_регион крупным планом ..._
УДК 378+37.0
Анисимова Вера Александровна
Доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры, [email protected], Челябинск
Липская Лариса Алексеевна
Доктор педагогических наук, заведующая кафедрой социально-гуманитарных наук Уральского государственного университета физической культуры, [email protected], Челябинск
компетентностный подход в научно-исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры
Аннотация. В статье обоснована необходимость реализации компетентностного подхода, обладающего значительным потенциалом для повышения качества образования студентов вуза физической культуры. Выделены исследовательские компетенции, которые необходимы для профессиональной подготовки студентов. Представлены условия, при которых исследовательские компетенции студентов будут проходить наиболее результативно. В ходе работы выявлено, что научно-исследовательской работа готовит студентов к дальнейшему образовательному процессу и повышает качество их образования, позитивно влияет на развитие личности студентов и является актуальной в рамках новой образовательной парадигмы - компетентност-ного подхода.
Ключевые слова: компетентностный подход, исследовательская деятельность студентов, физическая культура
Anisimova Vera Aleksandrovna
Doctor of Education, Associate Professor of the Department of Pedagogy of the Ural State University of Physical Culture, [email protected], Chelyabinsk
Lipskaya Larisa Alekseevna
Doctor of Pedagogics, associate professor, head of the social and humanitarian science department of the Ural State University of Physical Culture, [email protected], Chelyabinsk
competence approach in scientific research activity university studentphysical education
Abstract. In the article the necessity of implementation of competence-based approach, which has significant potential to improve the quality of education students of high school physical education. Highlighted research competencies that are necessary for the training of students. Describes the conditions under which research vatelskie competence of students will pass the most effective. The work revealed that the research work of preparing students for further educational process and improve the quality of their education, a positive impact on the development of Personality of the students and is relevant in the new educational paradigm - the computer tentnostnogo approach. Keywords: competence approach, research students, physically Culture
Современный этап развития системы образования выдвинул на первый план задачи, выполнение которых требует коренного обновления его структуры и содержания, переоценки сложившейся форм и методов обучения, поиска эффективных средств формирования профессиональной направленности специалистов в области физической культуры. Ориентация учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребно-
стей, интересов и способностей студентов потребовала существенной реорганизации системы высшего профессионального образования. В связи с этим, одной из основных задач наряду с формированием гармонически развитой личности, как отмечает Н. Л. Гончарова [2, с. 60], является задача формирования профессионально компетентного специалиста. Определение выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем,
РЕГИОН крупным ПЛАНОМ ...
что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, - называют компетентностным подходом. Одним из концептуально важных способов управления качеством подготовки выпускников высших учебных заведений и является реализация компетентностного подхода к модернизации содержания высшего профессионального образования.
Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-эконо-мического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства [10, с. 60].
В педагогической литературе часто используются и уже устоялись термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Так, например, в стратегии модернизации содержания общего образования отмечено: «.. .основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах [2]. И все же, вплоть до настоящего времени в европейском образовательном сообществе нет единого четкого и однозначно понимаемого определения понятия «компетентность» применительно к его использованию для описания желательного образа (профессионально-квалифицированной модели) выпускника того или иного уровня образования.
«Компетенция» и переводе с латинского сomреtentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней [8, с. 241]. В методиках обучения отдельным предметам компетенции использу-
ются давно, например, лингводидактические компетенции применяются в языках, коммуникативные - в информатике. В последние годы понятие «компетенция» вышло на общедидактический и методологический уровень. Это связано с его системно-практическими функциями и интеграционной метапредметной ролью в общем образовании. Усиление внимания к данному понятию обусловлено также рекомендациями Совета Европы, относящимися к обновлению образования, его приближению к заказу социума. Необходимость формирования вузом ключевых компетенций отмечена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [5].
Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, характерную для российских вузов, когда студенты могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей применения этих знаний для решения проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает изучение студентом не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.
Компетентность - интегральная (совокупная) характеристика интериоризирован-ных личностью знаний, умений и навыков, проявляемых как способность и готовность личности к самостоятельным выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно-практических задач [7].
Понятия «компетенции», «компетентности» значительно шире понятий знания, умения и навыки, так как содержат направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления, целеустремленность, волевые качества.
Таким образом, на наш взгляд, можно утверждать, что компетентность специалиста в области физической культуры представляет собой присвоенную, отрефлексированную
им в ходе профессиональной деятельности систему социально-значимых и личностно-значимых омпетенций.
