Психофизиологические и личностные корреляты успешности профессионального обучения курсантов операторского профиля
Корзунин Владимир Александрович
доктор психологических наук, кандидат медицинских наук
старший научный сотрудник, НИО (медико-психологического сопровождения), ФГБВОУ ВО «Военно-
медицинская академия им. С.М Кирова» МО РФ
194044, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6
И [email protected] Пуза нова Виктория Ильинична
аспирант, кафедра психологии развитая и образования, ГДОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный
университет им. АС.Пуикина»
196605, Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пуикин, шзссе Петербургское, 10
Атанович Ксения Георгиевна
аспирант, кафедра психологии развитая и образования, ГДОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный
университет им. АС.Пуикина»
196605, Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пуикин, шзссе Петербургское, 10
Яшанов Алексей Николаевич
кандидат медицинских наук
начальник НИЛ, ФГБВОУ ВПО «Военно-медицинская академия им. С.М Кирова» МО РФ 194044, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. А<адемика Лебедева, 6
Статья из рубрики "Психология развития"
Аннотация.
Статья посвящена изучению психофизиологических и личностных коррелятов успешности профессионального обучения курсантов операторского профиля. Данные социально-психологического изучения и психофизиологического обследования молодежи показали, что в современных демографических и социальных условиях юноши часто не обладают достаточными предпосылками для достижения успешной военно-профессиональной адаптации в период обучения, предъявляющего повышенные требования к функциональному состоянию организма и личности курсантов. Указанные показатели должны определяться на этапе поступления в военное учебное заведение, а так же в процессе обучения в рамках мероприятий медико-психологического сопровождения обучающихся. С учетом совокупных экспертных оценок, курсанты распределены на две группы успешности обучения: «более успешные» и «менее успешные». Методология исследования заключается в проведении сравнительного исследования в группах. Успешность освоения учебной программы курсантами и
формирование профессиональных компетенций, в том числе по овладению навыками работы операторов-связистов связаны с наличием и выраженностью ряда психофизиологических и личностных качеств: сила и высокая выносливость нервной системы, высокая подвижность и сбалансированность нервных процессов; уровень вербального и невербального интеллекта, качества логического и пространственного мышления, скоростные когнитивные характеристики, показатели продуктивности и надежности (эффективности) мыслительной деятельности; высокий уровень нервно-психической устойчивости, развития коммуникативных и морально-нравственных качеств; военно-профессиональная направленности и низкая склонность к девиантным формам поведения и суицидальному риску.
Ключевые слова: успешность, профессиональное обучение, психофизиологические характеристики, личностные особенности, курсант, оператор, медико-психологическое сопровождение, адаптация, интеллектуальное развитие, деятельность
DOI:
10.7256/2454-0722.2018.4.27914
Дата направления в редакцию:
06-11-2018
Дата рецензирования:
07-11-2018
Вся система профессионального обучен подгото в ле нно г о с пе циа лис та с на лич ие м компетенций, знаний и умений, способного
профессиональной деятельности [9, 12].
ия и воспитания - выпустить грамотного достаточного уровня развития необходимых быстро адаптироваться к условиям реальной
Данные социально-психологического изучения и психофизиологического обследования молодежи показали, что в современных демографических и социальных условиях юноши часто не обладают достаточными предпосылками для достижения успешной военно-профессиональной адаптации в период обучения, предъявляющего повышенные
требования к функциональному состоянию организма и личности курсантов [1, 10, 11]. На этапе адаптации к военной службе должна произойти глубокая перестройка в сознании молодого человека, испытывающего на себе все «тяготы и лишения» военной службы (отрыв от семьи, дисциплина, наряды, дежурства, строевая подготовка, отношения в
военном коллективе и т.д.) [5, 14].
В.А. Бодров (1991) показывает, что процесс адаптации компонентов личностной и деятельностной структур сопровождается «актуализацией деятельностно значимых психических компонентов личности», обеспечивающих наиболее адекватного отражения и обеспечения целей, задач и содержания деятельности
Указанное определяет необходимость изучения и развития психофизиологическиих и
личностных качеств обучающихся, коррелирующих с успешностью профессионального обучения курсантов, в мероприятиях медико-психологического сопровождения
образовательного процесса [3, 13]. Несмотря на большое количество работ, посвященных
этой проблеме, она остается нерешенной и высоко актуальной 7].
Цель исследования: выявить психофизиологические и личностные корреляты успешности профессионального обучения специалистов операторского профиля деятельности.
