Научно-практическая статья
УДК 159.9.072.43 © Ворожейкин С. А., 2023
doi: 10. 24412/1999-6241-2023-394-252-260
5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология
Роль отношения к военной службе в переживании субъективного благополучия курсантами военного института
Сергей Андреевич Ворожейкин \ адъюнкт; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-2231-8808
1 Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, 410023, Саратов, ул. Московская, 158, Россия Реферат
Введение. Рассматривается структура отношений курсантов к военной службе, а также их роль в переживании субъективного благополучия. В социально-психологической науке накоплен богатый теоретический опыт, посвященный категории «отношение». Однако его возможному влиянию на переживание субъективного благополучия личностью до сих пор не было уделено достаточного внимания. Это актуализирует необходимость проведения эмпирических исследований с целью установить связь между данными социально-психологическими явлениями. Цель — установление предикции отношения к военной службе в переживании субъективного благополучия курсантами военного института. Материалы и методы. На основе анализа результатов пилотажного исследования и с опорой на теоретическое понимание феномена отношения к военной службе были выделены 65 утверждений, вошедших в состав разработанного нами опросника. Структура отношений курсантов к военной службе была уточнена и сведена в отдельные значимые группы для последующего регрессионного анализа с интегральным показателем субъективного благополучия. Выборка исследования составила 350 курсантов в возрасте от 19 до 24 лет. Статистическая обработка данных проводилась при помощи факторного и регрессионного анализа в пакете программ SPSS-26. Результаты и обсуждение. Структура отношений к военной службе характеризует эмоциональную оценку существующих у курсантов образов военно-профессиональной деятельности. Качество этой оценки детерминируется переживанием ими субъективного благополучия. Указывается роль субъективного благополучия военной службы в достижении жизненных целей, профессиональном и личностном росте, поддержании здорового образа жизни, воспитании лучших мужских качеств в личности, формировании активной жизненной позиции, поддержании традиционных ценностей, государственной идеологии и морально-нравственных устоев общества и т. д. Выводы. Результаты проведенного исследования позволяют судить о существенной роли отношения к военной службе в переживании субъективного благополучия курсантами военного института. Его изучение и учет в военно-профессиональной деятельности курсантов составляют значительный прогностический и практический интерес. Такое знание поможет в планировании мероприятий военно-политической подготовки в целях формирования позитивного отношения к военной службе, позволяющего существенно повысить уровень субъективного благополучия курсантов, что, в свою очередь, благоприятно скажется на процессе подготовки военно-профессиональных кадров.
Ключевые слова: отношение, военная служба, представления, социализация, факторы, личность, курсант
Благодарности: автор выражает благодарность за оказанную помощь при проведении данного исследования доктору психологических наук, профессору, заведующему кафедрой социальной психологии образования и развития Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Шамионову Раилю Мунировичу, а также кафедре военной педагогики и психологии Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации в лице заместителя начальника кафедры, кандидата педагогических наук Ценцеря Сергея Владимировича.
Для цитирования: Ворожейкин С. А. Роль отношения к военной службе в переживании субъективного благополучия курсантами военного института // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 3(94). С. 252-260. Шрк//Могд/10. 24412/1999-6241-2023-394-252-260
Scientific and Practical Article
UDC 159.9.072.43 © Vorozheikin S. А., 2023
doi: 10. 24412/1999-6241-2023-394-252-260
5.3.5. Social Psychology, Political and Economic Psychology
The Role of Attitude towards Military Service in experiencing Subjective Well-Being by Cadets of a Military Institute
Sergei A. Vorozheikin \ postgraduate student; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-2231-8808
1 Saratov Military Order ofZhukov Red Banner Institute of the National Guard of the Russian Federation, 158 Moskovskaya st., Saratov, 410023, Russia Abstract
Introduction. The structure of cadets' attitudes toward military service, as well as their role in experiencing subjective well-being, is under examination. In socio-psychological science, valuable theoretical experience has been accumulated on the category
of "attitude". However, its possible influence on an individual's experience of subjective well-being has not yet received sufficient attention. This actualizes the need to conduct empirical research in order to establish a connection between these socio-psychological phenomena. The purpose is to establish a prediction of attitude towards military service in experiencing subjective well-being by cadets of military institutes. Materials and Methods. Based on the analysis of the results of the pilot study and theoretical understanding of the phenomenon of attitude towards military service, 65 statements were identified and included in the questionnaire. The structure of cadets' attitudes towards military service was clarified and compiled into separate significant groups for further regression analysis with an integral indicator of subjective well-being. The study sample consisted of 350 cadets aged from 19 to 24. Statistical data processing was carried out through factor and regression analysis in the SPSS-26 software package. Results and Discussion. The structure of attitudes towards military service characterizes the emotional assessment of the vision of military professional activity among cadets. The quality of this assessment is determined by their experiencing subjective well-being. The role of the subjective well-being of military service in achieving life goals, professional and personal growth, maintaining a healthy lifestyle, cultivating the best man's qualities in an individual, forming an active life position, maintaining traditional values, state ideology and moral principles of society, etc. is underlined. Conclusions. The results of the conducted study enable the author to estimate a significant role of attitude towards military service in military cadets' experiencing subjective well-being. Their examination and consideration in cadets' military professional activity are of essential prognostic and practical interest. Such knowledge can facilitate planning the events of military patriotic training aimed at formation of positive attitude towards military service, which will increase the level of cadets' subjective well-being, and, thus, will have a favourable impact on the process of training professional military personnel.