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь, системы образования, которая напрямую связана с экономическими процессами через подготовку производительных сил. Главная задача при этом - создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода - это важное условие повышения качества образования [3, с. 31].
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для научно-исследовательской работы студенты доложены иметь сформировавшиеся знания, умения и навыки по всем дисциплинам общенаучного цикла (М. 1), так и профессионального цикла (М. 2) «Современные проблемы наук о физической культуре и спорте» (в соответствии с профилем подготовки). В процессе обучения в вузе формируются универсальные и профессиональные компетенции [9].
Ключевые компетенции призваны обеспечить профессиональное развитие студентов. При этом широкий спектр самых различных направлений деятельности может содействовать саморазвитию, личностной и предметной рефлексии обучающихся. Одним из таких направлений, несомненно, является научно-исследовательская работа студентов вуза физической культуры. Отличительными признаками исследовательской деятельности являются целенаправленность, систематичность процесса, строгая доказательность его и творческий характер.
Как отмечает ряд авторов [1; 4; 6], научно-исследовательская работа студентов является неотъемлемой составной частью подготовки квалифицированных специалистов, способных творчески решать профессиональные, научные, технические и спортивные задачи, быстро ориентироваться в создавшихся условиях.
Основной целью организации и ведения научно-исследовательской работы студентов в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральский
государственный университет физической культуры» является повышение качества подготовки выпускаемых специалистов посредством освоения студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них методов, приемов и навыков выполнения научных, исследовательских работ, развития их творческих способностей, самостоятельности, инициативы в учебе и будущей деятельности [1, с. 18].
В процессе организации и проведения научно-исследовательской работы студентов в вузе нами решались следующие задачи:
1) повышение ответственности студентов за результаты учебы;
2) обеспечение связи теории и практики в различных научных дисциплинах и тем самым создание предпосылок для успешной самостоятельной работы;
3) внедрение результатов исследовательской работы в практику и создание, таким образом, предпосылок для планомерной углубленной работы над научной темой.
Подготовка специалистов в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» реализовывается всем комплексом образовательной деятельности, одним из важнейших элементов которого выступает учебно-исследовательская деятельность студентов. Эта работа способствует более эффективному закреплению теоретических и практических знаний, развивает требовательность к себе, дисциплинированность, самостоятельность, научную активность [Там же, С. 34].
В перечне исследовательских компетенций наиболее значимыми для профессиональной подготовки в вузе физической культуры можно выделить:
Информационно-коммуникативные: умение поиска, отбора, обработки, анализа и передачи информации; умение понять и воссоздать структуру текста, представить текст в виде вторичного документа (план, тезисы, аннотация, рецензия, реферат, конспект); умение оформить сообщение с учётом жанровых различий, научного стиля речи, умение участвовать в научном диалоге, споре, дискуссии и т.п., умение самостоятельно приобретать собственные знания и творчески применять их на практике.
Методологические: умение определить проблему, определить пути её решения, умение предложить ведущую идею исследования и структуру работы, умение определить объект и предмет, цель и задачи, гипотетическое предположение исследования.
Теоретические: умения анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и сопоставления, абстракции и конкретизации, классификации и систематизации, аналогии и обобщения, теоретического моделирования.
Эмпирические: умение проводить опросы, тестирование, наблюдения и изучать их данные; умение изучать и обобщать опыт, умение организовать и провести эксперимент; умение интерпретации результатов исследования.
В соответствии с компетентностной моделью стратегия организации научно-исследовательской деятельности основана на:
а) принципе проблемности любой научно-исследовательской задачи для студента (исследуемая проблема должна требовать постановку цели, задач, поиска и реализации различных вариантов её решения);
б) дифференцированном и индивидуальном подходах (разные уровни сложности);
в) личностно-ориентированный подходе;
г) герменевтический подходе (способность понимать тексты, выявлять логические и смысловые связи, создавать свой собственный смысл в виде оценочных суждений и выводов);
д) использовании проектной технологии (формирование не только знаний и умений, но и способность решать на основе усвоенных знаний реальные жизненные, познавательные и профессиональные задачи).
Обучение студентов исследовательской деятельности, как показал наш опыт, следует проводить посредством включения всех обучаемых в учебно-исследовательскую работу с постепенной трансформацией её в научно-исследовательскую. Последовательное овладение исследовательскими компетенциями проходит через несколько стадий.
