Научная статья на тему 'Интегративно-развивающий подход как фактор развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры'

Интегративно-развивающий подход как фактор развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОД / APPROACH / ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ / INTEGRATIVE AND DEVELOPMENTAL / ФАКТОР / FACTOR / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCY / СПЕЦИАЛИСТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / SPECIALIST OF PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаинцев Сергей Владимирович

Как показано в ряде исследований, интегративно-развивающий подход является сегодня важным методологическим регулятивом, согласно которому развитие профессиональной компетентности специалиста физической культуры раскрывается в логике его карьерного роста. В статье отмечается, что такой подход актуализирует осознанное отношение специалиста к собственному профессиональному движению, обеспечивает удовлетворенность трудовой деятельностью, повышает статус и способствует успешной самореализации. По результатам опытной работы уточняются содержательные характеристики интегративно-развивающего подхода, которые заключаются в интеграционной связи психолого-педагогической, культурологической, естественнонаучной подготовки специалиста профессионально-физкультурного образования; разработке интегративной формы самоорганизации как субъекта учения и развития профессиональной компетентности. Разработанная дидактическая модель развития профессиональной компетентности наглядно демонстрирует выстраивание индивидуальной карьерной траектории на основе активного включения специалиста в анализ и обобщение достижений успеха в профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаинцев Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATIVE AND DEVELOPMENTAL APPROACH AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCY OF A SPECIALIST OF PHYSICAL CULTURE

As shown in several studies today the integrative and developmental approach is an important methodological regulator, according to which the development of professional competency of a specialist of physical culture is revealed in the logic of his career. The article notes that this approach actualizes a conscious attitude of a specialist towards his own professional movement, provides satisfaction with work, increases status and contributes to the successful self-actualization. In the process of the practical work the content characteristics of the integrative and developmental approach are specified, which are: integration links of psycho-pedagogical, cultural, scientific training of a specialist of professional physical education; the development of integrative form of self-organization as a subject of teaching and development, that is professional competency. Elaborate didactic model of development of professional competency demonstrates the orientation of individual career paths based on the active involvement of a specialist in the analysis and generalization of achievements of success in the profession.

Текст научной работы на тему «Интегративно-развивающий подход как фактор развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры»

DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-4-20-34

УДК 378.046.4 ББК 74.484.78

S.V. Gaintsev

(Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia)

THE INTEGRATIVE AND DEVELOPMENTAL APPROACH AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCY OF A SPECIALIST OF PHYSICAL CULTURE

As shown in several studies today the integrative and developmental approach is an important methodological regulator, according to which the development of professional competency of a specialist ofphysical culture is revealed in the logic of his career. The article notes that this approach actualizes a conscious attitude of a specialist towards his own professional movement, provides satisfaction with work, increases status and contributes to the successful self-actualization. In the process of the practical work the content characteristics of the integrative and developmental approach are specified, which are: integration links of psycho-pedagogical, cultural, scientific training of a specialist of professional physical education; the development of integrative form of self-organization as a subject of teaching and development, that is professional competency. Elaborate didactic model of development ofprofessional competency demonstrates the orientation of individual career paths based on the active involvement of a specialist in the analysis and generalization of achievements of success in the profession.

Keywords: approach, integrative and developmental, factor, physical education, professional competency, specialist of physical culture.

С.В. Гаинцев

(Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия)

ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Как показано в ряде исследований, интегративно-развивающий подход является сегодня важным методологическим регулятивом, согласно которому развитие профессиональной компетентности специалиста физической культуры раскрывается в логике его карьерного роста. В статье отмечается, что такой подход актуализирует осознанное отношение специалиста к собственному профессиональному движению, обеспечивает удовлетворенность трудовой деятельностью, повышает статус и способствует успешной самореализации. По результатам опытной работы уточняются содержательные характеристики интегративно-развивающего подхода, которые заключаются в интеграционной связи психолого-педагогической, культурологической, естественнонаучной подготовки специалиста профессионально-физкультурного образования; разработке интегративной формы самоорганизации как субъекта учения и развития - профессиональной компетентности. Разработанная дидактическая модель развития профессиональной компетентности наглядно демонстрирует выстраивание $ индивидуальной карьерной траектории на основе активного включения специалиста в s анализ и обобщение достижений успеха в профессии.

^ Ключевые слова: подход, интегративно-развивающий, фактор, физкультурное обра-ся зование, профессиональная компетентность, специалист физической культуры.

Russian system of supplementary physical education formed over the year implies transition to higher levels of qualification, providing social and professional mobility of expert in the labor market [5].

The system projected on the basis of integrative and developmental approach should contribute to the training self-understanding, a sense of professional, successful socialization, ensuring success and mobility in the labor market. The concept of integrative and developmental approach reflects its content and basic function. Integrity reflects: firstly, tendency of society development on the path of social and economic transformations, inclusion in market system, secondly, the process' in supplementary education manifested in the strengthening of educational institutions with other systems of society, the necessity to train professionals able to work professionally and evolve in a constantly changing environment [16, p. 278].

