Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СОТРУДНИКОВ ГБОУ «РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ТУВИНСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СОТРУДНИКОВ ГБОУ «РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ТУВИНСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое благополучие / позитивные отношения / автономия / управление средой / личностный рост / цели в жизни / самопринятие / psychological well-being / positive relationships / autonomy / environmental management / personal growth / goals in life / self-acceptance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Монгуш Ч. Н.

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследований психологического благополучия сотрудников государственного бюджетного образовательного учреждения «Республиканская школа интернат Тувинский кадетский корпус». Описываются результаты обработки данных, полученные в ходе психологоэмпирического исследования на представительной выборке (36 чел.) с использованием опросника для определения психологического благополучия (Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко). Достоверность установленных различий в уровне психологического благополучия проверяет методами аналитической математической статистики, в том числе метод установления достоверности различий (-коэффициент углового преобразования Фишера). Значимые различия были выявлены среди респондентов, состоящих и не состоящих в браке, а также между мужчинами и женщинами. Так, более низкий уровень психологического благополучия, выявлен у людей, которые не состоят в браке. Респонденты, состоящие в браке, более позитивно относятся к жизни, так как у них есть опора, семья, которая всегда поддерживает в любых ситуациях. Среди респондентов по половому признаку выделены три группы: с высокими, средними и низкими показателями по шкалам методики. По половому признаку различие отмечено в том, что мужчины, в отличие от женщин, значимо чаще выбирают шкалы «Личностный рост», «Цели в жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF EMPLOYEES OF THE REPUBLICAN CADET SCHOOL

The article presents the results of theoretical and empirical studies of the psychological wellbeing of employees of Tuvan Cadet School. The results of data processing obtained in the course of psychological-empirical research on a representative sample (36 people). We used a questionnaire to determine psychological well-being by T.D. Shevelenkova and T.P. Fesenko. The reliability of the established differences in the level of psychological well-being is checked by the methods of analytical mathematical statistics, including the method of establishing the reliability of differences (-coefficient of Fisher's angular transformation). Methodology of Psychological Well-Being Scale etc. Shevelenkova and T.P. Fesenko includes the following seven scales: positive relationships, autonomy, environmental management, personal growth, goals in life, self-acceptance. Thus, a lower level of psychological well-being was found in people who are not married. Married respondents have a more positive attitude towards life, since they have a support, a family that is always supportive in any situations.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СОТРУДНИКОВ ГБОУ «РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ТУВИНСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»»

УДК 316.6:37(572.51)

doi 10.24411/2221-0458-2021-75-52-66

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СОТРУДНИКОВ ГБОУ

«РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ТУВИНСКИЙ КАДЕТСКИЙ

КОРПУС»

Монгуш Ч.Н.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF EMPLOYEES OF THE REPUBLICAN

CADET SCHOOL

Ch.N. Mongush Tuvan State University, Kyzyl

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследований психологического благополучия сотрудников государственного бюджетного образовательного учреждения «Республиканская школа интернат Тувинский кадетский корпус». Описываются результаты обработки данных, полученные в ходе психолого-эмпирического исследования на представительной выборке (36 чел.) с использованием опросника для определения психологического благополучия (Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко). Достоверность установленных различий в уровне психологического благополучия проверяет методами аналитической математической статистики, в том числе метод установления достоверности различий (ф-коэффициент углового преобразования Фишера). Значимые различия были выявлены среди респондентов, состоящих и не состоящих в браке, а также между мужчинами и женщинами. Так, более низкий уровень психологического благополучия, выявлен у людей, которые не состоят в браке. Респонденты, состоящие в браке, более позитивно относятся к жизни, так как у них есть опора, семья, которая всегда поддерживает в любых ситуациях. Среди респондентов по половому признаку выделены три группы: с высокими, средними и низкими показателями по шкалам методики. По половому признаку различие отмечено в том, что мужчины, в отличие от женщин, значимо чаще выбирают шкалы «Личностный рост», «Цели в жизни».

