Научная статья на тему 'Подготовка учителя физической культуры как педагогическая проблема'

Подготовка учителя физической культуры как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
775
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. Л. Шабалина

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагога по физической культуре и спорту в историческом и современном аспектах. Раскрываются теоретико-методологические подходы к подготовке учителя физической культуры: аксиологический, антропологический, культурологический, личностно-деятельностный, личностно-ориентированный, системно-целостный, компетентностный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem examined in the article concerns historical and modern aspects of the professional training of a physical education and sport. It also reveals methodological approaches to the training of the physical education teacher (axiological, anthropological, cultural; personal-actional, personal holistic and competence oriented).

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя физической культуры как педагогическая проблема»

УДК 378:37.01:796/799

Подготовка учителя физической культуры

как педагогическая проблема

О.Л. Шабалина

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагога по физической культуре и спорту в историческом и современном аспектах. Раскрываются теоретико-методологические подходы к подготовке учителя физической культуры: аксиологический, антропологический, культурологический, личностно-деятельностный, личностно-ориентированный, системно-целостный, компетентностный.

The problem examined in the article concerns historical and modern aspects of the professional training of a physical education and sport. It also reveals methodological approaches to the training of the physical education teacher (axiological, anthropological, cultural; personal-actional, personal holistic and competence oriented).

Профессиональная подготовка учителя физической культуры представляет собой целостный педагогический процесс, в ходе которого происходят становление его личности, развитие общей и профессиональной культуры, формируются профессиональная готовность, профессиональная компетентность, тем самым, закладываются основы профессионализма педагога.

Эффективность этого процесса обеспечивается его профессионально-педагогической направленностью, социокультурной детерминацией педагогической деятельности, непрерывностью и преемственностью педагогического образования, единством индивидуализации и дифференциации подготовки учителя и др.

В истории развития отечественного высшего физ -культурно-педагогического образования прослеживаются различные, сменяющие друг друга, тенденции. До середины 60-х годов ХХ века в нем преобладали науки медико-биологического профиля. Затем на первый план вышли теория физического воспитания и психология спорта. 80-е годы характеризовались интенсивным развитием педагогических научных школ, особенно в сфере частных методик. В этот период появилась новая учебная и научная дисциплина — «Педагогика спорта», ориентированная на поиск путей выхода за узкие рамки прежней теории физического воспитания с ее уклоном в биологическую сущность физической культуры. Аналогичных подходов сегодня придерживаются и зарубежные специалисты в области физической культуры и спорта, в частности Г. Айхлер, Э. Бекерс, К. Дим, Э. Майнберг и др.

С начала 90-х годов все большее внимание уделяется рассмотрению потенциальных возможностей физической культуры в формировании человека с гар-

моническим развитием духовных и физических сил. В современных исследованиях, посвященных проблемам высшего физкультурного образования, отмечается его гуманитарный характер, преобладание среди изучаемых предметов наук о человеке, рассматривающих его в различных аспектах; подчеркивается универсальная способность средств физической культуры и спорта в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в обществе.

Проблемы содержания высшего физкультурного образования представлены в работах А.Г. Барабано-ва, Е.П. Каргаполова, В.И. Маслова, В.Н. Платонова, В.Г. Тютькова, Ж.К. Холодова, В.Д. Чепика, Е.Р. Яхонтова и др.

Совершенствование организационных форм и методов обучения в высшей физкультурной школе ис -следовали В.Г. Баданин, Л.В. Бянкина, Г. Варданян, Ю.А. Гагин, О.И. Дранюк, Н.Г. Закревская, Л.М. Куликова, Н.И. Назаркина, С.А. Рыбалко и др.

В научных исследованиях в сфере физической культуры, предпринятых М.Я. Виленским, С.В. Дмитриевым, Л.П. Матвеевым, В.И. Столяровым, Г.И. Хозя-иновым и др., содержится тщательный анализ проблем высшего физкультурно-педагогического образования и выявлены следующие его недостатки:

- теория физической культуры ориентировалась преимущественно на развитие двигательных функций и практически отсутствовала ориентация на развитие личности обучаемых;

- построение учебных занятий производилось по аналогии с тренировочными занятиями спортивной практики;

-отсутствовали целевые установки на формирование у личности способностей и стремления к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию;

- область педагогических знаний принципиально ограничивалась образованием и воспитанием, теория физического воспитания рассматривала педагогику исключительно как сферу практической деятельности по воспитанию, вынося за рамки ее понимание как теории, систематизирующей практику [1].

