Научная статья на тему 'Интегративно-компетентностный подход как основа управления качеством подготовки студентов вуза физической культуры'

Интегративно-компетентностный подход как основа управления качеством подготовки студентов вуза физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИН-ТЕГРАТИВНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липская Лариса Алексеевна, Анисимова Вера Александровна

В статье рассматривается проблема качества подготовки студентов вуза физической культуры, обосновывается необходимость управления данным процессом с позиции интегративно-компетентностного подхода как теоретико-методологической стратегии исследования и практической реализации данного процесса, в рамках разработанной на его основе интегративной компетентностной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липская Лариса Алексеевна, Анисимова Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегративно-компетентностный подход как основа управления качеством подготовки студентов вуза физической культуры»

УДК 378.14

Липская Лариса Алексеевна

Доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-гуманитарных наук Уральского государственного университета физической культуры, [email protected], Челябинск

Анисимова Вера Александровна

Доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры», [email protected], Челябинск

ИНТЕГРАТИВНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматривается проблема качества подготовки студентов вуза физической культуры, обосновывается необходимость управления данным процессом с позиции интегративно-компетентностного подхода как теоретико-методологической стратегии исследования и практической реализации данного процесса, в рамках разработанной на его основе интегративной компетентностной модели.

Ключевые слова: качество подготовки студентов, управление качеством, компетенции, ин-тегративно-компетентностный подход, интегративная компетентностная модель.

Lipskaya Larisa Alekseevna

Doctor ofpedagogics, associate professor, head of the social and humanitarian science department of the Ural State University of Physical Culture, dissovet- [email protected], Chelyabinsk

Anisimova Vera Alexandrovna

Doctor ofpedagogical sciences, the senior lecturer of department ofpedagogy of the Ural state university of physical culture, [email protected], Chelyabinsk

AN INTEGRATIVE-COMPETENCE APPROACH AS A BASIS OF QUALITY MANAGEMENT TRAINING OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF PHISICAL CULTURE

The article is devoted to the problem of quality management training of students the University of Physical Culture, the necessity of management is grounded on an integrative-competence approach, which is considered to be a methodological-theoretic strategy for research and practical realization of this process, within the scope of an integrative-competence model.

Keywords: quality of students’ training, a quality management, competences, an integrative-competence approach, an integrative-competence model.

Интеграция России в мировое образовательное пространство, реализация принципов Болонской декларации актуализировали проблему повышения качества высшего образования, в том числе качества подготовки студентов вузов физической культуры,

Одним из наиболее эффективных инструментов подготовки выпускников в «Национальной доктрине образования до 2025 года» признается компетентностный подход, который отвечает постоянно возрастающим потребностям личности, общества и рынка

труда. В современной педагогической науке компетентностный подход рассматривается учеными (И. А. Зимняя, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, А. В. Хуторской, В. Д. Ша-дриков и др.) как наиболее продуктивный подход для решения задач повышения качества высшего профессионального образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО третьего поколения, также разработанные на основе компетент-ностного подхода, требуют подготовки конкурентоспособного работника в сфере физи-

ческой культуры и спорта, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов. От современных выпускников сегодня требуются, не только знания и умения работать в том или ином виде физкультурно-спортивной деятельности, но и готовность к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, способность эффективно решать профессиональные задачи в различных проблемных ситуациях.

Далеко не все выпускники физкультурных вузов обладают высоким уровнем теоретической подготовки, владеют практическими навыками профессиональной и общественно-полезной деятельности. Как показывают исследования, молодые организаторы физической культуры, педагоги и тренеры не всегда способны качественно выполнять возложенные на них обязанности, комплексно продемонстрировать в процессе физкультурно-спортивной и других социально-значимых видах деятельности приобретенные в вузе компетенции.

В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с разработкой интегративного подхода как теоретико-методологической основы эффективной реализации процесса управления качеством подготовки студентов вуза физической культуры, способствующего интеграции взаимосвязанных профессиональных и общекультурных компетенций в процессе их формирования, необходимых для успешной деятельности, как в сфере физической культуры, так и других сферах общественной жизни.

Проблема управления качеством профессионального образования, как самостоятельное явление в современной педагогической науке, в той или иной степени рассматривалась в контексте: создания системы управления качеством на уровне образовательного учреждения (Ю. А. Конаржевский, М. М. Поташник, А. И. Суббето и др.); управления самостоятельной работой студентов (С. И. Архангельский, М. А. Данилов,

Н. Д. Никандров и др.); мониторинга качества образования (В. А. Кальней, А. Н. Майоров, Д. Ш. Матрос и др.). Эти работы спо-

собствуют накоплению и систематизации научных знаний по проблеме качества подготовки студентов вуза физической культуры. Однако следует отметить, что такой важный аспект как управление качеством этого процесса на основе синтеза интегративного и компетентностного подходов в них не рассматривается. Вплоть до настоящего момента, несмотря на значительное количество публикаций (И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер,

А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.), использование интегративно-компетент-

ностного подхода в образовании остаётся сложной, недостаточно исследованной и теоретически проработанной темой.