Ключевые слова: психологическое благополучие; позитивные отношения; автономия; управление средой; личностный рост; цели в жизни; самопринятие

The article presents the results of theoretical and empirical studies of the psychological well-being of employees of Tuvan Cadet School. The results of data processing obtained in the course of psychological-empirical research on a representative sample (36 people). We used a questionnaire to determine psychological well-being by T.D. Shevelenkova and T.P. Fesenko. The reliability of the established differences in the level of psychological well-being is checked by the methods of analytical mathematical statistics, including the method of establishing the reliability of differences (^-coefficient of Fisher's angular transformation). Methodology of Psychological Well-Being Scale etc. Shevelenkova and T.P. Fesenko includes the following seven scales: positive relationships, autonomy, environmental management, personal growth, goals in life, self-acceptance. Thus, a lower level of psychological well-being was found in people who are not married. Married respondents have a more positive attitude towards life, since they have a support, a family that is always supportive in any situations.

Keywords: psychological well-being; positive relationships; autonomy; environmental management; personal growth; goals in life; self-acceptance

Понятие «психологическое благополучие» описывает состояние и особенности внутреннего мира человека, которые определяют переживание благополучности, а также поведение, продуцирующее и проявляющее ситуативное благополучие [1].

В качестве базовых составляющих психологического благополучия принято выделять следующие показатели:

- позитивные отношения с другими;

- принятие себя (позитивная оценка себя и своей жизни);

- автономия (способность следовать своим собственным убеждениям);

- компетентность (контроль над окружающей средой, способность эффективно управлять своей жизнью);

наличие целей, придающих жизни направленность и смысл;

- личностный рост как чувство непрекращающегося развития и самореализации [2].

Примерно тот же список можно сформулировать и в других понятиях, предположив, что психологическое благополучие связано с такими личными особенностями, как уверенность в себе, адекватная самооценка, позитивный взгляд на жизнь, доброжелательность, общительность, эмоциональная стабильность.

Вопросами психологического

благополучия занимались Н. Брэдбёрн, А. Вотермен, А.А. Кроник. Э. Динер в своих работах ввел понятие «субъективное благополучие», изучением проблемы позитивного психологического функциони-

рования личности занимались А. Маслоу, К. Роджерс Г. Олпорт, К. Юнг, Э. Эриксон, Ш. Бюлер, Б. Ньюгартен, Д. Биррен, К. Рифф [3, 4, 5, 6].

Н. Брэдбёрн создал представление о структуре (модель) психологического благополучия, которая, с его точки зрения, представляет баланс, достигаемый постоянным взаимодействием двух видов аффекта - позитивного и негативного. События повседневной жизни, несущие в себе радость или разочарование, отражаясь в нашем сознании, накапливаются в виде соответственно окрашенного аффекта. То, что нас расстраивает, и то, из-за чего мы переживаем, суммируется в виде негативного аффекта, те же события повседневной жизни, которые несут нам радость и счастье, способствуют увеличению позитивного аффекта [7, 8].

Разница между позитивным и негативным аффектами является показателем психологического

благополучия и отражает общее ощущение удовлетворённостью или не

удовлетворенностью жизнью. Э. Динер в своих работах ввел понятие «субъективное благополучие». Субъективное

благополучие, состоит из трёх основных компонентов: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции, все эти три компонента вместе формируют единый показатель субъективного благополучия. Как отмечает сам автор, речь здесь идёт о

когнитивной (интеллектуальная оценка удовлетворённости различными сферами своей жизни) и эмоциональной (наличие плохого или хорошего настроения) сторонах самопринятия. Динер считает, что большинство людей, так или иначе оценивают то, что с ними случается в терминах «хорошо - плохо», и такая интеллектуальная оценка всегда имеет под собой соответственно окрашенную эмоцию. Субъективное благополучие призвано не просто служить индикатором того, насколько человек погружён в депрессию или тревогу, но должно демонстрировать насколько один человек счастливее другого, то есть автор уравнивает субъективное благополучие с переживанием счастья [9, 10].