Физическая культура, как учебная дисциплина, существенно отличается от других учебных дисциплин в силу специфики, которой она наделена в структуре содержания образования. Эта специфика находит выражение в многоаспектности образовательно-инструктивных, оздоровительно-рекреационных, воспитательно-развивающих функций дисциплины.

Среди многообразия функций физической культуры в качестве основополагающих можно выделить следующие:

- преобразовательно-созидательную;

- интегративно-организационную;

- проективно-творческую;

- познавательно-прогностическую;

- ценностно-ориентационную;

- коммуникативно-регулятивную;

- функцию социализации [2].

Цель физической культуры состоит во всемерном развитии физических и духовных сил, способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности и ее видов (в ходе ее всестороннего и гармонического развития, на основе удовлетворения многообразных потребностей), имеющих существенное значение в его жизнедеятельности и в обществе в целом [4].

Физическая культура должна рассматриваться не только как явление общественной жизни, сфера человеческой деятельности, но и, прежде всего, как результат развития ее в индивиде, интегрирование культуры личностью. Физическая культура представляет собой фундаментальную ценность личности, поскольку обеспечивает биологический потенциал жизнедеятельности, создает предпосылки для гармоничного ее развития, содействует проявлению высокого уровня социальной активности, выступает способом самореализации личности [3].

Данный подход позволяет рассматривать физическую культуру как качественное, системное и динамическое образование личности, характеризующееся определенным уровнем ее физического развития и образованности, осознанием способов достижения этого уровня и проявляющаяся в разнообразных видах и формах деятельности (профессиональной, общественной,

семейной, физкультурно-спортивной и др.), побуждаемой потребностно-мотивационной сферой.

Структура физической культуры личности включает:

- мотивационно-ценностную ориентацию личности на активно положительное отношение к физической культуре во всех сферах жизнедеятельности, сформированную потребность в ней, систему знаний и убеждений, организующих и направляющих ее познавательную и практическую эмоционально окрашенную деятельность, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенство, проявление в них самодеятельности;

- физическое совершенство личности, предполагающее такой уровень здоровья, физического развития, психофизиологических и физических возможностей, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей, социально значимой деятельности и жизнедеятельности;

- практико-деятельностный компонент, проявляющийся в широком диапазоне физкультурно-спортив-ной активности (познавательной, пропагандистской, организаторской, инструкторской, в деятельности по самосовершенствованию и саморазвитию и др.), в реализации здорового образа жизни [2].

Физическая культура, как часть общей культуры личности, обладает ценностным, человекотворческим, созидательным потенциалом, раскрывающим ее гуманистическую, духовно-физическую сущность. Актуализация этого потенциала и его реализация в деятельности учителя физической культуры требует качественно новых подходов к его профессионально-педагогической подготовке.

Концепция единства функционального, ценностного и деятельного аспектов физической культуры, которая активно разрабатывается учеными (В.К. Баль-севич, М.Я. Виленский, С.В. Дмитриев, Л.И. Лубы-шева, А.Д. Новиков, Ю.М. Николаев, А.Ц. Пуни и др.), позволяет по-новому рассмотреть характер и функции профессионально-педагогической подготовки студентов факультета физической культуры. Очевидно, что подход к физической культуре как к интегративному, человекотворческому, духовно-физическому явлению человеческой деятельности, требует большего внимания именно к этим аспектам содержания данной культуры. Только так достигается единство духовной и материальной (двигательной) сторон в физической культуре, что создает гармонию духовных и физических сил человека, при этом, интегративным моментом которой служит творческий характер деятельности.

Тенденция к новому взгляду на физическую культуру как части общей культуры личности влечет за собой определенный пересмотр соотношения различных

компонентов профессиональной подготовки студентов. Методологической основой этого взгляда стали аксиологический, антропологический, культурологический, личностно-деятельностный, личностно-ориен-тированный, системно-целостный и компетентностный подходы, которые воплощают в себе фундаментальные принципы гуманитаризации образования в сфере физической культуры, закономерности процесса физического воспитания личности будущего учителя физической культуры, развития его культурного самосознания, способностей и возможностей к преобразовательной деятельности.

Аксиологический подход нацелен на развитие ценностного сознания учителя, овладение им педагогическими ценностями, формирование системы его профессионально-ценностных ориентаций, проявляющихся в мотивационно-ценностном отношении к профессиональной деятельности.

