М. Н. Семенова, канд. психол. наук, доцент кафедры общенаучных дисциплин, Березниковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета, г. Березники, Россия, [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И РЕЛИГИОЗНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
В статье обсуждаются особенности психологического благополучия личности, понимаемого как позитивное функционирование и субъективное оценивание человеком себя и собственной жизни в период взрослости, которое связано с решением сложных возрастных задач достижения продуктивности в различных сферах жизнедеятельности. Кризисное проживание данного периода и изменения в таких компонентах психологического благополучия, как самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цели в жизни, личностный рост в определенной мере могут быть обусловлены переходом к новой ступени развития: от индивидуализации к универсализации, предполагающей субъективное проживание «входа в пространство» общечеловеческих, экзистенциальных ценностей. В качестве адаптационного потенциала и включения духовных резервов развития рассмотрена религиозная ориентация личности. С целью проверки предположения о связи внутренней религиозной ориентации личности как способа переживания и миропонимания с ее психологическим благополучием автор сопоставляет данные эмпирического исследования, показывает корреляционные связи, позволяющие определить тенденцию к взаимозависимости указанных категорий. В результате исследования обнаружены различия во взаимосвязях компонентов психологического благополучия, религиозных ориентаций и религиозных представлений у мужчин и женщин в возрасте 35—45лет.
Ключевые слова: психологическое благополучие, личность, период взрослости, субъективное проживание, ценности, религиозная ориентация, религиозные представления, взаимосвязь.
Вопросы развития личности в период взрослости в гуманитарных науках не теряют своей актуальности. Для возрастной психологии характерно мнение, что взрослость отмечается обогащением Я-концепции личности и мотивационной сферы, а зрелая личность становится всё более способной к самостоятельному управлению обстоятельствами своей жизни, своего развития. А.А. Реан так формулирует особенности данного периода: «уверенность в собственных силах и осознание собственной компетентности, с одной стороны, а также признание ограничений и установление адекватного уровня притязаний на основе жизненного опыта, с другой стороны, обеспечивают ощущение целостности и удов-
летворенности»1. Это состояние в определенной мере характеризует психологическое благополучие личности. Как подчеркивают Т.Д. Шевеленкова и П.П. Фесенко, термин «психологическое благополучие» соотносится прежде всего с экзистенциальным переживанием человека собственной жизни, обладает такой характеристикой, как целостность, базируется на интегральной оценке собственного бытия2. Теоретический анализ подходов к определению благополучия личности в работах Н. Брэдбурна, Э. Динера, Р. Райана и Э. Диси, проведенный авторами, позволяет им заключить, что наиболее удачно такие важные составляющие понятия, как субъективное оценивание человеком себя и собственной жизни
ДИСКУССИЯ !
журнал научных публикаций
и позитивное функционирование личности, интегрированы в шестикомпонентной концепции К. Рифф. Данная концепция, основанная на обобщении вопросов функционирования лично- : сти, рассматриваемых в теориях А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта, К. Г. Юнга, Э. Эриксона и других исследователей, видится методологически эвристичной для субъективной оценки различных сторон жизнедеятельности лич- : ности. Т.Д. Шевеленкова и П.П. Фесенко как авторы отечественной адаптированной методики К. Рифф указывают, что каждый из шести компонентов (самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цели в жизни, личностный рост) может достигать разной степени выраженности, определяя тем самым уникальную структуру и интегральный показатель психологического благополучия каждого отдельного человека3.
В настоящее время активно изучается связь психологического благополучия с возрастными, социальными и психологическими характеристиками. Актуальность подобных исследований, как отмечает О.А. Идо-баева, обусловлена наблюдающимися в нашем обществе процессами, в частности тем, что семьдесят процентов населения России живет в состоянии затяжного психоэмоционального стресса4.
Актуальность поиска оснований для позитивного функционирования личности обусловлена и тем, что в период взрослости возможны различные затруднения в решении возрастных задач, что приводит к стагнации в развитии личности, ее неудовлетворенности результатами своей жизни и собой. Авторы подхода интегральной периодизации психического развития, в частности В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, считают, что кризис взрос-
Поиск надежного фундамента для создания новых и совершенствования уже сложившихся отношений человека с миром
и с самим собой означает обращение к духовному опыту общества и к духовности конкретного человека.
Сохранению психического здоровья человека способствует внутренняя, а не внешняя ориентация. Если религиозная ориентация глубоко интериори-зирована, ей будут способствовать и нормальная психика, и спокойствие в отношениях с окружающими.