Таким образом, можно утверждать, что человек имеет высокий уровень субъективного благополучия, если в большинстве случаев он испытывает удовлетворение от жизни, и только в отдельных ситуациях он переживает неприятные чувства.

П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленкова понимают феномен «психологического благополучия» как целостное переживание, выраженное в субъективном ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью, а также связанное с базовыми человеческими ценностями и потребностями [9, 11, 12].

Опираясь на теорию К. Рифф (которая

была сформирована в русле гуманистической психологии), П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленкова предложили понимать психологическое благополучие личности как достаточно сложное переживание человеком удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности. Характеризуя переживание человеком психологического благополучия, отметим, что любое переживание предполагает сравнение этого переживания с нормой, эталоном, идеалом, которые присутствуют в сознании самого переживающего человека в виде некого варианта самооценки, самоотношения.

Для достижения поставленной цели в 2019 году авторами было проведено

исследование с использованием следующих методов: теоретические - изучение литературы по проблеме исследования; эмпирические - исследование по методике оценки психологического благополучия «Шкала психологического благополучия» Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко, а также методы описательной и аналитической математической статистики, в том числе метод установления достоверности различий (ф-коэффициент углового преобразования Фишера).

Описательный и сравнительный анализ данных, полученных в ходе исследования психологического благополучия сотрудников Республиканской школы-интерната

Тувинского кадетского корпуса, показал следующее.

Таблица 1

Значимые различия низкого уровня шкал психологического благополучия по семейному положению (по методике Шевеленковой-Фесенко)

№ Шкалы Семейное положение Значение ф-коэффициента Фишера, значимости(р)

Состоит в браке, п=21 Не состоит в браке, п=15

1 Позитивные отношения 14 33 2,43; 0,006;

2 Автономия 19 33 1,54; 0,062

3 Управление средой 10 60 4,75; 0,000

4 Личностный рост 19 33 1,54; 0,062

5 Цели в жизни 14 27 1,63; 0,052

6 Самопринятие 0 40 9,30; 0,000

7 Психологическое благополучие 14 67 4,26; 0,000

Как видно из таблицы 1 респонденты, благополучия по шкалам, состоящие и не с низким уровнем психологического состоящие в браке различаются тем, что

сотрудники, не состоящие в браке, значимо чаще выбирают такие шкалы психологического благополучия как «Позитивное отношение»(ф = 2,38; р = 0,018), «Управление средой» (ф = 4,66; р = 0,000), «Самопринятие» (ф = 9,26; р = 0,000), «Автономия» (ф = 1,61; р = 0,054), «Личностный рост» (ф = 1,61; р = 0,054), «Цели в жизни» (ф = 1,86; р = 0,031), «Психологическое благополучие» (ф = 4,17; р = 0,000).

Таким образом, значимые различия говорят о низком уровне психического благополучия, людей которые не состоят в браке. Эти люди чувствуют себя

неспособными изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства,

безрассудно относятся к

представляющимся возможностям, лишены чувствами контроля над происходящим вокруг. Им сложно быть открытым, проявлять заботу и теплоту о других; в межличностных взаимоотношениях, как правило, они изолированы, у них нет доверительных отношений с

окружающими. Они осознают отсутствие собственного развития и не хотят устанавливать новые отношения или изменить свое поведение.

Таблица 2

Значимые различия среднего уровня шкал психологического благополучия по семейному положению (по методике Шевеленковой-Фесенко)

№ Шкалы Семейное положение Значение ф-коэффициента Фишера, значимости(р)

Состоит в браке, п=21 Не состоит в браке, п=15

1 Позитивные отношения 86 73 > 0,05

2 Автономия 57 47 > 0,05

3 Управление средой 81 47 1,61; 0,054

4 Личностный рост 76 53 > 0,05

5 Цели в жизни 86 73 > 0,05

6 Самопринятие 95 67 > 0,05

7 Психологическое благополучие 86 40 2,17; 0,025

Респонденты, состоящие и не состоящие в браке, выбирали с относительной одинаковой частотой такие шкалы психологического благополучия как «Позитивное отношение», «Самопринятие», «Автономия», «Личностный рост»,