Keywords: attitude, military service, vision, socialization, factors, personality, cadet
Acknowledgments: The author expresses his gratitude for the assistance provided during this research to Shamionov Rail Munirovich, Doctor of Psychology, Professor, Head of the chair of Social Psychology of Education and Development (N. G. Chernyshevsky Saratov National Research State University) as well as the chair of Military Pedagogy and Psychology of the Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of the National Guard of the Russian Federation represented by Tsentser Sergei Vladimirovich, Deputy-Chief of the chair, Candidate of Science in Pedagogy.
Citation: Vorozheikin S. А. The Role of Attitude towards Military Service in experiencing Subjective Well-Being by Cadets of a Military Institute. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2023. Vol. 28. No. 3(94). Pp. 252-260 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2023-394-252-260
Основные положения
1. Субъективное благополучие курсантов детерминируется такими отношениями к военной службе, которые подчеркивают роль военной службы в достижении жизненных целей: желание продолжить военную службу после выпуска из военного института; осознанность выбранного профессионального пути и поддержание здорового образа жизни; формирование ценностных ориентаций в достижении социального статуса; реализация личных потребностей; поддержание традиций и ритуалов; достижение материального благополучия; установление социальных контактов и вовлечение в общественную жизнь; формирование просоциального поведения; поддержание государственной идеологии и морально-нравственных устоев; формирование профессионализма; воспитание мужественности, решительности личности курсанта.
2. Предикация переживания субъективного благополучия курсантов перечисленными выше отношениями к военной службе указывает на эффективность организации процесса военно-профессиональной социализации в военном институте, мероприятия которого позволяют сформировать в сознании курсантов необходимый образ военно-профессиональной деятельности. Процесс военно-профессиональной социализации курсантов, протекающий в соответствии с этими образами, позволяет им достичь достаточный для комфортной жизнедеятельности уровень субъективного благополучия.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы. Проблематика изучения отношений интересует исследователей с различных позиций: функционирование данного феномена в малых и больших социальных группах, в межличностных взаимодействиях, применительно к различным социальным явлениям, а также к своей личности как субъекту этих отношений. Изучение социально-психологической категории «отношение» представляет большой научный интерес с точки зрения связи субъекта с объектом, для объяснения природы взаимодействия личности, социума и окружающей их действительности. Однако можно ли рассматривать «отношение» в роли фактора, обусловливающего субъективное благополучие личности? Для этого необходимо проанализировать условие, при котором отношение, базируясь на социальных представлениях, становится критерием или фактором субъективного благополучия. Так, по мнению Р. М. Шамионова, социальные представления приобретают свойство фактора субъективного благополучия в результате процесса присвоения и дальнейшего сравнения личных критериев жизнедеятельности с критериями социального окружения, результатом которого является «связь» или отношение к социальной ситуации [1, с. 146]. Однако более подробный ответ на этот вопрос невозможен без проведения теоретического анализа данной проблематики, а также тщательных эмпирических процедур.
На сегодняшний день в социальной психологии наблюдается значительный недостаток эмпирических
исследований, предметом которых является связь феномена «отношение» с различными видами социальной активности, не говоря уже о его возможной связи с субъективным благополучием личности. Научное значение рассмотрения социально-психологической категории «отношение», учитывая высокий уровень обобщенности данного понятия, требует более тщательного изучения и заключается в ее прогностической ценности, а также перспективе нахождения его связей с субъективным благополучием.
Цель проведения исследования — установление предикции отношения к военной службе в переживании субъективного благополучия курсантами военного института.
