Научная статья на тему 'Особенности психофизиологических показателей у военнослужащих женского пола с различным уровнем профессиональной адаптации к обучению в военном вузе МО РФ'

Особенности психофизиологических показателей у военнослужащих женского пола с различным уровнем профессиональной адаптации к обучению в военном вузе МО РФ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-NC
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ЖЕНЩИНА / АДАПТАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ВОЕННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / СЕНСОМОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ / ДЕФИЦИТ ВРЕМЕНИ / МОНОТОНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Габуева Фатима Абдулбариевна

Статья посвящена изучению особенностей психофизиологических показателей у военнослужащих женского пола с различным уровнем профессиональной адаптации к обучению в военном вузе министерства обороны Российской Федерации. Объект исследования: военнослужащие женского пола – курсанты Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова и Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. Предмет исследования: психофизиологические особенности курсантов женского пола в процессе военно-профессиональной адаптации. Цель исследования: выявить особенности психофизиологических показателей у военнослужащих женского пола с различным уровнем профессиональной адаптации к обучению в военном вузе МО РФ. Обследовано 122 курсанта женского пола на старших курсах обучения. По показателям успешности обучения и экспертной оценке прохождения военной службы командирами с использованием кластерного анализа методом К-средних выборка разделена на 2 группы: «Более успешные» и «Менее успешные». Сравнительный анализ проводили с помощью t-критерия Стьюдента. Основными выводами исследования являются то, что «Более успешные» курсанты женского пола быстрее и эффективнее функционируют в сложных ситуациях (в условиях помех, дефицита времени, монотонии). «Менее успешные» курсанты женского пола находятся в состоянии стрессового напряжения. Что может взаимообусловливать более низкий уровень профессиональной адаптации к обучению в военном вузе МО РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Габуева Фатима Абдулбариевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психофизиологических показателей у военнослужащих женского пола с различным уровнем профессиональной адаптации к обучению в военном вузе МО РФ»

Особенности психофизиологических показателей у военнослужащих женского пола с различным уровнем профессиональной адаптации к обучению в военном вузе МО РФ

Габуева Фатима Абдулбариевна

начальник курса, Военно-медицинская академия 194044, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 4

И [email protected]

Статья из рубрики "Профессиональная психология"

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей психофизиологических показателей у военнослужащих женского пола с различным уровнем профессиональной адаптации к обучению в военном вузе министерства обороны Российской Федерации. Объект исследования: военнослужащие женского пола - курсанты Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова и Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского.Предмет исследования: психофизиологические особенности курсантов женского пола в процессе военно-профессиональной адаптации. Цель исследования: выявить особенности психофизиологических показателей у военнослужащих женского пола с различным уровнем профессиональной адаптации к обучению в военном вузе МО РФ. Обследовано 122 курсанта женского пола на старших курсах обучения. По показателям успешности обучения и экспертной оценке прохождения военной службы командирами с использованием кластерного анализа методом К-средних выборка разделена на 2 группы: «Более успешные» и «Менее успешные». Сравнительный анализ проводили с помощью ^критерия Стьюдента. Основными выводами исследования являются то, что «Более успешные» курсанты женского пола быстрее и эффективнее функционируют в сложных ситуациях (в условиях помех, дефицита времени, монотонии).«Менее успешные» курсанты женского пола находятся в состоянии стрессового напряжения. Что может взаимообусловливать более низкий уровень профессиональной адаптации к обучению в военном вузе МО РФ.

