Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ИХ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ИХ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР В ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ / ПАМЯТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МОРАЛЬНАЯ НОРМАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуранова Татьяна Юрьевна, Благинин Андрей Александрович

В статье идет речь о курсантах военно-учебного заведения, обучающихся по программе среднего профессионального образования. В работе обозначена значимость специалистов среднего звена (прапорщиков) для Вооруженных Сил Российской Федерации. Научные труды исследователей в области психологии и педагогики, как правило, касаются особенностей развития курсантов высшего образования (будущих офицеров) различных видов и родов войск. Научных психологических знаний о влиянии индивидуально-психологических особенностей курсантов среднего профессионального образования на результат обучения в военном вузе недостаточно. Цель статьи - определить наличие различий в уровне развития психических познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и пр.) между «успешными» и «менее успешными» в обучении курсантами; выявить связь некоторых личностных качеств курсантов (поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала, моральной нормативности, личностного адаптационного потенциала) с результатами их обучения. Анализу подлежали данные, полученные в процессе психологического обследования абитуриентов, проводимого в рамках мероприятий профессионального психологического отбора в военно-учебном заведении. Изучены различия в уровне общего интеллектуального развития (а именно, познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и пр.) и личностных качеств (коммуникативных способностей, моральной нормативности и др.) курсантов среднего профессионального образования с успешностью их обучения, по итогам первого курса. В статье обосновывается, какие баллы по результатам обучения определяют «успешных» и «менее успешных» в обучении курсантов. Анализ«успешности обучения» складывается из оценки двух основных составляющих: успеваемости по учебным дисциплинам; достижений в воинской службе, спорте, научно-изобретательской деятельности, художественной самодеятельности работе и пр. Это позволяет конкретизировать влияние тех или иных индивидуально-психологических особенностей на результаты успеваемости и прочей деятельности курсантов в процессе обучения. В результате выявлены статистически значимые различия в уровне развития памяти, мышления, воображения, коммуникативных способностей, моральной нормативности, способности к адаптации «успешных» и «менее успешных» в обучении курсантов. Даны рекомендации специалистам профессионального психологического отбора, преподавателям, командирам и психологам по учету индивидуально-психологических особенностей курсантов указанной категории в процессе их отбора и обучения в военно-учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чуранова Татьяна Юрьевна, Благинин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL QUALITIES OF CADETS ON SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMMES AS A SUCCESS FACTOR OF MILITARY TRAINING

The article discusses how personal qualities of cadets on the programmes of secondary vocational military education correlate with training outcomes. The paper outlines the importance of training mid-level professionals (ensigns) for the Armed Forces of the Russian Federation. Research in psychology and pedagogy most commonly focuses on cadets on university degree programmes (future officers). However, there is a dearth of psychological studies exploring how personal qualities of cadets receiving secondary vocational education impact training in a military school. The purpose of the article is to identify differences in the quality of cognitive processes (attention, memory, thinking, imagination, etc.) between “successful” and “less successful” students of military schools. It also aims to reveal the relationship between personal qualities of cadets (behavioral regulation, communicative potential, moral normativity, personal adaptive potential) and the results of training.The analysis is based on the data obtained during the psychological examination of applicants as part of the professional psychological selection to a military educational institution. The analysis identified differences in the level of general intellectual development (namely, cognitive processes: attention, memory, thinking, imagination, etc.) and personal qualities (communicative abilities, moral normativity, etc.) of cadets. These were compared with the results of their training at the end of the first year of a secondary military vocational education programme.The article explains which scores (the results of training) determine academically “successful” and “less successful” cadets.The success of training is assessed by the two following criteria: progress in academic disciplines; achievements in military service, sports, R&D, amateur art work, etc. This allows to identify exactly which individual psychological qualities have a higher impact on the effectiveness of academic performance and other activities of cadets during their studies.As a result, statistically significant differences between “successful” and “less successful” cadets were revealed in their level of memory, thinking, imagination, communication skills, moral normativity, and ability to adapt.The article provides recommendations for experts in professional psychological selection, teachers, commanders and psychologists on taking into account personal qualities of cadets during the selection and training of cadets at a military education institution.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ИХ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

Психология человека в образовании, 2022, т. 4, № 3 Psychology in Education, 2022, vol. 4, no. 3 _www.psychinedu. ru

Я Check for updates

Психология становления современного профессионала

УДК 159.9.075

EDN INWZCB

https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-3-358-371

Научная статья

Индивидуально-психологические особенности курсантов, обучающихся по образовательной программе среднего профессионального образования, определяющие успешность их обучения в военно-учебном заведении

Т. Ю. Чуранова01, А. А. Благинин2

Сведения об авторах

Татьяна Юрьевна Чуранова, SPIN-код: 9627-8712, e-mail: [email protected]

Андрей Александрович Благинин, SPIN-код: 2747-0146, Scopus AuthorlD: 6507088650, ORCID: 0000-0002-3820-5752, e-mail: [email protected]

Для цитирования: Чуранова, Т. Ю., Благинин, А. А. (2022) Индивидуально-психологические особенности курсантов, обучающихся по образовательной программе среднего профессионального образования, определяющие успешность их обучения в военно-учебном заведении. Психология человека в образовании, т. 4, № 3, с. 358-371. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-3-358-371 EDN INWZCB Получена 27 апреля 2022; прошла рецензирование 10 мая 2022; принята 17 мая 2022. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.