Теоретические предпосылки и степень разработанности проблемы. До момента выделения феномена «отношение» в самостоятельную социально-психологическую категорию она активно разрабатывалась преимущественно в философском ключе. Категория «отношение», зародившаяся в лоне философии как логическое понятие, рассматривалась еще Аристотелем. Значительно позже эти идеи были развиты западным социологом Дж. Ст. Мил-лем. В истории психологической науки категория «отношение» рассматривалась и разрабатывалась как связующее звено отдельных элементов системы психики человека с явлениями внешнего мира [2]. По мнению А. Ф. Лазурского, отношения составляют ядро личности, а совокупность эндо- и экзопсихики, наложенных друг на друга, формирует определенный его тип, через который происходит опосредование воздействий внешней среды [3]. Позже В. Н. Мяси-щевым была разработана концепция личности как системы отношений. Ученый модель феномена «отношений» определял как устойчивую избирательную связь индивида с окружающей действительностью. В контексте нашего исследования ценным выводом из данной концепции являются установленная связь категории «отношение» с личностно-средовым взаимодействием как некой мета-моделью или связи субъекта с объектом — окружающим миром. По выражению самого исследователя, «отношения» связывают личность с окружающей действительностью, многообразие которой можно разделить на три основные категории: явления природы, люди и их взаимоотношения и непосредственно субъект-личность [4]. В. Н. Мясищев продолжил работы А. Ф. Лазурского по изучению личности в рамках системы отношений преимущественно в общепсихологическом направлении, сосредоточив усилия на изучении личности во взаимодействии с явлениями окружающей среды. Его научные изыскания привели к выводу о первостепенной значимости системы отношений личности, определяющей смысл ее жизни, а сумма этих отношений характеризует ее направленность. Представители психологии отношений,
выделяя оценочный (когнитивный), поведенческий (конативный) и эмоциональный компоненты структуры системы отношений, объясняют поведение человека в соответствии с внешними обстоятельствами, которые сопровождают изменения личности в процессе взаимоотношений с этими обстоятельствами.
Теоретические воззрения В. С. Мерлина также восходят к идеям, связанным с системой отношений личности, указывая на центральное место понятия отношения в жизненной позиции, рассматривая ее в качестве совокупного взгляда личности на явления окружающей действительности. В этом подходе значимо отношение к трудовой деятельности, нравственным ценностям и межличностным связям [5]. Другой отечественный ученый-психолог Б. Г. Ананьев подчеркивает важность проявления главных жизненных отношений в позиции личности как регулятора поведения личности, обусловливающего отношения с окружающей его социальной средой [6]. В свою очередь, К. К. Платонов рассматривает категорию «отношение» в качестве связующего звена внутреннего мира человека с той же внешней окружающей социальной средой [7].
Основываясь на анализе структуры и содержания отношений, И. С. Клецина выделяет социально-психологические детерминанты для каждого их уровня. Так, макроуровень основывается на отношениях личности и общества или социальных представлениях человека; следующий — мезоуровень — устанавливается между социальными группами и обусловливается различными стереотипами. Далее следует микроуровень, образующий отношения между личностями и базирующийся на их социальных установках; заключительный интраиндивидный уровень формирует идентичность личности с той или иной социальной группой [8].
Таким образом, отношение выступает в качестве специфической формы познания социальных явлений, положительная оценка которых служит «катализатором» переживания субъективного благополучия. Исходя из выдвинутого нами предположения о детерминации переживания субъективного благополучия личности системой его социально-психологических отношений, основанного на концепции В. Н. Мяси-щева, рассматривающего личность как систему отношений, определяется основная задача проведения нашего исследования, заключающаяся в необходимости изучения структуры отношений курсантов к военной службе, опираясь на систему их социальных представлений. Изучение феномена отношения, понимаемого как результат процесса воспитания сознательности личности по отношению к социуму, окружающей среде и ответственности за собственное поведение, представляет практическую значимость в рамках военно-профессиональной социализации курсантов.
Проблематика формирования положительного отношения к военной службе все чаще интересует
исследователей в связи с актуализацией потребности в подготовке военных кадров в ответ на глобальные военно-политические кризисы [9]. Применительно к военной службе отношение рассматривается преимущественно в ценностном ключе, объясняется психолого-педагогическое воздействие, которое оно оказывает на профессиональную сферу деятельности военнослужащих [10].
Авторами подчеркивается значимость и трудоемкость воспитания ценностного отношения к военной службе, требующего от будущих офицеров безусловной приверженности военному делу, положительного отношения к специфике ратного труда [11].
Наряду с военной службой, ценностное отношение рассматривается авторами в качестве основы воспитания и образования курсантов вузов МВД России как источника осознанного уровня своей профессиональной деятельности [12].
Роль отношения к военной службе в переживании субъективного благополучия через призму ценностного отношения объясняется ценностью возникающих эмоционально-психологических эффектов, таких как удовлетворенность, смысл жизни, которые вызывают это отношение, а также оказываемое ими влияние на поведение и деятельность личности в профессиональной сфере [13].
