УДК 159.9.07
Е. В. Лапкина
Исследование преодолевающего поведения курсантов военного вуза
В статье приводятся результаты исследований, посвященных изучению особенностей преодоления стресса курсантами военного вуза, а также факторов, от которых зависит успешность преодолевающего поведения. Результаты исследований показывают, что практически все показатели стратегий совладания имеют тенденцию к увеличению от первого курса к последнему. При этом превалируют следующие копинг-стратегии: избегание, вступление в социальные контакты, поиск социальной поддержки. В качестве предикторов субъективного благополучия курсантов выступают локус контроля - Я; восприятие обучения как интересного, эмоционально насыщенного; осмысленность происходящего, возможность расширения своего образования; уверенность в доброте людей как возможность выстраивать здоровые взаимоотношения. Курсант, благополучно преодолевающий трудности обучения в военном вузе, характеризуется как сильная, эмоционально зрелая личность, уверенная в себе, мыслящая трезво, не ставящая свои интересы выше интересов окружающих, активно включенная в социум военного института, ценящая познание и не воспринимающая регламентные ограничения военного вуза как ограничение свободы. Описывается программа лонгитюдного исследования защитно-совладающего поведения курсантов от первого курса к последнему. Предполагается изучение копинг-поведения, механизмов психологической защиты, жизнестойкости и субъективного благополучия юношей.
Ключевые слова: совладающее поведение, лонгитюдное исследование, субъективное благополучие, защитно-совладающее поведение.
E. V. Lapkina
Research of Overcoming Behaviour of Military Higher Education Institution Cadets
Results of the researches devoted to study features of overcoming stress of military higher education institution cadets, and also factors on which success of the overcoming behaviour depends on are given in the article. Results of researches show that practically all indicators of the strategy of coping behaviour are increasing from the first course to the last one. At the same time the following coping-strategies prevail: avoiding, introduction in social contacts, search of social support. There are such predictors of subjective wellbeing of cadets as: control locus - I; perception of training as interesting, emotionally rich; intelligence of the events, possibility of expansion of the education; confidence in kindness of people as an opportunity to build healthy relationship. The cadet who is safely overcoming difficulties of training in the military higher education institution is characterized as a strong, emotionally mature personality, which is self-assured, conceiving soberly, not putting the interests higher than interests of people around, actively is included in the society of the military institute, and is appreciating knowledge and not perceiving procedural restrictions of the military higher education institution as restriction of freedom. The programme of long research defensive and coping behaviour of cadets from the first course to the last one is described. Study of coping-behaviour, mechanisms of psychological defensive, resilience and subjective wellbeing of young men is offered.
Keywords: coping behaviour, long research, subjective wellbeing, defensive and coping behaviour.
В настоящее время много внимания уделяется проблеме преодолевающего поведения различных профессиональных групп. Курсанты военного вуза, помимо решения нормативных задач развития, сталкиваются со специфичными задачами, обусловленными особенностями их профессионального формирования как офицеров.
Изменение темпа жизни, распорядок дня согласно уставу, разлука с близкими людьми, регламентированный стиль поведения и общения, необходимость подчинения, невозможность уединения, повышенная ответственность, определенные бытовые сложности и неудобства, интенсивность обучения в военном вузе предъявляют высокие требования к физическому и психическому здоровью курсантов, благополучие которых будет
зависеть от возможности справляться с возникающими трудностями их личностного и профессионального становления.
А. А. Шадрин, исследуя социально-психологические предикторы субъективного благополучия курсантов, указывает следующие [5]:
Переменная «Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)» указывает на то, что благополучие курсантов во многом зависит от способности управлять своей жизнью, имея при этом представление о себе как сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора для построения собственной жизни в соответствии с собственными целями и представлениями о ее смысле.
Предиктор «Процесс жизни» показал, что отношение к обучению в военном институте как к
© Лапкина Е. В., 2016
интересному, эмоционально насыщенному и наполненному смыслом процессу положительно влияет на эмоциональное благополучие, поскольку получение военного образования сопряжено с высокой интенсивностью учебного процесса, разнообразием видов учебной и служебной деятельности, а также характеризуется большим количеством социальных контактов, требующих от личности высокой активности.
Смысложизненные ориентации также являются одним из значимых предикторов, то есть благополучие курсантов в большей степени детерминировано согласованностью между смысложизнен-ными ориентациями (в основном, отношением к процессу жизни, своему месту в ней, а также способностью влиять на нее) и «внешними» установками, определенными условиями военной социализации.
Предикторы «познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие)» и «свобода как независимость в поступках и действиях». Значимость «познания» играет регулятивную роль в организации поведения курсанта, направленного на обретение новых знаний и умений, востребованных социальной ситуацией, что определяет и внутреннюю оценку его бытия. Учитывается связь благополучия с субъективным отношением личности к событиям жизни и самой себе, возможности удовлетворения своих потребностей и стремлений.
Базовое убеждение «уверенность в доброте людей» отражает социальную сущность военно-профессиональной социализации. Курсанты, стремящиеся к установлению отношений, основанных на благосклонности и доброжелательности, получают большую поддержку со стороны коллектива, что положительно сказывается на эмоциональном благополучии.
Выделенные А. А. Шадриным предикторы характеризуют благополучного курсанта как сильную, эмоционально зрелую личность, уверенную в себе, мыслящую трезво, не склонную к фантазиям, не ставящую собственные интересы выше интересов окружающих, активно включенную в социум военного института. Такой курсант ценит познание и не воспринимает регламентные ограничения военного вуза как ограничение свободы, следовательно, сможет благополучно преодолевать трудности обучения в военном вузе.
А. В. Созонник [4], исследуя характеристики личности курсантов в процессе военной социализации, указывает на их изменяемость от первого к
последнему курсу обучения. Так, от первого ко второму курсу повышается активность в социальных контактах юношей, эмоциональная восприимчивость, готовность к сотрудничеству и установлению межличностных контактов, наблюдается повышение самостоятельности, напористости, настойчивости, предприимчивости и, в некоторой степени, независимости, личность характеризуется снижением эмоциональной напряженности и фрустрированности, она открыта, уживчива, со-циабельна, стремится работать совместно с другими людьми. На третьем курсе индивид стремится к нонконформизму, разобщению с группой, но при этом он готов к общению, социально пассивен, зависим, уступчив, способен брать вину на себя, недисциплинирован, довольствуется тем, что имеет. На четвертом курсе происходит усиление замкнутости, снижение значимости социальных контактов, недоверчивости, стремления к обособлению. На завершающем этапе обучения автор обнаруживает усиление у курсантов готовности к сотрудничеству, направленности на общение, осторожности, социальной пассивности, чувствительности к угрозе. Индивид при внешней угрозе стремится возложить ответственность на окружающих, проявляет инициативность и нонконформизм, ориентирован на собственное мнение.
Совладающее поведение в процессе профессионального становления курсантов также претерпевает изменения. Практически все показатели стратегий совладания имеют тенденцию к увеличению от первого курса к последнему, таким образом, увеличивается совладающая активность будущих офицеров. Но ряд стратегий совладания в течение обучения то уменьшает, то увеличивает показатель. К числу таких стратегий относятся вступление в социальные контакты, поиск социальной поддержки, манипулятивные действия. В то же время как наиболее «стабильные» стратегии автор отмечает «асоциальные действия», «агрессивные действия», показатели которых остаются невысокими в течение всего периода обучения.
Несколько иные результаты показало исследование Е. Л. Лабыко [2]. Анализ эмпирических данных, полученных с помощью опросника С. Хофболла, показал, что среди девяти моделей поведения, направленных на преодоление стресса, превалирующими являются 1) избегание, 2) поиск социальной поддержки, 3) агрессивные действия, 4) асоциальные действия. Автор отмечает в целом возможный риск совершения курсантами агрессивных и аутоагрессивных действий. Риск также связан с тем, что более чем у трети юношей и де-
вушек отмечается высокий уровень асоциального поведения.
Т. А. Грозной [1] получен ряд интересных результатов при изучении преодолевающего поведения курсантов в ситуации кризиса. Во-первых, автор указывает кризисные условия, специфичные для курсантской среды, к их числу относятся обучение на старшем курсе (пик приходится на 4-й курс); осознание ошибочности выбора профессии и вуза; осознание значимых перемен, произошедших после поступления в вуз; несовпадение ожиданий, вязанных с преподавателями (их деловыми, профессиональными, человеческими качествами); частота кризисных переживаний во время обучения (смерть близких, болезнь и т. д.).
Автор отмечает, что для курсантов, пребывающих в ситуации кризиса, характерны повышенный уровень ассертивности, стремление вступать в социальные контакты (растет от 2-го к 4-му курсу). Обнаружены различия между курсантами разных факультетов по шкале «осторожные действия». В целом у большинства юношей результат по шкале остается в рамках средних значений, у курсантов оперативного факультета он зафиксирован в области низких значений. Аналогичны результаты по шкале «избегание»: учащиеся оперативного факультета меньше, чем остальные, используют данную копинг-стратегию. Курсанты в кризисной ситуации склонны прибегать к асоциальным и агрессивным действиям (на высоком уровне), однако курсанты младших курсов агрессивные действия используют меньше.
Вышеприведенные исследования, без сомнения, имеют теоретическую и практическую ценность, дополняют понимание психологии личности, объясняя ее функционирование в ситуации стресса. Однако есть ряд моментов, затрудняющих всестороннее изучение вопроса:
1. Большинство исследований, направленных на изучение преодоления стресса курсантами, берут во внимание только совладающее поведение, тогда как очевидна его связь с механизмами психологической защиты, составляющими «бессознательный» (частично - полуосознаваемый) пласт преодолевающего поведения. При этом нельзя сказать, что психологическая защита играет однозначно негативную роль в преодолении стресса. Проведенное нами исследование на взрослых людях [3] указывает сильные положительные связи проблемно-ориентированного стиля совладающе-го поведения с рационализацией, эмоционально-ориентированного стиля совладания - с механизмами регрессии, компенсации, проекции, замеще-
ния, общей напряженностью защитного поведения. То есть продуктивная преодолевающая активность личности неотрывна от механизмов бессознательной психики, которые могут выступать основой совладающего поведения. Поясним это, к примеру, на связи ПОК и рационализации: прежде чем предпринять действия по планомерному устранению проблемы, ее разрешению, личность должна воспринять ее субъективно комфортно и понятным для себя образом, как бы «разложив по полочкам» на основе рационализации. Связь ЭОК с механизмами защиты также не противоречит реальному поведению личности, в котором защита и совладание взаимодействуют, решая единую задачу - устранение субъективного дискомфорта за счет избавления личности от тревоги.
