Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА'

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ / СОБЫТИЙНО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЖИЗНЕННОЕ СОБЫТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михно Ольга Сергеевна

Статья посвящена изучению гендерных аспектов эмоционального отношения курсантов военных вузов к событиям их профессионального пути и к профессии в целом. В основе исследования - событийно-биографический подход к изучению личности, за единицу анализа эмоционального отношения курсантов к профессии было взято понятие «жизненное событие». В ходе эмпирического исследования были выявлены особенности субъективного восприятия курсантами наиболее значимых для них профессиональных событий. Также в исследовании представлены результаты изучения взаимосвязи эмоционального отношения курсантов к профессии с такими их индивидуально-личностными качествами, как жизнестойкость, смысложизненные ориентации и копинг-стратегии. Выявлены полоролевые различия данных психологических особенностей личности военнослужащих. Неразрывная связь между человеком и условиями его жизни диктует необходимость изучения жизненных событий и ситуаций, в которых находится военнослужащий, с целью организации эффективной психологической работы. Полученные результаты исследования можно использовать в ходе психологического сопровождения курсантов военных вузов для повышения их адаптации к условиям учебно-служебной деятельности. Особое внимание стоит уделить военнослужащим-женщинам, поскольку процесс профессиональной адаптации женщин в военно-профессиональной среде зависит от множества факторов, в том числе негативных: например, связан с необходимостью действовать в боевых условиях, несовершенством современного законодательства, неприятием роли женщин в профессиональной среде, традиционно считающейся «маскулинной» и пр., и может быть существенно осложнен ими. Организация психологической работы с военнослужащими на всех этапах их профессионального развития с учетом выявленной специфики эмоционального отношения к событиям профессионального пути будет способствовать профилактике таких негативных явлений, как профессиональное выгорание и деформация личности военнослужащих, повышению их профессиональной стрессоустойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Михно Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER ASPECTS OF THE EMOTIONAL ATTITUDE TO THE PROFESSION AMONG CADETS OF A MILITARY UNIVERSITY

The article is devoted to the study of gender aspects of the emotional attitude of cadets of military universities to the events of their professional path and to the profession as a whole. The study is based on an event-biographical approach to the study of personality; the concept of «life event» was taken as a unit of analysis of the emotional attitude of cadets to their profession. In the course of the empirical study, the features of subjective perception by cadets of the most significant professional events for them were revealed. The study also presents the results of studying the relationship between the emotional attitude of cadets to the profession with such individual and personal qualities as resilience, life orientations and coping strategies, gender-role differences in these psychological characteristics of the personality of military personnel are revealed. The inextricable link between a person and the conditions of his life dictates the need to study life events and situations in which a serviceman finds himself in order to organize effective psychological work. The results of the study can be used in the course of psychological support for cadets of military universities to improve their adaptation to the conditions of training and service activities. Particular attention in this matter should be paid to female military personnel, since the process of professional adaptation of women in the military professional environment depends on many factors, including negative ones: for example, the need to carry out activities in combat conditions, the imperfection of modern legislation, and the rejection of the role of women in a professional environment, traditionally considered «masculine» and can be significantly complicated by them. The organization of psychological work with military personnel at all stages of their professional development, taking into account the identified specifics of the emotional attitude to the events of the professional path, will help to prevent such negative phenomena as professional burnout and deformation of the personality of military personnel, and help to increase their professional resistance to stress.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА»

Научная статья УДК 159.9

DOI: 10.20323/1813-145X-2022-4-127-148-159 EDN: RCCZDR

Гендерные аспекты эмоционального отношения к профессии у курсантов военного вуза

Ольга Сергеевна Михно

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГКВОУ ВО «Военный университет Министерства обороны Российской Федерации». 125047, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 14 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5480-8388

Статья посвящена изучению гендерных аспектов эмоционального отношения курсантов военных вузов к событиям их профессионального пути и к профессии в целом. В основе исследования — событийно-биографический подход к изучению личности, за единицу анализа эмоционального отношения курсантов к профессии было взято понятие «жизненное событие».

В ходе эмпирического исследования были выявлены особенности субъективного восприятия курсантами наиболее значимых для них профессиональных событий. Также в исследовании представлены результаты изучения взаимосвязи эмоционального отношения курсантов к профессии с такими их индивидуально -личностными качествами, как жизнестойкость, смысложизненные ориентации и копинг-стратегии. Выявлены полоролевые различия данных психологических особенностей личности военнослужащих.

Неразрывная связь между человеком и условиями его жизни диктует необходимость изучения жизненных событий и ситуаций, в которых находится военнослужащий, с целью организации эффективной психологической работы. Полученные результаты исследования можно использовать в ходе психологического сопровождения курсантов военных вузов для повышения их адаптации к условиям учебно-служебной деятельности. Особое внимание стоит уделить военнослужащим-женщинам, поскольку процесс профессиональной адаптации женщин в военно-профессиональной среде зависит от множества факторов, в том числе негативных: например, связан с необходимостью действовать в боевых условиях, несовершенством современного законодательства, неприятием роли женщин в профессиональной среде, традиционно считающейся «маскулинной» и пр., и может быть существенно осложнен ими.

Организация психологической работы с военнослужащими на всех этапах их профессионального развития с учетом выявленной специфики эмоционального отношения к событиям профессионального пути будет способствовать профилактике таких негативных явлений, как профессиональное выгорание и деформация личности военнослужащих, повышению их профессиональной стрессоустойчивости.

Ключевые слова: профессиональный путь; военнослужащие; гендерные аспекты; событийно-биографический подход; жизненное событие; эмоциональное отношение; жизнестойкость; смысложизненные ориентации; копинг-стратегии

Для цитирования: Михно О. С. Гендерные аспекты эмоционального отношения к профессии у курсантов военного вуза // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 4 (127). С. 148-159. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-148-159. https://elibrary.ru/rcczdr

Original article

Gender aspects of the emotional attitude to the profession among cadets of a military university

Olga S. Mikhno

Candidate of psychological sciences, associate professor, department of psychology, FSSMEI HE «Military university of the ministry of defense of the Russian Federation». 125047, Moscow, Bolshaya Sadovaya st., 14 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5480-8388

Abstract. The article is devoted to the study of gender aspects of the emotional attitude of cadets of military universities to the events of their professional path and to the profession as a whole. The study is based on an event-biographical approach to the study of personality; the concept of «life event» was taken as a unit of analysis of the emotional attitude of cadets to their profession.