Ключевые слова: военнослужащий, женщина, адаптация, обучение, военное учебное заведение, психофизиологический тест, вариабельность сердечного ритма,

сенсомоторная реакция, дефицит времени, монотония

DOI: 10.7256/2454-0722.2017.4.24720

Дата направления в редакцию: 16-11-2017

Дата рецензирования: 15-11-2017

Привлечение женщин к службе в Вооруженных силах (ВС) - устойчивая тенденция последних десятилетий, охватившая большинство развитых стран мира. В настоящее время большое количество военнослужащих-женщин числится в армии Соединенных Штатов Америки, где они составляют 14,5% от 1,4 миллиона всех, состоящих на

действительной службе военнослужащих. В израильской армии 26% офицеров -женщины; в этой стране с 1959 г. введен всеобщий призыв девушек на военную службу

В России с начала 2000-х гг. также отмечается феминизации Вооруженных сил. Обусловлено это рядом демографических, социально-экономических и организационных факторов -Ш. В настоящее время женщины-военнослужащие составляют чуть более 5% от общего числа военнослужащих. Среди женщин-военнослужащих сегодня насчитывается 2,5 тысячи офицеров, в том числе один генерал-майор, 20 полковников, 355 подполковников и 625 майоров. К 2020 г. Министерство обороны Российской Федерации (МО РФ) планирует набрать еще около 40 тысяч женщин на должности рядового и сержантского состава. В соответствии с руководящими документами МО РФ, женщин разрешено назначать на несколько сотен военно-учетных специальностей

Кроме того, большее число девушек стало поступать и в вузы МО РФ. В настоящее время их принимают в 18 вузах МО РФ-10!. С 2014 года девушкам разрешено поступать и в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. В этом, 2017 г., впервые девушки приняты в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков. Важным мотивационным фактором роста числа женщин, желающих связать свою профессиональную карьеру с ВС РФ, являются государственные гарантии социальной защиты военнослужащих и возрастающий престиж военного труда -5, 8' 11].

При этом, весь накопленный опыт военных наук по профессиональному отбору, боевой подготовке и медико-психологическому сопровождению военнослужащих относится к

мужчинам Г3, 4 7 141. Механически перенести эти знания на военнослужащих-женщин не представляется возможным в силу значительных физиологических и психологических

отличий Г2, 121. В связи с этим проблема военно-профессиональной адаптации женщин в

последнее время привлекает пристальное внимание исследователей Г6, 151.

Вышесказанное определило направление и цель предпринятого нами исследования.

Цель исследования: выявить особенности психофизиологических показателей у военнослужащих женского пола с различным уровнем профессиональной адаптации к обучению в военном вузе МО РФ.

Организация и методы исследования.

Обследовано 122 курсанта женского пола на старших курсах обучения. Из них 73 курсанта из Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, 49 из Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского.

По показателям успешности обучения и экспертной оценке прохождения военной службы командирами с использованием кластерного анализа методом К-средних выборка разделена на 2 группы: «Более успешные» п = 62, «Менее успешные» п = 60.

Исследование психофизиологических характеристик обследованных проводили в различных режимах тестирования. Без внешних отвлекающих воздействий проводили методику простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) «Тир» и часть методики сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР) «Светофор». В условиях помех (шум и размытие границ тестового поля без снижения качества принимаемого сигнала) часть методики СЗМР «Светофор». В условиях дефицита времени - методика СЗМР «На почте». В условиях состояния монотонии - ПЗМР «Часовой». Анализ вариабельности сердечного

ритма регистрировался ритмокардиоиндикатором РКА-707 и обрабатывался стандартным пакетом компьютерных программ.

Статистическую обработку полученных результатов осуществляли с помощью пакета прикладных программ Statistica 7,0. Сравнительный анализ количественных показателей проводили с помощью ^критерия Стьюдента.

Результаты и обсуждения.

Выявлено, что без внешних отвлекающих воздействий время простой и сложной зрительно-моторных реакций у курсантов женского пола обеих групп статистически значимо не различалось (табл. 1).

Таблица 1

Результаты измерения времени простой сенсомоторной реакции и сложной зрительно-моторной реакции с дифференцировкой «Светофор»

Показатель Описательная статистика (х±б)

«Менее успешные» (п = 60) «Более успешные» (п = 62)

Время ПЗМР, мс 295,35±54,31 300,97±66,38

Время СЗМР без помех, мс 572,06±151,22 526,96± 115,52

Время СЗМР с помехами, мс 588,22±162,71 533,02±96,95*

Доля ошибок, % 4,63±4,59 1,85±2,02*

Примечание - * - при р<0,05

Однако, при проведении части методики СЗМР «Светофор» в условиях помех (шум и размытие границ тестового поля) выявлено, что «Более успешные» курсанты женского пола имеют статистически значимо (р<0,05) более короткое время реакции и делали меньше ошибок при выполнении методики.

