Научная статья на тему 'Интегративно-развивающий подход как фактор актуализации потребности курсантов в мотивации к занятиям профессионально- прикладной физической подготовкой'

Интегративно-развивающий подход как фактор актуализации потребности курсантов в мотивации к занятиям профессионально- прикладной физической подготовкой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД / ФАКТОР / АКТУАЛИЗАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / INTEGRATIVE DEVELOPMENT APPROACH / FACTOR / ACTUALIZATION / NEED / MOTIVATION / MILITARY HIGHER SCHOOL CADETS / PROFESSIONAL APPLIED PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов Александр Владимирович, Найн Альбер Яковлевич

Рассматривается проблема актуализации потребности курсантов в мотивации к занятиям профессионально-прикладной физической подготовкой. Сформулированы принципиальные особенности интегративно-развивающего подхода к спортивно-тренировочному процессу обучающихся: цикличность тренировочного процесса с учетом своей структуры и продолжительности; методика индивидуализации, основывающаяся на типологических особенностях силы нервной системы курсантов; закономерности и особенности применения технико-тактических действий курсантов в соревновательных поединках. Интегративно-развивающий подход демонстрирует поэтапное движение от деятельности курсантов под руководством наставника к самоорганиза-ции тренировочного процесса, от него к самообучению и саморазвитию. Разработанная структурно-мотивационная модель развития мотивации в спортивной деятельности курсантов военного вуза создает ситуации успеха, приоритетно ориентированные на усиление мотивационной основы их активности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранов Александр Владимирович, Найн Альбер Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE DEVELOPMENT APPROACH AS A FACTOR TO ACTUALIZE THE CADETS’ NEED OF MOTIVATION FOR PROFESSIONAL APPLIED PHYSICAL TAINING CLASSES

The problem of actualizing cadets’ need of motivation for applied physical training classes is discussed. Key specific features of integrative development approach to sports work-out sessions of the students are formulated: cyclic nature of work-out session with due account of its structure and duration; methodology of individualization based on typological specifics of cadets’ nervous system; regularities and specifics of applying technical and tactical actions of cadets in competition fights. Integrative development approach demonstrates stage by stage progress from supervised activities of the cadets to self-organized work-out session to self-learning and self development. The worked out structural motivation development model in cadets’ sports activities at a military higher school creates success situation with priority focus to motivation bases.

Текст научной работы на тему «Интегративно-развивающий подход как фактор актуализации потребности курсантов в мотивации к занятиям профессионально- прикладной физической подготовкой»

УДК 378.14 ББК 74.480.2

DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-1-88-95

А.В. Баранов, А.Я. Найн

(Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия)

ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР АКТУАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТИ КУРСАНТОВ В МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ

Рассматривается проблема актуализации потребности курсантов в мотивации к занятиям профессионально-прикладной физической подготовкой. Сформулированы принципиальные особенности интегративно-развивающего подхода к спортивно-тренировочному процессу обучающихся: цикличность тренировочного процесса с учетом своей структуры и продолжительности; методика индивидуализации, основывающаяся на типологических особенностях силы нервной системы курсантов; закономерности и особенности применения технико-тактических действий курсантов в соревновательных поединках. Интегративно-развивающий подход демонстрирует поэтапное движение от деятельности курсантов под руководством наставника к самоорганизации тренировочного процесса, от него к самообучению и саморазвитию. Разработанная структурно-мотивационная модель развития мотивации в спортивной деятельности курсантов военного вуза создает ситуации успеха, приоритетно ориентированные на усиление мотивационной основы их активности.

Ключевые слова: интегративно-развивающий подход, фактор, актуализация, потребность, мотивация, курсанты военного вуза, профессионально-прикладная физическая подготовка.

A.V. Baranov, A.Ya. Nain

(Ural State University of Physical Culture,

Chelyabinsk, Russia)

INTEGRATIVE DEVELOPMENT APPROACH AS A FACTOR TO

ACTUALIZE THE CADETS' NEED OF MOTIVATION

FOR PROFESSIONAL APPLIED PHYSICAL TAINING CLASSES

The problem of actualizing cadets' need of motivation for applied physical training classes is discussed. Key specific features of integrative development approach to sports work-out sessions of the students are formulated: cyclic nature of work-out session with due account of its structure and duration; methodology of individualization based on typological specifics of cadets' nervous system; regularities and specifics of applying technical and tactical actions of cadets in competition fights. Integrative development approach demonstrates stage by stage progress from supervised activities of the cadets to self-organized work-out session to self-learning and self development. The worked

out structural motivation development model in cadets' sports activities at a military higher school creates success situation with priority focus to motivation bases.