лости в 39—35 лет предшествует переходу к следующей ступени развития человека — «универсализации»: «Универсализация, или выход за пределы сколь угодно развитой индивидуализации есть одновременно вход в пространство обще-и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей.... А формулой субъективного проживания своей причастности к универсальному событию являются слова = апостола Павла: "И уже не я живу, а живет во мне Христос!" (Гал. 2,20)»5. С указанным пониманием сложностей возраста, перекликается подход к изучению психологии адаптирующейся личности С.Т. Посоховой, где отмечается, что поиск надежного фундамента для создания новых и совершенствования уже сложившихся отношений человека с миром и с самим собой означает обращение к духовному опыту общества и к духовности конкретного человека. Здесь предполагается, что «адаптационная направленность религиозной ориентации заключается в создании возможных внутренних условий для включения духовных резервов самосохранения и самораскрытия личности»6.
Нельзя не отметить, что одна из наиболее известных типологий религиозной ориентации личности принадлежит Г. Ол-порту, по мнению которого, понятие «религия» слишком широко, в действительности же религиозное чувство и религиозная ориентация у людей крайне различны: у некоторых они фрагментарные, поверхностные, у других — глубокие, всепроникающие. Выделяя два основных типа религиозной ориентации личности, Г. Олпорт поясняет: «абсолютно уверен в том, что сохранению психического здоровья человека способствует внутренняя, а не внешняя ориентация. Если религиозная ориентация глубоко интериоризиро-вана, ей будут способствовать и нормаль-
ная психика, и спокойствие в отношениях с окружающими. Такова моя гипотеза»7.
Безусловно, в словах Г. Олпорта, не высказано прямое предположение о психологическом благополучии, детерминированном внутренней религиозной ориентацией, однако можно предположить, что между указанными характеристиками личности существует связь.
Само понятие «религиозность» в силу своей абстрактности и масштабности имеет множество определений и толкований в отечественной и зарубежной науке (У. Джемс, В. Вундт, З. Фрейд, В. Франкл, Э. Фромм, Д.М. Угринович, И.Н Яблоков, В.И. Гараджа и др.). В целях диагностики духовно-нравственной ориентации личности в психологии разработан, апробирован и применяется психодиагностический комплекс, основанный на понимании религиозности, которая «представляет собой относительно устойчивую систему субординированных свойств и признаков, фиксируемых в содержании религиозного сознания, религиозного опыта, в мотивах и направленности религиозного поведения, включенности в религиозные отношения»8. Религиозность, в данном случае, операционально включает в себя содержательные аспекты религиозных представлений-верований (индивидуальная религиозность) и типы религиозной ориентации (внешняя и внутренняя религиозность).
И.М. Богдановская, изучая смысловую организацию современного религиозного опыта личности, приходит к выводу, что имеет место возрастной аспект религиозных представлений и ориентации, который обусловлен спецификой жизненного опыта испытуемых: «Для верующих зрелого возраста более характерен жизненно-практический уровень религиозных представлений, связанный с переживанием предельных жизненных ситуаций, большей погруженностью в проблемы социума. Для молодых верующих — экзистенциально-мировоззренческий уровень, связанный с развитием рефлексии, постижением
смысла собственного „Я", становлением мировоззрения»9.
Подтверждает возрастные отличия в религиозности личности исследование Н.В. Усовой и А.Ф. Ка-шаповой, в котором сравнивались показатели персональной религиозности представителей трех возрастных групп. Люди среднего возраста, в отличие от молодежи, обладают более высоким уровнем персональной (личностной) религиозности. Авторы обращаются к выводам Р. Яворского о том, что личностная религиозность предполагает более высокий уровень личностной интеграции, самопринятия (самоодобрения), последовательность на пути саморазвития10.
Таким образом, проблема исследования видится в определении характеристик взаимосвязи психологического благополучия личности как интегрирующего показателя степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования (К. Рифф, Т.Д. Шеве-ленкова, П.П. Фесенко) и религиозности личности, представленной содержательными аспектами религиозных представлений-верований, и типами религиозной ориентации (Г. Олпорт, Ю.В. Щербатых, С.Т. По-сохова, И.М. Богдановская) в период взрослости, что обусловлено входом личности в пространство экзистенциальных ценностей (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман) .
В 2013 году автором при участии Н.Ю. Пикулевой было организовано и проведено исследование с целью определения статистической корреляционной связи компонентов психологического благополучия и показателей религиозности. В нем приняло участие 70 человек в возрасте от 35 до 45 лет: 35 мужчин и 35 женщин, проживающих в г. Березники и г. Соликамск Пермского края. Составление эмпирической выборочной совокупности основано на принципе соответствия характеристикам интересующей нас популяции: критерии возраста и пола респондентов. В выборке: 48,5% людей с высшим образованием, 51,5% —
Женщины в большей, чем мужчины, степени склонны искать в религии поддержку и утешение. У них ярче выражены внешние признаки религиозности, склонность следовать традиции
во внешних проявлениях: соблюдать обряды и праздники, иметь в доме иконы, носить крестик и т. п.