Материалы и методы
Логика исследования предполагала проведение факторного анализа отношения курсантов к военной службе, изучение их структуры с дальнейшим проведением регрессионного анализа выявленных факторов с интегральным показателем субъективного благополучия. Для изучения структуры отношений курсантов к военной службе нами был составлен специальный опросник, состоящий из 65 предварительно уточненных в ходе пилотажного исследования утверждений, затрагивающих различные аспекты военной службы. На основе анализа результатов пилотажного исследования, с опорой на теоретическое понимание феномена отношения к военной службе были выделены утверждения, вошедшие в состав основного опросника.
В исследовании приняли участие 350 курсантов с 1 по 5 курс обучения, по 70 чел. с каждого курса в возрасте от 19 до 24 лет (Х=20,4 года, а±1,55). Структура отношений курсантов к военной службе была уточнена после проведения факторного анализа полученных результатов, после чего отношения курсантов к военной службе были сведены в отдельные значимые группы для проведения регрессионного анализа с интегральным показателем субъективного благополучия. Для изучения актуального уровня субъективного благополучия курсантов была использована психодиагностическая методика «шкала субъективного благополучия» (Р. М. Шамионов, Т. В. Бескова, 2018) [14]. Интегральный показатель субъективного благопо-
лучия был использован для проведения регрессионного анализа с полученными факторами отношений к военной службе. Статистическая обработка данных проводилась при помощи факторного и регрессионного анализа в пакете программ SPSS-26.
Результаты и обсуждение
Социально-психологические факторы отношений курсантов к военной службе. По результатам проведенного факторного анализа (табл. 1) совокупность отношения курсантов к военной службе сгруппирована в 6 факторов.
Фактор 1 «Отношение к военной службе как средству самореализации» описывает 17,4% совокупной дисперсии и объединяет 5 характеристик отношения к военной службе. Эти характеристики отношения курсантов отражают взгляд на военную службу как на деятельность, способствующую достижению жизненных целей; как на средство реализации своего потенциала в профессиональной сфере, выраженного в желании продолжить военную службу после выпуска из военного института; а также решительность стать офицером и правильность сделанного профессионального выбора; деятельность, способствующую ведению здорового образа жизни; социальный институт, ценности которого совпадают с личными ценностями. Данный фактор можно условно характеризовать отношением к военной службе как средству самореализации курсантов.
Фактор 2 «Отношение к военной службе как значимой деятельности» описывает 14,5% совокупной дисперсии и объединяет 5 характеристик отношения к военной службе. В него вошли представления, указывающие на отношение к военной службе как к уважаемой в обществе профессии; к удовлетворяющей социальные потребности курсантов среде; предпочтительной нравственно-ценностной системе, традиции которой святы и непоколебимы; удовлетворяющей материальные и финансовые потребности деятельности. Представления, вошедшие в данный фактор, демонстрируют отношение к военной службе курсантов как к значимой профессии. Примечательным является отрицательное отношение курсантов к военной службе как к выполнению регламента (распорядка дня) военной службы, связанного, по всей видимости, с желанием большей свободы действий и меньшей нормативной обусловленности, одновременно это представление не причисляется к обязательному атрибуту военной службы.
Фактор 3 «Активно-деятельностное отношение к военной службе» описывает 12,9% совокупной дисперсии и объединяет 3 характеристики отношения к военной службе. Представления, вошедшие в данный фактор, иллюстрируют активную позицию курсантов к деятельности в рамках военной службы, выражающуюся в желании принимать участие в мероприятиях,
Таблица 1. Факторный анализ отношений к военной службе курсантов военного института (Table 1. Factor analysis of attitudes toward military service among cadets of a military institute)
Матрица повернутых компонент, номера утверждений Факторы
1 2 3 4 5 6
Военная служба помогает мне в достижении жизненных целей, 36 0,824
После выпуска из военного института я продолжу военную службу, 38 0,793
Если бы я вновь оказался в ситуации выбора, то снова избрал бы военную службу как сферу профессиональной деятельности, 59 0,722
Военная служба способствует здоровому образу жизни, 44 0,669
Ценности военной службы совпадают с моими ценностями, 60 0,642
Моя будущая профессия достаточно уважаемая в обществе, 46 0,806
Меня все устраивает в окружающей меня социальной действительности военного института, 9 0,707
Я не люблю жить по регламенту (распорядку дня), 4 -0,677
Военные традиции для меня святы и непоколебимы, 50 0,561
Меня удовлетворяет мое материальное (финансовое) положение, 58 0,527
Я с охотой принимаю участие в мероприятиях, проводимых в военном институте, 37 0,761
Я способен не только брать, но и многое дать своему государству и Росгвардии, 40 0,694
Военнослужащие всегда имели свои политические и моральные убеждения в отношении истории и традиций, и я тоже придерживаюсь их, 65 0,660
Мои сослуживцы — близкие мне люди, 26 0,836
Я удовлетворен положением моих дел на службе (учебе), 52 0,798
Выполнение служебных обязанностей доставляет мне радость, 17 0,533
Быть физически развитым — обязанность каждого военнослужащего, 25 0,888
Считаю, что военнослужащий всегда должен быть профессионалом своего дела, 8 0,817
Военная служба, как и любая другая специальность, профессия, лишь средство зарабатывания денег, 56 -0,531
Военная служба — школа жизни каждого мужчины, 35 0,694
Военнослужащий, как и любой другой человек, должен думать прежде всего о себе, 10 0,659
Внешний вид — главное для военного человека, 20 0,636
Мысли о будущей карьере доставляют мне радость, 13 0,542
Дисперсия, % 17,4 14,5 12,9 10,5 9,7 9,1
проводимых в военном институте, не только брать, но и трудиться на благо государства и войск национальной гвардии; в представлении об особых политических и морально-нравственных убеждениях, присущих военным и разделяемых курсантами.
Фактор 4 «Эмоционально-оценочное отношение к военной службе» описывает 10,5% совокупной дисперсии и включает три характеристики отношения к военной службе. Это представления, имеющие эмоционально-оценочный характер, демонстрирующие отношение курсантов к военной службе, выраженное через оценку личной значимости социальных связей, возникающих в курсантском коллективе, и определение сослуживцев как близких людей; через чувство удовлетворения своим социальным положением на службе, учебе; а также через чувство радости от выполнения служебных обязанностей.
Данный фактор перекликается с результатами исследования, посвященного изучению предикции психологического благополучия военнослужащих, где была обнаружена значительная корреляция до 53% общей дисперсии такими факторами, как «удовлетворенность профессиональной деятельностью», «оценка своего здоровья» и «социально-психологический капитал личности». Наиболее существенным фактором 80% всей дисперсии оказался «социально-психологический ка-
питал личности», под которым понимается совокупный ресурс социально-психологических отношений личности к своему социальному окружению, естественным образом влияющему на субъективное благополучие [15].
Определено, что социальные отношения — один из наиболее значимых факторов субъективного благополучия. Такой вывод подтверждается также результатами проведенного в 2020 г. исследования, посвященного влиянию социально-психологических различий между поколениями на переживание субъективного благополучия военнослужащими. Так, для военнослужащих поколения наиболее важным компонентом субъективного благополучия на службе являются социальные отношения как полученный ими социально-эмоциональный опыт. Для представителей поколений «X» и наибольший вес для переживания субъективного благополучия имеет оказываемая им социально-эмоциональная поддержка. Иными словами, для всех военнослужащих значимыми для переживания субъективного благополучия являются различные аспекты социальных отношений [16].
Фактор 5 «Отношение к военной службе как к нормативной деятельности» описывает 9,7% совокупной дисперсии, объединяя 3 характеристики отношения к военной службе. Представления, входящие в этот фактор, раскрывают отношение
курсантов к военной службе как к выполнению служебно-профессиональных обязанностей, требующих от них значительных волевых и физических усилий. В него вошли отношения к военной службе как обязанности каждого военнослужащего быть в хорошей физической форме; обязанности каждого военнослужащего быть профессионалом своего дела. В данном факторе, как и в факторе 2, также имеется отрицательное значение отношения, выраженное во мнении, что военная служба, как и любая другая профессия, — это лишь средство зарабатывания денег. При очевидной важности прагматической составляющей для каждого человека как непременного условия достижения им благополучия финансовая составляющая отнюдь не рассматривается курсантами в роли важнейшего аспекта военной службы. Такой взгляд курсантов может быть объяснен существующей на военной службе системой прививаемых им ценностных ориентаций, направленных на про-социальную деятельность, выраженную в категориях служения Отечеству, защиты Родины, героизма, что впадает в противоречие с идеей о только лишь финансовом обогащении.
Фактор 6 «Формальное отношение к военной службе» описывает 9,1% совокупной дисперсии, объединяя 4 представления, выражающие отношение курсантов к военной службе по ее формальным (поверхностным) признакам. В него включены представления, демонстрирующие отношение к военной службе как школе жизни для мужчины; как приоритету собственных потребностей; системе, в которой важность презентабельного внешнего вида ставится на первое место; вызывающие положительные эмоции при мыслях о будущей карьере.
Совокупность отношений, вошедших в указанные 6 факторов, позволяет вести речь о наличии положительного отношения к различным аспектам военной службы, что оказывает благоприятное воздействие на процесс военно-профессиональной социализации курсантов военного института. Это, в свою очередь, выступает весомым фактором в переживании курсантами субъективного благополучия, позволяя удо-
влетворять биологические, социальные, материальные и духовные потребности личности.
