УДК 159.9.072.43
РОЛЬ ВОЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПЕРЕЖИВАНИИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КУРСАНТАМИ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА
© 2023 С. А. Ворожейкин
адъюнкт очного обучения e-mail: [email protected]
Саратовский военный ордена Жукова Краснознамённый институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Процесс военно-профессиональной социализации курсантов протекает на фоне всё более возрастающих военно-политических и социальных кризисов. В такой ситуации субъективное благополучие может выступать надёжным заслоном для защиты курсантов от воздействия негативных социально-психологических факторов. Военная идентичность, включая личностные, социальные, нормативные, бытовые и экзистенциальные элементы благополучия, выступает существенным фактором переживания субъективного благополучия. Результаты проведённого эмпирического исследования указывают на то, что достижение военной идентичности является одной из существенных детерминант переживания субъективного благополучия курсантов военного института.
Ключевые слова: военная идентичность, субъективное благополучие, военно-профессиональная социализация, факторы, личность, курсант.
THE ROLE OF MILITARY IDENTITY IN THE EXPERIENCE OF SUBJECTIVE WELL-BEING CADETS OF THE MILITARY INSTITUTE
© 2023 S. A. Vorozheikin
Adjunct of full-time study e-mail: [email protected]
Federal State Official Military Establishment of Higher Education "Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of the National Guard Troops
of the Russian Federation"
The process of military-professional socialization of cadets proceeds against the background of increasingly increasing military-political and social crises. In such a situation, subjective well-being can act as a reliable barrier to protect cadets from the effects of negative socio-psychological factors. The achieved military identity, including personal, social, normative, everyday and existential elements of well-being, is an essential factor in experiencing subjective well-being. The results of the conducted empirical research indicate that the achievement of military identity is one of the essential determinants of experiencing the subjective well-being of military institute cadets.
Keywords: military identity, subjective well-being, military-professional socialization, factors, personality, cadet.
Введение
Скорость изменений и трансформаций социально-психологических процессов в современном мире, протекающих под влиянием ухудшения мировой политической,
экономической и социальной обстановки, актуализирует проблематику изучения идентификации личности с различными социальными группами как участника этих процессов.
Необходимость изучения роли военной идентичности в переживании субъективного благополучия курсантов военного института исходит из потребности определения качественных детерминант, оказывающих существенное влияние на их военно-профессиональную социализацию. На фоне всё более возрастающих мировых военно-политических и социальных кризисов учёт и целенаправленное управление этими процессами способствует нейтрализации негативного информационно-психологического воздействия на личность курсанта и помогает в достижении субъективного благополучия. Одной из таких качественных детерминант, оказывающих существенное влияние на процесс военно-профессиональной социализации, является достижение курсантами военного института военной идентичности. Понимание сущности и направленности изменений военной идентичности под влиянием социально-психологических факторов будет способствовать реализации цели военно-профессиональной социализации, что, в свою очередь, обеспечит качественное выполнение государственного заказа по подготовке высококвалифицированных офицерских кадров. Достижение военной идентичности является показателем успешного психолого-педагогического воздействия органов военного управления, профессорско-педагогического состава, командиров и начальников на процесс военно-профессиональной социализации, формируя благоприятный морально-психологический климат в курсантских коллективах. Воинский (курсантский) коллектив, выступая «тигелем», сплавляющим разнообразие социально-психологических характеристик, индивидуальных характерологических особенностей, мировозренческих и религиозных взглядов, культурных и нравственных ценностей, этнических и национальных особенностей личностей курсантов с факторами военной службы, формирует новое качественное социально-психологическое образование -«военная идентичность».
Теоретические предпосылки и степень разработанности проблемы
Термин «идентичность» имеет давнюю историю в социально- психологической науке. Широкий исследовательский интерес социально-психологических наук к различным аспектам идентичности появился в последние десятилетия прошлого века, рассматривая ролевую, гендерную, профессиональную, личностную, групповую и другие виды идентичности [21]. Активно термин «идентичность» начал использоваться американским психологом Э. Эриксоном, который рассматривал его в психосоциальном контексте как внутреннее единство в динамических социально-психологических процессах на протяжении всей жизни человека [18]. Активные поиски учёными единого подхода к пониманию детерминации феномена идентичности не привели к однозначному результату и актуализировали проведение исследований с учётом интегральный природы данного психического образования, требующего учёта его многофакторности. Исследователи, изучавшие данную проблематику, подчёркивают роль социальных представлений, а также отношений, их обусловливающих, в качестве существенной детерминанты процесса достижения определённого вида идентичности. При этом авторы указывают, что каждой социальной группе характерен свой специфический комплекс социальных представлений, объясняющий природу их социальной реальности [8], на основе которого и конструируется их идентичность.