Права: © Т. Ю. Чуранова, А. А. Благинин (2022). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

В статье идет речь о курсантах военно-учебного заведения, обучающихся по программе среднего профессионального образования. В работе обозначена значимость специалистов среднего звена (прапорщиков) для Вооруженных Сил Российской Федерации. Научные труды исследователей в области психологии и педагогики, как правило, касаются особенностей развития курсантов высшего образования (будущих офицеров) различных видов и родов войск. Научных психологических знаний о влиянии индивидуально-психологических особенностей курсантов среднего профессионального образования на результат обучения в военном вузе недостаточно. Цель статьи — определить наличие различий в уровне развития психических познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и пр.) между «успешными» и «менее успешными» в обучении курсантами; выявить связь некоторых личностных качеств курсантов (поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала, моральной нормативности, личностного адаптационного потенциала) с результатами их обучения. Анализу подлежали данные, полученные в процессе психологического обследования абитуриентов, проводимого в рамках мероприятий профессионального психологического отбора в военно-учебном заведении. Изучены различия в уровне общего интеллектуального развития (а именно, познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и пр.) и личностных качеств (коммуникативных способностей, моральной нормативности и др.) курсантов среднего профессионального образования с успешностью их обучения, по итогам первого курса. В статье обосновывается, какие баллы по результатам обучения определяют «успешных» и «менее успешных» в обучении курсантов. Анализ «успешности обучения» складывается из оценки двух основных составляющих: успеваемости по учебным дисциплинам; достижений в воинской службе, спорте, научно-изобретательской деятельности, художественной самодеятельности работе и пр. Это позволяет конкретизировать влияние тех или иных индивидуально-психологических особенностей на результаты успеваемости и прочей деятельности

1 Военная академия МТО имени генерала армии А. В. Хрулева, 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 8 2 Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, 194044, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6

Аннотация

курсантов в процессе обучения. В результате выявлены статистически значимые различия в уровне развития памяти, мышления, воображения, коммуникативных способностей, моральной нормативности, способности к адаптации «успешных» и «менее успешных» в обучении курсантов. Даны рекомендации специалистам профессионального психологического отбора, преподавателям, командирам и психологам по учету индивидуально-психологических особенностей курсантов указанной категории в процессе их отбора и обучения в военно-учебном заведении.

Ключевые слова: индивидуально-психологические особенности, профессиональный отбор, профессиональный психологический отбор в военно-учебном заведении, память, мышление, воображение, коммуникативные способности, моральная нормативность

Research article

Personal qualities of cadets on secondary vocational education programmes as a success factor of military training

T. Yu. Churanova™, A. A. Blaginin2

1 Military Academy of Logistical Support "General of the Army A. V. Khrulyov" 8 Makarova Emb., Saint Petersburg 199034, Russia 2 Military Medical Academy named after S. M. Kirov MO RF, 6 Akademika Lebedeva Str.,

Saint Petersburg 194044, Russia

Authors

Tatyana Yu. Churanova, SPIN: 9627-8712, e-mail: [email protected]

Andrey A. Blaginin, SPIN: 2747-0146, Scopus AuthorlD: 6507088650, ORCID: 0000-0002-3820-5752, e-mail: [email protected]

For citation: Churanova, T. Yu., Blaginin, A. A. (2022) Personal qualities of cadets on secondary vocational education programmes as a success factor of military training. Psychology in Education, vol. 4, no. 3, pp. 358-371. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-3-358-371 EDN INWZCB Received 27 April l 2022; reviewed 10 May 2022; accepted 17 May 2022. Funding: The study did not receive any external funding.

Copyright: © T. Yu. Churanova, A. A. Blaginin (2022). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Abstract

The article discusses how personal qualities of cadets on the programmes of secondary vocational military education correlate with training outcomes. The paper outlines the importance of training mid-level professionals (ensigns) for the Armed Forces of the Russian Federation. Research in psychology and pedagogy most commonly focuses on cadets on university degree programmes (future officers). However, there is a dearth of psychological studies exploring how personal qualities of cadets receiving secondary vocational education impact training in a military school. The purpose of the article is to identify differences in the quality of cognitive processes (attention, memory, thinking, imagination, etc.) between "successful" and "less successful" students of military schools. It also aims to reveal the relationship between personal qualities of cadets (behavioral regulation, communicative potential, moral normativity, personal adaptive potential) and the results of training.

The analysis is based on the data obtained during the psychological examination of applicants as part of the professional psychological selection to a military educational institution. The analysis identified differences in the level of general intellectual development (namely, cognitive processes: attention, memory, thinking, imagination, etc.) and personal qualities (communicative abilities, moral normativity, etc.) of cadets. These were compared with the results of their training at the end of the first year of a secondary military vocational education programme.

The article explains which scores (the results of training) determine academically "successful" and "less successful" cadets.

The success of training is assessed by the two following criteria: progress in academic disciplines; achievements in military service, sports, R&D, amateur art work, etc. This allows to identify exactly which individual psychological qualities have a higher impact on the effectiveness of academic performance and other activities of cadets during their studies.

As a result, statistically significant differences between "successful" and "less successful" cadets were revealed in their level of memory, thinking, imagination, communication skills, moral normativity, and ability to adapt.

The article provides recommendations for experts in professional psychological selection, teachers, commanders and psychologists on taking into account personal qualities of cadets during the selection and training of cadets at a military education institution.

Keywords: personal qualities, professional selection, professional psychological selection in a military educational institution, memory, thinking, imagination, communication skills, moral normativity

Введение

В Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — ВС РФ) наряду с офицерами, старшинами, курсантами военно-учебных заведений, сержантами, солдатами, матросами (по призыву и по контракту) проходят военную службу прапорщики (мичманы). В статье пойдет речь о курсантах, обучающихся в военных образовательных организациях высшего образования (далее — военно-учебные заведения, военные вузы) по образовательным программам среднего профессионального образования (далее — курсанты СПО). Выпускники после окончания обучения продолжают военную службу в ВС РФ на соответствующих должностях в воинском звании «прапорщик».

Немного об истории возникновении категории «прапорщик» в Российской армии. Первое упоминание воинского чина прапорщик в истории российского войска относится к 1630 г., это были знаменосцы в полках («прапор» от старославянского — «знамя») (Ореханов 2017). Следовательно, на протяжении почти 400 лет прапорщики несут воинскую службу. История их воинского статуса не была однозначной: от знаменосцев (воинов, заслуживших звание отвагой) до младшего офицерского чина и специалиста среднего звена в настоящее время. Изменялось наименование воинского звания: прапорщик, фендрик, подпоручик, зауряд-пра-порщик, с 1914 г. — прапорщик. Оценка личных и профессиональных качеств этой категории воинов могла быть такой: «...малообразованный, некомпетентный, хитрый., который по отношению к солдатам бывает то слишком высокомерен, то слишком запанибрата» (Ореханов 2017). Существовали периоды в истории Вооруженных сил (с 1917 по1972 г., затем с 2009 по 2012 г.), когда институт прапорщиков был ликвидирован. Однако Приказом МО РФ с февраля 2013 года прапорщики (мичманы) были возвращены в армию и флот России (Приложение к приказу Министра обороны РФ № 3733. 2012).

