_РЕГИОН крупным ПЛАНОМ ..._
УДК 378.14
Кузьмин Андрей Михайлович
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Уральского государственного университета физической культуры, dissovet-2006@rambler.ru, Челябинск
Гаинцев Сергей Владимирович
Кандидат педагогических наук, Уральский государственный университет физической культуры, dissovet-2006@rambler. тЧелябинск
Ценаев Денис Леонидович
Аспирант кафедры психологии Уральского государственного университета физической культуры, dissovet-2006@rambler.ru, Челябинск
проблема становления профессиональной культуры будущих спортивных педагогов в условиях вуза
Аннотация. В статье рассматривается проблема становления профессиональной культуры будущих педагогов в условиях вуза, обосновывается ее актуальность. Выделены приоритетные подходы к решению изучаемой проблемы: системный, интегративный, компетентностный и аксиологический. Представлена структура профессиональной культуры, рассмотрены ведущие направления, повышающие эффективность работы со студентами в обозначенном направлении.
Ключевые слова: профессиональная культура, становление, будущие спортивные педагоги, подходы и принципы.
Kuzmin Andrey Michailovich
Doctor of Pedagogical sciences, professor, the head of the chair ofpsychology of Ural state university of physical culture, dissovet-2006@rambler.ru, Chelyabinsk
Gainsev Cergei Vladimirovich
Candidate of pedagogical sciences, dissovet-2006@rambler.ru, Chelyabinsk
Tcenaev Denis Leonidovich
Postgraduate of the of the chair of psychology of Ural state university of physical culture, dissovet-2006@rambler. ru, Chelyabinsk
the problem of the development of professional culture of future sports teachers in the conditions of university
Abstract. This article considered the problem of the development of professional culture of future sports teachers in the conditions of university, reasoned the actuality of it. Highlighted the main approaches to the solution of the study problem: system, integrative, competence and axiological. Designated the structure of the professional culture, considered the priority directions which increase the efficiency of work with students in this direction.
Keywords: the professional culture, development, future sports teachers, approaches and principles.
Современная система вузовского образования может обеспечить требуемый уровень профессиональной подготовки будущих педагогов лишь в том случае, если будет строго соответствовать требованиям современной образовательной парадигмы. Суть ее заключается в ориентации современного профессионального образования на удовлет-
ворение потребностей личности педагогических работников, в реализации социального заказа на их высококачественную подготовку. При этом особое место занимают проблемы культурного становления, личностного и профессионального развития, самообучения и самовоспитания, самореализации профессионала различного профиля деятельности.
Важной составляющей такого подхода является становление и развитие профессиональной культуры работника образования, в целом, и профессиональной культуры педагога физической культуры и спорта, в частности.
Проведенный анализ научных источников, позволил уточнить представление о профессиональной культуре спортивного педагога. Это сложное интегративное образование личности, представляющее собой совокупность аксиологического, профессионально-технологического, рефлексивно-творческого и спортивно-оздоровительного структурных компонетов; характеризующееся высоким уровнем знаний и умений в спортивно-педагогической области; развитостью профессиональных компетенций, ценностным отношением к профессиональной деятельности; ориентацией на здоровый образ жизни; развитой способностью к рефлексии своей жизнедеятельности и выраженной направленностью на достижение качественного спортивно-педагогического результата.
Остановимся на приоритетных подходах, обеспечивающих эффективное изучение проблемы становления профессиональной культуры будущих спортивных педагогов в условиях вуза.
Понятие «подход» в науке рассматривается как метод структуризации, служащий для формирования согласованных представлений об объектах исследования или управления. По этому поводу И. С. Ладенко пишет: «В научной литературе методы структуризации обычно называют подходами. Специалист в области управления или теоретик-исследователь с их помощью объединяет и структурирует свои представления о соответствующих объектах. Чтобы составить и решить задачи для сложных объектов, необходимо разобщенные и плохо согласованные представления об их сторонах и составляющих привести к согласованному виду» [5, с. 10]. Приоритетными подходами проектирования вузовской образовательной среды, обеспечивающей эффективное становление профессиональной культуры будущего спортивного педагога, являются си-стемно-интегративный, компетентностный и аксиологический подходы. Остановимся на их рассмотрении.