Первая стадия связана с освоением первоначальными компонентами исследовательской деятельности и связана с формированием навыков работы с научной литературой начинается с первого курса. В течение недели проводятся ознакомительные занятия по научной работе, студенты знакомятся
с рациональными приемами работы с текстом (методами быстрого конспектирования, методами быстрого чтения и т.п.). Работа по развитию исследовательских компетенций продолжается в течение первых двух лет обучения в ходе выполнения реферативных работ, написанию научных тезисов и статей подготовки к публичным выступлениям, составлению презентаций к докладам на научных конференциях и т.п.
Вторая стадия - выполнение курсовой работы, - начинается с изучения дисциплины «Основы исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры». Изучение дидактических единиц данной дисциплины позволяет студентам ознакомиться с особенностями научного знания и его методологическими основами, технологией работы с информационными источниками, категориально - логическим аппаратом, структурой исследования. Проводятся семинары по написанию курсовой и выпускной квалификационной работе, задачами которого является активизация данного вида деятельности студентов, методическая помощь в выполнении данного вида работы.
Развивающие возможности исследовательской работы студентов вуза физической культуры повышаются при гласном обобщении результатов научного исследования. Ознакомление с результатами проводимой студентами научной работы проходит на научно-практических конференциях и участию в конкурсах. На втором курсе защита курсовых работ проходит в форме научно-практических конференций. Целью данных семинаров стало: создание личностно-ори-ентированной образовательной среды, направленной на формирование и развитие исследовательских компетенций будущих специалистов вуза физической культуры.
Данная цель осуществлялась через следующие задачи:
1. Предоставить возможность публичного выступления студенту, с целью развития его ораторских, коммуникативных умений и навыков.
2. Создать ситуацию успешного публичного представления своего опыта исследовательской работы, с целью формирования мотивационных механизмов.
3. Создать условия необходимые для осмысления методологии проделанной иссле-
довательской работы.
Третий стадией является выполнение выпускной квалификационной работы. Исследовательская работа студентов по курсовой работе и выпускной квалификационной работе носит сквозной характер, это дает возможность достаточно полно изучить теорию и накопленный опыт по научно-исследовательской проблеме, детально разработать теоретическую и практическую значимость исследования, провести эксперимент и описать его результаты.
Для создания условий формирования компетенций у студентов необходимо, чтобы преподаватель постоянно показывал примеры, демонстрировал образцы этих компетенций в своей профессиональной деятельности и в то же время, создавал пространство для формирования, актуализации этих ком-петентностей у студентов. Формированию такой педагогической позиции, способствует постоянная научно-методическая и научно-исследовательская работа преподавателей вуза физической культуры.
Формирование исследовательских компетенций студентов вуза физической культуры будет проходить наиболее эффективно при соблюдении ряда следующих условий:
- насыщение учебного процесса творческими ситуациями;
- стимулирование исследовательской деятельности студентов;
- управление процессом формирования, становления и развития способностей исследовательской деятельности;
- развитие информационно коммуникативных технологий.
Подводя итог, следует отметить: научно-исследовательская работа готовит студентов к дальнейшему образовательному процессу и повышает качество их образования. Она позитивно влияет на развитие личности студентов и является актуальной в рамках новой образовательной парадигмы - компе-тентностного подхода.
Библиографический список
1. Анисимова В. А. Исследовательская деятельность студентов вуза физической культуры: формирование, становление, развитие : монография. - Челябинск : УралГУФК, 2009. - 272 с.
2. Гончарова Н. Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». -2007. - № 5. [Электронный ресурс]: http://www. ncstu.ru (дата обращения: 12.05.2013).
3. Демченко З. А. Личностный смысл в качестве вектора развития ценностной позиции субъекта в научно-исследовательской деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 5. - С. 18-22.
4. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. - 2002. - № 2. - С. 3-7.
6. Найн А. Я., Анисимова В. А. Общие проблемы исследовательской деятельности педагога физкультурного вуза: учеб. пособие. - Челябинск: ЧелГНОЦ УрО РАО, 2009. - 49 с.
7. Поведская О. К. Организация научно-исследовательской работы студентов и преподавателей в рамках компетентностного подхода в образовании // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1 - С. 88-90 URL: www.rae.ru/use/?Section=content&op=show_ article&article_id=7784549 (дата обращения: 10.04.2013).
8. Словарь иностранных слов. - М. : Политиздат. - 1987. - С. 708 с.
8. Стандарт высшего профессионального образования: зарегистрирован в Минюст России от 19 марта 2010 г. N 16666 : одобр. собранием законодательства Российской Федерации 15 февраля 2010 г. N 121. - [Электронный ресурс] URL: bsu. ru>content/pages2/602/034300.62.pdf (дата обращения: 10.04.2013).
10. Шишов C. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 4. - С. 58-62.