Практика также свидетельствует о том, что преподаватели высшей школы не уделяют должного внимания этой проблеме: не разработан, соответствующий новым стандартам, диагностический инструментарий интегративной оценки качества сфор-мированности компетенций, недостаточно используются инновационные методы, способствующие комплексному развитию, как профессиональных, так и общекультурных компетенций у студентов. Это, в конечном счете, приводит к невысоким результатам подготовки специалистов по физической культуре и спорту, которые не в полной мере отвечают потребностям общества и рынка труда.

Проведенный нами анализ свидетельствует о противоречии между требованиями современной педагогической теории в научном обеспечении процесса управления качеством подготовки студентов физкультурного вуза с позиции новых подходов, создающих предпосылки для комплексного и интегрированного развития у них взаимосвязанных компетенций, и не достаточной разработанностью основных положений интегративно-компетентностного подхода, обеспечивающего необходимую теоретикометодологическую основу для успешной реализации данного процесса.

Таким образом, актуальность исследования определяется тем, что существует острая необходимость разработки и реализации интегративно-компетентностного подхода, способного обеспечить эффективное управление качеством подготовки студентов вуза физической культуры. Понятие «подход» рассматривается нами как теорети-

ко-методологическое основание, стратегия исследования данного процесса. Разработка и реализация каждого подхода, согласно

В. А. Беликову, предусматривает: выделение и формулировку положений в основании подхода, выделение и установление признаков ключевых понятий подхода, их структуры и взаимосвязи, описание процедуры реализации подхода [1, с. 63].

Научным и методологическим базисом современного высшего, в том числе физкультурного образования, являются международные стандарты качества серии ИСО 9000, а также организационный опыт внедрения «систем всеобщего управления качеством» (Total Quality Management) в вузе. Согласно ГОСТ Р ИСО 9000 - 2008 качество рассматривается как степень соответствия, присущих объекту характеристик, установленным требованиям, нормам (стандартам). Соответственно, качество подготовки студентов вуза физической культуры можно трактовать как совокупность характеристик результатов образования, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов ВПО третьего поколения, определяемых набором компетенций, которыми должен овладеть выпускник. Особенностью интеграционных процессов в сфере современного многоуровневого физкультурного образования является, то, что новые стандарты предусматривают интегрированное описание результатов образования - совокупности приобретенных компетенций, как способности применять на практике знания, умения и навыки [2, с. 109-116].

Опираясь на исследования ученых (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.), понятие «компетенции студента вуза физической культуры» рассматривается нами, как способность применять необходимую и достаточную совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств, для эффективной деятельности в сфере физической культуры и спорта, а также других сферах общества.

Введение компетентностного подхода, по мнению А. В. Хуторского, позволяет решать проблему, которая стоит перед высшей школой, когда студенты могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испыты-

вают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций [3]. Принимая в качестве интегрального критерия качества подготовки студентов полноту сформированных у них компетенций, важно также учитывать уровень усвоения их в существенных связях и отношениях друг с другом, а также наличие опыта их применения. Следовательно, чтобы различные компетенции носили не разрозненный, а интегрированный характер, могли естественным образом взаимообус-лавливать и взаимодополнять друг друга, необходим интегративно-компетентност-ный подход к образованию студентов. Сочетание сопряженных подходов в едином интегративно- компетентностном подходе может максимально синтезировать профессиональных и общекультурные компетенции будущего специалиста по физической культуре, обеспечить комплексное взаимосвязанное обучение, воспитание, личностное и профессиональное развитие студентов.

Концепция интегративно-компетентност-ного подхода позволяет сформулировать ведущую идею о компетентностной ориентации интегративной подготовки будущего специалиста по физической культуре как системообразующей основе повышения качества данного процесса. Она обуславливает необходимость учета отличительных особенностей его подготовки в вузе физической культуры, ее комплексного характера, предполагающего интеграцию разных взаимосвязанных компетенций, видов профессиональной деятельности, целостное становление многогранной личности студента, его духовное, социальное, физическое и психическое развитие. В процессе компетентност-но-ориентированной подготовки студентов интегральным результатом качества образования становится комплекс различных систематизированных и синтезированных компетенций, которые в совокупности составляющими компетентность специалиста по физической культуре.

Эта идея создает продуктивную основу для реализации диалектического единства принципа вариативности (многообразия) и принципа интеграции, как основополагающих принципов комплексного развития профессиональных и общекультурных ком-

петенций студентов, согласования их профессионального, личностного и социального становления в русле многовариантной и многоуровневой интегрированной подготовки в вузе физической культуры.

Основополагающие принципы данного подхода выступают как методологические и практические требования о необходимости интеграции и соответствия образовательного потенциала различных программ, организационных форм, методов и средств индивидуальным потребностям каждого студента в выборе разнообразных вариантов качественно привлекательных образовательных траекторий, обеспечивающих согласованное и комплексное развитие всего набора компетенций, определяемых стандартом.

Добиться эффективности (качества) образования невозможно без управления этим процессом. По мнению М. М. Поташника, управление качеством образования «оптимально сочетает в себе ориентацию на достижение конкретного (операционально заданного) результата с ориентацией на процесс, ведущий к достижению этого спрогнозированного и операционально заданного результата» [4, с. 183]. Кроме этого, от процесса (его качества) зависит и сам результат, т. е. управление качеством образования это управление по целям и управление по результатам. Такого же мнения придерживаются ученые В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и Е. Н. Шиянов, которые рассматривают управление как целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата [5, с. 421]. Однако если прогнозируются качественно новые результаты, в данном случае переход на качественно более высокий уровень сформированности комплекса профессиональных и общекультурных компетенций, вероятность которых достижима, то такое управление почти всегда осуществляется в инновационном режиме.

Управление качеством подготовки студентов вуза физической культуры предполагает: установление взаимосвязи целей управления, определение направления их реализации и способов достижения; координацию действий всех субъектов управления; учет влияния внешних и внутренних факторов на

повышение качества образования. Управление, базирующееся на интегративно-компе-тентностном подходе, выступает в качестве действенного и эффективного механизма для достижения требуемого уровня качества подготовки студентов на основе разветвленного и интегрированного профессионального, естественно-научного и социальногуманитарного знания, межпредметных и внутрипредметных связей, а также объединения и интеграции организационных, методических, научных, кадровых, управленческих и иных усилий и ресурсов [6, с. 14].

Использование интегративно-компетент-ностного подхода дает возможность рассматривать управление качеством подготовки студентов как целенаправленный процесс комплексного формирования и развития у них системы профессиональных и общекультурных компетенций, нужных для решения конкретных задач в различных сферах профессиональной и общественно-полезной деятельности (педагогической, тренерской, организационно-управленческой, рекреационной, культурно-просветительской и научно-исследовательской).

Формирование и развитие компетенций мы рассматриваем как управляемый процесс целенаправленного, поступательного и качественного их изменения в результате подготовки студентов в физкультурном вузе, который осуществляется в рамках специально спроектированной нами интегративной компетентностной модели. В числе структурных компонентов модели исследуемого процесса, который представляет последовательность выполнения различных видов управленческих действий, направленных на повышение качества образования студентов, можно выделить: планирование качества (определение целей, подходов и принципов в области качества образования), организационное обеспечение качества; контроль и оценку качества, включая корректирующие действия преподавателя и прогнозируемый результат. В соответствии с этими компонентами, в модель были включены взаимосвязанные структурные блоки: проектно-целевой, организационно-процессуальный и контрольно-оценочный. Выделение связей и зависимостей выделенных структурных блоков позволяет обеспечить единство всех компонентов исследуемого процесса.

Интегративная компетентностная модель выпускника физкультурного вуза, как показало наше исследование, ориентирует на достижение конечных результатов - подготовки компетентного, конкурентоспособного и высококвалифицированного работника. Она является интегративной моделью, поскольку вбирает в себя все лучшее, что присуще западным образовательным моделям. В то же время, дает возможность избежать их ограниченность, проявляющуюся прагматическом характере образования, учитывающем преимущественно требования рынка труда и нужды работодателей. Она позволяет учесть традиции российской системы образования, ориентированной, не только на обучение, но и на воспитание, развитие культуры личности бакалавра, обучающегося по направлению подготовки «физическая культура», в процессе формирования у него культуры мышления (ОК-1), способности уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям (ОК-2).

Предлагаемая модель, путем интеграции общекультурных и профессиональных компетенций, обязательной и вариативной части образовательной программы, восполняет пробелы в социально-гуманитарной подготовке студентов [7]. Она исходит из приоритетного обращения к духовно-нравственным ценностям образования, ориентации, не только на достижение профессиональных, но и личностно значимых целей, отражающих современные гуманистические представления о социокультурной образовательной среде и ее влиянии на личность обучающегося.