Key words: integrative development approach, factor, actualization, need, motivation, military higher school cadets, professional applied physical training.

Анализ психолого-педагогических источников [1-12] приводит нас к определению ведущей дефиниции «интегратив-но-развивающий подход», под которым понимается особая форма познавательной и практико-ориентированной мо-тивационной деятельности, позволяющей реализовать идеи мотивационной целостности, интеграции и развития в образовательной системе военнослужащего, учитывающей ее синергетические свойства [12, с. 8-9].

При этом следует отметить, что мотивация является одной из фундаментальных проблем как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также методов ее изучения (В.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Агеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминон, А. Маслоу, З. Фрейд, П. Фресс, В.Э. Чуд-новский, П.М. Якобсон и др.).

Личность специалиста современной военной организации (армии), его подготовка в вузе, профессионально и лич-ностно значимые качества, особенности формирования (воспитания) его индивидуального стиля, многогранность его деятельности требуют, как верно отмечает А.В. Михалев, всестороннего учета психолого-педагогического воздействия и опоры на интегративно-развивающий подход, особенно на занятиях профессионально-прикладной физической подготовкой [7, с. 106-107].

Процессуальный аспект деятельности курсанта военной организации, особенности его обучения, профессионального

становления, многоаспектная профессиональная направленность и творческий характер мотивационной деятельности изучаются курсантами в рамках теории, методики, военной психологии и дидактики [2; 7]. Мотив, по мнению А.Э. Смирнова, это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность [11, с. 41]. Мотивы деятельности -это многогранное понятие, включающее в себя потребности, установки, интерес, привычки, побуждения, желания, склонности, влечения [2, с. 108].

Термин «мотивация» представляет, по мнению В.Г Асеева, более широкое понятие, чем дефиниция «мотив» [1, с. 105].

Мотивация, по мнению В.К. Вилюнас, это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей [4, с. 92].

Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека [8, с. 90]. Мотивация - это процесс формирования и обоснования намерения что-либо сделать или не сделать. В данном контексте интерес представляет сформулированный Л.В. Львовым термин «мотиваци-онный механизм», понимаемый автором как «система психолого-педагогических, организационно-распорядительных, экономических, и технико-технологических методов, средств и форм побуждения обучающихся к эффективной учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности» [6, с. 52].

ш

о

н

I

го о >s о ^

ш о

S н

н о

о

о ч

X о

ю с

ф >s

о

1- ^

О о

с ф

s s J т S со

го со -&

S Ц ГО ^ 1- JS 0 1 Ч

го

го Ej

Q. s

О Ё с

го о

-& I

го ^ го I

ч: о

о S

X о

ч о

о ф

с -&

>s о

s

^ С

2 S

го к

ш S

s н

ш к

СО I

го го

СО

о ^

I S

ш S

S J

н го

го ш

Ф н I н о S

ш

Учет потребностей военнослужащего, его интересов и потенциальных возможностей, обучение навыкам самостоятельного приобретения необходимых компетенций и мотивации для развития и самореализации личности защитника Отечества возможны в рамках дидактической системы развивающего обучения, основой которой является интегративно-развивающий подход. На основе данного подхода, как показали работы А.В. Михалева [7], Т.М. Михеевой и Г.Б. Холодо-вой [8], Л.А. Шипилиной [12] и других исследователей, определяются основные функции, которые заключаются в том, чтобы процесс подготовки курсанта к военной деятельности, с одной стороны, формировал готовность к постоянному саморазвитию, а с другой стороны - способствовал самореализации личности в деятельности.

Интегративно-развивающий подход вобрал в себя содержание многих лучших подходов, в связи с чем правомерно стал инновационным подходом [5]. Основополагающей идеей данного подхода выступает положение, связанное с рассмотрением человека как основного субъекта образовательной деятельности; образование, согласно этому положению должно «выводиться» не столько из перспективных задач общественного развития, сколько из наличного уровня и состояния общества и человека, их возможностей и надежд. Только в этом случае образование из средства социализации и индоктринации человека (в узком смысле) превратится в условие развития личности. Таким наличным уровнем и состоянием общества и человека является социокультурная реальность (по терминологии О. Долженко). х Содержательно и в смысловом аспек-

го те подход заключается в интеграции □с; содержания военного образования на ^ основе целевых установок модели раз-

со

° вития личности военнослужащего; ин-

^ теграционной связи естественнонаучной

^ подготовки курсанта, нашедшей отра-

< жение в учебном плане; в учете фунда-

ментального и прикладного характера психолого-педагогических наук; в процессе обучения основам мотивационно-творческой и спортивно-тренировочной деятельности; в разработке интегратив-ной, явно выраженной мотивационной формы самоорганизации курсантов как субъектов учения и развития; в применении интегративного критерия - «творческого стиля деятельности» при оценке результативности подготовки военных специалистов.