© Михно О. С., 2022

In the course of the empirical study, the features of subjective perception by cadets of the most significant professional events for them were revealed. The study also presents the results of studying the relationship between the emotional attitude of cadets to the profession with such individual and personal qualities as resilience, life orientations and coping strategies, gender-role differences in these psychological characteristics of the personality of military personnel are revealed.

The inextricable link between a person and the conditions of his life dictates the need to study life events and situations in which a serviceman finds himself in order to organize effective psychological work. The results of the study can be used in the course of psychological support for cadets of military universities to improve their adaptation to the conditions of training and service activities. Particular attention in this matter should be paid to female military personnel, since the process of professional adaptation of women in the military professional environment depends on many factors, including negative ones: for example, the need to carry out activities in combat conditions, the imperfection of modern legislation, and the rejection of the role of women in a professional environment, traditionally considered «masculine» and can be significantly complicated by them.

The organization of psychological work with military personnel at all stages of their professional development, taking into account the identified specifics of the emotional attitude to the events of the professional path, will help to prevent such negative phenomena as professional burnout and deformation of the personality of military personnel, and help to increase their professional resistance to stress.

Keywords: professional path; servicemen; gender aspects; event-biographical approach; life event; emotional attitude; resilience; meaningful life orientations; coping strategies

For citation: Mikhno O. S. Gender aspects of the emotional attitude to the profession among cadets of a military university. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(4): 148-159. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-148-159. https://elibrary.ru/rcczdr

Введение

На всех этапах исторического развития профессии в ходе профессиональной подготовки военнослужащих особое внимание уделялось развитию их военно-профессиональных качеств: особых ценностных ориентаций, устойчивых морально-волевых качеств, нравственности, жизнестойкости, психологической готовности к деятельности в особых условиях военной службы и др. Современные тенденции высшего военного образования также направлены на решение этих задач. Вместе с тем существенные социально-культурные изменения в обществе диктуют и новые условия для организации образовательно-воспитательного процесса в военном вузе. Так, изменение традиционных образов мужественности и женственности в общественном сознании, изменение отношения в обществе к стремлению женщин овладевать традиционно «маскулинными» профессиями привело к тому, что женский состав армии имеет тенденцию к постоянному увеличению. Это необходимо учитывать в процессе социализации курсантов в военной профессии [Михно, 2018].

Ряд исследователей показывают, что гендер-ные аспекты существенно влияют на мотивы выбора профессии: женщины-военнослужащие чаще руководствуются социальными мотивами, их приоритеты основываются на социальных гарантиях, льготах, социальной поддержке, стабильной работе и пр. Вместе с тем анализ литературы

позволяет сделать вывод, что целенаправленное профессиональное развитие личности может начаться только в ситуации принятия профессии, когда профессиональные требования рассматриваются человеком как личностно значимые, появляется направленность личности на глубокое и осознанное освоение профессии (А. Г. Асмолов, А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.). Таким образом, существует риск, что преобладание внешних мотивов к военной службе может привести к росту псевдопрофессионализма, то есть в профессию придут специалисты с недостаточно сформированной профессиональной идентичностью и личностной компетентностью, а это противоречит усилиям государства по формированию профессиональной армии [Гербач, 2018].

Профориентологическое описание деятельности должно включать не только описание функционирования психики специалиста в процессе выполнения профессиональных задач, но и психологический анализ самого содержания деятельности, в том числе всех субъективных и объективных факторов, закономерностей и условий, которые отражаются психикой в процессе деятельности, влияют на нее и обуславливаются ею [Андриянова, 2015; Щипаков, 2017]. Так, например, успешность и скорость вхождения человека в профессию определяют качественные и количественные характеристики начала профессионального пути, включающего период выбора профессии и студенчества [Поваренков, 2022].

Поэтому в процессе профессионализации курсантов большое значение имеет их эмоциональное отношение к событиям, оказывающим влияние как на мотивацию к службе и учебе, так и на профессиональное развитие, формирование определенного отношения к профессии военнослужащего и военно-профессиональной направленности в целом. Причем эти события могут происходить в разных сферах: в ходе военной службы и обучения, в личной жизни, общении, досуге и др.

Цель данного исследования — изучение ген-дерных аспектов эмоционального отношения курсантов к тем событиям профессионального пути, которые они выделяют как наиболее значимые для своего профессионального становления и развития, а также выявление связи эмоционального отношения с такими личностными характеристиками, как жизнестойкость, смысло-жизненные ориентации, копинг-стратегии и их полоролевые различия.

Обзор литературы

Процесс профессионального формирования личности активно исследуется в различных отраслях психологической науки. Каждая из них предлагает свои способы изучения профессионализации и имеет определенные достоинства и недостатки. Например, психология развития, несмотря на большое число теоретических и практических разработок в изучении разнообразных сфер формирования профессионализма, ориентирована в основном на однонаправленную возрастную периодизацию и не учитывает ее цикличности и ряд других специфических закономерностей профессионального развития и становления [Поваренков, 2020].

В основе данного исследования — событийно-биографический подход к изучению личности, в котором основой периодизации жизненного пути личности служат конкретные биографические события, переживаемые и эмоционально оцениваемые личностью [Бергис, 2014]. В современной профориентологии биографическим методам отводится значимая роль и в структуре психологического анализа профессионального пути [Поваренков, 2020].

Событийно-биографический подход начал формироваться с начала XX в., но активное развитие получил в 70-е гг. XX в. Его применяют представители различных психологических школ и направлений:

- БиЫег впервые в 20-х гг. XX в. попыта-

лась описать жизненный путь человека не как набор случайных событий, а как последовательность закономерных этапов, наполненность и качество которых зависит в том числе и от личностных особенностей индивида;

— в психоаналитических исследованиях (М. Roff, U. Bronfenbrenner) большое внимание уделяется событиям детства [Бурлачук, 1998];

— биодромальная теория личности (R. Lerner, J. Tubman) рассматривает влияние на личность как событий прошлого, а также возможные будущие события;

— P. Baltes рассматривает формирующие личность события с точки зрения их прерывности и разнонаправленности;

— подход к личности как к субъекту жизненного пути, состоящего из череды разнообразных и разноплановых жизненных событий, разработан в отечественной психологии (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.). Также в отечественной психологии представлено обсуждение взаимосвязи внутреннего содержания личности и внешних социально-психологических условий. Например, К. А. Абульхановой-Славской показано, что интегральные структуры личности формируются и проявляются в жизнедеятельности. Анализ различных субъективных и объективных факторов, обеспечивающих профессиональную реализацию личности, представлен в работах Е. В. Шорохова, Н. В. Логиновой, В. И. Уваровой и др.

Основной единицей анализа в событийно-биографическом подходе служит жизненное событие, соответственно, события профессиональной карьеры выступают в качестве единиц анализа профессионального пути. Они соотносятся со стадиями, периодами и фазами профессионализации личности.

По определению С. Л. Рубинштейна, жизненное событие — это поворотный этап жизненного пути, когда принимаются важные решения на длительное время. При этом факты биографии становятся жизненными событиями только при условии эмоционального отклика внутреннего мира человека. А. Кроник и Е. Кроник дают следующее определение события: событие — это перемена в жизни, некоторое конкретное изменение, происходящее мгновенно или достаточно быстро. В исследованиях, посвященных образу жизни, жизненную ситуацию определяют как категорию, позволяющую анализировать образ жизни с помощью пространственно-временных характеристик [Бурлачук, 1998], а осуществление

жизнедеятельности человека представляется как единство условий сознания и деятельности [Ко-рышева, 2020]. Следовательно, вовлеченность человека в те или иные жизненные события позволяет прогнозировать его дальнейшее развитие и в профессиональном, и личностном плане, что позволит повышать эффективность его жизнедеятельности в целом [Павлова, 2021]. Внешний аспект профессиональной карьеры также проявляется на уровне жизненного пути: профессиональная карьера предстает в виде карьерного (трудового и т. п.) пути, выраженного как события, связанные с ней, изменение статусов субъекта деятельности и его профессиональных ролей [Цымбалюк, 2021].

Профессиональные события могут быть объективными (увольнение с работы в связи с сокращением) или субъективными (осознание того, что не удовлетворяет в профессии), относится к макро- или микросреде, поэтому важное значение в восприятии человеком жизненных событий имеет эмоциональное отношение к ним, которое определяется как избирательность эмоциональной связи с объектами. По В. Н. Мясищеву, эмоциональное отношение имеет связь с отражением человеком окружающей действительности. Эмоциональное отношение к жизненным событиям в структуре личности формируется как результат отражения сознанием социальных отношений. [Ковалевская, 2019]. Отдельно можно отметить такую характеристику жизненного события, как неопределенность. По утверждению некоторых ученых, именно неопределенность события лежит в основе многих эмоциональных трудностей [Boswell, 2013], вызывает состояние тревоги, в отдельных случаях — депрессии [Hebert, 2019], а это приводит к ощущению нестабильности и общего психологического неблагополучия [Тихомирова, 2021].

В ходе теоретического анализа литературы были выявлены следующие существующие и экспериментально доказанные гендерные различия, касающиеся эмоционального отношения к происходящим событиям: 1) более высокий уровень тревожности у женщин [Ласкина, 2021]; 2) более высокая эмоциональная привязанность женщин, по сравнению с мужчинами, к межличностным отношениям; 3) более высокая точность женщин в определении качества эмоций [Рыжова, 2021]; 4) более высокая эмоциональность переживания жизненных событий у женщин по сравнению с мужчинами; 5) высокая степень

чувствительности у женщин к переживаемым эмоциям [Ермолаева, 2021] и др.

Можно сделать вывод, что события жизни человека напрямую связаны с активностью индивида в социальной жизни, которая, помимо уверенности в себе и низкой подверженности стрессам [Павлова, 2021], включает такие категории, как жизнестойкость, смысложизненные ориентации и копинг-стратегии. В свою очередь, совокупность данных характеристик определяет высокую эффективность личности, в том числе и в профессиональном плане.

Методика и методы исследования

В исследовании приняли участие 60 курсантов военного вуза: 30 курсантов-девушек и 30 курсантов — мужчин, обучающихся на 1 и 2 курсах военного вуза.

В исследовании были использованы методики, представленные ниже:

1. Модифицированная (с учетом цели и задач исследования) методика исследования эмоционального отношения к событиям, повлиявшим на профессиональное развитие. Испытуемым предлагалось в течение получаса вспомнить различные события, так или иначе оказавшие влияние на их профессиональное развитие и становление. Воспоминаниям необходимо было присвоить две оценки: 1) степень эмоционального отношения к событию (от 0 до 10); 2) приблизительная дата (год) события. Для удобства дальнейшего анализа эти оценки можно было расположить на графике, где шкала Х обозначала даты, а шкала У — степень эмоционального отношения к событиям.

В ходе исследования было получено три группы значений: низкие (от 1 до 4 баллов), средние (от 4 до 7 баллов) и высокие (от 7 до 10 баллов).

2. Методика жизнестойкости (разработанная С. Мадди, адаптированная Д. А. Леонтьевым и Е. И. Рассказовой).

3. Тест смысложизненных ориентации (разработанный Д. Крамбо и Л. Махолик, адаптированный Д. А. Леонтьевым).

Для изучения копинг-стратегий была использована методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана. Курсантам было предложено вспомнить наиболее используемые в стрессовых ситуациях стратегии поведения и выделить те, которые реально помогают справиться с напряжением и беспокойством.

Статистический анализ данных осуществлялся с помощью лицензионного пакета программ

IBM SPSS Statistics 22. Достоверность различий между выборками устанавливалась с помощью t-критерия Стъюдента; для изучения взаимосвязей использовался критерий корреляции Спирмена.