«Цели в жизни». Различие отмечено в том, что сотрудники, состоящие в браке, значимо чаще выбирают шкалы «Управление средой» - (ф = 1,61; р = 0,054), «Психическое благополучия» (ф = 2,17; р = 0,025). Таким образом, из таблицы 2 видно,

что у сотрудников, состоящих в браке более позитивное отношение к жизни, так как у них есть опора, семья, которая всегда поддерживает в любых ситуациях.

В таблице 3 представлены данные состоящих и не состоящих в браке, у которых выявлен высокий уровень по шкалам психологического благополучия, и которые выбирали с относительно одинаковой частотой такие шкалы психологического благополучия как «Позитивное отношение»,

«Самопринятие», «Автономия», «Цели в жизни», «Психологическое благополучие». Различия заключаются в том, что респонденты, состоящие в браке, значительно чаще выбирают шкалу

Семейные респонденты знают и принимают различные свои стороны, включая хорошие и плохие качества, положительно оценивает свое прошлое.

«Управление средой» (ф = 9,30; р = 0,000), а сотрудники, не состоящие в браке, значительно чаще выбирают шкалу «Личностный рост» (ф = 3,80; р = 0,000).

Таким образом, люди, состоящие в браке, самостоятельны и независимы, сами регулируют собственное поведение; оценивают себя в соответствии с личными критериями, испытывают чувство реализации своего потенциала, наблюдают улучшения в себе и своих действиях с течением времени.

Таблица 3

Значимые различия высокого уровня шкал психологического благополучия по семейному положению (по методике Шевеленковой-Фесенко)

№ Шкалы Семейное положение Значение ф-коэффициента Фишера, значимости(р)

Состоит в браке, п=21 Не состоит в браке, п=15

1 Позитивные отношения 0 0 > 0,05

2 Автономия 24 27 > 0,05

3 Управление средой 10 0 9,30; 0,000

4 Личностный рост 5 20 3,80; 0,000

5 Цели в жизни 0 7 > 0,05

6 Самопринятие 5 0 > 0,05

7 Психологическое благополучие 0 0 > 0,05

Таблица 4

Значимые различия низкого уровня шкал психологического благополучия по половому признаку (по методике Шевеленковой-Фесенко)

№ Шкалы П ол Значение ф-коэффициента Фишера, значимости(р)

Мужчины, n=8 Женщины, n=29

1 Позитивные отношения 25 21 > 0,05

2 Автономия 25 24 > 0,05

3 Управление средой 25 31 > 0,05

4 Личностный рост 50 17 2,61; 0,003

5 Цели в жизни 38 14 2,39; 0,007

6 Самопринятие 13 14 > 0,05

7 Психологическое благополучие 38 34 > 0,05

Как видно из таблицы 4 по половому признаку респонденты выбирали с относительной одинаковой частотой такие шкалы психологического благополучия как «Позитивное отношение», «Самопринятие», «Автономия», «Управление средой», «Психическое благополучие». Отмечено, что мужчины, в отличие от женщин, значительно чаще выбирают шкалы «Личностный рост» (ф = 2,61; р = 0,003), «Цели в жизни» (ф = 2,39; р = 0,007).

Так, это свидетельствует об испытываемых сотрудниками-мужчинами трудностях в общении с коллегами. Они держатся в стороне, тем самым проявляя сдержанность в отношениях. Им трудно найти общий язык с коллегами, они не разделяют принятые в коллективе нормы и правила, не могут обратиться к ним за

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

помощью. У мужчин кадетского корпуса самооценка не очень высокая. По результатам исследования, мужчины зависят от мнения и оценки окружающих, в принятии важных решений полагаются на мнение других.