ДИСКУССИЯ .
журнал научных публикаций
со средним специальным образованием; все они работающие; состоят в браке и имеют детей.
В целях диагностики применены опросник «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф), который получил широкое признание и применяется в научных исследованиях, а также методики психодиагностического комплекса смысловой организации религиозности: шкала «Религиозной ориентации» (Г. Олпорт, Д. Росс), опросник «Структура индивидуальной религиозности» (Ю.В. Щербатых).
В результате полученных эмпирических данных установлено, что среднее значение общего показателя психологического благополучия у мужчин составляет 347, что соответствует норме (351+23,93), у женщин -355, что также соответствует тестовой норме методики (336+33,94). :
Анализ значений выраженности шкал свидетельствует, что женщины в возрасте 35-45 лет удовлетворены отношениями с окружающими, в достаточной степени самостоя-
Люди среднего возраста в целом склонны полагать, что многие социальные трудности связаны с недостатком уважения к религиозным ценностям и что религию нужно сохранять за то, что она поддерживает нравственность и мораль в современном обществе.
тельны, осознают свои цели в жизни, принимают себя, но испытывают некоторое ощущение замедления личностного роста. Мужчины в возрасте 35-45 лет также ощущают уверенность в себе и независимость, осознают цели в жизни, однако переживают недовольство самим собой и неудовлетворенность отношениями с окружающими.
По методике Г. Олпорта и Д. Росса выявлены типы их религиозной ориентации. Интересно, что в данной эмпирической выборке религиозная ориентация определяются двумя направлениями: 42,85% женщин = и 28,5% мужчин имеют последовательную внутреннюю религиозную ориентацию, которая характеризуется устойчивостью религиозных убеждений, внутренним переживанием в осмыслении вопросов веры. Для людей данной группы не столь значимо соблюдение внешней обрядовой стороны религиозного поведения, сколько внутреннее переживание, и религия служит для них средством миропонимания. 42,85% женщин и 51,5% мужчин имеют
последовательную внешнюю религиозную ориентацию, в случае которой религия рассматривается скорее как следование традициям и нужна им для упрочения положения в обществе. Религия значима, однако не занимает в мировоззрении доминирующего положения.
В выборке также представлена так называемая «непоследовательная религиозность», которая связана с тем, что у личности наблюдаются как внешние религиозные проявления, так и внутренние религиозные убеждения, которые недостаточно согласованы и устойчивы (14,3% женщин и 8,6% мужчин). 11,4% мужчин относятся к типу «нерелигиозные люди».
Сравнение показателей содержательных аспектов представлений-верований по опроснику «Структура индивидуальной религиозности» у мужчин и женщин выявляет некоторые статистически достоверные отличия (1-критерий Стьюдента). Женщины в большей, чем мужчины, степени склонны искать в религии поддержку и утешение (1=5,33, р<0,001). У них, в отличие от мужчин, ярче выражены внешние признаки религиозности, склонность следовать традиции во внешних проявлениях: соблюдать обряды и праздники, иметь в доме иконы, носить крестик и т. п. (1=2,86, р<0,01).
Есть различия в отношении к религии как к образцу моральных норм (1=2,02, р<0,05). Женщины в большей, чем мужчины, мере полагают, что религиозность определяет нравственный облик человека и что желательно воспитывать детей на основе религиозной традиции. Люди среднего возраста в целом склонны полагать, что многие социальные трудности связаны с недостатком уважения к религиозным ценностям и что религию нужно сохранять за то, что она поддерживает нравственность и мораль в современном обществе.
Результаты корреляционного анализа (коэффициент Пирсона) показателей психологического благополучия и религиозной ориентации у мужчин и женщин периода
Религиозность, возможно, формирует или уточняет систему координат личности по отношению к миру и себе, помогая таким образом создавать условия для благополучного развития личности. В то же время полученные эмпирические данные не позволяют говорить о причинной связи рассматриваемых категорий.