Современной трактовке физической культуры как интегрального образования личности отвечает классификация М.Я. Виленского, который в качестве ценностей физической культуры личности выделяет:

- идеал физического развития, физического совершенства личности (здоровье, соматический облик, функциональное состояние и физическая подготовленность, двигательные умения, навыки и др.);

- ценности, связанные с социально-психологическими особенностями личности (социальное признание, самоактуализация, черты характера, проявление волевых качеств, «мышечная радость» и др.);

- духовные ценности, проявляющиеся в преобразовательной, познавательной, коммуникативной и других видах деятельности.

В центре данной структуры ценностей стоит личность человека как ее важнейший компонент [3].

Взаимосвязь аксиологического и антропологического подходов к профессиональной подготовке учителя физической культуры обусловлена социально-педагогической, гуманитарной сущностью образования, его направленностью на сохранение экологии человека, как целостной системы, обладающей телесно-духовным единством, динамичностью, индивидуальностью.

Ориентация на развитие целостного человека как субъекта культуры обеспечивается культурологическим подходом к подготовке учителя, позволяющим рассматривать ценности физической культуры в качестве общечеловеческих, наряду с духовными, интеллектуальными и другими ценностями.

В качестве критериев сформированности физической культуры личности выступает совокупность объективных и субъективных показателей, характеризующих ее состояние, позволяющих выявить ее существенные свойства и меру проявления в деятельности. Это:

- степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

- выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в процессе физкуль-турно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, способность к сопереживанию, ответственность, организованность и др.);

- удовлетворенность и отношение к выполняемой деятельности;

- проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования и самовоспитания в физической культуре;

- уровень сформированности психофизиологических и физических возможностей и отношение к ним;

- владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для формирования собственного физического совершенства и организации физ-культурно-спортивной деятельности;

- содержание преобладающей мотивации в физ-культурно-спортивной деятельности и ее направленность;

- системность и глубина усвоения научно-практических знаний, необходимых для понимания сущности особенностей природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их творчески применять в жизни;

- интенсивность участия в физкультурно-спортив-ной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);

- характер сложности деятельности и творческий уровень ее выполнения, обусловленный наличием соответствующей подготовленности [2].

В основе личностно-деятельностного подхода лежит положение о ведущей роли в процессе развития личности ее активности, характеризующейся способностью к целеполаганию, самоорганизации, саморегуляции, осуществлению себя как субъекта деятельности и общения.

Личностно-ориентированный подход основан на гуманистической направленности педагогической деятельности и требует установления субъект-субъектных отношений в процессе подготовки учителя, создания условий для целостного проявления его личности, развития индивидуальности, самореализации.

Системно-целостный подход к подготовке учителя физической культуры раскрывает единство ее функционального, ценностного и деятельностного аспектов. Он осуществляется, с одной стороны, посредством теоретического осмысления, обоснования и реализации целостной системы освоения студентами основ профессионально-педагогической деятельности, с другой — использованием системных методов познания и преобразования педагогической действительности.

Учителю физической культуры необходимо развитое профессионально-педагогическое мышление, способствующие построению профессиональной деятельности не на основе узкопредметного подхода, а позволяющее за конкретными фактами, событиями и явлениями видеть проявление общих закономерностей педагогического процесса.

Компетентностный подход к системе высшего физ-культурно-педагогического образования предполагает рассмотрение в качестве основных задач воспитательно-образовательного процесса общее и профессиональное развитие личности, формирование профессиональной компетентности.

Категория «профессиональная компетентность» отражает единство теоретической и практической готовности и способности личности осуществлять профессиональную деятельность. Профессионализм проявляется в таких группах качеств личности, как психологическая готовность к самостоятельному решению профессиональных задач и профессиональная зрелость их качественного решения.

Вузовская образовательная подсистема становления и развития профессиональной компетентности учителя физической культуры включает единую совокупность целей, содержания, технологий и критериев результативности деятельности студентов по овладению профессией в условиях учебно-познавательной, имитационно-моделирующей, профессионально-практической и воспитательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виленский, М.Я. Содержание образования по физической культуре как условие его гуманитаризации / М.Я. Виленский,

B.В. Черняев // Науч. тр. МПГУ. Сер.: Психолого-педагогические науки. - М., 1999. - С. 62-77.

2. Виленский, М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: дис. ... д-ра пед. наук / М.Я. Виленский. - М., 1990. - 84 с.

3. Виленский, М.Я. Ценностное сознание в структуре профессионально-личностного развития студентов / М.Я. Виленский // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: мат. Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2000. - Ч. 1. - С. 90-93.

4. Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: базовые концепции и основополагающий категориальный аппарат / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 2002, - .№ 3. -

C. 15-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.