2. Не обнаружено исследований, выявляющих специфику преодолевающего поведения курсантов от первого до последнего курса методом лон-гитюда. Выявленные существенные различия в совладющем поведении получены при помощи метода срезов. Есть основания считать данный метод слишком «грубым» в изучении уникального, индивидуального арсенала способов преодоления каждым человеком ситуаций интенсивного и повседневного стресса.
3. Результаты изучения только защитного и со-владающего поведения не могут полностью отражать особенности самоощущения, благополучия и субъективного комфорта личности в связи с индивидуальными особенностями преодоления стресса. Существует необходимость рассмотрения стратегий и механизмов преодоления в контексте более широких психологических категорий.
В настоящее время нами предполагается проведение лонгитюдного исследования, имеющего целью изучение защитно-совладающего поведения, а также связанных с ним жизнестойкости и субъективного благополучия курсантов военного вуза от первого курса до последнего. Идея исследования состоит в том, что личность формирует свой собственный арсенал способов преодоления стресса, чтобы адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Исследовательская практика изучения защитно-совладающего поведения показывает, что оба феномена (психологическая защита, совладающее поведение), реализующиеся в механизмах и стратегиях, способны изменяться в течение жизни под влиянием стрессовых переживаний разной интенсивности, обучения, воспитания, самовоспитания и т. д. Предполагаем, что защитное и совладающее поведение курсантов от первого курса к последнему также претерпевает
изменения, специфику которых мы и предполагаем выяснить. Планируется выявить возрастные изменения защитных механизмов, стратегий со-владающего поведения, жизнестойкости и психологического благополучия курсантов. Исследоваться будут различия между данными, полученными в разное время, как на структурном, так и на аналитическом уровне.
В лонгитюдном исследовании планируется использовать следующий диагностический инструментарий:
1. «Опросник проактивного совладающего поведения» (авторы - Greenglas, Schwarzer и Taubert, методика адаптирована Е. С. Старченковой в 2009 году).
2. Опросник «Диагностика механизмов психологической защиты» Л. Ю. Субботиной.
3. Тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой).
4. Шкала психологического благополучия К. Риффа (адаптация Н. Н. Лепешинского).
Для реализации запланированного исследования отобраны две учебные группы разных специальностей, весной 2016 года обучающиеся на первом курсе Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. Психологическую диагностику отобранных групп предполагается проводить один раз в год в весеннее время.
Библиографический список
1. Грозная Т. А. Особенности стратегий преодоления кризисных ситуаций курсантами образовательных учреждений МВД России [Текст] / Т. А. Грозная // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2012. -№ 28. - С. 1194-1208.
2. Лабыко, Е. Л. Особенности преодоления стрессовых ситуаций курсантами военных специальностей
[Текст] / Е. Л. Лабыко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - № 1. -С. 264-268.
3. Лапкина, Е. В. Проблема связи совладающего и защитного поведения [Текст] / Е. В. Лапкина // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 4. -С. 201-205.
4. Созонник, А. В. Характеристики личности и преодолевающего поведения в условиях военно-профессиональной социализации [Текст] / А. В. Созонник // Вектор науки ТГУ - 2011. - 4(7). -С. 260-262.
5. Шадрин, А. А. Социально-психологические предикторы субъективного благополучия курсантов военных вузов [Текст] / А. А. Шадрин // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2014. - Том 20. - С. 54-58.
Bibliograficheskij spisok
1. Groznaja T. A. Osobennosti strategij preodolenija krizisnyh situacij kursantami obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii [Tekst] / T. A. Groznaja // Izvestija PGPU im. V. G. Belinskogo. - 2012. - № 28. -S. 1194-1208.
2. Labyko, E. L. Osobennosti preodolenija stressovyh situacij kursantami voennyh special'nostej [Tekst] / E. L. Labyko // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2011. - № 1. - S. 264-268.
3. Lapkina, E. V Problema svjazi sovladajushhego i zashhitnogo povedenija [Tekst] / E. V. Lapkina // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2015. - № 4. -S. 201-205.
4. Sozonnik, A. V. Harakteristiki lichnosti i pre-odolevajushhego povedenija v uslovijah voenno-professional'noj socializacii [Tekst] / A. V. Sozonnik // Vektor nauki TGU. - 2011. - 4(7). - S. 260-262.
5. Shadrin, A. A. Social'no-psihologicheskie pred-iktory sub#ektivnogo blagopoluchija kursantov voennyh vuzov [Tekst] / A. A. Shadrin // Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova. - 2014. - Tom 20. - S. 54-58.