Сегодня прапорщик — это специалист среднего звена, подготовке которого Министерство обороны РФ уделяет серьезное внимание. Помимо школ прапорщиков, более 24 военно-

учебных заведений осуществляют подготовку специалистов по программам среднего профессионального образования. Современное вооружение и техника, подготовка личного состава требуют от прапорщиков наличия профессиональных компетенций, т. е. способности успешно решать профессиональные задачи.

Значимость данной категории для Вооруженных Сил нашей страны очевидна. Чаще всего именно прапорщик при постоянном личном контакте обучает практическому военному делу рядовой состав воинских частей. О. Ю. Ефремов называет прапорщиков «ближайшими помощниками офицеров. возглавляя небольшие подразделения, прапорщики и мичманы везде на виду. Все, что ни делает каждый из них, быстро становится известно подчиненным. И если личный состав видит своего командира искусным в военном деле, простым и доступным в общении с людьми, чутким и внимательным к их заботам и нуждам, честным, порядочным, требовательным к себе, то проникается к нему глубоким уважением» (Ефремов 2017, 539).

Подготовленный в военном вузе специалист (прапорщик) является незаменимым «элементом» в «механизме» Вооруженных Сил РФ.

Поступление в военно-учебное заведение, в том числе по образовательным программам СПО, предполагает обязательное прохождение абитуриентами профессионального отбора, включая профессиональный психологический отбор (далее — психологического отбора). В результате профессионального отбора отбираются кандидаты, «наиболее соответствующие по своим качествам определенной военной специальности.», отклоняются не способные «.по возрасту, состоянию здоровья, образованию и психологическим качествам» (Зинченко 2010, 209).

Изучение психологических качеств абитуриентов осуществляется в ходе мероприятий по психологическому отбору (один из видов профессионального отбора). Целью психологического отбора абитуриентов в военно-учебном заведении является определение их профессиональной психологической пригодности к освоению профессиональных образовательных программ соответствующего уровня (Приложение к приказу Министра обороны РФ № 64. 2019, п. 43).

Кроме того, психологический отбор в военно-учебном заведении «позволяет... выявить кандидатов, которые по своим личностным качествам и свойствам отвечают требованиям специфики данного вуза.» (Зинченко 2010, 210). Методы социально-психологического, психологического и психофизиологического обследования психологического отбора позволяют оценить военно-профессиональную направленность, особенности поведения, развитие психических познавательных процессов, психологические особенности личности, свойства нервной системы, психомоторику, нервно-психическую устойчивость и прочие качества личности кандидатов (Руководство по профессиональному психологическому отбору. 2011).

Таким образом, психологический отбор в военно-учебные заведения призван прогнозировать успешность обучения курсантов, овладение ими военной специальностью, выполнение служебных обязанностей.

Под успешностью обучения курсантов военно-учебных заведений МО РФ мы понимаем «комплексный показатель, отражающий результат достижения цели обучения (усвоение учащимися знаний, умений, навыков, развитие требуемых качеств личности), достигнутый в совместной деятельности субъектов обучения (преподавателя, командира (начальника), курсанта), реализованный в основных видах деятельности курсанта: учебной, служебной и "общественной нагрузке"; подтвержденный оценкой преподавателя достижений курсанта по учебным дисциплинам; оценкой командира качества выполнения служебной деятельности курсантов (несения службы в нарядах и караулах), соблюдения ими дисциплины, оценкой командира их достижений в "общественной нагрузке" (исполнении возложенных обязанностей, достижений в научно-изобретательской деятельности, спорте, художественной самодеятельности)» (Чуранова 2021, 105).

В качестве результата обучения мы рассматриваем «рейтинг», суммарную оценку, выраженную отметками по пятибалльной шкале, характеризующую основные виды деятельности: учебную (успеваемость); служебную (отметки по дисциплине, службе в нарядах и пр.); «общественную нагрузку» (отметки за исполнение возложенных обязанностей, научно-изобретательскую деятельность, достижения в спорте, художественной самодеятельности) за учебный год.

Цель данной статьи — выявить статистически значимые различия в показателях общего интеллектуального развития и некоторых лич-

ностных качествах (поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал, моральная нормативность, военно-профессиональная направленность) в выборках «успешных» и «менее успешных» в обучении курсантов СПО по итогам 1 курса.

Организация и методы исследования

Анализу подлежали материалы психологического обследования (данные тестирования), полученные в результате мероприятий профессионального психологического отбора за 20182020 гг., средние баллы по успеваемости, служебной деятельности и «общественной нагрузке» (в результате обобщения «рейтинг») курсантов СПО 1 курса, характеризующиеся отметками преподавателей и командиров по пятибалльной шкале, за 2019-2021 гг.

В исследовании приняли участие курсанты военно-учебного заведения, обучающиеся по программе среднего профессионального образования, по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (на автомобильном транспорте)», военной специальности «Применение подразделений материального обеспечения». Уточним, что видами военно-профессиональной деятельности специалистов являются: организационно-управленческая, военно-техническая, административно-хозяйственная, работа с личным составом, эксплуатационная (Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке. 2015).

Вышеуказанные виды военно-профессиональной деятельности представляют широкий спектр обязанностей специалиста среднего звена (прапорщика), который обучится: организовывать действия подчиненных по службе, соблюдать и требовать от подчиненных исполнения правил и положений руководящих документов и др. (организационно-управленческая деятельность); организовывать мероприятия по эксплуатации, ремонту, сохранности вооружения и военной техники и др. (военно-техническая деятельность); организовывать ведение ротного хозяйства и др. (административно-хозяйственная деятельность); применять методы педагогического воздействия, анализировать уровень воспитанности подчиненного личного состава (работа с личным составом); управлять автомобильными транспортными средствами (эксплуатационная деятельность).