Для того чтобы в соответствии с требованиями стандарта выпускник после окончания вуза мог успешно формировать общую культуру личности обучающихся в процессе физкультурно-спортивных занятий, приобщать ее к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни, он сам должен обладать этими ценностями и культурой. Для этого необходимо установление межпредметных связей, выявление тех социально-гуманитарных и профессиональных дисциплин, изучение которых оказывает непосредственное влияние на формирование у бакалавров комплекса, как профессиональных, так и близким к ним общекультурных компетенций. Например, стандарт

требует сформировать у выпускника в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин способность воспитывать у обучающихся социально-личностных качеств: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность (ПК-3). Овладение этой профессиональной компетенцией напрямую связано с формированием общекультурной компетенции (ОК-11), дающей студенту возможность использовать основные положения и методы социально-гуманитарных наук (истории, философии, культурологии, социологии, политологии) при решении социальных и профессиональных задач. Освоение содержания этих наук позволяет выпускнику осознавать роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3). Затем, в качестве организатора физической культуры, он сам может успешно демонстрировать своим воспитанникам те, компетенции, которые освоил в вузе, в частности готовность толерантно воспринимать социальные и культурные различия, способность к диалогу с представителями других культур и государств (ОК-2). Эта компетенция формируется у студентов-бакалавров, как в процессе изучения базовых гуманитарных дисциплин, так и дисциплины «Основы теории межкультурной коммуникации», которая входит в вариативную часть образовательной программы, предусмотренной стандартом.

Особенностью модели является то, что ин-тегративно-компетентностный подход, выступающий в качестве ее методологической основы, позволяет рассматривать качество образования в вузе физической культуры в различных аспектах: знаниецентристском, как трансляции и усвоения студентами профессионально-специализированного, социально-гуманитарного и естественнонаучного знания в комплексе; социоцентристском, как соответствие потребностям развития общества, культуроцентристском, ориентированном на становление «человека культуры»; человекоцентристском, отвечающим запросам и потребностям личности. Такая модель базируется на приоритетности социальной и культурной функций физкультурного образования, направленных на обеспечение саморазвития обучающегося, его

самосовершенствование, смыслодостиже-ние и самореализацию.

В отличие от разработанной О. А. Удо-товой модели реализации интегративномотивационной концепции управления качеством образовательного процесса вуза, ориентированной в основном на развитие мотивационной сферы личности студента, ее ценностных ориентаций [8, с. 238-239], предложенная нами интегративная компе-тентностная модель сфокусирована на развитии у студентов набора необходимых компетенций. Наряду со знаниями, умениями и навыками, они интегрируют различные качества личности студента, в том числе положительную мотивацию к профессиональной и общественно-полезной деятельности, ценностное отношение к ней, а также имеющийся опыт этой деятельности. В модели органично сочетаются задачи по воспитанию профессиональных, личностных и социальных качеств у студентов.

Управление образованием невозможно без использования методов стимулирования целенаправленной активизации деятельности, как преподавателей, так и студентов [9, с. 125]. В связи с этим модель предусматривает участие в управлении образовательным процессом студентов, которым предоставлено право выбора индивидуальной образовательной траектории, вариантов самостоятельной работы, возможность для самореализации в различных формах учебной и вне учебной деятельности.

Инновационный потенциал интегратив-но-компетентностного подхода заключается также в том, что он обеспечивает преемственность подготовки выпускников - бакалавров и магистров, которая заложена в новых образовательных стандартах. В них содержится механизм реализации последовательности и непрерывности многоуровневой подготовки студентов, который находит воплощение в дополнении и интеграции уже приобретенных студентами знаний, умений и навыков на более низких ступенях вузовского образования.

Таким образом, управление качеством подготовки студентов вуза физической культуры рассмотрено нами как целостный и целенаправленный процесс с позиции инте-гративно-компетентностного подхода. Как показало наше исследование, разработанная

на основе данного подхода интегративная компетентностная модель обеспечивает повышение эффективности данного процесса, способствует переходу на качественно более высокий уровень сформированности у студентов физкультурного вуза набора взаимосвязанных компетенций, которые носят комплексный интегративный характер.

Библиографический список

1. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность: монография. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 340 с.

2. Интеграция высшего профессионального образования в сфере физической культуры: монография / под. общ. ред. А. Я. Найна. - Челябинск: ЧелГНОЦ Уро РАО, 2008. - 380 с.

3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2002/0423.htm/ -23.04.2002 г.

4. Управление качеством образования / под ред. М. М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 438 с.

5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений . - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

6. Липская Л. А., Липская Л. А., Клес-това О. А. Управление качеством компетентнос-но-ориентированного образования студентов: учебно-методическое издание. - Челябинск: Уральская академия, 2010. - 86 с.

7. Липская Л. А. Вариативное развитие отечественного образования: педагогико-антропо-логический контекст: монография. - Челябинск: Уральская академия, 2007. - 260 с.

8. Удотова О. А. Реализация основных положений интегративно-мотивационной концепции в управлении качеством образовательного процесса вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №8. - С. 236-243.

9. Сериков Г. Н. Управление образовательным учреждением: Явление и понятия: учебник для студентов педагогических специальностей. -Челябинск: ЮУрГУ - Ч. 1. - 2007. - 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.