НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
187
УДК 378.1
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ВУЗА
Е.В. Харьковская1-*, Т.А. Уварова2*
1,2) Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема исследовательской компетенции студентов в практике работы вуза. Идет речь о правильно организованной исследовательской деятельности студентов, которая является основным направлением формирования исследовательской компетентности. Ее организация и реализация в процессе обучения студентов вуза выступает в качестве одного из важнейших условий достижения высокого уровня исследовательской компетентности.
Ключевые слова: студенты, исследовательская компетенция, вуз, высшее образование, исследовательская деятельность.
События, совершающиеся в политической, социально-экономической и культурной жизни современной России, ведут к поиску новых путей в отечественном образовании, которые все чаще связывают с проблемами социальнопрофессиональной адаптация студентов в условиях реализации компетентностного подхода, поскольку именно он позволяет гармонично сочетать интересы общества и личности. В качестве основного термина личностно и социально интегрированного результата образования выступают понятия «компетенция - компетентность»1.
Тотальная модернизация современного высшего образования направлена на профессиональную подготовку будущих специалистов, способных умело
адаптироваться в сложившихся социально-экономических условиях. Усиливающиеся темпы инновационного развития российского общества обуславливают потребность в высококвалифицированных специалистах, отличающихся творческой активностью, коммуникабельностью, универсализмом, самостоятельностью, своеобразием
мышления, способностью работать в группе, готовностью к инновациям.
Сегодняшняя система образования российских вузов устремлена на обеспечение студентов необходимыми теоретическими и практическими знаниями для их благополучной профессиональной деятельности, которая, в свою очередь, требует формирования определённых компетенций.
При формировании компетентности в образовательном процессе на первое место ставится не информированность студента, а умение решать различного круга задачи. Кроме того, компетентностный подход включает создание условий для усвоения комплекса компетенций, содействующих развитию личности способной адаптироваться в многофакторной социально-политической, экономической, информационно-инновационной среде.
1 Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
188
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
Рассуждая на данную тему, важно определиться с понятием компетенции и компетентности. Анализу составляющих компетенций посвящено достаточно много работ отечественных исследователей (Г.Э. Белицкая и другие).
Словарь иностранных слов, и словарь русского языка С.И. Ожегова определяют компетенцию как круг вопросов, в которых кто-нибудь обладает познаниями, опытом хорошо осведомлен2 3.
По мнению И. А. Зимней, компетенция проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека и рассматривается как целостное личностное качество, основывающееся на определенном уровне развития его интеллектуальных и, прежде всего, мыслительных способностей, таких как анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщения и др., на целеполагании и соотнесении цели как образа результата с ее реализацией; на совокупности необходимых для реализации профессиональной деятельности личностных качеств, таких как целеустремленность,
3
организованность, ответственность .
Другое определение термина компетенции подразумевает круг чьих-нибудь полномочий, прав4. Этот круг полномочий задается извне, поэтому логичным является акцент А. В. Хуторского на том, что компетенция - это «отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере»5.
С.И. Осипова представляет исследовательскую компетентность в качестве интегрального личностного качества, проявляющегося в готовности и способности самостоятельно постигать и приобретать системы новых знаний.
Мы разделяем мнение Е.В. Бережновой6 7, что исследовательская компетенция (способность и готовность осуществлять исследовательскую деятельность) может служить показателем качества подготовки студента. Это обусловлено тем, что студент сталкивается с необходимостью решения различного рода задач в ходе изучения различных дисциплин. Именно в решении исследовательских задач проявляется высокий профессионализм и творчество студента .
Ни для кого не секрет, что строгое выполнение лишь учебного плана, заучивание теоретического материала, ведение конспектов - основная часть учебной деятельности, однако этого крайне недостаточно для последующей успешной трудовой деятельности, которая является одной из главных целей обучения в вузах. Развитию у студентов исследовательской компетенции, а соответственно творческих способностей и самостоятельности, повышению качества обучения способствует практическая составляющая учебных материалов в обучении студентов. Компетентность можно сформировать только в практическом обучении.
2 Основы теории коммуникации: учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2005. 615 с.: ил.; См.: Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1983. 608 с.
3 Новгородцева И.В. Компетентностный подход к формированию коммуникативной компетентности у студентов технических специальностей / И.В. Новгородцева // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 12. С. 17-35.
4 Основы теории коммуникации: учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2005. 615 с.: ил.; См.: Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1983. 608 с.
5 Хуторской А. В. Методика личностного ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя / А. В. Хуторской. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. С. 152.
6 Глазунова Л. А. Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся [Электронный ресурс] - http://festival.1september.ru/articles/610554/ .С. 267-269.
7 Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов / под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 327 с.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
189
Следовательно, большее внимание со стороны преподавателя должно уделяться практической направленности учебных занятий. В результате у студента формируются умения видеть проблему, анализировать сложившуюся ситуацию, применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях.
В настоящее время наблюдается тенденция к потере интереса студентов к получению образования. Профессорско-преподавательскому составу вуза необходимо использовать при проведении занятий исследовательские методы для перехода от репродуктивной к активной творческой работе студентов. Таким образом, результатом будет - повышение мотивации студентов к обучению.