Для оценки уровня общего интеллектуального развития использовалась методика С. Д. Кулагина и М. М. Решетникова «КР-3-85»,

состоящая из субтестов: Аналогии, Числовые ряды, Зрительная память, Узоры, Арифметический счет, Вербальная (словесная) память, Установление закономерностей (Благинин, Бар, Котов 2016, 287), дополнительные субтесты: Силлогизмы, Исключение слова, Кубы. Методика «КР-3-85» предназначена для выявления «уровня развития отдельных познавательных способностей» (Благинин, Бар, Котов 2016, 287). Опросник МЛО «Адаптивность» разработан А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (1993) и предназначен «для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик.» (Благинин, Бар, Котов 2016, 118). В нашем исследовании подлежат анализу уровень развития поведенческой регуляции, коммуникативные качества, моральная нормативность.

Выборка составила 164 человека.

Средний возраст группы составил 18,5 ± 1,02 лет.

В ходе исследования испытуемые были разделены на группы «успешных» и «менее успешных» в обучении. Так как за результат обучения мы принимаем «рейтинг», который складывается из успеваемости (по результатам оценок экзаменационных сессий за 1 курс), а также результата служебной деятельности и «общественной нагрузки» (которые также оценивались по пятибалльной шкале командирами подраз-

делений), в результате были получены три группы испытуемых:

1) группа: «успешные» (п = 32) и «менее успешные» (п = 23) в успеваемости (по учебным дисциплинам);

2) группа: «успешные» (п = 44) и «менее успешные» (п = 48) в служебной деятельности и «общественной нагрузке»;

3) группа: «успешные» (п = 34) и «менее успешные» (п = 23) в обучении (по результату среднего балла «рейтинга»).

Для определения категорий «успешных» и «менее успешных» в обучении курсантов мы перевели средние баллы по успеваемости; служебной деятельности, «общественной нагрузке»; рейтингу в показатели «стэнов» по 10-балльной шкале, где 1, 2, 3 «стэны» — низкий показатель, 8, 9, 10 «стэны» — высокий. Результат расчета высокого и низкого балла по успеваемости представлен в таблице 1.

Аналогично в служебной деятельности и «общественной нагрузке» «успешными» определены курсанты, имеющие отметку 4,4 и выше (до 5,0), «менее успешными» — отметку 3,5 и ниже. Соответственно, в рейтинге «успешные» имеют отметку 4,4 и выше (до 5,0), «менее успешные» — отметку 3,5 и ниже.

В сравниваемые по успеваемости, характеристикам служебной деятельности, «общественной нагрузке» и «рейтингу» группы могли входить одни и те же курсанты. Так, например, в группу «успешных» по успеваемости вошли

Табл. 1. Расчет показателя высокого и низкого балла по успеваемости

Показатели стэнов Интервалы

1 ст. (низкий ур.) до 31

2 ст. (низкий ур.) 32-33

3 ст. (низкий ур.) 34-35

4 ст. (ниже ср. ур.) 36-37

5 ст. (средний ур.) 38-39

6 ст. (средний ур.) 40-41

7 ст. (выше ср. ур.) 42-43

8 ст. (высокий ур.) 44-45

9 ст. (высокий ур.) 46-47

10 ст. (высокий ур.) 48 и выше

Table 1. The identification of high and low academic performance

Sten scores Intervals

1 (low) before 31

2 (low) 32-33

3 (low) 34-35

4 (below average) 36-37

5(average) 38-39

6(average) 40-41

7 (above average) 42-43

8 (high) 44-45

9 (high) 46-47

10 (high) 48 and higher

курсанты, имеющие высокий средний балл по учебным предметам. В группу «успешных» по служебной деятельности и «общественной нагрузке» вошли те, кто имеет высокий средний балл по прочим видам учебной деятельности (службе, научной деятельности, спорту, творчеству и пр.). При этом сюда же могли войти курсанты, имеющие и высокую успеваемость при прочих вышеуказанных достижениях. В группу «успешных» по «рейтингу» вошли курсанты, имеющие высокий средний балл по успеваемости, служебной деятельности и «общественной нагрузке» в целом. Аналогично определены группы «менее успешных» курсантов.

В исследовании применяются методы параметрической статистики: ^критерий Стьюден-та и коэффициент корреляции по Пирсону.

Данные проверки на нормальность распределения представлены в таблице 2.

Результаты и их обсуждение

Были выявлены статистически значимые различия между «успешными» и «менее успешными» в успеваемости курсантами 1 курса СПО по уровню общего интеллектуального развития (р < 0,01), показателям познавательных процессов: вербально-логического (понятийного) мышления, кратковременной зрительной, кратковременной вербальной (словесной) памяти (табл. 3).

Выявлены статистически значимые различия между «успешными» и «менее успешными» в служебной деятельности и «общественной нагрузке» курсантами 1 курса СПО по показа-

телям понятийного мышления (понимания смысла слов) и воображения (табл. 4).

Получены статистически значимые различия между «успешными» и «менее успешными» в обучении курсантами 1 курса СПО (данные «рейтинга») по показателям общего интеллектуального развития, вербально-логического понятийного мышления, кратковременной вербальной (словесной) памяти, коммуникативного потенциала, моральной нормативности и личностного адаптационного потенциала (табл. 5).

Следовательно:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. «Успешные» в успеваемости курсанты характеризуются более высоким уровнем общего интеллектуального развития. У них более развиты: кратковременная зрительная, вербальная (словесная) и оперативная память, они обладают развитым мышлением, способны концентрировать внимание. Однако значимых различий в качествах личности, а именно — поведенческой регуляции, коммуникативных способностях, моральной нормативности между «успешными» и «менее успешными» в успеваемости по учебным дисциплинам курсантами не выявлено. Следовательно, успеваемость курсантов, в первую очередь, определяется их интеллектуальными способностями, уровнем интеллектуального развития.