Приведенные выше факторы свидетельствуют о необходимости изучения мотивационной сферы обучающихся в вузе для дальнейшей разработки программы мероприятий, направленной на повышение положительной мотивации к выполнению учебных и служебных задач.

Теоретическое изучение мотива-ционной сферы деятельности вызвало определенные трудности, поскольку психологическая теория мотивации чрезвычайно сложна. Мы согласны с мнением В.Г. Асеева, что «едва ли найдется другая такая же обозримая область психологических исследований, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как в психологии мотивации» [1, с. 96-98]. Особое значение имеет определение результата действия мотиваци-онного механизма - «изменение мотива-ционных структур личности в процессе адаптации преодоления через рефлексию ситуационных изменений в познавательные мотивы, мотивы достижения успеха и самореализации [6, с. 55].

Перейдем к этапу создания структуры модели развития мотивации в спортивной деятельности курсантов военного вуза. Анализируя существенные признаки различных моделей, мы пришли к следующему определению: под педагогической моделью в данном изыскании понимается такое методологическое средство, которое позволяет на объективной основе значительно углубить анализ сущности, закономерностей и особенностей развития мотивации обучающихся к занятиям профессионально-

прикладной физической подготовкой [7, с. 193-194]. Организованное нами моделирование профессионального содержания физкультурной мотивации курсантов-спортсменов позволяет преодолевать трудности, возникающие в связи с отсутствием в источниках данных, характеризующих те или иные важные явления и процессы, влияющие на здоровьесбере-гающие технологии курсантов.

Остановимся на содержании некоторых приоритетных блоках проектируемой структурно-мотивационной модели (рис. 1).

Целевой блок, исходя из названия, подразумевает цель, которая находит отражение в прогнозируемом результате, определяющимся высоким уровнем актуализации потребности в мотивации курсантов к занятиям профессионально-прикладной физической культурой (ППФК).

Содержательный блок интегрирует смысловое содержание смежных гуманитарных дисциплин курсантов. Он объединяет функциональные основы всех блоков с целью анализа информации по актуализации потребности курсантов в профессионально-прикладной физической культуре.

Блок социализации и личностной значимости направлен на развитие высокого уровня мотивации в достижении результатов в процессе занятий профессионально-прикладной физической культурой. Наполнением данного блока является разработанный спецкурс «Развитие мотивационной компетентности курсантов, занимающихся профессионально-прикладной физической культурой».

Взаимосвязь результатов, формируемых в процессе физкультурно-мо-тивационного образования, исходя из содержания данного спецкурса, может быть представлена в соответствии с общедидактической цепочкой следующим образом: мотивационная грамотность -компетенция - спортивно-тренировочная компетентность - мотивационная культура - мотивационный менталитет.

Таким образом, важным этапом на пути к развитию физкультурно-мотиваци-онной культуры выступает формирование и заинтересованное отношение обучающихся к предмету «Физическая культура».

Помимо спецкурса, содержание данного блока осуществляется и во время внеаудиторной работы в форме традиционных спортивно-тренировочных состязаний, стимулирующих не только мыслительную деятельность и развивающих здоровьесберегающую мотивацию. Особую значимость приобретают методы, способствующие активизации познавательного интереса спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств и, в частности, спортивно-игровые. Эффективность использования спортивно-тренировочной игры для развития компетентности в спортивной деятельности обусловлена тем, что игра - это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива и интереса. Смысловое содержание спортивно-тренировочной игры (соревнований) - в способности отображать и таким образом преображать действительность. Игра относится к такому виду спортивно-соревновательной деятельности, важность которой заключается и в результате, и в самом смыслообразующем процессе [1, с. 39]. Поэтому в ней возможно создание наиболее благоприятных условий для усвоения знаний, навыков и, главное, развитие мотивационно-спор-тивной компетентности.

Контрольно-оценочный блок позволяет анализировать и оценивать уровень сформированности актуализации потребности в мотивации курсантов к занятиям ППФК и на этой основе формулировать рекомендации для принятия оптимальных решений по ограничению физической нагрузки на занятиях по профессионально-прикладной физической культуре курсантов.

