4. Звонников В.И., Челышкова М.Б., Малыгин А.А. Адаптивное тестирование как эффективная форма контроля при дистанционном обучении // Вестник Университета. 2008. № 2(8), с. 69-71.
5. Павлова Л.В. Компетентностью задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. / Под ред. Г. Д. Ахметовой. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 111-115.
Н.П. Грищенко
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
FEATURES OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES OF CADETS IN TRAINING IN MILITARY EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Аннотация: в статье представлены результаты исследования развития когнитивных способностей курсантов в процессе профессиональной подготовки в военных образовательных организациях. Проанализированы особенности развития познавательных психических процессов; внимание, память мышление у курсантов первого и пятого курсов.
Ключевые слова: военные образовательные организации, профессиональная подготовка, когнитивные способности, внимание, память, мышление.
Annotation: the article presents a study of the development of cognitive abilities of cadets in training in military educational organizations. Analyzes the peculiarities of cognitive mental processes; attention, memory, thinking of cadets of the first and fifth courses.
Keywords: military educational organizations, professional training, cognitive skills, attention, memory, thinking.
В современных условиях цели высшего военного образования не сводятся к подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности, а должны быть направлены на всестороннее развитие личности военнослужащего. Важным аспектом успешной профессиональной подготовки военного специалиста являются развитые когнитивные способности. Практика свидетельствует о том, что вопросы, связанные с развитием когнитивных способностей у курсантов в процессе обучения, изучены не в полной мере, поэтому определение направлений развития когнитивных способностей курсантов в процессе обучения в образовательной организации, а также психологическое обеспечение данного процесса - является актуальной научной задачей.
Основным методологическим принципом, при исследовании когнитивных способностей курсантов, явилось положение о том, что динамика развития определяется изменением отношений и связей между психическими процессами личности и социальной средой. Этот тезис нашел отражение в принципе активности и основных положениях системного подхода, развитых в работах отечественных психологов АН. Леонтьева (1975), В.Д. Шадрикова (1982) [6, 7].
Способность - индивидуально-психологическое свойство личности, являющееся условием успешности выполнения какой-либо деятельности. Общие способности -психологическая основа успешности познавательной деятельности. Специальные способности - психологическая основа успешности в конкретной области деятельности
© Н.П. Грищенко, 2013
(балет, математика, лидерство, техника) [6, с. 571]. Когнитивные способности -способности имеющие отношение к психическим механизмам переработки информации на разных уровнях познавательного отражения как преобразуется информация в условиях ее восприятия, как организуется хранение информации в долговременной семантической памяти, как строятся дедуктивные умозаключения [7, с. 573].
Содержание понятия способности включает три признака:
1. индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
2. способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
3. понятие способности не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [7].
Способность есть понятие динамическое, существует только в движении, только в развитии. Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей [8, с. 9-12].
С.Л. Рубинштейн понимал под способностями: «...сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности. Свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [6, с. 579]. Различая специальные и общие способности, Д.Н. Завалишина вслед за Б.М. Тепловым связывает общие способности с общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные - с отдельными видами деятельности [4, с. 28]. Тем самым вновь проводится линия «деятельностной редукции»: способности конституируются не по видам психических функциональных систем, а по видам деятельности. Обучаемость, является способностью к приобретению знаний, а креативность (общая творческая способность) - способностью к преобразованию знаний.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что практическая деятельность требует не просто наличия отдельных групп качеств, знаний, навыков, умений в виде какой-то механической суммы, но и их тесного системного единства и гармоничного сочетания.
Как показывают исследования Д. Б. Богоявленской, при изучении личности важно определить следующие компоненты ее психики и поведения:
а) мотивацию: отношение к профессии, учебе, мастерству, эрудиции;
б) знания и представления об особенностях профессиональной деятельности, о процессе руководства коллективом подразделения;
в) уровень владения приемами воспитания и руководства людьми;
г) уровень сознательного самоуправления своим поведением в сложных ситуациях профессиональной деятельности;
д) особенности самооценки своего поведения, действий и качеств с точки зрения их соответствия требованиям профессии [2, с. 42-45].