According to researches integrative and developmental approach becomes relevant for the development of professional competence of the expert of physical training. The main core of development of Federal State Educational Standard is professional competence. This competence is understood as using of domain knowledge of employment, orientation on achievement of an objectives, metasubject approach, information and communicative competence, reflection, possession of educational technology of development of self-development, creativity, community commitment and responsibility for safety in sports and training activities.

The ongoing development of professional competence of the head of the sports organization is considered as process of optimization of ways of inclusion in pedagogical activity for the purpose of more complete personal self-realization realized in the course of evaluation cognitive, social, moral and communicative tasks as a result of acquirement the necessary complex of professionally important meanings of

sports activity. The primary concept of "professional competence of professional physical training" is given. It is regarded as priority characteristic of professionalism, represented an integrative personal education based on positive motives of profession, system competences, sports and training activities experience, the culture of dialogue, in conjunction of psychological and pedagogical readiness of specialist to solve sports-educational tasks.

According to A.L Popov development of professional competence of sports organization' specialists is carried out in the direction of formation of professional competence, professionally important personalqualities,basedonexistingeducation and vitageneous experience ("vita" -Latin for "life") [11, p. 79]. The vitageneous experience in the system of additional sports education as process of self-discovery is considered. The need of its inclusion in the system of pedagogical concepts is caused by requirements of learner-centered education created conditions for self-development.

Such characteristics as understanding of the essence of the "ego"; emotional and valuable attitude to personality; methods and techniques for personal reflection; "Self-concept" as an image, not a social model; notion and understanding of the meaning of life as a project and strategy of self-development; system of spiritual and moral values; symbolic and verbal forms of communication are embodied in the vitageneous experience [2; 3]. The vitageneous experience has its limits; it can be considered mainly in the context of the development of professional competence of the specialist of physical training [7, c. 276-277].

Testing and further implementation of conceptual ideas of integrative and developmental approach as the factor of development of professional competence of the specialist of physical training in the Interbranch Regional Center of Training and retraining of Federal state budgetary educational institution of higher education "Ural State University of Physical Culture" (UralSUPC) are carried out. The research

<D

E ü о

<D >

<D T3

О о

"го jg

ч— о

го <л

S

ГО о.

.С ч-

о о

ГО

о ,<я

а. "то

£ "

Го Ф

Е о

& г?

2J

<и id

"О ц. Е

£ ° ГО О

>2 Го О та w г» "> -p ч— - 2 <u cl

was realized under the supervision of Head of the Department of Pedagogy of the University, Honored Scientist of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor A.Y. Nain.

Physical-education teachers of educational institutions (schools, high schools, colleges, sports centers and UralSUPC on professional-applied physical training "Afgan» (n = 36 pers.) in the experimental work participated. The age limit of participants is 19-26 years old.

As an introductory trend, all participants were tested on a specially designed program for the development of professional competence of professional physical training (8 hours). Such training as a form of competence development were in use in researches of E.N. Gogunova [1] O.L. Karpova [4] M.V. Prokhorova et. al. [10], A.L. Popov [11] and others. It was analyzed that such experience is an effective system of training and retraining of specialists of different ranks and professional areas.

The increasing role of the needs of creative abilities in sports and educational process of modern athletes, professionalization of management of physical training, mental health problems, are actualizes the development of programs of social and psychological training. The need for such programs in the structure of professional training is dictated by the following factors:

1. Most of the work of the specialists of physical training is presented in the structure of interpersonal relations in the field of "human-human".

2. The origin of conflict situations in the sport and training activity requires psychological and pedagogical skills of conflict resolution.

3. Development of communicative competence of the expert of physical training improves the efficiency of the total number of sports and training activities.

Finally, effective interaction is the basis $ for the prevention of stress arising from the ■■= manifestations of negative emotions among ® young people in sports and training sessions, w particularly professionally applied sports.

The main objectives of the training of communicative competence of professional physical training are the following:

1) testing of effective non-verbal communication skills in sports and training situations;

2) mastering of the methods and technologies of methodical work in conflict situations;

3) awareness of its influence in non-verbal communication with their peers;

4) practicing self-regulation skills in the sports complex communicative situations.

According to I.P. Volkov "...the role of communicative activity in the system of social and athletic interaction, in joint activities of coach and athlete and, in the development of the subject of communication increases. The study of the communicative activity, as well as other kinds of mental activity, is important for understanding the driving forces and ways of development of professional competence" [12, p. 119-121]." Study of communicative competence-based characteristics, one of which is a communicative activity, plays a special role in the system of physical culture and sports interactions. The study of the communicative activity of experts of physical training is a priority basis for the development of professional competence, as well as other kinds of psychological activity. It has key role for the development of motivation in the organization of sports competitions and training.

The communicative activity of professionals of physical training effectively promoting the development of professional competence is understood as invariable means of manifesting itself in the level of intensity of sports activity and interaction volume coming from the subject's initiative [2, c. 12].

According to V.A. Ponomorchuk, communicative activity is complex with different levels of integrated individuality -temper properties, on the one hand, and the individual characteristics, on the other [8, p. 83; 9].