Отношения, выражаемые в таких категориях и понятиях, как дело всей жизни, способ достижения личных целей, уважаемая в обществе профессия, способ удовлетворения личных потребностей, значимые социальные связи, возможность физического развития, профессиональная самореализация, школа жизни для каждого мужчины, указывают на положительную эмоциональную конатацию военной службы в сознании курсантов военного института. Очевидно, что успехи в служебной деятельности, уважительное отношение к ценностям и традициям военной службы, эмоционально комфортные взаимоотношения с сослуживцами, социальное одобрение, общая удовлетворенность службой и своим социальным положением, наряду с возможностью личностного роста, являются существенными факторами переживания субъективного благополучия.
Результаты проведения факторного анализа перекликаются с выводами, к которым приходят авторы в своих многочисленных исследованиях в области военной службы, о важности названных выше факторов [17-22]. Такой вывод позволяет рассматривать результаты проведенного факторного анализа для установления роли вошедших в него отношений к военной службе в предикции субъективного благополучия курсантов военного института.
Для анализа отношений курсантов к военной службе как предикторов субъективного благополучия в качестве зависимой переменной в регрессионное уравнение был введен интегральный показатель шкалы субъективного благополучия, а в качестве независимых переменных — полученные факторы отношений курсантов к военной службе.
Основные факторы субъективного благополучия курсантов военного института. Результаты линейного регрессионного анализа методом пошагового отбора демонстрируют, что переживание субъективного благополучия курсантами военного института объясняется 5 социально-психологическими факторами отношения курсантов к военной службе (табл. 2). Эти факторы условно обозначены нами как «Эмоционально-
Социально-психологические факторы отношений курсантов к военной службе Нестандартизованные коэффициенты Стд. ошибка Стандартизованные коэффициенты Крит. t Р. знач
B Бета
Константа 20,808 0,135 - 154,451 0
Эмоционально-оценочное отношение — Ф4 0,905 0,135 0,427 6,694 0
Формальное, поверхностное отношение — Ф6 0,778 0,135 0,367 5,754 0
Отношение как к средству самореализации — Ф1 0,477 0,135 0,225 3,526 0,001
Отношение как к значимой деятельности — Ф2 0,336 0,135 0,159 2,488 0,014
Активно-деятельностное отношение — Ф3 0,292 0,135 0,138 2,158 0,033
Отношение как к нормативной деятельности — Ф5 0,117 0,135 0,098 1,753 0,085
Таблица 2. Регрессионный анализ отношений к военной службе как предикторов субъективного благополучия
курсантов военного института (Table 2. Regression analysis of attitudes towards military service as predictors of subjective well-being
of cadets of a military institute)
оценочное отношение к военной службе» — Ф4, «Формальное отношение к военной службе» — Ф6, «Отношение к военной службе как средству самореализации» — Ф1, «Отношение к военной службе как значимой деятельности» — Ф2 и «Активно-деятельностное отношение к военной службе» — Ф3.
Ожидаемо наибольшую связь с переживанием субъективного благополучия имеет фактор эмоционально-оценочного отношения, где дружеские отношения и положительная морально-психологическая обстановка в коллективе, а также личное переживание чувства радости от выполнения служебных обязанностей являются индикаторами удовлетворенности текущей социально-психологической ситуацией, что выступает в качестве фундамента для переживания субъективного благополучия курсантами военного института.
Следующим по значимости оказался фактор, выражающий формальное отношение к военной службе, в котором образ военной службы и положительное отношение к карьере наравне с презентабельным внешним видом и заботой о себе обеспечивают эмоциональный комфорт и соотнесение этого образа с благополучием. Формальное, поверхностное отношение, будучи своего рода «эмоциональной гигиеной», также позволяет курсантам легче переносить тяготы и лишения военной службы, сосредоточиваясь на личных мотивах.
Далее следует фактор «Отношение к военной службе как средству самореализации», раскрывающий роль условий службы в реализации жизненных целей, желания продолжить военную службу, стать офицером и ведения здорового образа жизни в субъективном благополучии курсантов. Значимость данного фактора исходит из потребности достижения курсантами реализации своих терминальных ценностей, которым способствуют условия прохождения военной службы. Такой симбиоз условий и потребностей естественным образом оказывает положительное влияние на переживание субъективного благополучия.
Следующим по силе воздействия на субъективное благополучие является фактор «Отношение к военной службе как значимой деятельности». Представление о значимости военной профессии и ее уважении в обществе, наряду с удовлетворенностью социальной сферой и финансовым положением, уважением к традициям существенно влияет на переживание курсантами чувства благополучия и самореализованности. Особое место здесь занимает упомянутая нами выше просоциальная роль ратного труда, которая через проявление социального одобрения вызывает в сознании курсантов чувство глубокого удовлетворения своей деятельностью и, как результат, переживание субъективного благополучия.