Дефицит времени является одним из факторов приводящих человека в состояние стрессового напряжения. Это приводит к усложнению и как следствие замедлению выполнения деятельности и увеличивает количество ошибочных действий.

Подобная динамика отмечена при выполнении обследованными СЗМР в условиях дефицита времени. По сравнению с методикой СЗМР «Светофор» в обеих группах курсантов женского пола увеличилось время реакции, увеличилось количество ошибок.

При этом при выполнении сложной зрительно-моторной реакции с дифференцировкой в условиях дефицита времени «Более успешные» курсанты женского пола по сравнению с «Менее успешными» имеют статистически значимо (р<0,05) более короткое время реакции и допускали меньше ошибок (табл. 2).

Таблица 2

Показатели сложной зрительно-моторной реакции с дифференцировкой в условиях дефицита времени в группах обследованных

_

Описательная статистика (х±б)

Показатель «Менее «Более

успешные» успешные»

(п = 60) (п = 62)

Время СЗМР в условиях

845,53±206,48 772,90± 177,14*

дефицита времени, мс

Количество ошибок 9,07±2,31 8,02± 1,75*

Примечание - * - при р<0,05

Таким образом, можно предположить более высокую стрессоустойчивость «Более успешных» курсантов женского пола.

Результаты измерения времени простой сенсомоторной реакции в состоянии монотонии в обследованных группах представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты измерения времени простой сенсомоторной реакции в состоянии монотонии в обследованных группах

Показатель Описательная статистика (х±б)

«Менее успешные» (п = 60) «Более успешные» (п = 62)

Время ПЗМР в монотонии без предупреждения, мс 722,17±236,19 647,21± 115,12*

Доля ошибок без предупреждения, % 10,85±14,37 4,87± 11,69*

Время ПЗМР в монотонии с предупреждением, мс 614,02±130,65 599,78± 152,50

Доля ошибок с предупреждением, % 10,43±14,47 4,27±11,15*

Примечание - * - при р<0,05

Выявлено, что «Более успешные» по сравнению с «Менее успешными» курсанты женского пола имеют статистически значимо (р<0,05) более высокую скорость ПЗМР в монотонии без предупреждения и допускали меньше ошибок как с предупреждением, так и без предупреждения.

По результатам психофизиологического исследования можно сделать вывод, что «Более успешные» курсанты женского пола быстрее и эффективнее функционируют в сложных ситуациях.

Выявлено, что «Более успешные» по сравнению с «Менее успешными» курсанты женского пола имеют статистически значимо (р<0,05) более высокие показатели ЯЯтах, Размах ЯЯ, ZP (индекс вагосимпатического взаимодействия) и Z (показатель вегетативного баланса) и статистически значимо (р<0,05) более низкие показатели индекса напряжения (Баевского) (табл. 4).

Таблица 4

Результаты вариабельности сердечного ритма в обследованных группах

Описательная статистика (х±б)

«Менее «Более

Показатель

успешные» (n = 60) успешные» (n = 62)

Мода, мс 824,41±149,64 886,29± 140,67

АМо, усл. ед. 150,45±118,58 141,76± 161,19

RRmax, мс 921,84±221,78 1061,19±351,08*

RRmin, мс 651,59±115,97 682,38± 167,62

Размах RR, мс 280,87±120,05 412,65±285,09*

Индекс напряжения (Баевского) 423,91±383,27 164,26± 107,19*

ZP, % 82,21±73,47 194,90± 147,58*

Z, % 87,01±100,59 189,78± 167,40*

Примечание - * - при p<0,05

Это указывает о меньшем тонусе симпатического отдела вегетативной нервной системы и меньшей стрессовой нагрузке «Более успешных» курсантов женского пола.