Distinctive features of the training program, verified in the study are:

a) The readiness of students of the course study, originally having a high level of activity in different types of activities (for the most part - in organizational);

b) focus on the impact of the development of professional competence, the cultivation of responsibility, initiative, activity of participants on the basis of the conceptual ideas of the reality principle;

c) providing maximum of substantial, event-emotional intension of short training period which is achieved through information and original teaching resources and expertise;

d) a small number of group of students (1214 people) gives grounds to consider it as an integral psychological unit with a strong group dynamics and group processes. This feature is a prerequisite for achieving the optimal forecast level of professional competence of students;

e) the variety of forms of group work (with the elements of training of professional and personal growth, business communication training, training of identification of leadership qualities, etc.).;

f) listener's possibility of participation and self-realization as a in small groups (permanent small group, creative small group), and in the "large" group, depending on the purpose and objectives of the training program. Psychological support of the program is

stressed in the experimental work, that make it possible to the use group forms of work as the primary means of achieving the intended result.

Development and testing of the didactic model of development of professional competence of the expert of physical training in system of advanced training was the aim of the final phase of testing the effectiveness of the implementation of the results obtained on the basis of the training program (Ill. 1).

Fundamental principles of contensive characteristics of reflexive-educational

environment of the system of professional development of advanced training of professional competence of specialist are discovered.

1. Communication function in the developed didactic model presents (integrate) all other functions. It creates a holistic mechanism to achieve results through a reflexive and educational environment training system, developing the professional competence of specialist of physical training.

Discovery of situations that determine the dynamics of development and identifying of key issues in the management of the organization of reflexive and educational environment of training system is the main objective of this function. Motor-reflexive techniques that represent a high awareness of the importance of the development of professional competence of the expert are effective in this environment.

According to A.L. Popov, these methods are effective in expanding the capacity of motor actions. Three types of reflection are used [11, p. 73-74]: substantive, procedural and systemic. Substantive reflection is associated with substantial activity of specialist during exercise, procedural reflection is determined by the practical implementation of them, and the system reflection is aimed at creation of patterns for a successful development of professional competence.

2. Analysis, synthesis and goal-setting of object-subject conditions and diagnosis of educational situations, developing the professional competence of professional physicaltraining.AccordingtoL.A.Shipilina, the procedure for this content characteristics consists of a sequence didactic operations: formulation of objectives and analysis of substantial model's elements; determination system-forming links, analysis of methods and the nature of relations; comparing the initial state with the results and signification of key issues; fixation of resources and reflection of possible difficulties of students in the process of learning.

3. Psycho-pedagogical designing of the content of educational project of training

<u E ü о

<D >

<U T3

О о

« s

ч— О

го '<л

s

ГО о.

.С ч-

о о

ГО

о ,<я

ü. "то

"

Го Ф

Е О

& ÜT

2J

<и id

"О d.

e

£ ° ГО О

>2

Го О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

та w

г» ">

р Ч—

- 2

<u cl

Illustration 1. Didactic model of development ofprofessional competence of the specialist ofphysical training in system of advanced training

specialist. This substantive characteristic of reflexive-educational environment of career development system that develops professional competence of a specialist involves the design and implementation of the educational project (study unit, themes), compiled by the teacher, who determines the sequence and content of a particular learning process, the order of activity of teaching and learning in the teacher's views. The materialization of the development of project management in the planning process requires consideration of

pedagogical diagnostics data towards the levels of the object-subject teaching.

Plan as a form of fixation of project must meet the requirements: meet the needs and interests of learners; be realistic and achievable with the resources available; have the properties of integrity and coordination (to establish the link between the actions to fix the alignment of terms); ensure the selection of training content, the selection and construction of the system of educational and cognitive tasks in accordance with the objective and predictable levels of quality of learning outcomes.

4. The choice of alternative ways to achieve the educational goals of the professional competence of the expert of physical training. According to A.Ya. Nain, the choice and decision-making is sophisticated alternative. The choice is carried out at all stages of learning in created reflective-educational environment of continuing education, developing professional competence of experts of physical training, but the greatest importance is obtained in determining not only by achievement the goals, as by active adult education methods [7].

It is also necessary to note the position of authors who claim that «the development of the student as a person, as a subject of activity is the most important goal of professional education and can be regarded as its backbone factor» [6, p. 11]. Eidetic imagery and innovative methods of organizing a course of specialist training of physical culture are tested and adopted by analyzing a large number of methods based on tasks and students contingent. According to E.N. Gogunova and B.I. Martianova these methods are focused on the development of attention, memory, imagination by the perception of images, representations of motor activity (eidetic imagery - image, external appearance). Methods are a reflection of the images in the memory, in the preservation of visual motor activities and its reproduction some time after exercises [1, p. 189]. Eidetic imagery methods have specific structure and aimed at enhancing the auditory, visual, tactile, kinesthetic and motor analyzers. According to researchers, the beginnings of the top of three independent functions: memory, imagination and thinking are enclosed in the eidetic imagery in the undifferentiated form [11; 12; 13; 14]. The formation of higher mental functions such as attention, observation, imagination, etc. heterogeneously occurs during the development of conception memory [6; 11]. In addition, according to D.E. Filippov and D.I. Makfuzovoy «Work experience in real projects promotes the formation of innovative competencies of students» [15, p. 120].

Characteristics of control and correction on the basis of the operational methods and means of influence in the process of development of professional competence of the listener of course training system is designed to ensure orderliness of raising qualification of the expert. This feature removes «smoothes» the contradiction between the organization and regulation of the process of teaching. This didactic characteristic in the model of development of professional competence of the expert of physical training plays a special role. It corrects the causes of deviations in the process of accounting and control.

Such deviations may be due to an incorrect prediction, the lack of monitoring and evaluation of the results of the process of development professional competence of students of a course study.

6. Normative forecasting of expected results of enhancement the professional competence of the expert involves identifying cause-and-effect relationships in the course of training. Diagnosis of the situation predicts the determination of the key issues on which attention should be paid due to the process of the implementation of normative forecasting.

7. Control and evaluation paradigm: synthesis of feedback in order to obtain information and assess the level of development of professional competence. It is the main instrument of control realized prospectively and operationally on the basis of the principles of objectivity and systematic. According to consideration the specific characteristics of adult learning process in additional education system, and the results of experimental work socio-pedagogical rating is determined as one of the most effective form of monitoring and evaluation integrated on the objectives and content. This individual numerical index assessing the level of development of professional competence of the expert, received in specially organized final testing of students has increased significantly.

Consequently, it is shown that integrative and developmental approach is

<D

E о

<D >

<D T3

О о

"(D <5

ч— О

го <л ffi

ГО d

.С ч-

о о

ГО -w

о ,<я

а. "го

Го Ф

Е О

& г?

2J

<и id

"О d

Е

£ ° ГО О

>2

Го О

та w

г» ">

р ч—

■- 2

<u а.

an effective factor in the development of professional competence of professional physical training, if trained in the system of supplementary education (training) demonstrates the interest in professional self-development, manifestation of motivation and value attitude to sports activity, actualizes the ability to volitional self-regulation and self-control. The choice of developing integrative approach to the development of professional competence of professional physical training has regard to the need for deeper analysis of the psychological and pedagogical problems associated with the study of personality, which implemented competency aspirations to ensure the freedom of determining career options. References:

1. Gogunov E.N. Psychology of Sport and Physical Education: Textbook. / E.N. Gogunov, B.I. Martianov. - M.: Academy, 2004. - 224 p.

2. Gaintsev S.V. The technique of continuous development of professional competence of sports profile experts: methodological. recommendations. - Chelyabinsk: Ural Academy, 2009. - 36 p.

3. Gaintsev S.V. Organization of continuous professional sports education of sports institutions experts / S.V. Gaintsev, V.M. Menshikov // Optimization of educational process of physical training: mater. scientific-method. - Chelyabinsk: Ural Academy, 2009. P. 203-207.

4. Karpova O.L. The content of the predictive model of self-educational activity of students of high school // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. -2008. - № 8. P. 21-30.

5. The concept of the federal target program «Development of physical culture and sports in the Russian Federation.» - M.: Minsportturizma, 2008. - 38 p.

6. Neustroev G.N. Zvonarev S.G., Lvov L.V. Psychodiagnostics professional development of the individual (a collection of tests in psychology and pedagogy. - Chelyabinsk: ChSAU, YUUNOTS RAO, 2009. - 230 p.

7. Teaching science and education: The-matc / Ed. AY Nine. - Vol. 13. - Chelyabinsk: Ural Academy, 2014. - 480 p.

8. Ponomarchuk V.A. Physical culture and the personality / V.A. Ponomarchuk,

0.A. Ayashev. - M.: Physical Education and Sports, 1991. - 159 p.

9. Ponomarchuk V.A. Physical culture and the personality. Doc. Dis. - M.: Institute of Philosophy. Russian Academy of Sciences, 1994. - 45 p.

10. Prokhorova M.V. Pedagogy of Physical Education: Textbook / M.V. Prokhorov, A.A. Sidorova, B.D. Sinyuhin, A.G. Se-menov. - M.: Put; Alliance, 2006. - 288 p.

11. Popov A.L. Sport Psychology: a textbook. - M.: MPSI; Flint, 1988. - 152 p.

12. Workshop on sports psychology / ed.

1.P. Volkova. - SPb.: Peter, 2002. - 288 p.

13. Tulkibaeva N.N. Innovative processes in education: a textbook / N.N. Tulkibaeva, L.V. Trubaychuk, Z.M. Bolshakova, M M. Bormotova. - M.: Vostok, 2003. -255 p.

14. Tulkibaeva N.N. Functions and content of the test to determine the level of training, formation of intellectual abilities and the type of student thinking. - Chelyabinsk: CSPI Publishing House, 1993. - 9 p.

15. Filippov D.E., Makfuzova D.I. Socio-pedagogical design of corporate culture as a condition of formation of innovative competencies among students of classical university (for example, the corporate newspaper of the Chelyabinsk State University «Universitetskaia naberezhnaia») // Vestnik CHeliabins-kogo gosudarstvennogo universiteta. -2012. - №19 (273). P. 119-124.

16. Shipilina L.A. Self-development of expert control technology. - Omsk: OGPU, 2008. - 356 p.

Сложившаяся за многие годы российская система дополнительного физкультурного образования подразумевает переход к повышению уровня квалификации, обеспечивающего социально-профессиональную мобильность специалиста на рынке труда [5].

Между тем такая система, проектируемая на основе интегративно-развива-ющего подхода, должна способствовать обучению специалиста процедурам понимания себя, своего профессионального смысла, успешной социализации, обеспечивающей успех и мобильность в трудовой деятельности. Само понятие интегративно-развивающего подхода отражает его содержание и основную функцию. Так интегративность отражает: во-первых, тенденции развития общества на пути социально-экономических преобразований, вхождения в рыночную экономику; во-вторых, процессы, протекающие в системе дополнительного образования, которые проявляются в усилении образовательных организаций с другими системами общества, в необходимости подготовки специалистов, способных профессионально работать и развиваться в постоянно изменяющихся условиях [16, с. 278].

Проведенный анализ литературных источников показал, что интегративно-развивающий подход становится актуальным для развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры.

Содержательным ядром фактора развития федерального государственного образовательного стандарта выступает профессиональная компетентность. Применительно к деятельности специалиста физической культуры в данной дефиниции мы выделяем следующее содержание компетентности: владение предметными знаниями по основам трудовой деятельности, ориентированность на достижение цели, межпредметный подход, информационно-коммуникативную компетентность, рефлексию, владение образовательными технологиями развития и

саморазвития личности, креативность, социальную активность и ответственность за безопасность в спортивно-тренировочной деятельности.

Непрерывное развитие профессиональной компетентности руководителя спортивной организации рассматривается как процесс оптимизации способов включения в педагогическую деятельность с целью наиболее полной личностной самореализации, которая осуществляется в ходе решения им познавательных, социально-нравственных и коммуникативных задач в результате овладения необходимым комплексом профессионально важных смыслов спортивной деятельности. Из отмеченного логично можно предложить определение базового понятия «профессиональная компетентность специалиста физической культуры», под которой в нашем исследовании понимается приоритетная характеристика профессионализма, представляющая интегративное личностное образование, основанное на позитивных мотивах профессии, системных компетенций, практического опыта спортивно-тренировочной деятельности, диалогической культуры, в совокупности выражающихся в психолого-педагогической готовности специалиста к решению физкультурно-образо-вательных задач.

Как отмечает А.Л. Попов, развитие профессиональной компетентности специалиста спортивной организации осуществляется в направлении формирования профессиональных компетенций, профессионально важных личностных качеств на основе имеющегося образования и витагенного опыта [11, с. 79]. Отметим при этом, что витагенный опыт в системе дополнительного физкультурного образования рассматривается как процесс самопознания человеком своей личности. Необходимость его включения в систему педагогических понятий обусловлена потребностями личностно ориентированного образования, создающего условия для саморазвития личности.

£

о ф

т

п -й-го ^

а. ГО

й-"

го ? -& Ег ^ ф

ГО 1=

^ о

о н

х у

ф

н

ф

£ 1

£ о

ш ^ ¡§

со о

О. -О

о §

£ 1

Ш о

л ^

а Ф

Ф

£ ° а

ш

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

03

с;

В витагенном опыте нами воплощаются такие содержательные характеристики, как понимание сущности своего «Я»; эмоционально-ценностное отношение к своей личности; способы и приемы личностной рефлексии; «Я-концепция» как образ, а не социальный образец; понимание и представление о смысле жизни как проект и стратегия саморазвития; система духовно-нравственных ценностей; знаковые и вербальные формы общения [2; 3]. Вита-генный опыт имеет свои границы, он может быть рассмотрен преимущественно в контексте развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры [7, с. 276-277].

Апробация с последующим внедрением концептуальных идей интегративно-развивающего подхода как фактор развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры осуществляется нами в Межотраслевом региональном Центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (УралГУФК). Исследование проводилось под научным руководством заведующего кафедрой педагогики университета, Заслуженного деятеля науки России, доктора педагогических наук, профессора А. Я. Найна. В опытной работе участвовали преподаватели физической культуры образовательных организаций (школ, гимназий, колледжей, УралГУФК и спортивного Центра по профессионально-прикладной физической подготовке «Афган» (п=36 чел.). Возрастной ценз участников 19-26 лет.

В качестве вводного тренда все участники проходили тестирование по специально разработанной программе развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры (8 часов). Подобные тренинги как форма развития компетентности уже находили применение в исследованиях Е. Н. Гогу-нова [1], О.Л. Карповой [4], М.В. Прохо-

ровой с соавт. [10], А.Л. Попова [11] и др. Как показал анализ публикаций многих авторов, такой опыт является эффективным в системе подготовки и повышения квалификации специалистов различного ранга и профессиональных направлений.

Возрастание роли потребности творческих умений в физкультурно-обра-зовательном процессе современных спортсменов-школьников и спортивной молодежи, профессионализации управления занятий физической культурой, проблемы психогигиены, все это объективно актуализирует разработку программ социально-психологического тренинга. Необходимость применения подобных программ в структуре повышения квалификации специалиста диктуется следующими обстоятельствами:

1. Большая часть деятельности специалиста физической культуры представлена в структуре межличностных отношений, в сфере «человек-человек».

2. Возникновение конфликтных ситуаций в спортивно-тренировочной деятельности требует психолого-педагогических навыков разрешения агрессивно-возникающих конфликтных ситуаций.

3. Развитие коммуникативной компетентности специалиста физической культуры способствует повышению всего количества эффективности спортивно-тренировочной деятельности.

И, наконец, эффективное взаимодействие является основой профилактики стрессовых ситуаций, возникающих вследствие проявления негативных эмоций у молодежи в спортивно-тренировочных занятиях, особенно профессионально-прикладных видах спорта.

Среди основных задач тренинга развития коммуникативной компетентности специалиста физической культуры можно назвать следующие:

1) отработку навыков эффективного невербального общения в спортивно-тренировочных ситуациях;

2) овладение методами и методическими технологиями работы в конфликтных ситуациях;

3) осознание своего влияния в невербальном общении со сверстниками;

4) отработку навыков саморегуляции в

сложных спортивно-коммуникативных ситуациях.

Как отмечает И.П. Волков, «.. .Сегодня все более возрастает роль коммуникативной активности в системе социально-физкультурных взаимодействий, в совместной деятельности наставника и спортсмена и, прежде всего, в развитии самого субъекта общения. Изучение коммуникативной активности, как и других видов психической активности, имеет значение для понимания движущих сил и путей развития профессиональной компетентности» [12, с. 119-121]. Так, в системе физкультурно-спортивных взаимодействий особую роль играет изучение коммуникативно-компетентностных характеристик, одной из которых выступает активность общения. В связи с этим изучение коммуникативной активности специалиста физической культуры является приоритетной основой развития профессиональной компетентности, как и других видов психологической активности, имеет ключевое значение для развития движущих сил в организации спортивно-тренировочных состязаний.

Коммуникативная активность специалиста физической культуры, эффективно способствующая развитию профессиональной компетентности, понимается нами как устойчивое средство, проявляющееся в уровне интенсивности спортивной деятельности и объеме взаимодействия, исходящего из инициативы субъекта [2, с. 12].

Коммуникативная активность, как пишет В.А. Пономарчук, - это сложное многокомпонентное образование, которое связано с различными уровнями интегральной индивидуальности -свойствами темперамента, с одной стороны, и свойствами личности, с другой [8, с. 83; 9].

Отличительными особенностями тренировочной программы, верифицированной в исследовании, являются:

а) подготовленность слушателей курсового обучения, изначально имеющих высокий уровень активности в различных видах деятельности (по большей части - в организаторской);

б) акцент влияния на процесс развития профессиональной компетентности, культивирование ответственности, инициативы, активности участников на основе концептуальных идей принципа реальности;

в) обеспечение максимальной содержательной, событийно-эмоциональной насыщенности кратковременного периода обучения, которая достигается за счет информационно-оригинальных дидактических средств и опыта;

г) небольшая численность группы обучающихся (12-14 чел.) дает основание рассматривать ее как целостную психологическую единицу с ярко выраженной групповой динамикой и групповыми процессами. Эта особенность являлась предпосылкой для оптимального достижения прогнозируемого уровня профессиональной компетентности слушателей;

д) разнообразие форм групповой работы (с элементами тренинга профессионально-личностного роста, тренинга делового общения, тренинга выявления лидерских качеств и др.);

е) возможность участия и самореализации слушателя как в малых группах (постоянной малой группе, творческой малой группе), так и в «многочисленной» группе в зависимости от цели и задач тренинговой программы. Сделанный акцент в опытной работе

на психологическом обеспечении реализации программы позволяет говорить об использовании групповых форм работы как основном средстве достижения планируемого результата.

Целью заключительного этапа проверки эффективности реализации результатов, полученных на основе тре-нинговой программы, была разработка и апробация дидактической модели развития профессиональной компетентности

а £

о ф

т

п -й-го ^ а. го

й-"

го го

-& Ег ^ ф

ГО 1=

^ о

о н

х у

ф

н

ф

£ 1

£ О

ш ^

со О

а -О

о §

£ 1

Ш о

л ^

а Ф

ф -&

£ ° а

специалиста физической культуры в системе повышения квалификации (рис. 1).

Ниже, опираясь на интегративно-раз-вивающий подход, раскроем основные положения содержательных характери-

стик созданной рефлексивно-образовательной среды системы повышения квалификации развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры.

т

х

03

О

Рисунок 1. Дидактическая модель развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры в системе повышения квалификации

1. Функция коммуникации в разработанной дидактической модели представляет (интегрирует) все остальные и создает целостный механизм достижения результата через рефлексивно-образовательную среду системы повышения квалификации, развивающей профессиональную компетентность специалиста физической культуры.

Основной задачей этой характеристики является выявление ситуаций, определяющих динамику развития и выделение ключевых проблем, на которые следует обратить первоочередное внимание в управлении процессом организации рефлексивно-образовательной среды системы повышения квалификации. Заметим, что в подобной среде эффективными являются рефлексивно-двигательные методы, которые представляют собой осознание высокой значимости развития профессиональной компетентности специалиста.

Как верно считает А.Л. Попов, такие методы эффективны, особенно при расширении потенциала двигательных действий. Опираясь на этот посыл, в исследовании использовались три вида рефлексии [11, с. 73-74]: предметная, процессуальная и системная. Предметная рефлексия связана с содержательной деятельностью специалиста физической культуры при выполнении упражнений, процессуальная определяется практическим их выполнением, а системная направлена на создание мотивов для более успешного развития профессиональной компетентности.

2. Анализ, синтез и целеполагание объектно-субъектных состояний и диагностика образовательных ситуаций, развивающих профессиональную компетентность специалиста физической культуры. Процедура этой содержательной характеристики складывается, по мнению Л.А. Шипилиной, из последовательности дидактических операций [16, с. 236]: формулирования цели и анализа содержательных элементов модели; вычленения системообразующих связей,

анализа способов и характера связей; сравнения исходного состояния с полученными результатами и выявления ключевых проблем; фиксации имеющихся ресурсов и рефлексии преподавателем возможных затруднений обучающихся в процессе усвоения учебного материала.

3. Психолого-педагогическое проектирование содержания образовательного проекта повышения квалификации специалиста. Данная содержательная характеристика рефлексивно-образовательной среды системы повышения квалификации, развивающей профессиональную компетентность специалиста, заключается в оформлении и реализации образовательного проекта (учебного раздела, темы), составленного преподавателем, определяющего последовательность и содержание конкретного процесса обучения, порядок деятельности преподавания и учения в представлениях педагога. Материализация проектов управления развитием в процессе планирования требует учета данных педагогической диагностики относительно уровней объект-субъектов обучения. План как форма фиксации проекта должен отвечать требованиям: соответствовать потребностям и интересам обучающихся; быть реалистичным и достижимым при имеющихся ресурсах; обладать свойствами целостности и ско-ординированности (устанавливать связи между действиями, фиксировать согласованность сроков); обеспечивать отбор содержания обучения, выбор и построение системы учебно-познавательных задач в соответствии с целью и прогнозируемыми уровнями качества результатов учебной деятельности.

4. Выбор альтернативных способов достижения образовательной цели развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры. Выбор и принятие решений, как считает А.Я. Найн, всегда сложная альтернатива. В созданной нами рефлексивно-образовательной среде системы повышения квалификации, развивающей профессиональную компетентность специалиста

а £

о ф

т

п -й-го ^ а. го

й-" £ =

го ? -& Ег ^ ф

ГО 1=

^ о

о н

х у

ф

н

ф

£ 1

£ о

ш ^ ¡§

со о

а -О

о §

£ 1

Ш о

л ^

а Ф

Ф

£ ° а

физической культуры, этот выбор осуществляется на всех этапах обучения, но наибольшую значимость приобретает при определении не столько способов достижения цели, как методов активного обучения взрослых [7].

Необходимо также отметить позицию авторов, утверждающих, что «развитие обучаемого как личности, как субъекта деятельности является важнейшей целью профессионального образования и может рассматриваться в качестве его системообразующего фактора» [6, с. 11]. На основе анализа большого количества методов, с учетом дидактических задач и контингента обучающихся, нами выбраны и апробированы инновационные и, как показывает опыт, достаточно эффективные эйдетические методы организации курсового обучения специалиста физической культуры. Они, по мнению Е.Н. Гогунова и Б.И. Мартьянова, направлены на развитие внимания, памяти, воображения за счет восприятия образов, представлений двигательной деятельности (эйдетизм - образ, наружный вид). Методы являются отражением в памяти образов, в сохранении наглядных двигательных действий и их воспроизведений через некоторое время после выполнения физических упражнений [1, с. 189]. Вместе с тем эйдетические методы имеют конкретную структуру и нацелены на активизацию слухового, зрительного, тактильного, кинестетического и двигательного анализаторов. В эйдетических образах, по словам психологов и педагогов [11; 12; 13; 14], в нерасчленен-ном виде заключены зачатки трех ведущих самостоятельных функций: памяти, воображения и мышления. Отсюда при развитии образной памяти гетерогенно происходит формирование таких высших психических функций, как внимание, наблюдательность, творческое воображение и т.д. [6; 11]. Кроме того, можно Ц. согласиться с мнением Д.Е. Филиппова и i Д.И. Макфузовой о том, что «формиро-^ ванию инновационных компетенций у о студентов вузов может способствовать, в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

частности, опыт работы в реальных проектах» [15, с. 120].

5. Характеристика регулирования и коррекции на основе оперативных способов и средств воздействия в процессе развитие профессиональной компетентности слушателя системы курсовой переподготовки призвана обеспечить упорядоченность повышения уровня квалификации специалиста. Эта характеристика снимает, «сглаживает» противоречия между организацией и регулированием в процессе преподавания. Этой дидактической характеристике в модели развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры отводится особая роль. Она осуществляет коррекцию причин отклонений в процессе учета и контроля. Такие отклонения могут быть в результате ошибочного прогноза, недостатка в контроле и оценках результатов процесса развития профессиональной компетентности слушателей курсового обучения.

6. Нормативное прогнозирование ожидаемых результатов повышения уровня профессиональной компетентности специалиста предполагает выявление причинно-следственных зависимостей в процессе курсового обучения. Диагностика ситуации прогнозирует выделение ключевых проблем, на которые следует обратить внимание в процессе осуществления нормативного прогнозирования.

7. Контрольно-оценочная парадигма: синтез обратной связи с целью получения информации и оценки уровня развития профессиональной компетентности. Она является основным инструментом контроля, осуществляемого планово и операционально на основе принципов объективности и системности. Учет специфических особенностей процесса обучения взрослых в системе дополнительного образования, а также результаты опытной работы позволяют в качестве одной из эффективных, интегрированной по целям и содержанию форм контроля и оценки выделить используемый нами со-

циально-педагогический рейтинг. Этот индивидуально-числовой показатель оценки уровня развития профессиональной компетентности специалиста, полученный нами на специально организованном заключительном тестировании обучающихся, значительно возрос.

Таким образом, материалы исследования показали, что интегративно-разви-вающий подход является эффективным фактором развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры, если обучающийся в системе дополнительного образования (повышения квалификации) демонстрирует интерес к профессиональному саморазвитию, проявлению мотивационно-ценностного отношения к физкультурной деятельности, актуализирует способность к волевой саморегуляции и самоконтролю. Выбор в нашем изыскании именно инте-гративно-развивающий подход к развитию профессиональной компетентности специалиста физической культуры обращает к необходимости более глубокого психолого-педагогического анализа проблем, связанных с исследованием личности, у которой реализуются компетент-ностные устремления, обеспечивающие свободу определения вариантов карьерного роста.

Библиографический список:

1. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. -М.: Академия, 2004. - 224 с.

2. Гаинцев С.В. Методика непрерывного развития профессиональной компетентности специалистов спортивного профиля: методич. рекомендации. -Челябинск: Уральская Академия, 2009. - 36 с.

3. Гаинцев С.В. Организация непрерывного профессионально-физкультурного образования специалистов спортивного учреждения / С.В. Гаин-цев, В.М. Менщиков // Оптимизация учебно-воспитательного процесса физической культуры: матер. науч.-

метод. конф. - Челябинск: Уральская Академия, 2009. С. 203-207.

4. Карпова О.Л. Содержание прогностической модели развития самообразовательной деятельности студентов вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 8. С. 21-30.

5. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации». - М.: Минспорттуризм, 2008. - 38 с.

6. Неустроев ЕН., Звонарев С.Г, Львов Л.В. Психодиагностика профессионального развития личности (сборник тестов по психологии и педагогике): учеб. пособие. - Челябинск: ЧЕАУ, ЮУНОЦ РАО, 2009. - 230 с.

7. Педагогическая наука и образование: тематич. сб. науч. тр. / отв. ред. А.Я. Найн. - Вып. 13. - Челябинск: Уральская Академия, 2014. - 480 с.

8. Пономарчук В.А. Физическая культура и становление личности / В.А. Пономарчук, О.А. Аяшев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 159 с.

9. Пономарчук ВА. Физическая культура и становление личности: автореф. дис. ... д.ф.н. - М.: Ин-т филос. РАН, 1994. - 45 с.

10. Прохорова М.В. Педагогика физической культуры: учебное пособие / М.В. Прохорова, А.А. Сидорова, Б.Д. Синюхин, А.Е. Семенов. - М.: Путь; Альянс, 2006. - 288 с.

11. Попов А.Л. Спортивная психология: учеб. пособие для спортивных вузов. -М.: МПСИ; Флинта, 1988. - 152 с.

12. Практикум по спортивной психологии / под ред. И.П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.

13. Тулькибаева Н.Н. Инновационные процессы в обучении: учеб. пособие для студенов педвузов / Н.Н. Тульки-баева, Л.В. Трубайчук, З.М. Большакова, М.М. Бормотова. - М.: Издательский Дом Восток, 2003. - 255 с.

14. Тулькибаева Н.Н. Функции и содержание теста на определение уровня обученности, сформированности ин-

_0

а £

о ф

т

п -fr го ^ а. го

й-"

го ? ü-Ü ф ГО 1=

^ о

5

о н

X У

ф

н

ф

3

£ 1

£ о

ш ^

S

со о

а -о

О Го

£ 1

m о

Ü 8 ф

ф ■©■

£ ° а.

теллектуальных способностей и типа мышления обучающегося. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1993. - 9 с.

15. Филиппов Д.Е., Макфузова Д.И. Социально-педагогическое проектирование корпоративной культуры как условие формирования инновационных компетенций у студентов классического вуза (на примере корпоративной газеты Челябинского го-

сударственного университета «университетская набережная») // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - №19 (273). С. 119-124.

16. Шипилина Л.А. Технология управления саморазвитием специалиста. -Омск: ОГПУ, 2008. - 356 с.

Поступила 20.12.16

About the author:

Gaintsev Sergey Vladimirivich, Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Sciences (Pedagogy), dissovet-2006@rambler.ru, uralgufk@mail.ru

For citation: Gaintsev S.V. The integrative and developmental approach as a factor of development of professional competency of a specialist of physical culture // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2016. - Vol. 8. - No. 4. Р. 20-34. DOI: 10.7442/20719620-2016-8-4-20-34

Об авторе:

Гаинцев Сергей Владимирович, кафедра педагогики, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» (Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1), кандидат педагогических наук, dissovet-2006@rambler.ru, uralgufk@mail.ru

Для цитирования: Гаинцев С.В. Интегративно-развивающий подход как фактор развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. - № 4. С. 20-34. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-4-20-34

ш

ф

J

03 О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.