Заключительный фактор, иллюстрирующий активно-деятельностное отношение к военной службе, показывает роль направленности на профессиональную деятельность в интересах государства,
выражающуюся в желании участвовать в мероприятиях, проводимых в военном институте, и единстве в морально-нравственных убеждениях с другими курсантами. Активная жизненная позиция, направленная на достижение высоких нравственных идеалов, приносящих пользу государству, несмотря на необходимость значительного напряжения внутренних ресурсов, в конечном счете также приводит к переживанию субъективного благополучия как результата решения личностью экзистенциональных задач.
Удовлетворенность текущей социально-психологической ситуацией, положительная оценка своей будущей военно-профессиональной деятельности и реализация базовых потребностей в значительной степени объясняют переживание субъективного благополучия курсантами военного института. Такие выводы перекликаются с данными, полученными в ходе исследования предикторов субъективного благополучия курсантов А. А. Шадриным, которым установлено, что субъективное благополучие напрямую зависит от самоопределения личности курсантов, выраженного в активной жизненной позиции, а также определенностью смысложизненных ориентаций [23].
Не оказывает влияния на переживание субъективного благополучия курсантами военного института отношение к военной службе как к нормативной деятельности. Взгляд на военную службу как на выполнение рутинных служебно-профессиональных обязанностей, требующих от военнослужащего значительных волевых и физических усилий, соответствия уровня их подготовки установленным профессиональным требованиям, не способствует повышению уровня субъективного благополучия, а скорее, наоборот, может стать причиной его снижения.
Таким образом, результаты проведенного эмпирического исследования показали значительную роль феномена отношения курсантов к военной службе в переживании субъективного благополучия.
Выводы
1. Значимые отношения курсантов к военной службе (74,1% совокупной дисперсии) можно условно сгруппировать в 6 факторов: отношение к военной службе как средству самореализации; как значимой деятельности; активно-деятельностное отношение к военной службе; эмоционально-оценочное отношение к военной службе; отношение к военной службе как к нормативной деятельности; формальное отношение к военной службе. Совокупность отношений, вошедших в перечисленные 6 факторов, указывает на наличие положительного отношения к различным аспектам военной службы, что оказывает благоприятное воздействие на процесс военно-профессиональной социализации курсантов военного института.
2. Переживание субъективного благополучия курсантами военного института детерминиро-
вано 5 социально-психологическими факторами: эмоционально-оценочным отношением к военной службе; формальным отношением к военной службе; отношением к военной службе как средству самореализации; отношением к военной службе как значимой деятельности; активно-деятельностным отношением к военной службе. Удовлетворенность текущей социально-психологической ситуацией, положительная оценка своей будущей военно-профессиональной деятельности и реализация базовых потребностей курсантов в значительной степени объясняют переживание субъективного благополучия курсантами военного института.
3. Изучение роли отношения курсантов к военной службе в переживании субъективного благополучия является важным шагом к пониманию структуры и механизмов функционирования данного социально-психологического феномена в курсантских коллективах. Это в значительной степени позволит улучшить качество протекания военно-профессиональной социализации курсантов и достижения благоприятного социально-психологического климата.
Рекомендации. Анализируя полученные результаты, можно с уверенностью говорить о значительной предикции переживания субъективного благополучия курсантов военного института их отношением к военной службе. В связи с этим становится очевидной необходимость использования в качестве инструмента воздействия процесс формирования положительного образа военной службы в ходе проведения мероприятий военно-политической работы с курсантами военного института. Важно сконцентрировать внимание курсантов на передовом опыте военно-профессиональной деятельности, подчеркивающем ценности военной службы, совпадающие с ценностями курсантов, что послужит основой для формирования положительной военно-профессиональной направленности. Учет и купирование факторов повседневной деятельности, снижающих субъективное благополучие курсантов, позволят нивелировать их негативное воздействие на психику курсантов и добиться повышения их субъективного благополучия.
Перспективы. Полученные результаты и предложенные на их основе рекомендации помогут в разработке специальных социально-психологических программ сопровождения курсантов в целях снижения факторов, оказывающих негативное воздействие на морально-психологическое состояние курсантских коллективов, что приобретает особую актуальность в свете обострения общемировых военно-политических противоречий. Дальнейшая разработка проблематики переживания субъективного благополучия курсантами военного института требует рассмотрения его взаимосвязи с таким социально-психологическим феноменом, как военная идентичность, с которым исследователи в военно-профессиональной области связывают ответственное отношение к служебной деятельности [24], а также основанные на отношениях к военной службе процессы самоидентификации [25]. Полученные эмпирические результаты помогут понять социально-психологический механизм формирования субъективного благополучия в его взаимосвязи с достигнутой военной идентичностью и положительным отношением курсантов к военной службе.
