УДК 159.923
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЖЕНЩИН ВОЕННЫХ И ГРАЖДАНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Златина Александра Александровна
аспирант кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета E-mail: igor7011891 @rambler. ru
COMPARATIVE ANALYSIS OF FEATURES OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF WOMEN OF MILITARY AND CIVIL SPECIALTIES
Zlatina Alexandra Alexandrovna
Postgraduate student of the Department of Personality Psychology and General
PsychologyKuban State University E-mail: igor7011891 @rambler. ru
Аннотация. В статье представлен анализ исследований в области психологического благополучия личности и сформулировано определение понятия «психологическое благополучие». Описаны основные характеристики специфики военной профессиональной деятельности. Представлены результаты исследования особенностей психологического благополучия женщин -военнослужащих и женщин гражданских специальностей. Выявлено, что женщины-военнослужащие считают, что их психологическое благополучие зависит от мнения окружающих, полагаются на внешние силы в принятии важных решений, поддаются мнениям и оценкам окружающих людей, не имеющих жизненных целей и четкой направленности, переживающих бессмысленность прошлого и настоящего. Женщины гражданских
специальностей напротив способны к построению доверительных отношений с окружающими людьми, готовы заботиться, сопереживать, испытывать привязанности и умение идти на компромиссы, что свидетельствует об ощущении жизненными событиями. В целом можно сделать вывод о том, что женщины-военнослужащие имеют низкий уровень психологического благополучия по сравнению с женщинами гражданских специальностей.
Abstract. The article presents an analysis of research in the field of psychological well-being of the individual and defines the concept of "psychological well-being". The main characteristics of the specifics of military professional activity are described. The article presents the results of a study of the peculiarities of psychological well-being of women-servicemen and women of civil specialties. It is revealed that female servicemen believe that their psychological well-being depends on the opinions of others, rely on external forces in making important decisions, give in to the opinions and assessments of people around them who do not have life goals and a clear focus, experiencing the meaninglessness of the past and present. Women of civil professions, on the contrary, are capable of building trusting relationships with people around them, are ready to care, empathize, experience attachments and the ability to make compromises, which indicates a sense of life events. In General, it can be concluded that women.
Ключевые слова, психологическое благополучие, профессия, военная профессиональная деятельность, женщина-военнослужащий.
Keywords: psychological well-being, profession, military professional activity, female soldier.
В настоящее время все большее внимание исследователей привлекает проблема психологического благополучия. В условиях глобальных мировых экономических кризисов, террористических угроз, общегосударственных
проблем снижения качества жизни, остается открытым вопрос благополучия отдельной личности и тех внешних, внутренних факторов и механизмов, которые лежат в основе формирования этого интегрального состояния личности.
По данным многочисленных исследований уровень психологического благополучия является индикатором позитивного функционирования личности во всех жизненных сферах - супружеские и детско-родительские отношения (Акбаева Д.Д., Жуковская Л.В., Захарян В.В., Куницына В.Н. с соавт., Позова Г.Р. и др.), профессиональная сфера (Бучацкая М.В., Зиновьева Д.М., Козьмина Л.Б., Неяскина Ю.Ю. с соавт. и др.), личностное развитие (Идобаева O.A., Леонтьев Д.А., Пучкова Г.Л., Садальская Е.В., Фесенко П.П., Яремчук С.В. и др.), социальная активность (Зараковский Г.М., Усова Н.В., Шамионов P.M. и др.).
В современных исследованиях психологическое благополучие изучается как познавательный процесс (Schwarz N. & Clore G.L, 1983; Tversky A. & Griffin D., 1991), как составляющая эмоционального опыта (Diener E. et al., 1991; Lazarus R.S., 1991), как цель (Emmons R., 1996; Omodei M. & Wearing A., 1990; Sheldon K.M. & Elliot A.J., 1999), как временная перспектива (Shmotkin D., 1991; Strack F. et al., 1985), как краткосрочные и долгосрочные последствия жизненных событий (Shmotkin D. & Lomranz J., 1998), а также в качестве фактора кросс-культурной идентичности (Suh E. et al., 1998).
Психологическое благополучие, прежде всего, определяется не внешними условиями жизни личности, а качеством отношений человека с окружающим миром, другими людьми и самим собой, степенью его самореализации и удовлетворением потребности в саморазвитии. Важными аспектами психологического благополучия являются: субъективное восприятие личностью индивидуальной ситуации своего развития, переживание счастья и внутренней гармонии, способность противостоять внешнему давлению, удовлетворенность собой и собственными достижениями, позитивная аффективность [5].
Психологическое благополучие - это «доминирование положительных эмоций над отрицательными» (теория аффективного баланса BradburnN., 1969).