средней взрослости обнаруживают статистически значимые связи. Так, общий показатель психологического благополучия связан со шкалами религиозной ориентации: «тенденция искать в религии поддержку и утешение» (г=0,44, р<0,001), «тенденция верить в творца»(г=0,68, р<0,001), «отношение к религии как образцу моральных норм поведения» (г=0,46, р<0,001) и «наличие религиозного самосознания» (г=0,64, р<0,001). Психологическое благополучие личности — достаточно сложное переживание человеком удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности, и имеющее отношение к религиозному самосознанию как внутренней потребности в религиозном веровании. Возможно, что для людей среднего возраста тенденция видеть в религии образец морали, чувствовать в вере поддержку, повышает психологическое благополучие.
В подтверждение этому отметим наличие достоверной отрицательной корреляционной связи между психологическим благополучием и отношением к религии как к философской концепции (г=0,64, р<0,001). Для религиозно ориентированных людей вера — скорее не философская концепция, а единство переживаний, ценностей и опыта.
Существуют некоторые характерные для каждой группы корреляционные связи. С определенными допущениями результаты исследования согласуются с предполо-= жением Г. Олпорта, что не внешняя ориентация сохраняет психическое здоровье личности: общий показатель психологического благополучия женщин имеет отрицательную связь с внешней религиозной ориентацией (г = —0,58, р<0,001).
У женщин 35—45 лет показатель психологического благополучия в «управлении средой» имеет множество значимых отрицательных связей со шкалами индивидуальной религиозности: «отношение к религии как к философской кон-
цепции» (г = -0,46, р<0,01), «отношение к магии» (г = -0,45, р<0,01), «внешние признаки религиозности» (г = -0,47, р<0,01), «интерес к псевдонауке» (г = -0,48, р<0,01). Можно предположить, что ориентация на ритуальную сторону верования, интерес к таинственным и мистическим явлениям, не объясняемым наукой, не придает уверенности личности в способности управлять своими жизненными обстоятельствами, самостоятельно создавать условия, удовлетворяющие своим потребностям и ценностям. Однако положительно коррелируют со шкалой «управление средой» показатели «отношение к религии как к образцу моральных норм» (г=0,62, р<0,001) и «религиозное самосознание» (г=0,47, р<0,01).
Если в группе женщин показатель «религиозное самосознание» имеет связь с общим психологическим благополучием и только одной шкалой, то в группе мужчин 35-45 лет этот показатель имеет достоверные связи со всеми шкалами психологического благополучия: «позитивные отношения с окружающими» (г=0,54, р<0,001); «автономия» (г=0,60, р<0,001), «управление средой» (г=0,65, р<0,001), «личностный рост» (г=0,41, р<0,01), «цели в жизни» (г=0,59, р<0,001), «самопринятие» (г=0,54, р<0,001).
Интересно, что у мужчин статистически достоверно связаны практически со всеми шкалами психологического благополучия и с его общим показателем такие религиозные представления-верования, как «тенденция верить в творца» (г=0,74, р<0,001) и «искать в религии поддержку и утешение» (г=0,81, р<0,001). Можно предположить, что в поддержании позитивного функционирования личности участвует адаптационный потенциал религии.
Итак, в период взрослости человек способен к актуализации собственного потенциала и достижению продуктивности в значимых жизненных сферах. Однако в решении возрастных задач личность может испытывать различные затруднения и кризисы. Психологическое благополучие, подчеркивают Т.Д. Шевеленкова и П.П. Фесенко, имеет огромное значение для самого переживающего человека, поскольку связано с базовыми человеческими ценностями, а также с такими обыденны-
ми понятиями, как «счастье», «счастливая жизнь» и тому подобными, и зависит от системы внутренних координат самого носителя данного переживания11. Религиозность, возможно, формирует или уточняет систему координат личности по отношению к миру и себе, помогая таким образом создавать условия для благополучного развития личности. В то же время полученные эмпирические данные не позволяют говорить о причинной связи рассматриваемых категорий. Религиозность представляет собой сложное соотношение внешней и внутренней ориентации. Вероятно, психологически благополучная личность использует религию не столько как средство достижения своих целей, обеспечения утешения, уверенности в себе и т. п., сколько для формирования своего самоактуализационного потенциала, опираясь в том числе и на религиозный опыт. ^
Литература
1. Психология человека от рождения до смерти/ под общ. ред. А.А. Реана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 439.
2. Шевеленкова ТД., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95.
3. Там же С. 102.
4. Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: пси-холого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник Томского государственного университета. 2001. № 351. С. 128.
5. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 41-52.
6. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С.Т. Посоховой. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. С. 477.
7. Олпорт Гордон В. Личность в психологии. М.: «КСП+»; Спб.: «Ювента», 1998. С. 102.
8. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С.Т. Посоховой. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. С. 445.
9. Богдановская И.М. Смысловая организация современного религиозного опыта личности: авто-реф... дис.канд. психол. наук. СПб.: Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2002. С. 23.
