УДК 159.923-055.2
Златина Александра Александровна
аспирант кафедры психологии личности и общей психологии
Кубанского государственного университета
Лупенко Наталья Николаевна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии личности и общей психологии
Кубанского государственного университета
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЖЕНЩИН ВОЕННЫХ И ГРАЖДАНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Zlatina Aleksandra Aleksandrovna
PhD student,
Department of Personality Psychology and General Psychology, Kuban State University
Lupenko Natalya Nikolayevna
PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Personality Psychology and General Psychology, Kuban State University
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FEATURES OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AMONG WOMEN IN MILITARY AND CIVILIAN JOBS
Аннотация:
В статье представлен анализ исследований в области психологического благополучия личности и сформулировано определение понятия «психологическое благополучие». Описаны основные характеристики специфики военной профессиональной деятельности. Даны результаты исследования особенностей психологического благополучия женщин-военнослужащих и женщин гражданских специальностей. Женщины-военнослужащие считают, что их психологическое состояние зависит от мнения окружающих, они полагаются на внешние силы в принятии важных решений, поддаются оценкам других людей, не имеют жизненных целей и четкой направленности. Женщины гражданских специальностей, напротив, способны к построению доверительных отношений с окружающими, готовы заботиться, сопереживать, испытывать привязанности, умеют идти на компромиссы. В целом можно сделать вывод, что женщины-военнослужащие обладают низким уровнем психологического благополучия по сравнению с таковым у женщин гражданских специальностей.
Ключевые слова:
психологическое благополучие, профессия, военная профессиональная деятельность, женщина-военнослужащий
Summary:
The paper presents an analysis of the research in the field of psychological well-being of an individual and defines the concept of "psychological well-being". The main characteristics of the specifics of military professional activity are described. The results of the study of the peculiarities of psychological well-being among women in military and civilian jobs are presented. It is revealed that women in armed forces believe that their psychological well-being depends on the opinions of others, rely on external forces in making important decisions, give in to the opinions and assessments of people around them who do not have life goals and a clear focus. Women of civil professions, on the contrary, are capable of building trusting relationships with people around them, are ready to care, empathize, experience attachments and know how to compromise. In general, it can be concluded that women in armed forces are of the low level of psychological well-being compared with women of civilian jobs.
Keywords:
psychological well-being, profession, military professional activity, woman in armed forces
В настоящее время все большее внимание исследователей привлекает проблема психологического благополучия. В условиях глобальных мировых экономических кризисов, террористических угроз, общегосударственных проблем снижения качества жизни остается открытым вопрос о благополучии личности, а также о тех внешних и внутренних факторах и механизмах, которые лежат в основе формирования этого интегрального состояния.
По данным многочисленных исследований, уровень психологического благополучия является индикатором позитивного функционирования личности во всех жизненных сферах и аспектах: супружеских и детско-родительских отношениях (Д.Д. Акбаева, Л.В. Жуковская, В.В. Захарян, В.Н. Куницына, Г.Р. Позова и др.), профессиональной области (М.В. Бучацкая, Д.М. Зиновьева, Л.Б. Козьмина, Ю.Ю. Неяскина и др.), личностном развитии (О.А. Идобаева, Д.А. Леонтьев, Г.Л. Пучкова, Е.В. Садальская, П.П. Фесенко, С.В. Яремчук и др.), социальной активности (Г.М. Зараковский, Н.В. Усова, Р.М. Шамионов и др.).
Психологическое благополучие прежде всего определяется не внешними условиями жизни, а качеством отношений человека с окружающим миром, другими людьми и самим собой, степенью его самореализации и удовлетворением потребности в саморазвитии. Важными аспектами при этом являются субъективное восприятие личностью индивидуальной ситуации своего развития, переживание счастья и внутренней гармонии, способность противостоять внешнему давлению, удовлетворенность собой и собственными достижениями, позитивная аффективность [1].
Согласно широко известной теории аффективного баланса Н.М. Брадбурна, психологическое благополучие - это доминирование положительных эмоций над отрицательными [2]. По мнению Р.М. Шамионова, данное понятие определяется как «эмоционально-оценочное отношение человека к своей жизни, личности, взаимоотношениям с другими и процессам, имеющим важное для него значение с точки зрения усвоенных нормативно-ценностных представлений о "благополучной" внешней и внутренней среде, выражающееся в удовлетворенности ею, ощущении счастья» [3, с. 11].