По группам респондентов по половому признаку среднего уровня выбирали с относительной одинаковой частотой такие шкалы психологического благополучия как «Позитивное

отношение», «Самопринятие»,

«Автономия», «Управление средой», «Психическое благополучие»,

«Личностный рост», «Цели в жизни». Таким образом, значимых различий не выявлено.

Таблица 5

Значимые различия среднего уровня шкал психологического благополучия по половому признаку (по методике Шевеленковой-Фесенко)

№ Шкалы П ол Значение ф-коэффициента Фишера, значимости(р)

Мужчины, n=8 Женщины, n=29

1 Позитивные отношения 75 79 > 0,05

2 Автономия 63 48 > 0,05

3 Управление средой 63 66 > 0,05

4 Личностный рост 50 69 > 0,05

5 Цели в жизни 63 83 > 0,05

6 Самопринятие 88 83 > 0,05

7 Психологическое благополучие 63 66 > 0,05

Таблица 6

Значимые различия высокого уровня шкал психологического благополучия по половому признаку (по методике Шевеленковой-Фесенко)

№ Шкалы П ол Значение ф-коэффициент а Фишера, значимости(р)

Мужчины, n=8 Женщины, n=29

1 Позитивные отношения 0 0 > 0,05

2 Автономия 13 28 > 0,05

3 Управление средой 13 3 > 0,05

4 Личностный рост 13 14 > 0,05

5 Цели в жизни 0 3 > 0,05

6 Самопринятие 0 3 > 0,05

7 Психологическое благополучие 0 0 > 0,05

В данной таблице выявлено что, высокий уровень психологического благополучия по половому признаку выбирали с относительной одинаковой частотой такие шкалы психологического благополучия как «Позитивное

отношение», «Самопринятие»,

«Автономия», «Управление средой»,

«Психическое благополучие»,

«Личностный рост», «Цели в жизни».

Выводы. Таким образом, среди респондентов, состоящих и не состоящих в браке, было выделено три группы: с высокими, средними и низкими показателями по шкалам методики. Значимые различия говорят о низком

уровне психического благополучия, людей, которые не состоят в браке. Эти люди чувствуют себя неспособными изменить или улучшить складывающиеся

обстоятельства, безрассудно относятся к представляющимся возможностям, лишены чувства контроля над происходящим вокруг. Им сложно быть открытым, проявлять заботу и теплоту о других; в межличностных взаимоотношениях, как правило, они изолированы, у них нет доверительных отношений с

окружающими. Они осознают отсутствие собственного развития и не хотят устанавливать новые отношения или изменить свое поведение. Респонденты, состоящие в браке, более позитивно относятся к жизни, так как у них есть опора, семья, которая всегда поддерживает в любых ситуациях. Они знают и принимают различные свои стороны,

включая хорошие и плохие качества, положительно оценивает свое прошлое.

Среди респондентов по половому признаку также выделены три группы: с высокими, средними и низкими показателями по шкалам методики. Таким образом, это свидетельствует об испытываемых сотрудниками-мужчинами трудностях в общении с коллегами. Они держатся в стороне, тем самым проявляя сдержанность в отношениях. Им трудно найти общий язык с коллегами, они не разделяют принятые в коллективе нормы и правила, не могут обратиться к ним за помощью. Вышеперечисленные качества могут охарактеризовать мужчин с не очень высокой самооценкой, и зависящих от мнения и оценки окружающих, в принятии важных решений полагающихся на мнение других.

Библиографический список 1. Минюрова, С. А. Личностные детерминанты психологического

благополучия педагога / С. А. Минюрова, И. В. Заусенко. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1.-С. 94-101.

2. Зиновьева, Д. М. Кризисы психологического и

профессионального благополучие государственных служащих среднего

возраста / Д. М. Зиновьева. - Текст : непосредственный // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГ. Серия: Политология и социология. -2015. - № 1. - С. 96-99. 3. Батурин, Н. А. Теоретическая модель личностного благополучия / Н. А. Батурин, С. А. Башкатов, Н. А. Гафарова. - Текст : непосредственный // Вестник ЮУрГУ. Серия : Психология. - 2013. - №4. - С. 4-14.

4. Березовская, Р. А. Профессиональное

благополучие: проблемы и

перспективы психологических

исследований / Р. А. Березовская // Психологические исследования. - 2016 - Т. 9, № 45 - С. 2. - URL: http: // psystudy.ru/index.php/num/2016v9n45/12 32-berezovskaya45.html (дата

обращения: 27.02.2021). - Тест : электронный.

5. Бучацкая, М. В. Основные факторы,

влияющие на психологическое благополучие работающих женщин / М. В. Бучацкая. - Текст : непосредственный // Специальная психология. - 2006. - №4. - С. 46-54.

6. Гаврюченко, С. Н. Особенности субъективного благополучия сотрудников полиции в кризисный период профессиональной деятельности / С. Н. Гаврюченко. -Текст : непосредственный // Общество : социология, психология, педагогика. - 2014. - №4. - С. 31-33.

7. Бессонова, Ю. В. Психологическое благополучие личности в труде / Ю. В. Бессонова. - Текст : непосредственный // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. -Москва, 2012. - С. 412-415.

8. Водяха, С. А. Современные концепции

психологического благополучия

личности / С. А. Водяха. - Текст :

непосредственный // Дискуссия. - 2012.

- № 2. - С. 132-138.

9. Бочарова, Е. Е. Современные подходы в

методологии исследования

субъективного благополучия личности / Е. Е. Бочарова. - Текст : непосредственный // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. -

2013. - №2-1. - С. 73-78.

10. Бояркин, М. Ю. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих : монография / М. Ю. Бояркин, О. А. Долгополова. -Волгоград : Издательство ФГОУ ВПО ВАГС, 2007.

- 216 с. - Текст : непосредственный.

11. Зенина, С. Р. Особенности субъективного благополучия педагогических работников в профессиональной сфере / С. Р. Зенина.

- Текст : непосредственный // Теория и практика общественного развития. -2012. - №5. - С.127-129.

12. Корниенко, Д. С. Личностные предикторы психологического благополучия / Д. С. Корниенко. -Текст : непосредственный // Фундаментальные исследования. -

2014. - №11-2. - С. 429-432.

13. Бородкина, Е. В. К вопросу изучения субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности / Е. В. Бородкина. -

Текст : непосредственный // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. - 2012. - № 28. - С. 31-34.

14. Вербина, Г. Г. Эмоциональное благополучие - психическая составляющая психического здоровья / Г. Г. Вербина, О. Ю. Вербина. - Текст : непосредственный // Альманах современной науки и образования. -2011. - № 4. - С. 120-121.

15. Водяха, С. А. Предикторы психологического благополучия студентов / С. А. Водяха. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2013. - №1. -С. 70-74.

16. Дробышева, Т. В. Социально-психологическое благополучие детей в условиях мегаполиса : методологические основы исследования / Т. В. Дробышева, М. Ю. Войтенко. - Текст : непосредственный // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - №1 (13). - С.21-25.

17. Дука, А. И. К вопросу о субъективном благополучии инкассаторов в профессиональной сфере / А. И. Дука. -Текст : непосредственный // Вестник ТГПУ. - 2013. - №5 (133). - С. 119121.

18. Елисеева, О. А. Особенности и проблемы изучения субъективного благополучия в современных психологических исследованиях // Российский психологический журнал. -2011. - Т. 8. - № 3. - URL: http://rpj.sfedu.ru/index.php/rpj/article/vie w/270 (дата обращения: 27.02.2021). -Тест : электронный.

19. Заусенко, И. В. Особенности самоотношения педагогов с разными показателями психологического благополучия / И. В. Заусенко. - Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 10. - С. 191-197.

20. Костина, Е. Ю. Социальное благополучие и социальная безопасность в условиях глобализации современного общества / Е. Ю. Костина. - Текст : непосредственный // Universum : общественные науки. -2015. - №6 (16). -С .11-15.

21. Куликов, Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / редактор В. Ю. Большаков. - Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2016. - С. 476-510.

22. Куликов, Л. В., Дмитриева М.С., Долина М.Ю., Иванов О.В., Розанова М.А., Тимошенко Т.Г. Факторы психологического благополучия личности / Л. В. Куликов, М. С.

Дмитриева, М. Ю. Долина, О. В. Иванов, М. А. Розанова, Т. Г. Тимошенко. - Текст :

непосредственный // Теоретические и прикладные вопросы психологии : материалы Юбилейной конференции «Ананьевские чтения - 2017». Вып.3. Ч.1. - Санкт-Петербург : СПбГУ, 2017. - С. 342-350. References

1. Minyurova S. A. and Zausenko I. V. Lichnostnye determinanty psihologicheskogo blagopoluchija pedagoga [Personal determinants of the teacher's psychological well-being]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia]. 2013. No. 1. P. 94-101. (In Russian)

2. Zinovieva D. M. Krizisy psihologicheskogo

i professional'nogo blagopoluchiya gosudarstvennyh sluzhashhih srednego vozrasta [Crises of psychological and professional well-being of middle-aged civil servants]. Nauchnyj vestnik Volgogradskogo filiala RANHiG. Series: Politologija i sociologija. 2015. No. 1. P. 96-99. (In Russian)

3. Baturin N. A., Bashkatov S. A. and Gafarova N. A. Teoreticheskaja model' lichnostnogo blagopoluchija [A theoretical model of personal well-being]. Vestnik YuUrGU. Series : Psihologija. 2013. No. 4. P. 4-14. (In Russian)

4. Berezovskaya R. A. Professional'noe blagopoluchie: problemy i perspektivy psihologicheskih issledovanij [Professional well-being: problems and prospects of psychological research]. Psihologicheskie issledovanija [Psychological research]. 2016, vol. 9, no. 45, p. 2. Available at: http: // psystudy.ru/index.php/num/2016v9n45/12 32-berezovskaya45.html (access date: 27.02.2021). (In Russian)

5. Buchatskaya M. V. Osnovnye faktory, vlijajushhie na psihologicheskoe blagopoluchie rabotajushhih zhenshhin [The main factors affecting the psychological well-being of working women]. Special'naja psihologija [Special Psychology]. 2006. No. 4. P. 46-54. (In Russian)

6. Gavryuchenko S. N. Osobennosti sub#ektivnogo blagopoluchija sotrudnikov policii v krizisnyj period professional'noj dejatel'nosti [Features of the subjective well-being of police officers in the crisis period of professional activity]. Obshhestvo : sociologija, psihologija, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy]. 2014, no. 4. P. 31-33. (In Russian)

7. Bessonova Yu. V. Psihologicheskoe blagopoluchie lichnosti v trude [Psychological well-being of the individual in work]. Razvitie psihologii v sisteme kompleksnogo chelovekoznanija

[Development of psychology in the system of complex human knowledge]. Moscow, 2012, p. 412-415. (In Russian)

8. Vodiakha S. A. Sovremennye koncepcii

psihologicheskogo blagopoluchija

lichnosti [Modern concepts in the methodology of researching the subjective well-being of the individual]. Diskussiya. 2012. No. 2. P. 132-138. (In Russian)

9. Bocharova E. E. Sovremennye podhody v

metodologii issledovanija sub#ektivnogo blagopoluchija lichnosti [Modern approaches in the methodology of researching the subjective well-being of the individual]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Serija Filosofija. Psihologija. Pedagogika [Izvestia of the Saratov University. Philosophy, Psychology, Pedagogy Series]. 2013. No. 2-1. P. 7378. (In Russian)

10. Boyarkin M. Yu. and Dolgopolova O. A. Psihologicheskoe i professional'noe blagopoluchie gosudarstvennyh sluzhashhih : monografija [Psychological and professional well-being of civil servants: monograph]. Volgograd, VAGS Publ., 2007. 216 p. (In Russian)

11. Zenina S. R. Osobennosti sub#ektivnogo blagopoluchija pedagogicheskih rabotnikov v professional'noj sfere [Features of the subjective well-being of teachers in the professional sphere]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija [Theory and practice of social

development]. 2012, no.5, p.127-129. (In Russian)

12. Kornienko D. S. Lichnostnye prediktory psihologicheskogo blagopoluchija [Personal predictors of psychological well-being]. On the issue of studying subjective well-being in professional pedagogical activity]. Fundamental'nye issledovanija [Basic research]. 2014. No. 11-2. P. 429-432. (In Russian)

13. Borodkina E. V. K voprosu izuchenija sub#ektivnogo blagopoluchija v professional'no-pedagogicheskoj dejatel'nosti [On the issue of studying subjective well-being in professional pedagogical activity]. Psihologija i pedagogika : metodika i problemy prakticheskogo primenenija [Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application]. 2012. No. 28. P. 31-34. (In Russian)

14. Verbina G. G. and Verbina O. Yu. Jemocional'noe blagopoluchie -psihicheskaja sostavljajushhaja psihicheskogo zdorov'ja [Emotional well-being is a mental component of mental health]. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija. 2011. No. 4. P. 120-121. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Vodyakha S. A. Prediktory psihologicheskogo blagopoluchija studentov [Predictors of student psychological well-being]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii

[Pedagogical education in Russia]. 2013. No. 1. P. 70-74. (In Russian)

16. Drobysheva T. V. and Voytenko M. Yu. Social'no-psihologicheskoe blagopoluchie detej v uslovijah megapolisa : metodologicheskie osnovy issledovanija [Socio-psychological well-being of children in a metropolis: methodological foundations of the study]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Serija Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija [Bulletin of the Saratov University. Series Acmeology of Education. Developmental psychology]. 2015. No.1 (13). P.21-25. (In Russian)

17. Duka A. I. K voprosu o sub#ektivnom blagopoluchii inkassatorov v professional'noj sfere [On the issue of subjective well-being of collectors in the professional sphere]. Vestnik of TSPU. 2013. No.5 (133). P. 119-121. (In Russian)

18. Eliseeva O. A. Osobennosti i problemy izuchenija sub#ektivnogo blagopoluchija v sovremennyh psihologicheskih issledovanijah [Features and problems of studying subjective well-being in modern psychological research]. Rossijskij psihologicheskij zhurnal [Russian Psychological Journal]. 2011. Vol.8. No.3. Available at: http://rpj.sfedu.ru/index.php/rpj/article/vie w/270 (access date: 27.02.2021). (In Russian)

19. Zausenko I. V. Osobennosti samootnoshenija pedagogov s raznymi pokazateljami psihologicheskogo blagopoluchija [Features of self-attitude of teachers with different indicators of psychological well-being]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Syberian Pedagogical Jornal]. 2011. No. 10. P. 191-197. (In Russian)

20. Kostina E. Yu. Social'noe blagopoluchie i social'naja bezopasnost' v uslovijah globalizacii sovremennogo obshhestva [Social well-being and social security in the context of the globalization of modern society]. Universum, Social Sciences. 2015. No. 6 (16). P.11-15. (In Russian)

21. Kulikov L. V. Determinanty udovletvorennosti zhizn'ju [Determinants of life satisfaction]. Obshhestvo i politika [Society and politics]. Saint-Petersburg, Saint-Petersburg University, 2016. P. 476-510. (In Russian)

22. Kulikov L. V. et al. Faktory psihologicheskogo blagopoluchija lichnosti [Factors of psychological well-being of a personality]. Teoreticheskie i prikladnye voprosy psihologii : materialy Jubilejnoj konferencii «Anan'evskie chtenija - 2017». Vyp.3. Ch.1 [Theoretical and applied issues of psychology: materials of Ananiev's Readings Conference - 2017. Iss.3. Part 1]. Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State University, 2017. P. 342-350. (In Russian)

Монгуш Чочагай Николевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Кызылский педагогический институт, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail: [email protected]

Chochagai N. Mongush - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Psychology, Tuvan State University, e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.