2. «Успешные» в служебной деятельности и «общественной нагрузке» курсанты характеризуются развитым понятийным мышлением и воображением. Следовательно, курсанты, способные безошибочно понимать суть поставленных командиром задач и выполнить их не только шаблонными методами, но и предложить нестандартное решение

Табл. 2. Данные проверки на нормальность распределения по каждому показателю (методике)

Методика «Аналогии» «Фигуры» «Арифметический счет» «Вербальная память» «Установление закономерностей» «Силлогизмы» «Исключение слова» «Кубы» «КР-3-85» МЛО «Адаптивность» (Маклаков, Чермянин) ка >у гр на я на н е в т

е) ь т я) сна е е ал иа ь т со м ес sT б о нг

Показатель логическое (понятийно мышление яма па я на ь л е т и ср на ен логическое мышлени ная память, внимание ая вербальная (слове память ение (активность бразительность) ни е л ш ы м е о к ес ST S3 ог -л е в) ио нл е с ла а 5 3 а мм 0J о ° 0J ни йн S з Соображение ти и зв Си е о н ь ал Е-1 к е ллее ал иа Sí н е т о п й ы sc M и т ка ь т со н в и т ма р о н я ьна sc е т о п й ы н н о и Sí ат ап ада е ав е сп сУ и ь т со н ь л е т я е < я на б ти й е Р

-л он ь ал аб ме е р в о к т о-в 3 в s & бе ср g н е м е р в о à g 1 s но т к ар тс S а ° g С К те н и е е SÍ и н у м м о К аль ар о оМ й ы н т со жеул С

ер В арК m к т арК бА бО чн и Л

Мода (Мо) 5,0 6,0 5,0 5,0 5,0 6,0 5,0 5,0 4,0 7,0 7,0 6,0 5,0 4,0 5,0

Медиана (Ме) 5,0 6,0 5,0 5,5 5,0 6,0 5,0 5,0 5,0 6,5 7,0 6,0 4,0 4,0 4,0

Среднее арифметическое (М) 5,6 6,3 5,5 5,7 5,7 5,8 5,56 5,4 4,8 6,4 6,7 6,0 4,0 4,0 4,0

е е е е е е е е е е е е е е е

ьно ьно ьно ьно ьно ьно ьно ьно ьно ьно ьно ьно ьно ьно ьно

Распределение < S р С s р С s р < S р < S р < s р < s р < s р < s р < S р < S р < s р с S р с s р < s р

но но но но но но но но но но но но но но но

Table 2. The normality of distribution for each indicator/method: Test results

Methodology Analogues Shapes Arithmetics Verbal Memory Pattern Identification Syllogisms Word Omission Cubes KR-3-85 (test by Kulagin and Reshetnikov) Adaptability (personality invento by Maklakov and Chermyanin e anc mar or kr or wo ty ni u m m o

Academic perl c ing

Indicator Verbal and logical (conceptual) thinking Short-term visual memory Verbal- and logical thinking, working memory, attention Short-term verbal (oral) memory Thinking (mental agility) Abstract logical thinking Conceptual thinking (understanding the meaning of words) Imagination General intellectual development Communication potential Moral normativity Personal adaptive potential and о ivr ers >y § aR

{Mo) 5.0 6.0 5.0 5.0 5.0 6.0 5.0 5.0 4.0 7.0 7.0 6.0 5.0 4.0 5.0

{Me) 5.0 6.0 5.0 5.5 5.0 6.0 5.0 5.0 5.0 6.5 7.0 6.0 4.0 4.0 4.0

(M) 5.6 6.3 5.5 5.7 5.7 5.8 5.56 5.4 4.8 6.4 6.7 6.0 4.0 4.0 4.0

Distribution 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 g g

on on on on on on on on on on on on on on on

Табл. 3. Сравнение средних значений между группами «успешных» и «менее успешных» в успеваемости курсантов по тестовой батарее «КР-3-85» С. Д. Кулагина и М. М. Решетникова

Методика Показатель M ± m Значение t-критерия Стьюдента Р ^

«Успешные» по показателю успеваемости «Менее успешные» по показателю успеваемости

«Аналогии» Вербально-логическое (понятийное) мышление 6,3 ± 0,3 4,8 ± 0,3 3,8 0,001

«Фигуры» Кратковременная зрительная память 6,4 ± 0,3 5,0 ± 0,5 2,4 0,05

«Арифметический счет» Вербально-логическое мышление, оперативная память, внимание 6,3 ± 0,3 5,0 ± 0,5 2,3 0,05

«Вербальная память» Кратковременная вербальная (словесная) память 5,8 ± 0,3 4,9 ± 0,3 2,2 0,05

«Силлогизмы» Абстрактно-логическое мышление 6,2 ± 0,3 5,0 ± 0,4 2,2 0,05

«КР-3-85» (Кулагин, Решетников) Общее интеллектуальное развитие 5,3 ± 0,3 4,0 ± 0,3 3,0 0,01

Table 3. Average values in the samples of academically "successful" and "less successful" cadets: Results of the comprehensive test KR-3-85 developed by S. D. Kulagin and M. M. Reshetnikov

Methodology Indicator M ± m Student's Р ^

Academically "successful" Academically "less successful" t-test

Analogues Verbal and logical (conceptual) thinking 6.3 ± 0.3 4.8 ± 0.3 3.8 0.001

Shapes Short-term visual memory 6.4 ± 0.3 5.0 ± 0.5 2.4 0.05

Arithmetics Verbal and logical thinking, working memory, attention 6.3 ± 0.3 5.0 ± 0.5 2.3 0.05

Verbal Memory Short-term verbal (oral) memory 5.8 ± 0.3 4.9 ± 0.3 2.2 0.05

Syllogisms Abstract logical thinking 6.2 ± 0.3 5.0 ± 0.4 2.2 0.05

KR-3-85 (test by Kulagin and Reshetnikov) General intellectual development 5.3 ± 0.3 4.0 ± 0.3 3.0 0.01

Табл. 4. Сравнение средних значений между группами «успешных» и «менее успешных» в служебной деятельности и «общественной нагрузке» курсантов по тестовой батарее «КР-3-85» С. Д. Кулагина и М. М. Решетникова

Методика Показатель M ± m Значение t-критерия Стьюдента Р ^

«Успешные» по показателю служебной деятельности и «общественной нагрузки» «Менее успешные» по показателю служебной деятельности и «общественной нагрузки»