В соответствии с концепцией психологического благополучия К. Рифф - это «базовый субъективный конструкт, отражающий восприятие и оценку своего функционирования с точки зрения вершины потенциальных возможностей человека» [4]. Исследователь предложила эту модель на основе анализа многочисленных теоретических работ, так или иначе затрагивавших тему человеческого счастья, гармонии, самоактуализации - от Аристотеля до К. Юнга. Таким образом, К. Рифф является одной из первых авторов интегрированной модели, включающей в себя не только эмоциональную составляющую, но и элементы взаимодействия с внешним миром и самим собой. На основе авторской модели она создала опросник, который неоднократно подвергался процедурам психометрической проверки, в том числе на выборках разных стран. Модель получила эмпирическую поддержку, в связи с чем тест до сих пор остается одним из наиболее популярных инструментов изучения психологического благополучия.
В качестве важнейших внешних факторов, приводящих в действие механизмы психологического благополучия, выступают особенности профессиональной деятельности, которая играет немаловажную роль в жизни большинства взрослых людей. Профессия - это не только способ финансового обеспечения жизнедеятельности, но и пространство для самоактуализации и саморазвития.
Военная профессиональная деятельность отличается рядом особенностей, которые могут непосредственно влиять на психологическое благополучие военнослужащих. В разных источниках к перечню специфических психологических характеристик военной службы относятся следующие:
- психологическая готовность применить оружие, отдать жизнь, защищая граждан страны и суверенные права государства [5];
- интенсивные тяжелые физические нагрузки, служба в неблагоприятных климатических условиях [6];
- специфические условия служебно-боевой деятельности: опасность, внезапность, противоречивость информации о боевой задаче, неизвестность условий ее выполнения, высокая интенсивность действий [7];
- значимость патриотической мотивации, мотивации служения при выборе профессиональной деятельности [8];
- выраженное, длительное состояние психического напряжения [9];
- высокие риски, связанные с неэффективным социально-психологическим взаимодействием, как в коллективе военнослужащих, так и в диаде «начальник - подчиненный», вынужденность и нормированность ситуаций социального взаимодействия [10];
- значимая роль военного руководителя, его авторитета, стиля деятельности, способности оказывать воздействие на подчиненных [11].
Специфика военной деятельности определяет ее как эмоционально и физически тяжелую, предъявляющую высокие требования к психологическим ресурсам личности. Наблюдаются такие аспекты, как стрессогенность профессиональной среды, высокая степень неопределенности в отношении как профессиональных задач, так и условий и перспектив службы.
В связи с неблагоприятными условиями остается крайне дискуссионным вопрос о необходимости массового привлечения женщин к несению военной службы [12]. Вместе с тем в современной Российской армии и флоте, по данным Минобороны РФ, служат почти 50 тыс. женщин, еще примерно столько же трудятся на гражданских должностях. Это составляет 10 % от общей численности военнослужащих и соответствует мировым показателям. Ежегодно со стороны девушек-абитуриентов возрастает востребованность обучения в военных вузах. В последние годы в ряде учебных организаций конкурс составляет более 30 человек на место. Женщины служат практически во всех видах и родах войск, имеющихся в Вооруженных силах Российской Федерации [13, с. 554].
Начиная с этапа профессионального обучения и до завершения трудового пути во взрослом возрасте профессиональная деятельность является одной из ведущих. В связи с этим
вполне закономерно формирование отдельных концепций, описывающих психологическое благополучие в разрезе профессиональной деятельности. Например, Г.В. Черняева проводит сравнение элементов модели психологического благополучия с компонентами профессионального развития личности, делая вывод, что благополучие есть неотъемлемая составляющая такого развития [14, с. 340]. В свою очередь, Е.В. Бородкина под психологическим благополучием понимает «интегральное образование, включающее осознание ценности и смысла профессиональной деятельности, переживание положительных эмоций и чувств, связанных с профессией, и относительное отсутствие отрицательных эмоций» [15, с. 31]. Таким образом, цель исследования -выявление специфики психологического благополучия у женщин-военнослужащих и женщин, имеющих гражданскую специальность, можно считать актуальной.
Эмпирическая выборка представлена 162 респондентами, из которых 82 - женщины-военнослужащие, 80 - женщины, имеющие гражданскую специальность, традиционно относимую к женским видам деятельности (педагог младших классов и системы дополнительного образования, воспитатель детского сада, продавец продуктов питания, специалист по кадрам, бухгалтер). Средний возраст по выборке военнослужащих составляет 31,17 года, по выборке гражданских специальностей - 33,69. Более 51 % участников исследования имеют высшее образование. Свыше 60 % опрошенных работают по специальности, соответствующей профилю - полученному высшему или среднему профессиональному образованию.