В отечественной социальной психологии проблематика идентичности широко изучена, представлена большим количеством теоретических и эмпирических работ и рассматривалась преимущественно в рамках процесса социализации личности.
В социально-психологической науке принято выделять следующие подходы в изучении феномена идентичности: деятельностный (И.С. Кон); социального познания (Г.М. Андреева); конструкционистский (Е.В. Якимова, И.Г. Ясавеев, Т.В. Костяк); системно-диахронический (Р.М. Шамионов, М.В. Григорьева); историко-генетический (Н.А. Голубева, Т.Д. Марцинковская, Е.М. Дубовская, И.В. Чумичева). В работах отечественных авторов феномен идентичности раскрывается в понятиях способностей и свойств личности, процесса осознания, преемственности, поведения, образа «Я» и т. д.
Отечественный философ и социолог И.С. Кон интерпретировал понятие «идентичность» как психологический конструкт личности, определяющий динамические тенденции, связывая его с формированием «образа Я» [7]. Отечественный психолог В.В. Столин рассматривал идентичность как многогранный процесс самоосознания личности через достижение социальной целостности в представлениях о личном прошлом, настоящем и будущем и понимания смысла собственного уникального бытия [12].
Отечественный социальный психолог Г.М. Андреева рассматривает социальную идентичность личности как результат осознания человеком своей принадлежности к определённой социальной группе. Процесс формирования социальной идентичности, по её мнению, происходит через осознание психической общности с членами конкретной социальной группы и принятие групповых мнений, норм, ценностей, традиций, интересов, целей и т. д. [1]. В сформулированным Р.М. Шамионовым системно-диахроническом подходе идентичность рассматривается как одно из наиболее значимых условий социализации личности, представляет правила, ценности и нормы соответствующего социализирующего института [14].
Зарубежные исследователи, например Sh.H. Schwartz, изучают идентичность, рассматривая проблематику самоопределения личности через соответствующие человеку убеждения и ценности, которые, по мнению автора, определяют деятельность и поведение личности, объединяя или разъединяя человека с определённой социальной группой [22]. Схожим образом D.J. Marcia рассматривает идентичность с позиции сознательного альтернативного выбора человека по отношению к значимым событиям в его жизни, определяя его принадлежность к той или иной социальной группе [19]. Анализ теоретических положений перечисленных работ подсказывает о возможном прикладном аспекте рассмотрения этого феномена в военной сфере как результата взаимодействия индивидуальных характерологических особенностей,
мировоззренческих и религиозных взглядов, культурных и нравственных ценностей, этнических и национальных особенностей личностей курсантов с социально-психологическими факторами военной службы.
Очевидно, что на момент поступления в военное учебное заведение у будущих курсантов уже сформирован определённый уровень военной идентичности, выражающий положительное отношение к военной службе, что подтверждается наличием в их сознании устойчивых идентификационных категорий в период первичной адаптации.
Рассматривая проблематику достижения военной идентичности, стоит более детально рассмотреть психоаналитическую концепцию интерпретации структуры идентичности, предложенную канадским психологом Дж. Марсиа, описывающим её как динамическую самосоздающую систему убеждений, взглядов, потребностей и индивидуальности [3]. На основе эмпирических исследований, разделяя идентичность по принципу (статусов) стадий прохождения, Дж. Марсиа выделил четыре вида идентичности. Первая стадия - «диффузная идентичность» - указывает на отсутствие идентичности как таковой и носит пассивный характер, когда индивид
не осуществлял сознательного выбора. Вторая стадия - «преждевременная идентичность» - характеризует состояние индивида, сформированного под воздействием внешних социально-психологических факторов, которые определяют систему его ценностей, взглядов и убеждений. Третья стадия на пути к идентичности -«мораторий» - заключается в активной деятельности индивида по поиску эффективных решений по разрешению кризисных ситуаций, в то время как ещё не произошло становления устойчивой системы ценностей, взглядов и убеждений. Четвёртая стадия -«достигнутая идентичность», выражающая эффективное прохождение кризисных ситуаций, а также наличие устойчивой системы личностно значимых ценностей, взглядов и убеждений [20].