10. Усова Н.В., Кашапова А.Ф. Возрастные особенности персональной религиозности и усвоение норм религии в процессе социализации // Психо-
логия, социология и педагогика. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka. ru/2013/08/2376 (дата обращения: 22.01.2014).
11. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 102.
PSYCHOLOGICAL WELLBEING AND RELIGIOUS ORIENTATION OF PERSONALITY IN THE PERIOD OF MATURITY
M. N. Semenova, Candidate of Psychology, Docent, Department of Scientific Disciplines, Berezniki Branch of Perm National Research Polytechnic University, Berezniki, Russia,
This article contains the speculations about psychological wellbeing of personality, understood as positive functioning and subjective evaluation of person's life in the period of maturity, which is closely connected with solutions of difficult problems in different spheres of life activity. Crisis life of this period and changes in these components of psychological wellbeing as self-acceptance, positive relations with people around, autonomy, management of environment, aims of life, personality's growth can be conditioned by transition to new stage of development: from individualization to universalization, suggesting subjective living «enter in space» universal and existential values. As an adaptive potential and inclusion of spiritual reserves of development the personality's religious orientation is considered. In order to check the suggestions about connection of inside religious orientation as a method of emotional experience and world-understanding with psychological wellbeing the author compares the data of empirical research, shows correlative links, defining tendency to interdependency of the categories. As a result the investigations have defined the differences in components' interconnections of psychological wellbeing, religious orientations and religious conceptions for men and women at the ages of35-45.
Key words: psychological well-being, personality, period of maturity, subjective accommodation, values, religious orientation, religious views, relationship.
References
1. Psikhologiia cheloveka ot rozhdeniia do smerti [Psychology of man from birth to death]. St. Petersburg, PRAIM-EVROZNAK Publ., 2002. 656 p.
2. Shevelenkova T.D., Fesenko P.P. Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti [Psychological well-being of personality] Psikhologicheskaia diagnostika — Psychological diagnosis. 2005, no. 3, pp. 95—129.
3. Shevelenkova T.D., Fesenko P.P. Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti [Psychological well-being of personality] Psikhologicheskaia diagnostika — Psychological diagnosis. 2005, no. 3, pp. 95—129.
4. Idobaeva O.A. K postroeniiu modeli issledovaniia psik-hologicheskogo blagopoluchiia lichnosti: psikhologo-razvitiinyi i psikhologo-pedagogicheskii aspekty [To construct a model study psychological wellbeing of the person: a developmental-psychological and psycho-pedagogical aspects]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, 2001, no. 351, pp. 128—134.
5. Slobodchikov V. I., Tsukerman G. A. Integral'naia pe-riodizatsiia obshchego psikhicheskogo razvitiia [Integral periodization overall mental development]. Voprosy psik-hologii, 1996, no. 5, pp. 41-52.
6. Spravochnik prakticheskogo psikhologa. Psikhodiagnos-tika [A Handbook of a practical psychologist. Psychodi-agnosis]. Moscow, AST Publ.; St. Petersburg, Sova Publ., 2005. 671 p.
7. Allport G. The Person in psychology. Boston: Beacon, 1968, pp. 376-409. (Rus ed.: Olport Gordon V. Lichnost' vpsikhologii. Moscow, «KSP+» Publ., St. Petersburg «Iu-venta» Publ., 1998. 375 p.)
8. Spravochnik prakticheskogo psikhologa. Psikhodiagnos-tika [A Handbook of a practical psychologist. Psychodi-agnosis]. Moscow, AST Publ.; St. Petersburg, Sova Publ., 2005. 671 p.
9. Bogdanovskaia I.M. Smyslovaia organizatsiia sovre-mennogo religioznogo opyta lichnosti. Diss. kand. psikhol. nauk. [Semantic organization of the modern religious experience of the individual. Candidate of psychology diss.]. St. Petersburg, 2002. 211 p.
10. Usova N.V., Kashapova A.F. Vozrastnye osobennosti personal'noi religioznosti i usvoenie norm religii v prot-sesse sotsializatsii [Age features of personal religiosity and religious assimilation of the norms in the process of socialization]. Psikhologiia, sotsiologiia i pedagogika — Psychology, sociology and pedagogy, 2013, no. 8 (in Russ.) Available at: http://psychology.snauka.ru/2013/08/2376. (accessed 22.01.2014)
11. Shevelenkova TD., Fesenko P.P. Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti [Psychological well-being of personality] Psikhologicheskaia diagnostika — Psychological diagnosis. 2005, no. 3, pp. 95-129.