ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ СПОРТА, ТУРИЗМА
THEORY AND HISTORY OF PHYSICAL CULTURE,
SPORTS, TOURISM
УДК 378:796(07) ББК 74.48:751
ЭКСПЕКТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В. Е. Жабаков
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия
Рассмотрена проблема построения экспектационной модели управления качеством, включающей аксиологический, компетентностный и интегративный компоненты. Управление качеством подготовки специалиста физической культуры на уровне аксиологического компонента реализуется на основе «ожидаемой ценности», на уровне компетентностного компонента предполагает актуализацию ценностно-смысловых позиций субъектов, а на уровне интегративного компонента отражает экспектации, связанные с развитием общепедагогических и практических компонентов подготовки специалистов по физической культуре.
Ключевые слова: управление качеством, экспектационная модель, подготовка специалиста физической культуры.
Актуальность. Изменение социально-экономических условий подготовки специалиста физической культуры в контексте смены существующих педагогических парадигм обусловливает изменение критериев эффективности управленческой деятельности и её определяющих факторов. Одним из способов решения этой проблемы является разработка новых стратегий управления качеством подготовки специалиста физической культуры, ориентированных на экспектации. Экспектации как мотивационные образования становятся не только индикаторами субъектности в системе управления качеством, но и отражают глубинные мотивы, репрезентирующие жизненную цель специалиста физической культуры.
Цели и задачи. Экспектационная модель предполагает рассматривать педагогическое управление качеством подготовки специалиста физической культуры в контексте изменения и формирования
профессиональных экспектаций субъектов образовательного процесса [2]. Цель исследования—описание процесса управления профессиональными экспектациями как мотивационными компонентами деятельности, обеспечивающими формирование и совершенствование профессиональных компетенций специалиста, психологическим содержанием которых становится мотивация качества.
Результаты исследования и их обсуждение. Система ожиданий личности в теории педагогического управления качеством является прежде всего прогнозом результата педагогической деятельности. Мотивационный контекст ожиданий оказывает влияние на ожидание результата как ценности повышения качества подготовки и валентности результата подготовки специалиста физической культуры. В то же время, понимая, что не все положения теории экспектаций могут быть экстраполированы на наше исследование, мы
12
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3, 2
в экспектационную модель управления качеством подготовки специалиста физической культуры включаем аксиологический, компетентностный и интегративный компоненты, которые определяют многоуровневый и иерархической характер теоретико-методологической основы педагогического управления качеством подготовки спортивного специалиста.
Аксиологический компонент экспектационной модели управления качеством подготовки специалиста физической культуры отражает прогнозирование результата управления качеством в контексте формирования ценностных ориентации Поэтому ориентация на иерархию ценностей в процессе педагогического управления качеством подготовки специалиста по физической культуре обеспечивает удовлетворение актуальных и перспективных профессионально-образовательных экспектаций личности.
Теоретическое обоснование аксиологической составляющей экспектационной модели основано на теории «ожидаемой ценности» Х. Хекхаузена, в соответствии с которой мы рассматриваем четыре типа ожиданий:
1) ожидания «ситуация — результат»;
2) ожидания «действия — результат»;
3) ожидания «действия — ситуация — результат»;
4) ожидания «результат — следствие» [6].
Каждый из типов ожиданий основывается
на особом виде ценностей.
Ожидания «ситуация — результат» детерминированы развитием терминальных ценностей личности. Экспектации в таком случае обусловлены ценностями-целями, ценностями-нормами и отражают представление о качестве подготовки специалиста физической культуры как результате педагогического управления.
Ожидания второго типа—«действия — результат» — согласуются с инструментальными ценностями, которые обусловлены ожиданиями определённого социально одобряемого образа действий. Поэтому экспектации соответствуют представлениям о качестве подготовки специалиста физической культуры как процессе педагогического управления в контексте личностно-смыслового отношения к процессу обучения в вузе [2].