Прежде чем рассматривать роль военной идентичности курсантов военного института в переживании субъективного благополучия, необходимо определиться с пониманием социально-психологической дефиниции «военная идентичность». На основе изученного теоретического материала данная дефиниция рассматривается нами как один из компонентов более широкого понятия социальной идентичности, представляющий собой результат успешной военно-профессиональной социализации, осознания военнослужащими своей военно-профессиональной принадлежности, разделения её взглядов, ценностей, норм, установок, традиций, обусловливающих их жизнедеятельность и положительного к ним отношения. Феномен военной идентичности представляет большой исследовательский интерес прежде всего в его практическом значении, учитывая эскалацию военно-политической обстановки в мире и потребность в консолидации всего российского общества, а также воинских коллективов в частности, чему, несомненно, способствует достижение военной идентичности.
Исходя из логики выделения главного компонента, составляющего основу военной идентичности, мы приходим к выводу о значимости профессиональной деятельности в формировании этого феномена. С учётом этого вывода стоит обратить внимание на работы авторов, исследовавших феномен профессиональной идентичности в военной сфере, который, по нашему мнению, является показателем, выражающим отношение к профессиональной деятельности - военной службе. Изучая факторы военной идентичности, важно учитывать специфическую сферу профессиональной деятельности военнослужащих, обладающей целым рядом особенностей, не характерных для других видов деятельности. Эти особенности связаны с морально-этическим контекстом профессиональной деятельности военнослужащих, с объективной рискогенностью условий труда, рядом правовых и социальных ограничений, предусмотренных условиями прохождения военной службы, строгой вертикальной иерархией подчинённости и т.д.
Феномен военной идентичности представлен широким кругом теоретических и эмпирических работ как отечественных авторов, так и их зарубежных коллег в области социальной психологии. На западе они представлены трудами Б. МаёШ, Я. 1оИашеп, изучающих связь этого феномена прежде всего с ценностями военной службы как основного мотива военно-профессиональной деятельности.
Отечественные исследователи значительно расширяют область проблематики военной идентичности, рассматривая её тесную связь с процессами военно-профессиональной социализации (А.В. Созонник) [9], соотносят рассматриваемый феномен с процессом самоидентификации курсантов военного института (М.В. Сысолятин) [11], изучают связь феномена военной идентичности с ответственным отношением к служебной деятельности (А.И. Сорокин) [10]. Авторы перечисленных работ единодушно сходятся во мнении о необходимости рассмотрения военной идентичности как интегральной составляющей социальной идентичности
курсантов, что, в свою очередь, указывает на необходимость изучения данного феномена во всей полноте социально-психологических проявлений, учитывая его многофакторную обусловленность. При рассмотрении феномена военной идентичности в качестве социальной группы идентификации личности выступает профессиональное военное сообщество. Соответственно, субъективные отношения личности к этому сообществу во многом определяют развитие этой идентичности. Такое понимание частично подтверждается установленной детерминацией восприятия образа офицера внутригрупповым сходством воинского коллектива, механизм которой заключается в феномене военной идентичности [5]. Поэтому отношение к военной службе как субъективная личностная характеристика может значительно прояснить механизм процесса формирования военной идентичности. В исследовании Р.М. Шамионова, посвящённом изучению структуры субъективного благополучия курсантов в процессе социализации в условиях военного института, данный феномен был соотнесён с военной идентичностью. Результаты эмпирического исследования демонстрируют наличие связи представлений курсантов о военной службе с различными категориями идентичности, входящими в состав военной идентичности, формируемыми в процессе военно-профессиональной социализации [15].
Подтверждением закономерности рассмотрения военной идентичности в качестве предиктора субъективного благополучия могут также послужить результаты ассоциативного психолингвистического эксперимента, проведённого Р.А. Кафтановым, где была показана прямая связь достижения военной идентичности курсантами военного института с уровнем их психологического благополучия [6]. Также интерес представляют результаты исследования S. L. Lancaster, где различные элементы достигнутой военной идентичности положительно связаны с показателями позитивного психологического функционирования личности военнослужащих [23].
Материалы и методы
Эмпирические результаты, описываемые в настоящей статье, получены в ходе исследования, посвящённого изучению структуры социальных представлений курсантов о военной службе. В исследовании приняли участие 350 курсантов военного института. Для изучения структуры отношений курсантов к военной службе автором был составлен специальный опросник, состоящий из 65 утверждений, направленных на раскрытие взглядов курсантов на те или иные аспекты военной службы, которые были уточнены на этапе пилотажного исследования. При разработке опросника учитывались рекомендации В.П. Устинова относительно валидизации психодиагностического инструментария при проведении эмпирических исследований [13]. В дальнейшем для анализа совокупности полученных данных применялся факторный анализ, представленный в таблице 1.