Для выявления психологического благополучия участников исследования использовался опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко) [16]. В таблицах 1, 2 представлены средние величины, полученные в группах респондентов по этому опроснику, а также значимые результаты сравнения, проведенного с помощью ф-критерия Фишера.
Таблица 1 - Различия в уровне выраженности психологического благополучия и отдельных его элементов в группах женщин-военнослужащих и женщин - гражданских лиц_
Элемент психологиче- Уровень выраженности признака у женщин-военнослужащих, абс. (%) Уровень выраженности признака у женщин - гражданских лиц, абс. (%)
ского благополучия М ± а высокий средний низкий М ± а высокий средний низкий
Положительные отношения с другими 61 ± 5,06 10 (12,2) 61 (74,4) 11 (13,4) 68 ± 6,18 16 (20,0) 57 (71,2) 7 (8,7)
Автономия 44 ± 7,15 8 (9,7) 42 (51,5) 32 (39,1) 59 ± 5,32 12 (15,0) 49 (61,2) 19 (23,7)
Управление окружением 45 ± 8,15 10 (12,0) 36 (44,0) 36 (44,0) 60 ± 6,52 11 (13,7) 55 (68,7) 14 (17,6)
Личностное развитие 60 ± 5,19 12 (14,6) 38 (46,4) 32 (39,1) 65 ± 5,12 19 (23,7) 52 (65,0) 9 (11,2)
Цель в жизни 63 ± 6,87 12 (14,7) 63 (76,8) 7 (8,5) 61 ± 5,04 13 (16,2) 52 (65,0) 15 (18,7)
Самопринятие 54 ± 4,13 8 (9,7) 45 (54,9) 29 (35,4) 62 ± 6,03 17 (21,2) 53 (66,2) 8 (10,0)
Интегральный
показатель психологического благополучия 282 ± 19,40 10 (12,2) 47 (57,3) 25 (30,5) 375 ± 21,40 15 (18,7) 53 (66,2) 12 (15,0)
Таблица 2 - Результаты сравнения различий в уровне выраженности психологического благополучия и отдельных его элементов в группах женщин-военнослужащих и женщин - гражданских лиц, полученные с помощью ф-критерия Фишера_
Элемент психологического благополучия ф-критерий Фишера
высокий средний низкий
Положительные отношения с другими 1,355 0,445 0,942
Автономия 1,005 1,298 2,100*
Управление окружением 0,299 3,233** 3,723**
Личностное развитие 1,495 2,405** 4,219**
Цель в жизни 0,299 1,661* 1,941*
Самопринятие 2,049* 1,759* 4,009**
Интегральный показатель психологического благополучия 1,165 1,184 2,386**
* р < 0,05. ** р < 0,01.
Анализ средних значений с расчетом значимости полученных различий позволяет утверждать, что в группах опрошенных отсутствуют различия при определении таких элементов психологического благополучия, как положительные отношения с другими и автономия. По этим
шкалам чуть более высокие величины получены для гражданских лиц, но различия не подтверждаются математической статистикой. Таким образом, вне влияния профессии оказываются способность личности к построению доверительных отношений с окружающими людьми, готовность заботиться, сопереживать, испытывать привязанности и умение идти на компромиссы. Уровень автономии в группе женщин-военнослужащих в целом ниже среднего по сравнению с нормативными значениями показателей, предложенными Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко, также критерий Фишера обнаруживает значимые различия в количестве респондентов, у которых этот элемент психологического благополучия находится на низком уровне (ф = 2,1, р < 0,05). Следовательно, женщины-военнослужащие чаще, чем представители других профессиональных групп, зависят от мнения окружающих, полагаются на внешние силы в принятии важных решений, поддаются оценкам других людей. Подобные данные сочетаются с более низкими величинами в этой группе по шкале управления окружением (ф = 3,723, р < 0,01), что свидетельствует о невысокой готовности обращать в свою пользу открывающиеся во внешней среде возможности.
Также необходимо выделить более низкие показатели у женщин-военнослужащих по шкалам личностного развития (ф = 4,219, р < 0,01) и самопринятия (ф = 4,009, р < 0,01). Представители этой группы чаще, чем респонденты других профессий, не испытывают интерес к жизни, не стремятся к саморазвитию, при этом ощущают недовольство собой, разочарованность в личных достижениях, беспокойство по поводу некоторых личностных качеств и т. д.