Результаты исследования и обсуждение

На первом этапе исследования было изучено эмоциональное отношение курсантов к различным событиям профессионального пути, которые они определяли самостоятельно и оценивали как положительные, нейтральные или отрицательные. Обобщение результатов позволило выделить основные группы событий (они представлены в первом столбце Таблицы 1). Полученные

данные показали, курсанты-девушки вспомнили гораздо больше событий, повлиявших на их профессиональное развитие, чем курсанты-мужчины (то есть суммарный «вес» событий в группе курсантов-девушек оказался более высоким). Можно предположить, что курсанты-девушки способны к более высокой продуктивности воспроизведения воспоминаний о своей жизни, а во-вторых — к большему количеству событий своей жизни испытывают эмоциональное отношение. В Таблице 1 представлены результаты изучения эмоционального отношения курсантов к различным событиям профессионального пути.

Таблица 1

Обобщенные результаты исследования эмоционального отношения курсантов к жизненным событиям, влияющим на их профессиональное развитие

События Эмоциональное отношение к событиям (среднее значение) (t-критерий Стъюдента)

Курсанты-девушки Курсанты-мужчины

Поступление в вуз 3.7 2.3 2.9*

События, связанные с адаптацией к обучению в военном вузе и военной службе (наряды, дежурства и др.) 2.8 4.4 2.8*

Личные успехи в учебе 5.2 4.3 1.3

Личные успехи в службе 2.6 4.3 4 5***

Взаимоотношения в коллективе (с другими курсантами) 7.2 6.9 0.7

Будущее распределение к предстоящему месту службы (через несколько лет) 7.1 7.2 0.4

События личной жизни, оказавшие воздействие на восприятие профессионального пути военнослужащего (женитьба, развод, события в родительской семье) 4.1 1.9 6 7***

Косвенные события, повлиявшие на отношение к профессии (сообщения в СМИ, художественные фильмы и др.) 1.7 1.4 0.5

Как видно из результатов Таблицы 1, существуют значимые различия эмоционального отношения к событиям профессионального пути в двух выборках по отдельным группам событий. Такое событие, как поступление в вуз, оказало большее влияние на эмоциональное отношение к профессии у курсантов-девушек, чем у курсантов-мужчин (показатели 3,7 и 2,3 при р < 0,01). Скорее всего, это обусловлено внешними факторами: традиционно военные вузы выделяют меньшее количество мест для абитуриентов-девушек, чем для абитуриентов-мужчин. Следовательно, и факт поступления в военный вуз может восприниматься курсантами-девушками как более значимое достижение. События, связанные с адаптацией к обучению в военном вузе и военной службе (наряды, дежурства и др.), и личные успехи в службе оказывают большее внимание на эмоциональное отношение к профессии курсантов-мужчин (показатели 2,8 и 4,4; 2,6 и 4,3 соот-

ветственно в двух выборках при р < 0,01). Наибольшее статистическое различие выявлено в группе событий личной жизни (женитьба/замужество, развод, взаимоотношения в родительской семье, переезд близких, смерть кого-либо из значимых родственников и пр.), показатели в двух выборках составили 4,1 у курсантов-девушек и 1,9 у курсантов-мужчин при р < 0.01).

Наибольшее количество позитивных событий у курсантов обоего пола выявлено в группе событий «взаимоотношения в коллективе» (7,2 и 6,9 при р < 0,01), что свидетельствует о нормальных взаимоотношениях между сослуживцами, отсутствии ярко выраженных негативных событий в этой сфере.

Также можно отметить в целом позитивное отношение курсантов к группе событий, связанных с «предстоящим распределением» (7,1 и 7,2 при р < 0,01). Можно сделать вывод, что и девушки, и мужчины задумываются о будущих

перспективах, и в целом возможные будущие события, связанные с распределением к месту службы, оценивают положительно. У курсантов обеих групп выражено наличие целей и планов на будущее, что можно объяснить их амбициозностью и рациональностью. Также данный показатель может свидетельствовать о мобильности, стремлении к изменениям в жизни, или указы-

вать на выраженную карьерную ориентированность.

В Таблице 2 представлены обобщенные данные по методикам «Методика жизнестойкости» С. Мадди, «Методика смысложизненных ориен-таций» Д. Крамбо, «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана.

Таблица 2

Обобщенные результаты исследования курсантов по методикам

Методики и шкалы Средние значения у курсантов-девушек Средние значения у курсантов-мужчин

«Методика жизнестойкости» С. Мадди

«Вовлеченность» 36,32 39,44

«Контроль» 28,17 29,06

«Принятие риска» 9,16 11,19

«Жизнестойкость» 85,12 86, 25

«Методика смысложизненых ориентаций» Д. Крамбо

«Цели в жизни» 37,17 36,92

«Процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни» 31,36 27,16

«Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» 27,12 32,17

«Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана

«Решение проблем» 22,14 33,16

«Избегание» 14,11 11,17

«Поиск социальной поддержки» 34,12 24,22

Анализ полученных результатов по методике жизнестойкости (разработанной С. Мадди, адаптированной Д. А. Леонтьевым и Е. И. Рассказовой) показал, что все полученные значения находятся в пределах среднестатистической нормы: по шкале «вовлеченность» получены средние значения 36,32 у курсантов-девушек и 39,44 у курсантов-мужчин; по шкале «контроль» средние значения у курсантов-девушек составили 28,17, у курсантов-мужчин — 29,06; по шкале «принятие риска» средние значения у курсантов-девушек — 9,16, у курсантов-мужчин — 11,19; параметр «жизнестойкость» у курсантов-девушек — 85,12, у курсантов-мужчин — 86,25. Статистически значимых различий между выборками не выявлено.

Можно предположить, что большинство курсантов способны к эффективной деятельности в условиях повышенного стресса, к сохранению своего психического состояния на удовлетворительном уровне, несмотря на интенсивность стрессового воздействия.