Результаты и их обсуждение
Таблица 1
Факторный анализ военной идентичности курсантов военного института
Матрица повернутых компонент
Представления о военной службе Факторы
1 2 3 4
Я с гордостью говорю, что я человек военный - 33 0,890
Я считаю, что во многом похож на своих товарищей - 64 0,700
Я считаю, что курсантская жизнь - важный фактор в становлении офицера - 2 0,639 0,498
Я уверен, что в любой ситуации мои сослуживцы меня поддержат - 14 0,848
Я чувствую сильную связь с воинским коллективом - 31 0,693
Я чувствую себя хорошо, находясь в воинском коллективе - 3 0,651
Думая о себе я в первую очередь представляю военного человека - 47 0,899
Я получаю внутреннее удовлетворение от военной службы - 27 0,676
Я не вижу себя нигде, кроме военной службы - 24 0,650
Я разделяю ценности, существующие на военной службе - 1 0,487
Я самостоятельно выбрал свою профессию - 21 0,923
Я горжусь тем , что обучаюсь в военном институте - 15 0,581
Я уверен в правильности выбора профессии - 11 0,496
Проведённый факторный анализ иллюстрирует картину представлений о военной идентичности курсантов, которые вошли в 4 фактора.
Фактор №1 описывает 20,8% совокупной дисперсии военной идентичности, иллюстрирующей картину военной идентичности курсантов. В него вошли представления курсантов о военной службе: гордость за принадлежность к военной службе; единство в отношении к военной службе с другими курсантами; взгляд на курсантский период жизни как важный фактор в становлении офицера. Представления, вошедшие в данный фактор, выделяют категории, которые относятся к социально-ролевой идентичности курсантов и выражаются в понятиях «гордость», «курсант», «служба», «становление».
Фактор №2 описывает 20% совокупной дисперсии. В него вошли индикаторы идентичности, которые также показывают: взгляд на обучение в военном институте как важный фактор в становлении офицера; уверенность в оказании поддержки сослуживцами в любой ситуации; наличие сильной связи с воинским коллективом; чувство внутреннего комфорта при нахождении в воинском коллективе. Представления, вошедшие в данный фактор, относятся к групповой идентичности. Они выражают отношения, указывающие на рефлексию курсантов, выражающуюся в таких понятиях, как «взгляд», «уверенность», «связь», «чувство», так или иначе связанные с их включённостью в малую социальную группу курсантского коллектива.
Фактор №3 также составляют 4 индикатора идентичности, объясняющих 19,3% общей совокупности. В него вошли: представление о себе прежде всего как о человеке военном; чувство удовлетворенности от военной службы; самоидентификация прежде всего с профессией военного; положительное отношение к ценностям военной службы. Представления, вошедшие в данный фактор, по своему характеру относятся к военно-профессиональной идентичности, выражая значимость отношения курсантов к профессиональной составляющей военной службы.
Фактор №4 объясняет 15 % общей совокупности. В него вошли: самостоятельный выбор будущей профессии; гордость за принадлежность к военному институту; уверенность в правильности выбранной профессии. Представления, вошедшие в данный фактор, относятся к корпоративной идентичности курсантов, раскрывают их приверженность к выбранной профессии, военному институту и военно-профессиональному сообществу.
Военная идентичность как предиктор субъективного благополучия курсантов военного института
Для анализа военной идентичности как предиктора субъективного благополучия в качестве зависимой переменной в регрессионное уравнение был введен интегральный показатель шкалы субъективного благополучия, а в качестве независимых переменных - полученные факторы военной идентичности курсантов военного института. Результаты линейного регрессионного анализа методом пошагового отбора демонстрируют, что 75% общей дисперсии (при р<0,01) субъективного благополучия курсантов объясняются четырьмя социально-психологическими факторами военной идентичности курсантов. Эти факторы условно обозначены нами как групповая идентичность, военно-профессиональная идентичность, социально-ролевая идентичность.
Таблица 2
Регрессионный анализ факторов военной идентичности как предиктора субъективного _благополучия курсантов военного института __
Модель Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты
Предикторы субъективного благополучия В 8Е Бета 1 Знч.