Вместе с тем важно отметить, что в группе военнослужащих наблюдаются различия, связанные с жизненными целями (р < 0,05). В этой группе меньше респондентов, не имеющих жизненных целей и четкой направленности, ощущающих бессмысленность прошлого и настоящего.
Определение интегрального показателя психологического благополучия позволяет утверждать, что для респондентов-военнослужащих получены значения ниже среднего в сравнении со стандартами теста (282 ± 19,4 балла - средний показатель у женщин-военнослужащих, 363 ± 24,20 - норматив). Кроме того, расчет ф-критерия Фишера подтверждает, что в этой группе значимо больше тех, кто имеет низкий уровень психологического благополучия (ф = 2,386, р < 0,01).
Таким образом, психологическое благополучие - это эмоционально-оценочное отношение человека к своей жизни, личности, другим процессам в разных сферах деятельности. Неотъемлемой составляющей благополучия является профессиональное развитие личности. В зависимости от специфики профессиональной деятельности человек может по-разному определять уровень и содержание собственного психологического благополучия. Военная профессиональная деятельность отличается рядом характеристик, которые могут непосредственно влиять на психологическое благополучие военнослужащих, особенно женщин. В целом степень автономии в группе женщин-военнослужащих ниже средних нормативных показателей. Можно предположить, что респонденты при этом зависят от мнения и оценок окружающих, полагаются на внешние силы в принятии важных решений, не имеют жизненных целей и четкой направленности.
В свою очередь, женщины гражданских специальностей способны к выстраиванию доверительных отношений с окружающими, демонстрируют умение идти на компромиссы, готовность заботиться, сопереживать, испытывать привязанность. Таким образом, исследование позволяет прийти к выводу, что женщины-военнослужащие отличаются более низкой степенью психологического благополучия, нежели женщины гражданских специальностей.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости комплексного сопровождения женщин в процессе военно-профессиональной деятельности; оказания помощи в вопросах развития стессоустойчивости, автономии; а также создания групп психологической поддержки. Подобные программы позволят привлекать к контрактной службе больше военнослужащих-женщин, и повышать качество выполнения служебных задач.
Ссылки:
1. Павлоцкая Я.И. Психологическое благополучие и социально-психологические характеристики личности : монография. Волгоград, 2016. 168 с.
2. Bradburn N.M. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago, 1969. 320 p.
3. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов, 2008. 295 с.
4. Козьмина Л.Б. Динамика психологического благополучия личности студентов-психологов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2014. 21 с. ; Ryff C.D. Happiness is Everything, or is It? Explorations on the Meaning of Psychological Wellbeing // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. P. 1069-1081. https://doi.org/10.1037/0022-3514.57.6.1069.
5. Психология и педагогика. Военная психология : учебник для вузов / под ред. А.Г. Маклакова. СПб., 2005. 464 с. ; Шалахин Р.А. Некоторые аспекты прохождения службы военнослужащими-женщинами // Развитие военной педагогики в XXI в. : материалы IV Межвузовской научно-практической конференции / под ред. С.В. Костарева, И.И. Соколовой, Н.В. Ершова. СПб., 2017. С. 553-558.
6. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. СПб., 2006. 480 с. ; Шалахин Р.А. Указ. соч.
7. Султанова И.В. Психологические особенности прохождения срочной воинской службы // Наука и образование: тенденции и перспективы. 2016. № 1 (3). С. 61-68.
8. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Указ. соч.
9. Там же.
10. Военная психология: методология, теория, практика : учебно-методическое пособие / Р.А. Абдурахманов, А.Я. Ан-цупов, Б.П. Бархаев и др. М., 1996. 280 с. ; Проблемы психологии воинского коллектива / А.В. Барабанщиков, А.Д. Глоточкин, Н.Ф. Феденко, В.В. Шеляг. М., 1973. 302 с. ; Султанова И.В. Указ. соч.
11. Военная психология ...
12. Шалахин Р.А. Указ. соч.
13. Там же. С. 554.
14. Черняева Г.В. Психологическое благополучие как атрибутивная составляющая профессионального развития личности // Психологическое благополучие современного человека : материалы международной заочной научно-практической конференции / отв. ред. С.А. Водяха. Екатеринбург, 2018. С. 338-344.
15. Бородкина Е.В. К вопросу изучения субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 28. С. 31-34.
16. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2011. № 3. С. 95-123.
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович