Научная статья на тему 'ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КУРСАНТОВ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КУРСАНТОВ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / УПОРСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дашевский Александр Русланович, Шмелева Елена Александровна, Кисляков Павел Александрович

В статье рассматривается ресурс жизнестойкости личности курсантов противопожарной службы в системе их психологической безопасности в образовательной среде вуза как показатель готовности осмысленно воспринимать внешний мир, участвовать в сложных ситуациях, адаптироваться к риску для достижения поставленной цели, обеспечивая дальнейший личностный и профессиональный рост. Цель исследования - оценить психологическую безопасность личности курсанта противопожарной службы в образовательной среде вуза и ее взаимосвязь с жизнестойкостью, осмысленностью жизни, упорством. Исследование основано на риск-ресурсном подходе, позволяющем изучать средовые ресурсы как факторы обеспечения психологической безопасности. Использована методика «Психологическая безопасность образовательной среды» И. А. Баевой, тест жизнестойкости С. Мадди, адаптированный Д. А. Леонтьевым и Е. И. Рассказовой, тест смысложизненных ориентаций Д. Крамбо и Л. Махолик, адаптированный Д. А. Леонтьевым, «шкала Грит» А. Дакворт для оценки упорства. Применялись методы качественного и количественного анализа данных, в том числе анализ процентных соотношений, кросс-табуляция, корреляционный анализ. Программа SPSS22 применялась для обработки полученных эмпирических результатов. Выявлен высокий уровень удовлетворенности курсантов образовательной средой и защищенности от психологического насилия во взаимодействии с ней. Изучена динамика жизнестойкости и осмысленности жизни, проявившие сходный характер: от повышения до третьего курса к снижению на четвертом курсе, свидетельствующая о «кризисе» военной социализации. Определена значимая взаимосвязь жизнестойкости и осмысленности жизни, психологической безопасности и выдержки/упорства. Подтверждена необходимость дальнейшего изучения и выстраивания программы психокоррекции и поддержки, чтобы помочь курсантам более продуктивно преодолеть кризисный этап военной социализации, приходящийся на третий курс. Выявленные взаимосвязи целесообразно учитывать при мониторинге и экспертизе психологической безопасности образовательной среды, использовать в психопрофилактической работе, а также применять их при разработке и реализации программ психокоррекции и психопрофилактики в работе с курсантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESILIENCE IN THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF FIRE SERVICE CADETS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article considers the resource of the resilience of the personality of the cadets of the fire service in the system of their psychological safety in the educational environment of the university as an indicator of readiness to perceive the outside world meaningfully, to participate in difficult situations, to adapt to risk in order to achieve the goal, ensuring further personal and professional growth. The purpose of the study is to assess the psychological safety of the personality of a fire service cadet in the educational environment of a university and its relationship with resilience, meaningfulness of life, perseverance. The study is based on a risk-resource approach that allows studying environmental resources as factors of psychological security. The methodology "Psychological safety of the educational environment" by I. A. Baeva, the resilience test by S. Muddy, adapted by D. A. Leont'ev and E. I. Rasskazova, the test of life orientations by D. Krambo andL. Maholik, adapted by D. A. Leont'evym, the Grit scale by A. Duckworth for assessing perseverance was used. Methods of qualitative and quantitative data analysis were used, including percentage analysis, cross-tabulation, correlation analysis. The SPSS22 program was used to process the empirical results obtained. The high level of satisfaction of cadets with the educational environment and protection from psychological violence in interaction in it is revealed. The dynamics of resilience and meaningfulness of life, which showed a similar character, were studied: from an increase to the third year - to a decrease in the fourth year, indicating a "crisis" of military socialization. A significant relationship between resilience and meaningfulness of life, psychological security and endurance / perseverance is determined. The necessity of further studying and building a program of psychocorrection and support to help cadets more productively overcome the crisis stage of military socialization, which falls on the third year, was confirmed. The revealed interrelations should be taken into account when monitoring and examining the psychological safety of the educational environment, used in psychoprophylactic work, as well as used in the development and implementation of programs of psychocorrection and psychoprophylaxis in working with cadets.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КУРСАНТОВ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

УДК 378.6:614.842.83

DOI 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).2.255-265

АЛЕКСАНДР РУСЛАНОВИЧ ДАШЕВСКИЙ,

преподаватель кафедры основ гражданской обороны и управления в ЧС, Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, г. Иваново, Российская Федерация, e-mail: darspok@mail.ru; ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ШМЕЛЕВА, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и социальной педагогики, Ивановский государственный университет, г. Шуя, Российская Федерация; профессор кафедры иностранных языков и профессиональных коммуникаций, Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, г. Иваново, Российская Федерация; профессор факультета физической культуры, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: noc shmeleva@mail.ru; ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ КИСЛЯКОВ, доктор психологических наук, доцент, профессор факультета психологии, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: pack.81@mail.ru

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КУРСАНТОВ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Для цитирования

Дашевский, А. Р. Жизнестойкость в психологической безопасности курсантов противопожарной службы в образовательной среде вуза / А. Р. Дашевский, Е. А. Шмелева, П. А. Кисляков // Человек: преступление и наказание. - 2022. - Т. 30(1-4), № 2. -С. 255-265. - DOI : 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).2.255-265.

Аннотация. В статье рассматривается ресурс жизнестойкости личности курсантов противопожарной службы в системе их психологической безопасности в образовательной среде вуза как показатель готовности осмысленно воспринимать внешний мир, участвовать в сложных ситуациях, адаптироваться к риску для достижения поставленной цели, обеспечивая дальнейший личностный и профессиональный рост. Цель исследования - оценить психологическую безопасность

© Дашевский А. Р., Шмелева Е. А., Кисляков П. А., 2022

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

личности курсанта противопожарной службы в образовательной среде вуза и ее взаимосвязь с жизнестойкостью, осмысленностью жизни, упорством. Исследование основано на риск-ресурсном подходе, позволяющем изучать средовые ресурсы как факторы обеспечения психологической безопасности. Использована методика «Психологическая безопасность образовательной среды» И. А. Баевой, тест жизнестойкости С. Мадди, адаптированный Д. А. Леонтьевым и Е. И. Рассказо-вой, тест смысложизненных ориентаций Д. Крамбо и Л. Махолик, адаптированный Д. А. Леонтьевым, «Шкала Грит» А. Дакворт для оценки упорства. Применялись методы качественного и количественного анализа данных, в том числе анализ процентных соотношений, кросс-табуляция, корреляционный анализ. Программа SPSS22 применялась для обработки полученных эмпирических результатов. Выявлен высокий уровень удовлетворенности курсантов образовательной средой и защищенности от психологического насилия во взаимодействии с ней. Изучена динамика жизнестойкости и осмысленности жизни, проявившие сходный характер: от повышения до третьего курса к снижению на четвертом курсе, свидетельствующая о «кризисе» военной социализации. Определена значимая взаимосвязь жизнестойкости и осмысленности жизни, психологической безопасности и выдержки/ упорства. Подтверждена необходимость дальнейшего изучения и выстраивания программы психокоррекции и поддержки, чтобы помочь курсантам более продуктивно преодолеть кризисный этап военной социализации, приходящийся на третий курс. Выявленные взаимосвязи целесообразно учитывать при мониторинге и экспертизе психологической безопасности образовательной среды, использовать в психопрофилактической работе, а также применять их при разработке и реализации программ психокоррекции и психопрофилактики в работе с курсантами.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, жизнестойкость, смысложизненные ориентации, упорство.

Введение

Разработка научно обоснованных средств психолого-педагогического сопровождения развития человека в социальной, образовательной и профессиональной среде входит в число приоритетных направлений фундаментальных научных исследований в Российской Федерации до 2030 г. В условиях возникающих социокультурных угроз и рисков нарастает степень психотравмирующего воздействия на субъектов образовательной среды. Нередко обучающиеся оказываются под воздействием психотравми-рующих факторов, что наносит вред их психологическому благополучию, отражается на психологической безопасности личности. В связи с этим необходим определенный уровень жизнестойкости личности, чтобы пережить кризисы, понизить уровень тревожности, сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие, адаптироваться к возникающим угрозам и вызовам окружающей среды.