1 Групповая идентичность-Ф2 1,051 0,151 0,496 6,955 0
2 Военно-профессиональная идентичность-Ф3 0,562 0,144 0,265 3,894 0
3 Социально-ролевая идентичность-Ф 1 0,422 0,141 0,199 3,001 0,003
Зависимая переменная: СубБлагополИнтегр
Исходя из результатов регрессионного анализа, мы делаем вывод о наибольшей значимости в переживании субъективного благополучия курсантами военного института фактора №2, соответствующего групповой идентичности. Наличие сильной эмоциональной связи курсантов на основе дружеских отношений, уверенности безусловной поддержке и принятии воинским коллективом, способствующих психологическому комфорту, а также оценка периода обучения в военном институте как времени приобретения личностного капитала, ценного для военно-профессиональной актуализации личности, неминуемо отражаются на переживании субъективного благополучия. Данный фактор, описывая временные, социально-бытовые, эмоциональные аспекты идентичности курсантов, замыкает их в сферу социальной группы воинского коллектива, выражая его значимость в переживании субъективного благополучия. Практически этот механизм осуществляется через отношение к группе, так как, по мнению Г.М. Андреевой, для личности «небезразлично», в какой социальной группе осуществляется её становление [2], соответственно, благополучие, связанное с групповыми процессами, оказывает непосредственное влияние на благополучие личности как субъекта этой группы.
Следующим по значимости является фактор №3, судя по характеру вошедших в него представлений соответствующий военно-профессиональной идентичности курсантов военного института. Профессиональная идентичность, базируясь на отождествлении себя с профессиональной ролью, вызывает соответствующее отношение к профессиональной деятельности [17]. Социальные представления курсантов, в которых «Я-образ» неразрывно связан с военно-профессиональной самоидентификацией, подкреплённой положительным отношением к ценностям военной службы и чувством удовлетворения от её прохождения, переносят фокус внимания курсантов на их профессиональную сферу, объясняя их личное благополучие её успехами.
Такой вывод косвенно подтверждается результатами исследования, посвящённого, в частности, изучению места профессиональной идентичности в переживании благополучия сотрудниками трудового коллектива. Уровень увлечённости трудом, инициативности, низкие показатели скуки и эмоционального истощения, характеризующие благополучие сотрудников, зависят не столько от удовлетворённости размером оплаты труда, его условиями, отношением руководства, сколько от их субъективной позиции, выражающей удовлетворённость избранной профессией, осмысленностью трудового процесса и той просоциальной значимостью, которую она несёт [4].
Наименьшее по степени значимости влияние на переживание субъективного благополучия курсантами военного института оказывает фактор №1, соответствующий их социально-ролевой идентичности. Выражение чувства гордости за принадлежность
к военной службе, уверенности в общности взглядов на военную службу с другими курсантами, а также уже отмеченная выше оценка обучения в военном институте как значимого периода для освоения социальной роли будущего офицера, указывает на представления курсантов о своём месте в социально-ролевой системе военной службы, которая воспринимается ими как временное качественное состояние, обусловленное прохождением службы и обучения в военном институте. Эта социально-ролевая система после окончания военного института обязательно претерпит изменения в соответствии с будущим профессиональным ростом, занимаемыми должностями и социальным окружением курсантов, а значит, на данный момент в меньшей степени определяет их субъективное благополучие
Важно отметить значительную интеграцию всех трёх вошедших в структуру военной идентичности факторов. Факторы определены нами в значительной степени условно, как попытка углубить понимание данного социально-психологического феномена, применяя принцип диахронии для понимания процесса достижения военной идентичности [16].
Не оказывает влияния на переживание субъективного благополучия фактор №4, соответствующий корпоративной идентичности курсантов. Можно предположить, что такой результат связан с тем, что чувство гордости и уверенность в правильности профессионального выбора не оказывают непосредственного влияния на переживание субъективного благополучия, а скорее действуют опосредованно через результаты деятельности курсантов. Определённо указывая на военную идентичность, данные утверждения не являются мерилом удовлетворённости курсантов, так как только отражают проекцию образа принадлежности к военной службе.
Выводы
Результаты проведённого исследования указывают на существенную роль достижения военной идентичности в переживании субъективного благополучия курсантами военного института. Достижение военной идентичности, учитывая главный - социально-психологический фактор военно-профессиональной социализации, выступает значительным источником переживания субъективного благополучия курсантами. Знание механизма протекания данных процессов позволяет качественно улучшить условия военно-профессиональной социализации курсантов военного института.
Понимание сущности процессов формирования военной идентичности под влиянием социально-психологических факторов способствует реализации цели военно-профессиональной социализации, обеспечивая необходимые условия для переживания субъективного благополучия курсантами военного института. Это позволит качественно подойти к реализации выполнения государственного заказа по подготовке высококвалифицированных офицерских кадров. Планирование и организацию мероприятий военно-политической работы с учётом факторов, оказывающих наибольшее влияние на субъективное благополучие, необходимо направить на формирование позитивного облика военно-профессиональной деятельности и нивелирования факторов, оказывающих деструктивное информационно-психологическое воздействие на курсантов.
Учитывая полученные результаты, очевидной является необходимость проведения дополнительных исследований для дальнейшей концептуализации военной идентичности, а также её предикции в переживание субъективного благополучия. В частности, потенциальную ценность может иметь ответ на вопрос о том, какие факторы военной идентичности являются наиболее информативными для оценки и прогноза переживания субъективного благополучия.
Библиографический список
1. Андреева, Г. М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций [Электронный ресурс] / Г. М. Андреева // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2011п6-20/580 (дата обращения: 13.02.2023).
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 432 с.
3. Антонова, Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 131-143.
4. Емелин, В. А. Профессиональная идентичность и удовлетворенность профессиональной деятельностью как факторы благополучия на рабочем месте / В. А. Емелин // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2022. - № 4. - С. 115-135.
5. Забегалина, С. В. Личностные характеристики офицера и особенности восприятия его образа в представлениях военнослужащих / С. В. Забегалина, Т. Н. Кильмашкина // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2023. - Том 28. - № 1(92). - С. 21-27.
6. Кафтанов, Р. А. Анализ профессиональной идентичности курсантов военного вуза с помощью ассоциативно-вербальной сети / Р. А. Кафтанов // Вопросы психолингвистики. - 2018. - № 37. - С. 138-149.
7. Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. - Москва: Политиздат, 1978. - 367 с.
8. Московичи, С. Социальное представление: исторический взгляд / С. Московичи // Психологический журнал. - 1995. - Том 16. - №1. - С. 3-18.
9. Созонник, А. В. Формирование профессиональной идентичности личности курсанта на разных этапах профессиональной социализации / А. В. Созонник // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2016. - № 1 (64). - С. 12-17.
10. Сорокин, А. И. Динамика выраженности категорий идентичности курсантов военного вуза в процессе социализации / А. И. Сорокин // Мир образования - образование в мире. - 2018. - № 2. - С. 185-191.
11. Сысолятин, М. В. Соотношение военной идентичности и представлений о военной карьере у курсантов военного вуза / М. В. Сысолятин // Мир образования -образование в мире. - 2018. - № 4. - С. 135-141.
12. Столин, В. В. Самопознание личности / В. В. Столин. - Москва: МГУ, 1983. -
288 с.
13. Устинов, В. П. Разработка психодиагностических методик и их применение в эмпирических исследованиях : учебное пособие / В. П. Устинов. - Иркутск, 2004. - 100 с.
14. Шамионов, Р. М. Психология социальной активности молодежи: проблемы и риски / Р. М. Шамионов, М. В. Григорьева. - Саратов, 2012. - 384 с.
15. Шамионов, Р. М. Структура субъективного благополучия в процессе социализации личности в условиях военного вуза / Р. М. Шамионов // Вестник государственного университета управления. - 2011. - № 6. - С. 109-112.
16. Шамионов, Р. М. Принцип диахронии в исследовании социализации личности / Р. М. Шамионов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2013. - Том 13. - Выпуск 1. - С. 79-84.
17. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: диссертация ... доктора психологических наук / Л. Б. Шнейдер. - Москва, 2001. - 327 с.
18. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - Москва: Прогресс, 1996. - 344 с.
19. Proyer R. T. Assessing the «good life» in a military context: how does life and work-satisfaction relate to orientations to happiness and career-success among Swiss professional officers? // Social Indicators Research. 2012. No. 106 (3). P. 577-590.
20. Marcia J.E. Development and Validation of Ego-identity Status // Journal of Personality and Social Psychology. 1966. № 3(5). P. 551-558.
21. Marsia J. Identity Adolescent Psychology. N.Y., 1980.
22. Schwartz Sh. H. Normative Evaluations of Helping Behavior : a Critique, Proposal, Empirical Test // Journal of Experimental Social Psychology. 1973. No. 9. P. 349-364.
23. Lancaster S.L., Hart R.P. Military Identity and Psychological Functioning: A Pilot Study // Military Behavioral Health. 2015. Vol. 3. P. 83-87.