Системно-интегративный подход пред-
ставляет собой совокупность элементов, которые находятся во взаимосвязи, взаимодействии друг с другом, образуя единство; при этом свойства системы не сводятся к сумме свойств и качеств, входящих в состав, а включают строго определенный для каждого объекта порядок расположения относительно друг друга, образуя структуру системы, обусловленную многообразными социальными связями и отношениями, следовательно, имеющую свою специфику. Существенным для данной педагогической системы является целенаправленность, динамичность, способность к саморегуляции, самоорганизации, системообразующим компонентом которой является личность будущего спортивного педагога, способная за счет внутренних ресурсов переводить систему на новый уровень ее развития. Опыт работы и проведенный анализ свидетельствуют, что реальный процесс высшего физкультурно-спортивного образования, как правило, базируется на предметной, функциональной основе. Такая ориентация процесса обучения формирует специалиста физического воспитания «по частям», не обеспечивая выработки у него целостной картины мира. В связи с этим все более актуальной становится задача интеграции и систематизации педагогического знания в физкультурном образовании.
Подготовка работника физического воспитания включает системное овладение знаниями по целому ряду психолого-педагогических, медико-биологических, физико-математических, а также социально-гуманитарных дисциплин. Интеграция этих знаний о человеке и его деятельности, а также их внедрение в образовательный процесс является важнейшим компонентом системы профессиональной подготовки будущего педагога, его профессиональной культуры. Ключевая роль, определяющая качество такой подготовки, принадлежит психолого-педагогическому знанию. Однако опыт подготовки специалистов по физической культуре и спорту в педагогическом вузе показывает, что межпредметное гуманитарное обеспечение в процессе преподавания носит зачастую формальный характер и сопровождается определенными трудностями. Гуманитарные знания остаются невостребованными при изучении учебных дисциплин.
По окончании изучения таких курсов, как анатомия, биомеханика, педагогика, психология и других, предусмотренных программой для подготовки будущих бакалавров и магистров физической культуры и спорта, не происходит гуманитаризации, а следовательно, и интеграции этих знаний.
В рамках рассматриваемой проблемы становления профессиональной культуры на первое место правомерно выдвинуть уровень, глубину, полноту и основательность знаний каждого студента не только о сущности и правилах физической подготовки, но, и социально-гуманистического смысла, нравственной и эстетической направленности всей деятельности педагога физического воспитания. В этом и состоит задача и роль системы знаний о человеке для будущего спортивного педагога.
Компетентностный подход. Он позволяет содействовать эффективности процесса становления профессиональной культуры будущего спортивного педагога и воспитывать в условиях вуза компетентного специалиста, владеющего основными профессиональными компетенциями. Природа образования на компетентностной основе сегодня широко представлена в различных исследованиях [2; 4; 6; 7]. Учитывая разнообразие позиций, в самом общем виде можно вести речь о том, что это такой вид содержания образования, который не редуцирован к знаниевому компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей. Разумеется, знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентированную роль. Так, Б. Д. Эльконин отмечает: «Мы отказывались не от знания как культурного «предмета», а от определенной формы знаний (знаний «на всякий случай», т. е. сведений)» [8, с. 10].
Традиционный «знаниевый» подход в подготовке студентов развивает почти исключительно интеллектуальную сферу сознания специалиста, практически не затрагивая волевую, эмоционально-чувственную и моти-вационно-ценностную составляющие профессиональной культуры. Такая подготовка затрудняет переход от обучения будущего спортивного педагога в вузе к собственно
педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая культура студента формируется как преодоление начального уровня сформированности знаний по предметам психолого-педагогического цикла. При этом необходимо учитывать и характер практических задач, решаемых в реальной тренерско-педагогической деятельности, а также противоречие между абстрактным предметом образовательной деятельностью педагога. Для него как профессионала знания, умения и компетенции существуют не только в отвлеченном «чистом» виде, а в виде правильного пути выхода из реальных жизненных ситуаций. Культура педагога как раз определяется тем, что он умеет делать с полученными педагогическими знаниями, т.е. насколько он владеет профессиональными компетенциями.