«Исключение слова» Понятийное мышление (понимание смысла слов) 6,0 ± 0,2 5,2 ± 0,3 2,2 0,05

«Кубы» Воображение 6,0 ± 0,3 5,0 ± 0,3 2,4 0,05

Table 4. Average values in the samples of "successful" and "less successful" cadets as regards military service and community work: Results of the comprehensive test KR-3-85 developed by S. D. Kulagin and M. M. Reshetnikov

Methodology Indicator M ± m Р ^

"Successful" in terms of military service and community work "Less successful" in terms of military service and community work Student's t-test

Word Omission Conceptual thinking (understanding the meaning of words) 6.0 ± 0.2 5.2 ± 0.3 2.2 0.05

Cubes Imagination 6.0 ± 0.3 5.0 ± 0.3 2.4 0.05

Табл. 5. Сравнение средних значений между группами «успешных» и «менее успешных» в обучении (по рейтингу) курсантов по тестовой батарее «КР-3-85» С. Д. Кулагина и М. М. Решетникова

M ± m Значение t-критерия Стьюдента

Методика Показатель «Успешные» по показателю «рейтинга» «Менее успешные» по показателю «рейтинга» Р ^

«Аналогии» Вербально-логическое (понятийное) мышление 6,3 ± 0,2 5,1 ± 0,3 3,0 0,01

«Вербальная память» Кратковременная вербальная (словесная) память 6,0 ± 0,3 5,1 ± 0,3 2,1 0,05

«КР-3-85» (Кулагин, Решетников) Общее интеллектуально е развитие 5,2 ± 0,3 4,3 ± 0,3 2,1 0,05

Table 5. Average values in the samples of "successful" and "less successful" cadets as regards the cadet rating: Results of the comprehensive test KR-3-85 developed by S. D. Kulagin and M. M. Reshetnikov

Таблица 5. Продолжение

МЛО «Адаптивность» (Маклаков, Чермянин) Коммуникативный потенциал 6,8 ± 0,3 5,9 ± 0,3 2,1 0,05

Моральная нормативность 7,3 ± 0,3 6,0 ± 0,3 3,3 0,01

Личностный адаптационный потенциал 6,6 ± 0,3 5,5 ± 0,4 2,3 0,05

M ± m

Methodology Indicator "Successful" according to the rating "Less successful" according to the rating Student's t-test P ^

Analogues Verbal and logical (conceptual) thinking 6.3 ± 0.2 5.1 ± 0.3 3.0 0.01

Verbal Memory Short-term verbal (oral) memory 6.0 ± 0.3 5.1 ± 0.3 2.1 0.05

KR-3-85 (test by Kulagin and Reshetnikov) General intellectual development 5.2 ± 0.3 4.3 ± 0.3 2.1 0.05

Adaptability (personality inventory by Maklakov and Chermyanin) Communication potential 6.8 ± 0.3 5.9 ± 0.3 2.1 0.05

Moral normativity 7.3 ± 0.3 6.0 ± 0.3 3.3 0.01

Personal adaptive potential 6.6 ± 0.3 5.5 ± 0.4 2.3 0.05

выделяются в воинском коллективе, могут быть назначены к исполнению должностей младших командиров, им поручаются значимые и ответственные задания в процессе воинской жизнедеятельности.

3. «Успешные» в обучении курсанты имеют более высокий уровень общего интеллектуального развития, их мышление и память более развиты. «Успешные» в обучении курсанты, как правило, не имеют трудностей в общении, установлении контактов с окружающими, менее конфликтны. «Успешные» в обучении курсанты способны реально оценивать свою роль в коллективе, ориентируются на соблюдение общепринятых норм и правил поведения. «Успешные» в обучении курсанты имеют более высокие адаптационные возможности (эмоциональ-

но устойчивы, адекватно ориентируются в ситуации, вырабатывают стратегию своего поведения).

Для определения связи между результатами обучения курсантов и показателями интеллектуального развития, личностных качеств (поведенческой регуляции, коммуникативных способностей, моральной нормативности, личностного адаптационного потенциала), военно-профессиональной мотивации был применен метод вычисления коэффициента корреляции по Пирсону (табл. 6). Для анализа взяты те же группы испытуемых.

Таким образом:

1) У «менее успешных» в успеваемости (и в целом в обучении) курсантов возможны трудности с запоминанием учебного материала. Им сложно запомнить зри-

Табл. 6. Статистически значимые коэффициенты корреляции (г) по Пирсону между показателями психологического обследования и успешностью обучения курсантов

Методика Показатель «Успешные» (r) «Менее успешные» (r) Р ^

по успеваемости

«Фигуры» Кратковременная зрительная память -0,33 0,54 0,01

в служебной деятельности и «общественной нагрузке»

«Установление закономерностей» Мышление (активность и сообразительность) 0,16 0,30 0,05

по «рейтингу»

«Фигуры» Кратковременная зрительная память -0,13 0,63 0,01

«Установление закономерностей» Мышление (активность и сообразительность) 0,44 0,32 0,05

"полужирным шрифтом отмечены значимые корреляции

Table 6. Relationship between the results of psychological and psychophysiological examination and academic success of cadets: Statistically significant Pearson correlation coefficients (r)

Methodology Indicator "Successful" (r) "Less successful" (r) Р ^

academically

Shapes Short-term visual memory -0.33 0.54 0.01

in military service and community work

Pattern Identification Thinking (mental agility) 0.16 0.30 0.05

by rating

Shapes Short-term visual memory -0.13 0.63 0.01

Pattern Identification Thinking (mental agility) 0.44 0.32 0.05

"significant correlations are marked in bold

тельно, недолговременно предъявляемую информацию и затем ее воспроизвести.

2) «Успешные» в обучении курсанты имеют более высокий уровень развития мышления. Мышление «менее успешных» курсантов не столь активно, им недостает сообразительности, что отражается на достижениях в служебной деятельности и «общественной нагрузке» (научно-изобретательской деятельности, спортивных достижениях, художественной самодеятельности).

Резюмируя, можно сделать следующие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Понятие «успешность обучения» курсантов военно-учебного заведения складывается из двух основных составляющих —

«успешности» по критерию успеваемости по учебным дисциплинам и «успешности» в служебной деятельности и «общественной нагрузке». Успешность обучения курсантов СПО по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (на автомобильном транспорте)», военной специальности «Применение подразделений материального обеспечения» определяется, в первую очередь, их общим интеллектуальным развитием и такими личностными качествами, как коммуникативные способности, моральная нормативность, способность к адаптации.

2) Статистически значимые различия показателей познавательных процессов каж-

дой составляющей обучения несколько отличаются. Вероятно, для успешности по критерию успеваемости курсанту в первую очередь необходимо развитое вербально-логическое и абстрактно-логическое мышление, зрительная, вербальная (словесная) и оперативная виды памяти, внимание. Разумеется, усвоение содержания учебных дисциплин невозможно без качественного его запоминания и осмысления материала. Способности к переработке цифровой информации (субтест «Арифметический счет») важны для курсантов, так как большинство учебных предметов относится к точным наукам. Успешность в служебной деятельности и «общественной нагрузке» связана с такими качествами мышления, как точность в понимании смысла слов, активность и сообразительность, развитое воображение. Точность в понимании смысла слов позволяет курсанту без искажений понять задачу, которую ставит ему командир, выполнить ее самому или донести до сослуживцев. Активность, сообразительность и развитое воображение помогают курсанту найти быстрые, в том числе нестандартные, нешаблонные способы решения (выполнения) поставленных задач.

3) Показатель успешность обучения в целом курсантов СПО имеет статистически значимые связи с показателями коммуникативных способностей (т. е. умением выстраивать неконфликтные отношения с окружающими) и моральной нормативности (ориентирование на соблюдение общепринятых норм и правил поведения). Это можно объяснить необходимостью в процессе жизнедеятельности в воинском коллективе учитывать потребности сослуживцев, быть готовым к взаимопомощи, взаимовыручке. Обособленность, соблюдение личных интересов в ущерб общественных не позволяют курсанту достичь успеха в процессе обучения. Способность к адаптации в новой среде также связана с успешностью обучения в целом. Вероятно, курсанты, не имеющие проблем в адаптации, достигают больших успехов в обучении. Возможно также и то, что курсанты, имеющие успехи в обучении (высокую успеваемость, достижения в воинской службе, научной деятельности, спорте и пр.) легче преодолевают трудности адаптации.

4) Специалистам профессионального психологического отбора абитуриентов СПО по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (на автомобильном транспорте)», военной специальности «Применение подразделений материального обеспечения» следует обращать внимание в первую очередь на развитие таких познавательных процессов, как мышление, память, воображение (субтесты «Аналогии», «Фигуры», «Вербальная память», «Кубы», «Установление закономерностей»).

5) Преподавателям командирам, психологам с целью запоминания курсантами СПО важного материала следует ставить задачу запомнить конкретную информацию, а также применять методы, стимулирующие самостоятельность и активность процесса запоминания. А. А. Смирнов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. пишут, что мышление «... всегда есть решение задачи, опосредованное уже достигнутыми знаниями. чтобы изменить действительность, человек должен предвидеть, что получится из его действий» (Смирнов, Леонтьев, Рубинштейн, Теплов 1956, 241). Организация практических занятий, где курсант, выполняя задачу, обучается прогнозировать последствия собственных действий, приведет к совершению им меньших по значимости и количеству ошибок в профессиональной деятельности. Командирам и преподавателям важно замечать, насколько точно и безошибочно обучающиеся усваивают учебный материал, особенно это касается «менее успешных» в обучении курсантов, так как на основе верных представлений они будут расширять свои знания и умения. Воинское дело требует сообразительности. Быстрота, но не поспешность мышления требуется для принятия скорого решения при выполнении учебных и служебных задач, как в повседневных ситуациях, так и экстремальных условиях деятельности. Гибкость ума определит успешность выполнения задачи военнослужащими при изменении заданных условий и их способности подобрать наиболее эффективные способы и инструменты. В словаре А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского указывается, что, в процессе деятельности воображение «выступает в единстве с мышлением» (Петровский, Ярошевский 1985, 49), «тесно связано с практической деятельностью»

(Смирнов, Леонтьев, Рубинштейн, Теплов 1956, 325). А. Г. Маклаков указывает, что «в проблемных ситуациях, в условиях дефицита времени, а также в опасных ситуациях воображение военнослужащего играет особенно важную роль. Оно включается в различные виды деятельности и ... сказывается на ее результатах. Поэтому в процессе боевой подготовки следует развивать и воображение» (Маклаков 2005, 94).

Вследствие этого для достижения успешности в обучении, курсант должен развивать у себя, в первую очередь, память, мышление, воображение, а также такие качества личности, как коммуникативные способности, соблюдение общественных норм и правил поведения.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Conflict of Interest

The authors declare no potential or apparent conflict of interest.

Соответствие принципам этики

Авторы сообщают, что при проведении исследования соблюдены этические принципы, предусмотренные для исследований с участием людей и животных.

Ethics Approval

The authors report that the study complied with the ethical principles for research involving humans and animals.

Вклад авторов

Вклад авторов в подготовку статьи является равноценным.

Author Contributions

The authors made an equal contribution to the preparation of the article.

Благодарности

Автор выражает благодарность профессору А. Г. Маклакову за идею об анализе влияния на успешность обучения курсантов СПО их психических познавательных процессов и качеств личности.

Acknowledgements

Author would like to extend gratitude to Prof. A. G. Maklakov for the idea of analyzing the influence of cognitive processes and personal qualities of cadets on the effectiveness of their training at a secondary military vocational education institution

Литература

Благинин, А. А., Бар, Н. С., Котов, О. В. (2016) Исследование личности в психологии и физиологии. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 324 с.

Ефремов, О. Ю. (ред.). (2017) Военная педагогика: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 640 с.

Зинченко, Ю. П. (ред.). (2010) Военно-психологический словарь-справочник. М.: Этника, 592 с.

Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников. (2015) М.: Штаб МТО ВС РФ, 31 с.

Маклаков, А. Г. (ред.). (2004) Психология и педагогика. Военная психология. СПб.: Питер, 464 с.

Ореханов, С. (2017) Краткая история прапорщика. Кто такой прапорщик, кем были самые известные прапорщики в русской литературе и почему в XX веке прапор превратился в героя анекдотов. Arzamas. [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas.academy/materials/669 (дата обращения 06.04.2022).

Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. (ред.). (1985) Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 431 с.

Приложение к приказу Министра обороны РФ от 17 декабря 2012 г. № 3733 «Порядок реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70313362/53f89421bbdaf741eb2d1e cc4ddb4c33/ (дата обращения 05.04.2022).

Приложение к приказу Министра обороны РФ от 31 октября 2019 г. № 640 «Инструкция об организации и проведении профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/73185990/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#blo ck 1000 (дата обращения 07.04.2022).

Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации. (2011) [Электронный ресурс]. URL: https://doc.mil.ru/documents/quick search/more. htm?id=10523708%40egNPA& print=true#txt (дата обращения 15.04.2022).

Смирнов, А. А., Леонтьев, А. Н., Рубинштейн, С. Л., Теплов, Б. М. (ред.). (1956) Психология: Учебник для педагогических институтов. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 570 с. Чуранова, Т. Ю. (2021) Содержание понятия «успешность обучения» курсантов высшего военно-учебного заведения Министерства обороны РФ. В кн.: С. А. Безгодова, Л. А. Цветкова, А. В. Микляева (ред.). Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Вып. 4. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 99-107. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-12

References

Blaginin, A. A., Bar, N. S., Kotov, O. V. (2016) Issledovanie lichnosti vpsikhologii i fiziologii [The study of personality in psychology and physiology]. Saint Petersburg: Pushkin Leningrad State University Publ., 324 p. (In Russian) Churanova, T. Yu. (2021) Soderzhanie ponyatiya "uspeshnost' obucheniya" kursantov vysshego voenno-uchebnogo zavedeniya Ministerstva oborony RF [The content of the concept of "training success": Evidence from cadets of the higher military education institution of Russia's Ministry of Defence]. In: S. A. Bezgodova, L. A. Tsvetkova, A. V. Miklyaeva (eds.). Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii. Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Vyp. 4 [The Herzen University Studies: Psychology in Education. Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference. Iss. 4]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., pp. 99-107. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-12 (In Russian)

Efremov, O. Yu. (ed.). (2017) Voennaya pedagogika: Uchebnik dlya vuzov [Military Pedagogy: A Textbook

for Universities]. 2nd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 640 p. (In Russian) Kvalifikatsionnye trebovaniya k voenno-professional'noj podgotovke vypusknikov [Qualification requirements for the military professional training of graduates]. (2015) Moscow: Logistics of the Armed Forces of the Russian Federation Publ., 31 p. (In Russian) Maklakov, A. G. (ed.). (2004) Psikhologiya i pedagogika. Voennaya psikhologiya [Psychology and pedagogy. Military

psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 464 p. (In Russian) Orekhanov, S. (2017) Kratkaya istoriya praporshchika. Kto takoj praporshchik, kem byli samye izvestnye praporshchiki v russkoj literature i pochemu v XX veke prapor prevratilsya v geroya anekdotov [A brief history of the ensign. who is an ensign, who were the most famous ensigns in Russian literature and why in the 20th century the ensign turned into a hero of jokes]. Arzamas. [Online]. Available at: https://arzamas.academy/materials/669 (accessed 06.04.2022). (In Russian)

Petrovskij, A. V., Yaroshevskij, M. G. (eds.). (1985) Kratkijpsikhologicheskij slovar'[Brief psychological dictionary].

Moscow: Politizdat Publ., 431 p. (In Russian) Prilozhenie kprikazu Ministra oborony RF ot 17 dekabrya 2012 g. № 3733 "Poryadok realizatsii pravovykh aktov po voprosam naznacheniya voennosluzhashchikh, prokhodyashchikh voennuyu sluzhbu po kontraktu, na voinskie dolzhnosti, osvobozhdeniyu ikh ot voinskikh dolzhnostej, uvol'neniyu s voennoj sluzhby i prisvoeniyu im voinskikh zvanij"[Annex to the order of the Minister of Defense of the Russian Federation dated December 17,2012 No. 3733 "Procedure for the implementation of legal acts on the appointment of military personnel undergoing military service under a contract to military positions, their releasefrom military positions, dismissalfrom military service and the assignment of military ranks to them"]. [Online]. Available at: https://base.garant.ru/70313362/53f894 21bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (accessed 05.04.2022). Prilozhenie kprikazu Ministra oborony RF ot 31 oktyabrya 2019 g. № 640 "Instruktsiya ob organizatsii iprovedenii professional'nogo psikhologicheskogo otbora v Vooruzhennykh Silakh Rossijskoj Federatsii" [Annex to the order of the Minister of Defense of the Russian Federation of October 31, 2019 No. 640 "Instruction on the organization and conduct of professional psychological selection in the Armed Forces of the Russian Federation"]. [Online]. Available at: https://base.garant.ru/73185990/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/fblock 1000 (accessed 07.04.2022).

Rukovodstvo poprofessional'nomupsikhologicheskomu otboru v Vooruzhennykh Silakh Rossijskoj Federatsii [Guidelines for professional psychological selection in the Armed Forces of the Russian Federation]. (2011) [Online]. Available at: https://doc.mil.ru/documents/quick search/more.htm?id=10523708%40egNPA& print=true#txt (accessed 15.04.2022).

Smirnov, A. A., Leontev, A. N., Rubinshtein, S. L., Teplov, B. M. (eds.). (1956) Psikhologiya: Uchebnik dlya pedagogicheskikh institutov [Psychology: A textbook for pedagogical institutes]. Moscow: Ministry of Education of the RSFSR Publ., 570 p. (In Russian) Zinchenko, Yu. P. (ed.). (2010) Voenno-psikhologicheskij slovar'-spravochnik [Military-psychological dictionary-reference]. Moscow: Etnika Publ., 592 p. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.