Материалы и методы
Проведено психофизиологическое и психологическое обследование курсантов (n=81) учебного центра связи по подготовке специалистов-операторов связи в ходе обучения.
В качестве экспертов, осуществлявших оценку успешности обучения курсантов, выступали офицеры-преподаватели учебного центра. С учетом совокупных экспертных оценок успеваемости и дисциплинированности, курсанты были распределены на две группы успешности обучения: «более успешные» (n = 36) и «менее успешные» (n=45).
В соответствии с исследованиями П.К. Анохина, К.К. Платонова, В.И. Медведева, В.Н. Сысоева, С.В. Чермянина, В.А. Корзунина, В.В. Юсупова функциональное состояние организма и личностные особенности курсантов в процессе адаптации к условиям военно-профессиональной подготовки исследовались комплексно [6, 8' 15].
Обследование проводилось с использованием аппаратных и компьютерных вариантов психофизиологических методик пакета «Физиолог» для оценки характеристик нервных процессов и психомоторики (теппинг-тест, реакция на движущийся объект (РДО), простая и сложная сенсомоторная реакция с выбором (ПСМР ССМР)), Измерялись показатели артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС).
Оценка уровня развития познавательных психических процессов проводилась с помощью «батареи» тестов оценки общего интеллектуального развития (О ИР) (модификация методики КР3-85, В.Б. Кулагина и М.М. Решетникова, 1985), а также методики «Общая осведомленность» и «Сложные аналогии» (В.А. Корзунин, 2002). Личностные особенности, адаптационные способности, признаки отклоняющегося поведения оценивались с помощью опросников, разработанных в ВМедА им. С.М.Кирова: «Военно-профессиональная направленность» (ВПН), «Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» (Маклаков А.Г., Чермянин С.В., 1991), «Делинквентное поведение» (ДП), «Суицидальный риск» (СР).
Математико-статистическая обработка проводилась с помощью пакета прикладных программ Statistica 7,0. Сравнительный анализ проводился с помощью критерия t -Стьюдента для независимых и зависимых выборок, для корреляционного анализа использовался критерии К. Пирсона и М. Кендалла.
Результаты и обсуждение
Результаты первичной статистики и сравнительного анализа психофизиологических показателей в группах «более успешных» и «менее успешных» курсантов (табл.1) выявили статистически значимые различия (p<0,05) в количестве: ошибок при выполнении ССМР (2,68±0,07 и 2,92±0,062, соответственно), отклонений по точности реакций в методике РДО (54,27±4,04 и 70,06±2,93,т соответственно), суммарном числе точек теппинг-теста (754,14±9,91 против 718,02±11,02).
Таблица 1
Среднегрупповые значения психофизиологических показателей в группах курсантов, (М ±т)
Показатели «более успешные» (п = 3б) «менее успешные» (п = 45)
ССМР, ошибки 2,68±0,07 2,92±0,0б*
РДО, отклонение (усл. ед) 70,06±2,93 54,27±4,04*
Теппинг-тест, кол-во 754,14±9,91 718,02±11,02*
Примечания: * - различия статистически значимы (р<0,05)
Полученные результаты указывают на то, что «более успешные» военнослужащие характеризуются большей силой, подвижностью, более высокой работоспособностью и сбалансированностью нервных процессов возбуждения и торможения.
Результаты сравнительного анализа показателей уровня развития психических познавательных процессов в группах успешности курсантов представлены в табл. 2.
Таблица 2
Среднегрупповые значения показателей батареи тестов (КР-3-85) в группах курсантов, (М ±т)
Тесты/Шкалы «более успешные» (п = 3б) «менее успешные» (п = 45)
Числовые ряды 20,03±0,66 16,18±0,65*
Арифметический счет 1б,44±1,04 12,16±0,91*
Зрительная память (фигуры) 22,69±0,81 18,27±0,89*
Вербальная память 15,00±0,67 11,56±0,70*
Силлогизмы 19,81±0,86 16,18±0,68*
Кубы 16,86±1,10 14,67±0,81*
Интегральная шкала ОИР 151,89±4,63 121,67±4,37*
Методика «Общая осведомленность» 17,86±0,96 13,29±0,98*
Методика «Сложные аналогии» 16,22±0,91 11,44±0,78*
Примечания: * - в таблице представлены тесты и методики, по которым выявлены статистически значимые (р<0,05) различия.
Из данных табл. 2 видно, что по большинству тестов оценки развития познавательных психических процессов в группе «менее успешных» курсантов показатели статистически значимо ниже, чем в группе «более успешных» военнослужащих. Указанное касается как методик вербального, так и невербального интеллекта, а также качеств логического и пространственного мышления, скоростных характеристик, показателей продуктивности и надежности (эффективности) выполнения тестов. В целом уровень развития когнитивных функций в группе «более успешных» военнослужащих по разным субтестам был выше на 12,4%-42,0%, чем в группе «менее успешных».
Дальнейший анализ результатов комплексного исследования показал, что успешность военно-профессиональной подготовки во многом детерминирована и психологическими качествами курсантов (табл. 3), отражающими способность к социально-психологической адаптации (шкала «Коммуникативный потенциал», шкала «Моральная нормативность»), а также - нервно-психическую устойчивость (шкала «Психическая регуляция»).
Приведенные в табл. 3 данные указывают на статистически более высокое развитие описанных выше психологических качеств (значения шкал обратные) в группе «более успешных» курсантов. То же касается и интегративного показателя «Личностный адаптационный потенциал» (значения шкалы обратные); курсанты, обладающие более высоким уровнем личностного адаптационного потенциала (как совокупность показателей эмоциональной устойчивости и поведенческой регуляции, коммуникативных и морально-нормативных качеств) быстрее адаптируются к новым условиям жизнедеятельности и быстрее и качественнее усваивают учебную программу по освоению военной связи и радиотехнического обеспечения .
Кроме того, проведенные исследования свидетельствуют о том, что для группы «менее успешных» военнослужащих характерно более низкие значения шкалы обратные) показатели военно-профессиональной направленности (ВПН) и адаптационных способностей, а также был выявлен более высокий уровень (значение шкалы обратные) склонности к девиантным формам поведения и суицидальному риску (табл. 3).
Таблица 3
Среднегрупповые значения психологических показателей в группах курсантов, (М ±т)
Показатели «более успешные» (п = 36) «менее успешные» (п = 45)
Поведенческая регуляция (ПР) 4,53±0,49 8,02±0,87*
Коммуникативный потенциал (КП) 4,25±0,32 6,98±0,49*
Моральная нормативность (МН) 3,53±0,43 6,44±0,46*
Интегративный показатель «Личностный адаптационный потенциал» (ЛАП) 12,31±0,90 21,44± 1,53*
Военно-профессиональная на пра в ле ннос ть 1,50±0,27 2,80±0,51*
Методика «Делинквентное поведение» 7,17±0,45 10,51±0,87*
Методика «Суицидальный риск» 3,56±0,34 4,58±0,46*
Примечания: * - различия статистически значимы (р<0,05)
В табл. 4. представлены результаты анализа корреляционных взаимосвязей психологических, психофизиологических характеристик обследованных военнослужащих с внешним критерием (ВК) успешности (экспертные оценки успешности освоения профе с с ио на льной де я те льно с ти).
Таблица 4
Статистически значимые коэффициенты корреляции успешности обучения
Изучаемый показатель Коэффициент корреляции (г)
Общее количество обработанных сигналов ССМР 0,63
Количество правильно обработанных сигналов ССМР 0,42
Числовые ряды 0,51
Зрительная память 0,38
Силлогизмы 0,43
Арифметический счет 0 39
Исключение слов 0,45
Образное мышление 0,39
ОИР 0,57
Общая осведомленность 0,42
Сложные аналогии 0,48
ПР -0,45
КП -0,60
МН -0,50
ЛАП -0,60
Г" ■ -г
Установлено, что ВК был положительно статистически значимо взаимосвязан как с суммарным баллом эффективности интеллектуальной деятельности, так и с ее отдельными показателями. Наиболее тесные положительные связи ВК были установлены с показателями эффективности логического и пространственного мышления, а также скорости переработки цифровой информации (субтесты «Числовые ряды» «Образное мышление», «Арифметический счет»). ВК положительно взаимосвязан с уровнем нервно-психической устойчивости, уровнем развития коммуникативных и морально-нравственных качеств, поведенческой регуляции (значения шкал обратные).
В процессе проведенных исследований изучено влияние успешности обучения курсантов на особенности субъективного состояния в процессе военно-профессиональной подготовки (табл. 5).
Таблица 5
Статистически значимые коэффициенты корреляции между показателями состояния и успешностью обучения курсантов
Изучаемый показатель (в конце дежурства) Коэффициент корреляции (г)
Величина диастолического давления -0,45
Шкала «Активность» (САН) -0,53
Шкала «Настроение» (САН) -029
Шкала РТ Ч. Спилбергера -0,22
Из данных таблицы следует, что у менее успешных курсантов к концу рабочей смены отмечается значительное увеличение диастолического АД, значительно снижается активность и ухудшается настроение (методика САН), повышается уровень ситуационной тревожности (шкала Спилбергера).
Установлено, что более успешные курсанты обрабатывали значительно большее количество сигналов, т.е. имеют более высокий уровень продуктивности деятельности и допускали при этом меньшее количество ошибок, что говорит о более высокой эффективности деятельности.
Выводы
1. Успешность освоения учебной программы курсантами и формирование профессиональных компетенций, в том числе по овладению навыками работы операторов-связистов связаны с наличием и выраженностью ряда психофизиологических и личностных качеств: сила и высокая выносливость нервной системы, высокая подвижность и сбалансированность нервных процессов; уровень
вербального и невербального интеллекта, качества логического и пространственного мышления, скоростные когнитивные характеристики, показатели продуктивности и надежности (эффективности) мыслительной деятельности; высокий уровень нервно-психической устойчивости, развития коммуникативных и морально-нравственных качеств; военно-профессиональная направленности и низкая склонность к девиантным формам поведения и суицидальному риску.
2. Указанные показатели должны определяться на этапах обучения в процессе проведения мероприятий медико-психологического сопровождения обучающихся, которые должны предусматривать также их коррекцию и развитие.
Библиография
1. Баурова Н.Н., Лелякова И.А., Старикова В.А. Психофизиологические паттерны стрессоустойчивости курсантов в ходе профессионально-психологической экспертизы // Психология XXI века. Организация деятельности психологической службы образовательного учреждения материалы X международной научно-практической конференции молодых ученых. 2015. С. 160-166.
2. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Сб.науч. трудов. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991. С.3-26.
3. Владимирова И.М., Овчинников Б.В. Индивидуально-типологический подход в психокоррекционной работе // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. № 3. С. 21.
4. Днов К.В., Баурова Н.Н. Разработка и апробация психодиагностической методики выявления военнослужащих, склонных к избегащему, суицидальному, агрессивному, делинквентному и аддиктивному поведению ("ИСАДА") // Психология и психотехника. 2016. № 11 (98). С. 949-959.
5. Зеленина Н.В. Особенности военно-профессиональной адаптации военнослужащих женского пола в процессе образования в военно-медицинском вузе // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2015. Т. 2. № 3. С. 57.
6. Колякин В.В., Баурова Н.Н., Зун С.А. Оптимизация массовых психопрофилактических обследований курсантов военных вузов // Морская медицина. 2015. Т. 1. № 4. С. 9-12.
7. Корзунин В.А., Церфус Д.Н. Актуальные вопросы психофизиологического сопровождения адаптации обучающихся к условиям образовательной среды в вузах силовых ведомств // Проблемы управления рисками в техносфере. 2015. № 3(35). С. 149-156.
8. Корзунин В.А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации. Дисс. докт. психол. наук. СПб: СПбГУ, 2002. 555 с.
9. Корзунин В.А., Белов В.В. Психологическое сопровождение личностного развития студентов в вузе // Вестн. Ленинград. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. № 4. Т.5. Психология. 2015. 33-45.
10. Кувшинов К.Э., Шамрей В.К., Чаплюк А.Л., Днов К.В., Марченко А.А., Баурова Н.Н., Серегин Д.А., Бровкин С.Г., Дацко А.В. Прогнозирование отклоняющегося поведения у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву // Военно-медицинский журнал. 2017. Т. 338. № 9. С. 4-11.
11. Лазуткин В.Ф. Проблема адаптации курсантов в процессе обучения в военном вузе
// Воен. мысль. 2004. № 4. С. 54-62.
12. Неижмак В.В., Шубович В.Г., Ятманов В.А. Информационные технологии в образовании // Образование и информационная культура: теория и практика Сборник научных трудов. Ульяновск, 2017. С. 137-142.
13. Сысоев В.Н., Чебыкина А.В., Павлова Н.В., Дергачёв В.Б. Оценка успешности начального периода адаптации курсантов к условиям обучения в высшем военном учебном заведении в зависимости от половой конституции // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2015. № 1(49). С. 153-156.
14. Церфус Д.Н., Корзунин В.А. Динамика психофизиологических и личностных качеств студентов в период обучения // Развитие специальной (коррекционной) психологии в изменяющейся России: Материалы научно-практической конференции. СПб.: Изд-во. Санкт-Петербургского университета, 2005. С. 505-507.
15. Юсупов В.В., Корзунин В.А. Психологическая диагностика зависимого поведения. Риск развития, методы раннего выявления. СПб.: Изд-во «Речь», 2007. 128 с.