Аксиологический подход в образовании означает изучение явлений и предметов с позиций их ценности для воспитания, становления и развития личности. Система ценностей учителя, тренера, преподавателя определяет его профессиональную позицию, направленность личности, а значит, и является основанием для достижения ими высокого уровня профессиональной культуры. Воспитательная среда вуза, занимающегося подготовкой педагогов, должна способствовать ориентации студента в системе профессионально-педагогических, функционально-спортивных, оздоровительных ценностей. Реализация ценностного подхода предполагает содействие в процессе ценностного ориентирования молодым людям, а также изучение перспективных путей и средств их формирования в условиях современного образовательного процесса в вузе.
К началу педагогического образования в вузе у будущих тренеров и учителей физической культуры уже имеется индивидуальная система ценностей. В процессе овладения профессиональными компетенциями и развития необходимых качеств она постепенно трансформируется под влиянием обучения и профессионального воспитания. Одна из важнейших функций такого воспитания заключается в трансляции профессиональных ценностей. Педагогически важные качества личности будущего спортивного педагога представляют собой ничто иное, как систему инструментальных ценностных ориентаций.
Основная функция ценностей заключается в регуляции социального поведения будущего специалиста (в широком смысле) и его профессиональной деятельности [3].
Аксиологический подход к становлению профессиональной культуры будущего спортивного педагога в вузе, в процессе которого он присваивает ценности, обеспечивает как реализацию адаптивной и гуманистический функции профессионально-педагогической деятельности в их единстве, так и смещение, качественное преобразование адаптивной функции. Суть такого смещения в контексте аксиологического подхода заключается в том, что на первый план в деятельности преподавателя вуза выходит приобщение студента к системе ценностей, а не их подготовка к выполнению социальной роли. Приобщение студента к системе ценностей - это есть деятельность профессионального воспитания. Такой подход к воспитанию будущего спортивного педагога в вузе, к формированию его профессиональной направленности чрезвычайно важен для современной ситуации развития общества, поскольку вырастает действенность ценностных ориентаций для выработки жизненной стратегии и профессиональной позиции будущего педагога в условиях глобальных проблем современности.
Приобщение студентов к ценностям в процессе общения, с нашей точки зрения, связано, во-первых, с предъявлением преподавателем студентам ценностей, а, во-вторых, с обменом ценностями, который происходит в межиндивидуальном взаимодействии. Результатом обмена ценностей может быть выбор таких ценностей, которые имеют значение для студента, как субъекта профессиональной культуры.
Помимо приоритетных подходов к решению заявленной проблемы, мы считаем необходимым обратиться к ряду принципов, которые должны лечь в основу построения педагогического взаимодействия преподавателя и студентов, как основного средства воспитания профессиональной культуры последних.
Принцип культурного самоопределения предполагает процесс создания и реализации системы представлений индивида о культурном пространстве, о своем месте в нем и культурном содержании общения
в этом пространстве. Самоопределение в профессиональной культуре для студента должно начинаться с процесса его культурного самоопределения. Культурное самоопределение постоянно связано с выбором индивидом различных форм культурной активности и предметной направленности индивидуальных конкретных интересов, с их последующей трансформацией и развитием, что в полной мере относится и к формированию индивидуальной концепции профессионального развития. Культурное самоопределение, как и профессиональное, происходит на основе рефлексии каждого человека. Оно возникает в результате общения с другими членами сообщества первоначально в пространстве конкретной субкультуры (семья, группа студентов, референтная среда и пр.), и является толчком к новым формам социокультурного взаимодействия. Важно учитывать, что от самоопределения в мире культуры зависят профессиональная позиция студента, его понимание роли физической культуры и спорта в жизни людей, осознание будущим педагогом собственной индивидуальности значимости, в результате чего рождаются новые формы культурного пространства.