В зарубежных исследованиях, активно проводимых с 1980 г., особое внимание уделялось изучению и развитию жизнестойкости как базовой составляющей психического здоровья и благополучия личности (^ Мадди, А. Кин, Д. Дусетт, Д. Адлер, В. Куо, Цай, П. Бартон, М. Вестман, М. Шеард, Д. Голби, Б. Хименес, С. Нишизака и др.). Вместе с тем феномен жизнестойкости трактовался как личностное свойство, ресурс личности, динамический процесс психики, интегральное личностное образование. Отечественными исследователями формирование жизнестойкости рассматривается в разных аспектах,

в том числе психодинамики трансформации личностных проявлений у людей, побывавших в экстремальных ситуациях (Л. И. Анцыферова, Т. А. Крюкова, Д. А. Леонтьев, М. Ш. Магомед-Эминов, А. Г Маклаков, Е. А. Байер, С. В. Книжникова, В. Д. Шадриков, С. А. Богомаз, М. В. Логинова и др.).

Широкий обзор взглядов ученых на жизнестойкость проведен Т. В. Корниловой и В. М. Поздняковым [7], рассматривающих жизнестойкость как интегральное личностное качество, позволяющее осмысленно воспринимать внешний мир и участвовать в ситуациях повышенной сложности, преодолевать трудности и препятствия, противостоять страху в опасных ситуациях и идти на оправданный риск для достижения поставленной цели, в итоге обеспечивая дальнейший личностный рост.

Жизнестойкость как научное понятие впервые была представлена в зарубежной психологии в трудах С. Кобейса в виде совокупности взаимосвязанных личностных качеств, проявляющихся в реакции руководителей на профессиональный стресс [14]. С. Мадди выделил в жизнестойкости три взаимосвязанных компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска, что на сегодняшний день представляет общепринятый психодиагностический инструмент ее исследования [17]. П. Бартон с соавторами обосновали, что структура жизнестойкости образована когнитивными, эмоциональными и поведенческими особенностями личности [12].

В англоязычной литературе для обозначения жизнестойкости используется термин «hardiness», обозначающий выносливость, крепость, устойчивость, смелость, отвагу, неустрашимость. Однако наряду с этим авторы используют близкие термины «vitality», то есть умение оставаться сильным, активным, энергичным, и «resilience», то есть способность к гибкости, пластичности и возврату в исходное состояние.

Способность адаптивно реагировать на экстремальный стресс, которая выражается в жизнестойкости, различается у разных людей и в разных условиях [15, 16]. Жизнестойкость представляет собой набор установок и навыков, способствующих мотивации извлекать оптимальный опыт из стрессовых обстоятельств. Несмотря на стрессы, жизнестойкие люди сохраняют высокое чувство приверженности (по сравнению с отчуждением) к своей работе и к жизни в целом, оставаясь энергично вовлеченными в деятельность. Они также обладают высоким чувством контроля (в отличие от бессилия), которое заставляет их пытаться влиять на события и результаты. Наконец, жизнестойкие люди оценивают трудные ситуации как вызов для роста (по сравнению с угрозой, которой следует избегать) и, следовательно, имеют большую открытость к разнообразию и изменениям как возможности развиваться благодаря тому, чему они учатся в жизни.

Было показано, что жизнестойкость повышает работоспособность, несмотря на стресс, в различных ситуациях и профессиональных условиях, таких как пожаротушение и обучение в вузе [18]. С. Мадди с соавторами обосновали связь жизнестойкости и выдержки, упорства курсантов, а также способность жизнестойкости предсказывать результаты работоспособности и удержания первокурсников в военной академии [19, 20].

Последнее десятилетие пользовался популярностью личностный опросник GritScale («Шкала Грит»), измеряющий один из личностных факторов, связанный с упорством (в трактовке Т. О. Гордеевой и Е. Н. Осина) [3] или настойчивостью (в понимании В. Г. Ерофеевой и С. К. Нартовой - Бочавер) [4], определяющий стабильный интерес и настойчивые усилия в страстном стремлении к долгосрочным целям. Твердость духа, выдержка присоединяется к списку личностных черт, связанных с целенаправленным поведением, таких как настойчивость, выносливость и упорство. А. Дакворт, предложившая инструмент для оценки выдержки, описала ее как способность поддерживать долгосрочные

цели и преодолевать трудности в процессе их достижения [13]. Анализируя эту черту характера, Ю. Тюменева с соавторами обосновала, что настойчивость в достижении цели и стабильность интересов ведут себя независимо, поэтому в нашем исследовании была использована шкала упорства [21].

Цель исследования - оценка психологической безопасности личности курсанта в образовательной среде вуза и изучение связанных с ней жизнестойкости, смысложиз-ненных ориентаций, упорства. В исследовании проверялось предположение о том, что личностными ресурсами психологической безопасности курсантов могут быть жизнестойкость, упорство/выдержка, осмысленность жизни. Проверка данного предположения необходима для верификации модели психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности личности курсантов в образовательной среде вуза.

Материалы и методы. Участники исследования. Исследование проходило в период с января по март 2022 года. Объектом исследования выступали курсанты Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России (n = 323 чел.), в том числе 93,2 % юношей, 6,8 % девушек. Из них 28,8 % обучаются на первом курсе, 16,7 - на втором, 16,1 -на третьем, 38,4 % - на четвертом курсе. 73,1 % опрошенных курсантов обучаются по специальности «Пожарная безопасность» (бакалавриат), 15,8 - по специальности «Пожарная безопасность» (специалитет), 11,1 % - по специальности «Судебная экспертиза» (специалитет). Для сбора данных использовалось компьютерное тестирование.

После согласия на участие будущим курсантам были предоставлены анкеты, использованные в этом исследовании. Участие было добровольным, и курсантов заверили, что их личность будет сохранена в тайне.

Методический инструментарий. В нашем исследовании для выявления личностных детерминант и особенностей психологической безопасности курсантов в образовательной среде вуза был использован разноплановый психодиагностический инструментарий.

Для определения уровней психологической безопасности курсантов в образовательной среде была использована методика «Психологическая безопасность образовательной среды» И. А. Баевой [2]. Для оценки уровня личностных ресурсов курсантов (жизнестойкости, смысложизненных ориентаций, упорства) применялись следующие методики:

- тест жизнестойкости С. Мадди, адаптированный Д. А. Леонтьевым и Е. И. Расска-зовой [9]. Вопросы были представлены в формате утверждения с 4-балльной шкалой ответов Лайкерта в диапазоне от «Совсем не верно» (0) до «Полностью верно» (3);

- тест смысложизненных ориентаций (Д. Крамбо и Л. Махолик, адаптация Д. А Леонтьева) [8];

- «Шкала Грит» А. Дакворт для оценки выдержки/упорства, включающей в себя последовательность интересов и настойчивость в усилиях. Вопросы были представлены в формате заявления с 5-балльной шкалой ответов Лайкерта в диапазоне от «Совсем не похож на меня» (1) до «Очень похож на меня» [13].

Анализ данных

В ходе эмпирического исследования полученные данные обрабатывались с помощью качественных и количественных методов анализа, в том числе: описательные статистики, корреляционный анализ с использованием коэффициента Пирсона. Расчеты производились с использованием статистических программ SPSS 21.

Результаты исследования. На сегодняшний день существует потребность в выявлении ресурсов психологической безопасности обучающихся в образовательной среде вуза. По мнению 90,5 % курсантов академии, принявших участие в опросе, обучение в вузе помогает развитию их интеллектуальных способностей, а 96,3 % - развитию жиз-

ненных умений и навыков. Подавляющее большинство респондентов (92,6 %) считают свое обучение в вузе интересным. Вместе с тем анализ кросс-табуляции данных позволил выявить, что на первом курсе курсантам бывает затруднительно найти интерес в обучении (7,1 % всех опрошенных). Значительная часть курсантов (92,6 %) отмечает, что обучение в вузе требует постоянного совершенствования их возможностей.

Рассмотрим результаты проведенного исследования, основанного на определении показателей психологической безопасности образовательной среды и личностных характеристик курсантов. Данные эмпирического исследования представлены в таблицах 1, 2 и на рисунке 1.

Таблица 1

Описательные статистики показателей удовлетворенности образовательной средой у курсантов (п = 323)

Показатели удовлетворенности M ± Sd Min Max Показатели защищенности Источники угроз M ± Sd

Возможность обратиться за помощью 4,19 ± 0,916 1 5 От неуважительного отношения Обучающихся 4,37 ± 0,945

Сотрудников 4,39 ± 0,918

Сохранение личного достоинства 4,19 ± 0,925 1 5 От публичного унижения Обучающихся 4,42 ± 0,976

Сотрудников 4,44 ± 1,021

Взаимоотношения с преподавателями 4,17 ± 0,855 1 5 От оскорблений Обучающихся 4,35 ± 1,014

Сотрудников 4,43 ± 0,967

Возможность проявлять инициативу, активность 4,14 ± 0,982 1 5 От высмеивания Обучающимися 4,46 ± 0,923

Сотрудниками 4,50 ± 0,927

Уважительное отношение к себе 4,10 ± 0,996 1 5 От угроз Обучающихся 4,54 ± 0,871

Сотрудников 4,59 ± 0,882

Внимание к просьбам и предложениям 4,07 ± 0,988 1 5 От обидного обзывания Обучающихся 4,40 ± 0,970

Сотрудников 4,48 ± 0,937

Помощь в выборе собственного решения 4,06 ± 1,036 1 5 От принуждения делать что-либо против желания Обучающимися 4,36 ± 0,985

Сотрудниками 4,26 ± 1,089

Взаимоотношения со студентами 4,02 ± 0,962 1 5 От игнорирования Обучающимися 4,48 ± 0,900

Сотрудниками 4,49 ± 0,940

Учет личных проблем и затруднений 3,99 ± 0,978 1 5 От недоброжелательного отношения Обучающихся 4,46 ± 0,916

Сотрудников 4,47 ± 0,943

Эмоциональный комфорт 3,96 ± 1,018 1 5

Возможность высказать свою точку зрения 3,84 ± 1,053 1 5

Курсанты в качестве наиболее важных характеристик психологически безопасной образовательной среды указали удовлетворенность взаимоотношениями с преподавателями, сохранением личного достоинства, возможностью обратиться за помощью, возможностью проявлять инициативу, активность. Меньшую удовлетворенность в психологической

безопасности вызывают взаимоотношения со студентами, учет личных проблем и затруднений, эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения.

72,8 %

Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий

Рис. 1. Распределение по уровням показателей удовлетворенности и защищенности личности курсантов в образовательной среде (п = 323)

Выявлен в целом высокий уровень удовлетворенности образовательной средой и защищенности от психологического насилия во взаимодействии в ней, что свидетельствует о том, что образовательная среда вуза обеспечивает условия психологической безопасности личности.

Таблица 2

Уровень психологической безопасности личности курсантов (п = 323)

Уровни Баллы Частота Процент

Очень низкий 1,0-1,4

Низкий 1,5-2,4 8 2,5

Средний 2,5-3,4 72 22,3

Высокий 3,5-4,4 179 55,4

Очень высокий 4,5-5,0 64 19,8

Из таблицы 2 видно, что более трех четвертей курсантов отмечают свою защищенность и удовлетворенность теми условиями, которые созданы в образовательной среде вуза, что позволяет им видеть перспективы личностного и профессионального роста и ощущать безопасность и комфортность пребывания в вузе.

Таблица 3

Средние значения по шкалам жизнестойкости курсантов (п = 323)

Шкалы Min Max M ± Sd

Вовлеченность 20 54 40,54 ± 9,252

Контроль 16 51 36,46 ± 7,974

Принятие риска 6 30 19,54 ± 4,891

Общая жизнестойкость 44 132 96,54 ± 20,687

Если сравнить данные результаты с результатами, полученными в ходе анкетирования студентов, осваивающих профессии, не связанные с риском, по шкалам методики жизнестойкости личности, а именно «вовлеченность» (37,64 ± 8,08) баллов, «контроль» (29,17 ± 8,43) баллов, «принятие риска» (13,91 ± 4,39) баллов, «жизнестойкость» (80,77 ± 18,53) баллов [17], то можно увидеть, что средние баллы курсантов по всем четырем шкалам значительно выше тех, что предложены Д. А. Леонтьевым в качестве норм для студентов.

На рисунке 2 представлено распределение по уровням сформированности жизнестойкости курсантов.

о £

40,38

36,57

19,79

96,74

о

45,06

38,94

20,50

104,50

о £

CN

О £

38,24 35,31 19,20 92,76

39,58 35,57 18,87 94,02

50

10 0 Баллы

150

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

200

0

■ Вовлеченность ■ Контроль ■ Принятие риска ■ Общая жизнестойкость

Рис. 2. Сформированность жизнестойкости курсантов по курсам (п = 323)

На рисунке 2 видно, что по всем шкалам уровень жизнестойкости студентов, повышаясь до третьего курса, к четвертому курсу проявляет тенденцию к снижению.

Особое состояние третьего курса для курсантов военного вуза изучал Д. А. Мещеряков и характеризовал его как кризисный период военной социализации. На данном этапе молодые люди находятся на распутье, и многие курсанты становятся перед внутренним выбором - продолжать обучение в военном институте либо отчислиться. Видимо, это связано с тем, что кризисный этап военной социализации у курсантов совпадает по времени с кризисным этапом в развитии взрослого (19-21 год), и именно в это время происходит переосмысление и появление новых социально-профессиональных ценностей, выделение наиболее значимых из них [1]. На данном этапе для молодых людей особенно важна поддержка со стороны командования, военных психологов.

Необходимо обратить внимание на то, что в целом на четвертом курсе после снижения, уровень всех показателей жизнестойкости не становится ниже докризисных значений, а даже несколько повышается.

Результаты дескриптивной статистики по шкалам осмысленности жизни представлены в таблице 4.

Таблица 4

Средние значения по шкалам «Тест смысложизненных ориентаций» (п = 323)

Шкала 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс

Цель в жизни 34,57 ± 6,361 33,43 ± 6,485 37,77 ± 4,780 34,81 ± 6,199

Процесс жизни 30,87 ± 5,835 28,80 ± 5,527 32,54 ± 5,188 31,28 ± 5,620

Результат жизни 27,92 ± 5,308 26,93 ± 5,284 30,48 ± 4,231 28,13 ± 5,327

Локус контроля Я 22,38 ± 4,423 21,54 ± 3,970 24,62 ± 3,663 22,81 ± 4,508

Локус контроля - жизнь 32,26 ± 7,025 30,48 ± 6,776 35,19 ± 6,180 31,15 ± 8,494

Осмысленность жизни 108,26 ± 18,952 103,06 ± 18,422 116,58 ± 16,448 107,50 ± 20,482

Характер динамики осмысленности жизни у курсантов повторяет тенденцию жизнестойкости, повышаясь по всем шкалам до третьего курса и снижаясь на четвертом. По-видимому, проявляется состояние кризиса третьего курса. Для решения исследовательской задачи необходимо ответить на вопрос, имеется ли связь между оценкой курсантами своей жизнестойкости и оценкой осмысленности жизни с использованием корреляционного анализа (табл. 5).

Таблица 5

Корреляция Пирсона между жизнестойкостью и смысложизненными ориентациями курсантов (п = 323)

Субшкала 1. Цель в жизни Субшкала 2. Процесс жизни Субшкала 3. Результат жизни Субшкала 4. Локус контроля Я Субшкала 5. Локус контроля - жизнь Осмысленность жизни

Осмыс-

ленность 0,907** 0,856** 0,918** 0,927** 0,931** 1

жизни

Вовлеченность 0,552** 0,459** 0,576** 0,596** 0,580** 0,596**

Контроль 0,516** 0,417 ** 0,549** 0,556** 0,558** 0,565**

Принятие риска 0,404** 0,383** 0,447** 0,477** 0,474** 0,481**

Общая жизне- 0,541** 0,457** 0,575** 0,594** 0,587** 0,598**

стойкость

** Уровень значимости p < 0,01.

Из таблицы 5 можно сделать вывод о том, что между компонентами жизнестойкости и смысложизненных ориентаций наблюдается значимая взаимосвязь (р < 0,001). Наши результаты, полученные на выборке курсантов ГПС МЧС России, подтверждают вывод Г М. Муратшиной, выявившей, что чем выше у курсантов военного вуза уровень компонентов жизнестойкости, общего показателя осмысленности жизни, тем выше уровень компонентов смысложизненных ориентаций [10].

Таблица 6

Средние значения показателей упорства курсантов

Шкалы 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс

Согласованность интересов/ умение концентрироваться 3,06 ± 1,091 3,27 ± 1,046 3,44 ± 0,997 3,23 ± 0,821

Настойчивость усилий/упорство 4,23 ± 0,73 4,06 ± 0,807 4,134 ± 0,636 3,90 ± 0,777

Твердость/выдержка 3,65 ± 0,605 3,67 ± 0,634 3,58 ± 0,534 3,57 ± 0,579

Необходимо обратить внимание на то, что не выявлены тенденции в развитии личностных качеств, связанных с упорством/выдержкой курсантов. Не было также выявлено достоверных корреляционных связей между показателями жизнестойкости и упорства/ выдержки.

Таблица 7

Корреляция Пирсона между упорством и психологической безопасностью личности курсантов в вузе (п = 323)

Выдержка Удовлетворенность ОС Защищенность в ОС

Настойчивость усилий / упорство ,252 ,196

Амбиции ,311 ,307

Однако, как видно из таблицы 7, обнаружена достоверная связь между упорством и психологической безопасностью личности в образовательной среде вуза (p < 0,01). Кроме того, «Шкала Грит» позволяет рассчитать амбиции личности, которые также значимо связаны с психологической безопасностью (p < 0,01). По всей видимости, условия, которые созданы в вузе, способствуют готовности курсантов проявлять упорство, выдержку, твердость духа, формировать и реализовывать амбиции, связанные с достижением поставленных целей.

Заключение

Результаты исследования психологической безопасности курсантов показывают высокий уровень их удовлетворенности и защищенности в образовательной среде вуза. Показатели жизнестойкости, смысложизненных ориентаций курсантов, выдержки/упорства необходимо учитывать при мониторинге и экспертизе психологической безопасности образовательной среды. Это согласуется с выводами Л. В. Карапетян, предлагающей учитывать показатели психологического благополучия курсантов при спорных результатах профессионального психологического отбора, а также при углубленном психологическом исследовании [5, 6, 11].

Таким образом, исследование индивидуальных качеств, характеризующих психологическую безопасность курсантов, подтверждает необходимость дальнейшего изучения и выстраивания программы психокоррекции и поддержки, чтобы помочь им более продуктивно преодолеть кризисный этап военной социализации, приходящийся на третий курс, и развивать настойчивость и упорство. Для этого C. Мадди с соавторами предлагают для повышения уровня упорства включать в регулярную программу тренировки на выносливость Hardi Training, основанную на их статистически значимой взаимосвязи (r = 0,46, p < 0,01) [13]. Это помогло бы определить, повышает ли тренировка выносливость и влияет ли она на жизнестойкость как личностную характеристику психологической безопасности курсантов. Программы обучения и поддержки, направленные на

указанные предикторы, потенциально могут сократить и смягчить последствия психологических вызовов и угроз, которые могут возникать в образовательной среде вуза.

Библиографический список

1. Военная психология. Методология, теория, практика : учеб.-метод. пособие. М. : Военный университет, 1996. 260 с.

2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании : монография. СПб. : СОЮЗ, 2002. 271 с.

3. Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость) // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. Т. 5, № 24.

4. Ерофеева В. Г., Нартова-Бочавер С. К. Что такое «grit» и почему она может быть личностным ресурсом? // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9, № 4. C. 22-31.

5. Карапетян Л. В., Глотова Г А. Взаимосвязь эмоционально-личностного благополучия и жизнестойкости курсантов // Перспективы науки и образования. 2021. № 5(53). С.367-378.

6. Карапетян Л. В. Психологические предикторы эмоционально-личностного благополучия курсантов вуза государственной противопожарной службы МЧС России // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2020. № 3. С. 107-116.

7. Корнилова Т. В., Поздняков В. М. Жизнестойкость осужденных с длительными сроками отбывания наказания и психологические пути ее повышения : монография. Рязань, 2021. 192 с.

8. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М. : Смысл, 2008. 18 с.

9. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006. 63 с.

10. Муратшина Г. М. Жизнестойкость и смысложизненные ориентации курсантов военного вуза // Аллея науки. 2021. Т. 1, № 3(54). С. 54-57.

11. Готовность к риску как компонент психологической устойчивости к эмоциональному выгоранию в профессиональной деятельности сотрудников Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы / Р. М Шипилов и др. // Пожарная и аварийная безопасность. 2022. № 1(24). С. 42-51.

12. Bartone, P. T., Kelly, D. R. & Matthews, M. D. 2013, 'Psychological hardiness predicts adaptability in military leaders: A prospective study', International Journal of Selection and Assessment, vol. 21, iss. 2, рр. 200-210.

13. Duckworth, A. L., Peterson, C., Matthews, M. D. & Kelly, D. R. 2007, 'Grit: Perseverance and passion for long-term goals', Personality Processes and Individual Differences, vol. 92, iss. 6, pp. 1087-1101.

14. Kobasa, S. C. 1979, 'Stressful life events, personality, and health - Inquiry into hardiness', Journal of Personality and Social Psychology, vol. 37, iss. 1, рр. 1-11.

15. Lukey, B. J. & Tepe, V. (eds) 2008, Biobehavioral resilience to stress, CRC Press, Boca Raton, FL, doi: 10.13140/2.1.4498.6240.

16. Maddi, S. R. 2006, 'Hardiness: The courage to grow from stresses', Journal of Positive Psychology, iss. 1(3), pp. 160-168.

17. Maddi, S. R. 2002, 'The Story of Hardiness: Twenty Years of Theorizing, Research and Practice', Consulting Psychology Journal, vol. 54, iss. 3, pp. 173-185.

18. Maddi, S. R., Harvey, R. H., Khoshaba, D. M., Fazel, M. & Resurrección, N. 2009, 'Hardiness facilitates performance in college', Journal of Positive Psychology, iss. 4, pp. 566-577.

19. Maddi, S. R., Harvey, R. H., Resurreccion, R., Giatras, C. D. & Raganold, S. 2007, 'Hardiness as a performance enhancer in firefighters', International Journal of Fire Service Leadership and Management, iss. 1(2), pp. 3-9.

20. Maddi, S., Matthews, M., Kelly, D., Villarreal, B. & White, M. 2012, 'The Role of Hardiness and Grit in Predicting Performance and Retention of USMA Cadets', Military Psychology, iss. 24(1), pp. 19-28.

21. Tyumeneva, Yu., Kardanova, E. & Kuzmina, Yu. 2017, 'Grit: Two Related but Independent Constructs Instead of One. Evidence from Item Response Theory', European Journal of Psychological Assessment, vol. 35, iss. 4, pp. 1-10. DOI : 10.1027/1015-5759/a000424.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.