ш

о

н

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го о о ^

ш о

^ н

н о

о

о ч

X о

ю с

ф

о

н ^

о о

с ф

^ т ^ СО

го СО

^ го ^ 1- 0 1 ч

го

го ^

о.

о Ё С

го о

-& I

го ^ го I

с о

о ^

X о

ч о

о ф

с -&

о

с

2 ^

го к

ш ^

^ н

со к

СО I

го го

СО

о

I

со

^

н го

го ш

^

ф н I н о ^

ш

I

Результат:

высокий уровень актуализации потребности в мотивации курсантов к занятиям ППФК

Рис. 1. Структурно-мотивационная модель развития мотивации в спортивной деятельности курсантов военного вуза

ш

0

1

го

го ш

т <

Онтологическая сущность физкультурной мотивации обусловливает, таким образом, взаимодействие с сущностью и содержанием профессионально-прикладной физической подготовки, при которой занятия физической культурой переживаются как способные удовлетворить широкий спектр потребностей и становятся значимым для курсанта [7, с. 194-195].

Разработанная и апробированная в опытной работе структурно-мотиваци-онная модель может быть описана и с позиции внешней атрибутивной характеристики: название, интегративно-раз-вивающий подход, структурные блоки модели. Спроектированная модель, как показали отсроченные результаты, показала позитивные результаты и нацеливает исследовательский коллектив на дальнейшее изыскание при более объемном охвате курсантов-спортсменов.

Таким образом, в авторской методике одним из значимых образовательных атрибутов является поиск психолого-методических методов и приемов активного обучения курсантов основам мотивации к занятиям профессионально-прикладной физической культурой. При этом нами учитывались профессиональная направленность спортивного учреждения и его материально-техническая база, гендерные и возрастные особенности обучающихся (тренирующихся), спортсменов, а также такие факторы, как окружающая среда, условия жизнедеятельности, расписание учебных занятий. При внедрении инновационных средств и методов в процесс физического воспитания обязательными являются: определение исходного уровня физического здоровья обучающихся; диалог со спортсменами, занимающимися прикладными видами спорта; изучение имеющихся у них потребностей, интересов, мотиваций, склонностей, способностей; оценка исходного уровня физической подготовленности; изучение условий для проведения занятий, кадрового потенциала и состояния учебно-спортивной базы (спортивного клуба).

Библиографический список:

1. Асеев В. Г Проблемы мотивации и личность // Теоретические проблемы психологии личности. - М.: Мысль, 1974. - С. 122-144.

2. Бабушкин Г.Д., Бабушкин Е.Г. Формирование спортивной мотивации: монография. - Омск: СибГАФК, 2000. - 179 с.

3. Баранов А.В. Развитие мотивации курсантов к спортивной деятельности средствами профессионально-прикладной физической культуры // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы: сб. науч. тр. молодых ученых. - Челябинск: УралГУФК,

2017. - С. 3-5.

4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации. - М.: МГУ, 1990. -288 с.

5. Карпова О.Л., Найн А.Я. Развитие коммуникативной компетенции бакалавров физической культуры на основе интегративно-развивающего подхода // Проблемы современного педагогического образования. -

2018. - № 59-3. С. 370-374.

6. Львов Л.В. Моделирование мотива-ционного механизма // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2015. - №3. С. 49-56.

7. Михалев А.В. Проблемы мотивации курсантов высших учебных заведений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - Т. 1. - № 3 (4). С. 192-195.

8. Михеева Т.М., Холодова Г.Б. Формирование мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой // Вестник ОГУ. - 2014. -№ 3. С. 89-93.

9. Назарова П.А., Львов Л.В. Моделирование развития управленческого мышления будущих менеджеров // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - № 4. С. 139-150.

ш

о

н

I

го о ср JS о ^

^ ш о

S н

н о

о

о ч

X о

ю с

ф JS

ср о

н ^

о о

с ф

S S т S СО

го СО -&

S ц го ^ 1- JS 0 1 ч

го

го Ej

Q. s

о Ё Ü с

го о

-& I

го ^ го I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч: о

о S

X о

ч о

о ф

с -&

JS о

S ср

^ d

2 S

го к

ш S

S н

ш к

СО I

го го

СО

о ^

I S

ш S

S

н го

го ш

ср

ф н I н о S

ш

10. Найн А.Я. Интегративно-развиваю-щий подход как фактор развития положительной мотивации курсантов военного вуза к учебной деятельности // Оптимизация учебного процесса в образовательных организациях физической культуры. - Челябинск: Уральская Академия, 2014. - С. 113-118.