Психологическое благополучие - это «эмоционально-оценочное отношение человека к своей жизни, личности, взаимоотношениям с другими и процессам, имеющим важное для него значение с точки зрения усвоенных нормативно-ценностных представлений о «благополучной» внешней и внутренней среде, выражающееся в удовлетворенности ею, ощущении счастья», - считает Р.М. Шамионов [11].
Психологическое благополучие - это «субъективный конструкт, отображающий восприятие и оценку собственного функционирования с точки зрения вершины потенциальных возможностей индивида» (теория психологического благополучия Рифф К.).
К. Рифф предложила эту модель на основе анализа многочисленных теоретических работ, так или иначе затрагивавших тему человеческого счастья, гармонии, самоактуализации - от Аристотеля до К. Юнга. Таким образом, К. Рифф является одним из первых авторов интегрированной модели, включающей в себя не только эмоциональную составляющую, но и элементы взаимодействия с внешним миром и самим собой.
На основе авторской модели, К. Рифф создала опросник, который неоднократно подвергался процедурам психометрической проверки, в т. ч. на выборках разных стран. Модель получила эмпирическую поддержку, в связи с чем, тест до сих пор остается одним из наиболее популярных инструментов исследования психологического благополучия.
В качестве важнейших внешних факторов, приводящих в действие механизмы психологического благополучия, выступают особенности профессиональной деятельности, которая играет немаловажную роль в жизни большинства взрослых людей. Профессия - это не только способ финансового обеспечения жизнедеятельности, но и пространство для самоактуализации и саморазвития.
Военная профессиональная деятельность отличается целым рядом
характеристик, которые могут непосредственно влиять на психологическое благополучие военнослужащих. В различных источниках к перечню специфических психологических характеристик военной службы авторы относят:
- психологическая готовность к применению оружия, готовность отдать жизнь, защищая народ страны и суверенные права государства [6; 10];
- интенсивные тяжелые физические нагрузки, служба в неблагоприятных климатических условиях [3; 10];
- специфические условия служебно-боевой деятельности: опасность, внезапность, противоречивость информации о боевой задаче, неизвестность условий выполнения боевой задачи, высокая интенсивность действий [7];
- значимость патриотической мотивации, мотивации служения при выборе профессиональной деятельности [3];
- выраженное, длительное состояние психического напряжения [3];
- высокие риски, связанные с неэффективным социально -психологическим взаимодействием, как в коллективе военнослужащих, так и в диаде «начальник - подчиненный», вынужденность и нормированность ситуаций социального взаимодействия [1; 4; 7];
- высокая роль военного руководителя, его авторитета, стиля деятельности, способности оказывать воздействие на подчиненных [4].
Специфика военной деятельности отличает ее как эмоционально - и физически тяжелую, предъявляющую высокие требования к психологическим ресурсам личности. В исследованиях отмечается стрессогенность профессиональной среды, высокая степень неопределенности, как в отношении выполняемых профессиональных задач, так и в отношении условий и перспектив службы.
В связи с неблагоприятными условиями несения военной службы остается крайне дискуссионным вопрос о необходимости массового привлечения на военную службу женщин [10]. Вместе с тем в современной российской армии и во флоте, по данным Минобороны РФ, служат почти
50 тыс. женщин, и еще примерно столько же трудятся на гражданских должностях. Это составляет 10% от общей численности военнослужащих и соответствует мировым показателям. Ежегодно растет конкурс со стороны девушек-абитуриентов на обучение в военных ВУЗах. В последние годы в ряде ВУЗов он составляет более 30 человек на место. Женщины служат практически во всех видах и родах войск, имеющихся в Вооруженных Силах Российской Федерации [10, с. 554].
Так, Г.В. Черняева в одной из своих статей проводит сравнение элементов модели психологического благополучия с составляющими профессионального развития личности, делая вывод о том, что психологическое благополучие есть неотъемлемая составляющая профессионального развития личности [9, с. 340].
Начиная с этапа профессионального обучения и до завершения трудового пути во взрослом возрасте, профессиональная деятельность является одной из ведущих. В этой связи вполне закономерно появление отдельных концепций, описывающих психологическое благополучие в разрезе профессиональной деятельности. Так, Е.В. Бородкина под психологическим благополучием понимает «интегральное образование, включающее осознание ценности и смысла профессиональной деятельности, переживание положительных эмоций и чувств, связанных с профессией, и относительное отсутствие отрицательных эмоций» [2, с. 31].
Таким образом, цель исследования - выявить особенности психологического благополучия у женщин-военнослужащих и женщин, имеющих гражданскую специальность.