Принцип партнерства в коммуникативной деятельности подразумевает систему взаимодействий и взаимоотношений, организованных на принципах равенства, добровольности, равнозначности и дополнительности участников образовательного процесса. Известно, что образование представляет собой выстраивание отношений участников в проблемной деятельности в ситуациях личностного развития. Несмотря на то, что прошлый опыт субъектов различен, ситуация образования формально уравнивает его, т.к. ставит и студента, и преподавателя в условия совместного поиска, свободного выбора жизненного пути и принятия профессионально взвешенных решений. Такой ситуации, ориентированной на перспективу личностного развития и саморазвития, эффективнее всего соответствуют отношения кооперации и взаимодействия, в чем и состоит сущность равенства в отношениях партнерства. При этом партнерство понимается не как формальное равенство прав и обязанностей преподавателей и студентов, а сотрудничество, конституирующее
всю их совместную деятельность, общение и поведение, т.е. такое сотрудничество, которое в контексте решения нашей проблемы, самоорганизовано на основе добровольной ответственности равенства в достижении поставленных целей и результатов осуществляемой деятельности.
Принцип другодоминантности предполагает ориентированность или направленность личности субъекта на другого. Согласно Г. С. Батищеву, другодоминантность является подлинным человеческим «я» в отличии и в диалекте междусубъектности [1, с. 121]. Становление другодоминантно-сти как качества характера личности всегда активно и конкретно-деятельно: это проявление любви, заботы о другом, его принятие, терпимость, толерантность и уважение к другому. Одновременно - постоянный процесс рефлексии в плане критической самооценки и сравнения себя со значимым другим. Результатом реализации данного принципа в образовательном процессе вуза должна стать самоориентация студента, представляющая индивидуальные способы адаптации в вузе; вовлеченность в познавательные и коммуникативные процессы, развитие самостоятельности в поиске и обмене информацией; осознание студентом личностно-значимых ситуаций; формирование субъектной позиции в отношениях; выработка адекватной Я-концепции; развитие позиции здорового образа жизни; понимание своей миссии как спортивного педагога, - другими словами , все то, что определяет эффективность становления профессиональной культуры студента.
Самоориентация и самоопределение студента как субъекта образования - это и эмоционально-волевой процесс. Анализируемые в процессе коммуникативной деятельности знания и прошлый опыт студента раскрывают новые связи, отношения, свойства в учебном общении, на занятиях спортом, когда происходит общение с другими людьми. Этим достигается качествен-
но новый результат, происходит подъем на новую ступень познания, когда существенным моментом является рефлексия студента по поводу своих и чужих способностей и своего профессионального будущего как педагога физической культуры и спорта, т.е. Размышления о собственных возможностях при наличии сомнений и вопросов, когда необходимо прояснить исходные позиции, расчленить знания на значимые составляющие. осознать роль важного «для себя» фактора.
Реализация в образовательном процессе вуза описанных выше подходов и принципов позволяет повысить уровень профессиональной культуры будущих спортивных педагогов.
Библиографический список
1. Батищев Г. С. Особенности глубинного мышления // Вопросы философии. - 1995. -№ 3. - С. 107-129.
2. Бездухов В. П., Бездухов А. В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя. - Самара : САМГПУ, 2000. - 185 с.
3. Борытко А. М. Профессиональное воспитание студентов вуза. - Волгоград: ВГИПКРО, 2004. - 120 с.
4. Кузьмин А. М., Коровин С. С., Еганов А. В. Становление профессиональной позиции будущего педагога в образовательном процессе вуза физической культуры // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 2. - С. 170-174.
5. Ладенко И. С. Интеллектуальные системы в целевом управлении. - Новосибирск: Наука, 1987. - 199 с.
6. ЛевинаМ. М. Ценностно-целевые функции личностно-ориентированного профессионального педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 1. - С. 110-174.
7. Степанова Л. М. Игровое моделирование как средство формирования профессиональной готовности будущего педагога по физической культуре: дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2009. - 196 с.
8. Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения // Современные подходы к компетентностному образованию: сб. науч. тр. - Красноярск: КГУ, 2002. - С. 10-19.