Отдельного внимания заслуживает рассмотрение феномена, который встречается в исследованиях последних лет, посвященных субъективному благополучию в военной сфере, и описывает состояние «потока». Понятие «поток», введенное в социально-психологическую науку западным исследователем М. Чиксентмихайи, трактуется как особое переживание индивида, при котором он погружается в процесс деятельности, сливаясь с ним полностью, теряя чувство времени и забывая о текущих потребностях [26]. Рассматривая это состояние применительно к военнослужащим, называя его «боевым потоком», западные авторы подчеркивают его роль в переживании субъективного благополучия, а также делают вывод о влиянии на эффективность функционирования на поле боя [27]. Исходя из этого замечания, для расширения картины социально-психологических факторов и понимания механизмов их функционирования стоит разработать программу исследования влияния данного состояния на переживание субъективного благополучия военнослужащих.
Список источников / References
1. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов, 2008. 240 с.
2. Левченко Е. В. История и теория психологии отношений. СПб., 2003. 310 с.
3. Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы. СПб., 2001. 192 с.
4. Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 2005. 158 с.
5. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. М., 2009. 542 с.
6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. 288 с.
7. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986. 256 с.
8. Клецина И. С. Отношения как многоуровневый конструкт: социально-психологический анализ // Интегративный подход в психологии. СПб., 2003. С. 48-70.
9. Волокитина К. В. Проблемы формирования положительного отношения современной молодежи к службе в армии // Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика : мат-лы VII межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием : сб. науч. ст., Южно-Сахалинск, 23-24 ноября 2016 г. Южно-Сахалинск, 2017. С. 27-29.
10. Зайцев А. В. Некоторые аспекты исследования ценностного отношения военнослужащих контрактной службы к военной службе // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4, № 7. С. 164-169.
11. Кузнецов Р. А. Формирование ценностного отношения к военной службе, военной технике и оружию будущих офицеров // Инновационные идеи молодых исследователей : сб. ст. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф., Уфа, 14 января 2020 г. Уфа, 2020. С. 170-176.
12. Михайлова Т. Н. Ценностное отношение к профессии как основа воспитания и образования курсанта вуза МВД России // Гуманитарные науки. 2020. № 3. С. 67-73.
13. Ершова С. М. Теоретическое осмысление категорий «ценность» и «ценностное отношение» // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 2. С. 52-59.
14. Шамионов Р. М., Бескова Т. В. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. С. 8.
15. Hernández-Varas E, Labrador Encinas FJ, Méndez Suárez M. Psychological capital, work satisfaction and health self-perception as predictors of psychological wellbeing in military personnel. Psicothema. 2019 Aug ; 31(3):277-283. doi: 10.7334.
16. Smaliukiene R.; Bekesiene S. Towards Sustainable Human Resources: How Generational Differences Impact Subjective Wellbeing in the Military? Sustainability. 2020. № 12. https://doi.org/10.3390/su122310016.
17. Платонина Е. А. Удовлетворенность профессиональной военной деятельностью: системный подход // Человеческий капитал. 2021. № 10(154). С. 50-56.
18. Шамионов Р. М. Роль военной идентичности, ценностей и удовлетворенности службой в формировании ответственности курсантов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2020. Т. 9, № 1(33). С. 25-32.
19. Калинин М. А. Факторы удовлетворенности военнослужащих воинской службой в российской армии // Человек. Общество. Инклюзия. 2019. № 2(38). С. 69-75.
20. Калинин М. А. Анализ социальных проблем и потребностей военнослужащих по контракту // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2017. № 2(42). С. 149-158.
21. Schwerin M. J. Quality of Life and Subjective Well-Being among Military Personnel: An Organizational Response to the Challenges of Military Life. Military life: The psychology of serving in peace and combat: Military culture. 2006. Pp. 145-179.
22. Tian Yanhui, Wang Haishan, Bai Shengjun, Wei Ting Research on the Influence Mechanism of Meaning in Life on Subjective Well-being of Military College Students. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2021. doi.org/10.2991/ assehr.k.210617.053. http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0.
23. Шадрин А. А. Социально-психологические предикторы субъективного благополучия курсантов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 153-161.
24. Сорокин А. И. Динамика выраженности категорий идентичности курсантов военного вуза в процессе социализации // Мир образования — образование в мире. 2018. № 2. С. 185-191.
25. Сысолятин М. В. Соотношение военной идентичности и представлений о военной карьере у курсантов военного вуза // Мир образования. 2018. № 4. C. 135-141.
26. Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания / пер. с англ. Е. Перовой. М., 2011. 461 с.
27. Harari Y. N. Combat Flow: Military, Political, and Ethical Dimensions of Subjective Well-Being in War. Review of General Psychology. 2008. № 12(3). Pp. 253-264. https://doi.org/10.1037/1089-2680.12.3.253.
Поступила 21.03.2023; одобрена после рецензирования 20.04.2023; принята к публикации 30.06.2023.