Эмпирическая выборка исследования представлена 162 респондентками, из которых 82 женщины - военнослужащие, и 80 женщин, имеющие гражданскую специальность, традиционно относимую к женским видам деятельности (педагог младших классов и системы дополнительного образования, воспитатель детского сада, продавец продуктов питания, специалист по кадрам, бухгалтер). Средний возраст по выборке
военнослужащих составляет 31 год, по выборке гражданских специальностей -34 года. Более 51% женщин - участников исследования, имеют высшее образование. Более 60% респондентов работают по специальности, соответствующей профилю, полученному высшему или среднему профессиональному образованию.
Для выявления психологического благополучия всех респонденток использовался опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко) [12].
В таблице 1 представлены средние значения, полученные в группах респонденток по опроснику «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко), а также значимые результаты сравнения, проведенные с помощью ф-критерия Фишера.
Таблица 1
Различия в уровне выраженности психологического благополучия и отдельных его элементов по К. Рифф в группах женщин-военнослужащих и женщин -
гражданских лиц
Элементы психологического благополучия Уровень выраженности признака (абс./%) у женщин -военнослужащих Уровень выраженности признака (абс./%) у женщин, гражданских лиц ф-критерий Фишера
М±о высокий средний низкий М±о высокий средний низкий высокий средний низкий
Положительные отношения с другими 61± 5,06 10 (12,2) 61 (74,4) 11 (13,4) 68± 6,18 16 (20,0) 57 (71,2) 7 (8,7) 1,355 0,445 0,942
Автономия 44± 7,15 8 (9,7) 42 (51,5) 32 (39,1) 59± 5,32 12 (15,0) 49 (61,2) 19 (23,7) 1,005 1,298 2,1*
Управление окружением 45± 8,15 10 (12,0) 36 (44,0) 36 (44,0) 60± 6,52 11 (13,7) 55 (68,7) 14 (17,6) 0,299 3,233* * 3,723 **
Личностный рост 60± 5,19 12 (14,6) 38 (46,4) 32 (39,1) 65± 5,12 19 (23,7) 52 (65,0) 9 (11,2) 1,495 2,405* * 4,219 **
Цель в жизни 63± 6,87 12 (14,7) 63 (76,8) 7 (8,5) 61± 5,04 13 (16,2) 52 (65,0) 15 (18,7) 0,299 1,661* 1,941*
Самопринятие 54± 4,13 8 (9,7) 45 (54,9) 29 (35,4) 62± 6,03 17 (21,2) 53 (66,2) 8 (10,0) 2,049* 1,759* 4,009 **
Элементы психологического благополучия Уровень выраженности признака (абс./%) у женщин -военнослужащих Уровень выраженности признака (абс./%) у женщин, гражданских лиц ф-критерий Фишера
М±о высокий средний низкий М±о высокий средний низкий высокий средний низкий
Интегральный показатель психологического благополучия 282± 19,4 10 (12,2) 47 (57,3) 25 (30,5) 375± 21,4 15 (18,7) 53 (66,2) 12 (15,0) 1,165 1,184 2,386 **
Примечание: «*» - р<0,05; «**» - р<0,01
Таким образом, анализ средних значений с расчетом значимости полученных различий позволяет утверждать, что в группах респонденток отсутствуют различия в отношении таких элементов психологического благополучия, как положительные отношения с другими и автономия. По этим шкалам чуть более высокие значения получены в группе женщин -гражданских лиц, но различия не подтверждаются математической статистикой. Таким образом, вне влияния профессии оказывается способность личности к построению доверительных отношений с окружающими людьми, готовность заботиться, сопереживать, испытывать привязанности и умение идти на компромиссы. Уровень автономии в группе женщин-военнослужащих находится в целом ниже среднего при сравнении с нормативными значениями показателей, предложенными Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко, также критерий Фишера обнаруживает значимые различия в количестве респондентов, у которых этот элемент психологического благополучия находится на низком уровне (при ф*=2,1 р<0,05). То есть женщины военнослужащие чаще, чем представители других профессиональных групп, зависят от мнения окружающих, полагаются на внешние силы в принятии важных решений, поддаются мнениям и оценкам окружающих людей. Эти данные сочетаются с более низкими значениями в этой группе по шкале «Управление окружением» (при ф**=3,723 р<0,01), что свидетельствует об ощущении жизненными событиями, невысокой готовности использовать в
свою пользу открывающиеся во внешней среде возможности. Также необходимо отметить, более низкие значения в группе женщин-военнослужащих по шкалам личностного роста (при ф**=4,219 р<0,01) и самопринятия (при ф**=4,009 р<0,01). В этой группе чаще, чем у респондентов других профессий, женщины не испытывают интерес к жизни, чувства улучшения или саморазвития, при этом переживают недовольство собой, разочарованность в имеющихся личных достижениях, беспокойство по поводу некоторых личностных качеств и т. д.
Вместе с тем, важно отметить, что в группе военнослужащих получены различия, связанные с жизненными целями (р<0,05). В этой группе меньше респондентов, не имеющих жизненных целей и четкой направленности, переживающих бессмысленность прошлого и настоящего.
Расчет интегрального показателя психологического благополучия позволяет нам утверждать, что в группе респондентов военнослужащих получены значения ниже среднего в сравнении с нормативными значениями показателями теста (282±19,4 балла - средний показатель у женщин-военнослужащих, 363± 24,20 балла - нормативный показатель). Кроме того, ф критерий Фишера позволяет утверждать, что в этой группе значимо больше тех, кто испытывает низкий уровень психологического благополучия (при ф**=2,386 р<0,01).
Таким образом, психологическое благополучие - это эмоционально-оценочное отношение человека к своей жизни, личности, взаимоотношениям с другими процессами в различных сферах деятельности. Неотъемлемой составляющей психологического благополучия является профессиональное развитие личности. В зависимости от специфики профессиональной деятельности личность может по-разному переживать и определять уровень и содержание своего психологического благополучия. Военная профессиональная деятельность отличается целым рядом характеристик, которые могут непосредственно влиять на психологическое благополучие военнослужащих, особенно если военнослужащими являются женщины. В
целом уровень автономии в группе женщин-военнослужащих находится ниже среднего при сравнении с нормативными значениями показателей. Можно предположить, что женщины в этой группе зависят от мнения окружающих, полагаются на внешние силы в принятии важных решений, поддаются мнениям и оценкам окружающих людей, не имеющих жизненных целей и четкой направленности, переживающих бессмысленность прошлого и настоящего. Женщины гражданских специальностей напротив способны к построению доверительных отношений с окружающими людьми, готовы заботиться, сопереживать, испытывать привязанности и умение идти на компромиссы, что свидетельствует об ощущении жизненными событиями. В целом можно сделать вывод о том, что женщины-военнослужащие имеют низкий уровень психологического благополучия по сравнению с женщинами гражданских специальностей.
Полученные данные позволяют предположить, что существует необходимость создания комплексного сопровождения женщин в процессе военно-профессиональной деятельности, развития стрессоустойчивости в автономии и создания групп психологической поддержки женщин-военнослужащих. Такие программы позволят привлекать к контрактной службе большее количество военнослужащих-женщин и повысить качество выполнения служебных задач в профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барабанщиков А.В., Глоточкин А.Д., Феденко Н.Ф., Шеляг В.В. Проблемы психологии воинского коллектива. - М.: Воениздат, 1973. - 302 с.
2. Бородкина Е.В. К вопросу изучения субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. - № 28. - С. 31-34.
3. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. - СПб.: Питер, 2006. - 480 с.
4. Корчемный П.А. и др. Военная психология: методология, теория, практика. - М.: Воениздат, 2008. - 280 с.
5. Павлоцкая Я.И. Психологическое благополучие и социально-психологические характеристики личности: монография / Я.И. Павлоцкая; Волгоградский институт управления - филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС. -Волгоград: Издательство Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС, 2016. - 168 с.
6. Психология и педагогика. Военная психология / под ред. А.Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2005. - 464 с.
7. Султанова И.В. Психологические особенности прохождения срочной воинской службы // Наука и образование: тенденции и перспективы. -2016. - № 1 (3). - С. 61-68.
8. Червякова А.М. Гендерный аспект профессионализации военнослужащих-женщин / А.М. Червякова // Вестник ТвГТУ. Серия «Науки об обществе и гуманитарные науки». - 2016. - Выпуск 2. - С. 62-68.
9. Черняева Г.В. Психологическое благополучие как атрибутивная составляющая профессионального развития личности // Психологическое благополучие современного человека [Электронный ресурс]: материалы Международной заочной научно-практической конференции (11 апреля 2018 г.) / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. С. А. Водяха. - Екатеринбург: [б. и.], 2018. - С. 338-344.
10. Шалахин Р.А. Некоторые аспекты прохождения службы военнослужащими-женщинами / Р.А. Шалахин // Развитие военной педагогики в XXI веке: материалы IV Межвузовской научно-практической конференции / под ред. С.В. Костарева, И.И. Соколовой, Н.В. Ершова. - СПб.: ВАС, 2017. -С. 553-558.
11. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы / Р.М. Шамионов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. - 294 с.
12. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. - 2011. - № 3. - С. 95-123.