Ожидания третьего типа — «действия — ситуация — результат» — отражают особенности организации деятельности, так как соотношение внешних и внутренних условий, преломляясь
в сознании, по-разному проявляются в процессе профессиональной подготовки. В таком случае различия в способах организации деятельности определяются субъективным отношением к условиям, обусловлены ценностными ориентациями, структурой жизненных ценностей субъектов образовательного процесса [2]. Поэтому ожидания третьего типа обусловлены особенностями развития ценностных ориентаций.
Экспектации третьего типа возникают на основе ценностных установок и детерминируют развитие представлений о качестве подготовки специалиста физической культуры как состоянии образовательной среды.
Ожидания четвёртого типа — «результат — следствие» — формируются на основе ценностного отношения. Экспектации четвёртого типа, реализуясь в системе ценностного отношения и ценностных установок, реализуются в представлениях о качестве подготовки специалиста физической культуры как атрибутивного признака педагогической деятельности, определяя не только направленность педагогической деятельности, но и отражая причинно-следственные отношения в особенностях каузальной атрибуции повышения качества подготовки.
Таким образом, цель реализации аксиологического компонента экспектационной модели заключается в моделировании процесса педагогического управления качеством подготовки специалиста физической культуры на основе «ожидаемой ценности» [6]. Включение ценностного аспекта в процесс педагогического управления обеспечивает соответствие качества подготовки специалиста физической культуры субъект-субъектной парадигме образовательного процесса.
Рассмотрим компетентностный компонент экспектационной модели, которая разработана в соответствии с теорией «ожидания результата» В. Врума [7]. Ожидание результата — это экспектационная модель соотношения между приложенными усилиями и полученным «вознаграждением» как некая психологическая ценность результата. Содержание экспектаций, связанных с ожиданием результатов, образуют понятия «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность».
Экспектационный подтекст «компетенций» и «компетентности» образуют такие понятия, как ориентация на результат; практико-ориентирован-ный характер обучения; опора на субъективный
В. Е. Жабаков
опыт специалиста физической культуры; стимулирование мотивации обучения [4]. Поэтому в качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкты: компетентности, компетенции. Следовательно, реализация компетентност-ного компонента экспектационной модели предполагает, что ценностно-смысловые образования, обогащая знаниевую основу компетентности, актуализируют собственные ценностно-смысловых позиции субъектов.
Ожидание результата в теории В. Врума предполагает не только собственно ожидание результата, но и ожидание вознаграждения. Результат как вознаграждение в теории экспектаций определяется как возможность поощрения, ожидание субъективно положительной оценки деятельности [7]. С этих позиций подготовка компетентного специалиста соотносится не только с новыми методами и иным содержанием обучения, но и с личностным характером педагогического взаимодействия.
Теоретическое обоснование интегративной составляющей экспектационной модели основано на теории профессиональных ожиданий, которые, как отмечает Т. П. Борисова, отражают представления индивида о собственных перспективах в будущей профессии. Таким образом, профессиональные ожидания, основанные на мотивационно-когнитивных конструктах, являются отражением совмещения ситуационных и личностных факторов, влияющих на качество подготовки студентов в вузе [1].
Интегративная составляющая экспектационной модели, обеспечивающая вариативность, гибкость, интегрирование, позволяет объединить теоретическую и практикую подготовку в единое системное образование [5], обладающее определёнными целостными свойствами и закономерностями. В соответствии с этим процесс интеграции отражает экспектации, связанные с развитием общепедагогических и практических компонентов подготовки специалистов по физической культуре.
Поступила в редакцию 7 июня 2018 г.
Актуальность применения интегративной составляющей экспектационного подхода определяется представлениями о физической культуре как универсальном средстве развития и саморазвития человека, обладающего развитыми профессионально значимыми физическими способностями, высокой физической и умственной работоспособностью [3]. Интегративное пространство физической культуры как особая реальность социума существует как живая и развивающаяся по своим законам структура, наполненная смыслами [5].
