупности данные методики позволили оценить состояние изучаемой проблемы в военном вузе и выявить уровень сформированности мотивации курсантов к спортивной деятельности. Как показало исследование, ввиду своей загруженности курсантам-штурманам зачастую трудно изыскать временные и морально-психологические ресурсы для повышения уровня профессионально-прикладной физической подготовленности (43% опрошенных). Некоторые из них (27%), не особенно признают необходимость занятий по физической подготовке и спортивно-массовой работе.
Современная практика организации физической подготовки и спортивных мероприятий в военных вузах не обеспечивает в полной мере формирование у курсантов-штурманов устойчивой мотивации и ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности. Сложившаяся сегодня ситуация, как показали наши исследования, обусловлена: несоответствием декларируемых ценностей физкультурно-спортивной деятельности реальным возможностям обучающихся; слабым использованием материальных и моральных стимулов; отсутствием у курсантов убежденности в необходимости личного саморазвития и спортивного самосовершенствования и др. [1; 4]. Преподаватели и руководители военных вузов в недостаточной мере применяют психолого-педагогические средства и приемы стимулирующего воздействия для управления мотивационной сферой курсантов, большинство из них не реализуют воспитательный потенциал и не считают важной для себя задачей разъяснение значения занятий по физической подготовке для успешной профессиональной деятельности. В сложившихся условиях перед преподавателем встает сложная задача - донести информацию о незаменимости физической подготовки как средства формирования и совершенствования летных качеств, вызвать интерес и побудить к спортивной деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Изучив состояние проблемы и уровень развития мотивации курсантов-штурманов к спортивной деятельности, необходимо максимально эффективно организовать военно-педагогический процесс, создав условия для формирования мотивов спортивной деятельности. В исследовании выявлены основные пути решения проблемы повышения мотивации курсантов к спортивной деятельности как фактор профессиональной подготовки. На формирование положительной устойчивой мотивации курсантов к спортивной деятельности оказывают влияние содержание учебного материала и организация учебно-профессиональной деятельности.
Содержание обучения выступает для курсантов-штурманов в первую очередь в виде той информации, которую они получают от преподавателя, из учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей курсанта не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает его к деятельности. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у курсантов эмоциональный отклик, интерес, соответствовать их потребностям.
Практика работы в военном вузе показала, что курсантами-штурманами физическая подготовка не воспринимается как профессионально значимая дисциплина. Поэтому мы пришли к выводу, что необходимо включение в лекционные занятия теоретического
материала о возможностях целенаправленного формирования и развития летных качеств средствами физической подготовки. На практических занятиях необходимо обучить курсантов физическим упражнениям и техническим приемам, повышающим летную работоспособность, устойчивость к пилотажным перегрузкам, вибрации, укачиванию и факторам высотного полета, совершенствованию координации движений и пространственной ориентации.
Преподавателям физической подготовки необходимо также уделять больше внимания организации учебного процесса, основанного на логической цепочке: мотивация (ин-териоризация смысла) - информационное обеспечение - смыслообразующее пространство.
Исходя из такой логики, изучение каждого раздела или темы учебной программы целесообразно структурировать по этапам:
1) мотивационный этап, элементом которого является сообщение, почему и для чего курсантам нужно знать данный раздел программы, какова основная задача данной работы. В качестве психолого-педагогических приемов следует выделить: постановку проблемных вопросов, гипотетических предположений и др.;
2) операционно-познавательный, где ключевое место отведено положительным эмоциям, возникающим в процессе усвоения материала. Целесообразно в содержание материала вводить: факты из истории военной авиации, например, о роли авиации в Великой Отечественной войне, летчиках-героях; о различных видах профессиональной деятельности военных летчиков и значении спортивной подготовки и др.;
3) рефлексивно-оценочный этап, на котором происходит оценка и самооценка физической и спортивной подготовки. Важно чтобы курсанты испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового.
На всех этапах организации учебного процесса целесообразно применять разнообразные психолого-педагогические средства и приемы повышения мотивации курсантов: проектирование и конструирование профессиональных ситуаций, актуализирующих потребность в занятиях спортом; рефлексия актуального опыта курсанта; внедрение ситуаций трудности, ответственности и успеха; элементы соревновательной деятельности; дневник достижений и др.
ВЫВОДЫ
Проблема развития мотивации курсантов-штурманов к спортивной деятельности требует сегодня особого внимания со стороны профессорско-преподавательского состава. Как показало проведенное исследование, у курсантов отсутствует понимание целей занятий по физической подготовке и спортивно-массовой работе как фактора повышения профессионализма (47%), отсюда наблюдается низкий уровень мотивации таких обучающихся к спортивной деятельности.
В ходе исследования были выявлены основные направления решения изучаемой нами проблемы. Во-первых, преподаватели физической подготовки должны более широко использовать психолого-педагогические средства и приемы повышения мотивации курсантов. Во-вторых, необходимо скорректировать содержание учебного материала в соответствии с потребностями курсантов-штурманов, сделать его более профессионально- и спортивно-ориентированным, и интересным. Это позволит в значительной степени повысить уровень мотивации обучающихся к спортивной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.В. Интегративно-развивающий подход как фактор актуализации потребности курсантов в мотивации к занятиям профессионально-прикладной физической подготовкой / А.В. Баранов, А.Я. Найн // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 1. -С. 88-95.
2. Горелов А.А. Основы специальной физической подготовки летного состава / А. А. Го -релов. - Санкт-Петербург : Военный институт физической культуры, 1993. - 146 с.
3. Карлова Е.Н. Управление мотивацией курсантов военных вузов на современном этапе строительства вооруженных сил / Е.Н. Карлова // Гуманитарные проблемы военного дела. - 2015. -№ 3 (4). - С. 122-126.
4. Карпова О.Л. Развитие самообразовательной деятельности студентов: теоретические аспекты : монография / О. Л. Карпова. - Челябинск : Уральская Академия, 2014. - 204 с.
5. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования / В.Г. Леонтьев. - Новосибирск : [б. и.], 2002. - 264 с.
6. Лымарев В.Н. Профессиональная мотивация как показатель успешности офицера войск национальной гвардии Российской Федерации / В.Н. Лымарев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 225-228.
REFERENCES
1. Baranov, A.V. and Nain, A.Ya. (2019), "Integrative-developmental approach as a factor of cadets' need actualization for motivation to professional and applied physical training lessons", Modern higher school: innovative aspect, Vol. 11, No. 1, pp. 88-95.
2. Gorelov, A.A. (1993), Fundamentals of flight personnel's special physical training, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg.
3. Karlova, E.N. (2015), "Military universities cadets' motivation management at the present stage of the armed forces construction", Humanitarian problems of military affairs, No. 3 (4), pp. 122-126.
4. Karpova, O.L. (2014), Development of students' self-educational activity: theoretical aspects, monograph, Ural Academy, Chelyabinsk.
5. Leontiev, V.G. (2002), Motivation and psychological mechanisms of its formation, Novosibirsk.
6. Lymarev, V.N. (2020) "Professional motivation as a national guard of the Russian Federation officer's success indicator", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 9 (187), pp. 225-228.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.11.2020
УДК 796.015.865.1
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
ВОЛГОГРАДА
Татьяна Валентиновна Бахнова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры; Татьяна Александровна Андре-енко, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Сергей Александрович Барашков, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Сергеевич Борисов, старший преподаватель, Ирина Алексеевна Володина, преподаватель, Волгоградский государственный технический университет
Аннотация
В статье раскрыты и теоретически обоснованы особенности проведения занятий по физическому воспитанию со студентами специальной медицинской группы, приведены результаты контрольных нормативов студентов. Дана сравнительная характеристика измеряемых показателей студентов Волгоградского государственного социально-педагогического университета и Волгоградского государственного технического университета.
Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, специальная медицинская группа, контрольные нормативы, результаты, сравнительная характеристика.