12. Шипилина Л.А. Теоретические и технологические основы подготовки менеджеров образования в педагогическом университете: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Омск, 1999. - 42 с.

душно-космических сил к занятиям физической подготовкой и спортом. -Смоленск: СГУФК, 2010. - С. 39-44.

11. Смирнов А.Э. Военно-профессиональная мотивация курсантов // Особенности мотивации курсантов вузов воз-

Поступила 12.03.2019

Об авторах:

Баранов Александр Владимирович, аспирант кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры (Россия, г. Челябинск), [email protected]

Найн Альбер Яковлевич, заведующий кафедрой педагогики Уральского государственного университета физической культуры (Россия, г. Челябинск), доктор педагогических наук, профессор, [email protected]

Для цитирования: Баранов А.В., Найн А.Я. Интегративно-развивающий подход как фактор актуализации потребности курсантов в мотивации к занятиям профессионально-прикладной физической подготовкой // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 1. С. 88-95. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-1-88-95

References:

1. Aseev V.G. Problems of personality motivation. Teoreticheskie problemy psikhologii lichnosti. - M., Mysl, 1974, - P. 122-144. [in Russian]

2. Babushkin G.D., Babushkin E.G. Forming sports motivation. Omsk, SibGAFK, 2000. -179 p. [in Russian]

3. Baranov A.V. Development of cadets' motivation to sports via professional applied physical culture. Problemy podgotovki nauchnykh i nauchno-pedagogicheskikh kadrov: opyt i perspektivy. - Chelyabinsk, UralGUFK, 2017. - P. 3-5. [in Russian]

4. Vilyunas V.K. Psychological mechanisms of motivation. - M.: MGU, 1990. - 288 p. [in Russian]

5. Karpova O.L., Nain A.Ya. Development of communication competence in Bachelors of Physical Culture on the integrative development basis // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2018. - No.59-3. P. 370-374. [in Russian]

6. Lvov L.V. Modeling the motivation mechanism // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2015. - No3. P. 49-56. [in Russian]

7. Mikhalev A.V. Problems of motivating cadets of the higher schools of the Ministry of ro Interior of the Russian Federation // Pedagogicheskii opyt: teoriya, metodika, praktika. -^ 2015. - Vol.1. - No3(4). P. 192-195. [in Russian]

< 8. Mikheeva T.M., Kholodova G.B. Forming the student's motivation for independent physical § culture activities // Vestnik OGU. - 2014. - No.3. P. 89-93. [in Russian] Ц 9. Nazarova P.A., Lvov L.V. The modeling of the development of managerial thinking of the uQ future managers // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2016. - No.4. P. 139-150. [in Russian]

10. Nain A.Ya. Integrative development approach as a factor of developing positive motivation for studies in military higher school cadets. Optimizatsiya uchebnogo protsessa v obrazoavtelnykh organizatsiyakh fizicheskot kultury. - Chelyabinsk: Uralskaya Akademiya, 2014. - P. 113-118. [in Russian]

11. Smirnov A.E. Military professional motivation of cadets. Osobennosti motivatsii kursantov vuzov vozdushno-kosmicheskikh sil k zanyatiyam fizicheskoy podgotovkoy i sportom. - Smolensk: SGUFK, 2010. - P. 39-44. [in Russian]

12. Shipilina L.A. Theoretical and technological bases of training education managers at a pedagogical university. Author's abstract, dis... doctor ped. nauk. - Omsk, 1999. - 42 p. [in Russian]

About the author:

Baranov Aleksandr Vladimirovich, Postgraduate student, Department of Pedagogy, Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk, Russia), [email protected]

Nain Albert Yakovlevich, Head, Department of Pedagogy, Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Pedagogy, academic title of professor, [email protected]

For citation: Baranov A.V., Nain A.Ya. Integrative development approach as a factor to actualize the cadets' need of motivation for professional applied physical taining classes // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - No. 1. P. 88-95. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-1-88-95

m

о

н

X

го о ср >s о ^

^ ш о

S н

н о

о

о ч

X о

ю с

ф >s

ср о

н ^

о о

с ф

S S J т S со

го СО -&

S ц го ^ 1- JS о X ч

го

го Ej

Q. s

О Ё ü с

го о

-& X

го ^ го X

ч: о

о S

X о

ч о

о ф

с -&

>s о

s ср

^ с

2 S

го к

ш S

s н

ш к

СО X

го го

со

о ^

X S

ш S

S J

н ГО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го ш

ср s

ф н X н о S

ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.