Выводы. Профессиональные ожидания являются тем конструктом, который предвосхищает действия, направленные на формирование профессиональной компетентности, но в то же время является продуктом процессов освоения содержания образования. Поэтому внедрение экспектационной модели управления качеством подготовки специалиста физической культуры предполагает изменение и формирование профессиональных ожиданий субъектов образовательного процесса.
Список литературы
1. Борисова, Т. П. Социально-психологическая феноменология профессиональных ожиданий студентов в социообразовательной среде вуза : дис. ... канд. психол. наук. — М., 2012.
2. Ивлиева, И. А. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования : монография / И. А. Ивлиева, В. П. Пана-сюк, Е. К. Чернышева. — СПб. : Ин-т профтехобразования РАО, 2001. — 152 с.
3. Кузин, В. В. Интегративная педагогическая антропология / В. В. Кузин, Б. А. Никитюк. — М. : ФОН, 1996. — 178 с.
4. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Шк. технологии. — 2004. — № 5. — С. 3-12.
5. Сёмин, Ю. Н. Интеграция содержания профессионального образования / Ю. Н. Сёмин // Педагогика. — 2001. — № 2. — С. 20-25.
6. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. — М. : Педагогика, 1986. — 408 с.
7. Vroom, V. H. Work and Motivation / V. H. Vroom. — New York : Wiley, 1964. — 216 p.
Для цитирования: Жабаков, В. Е. Экспектационная модель управления качеством подготовки специалиста физической культуры / В. Е. Жабаков // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 2. — С. 12-15.
14
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3, N№ 2
Сведения об авторе
Жабаков Владислав Ермекбаевич — кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. Челябинск, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2018, vol. 3, no. 2, pp. 12-15.
Expectation Model of Quality Management of Training of a Specialist of Physical Culture V.E. Zhabakov
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia [email protected]
The article considers the problem of constructing anexpectational model of quality management, which includes axiological, competence and integrative components. The quality management of the physical education specialist at the level of the axiological component is realized on the basis of the «expected value», at the level of the competence component it presupposes the actualization of the value-semantic positions of the subjects, and at the level of the integrative component reflects the explorations associated with the development of general pedagogical and practical components of the training of specialists in physical culture.
Keywords: quality management, expectational model, training of a specialist in physical culture.
References
1. Borisova T.P. Sotsial'no-psikhologicheskaya fenomenologiya professional'nykh ozhidaniy studentov v sotsioobrazovatel'noy srede vuza [Social and psychological phenomenology of professional expectations of students in the socio-educational environment of the University. Thesis]. Moscow, 2012. (In Russ.).
2. Ivliyeva I.A., Panasyuk V.P., Chernysheva E.K. Kontseptual'nyye osnovy postroyeniya sistemy kachest-va professional'nogo obrazovaniya [Conceptual bases of construction of system of quality of professional education]. St. Petersburg, 2001. 152 p. (In Russ.).
3. Kuzin V.V., Nikityuk B.A. Integrativnaya peda-
gogicheskaya antropologiya [Integrative pedagogical anthropology]. Moscow, 1996. 178 p. (In Russ.).
4. Lebedev O.E. Kompetentnostnyy podkhod v obra-zovanii [Competence approach in education]. Shkol'nyye tekhnologii [School technologies], 2004, no. 5, pp. 3-12. (In Russ.).
5. Syomin Yu.N. Integratsiya soderzhaniya professional'nogo obrazovaniya [Integration of the content of vocational education]. Pedagogika [Pedagogy], 2001, no. 2, pp. 20-25. (In Russ.).
6. Hekhauzen H. Motivatsiya i deyatelnost' [Motivation and activity]. Moscow, 1986. 408 p. (In Russ.).
7. Vroom V.H. Work and Motivation. New York, Wiley, 1964. 216 p.