Исследовательская компетентность является одним из основных элементов в обучении студента вуза, которая определяет успешность его профессиональной деятельности. Исследовательская деятельность стимулирует студентов на перевод знаний, умений и навыков, полученных при изучении дисциплины, на уровень межпредметных связей. Студенты, таким образом, овладевают исследовательской компетентностью. Студент направляет свои усилия на развитие таких важных качеств, как творческое мышление, ответственность, умение отстаивать свою точку зрения, и личностные качества. Подготовленные таким образом студенты обладают исследовательской компетентностью, которая способствует их
конкурентоспособности.
В последние годы повышается интерес исследователей, работодателей и структур профессионального образования к особенностям исследовательской деятельности, психологическим и средовым условиям ее эффективного осуществления.
Диктуют свои условия социально-экономическая ситуация и стремительные изменения на рынке труда. С каждым годом обновляются требования к молодым специалистам, затрагивая как содержательную, так и формальную стороны их профессиональной подготовки.
Студент как будущий высококвалифицированный специалист должен быть готов к работе на предприятии, но для этого ему необходимо развивать исследовательскую компетенцию. Прежде всего, потому, что исследовательская компетенция стимулирует развитие личностного потенциала, таких ресурсных составляющих, как умение и готовность самостоятельно выстраивать
образовательную ситуацию, проектировать собственную образовательную деятельность, повышать уровень интеллектуальной трудоспособности, осваивать новые сферы деятельности. Именно это растворяет образование в жизнедеятельности человека, повышает его социализирующий эффект.
В этой связи у студента вуза должны быть сформированы уровни исследовательской компетенции. Следовательно, можно выделить несколько уровней исследовательской компетентности.
На низком уровне студенты должны понимать значение исследовательской деятельности, но не уверены, что это важно для их будущего. Интерес проявляется лишь к эпизодическим несложным задачам практического характера. На научных конференциях, круглых столах такие студенты играют роль слушателей. Знают некоторые методы исследования и могут их применять к решению наиболее простых исследовательских задач. Однако опыт исследовательской деятельности отсутствует. Выполняемые курсовые и квалификационные работы носят репродуктивный характер, методологический аппарат исследования, как правило, не применяется.
На среднем уровне студенты умеют решать исследовательские задачи для профессионального становления будущего квалифицированного специалиста.
190
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
Заинтересованно и ответственно относятся к освоению методов исследовательской работы. Но при этом ограничивают себя рамками учебных программ и учебноисследовательской деятельностью. К научно- исследовательской деятельности интереса не проявляют. Имеют хорошие знания и владеют методами исследования. Выполняемые курсовые и квалификационные работы носят учебноисследовательский характер. Однако методологический аппарат исследования прописывается не полностью (раскрываются в основном цель и задачи работы). Студенты выступают с докладами на институтских научных конференциях. Решать проблемы, отличающиеся научной новизной, не берутся. В региональных, всероссийских конкурсах, как правило, не участвуют.
Высокий уровень. Мотивационная сфера студента достаточно сформирована. Мотивы направлены на самореализацию и саморазвитие. Исследовательская деятельность считается важным условием освоения будущей профессии. Проявляется стремление узнать и освоить больше, чем предлагают учебные программы. Студенты участвуют в конкурсах исследовательских работ, выступают не только в институтских, но и в межвузовских, региональных, всероссийских, международных научных конференциях и семинарах. Выражается желание продолжить исследование за пределами институтского образования. Имеют прочные и глубокие знания по дисциплинам преподаваемых в вузе. Сформированы важнейшие исследовательские умения: выявлять проблему, формулировать цель, задачи и гипотезу, планировать проведение наблюдений и экспериментов, анализировать исходные данные и оценивать результаты исследования. Методологический аппарат исследования расписывается полностью. В научно-исследовательской деятельности достигаются высокие результаты, оцениваемые дипломами I-III степеней.
Таким образом, мы пришли к выводу, что правильно организованная преподавателем вуза исследовательская деятельность студента, является важнейшей составляющей в формировании исследовательской компетенции. Ее осуществление и организация в процессе обучения выступает в качестве одного из главных условий достижения высокого уровня исследовательской компетентности.
Список литературы
1. Глазунова Л. А. Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся [Электронный ресурс] - http://festival.1september.ru/articles/610554/
2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
3. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
4. Новгородцева И.В. Компетентностный подход к формированию коммуникативной компетентности у студентов технических специальностей / И.В. Новгородцева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 12. - С. 17-35.
5. Основы теории коммуникации: учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. - М.: Гардарики, 2005. -615 с.: ил.
6. Словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1983. - 608 с.
7. Хуторской, А. В. Методика личностного ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя / А. В. Хуторской. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1 (9) 2016
191
STATE OF THE ART OF THE PROBLEM OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS IN PRACTICE OF WORK OF HIGH SCHOOL
E.V. Kharkovskaya1), T.A. Uvarova2)
Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected]
In article the problem of the research competence of students in practice of work of high school is considered. There is a speech about properly organized research activity of students which is the basic direction of formation of research competence. Its organization and realization during training students of high school represents itself as one of the major conditions of achievement of a high level of research competence.
Keywords: students, the research competence, high school, higher education, research activity.