Технологии обучения, применяемые сегодня в высшей школе, рассматриваются как совокупность средств учебной деятельности для гарантированного достижения результатов обучения и как комплекс педагогических способов реализации запланированного содержания обучения в системе форм, методов и средств, обеспечивающих достижение целей творческого развития профессиональной компетенции специалиста. Вместе с тем анализ теории и практики вузовского обучения военных специалистов позволил сделать вывод о том, что сегодня ещё недостаточно разработаны теоретико-прикладные аспекты технологий обучения, направленные на развитие познавательных способностей у курсантов [5, с. 5].
Методы исследования
Для исследования были подобраны методики: «Оперативная память», целью которой является изучение кратковременной памяти; «Заучивание 10 слов», для оценки состояния, активности и утомляемости памяти; «Корректурная проба» (тест Бурдона), для исследования степени концентрации, устойчивости распределения внимания; «Сложные аналогии», для выявления понимания сложных логических отношений и выделение абстрактных связей; «Выделение существенных признаков», исследование особенности мышления дифференциации существенных признаков от второстепенных; «Числовые ряды», исследование логического аспекта математического мышления; «Методика для оценки логического мышления» [1]. Для более полного представления полученных результатов, методики были группированы по четырем основаниям: уровень развития мышления, уровень развития внимания, уровень развития памяти и особенности эмоционально-волевой сферы.
Исследование проведено на базе военного института Министерства обороны в 2012 году. В исследовании приняли участие 30 курсантов пятого курса и 36 курсантов первого курса. Возраст испытуемых: 1 курс - 17-18 лет, 5 курс - 21-23 года. Общий объем выборки составил 66 человек.
Валидность исследования обеспечивалась выбранными методиками. Надежность исследования подтверждалась результатами, с использованием ¿-критерия Стьюдента, корреляционного анализа и процедур математической статистики.
Основные результаты исследования
Поскольку, сравниваемые выборки распределены по нормальному закону, и измерение проведено в шкале равных отношений (имеется твердо фиксированный нуль, как полное отсутствие какого либо свойства или признака), то для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса
0 том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга использовался t- критерий Стьюдента.
Результаты, полученные при исследовании уровня развития мышления курсантов
1 и 5 курсов. Суммарные оценки уровня развития мышления были разделены на уровням: высокий (6-8 стэнов), средний (3-5 стэнов), низкий (0-2 стэна).
У курсантов первого курса: высокий уровень мышления у 28,5%, средний у 43%, низкий у 28,5% респондентов. У курсантов пятого курса: высокий уровень развития мышления - 2%, средний уровень - 51%, низкий - 47%. Таким образом, прослеживается тенденция к снижению высокого уровня развития мышления от первого курса к пятому.
Результаты исследования различий в уровне развития внимания курсантов первого и пятого курсов. Низкие значения уровня развития памяти у курсантов первого и 5 курсов отсутствуют, средние значения (4-6 стэнов) составляют у курсантов первого курса - 20%, у курсантов 5 курса - 66%, высокие значения у первого курса - 80%, у 5 курса -34%, то есть также наблюдается тенденция к снижению уровня развития памяти от перового курса к пятому.
Низкие значения уровня развития внимания отсутствуют, как у первого, так и у пятого курсов. Средние значения (8-12 стэнов) у первокурсников составляют 8%, высокие значение у первого курса у 92% испытуемых, у пятикурсников - 100% испытуемых.
Таким образом, внимание у курсантов находится на достаточно высоком уровне развития, начиная с первого курса, и повышается к пятому курсу обучения в институте.
Далее был проделан корреляционный анализ, для выяснения причинно-следственной зависимости между измеряемыми когнитивными процессами. Для вычисления была использована программа SPSS 17.0. Прим.: * - корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторонняя). ** - корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).
Корреляционная связь отражает тот факт, что изменчивость одного признака находится в некотором соответствии с изменчивостью другого. Так при исследовании курсантов первого курса проявились следующие корреляционные связи. Методика «Заучивание 10 слов», состоящая из 3 замеров имеет средний (,582**) и умеренный (,513*); 0,486*) коэффициенты корреляции между замерами, а также тесную связь (,663**) с методикой «Оперативная память». Это означает что, активность, утомляемость долговременной памяти влияет на уровень кратковременной памяти. А также память не влияет на особенности внимания, мышления и эмоционально-волевые особенности личности.