Далее в ходе исследования проведено сравнение показателей методики смысложизненных ориентаций (разработанной Д. Крамбо и Л. Махолик, адаптированной Д. А. Леонтьевым)

у курсантов разного пола. Были получены следующие результаты:

— по субтесту «цели в жизни» в выборке курсантов-девушек среднегрупповой показатель составил 37,17, а в выборке курсантов-мужчин — 36,92 балла. Полученные по субтесту показатели соответствуют норме, что свидетельствует о наличии в жизни испытуемых значимых целей, об их ориентированности на будущее, целенаправленности и осмысленности жизни;

— по субтесту «процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни» среднегрупповой показатель в выборке у курсантов-девушек составил 31,36, у курсантов-мужчин — 27,16. В группе курсантов-девушек показатель граничит с высокими баллами, что дает основание полагать, что они воспринимают сам процесс своей жизни как эмоционально насыщенный, интересный и наполненный смыслом. Показатели курсантов-мужчин находятся в пределах статистической нормы;

— по субтесту «результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» средне-групповой показатель в выборке курсантов-девушек составил 27,12 баллов, у курсантов-мужчин — 32,17, что соответствует нормативным показателям по данному субтесту, следова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные результаты свидетельствуют, что курсанты-девушки больше склонны опираться на социальную поддержку, прислушиваться к мнению окружающих при решении проблем. Для них значимо общественное мнение, актуальной является как информационная, так и эмоциональная поддержка. У курсантов-мужчин в большей мере выражена такая копинг-стратегия, как решение проблем, что свидетельствует о тяготении к самостоятельности, ответственности за свои решения и поступки, стремлении выделиться из окружения, проявить себя, тяготении к лидерству.

В Таблице 3 представлены отдельные (наиболее значимые) корреляции эмоционального отношения курсантов-девушек к событиям профессионального пути и шкал методик. В таблице используются следующие условные обозначения наиболее значимых событий профессионального пути курсантов: 1 — поступление в вуз, 2 — личные успехи в учебе; 3 — личные успехи в службе; 4 — взаимоотношения в коллективе; 5 — будущее распределение к предстоящему месту службы. Значимых корреляций между шкалами методик и такими событиями, как «события личной жизни» и «косвенные события, повлиявшие на отношение к профессии», не выявлены.

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа методик в группе курсантов-девушек

тельно, для испытуемых в целом характерно оценивание прожитого отрезка жизни как результативного и осмысленного.

Статистически значимых различий между выборками по данной методике также не выявлено.

Статистически значимые различия между выборками были выявлены по методике «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана. Были получены следующие результаты: средние значения у курсантов-девушек по шкале «поиск социальной поддержки» выше нормы — 34,12, у курсантов-мужчин в пределах среднестатистической нормы — 24,22. По данной шкале между выборками выявлено статистически значимое различие — 2,18 при р < 0,01. По шкале «решение проблем» среднегрупповые значения у курсантов-девушек составили 22,14 (в пределах нормы), у курсантов-мужчин средние значения высокие — 33,16. Здесь также обнаружено статистически значимое различие между выборками — 2,24 при р < 0,01. По шкале «избегание» были получены в основном низкие результаты: среднегрупповое значение у курсантов-девушек 14,17, у курсантов-мужчин — 11, 17. При этом статистически значимых различий между выборками не выявлено.

Методика Шкалы Эмоциональное отношение к наиболее значимым событиям профессионального пути

1 2 3 4 5

Тест жизнестойкости «Вовлеченность» 0,532 0,587

«Контроль» 0, 512 0,326

«Методика смысложизне-ных ориентаций» Д. Крамбо «Цели в жизни» 0,341 0,522

«Процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни» 0,244 0,533

«Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» 0,402 0,331

«Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана «Решение проблем» 0,471

«Поиск социальной поддержки» 0,561 0,354

Корреляционный анализ результатов в группе курсантов-девушек показал наличие взаимосвязи между следующими показателями:

— Эмоциональное отношение к событию «Поступление в вуз» со шкалой «процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни» — 0,244 при р < 0,05.

— Эмоциональное отношение к событиям «личные успехи в учебе» коррелирует со следующими шкалами: «вовлеченность» — 0,532 при

р < 0,05; «цели в жизни» 0,341 при р < 0,05; «результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» 0,402 при р < 0,05. Можно предположить, что курсанты-девушки эмоционально вовлечены в процесс учебы, считают успехи в учебе личными достижениями, основными целями в жизни на данном этапе профессионального развития, ее основным результатом, что в целом соответствует концепции возрастной периодизации личности.

— Значимые корреляции по этим же шкалам были обнаружены с эмоциональным отношением к событиям «личные успехи в службе»: «вовлеченность» 0,587 при р < 0,05; «контроль» 0, 512 при р < 0,05; «цели в жизни» 0,522 при р < 0,05; «результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» 0,331 при р < 0,05. При этом выявлено, что личные успехи на службе имеют большую зависимость от контроля, чем личные успехи в учебе. Это может быть связано с тем, что для курсантов-девушек служба является новой деятельностью (по сравнению с учебой), требующей максимального сосредоточения и напряжения сил.

— Эмоциональное отношение к событиям «взаимоотношения в коллективе» коррелируют с такими шкалами, как «процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни» — 0,533 при р < 0,05; «решение проблем» — 0,471 при р < 0,05; «поиск социальной поддержки» — 0,561 при р <

0,05. Данные показатели обусловлены высокой социальной ориентированностью курсантов-девушек, стремлениями найти опору и поддержку в коллективе, установить более тесные эмоциональные контакты с сослуживцами.

— Эмоциональное отношение к событию «будущее распределение к предстоящему месту службы» коррелирует со шкалами «контроль» — 0,326 при р < 0,05; «поиск социальной поддержки» — 0,354 при р < 0,05. Обнаружено, что событие «будущее распределение» для курсантов-девушек наиболее тесно связано с контролем за ситуацией и влиянием на ситуацию с помощью имеющихся социальных связей и контактов.

В Таблице 4 представлены отдельные (наиболее значимые) корреляции эмоционального отношения курсантов-мужчин к событиям профессионального пути и различных шкал методик.

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа методик в группе курсантов-мужчин

Методика Шкалы Эмоциональное отношение к наиболее значимым событиям профессионального пути

1 2 3 4 5

Тест жизнестойкости «Вовлеченность» 0,414

«Контроль» 0,355

«Принятие риска» 0,312

«Методика смысложизне-ных ориентаций» Д. Крамбо «Цели в жизни» 0,302 0,441 0,502

«Процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни» 0,361

«Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» 0,512 0,448

«Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана «Решение проблем» 0,222 0,457 0,552

«Поиск социальной поддержки» 0,349 0,363

В ходе анализа полученных данных были выявлены следующие статистически значимые результаты:

— Эмоциональное отношение к событию «поступление в вуз» со шкалой «цели в жизни» — 0,302 при р < 0,05. Можно сделать вывод, что для курсантов-мужчин поступление в военный вуз является важным жизненным достижением, осмысленным выбором, значимым этапом профессионального становления и развития.

— Эмоциональное отношение к событиям «личные успехи в учебе» коррелирует со следующими шкалами: «решение проблем» — 0,222 при р < 0,05; «поиск социальной поддержки» — 0,349 при р < 0,05. Результаты показывают, что успешность в учебе курсанты-мужчины связы-

вают, прежде всего, со своим умением решать проблемы, социальной компетентностью и социальной поддержкой окружения. Это свидетельствует также о том, что учеба не является для данной группы наиболее важным процессом (по сравнению, например, с выполнением служебных обязанностей).

— Эмоциональное отношение к событиям «личные успехи в службе» коррелирует со шкалами: «контроль» — 0,355 при р < 0,05; «цели в жизни» — 0,441 при р < 0,05; «результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» — 0,512 при р < 0,05; «решение проблем» — 0,457 при р < 0,05. Личные успехи в службе для курсантов-мужчин имеют приоритетное значе-

ние, с ними они связывают свои карьерные возможности, профессиональное развитие.

— Эмоциональное отношение к событиям «взаимоотношения в коллективе» коррелирует с такими шкалами, как «вовлеченность» — 0,414 при р < 0,05; «процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни» — 0,361 при р < 0,05. Можно сделать вывод, что социальная жизнь и взаимоотношения в коллективе имеют для курсантов-мужчин большое значение. Эта сфера обеспечивает им ощущение полноты и разнообразия жизни, уверенности, что происходящими событиями можно управлять.

— Эмоциональное отношение к событию «будущее распределение к предстоящему месту службы» коррелирует со шкалами «принятие риска» — 0,312 при р < 0,05; «цели в жизни» — 0,502 при р < 0,05; «результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» — 0,448 при р < 0,05; «решение проблем» — 0,552 при р < 0,05; «поиск социальной поддержки» — 0,363 при р < 0,05. Будущее распределение большинство курсантов рассматривают как возможность для профессиональной реализации, построения успешной карьеры. Анализ результатов выявил, что курсанты-мужчины склонны в этом вопросе решать проблемы как самостоятельно (за счет своих индивидуально-личностных характеристик, приобретенных в ходе обучения компетенций), так и за счет социальной поддержки, установления необходимых контактов.

Заключение

В ходе эмпирического изучения эмоционального отношения к событиям профессионального пути у курсантов-девушек и курсантов-мужчин были выявлены следующие результаты и различия между группами:

— Курсанты-девушки вспомнили больше событий, оказавших влияние на их профессиональное развитие, чем курсанты-мужчины. Большее значение девушки придают таким событиям, оказавшим влияние на их профессиональное развитие, как «поступление в вуз», «события в личной жизни». Наибольшую положительную оценку из всех событий получили «взаимоотношения в коллективе» и «распределение к новому месту службы».

— Курсанты-мужчины из событий, оказавших влияние на их профессиональное развитие, чаще выделяли относящиеся к сферам «адаптация к службе», «успехи в учебе» и «успехи в службе». Больше всего положительных откликов, как и в

группе курсантов-девушек, получили события, связанные с «взаимоотношениями в коллективе» и предстоящим «распределением к новому месту службы». В отличие от курсантов-девушек, курсанты-мужчины оценивают события, связанные с «личной жизнью» и повлиявшие на профессиональный путь, как «негативные».

— Изучение жизнестойкости и смысложиз-ненных ориентаций в обеих группах не выявило статистически значимых различий. Все полученные значения находятся в пределах среднестатистической нормы, следовательно, курсанты обладают такими профессионально важными качествами, как способность выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности. У испытуемых есть профессиональные цели, ориентированные в том числе и на перспективу. При этом обнаружено, что группе девушек больше свойственны такие копинг-стратегии, как «поиск социальной поддержки», а для курсантов-мужчин — «принятие решений».

— Корреляционный анализ выявил значимые взаимосвязи между эмоциональным отношением к событиям профессионального пути и шкалами методик в обеих группах. Было выявлено, что для курсантов-мужчин приоритетное значение имеют «личные успехи в службе», которые в основном зависят как от сформированности необходимых профессионально важных качеств, так и от определенной социальной поддержки, установления необходимых контактов. Для курсантов-девушек большое значение, наравне с «успехами в службе», имеют «успехи в учебе», которые являются для них полноценной целью в жизни, а такие события профессионального пути, как «взаимоотношения в коллективе» и «будущее распределение», зависят от социальной поддержки и выстраивания необходимых социальных контактов.

Библиографический список

1. Андриянова Н. А. Механизмы и факторы формирования ценностных ориентаций личности / Н. А. Андриянова, А. М. Жуков // Вестник Екатерининского института. 2015. № 1 (29). С. 86-91.

2. Бергис Т. А. Событийно-биографический подход в анализе жизненного пути (на примере женщин-предпринимателей) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 14-17.

3. Бергис Т. А. Стратегии преодоления критических жизненных ситуаций женщинами-предпринимателями // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 3. С. 84-88.

4. Бурлачук Л. Ф. Психология жизненных ситуаций : учебное пособие/ Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. Москва : Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.

5. Гербач Ж. В. Институализация военнослужащих женского пола в современной российской армии // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 1. С. 179-183.

6. Гербач Ж. В. Профессиональная самореализация женщин в условиях военно-профессиональной среды // Человеческий капитал. 2018. № 4 (112). С. 125-130.

7. Гончарова С. С. Особенности психологического преодоления негативных событий жизненного пути современных юношей и девушек / С. С. Гончарова, П. С. Каллаур // Концепции, теория и методика фундаментальных и прикладных научных исследований : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак : АМИ, 2020. С. 60-63.

8. Григорьева М. А. Особенности воинского труда женщин в Вооруженных силах Российской Федерации / М. А. Григорьева, В. И. Екимова // Человеческий капитал. 2020. № 4 (136). С. 177-183.

9. Ермолаева Ю. О. Особенности эмоциональной привязанности у старшеклассников и студентов // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году науки и технологий в Российской Федерации. Барнаул : АлтГПУ 2021. С. 29-33.

10. Ерохина Я. В. Специфика профессиональной самореализации женщин в армии: отечественный и зарубежный опыт // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. 2020. № 1 (3). С. 52-54.

11. Зубок Ю. А. Смысловая саморегуляция жизнедеятельности молодежи: гендерные различия в сфере труда / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров, О. В. Сорокин // Женщина в российском обществе. 2021. № 8. С. 38-59.

12. Ковалевская А. А. Эмоциональное отношение первокурсников к будущей профессии // Психологическая служба учреждений высшего образования: интеграция учащейся молодежи Республики Крым в социокультурное пространство РФ : коллективная монография / под общей редакцией С. В. Кучеренко. Ялта : РИО ГПА КФУ 2019. С. 88-96.

13. Корышева С. Е. Формирование профессиональной направленности обучающихся в образовательных организациях ФСИН России с применением дистанционных образовательных технологий / С. Е. Корышева, И. Е. Скопина, Е. Ю. Холопова // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2-1. С. 411-418.

14. Ласкина А. А. Психологическое исследование гендерных особенностей тревожности у студентов КРАГСМУ им. В. Ф. Войно-Ясенецкого / А. А. Ласкина, Ж. Г. Василькова // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал : материалы VII-й Международной научно-

практической конференции. Красноярск : Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, 2021. С. 410-416.

15. Леонтьев Д. А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт // Мир психологии. 2014. № 1. С. 104-117.

16. Михно О. С. Гендерный аспект в формировании профессиональной идентичности курсантов // Россия и мир: развитие цивилизаций. Феномен развития радикальных политических движений в Европе : материалы VIII Международной научно-практической конференции. Москва : Институт мировых цивилизаций, 2018. С. 301-304.

17. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 2010. № 5. С. 20-30.

18. Павлова С. А. Анализ жизненных ситуаций в психологическом сопровождении служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения — 2021) : материалы Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2021. С. 611-615.

19. Поваренков Ю. П. Определение и виды возраста профессионала // Ярославский педагогическия вестник. 2022. № 1 (124). С. 150-161.

20. Поваренков Ю. П. Психологическая периодизация профессионального и карьерного развития личности : монография. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2020. 179 с.

21. Рыжова О. Б. Определение эмоционального благополучия и его соотношение с типами привязанности // Мировая наука. 2021. № 8 (53). С. 32-36.

22. Тихомирова Е. В. Психологическое благополучие студентов в условиях высокой неопределенности будущего / Е. В. Тихомирова, А. Г. Самохвалова, О. Н. Вишневская // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 4 (121). С. 88-96.

23. Цымбалюк А. Э. Психологическое содержание карьеры с позиций системогенетического подхода // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 6 (123). С. 160-168.

24. Щипаков В. Э. Современные подходы к анализу военно-профессиональной деятельности // Прикладная психология: современное состояние, эффективность исследований, перспективы развития : сборник материалов Международной научно-практической конференции «XII Левитовские чтения». Москва : ИИУ, 2017. С. 105-106.

25. Boswell J. F., Thompson-Hollands J., Farchione T. J., Barlow D. H. Intolerance of uncertainty: a common factor in the treatment of emotional disorders // Journal of clinical psychology. 2013. № 69 (6). P. 630-645.

26. Hebert E. A., Dugas M. J. Behavioral experiments for intolerance of uncertainty: challenging the un-

known in the treatment of generalized anxiety disorder // Cognitive and Behavioral Practice. 2018. № 26 (2). P. 421-436.

Reference list

1. Andrijanova N. A. Mehanizmy i faktory formiro-vanija cennostnyh orientacij lichnosti = Mechanisms and factors of formation of personality value orientations / N. A. Andrijanova, A. M. Zhukov // Vestnik Ekate-rininskogo instituta. 2015. № 1 (29). S. 86-91.

2. Bergis T. A. Sobytijno-biograficheskij podhod v analize zhiznennogo puti (na primere zhenshhin-predprinimatelej) = Event-biographical approach in the analysis of the life path (on the example of women entrepreneurs) // Azimut nauchnyh issledovanij : pedagogika i psihologija. 2014. № 4 (9). S. 14-17.

3. Bergis T. A. Strategii preodolenija kriticheskih zhiznennyh situacij zhenshhinami-predprinimateljami = Strategies for overcoming critical life situations by women entrepreneurs // Vestnik Rossijskogo universiteta dru-zhby narodov. Serija: Psihologija i pedagogika. 2011. № 3. S. 84-88.

4. Burlachuk L. F. Psihologija zhiznennyh situacij = Psychology of life situations : uchebnoe posobie / L. F. Burlachuk, E. Ju. Korzhova. Moskva : Rossijskoe pedagogicheskoe agentstvo, 1998. 263 s.

5. Gerbach Zh. V. Institualizacija voennosluzhashhih zhenskogo pola v sovremennoj rossijskoj armii = Institu-tionalization of female servicemen in the modern Russian army // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski. 2018. № 1. S. 179-183.

6. Gerbach Zh. V. Professional'naja samorealizacija zhenshhin v uslovijah voenno-professional'noj sredy = Professional self-realization of women in a militaryprofessional environment // Chelovecheskij kapital. 2018. № 4 (112). S. 125-130.

7. Goncharova S. S. Osobennosti psihologicheskogo preodolenija negativnyh sobytij zhiznennogo puti sov-remennyh junoshej i devushek = Features of psychological overcoming of negative events of the life path of modern boys and girls / S. S. Goncharova, P. S. Kallaur // Koncepcii, teorija i metodika fundamental'nyh i priklad-nyh nauchnyh issledovanij : sbornik statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sterlitamak : AMI, 2020. S. 60-63.

8. Grigor'eva M. A. Osobennosti voinskogo truda zhenshhin v Vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii = Features of military labor of women in the Armed Forces of the Russian Federation / M. A. Grigor'eva, V. I. Ekimova // Chelovecheskij kapital. 2020. № 4 (136). S. 177-183.

9. Ermolaeva Ju. O. Osobennosti jemocional'noj privjazannosti u starsheklassnikov i studentov = Features of emotional attachment in high school students and students // Aktual'nye voprosy pedagogiki i psihologii obra-zovanija : materialy XII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj Godu nauki i tehnologij v Rossijskoj Federacii. Barnaul : AltGPU, 2021. S. 29-33.

10. Erohina Ja. V Specifika professional'noj samore-alizacii zhenshhin v armii: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt = Specifics of professional self-realization of women in the army: domestic and foreign experience // Voenno-pravovye i gumanitarnye nauki Sibiri. 2020. № 1 (3). S. 52-54.

11. Zubok Ju. A. Smyslovaja samoreguljacija zhiznedejatel'nosti molodezhi: gendernye razlichija v sfere truda = Semantic self-regulation of youth: gender differences in the field of labor / Ju. A. Zubok, V. I. Chuprov, O. V Sorokin // Zhenshhina v rossijskom obshhestve. 2021. № S. S. 38-59.

12. Kovalevskaja A. A. Jemocional'noe otnoshenie pervokursnikov k budushhej professii = The emotional attitude of freshmen to the future profession // Psiholog-icheskaja sluzhba uchrezhdenij vysshego obrazovanija: integracija uchashhejsja molodezhi Respubliki Krym v sociokul'turnoe prostranstvo RF : kollektivnaja mono-grafija / pod obshhej redakciej S. V. Kucherenko. Jalta : RIO GPA KFU, 2019. S. 88-96.

13. Korysheva S. E. Formirovanie professional'noj napravlennosti obuchajushhihsja v obrazovatel'nyh organ-izacijah FSIN Rossii s primeneniem distancionnyh obra-zovatel'nyh tehnologij = Formation of professional orientation of students in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia using distance learning technologies / S. E. Korysheva, I. E. Skopina, E. Ju. Hol-opova // Pedagogicheskij zhurnal. 2020. T. 10. № 2-1. S. 411-418.

14. Laskina A. A. Psihologicheskoe issledovanie gendernyh osobennostej trevozhnosti u studentov KRAGSMU im. V. F. Vojno-Jaseneckogo = Psychological study of gender characteristics of anxiety in students of KRASSMI named after V. F. Voino-Yasenetsky / A. A. Laskina, Zh. G. Vasil'kova // Psihologicheskoe zdo-rov'e cheloveka: zhiznennyj resurs i zhiznennyj potencial : materialy VII-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnojarsk : Krasnojarskij gosudarstvennyj medicinskij universitet imeni professora V. F. Vojno-Jaseneckogo, 2021. S. 410-416.

15. Leont'ev D. A. Smysloobrazovanie i ego konteksty: zhizn', struktura, kul'tura, opyt = Meaning formation and its contexts: life, structure, culture, experience // Mir psihologii. 2014. № 1. S. 104-117.

16. Mihno O. S. Gendernyj aspekt v formirovanii professional'noj identichnosti kursantov = Gender aspect in shaping cadets' professional identity // Rossija i mir: razvitie civilizacij. Fenomen razvitija radikal'nyh politicheskih dvizhenij v Evrope : materialy = VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva : Institut mirovyh civilizacij, 2018. S. 301-304.

17. Nartova-Bochaver S. K. «Coping behavior» v sisteme ponjatij psihologii lichnosti» = Copying behavior» in the system of concepts of personality psychology // Psihologicheskij zhurnal. 2010. № 5. S. 20-30.

18. Pavlova S. A. Analiz zhiznennyh situacij v psi-hologicheskom soprovozhdenii sluzhebnoj dejatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del = Analysis of life situations in psychological support of the work of employees of the internal affairs bodies // Aktual'nye prob-lemy psihologii pravoohranitel'noj dejatel'nosti: koncep-cii, podhody, tehnologii (Vasil'evskie chtenija — 2021) : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii. Sankt-Peterburg : Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii, 2021. S. 611-615.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Povarenkov Ju. P. Opredelenie i vidy vozrasta professionala = Definition and types of professional age // Jaroslavskij pedagogicheskija vestnik. 2022. № 1 (124). S. 150-161.

20. Povarenkov Ju. P. Psihologicheskaja periodizaci-ja professional'nogo i kar'ernogo razvitija lichnosti = Psychological periodization of professional and career development of the individual: monografija. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2020. 179 s.

21. Ryzhova O. B. Opredelenie jemocional'nogo blagopoluchija i ego sootnoshenie s tipami privjazannos-ti = Definition of emotional well-being and its relationship to attachment types // Mirovaja nauka. 2021. № 8 (53). S. 32-36.

22. Tihomirova E. V. Psihologicheskoe blagopolu-chie studentov v uslovijah vysokoj neopredelennosti bu-dushhego = Psychological well-being of students amid high uncertainty of the future / E. V. Tihomirova, A. G. Samohvalova, O. N. Vishnevskaja // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2021. № 4 (121). S. 88-96.

23. Cymbaljuk A. Je. Psihologicheskoe soderzhanie kar'ery s pozicij sistemogeneticheskogo podhoda = Psychological content of a career from the standpoint of a systemogenetic approach // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2021. № 6 (123). S. 160-168.

24. Shhipakov V. Je. Sovremennye podhody k anali-zu voenno-professional'noj dejatel'nosti = Modern approaches to the analysis of military-professional activities // Prikladnaja psihologija: sovremennoe sostojanie, jeffektivnost' issledovanij, perspektivy razvitija : sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii «XII Levitovskie chtenija». Moskva : IIU, 2017. S. 105-106.

25. Boswell J. F., Thompson-Hollands J., Farchione T. J., Barlow D. H. Intolerance of uncertainty: a common factor in the treatment of emotional disorders // Journal of clinical psychology. 2013. № 69 (6). P. 630-645.

26. Hebert E. A., Dugas M. J. Behavioral experiments for intolerance of uncertainty: challenging the unknown in the treatment of generalized anxiety disorder // Cognitive and Behavioral Practice. 2018. № 26 (2). P. 421-436.

Статья поступила в редакцию 25.04.2022; одобрена после рецензирования 17.05.2022; принята к публикации 23.06.2022.

The article was submitted on 25.04.2022; approved after reviewing 17.05.2022; accepted for publication on 23.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.