Выводы.

1. По результатам психофизиологического исследования можно сделать вывод, что «Более успешные» курсанты женского пола быстрее и эффективнее функционируют в сложных ситуациях (в условиях помех, дефицита времени, монотонии).

2. «Менее успешные» курсанты женского пола находятся в состоянии стрессового напряжения. Что может взаимообусловливать более низкий уровень профессиональной адаптации к обучению в военном вузе МО РФ.

Библиография

1. Дрынкина Т.И. Социокультурные особенности организационного поведения. Автореф. ... канд. психол. наук. - С-Пб: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2008. 22 с.

2. Днов К.В., Дорофеев И.И., Зун С.А., Корзунин В.А., Порожников П.А., Юсупов В.В., Ятманов А.Н. Оценка личностного психологического адаптационного потенциала курсантов военно-медицинской академии им. С. М. Кирова с различным уровнем психического здоровья // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2016. № 3 (55). С. 14-17.

3. Днов К.В., Порожников П.А., Юсупов В.В., Ятманов А.Н. Применение многомерного скрининга психического здоровья военнослужащих в условиях похода // Экстремальная деятельность человека. 2017. № 2 (43). С. 43-45.

4. Дорофеев И.И., Корзунин В.А., Овчинников Б.В. Юсупов В.В., Ятманов А.Н. Методологические аспекты выделения категории медико-психологического сопровождения курсантов // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. №

2. C. 113-120 DOI: 10.17759/psyclin.2016050208

5. Дорофеев И.И., Корзунин В.А., Ятманов А.Н. Особенности профориентации старших школьников с интрапсихическим конфликтом // Психология и психотехника. 2017. №

3. С. 82-91.

6. Лобачев А.В., Ятманова Т.М., Ятманов А.Н. Использование методики биологической обратной связи для диагностики устойчивости к стрессу и уровня психической адаптации курсантов // Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2012. Т. 7. № 1. С. 127-128.

7. Порожников П.А., Дорофеев И.И., Ятманов А.Н. Прогнозирование заболеваемости военнослужащих военно-морского флота // 3-й Азиатско-тихоокеанский конгресс по

военной медицине материалы конгресса. 2016. С. 46.

8. Солодков А.С., Ильина А.А., Федоров Е.В., Кузнецова Е.В., Ятманов А.Н. Прогнозирование психологического благополучия курсантов военного вуза// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 11 (141). С. 300-304.

9. Солодков А.С., Федоров Е.В., Днов К.В., Чернега И.М., Ятманов А.Н. Совершенствование системы профессионального психологического отбора специалистов ВМФ // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 12 (130). С. 318-322.

10. Солодков А.С., Юсупов В.В., Днов К.В., Туманова Н.Н., Ятманов А.Н. Медико-психологическое сопровождение военнослужащих в военном вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5 (123). С. 254-258.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Солодков А.С., Юсупов В.В., Днов К.В., Туманова Н.Н., Ятманов А.Н. Медико-психологическое сопровождение кандидатов на поступление в военный вуз // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5 (123). С. 258-263.

12. Федоров Е.В., Глазырина Т.М., Дорофеев И.И., Корзунин В.А., Юсупов В.В., Ятманов А.Н. Развитие адаптационных характеристик личности курсантов в процессе обучения в военном вузе // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 326-329.

13. Шевченко М.И., Королева Н.И., Шемякина Е.Ю., Воспитанник И.В., Дрынкина Т.И., Якимов Ю.М., Марихин С.В., Самойлова О.Д., Самороднов О.В., Тарасова О.И. Воспитание гражданина России. К 70-летию Великой Победы. СПб. 2015. 132 с.

14. Ятманов А.Н. Личностные особенности моряков // Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. Т. 11. № 2. С. 676-677.

15. Ятманова Т.М., Ятманов А.Н., Лобачев А.В. Оценка стрессоустойчивости военнослужащих-женщин // Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2011. Т. 6. № 1. С. 521-522.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.