Методики на определение особенностей мышления («Выделение существенных признаков»), также выявили связи с методиками: «Сложные аналогии» - ,723**; «Оценка логического мышления» - ,833**; «Числовые ряды» - ,872**. «Сложные аналогии» с методиками: «Оценка логического мышления» - ,714**; «Числовые ряды» - ,71**; «Оценка логического мышления» с методикой «Числовые ряды» - 0,484*). Также прослеживается связь между мышлением и оперативной памятью - ,664**. Свойства внимания, такие как концентрация и устойчивость, тесно связаны между собой (,723**).
Выявленные корреляционные связи свидетельствуют о том, что понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей, тесно связаны со способностью дифференциации существенных признаков от второстепенных, а также с логическим аспектом математического мышления. Слабое логическое мышление накладывает отпечаток на том что, курсанты плохо анализируют цифровой материал, с трудом замечают скрытые закономерности. Свойства внимания не влияют на стиль мышления, понимание абстрактных логических связей и качество анализа цифрового материала.
Методики оценки особенностей мышления («Выделение существенных признаков») имеют корреляционную связь с методиками: «Сложные аналогии» - ,634**; «Оценка логического мышления» - ,615**; «Числовые ряды» - ,524*; «Сложные аналогии» с методиками: «Оценка логического мышления» - ,625**. В отличии от 1 курса здесь прослеживается средний и высокий уровни связи между особенностями мышления и оперативной памятью. «Оперативная память» с методиками: «Выделение существенных признаков» - ,56**; «Сложные аналогии» - ,514*; «Оценка логического мышления» - ,784**; «Числовые ряды» - ,521*, средний уровень связи между логическим мышлением и концентрацией внимания (0,523*).
Из этого следует, что понимание сложных логических отношений, выделение абстрактных связей тесно связаны со способностью дифференциации существенных от второстепенных признаков и логическим аспектом математического мышления. Логическое мышление у большинства курсантов хорошо развито. Свойства мышления, такие как: понимание абстрактных логических связей, анализ цифрового материала, развитость логического мышления непосредственно определяются уровнем развития оперативной памяти. Свойства внимания не влияют на стиль мышления, понимание абстрактных логических связей и качество анализа цифрового материала. Уровень развития оперативной и долговременной памяти не оказывает влияние на концентрацию, устойчивость и распределение внимания.
Итак, суть качественных перемен в образовательных организациях Министерства обороны состоит в том, что выпускник вуза должен не только хорошо знать теоретические основы профессии и профессиональных задач, но и уметь творчески их решать. Необходимо перейти к подготовке компетентных, специалистов, способных принять самостоятельные решения и руководить подразделениями по окончании вуза.
Учет индивидуальных, возрастных и социально-психологических особенностей курсантов, предусматривает изучение этих особенностей, выявление динамики их изменения, развития от курса к курсу, определение наиболее адекватных способов психологического сопровождения обучаемых [9, с. 28-37].
Ощущения, восприятия и внимание развиваются в активной и личностно значимой деятельности. Большое влияние на профессиональное развитие ощущений и восприятий оказывают упражнения, обращенные к тем анализаторам, которые играют ведущую роль в выполнении будущих трудовых обязанностей. Например, целенаправленное восприятие развивается с помощью постановки задач на наблюдение, проверки его результатов.
Курсантам необходимо овладеть приемами временного повышения чувствительности органов чувств (обтирание водой, глубокое дыхание, разминка). Для сохранения нормального функционирования ощущений, восприятий и внимания в сложных ситуациях необходимо формировать эмоционально-волевую устойчивость курсантов. Изучение некоторых психических качеств первокурсников показало, что у них при переходе из школьного коллектива в курсантский, быстрее модифицируются интересы и навыки, чем особенности памяти и внимания. Данное обстоятельство обязывает преподавателей постоянно заботиться не только о сообщении новой научной информации, но и о формировании у первокурсников умения продолжительное время внимательно работать.
По современным данным [9, 38-37], после 18 лет стабилизации в развитии внимания не наблюдается, а происходят непрерывные изменения функций внимания, различных его свойств. Усиливаются связи внимания с интеллектуальными и другими психическими процессами (вербальной памятью, вербально-логическим мышлением).
Формирование внимания у курсантов предполагает воздействие на направленность личности, волю, отношение к деятельности. Для этого преподавателям необходимо разъяснять курсантом предстоящие профессиональные обязанности, упражнять в решении задач, требующих правильного восприятия и быстрого осмысления ситуаций будущей профессиональной деятельности сотрудника пограничных органов ФСБ России. Внимание и внимательность формируются у курсантов в процессе активной учебной деятельности, благодаря поддержанию дисциплины и организованности на всех занятиях.
К основным путям психологического сопровождения развития познавательных психических процессов у курсантов в процессе обучения в военной образовательной организации следует отнести:
1. Формирование у курсантов понимания значимости учебы в институте для будущей профессиональной деятельности.
2. Постоянную тренировка органов чувств, развитие внимания, памяти, воображения, особенно в процессе проведения лекций и семинаров, практических занятий.
3. Выполнение задач, близких к условиям будущей профессиональной деятельности на практических и групповых занятиях.
4. Использование приемов, улучшающих состояние организма (физические упражнения, поддержание хороших гигиенических условий в аудиториях), обучение методам эмоционально-волевой саморегуляции, и их использование на практических занятиях при изучении дисциплин профессионального блока подготовки.
Таким образом, проведенное исследование доказывает, что понимание сложных логических отношений, выделение абстрактных связей у курсантов первого курса, тесно связаны со способностью дифференциации существенных признаков от второстепенных. Но, слабое логическое мышление накладывает отпечаток на то что, курсанты плохо анализируют цифровой материал, с трудом замечают скрытые закономерности. Понимание сложных логических отношений, выделение абстрактных связей курсантов пятого курса, тесно связаны с логическим аспектом математического мышления. Это говорит о сообразительности, быстрой обучаемости, аналитичности, спокойном восприятии трудностей. Свойства мышления, определяются уровнем развития оперативной памяти. Свойства внимания не влияют на стиль мышления. Уровень развития памяти не оказывает влияние на параметры внимания. Развитие и
формирование когнитивных способностей курсанта происходит под влиянием образа жизни, обучения и воспитания, практической работы, участия в общественных мероприятиях, интенсивного самообразования.
Литература
1. Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 1995. - С. 88, 92, 119, 131, 136, 139, 141.
2. Богоявленская Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности: Автореф. дис.... д-ра, психол. наук. - М., 1988. - С. 42-45.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. -С. 8-53.
4. Завалишина Д. Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука, 1991. - С. 28-42.
5. Овсянникова О.Н. Психолого-педагогические условия развития креативных способностей у курсантов военного вуза (на материале изучения курса иностранного языка): дис. ... канд. пед. наук. - Орел, 2005.
6. Рубинштейн С.Л Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. - С. 571-597.
7. Рубинштейн С.Л., Шадриков В.Д. Принципы и пути развития психологии. -М., 1959. С. 156-171.
8. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: 1961. - С. 9-20.
9. Холодная М.А. Перспективы исследования в области психологии способностей // Психологический журнал. 2007. Т.28. № 1, с. 28-37.
В.И. Грушенко
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛИРУЮЩИХ ДИСЦИПЛИН ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ»
INNOVATIVE EDUCATIONAL MODEL FOR STUDYING THE MAJORS IN «MANAGEMENT»
Аннотация: в статье рассматривается предложенная и реализованная в учебном процессе Смоленского института бизнеса и предпринимательства инновационная образовательная модель изучения профилирующих дисциплин. Новизна предложенной модели и проведённых учебных исследований и экспериментов состоит в её построении как бизнес-процесса, отражающего реальный процесс разработки и реализации бизнес-проекта - «Стратегия развития и управления компанией», которые устанавливают системные взаимосвязи между разными видами управленческой деятельности и, соответственно, изучаемых дисциплин (системный подход) и возникновением практических ситуаций, выявляющих непредвиденные причинно-следственные взаимосвязи возникающих проблем (успехов). Данная модель позволяет адаптировать получаемые знания и навыки студентов для их практического применения в процессе разработки бизнес-проекта реально действующей компании или для создаваемого бизнеса. Модель прошла апробацию в учебном процессе в течение 4-х лет и показала свою эффективность в формировании компетентности будущих менеджеров.
Ключевые слова: инновационная модель обучения; системный, бизнес-процессный и ситуационный подходы; обучение действием в мини-командах; действующая копания или создаваемый бизнес.
© В.И. Грушенко, 2013