Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТРУДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ'

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТРУДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
401
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудные социальные условия / психологическое благополучие / представления о психологической безопасности / difficult social conditions / psychological well-being / representations about psychological safety.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дымова Е. Н.

Представлены результаты исследования представлений о психологической безопасности и уровня психологического благополучия в группах военнослужащих по призыву и гражданских лиц мужского пола в возрасте 18-25 лет. Проанализированы различия молодых людей по уровню психологического благополучия и представлений о психологической безопасности в зависимости от специфики социальных условий. Показано, что уровень психологического благополучия ниже у военнослужащих по призыву по сравнению с этими же показателями у гражданских лиц. Другими словами, в трудных жизненных ситуациях нарушается баланс экологической безопасности, психологическое благополучие имеет низкий уровень, а представления о психологической безопасности ассоциируются с помощью, поддержкой окружающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND PSYCHOLOGICAL SECURITY IN DIFFICULT SOCIAL CONDITIONS

The results of the study of ideas about psychological safety and the level of psychological well-being in the groups of conscripts and male civilians aged 18-25 are presented. The differences of young people in terms of psychological well-being and ideas about psychological safety depending on the specifics of social conditions are analyzed. It is shown that the level of psychological well-being is lower among conscripts in comparison with civilians. In other words, in difficult life situations, the balance of environmental safety is upset, psychological well-being is low, and ideas about psychological safety are associated with help, support from others.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТРУДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ»

занностей». В конце года у педагогов складываются симптомы фазы «Истощение», за исключением несформированной «эмоциональной отстраненности».

Из этого следует, что профессиональная деятельность учителя несет потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания. Исследование выраженности эмоционального выгорания у педагогов в динамике, с учетом летнего отдыха и перерыва от учебного процесса показало, что выраженность симптомов выгорания к началу учебного года ослабевает, но полностью не исчезает и с большой долей вероятности можно говорить об их усилении к концу учебного года. Это указывает на необходимость продолжения изучения синдрома эмоционального выгорания и проведение профилактических мероприятий в школе.

Список литературы

1. Бартош Т.П., Бартош О.П. Психофизиологическое состояние и свойства личности учителей Магаданской области // Гигиена и санитария. 2010. № 3. С. 42-46.

2. Бартош Т.П., Бартош О.П., Мычко М.В. Оценка факторов риска профессионального эмоционального выгорания педагогов разных образовательных учреждений Магаданской области // Анализ риска здоровью. 2018. № 2. С. 87-95.

3. Бартош Т.П., Бартош О.П. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов в разные периоды учебного года // Гигиена и санитария. 2019. №4. С.411-417.

4. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб.: Питер, 2004. 474 с.

5. Малярчук Н.Н. Роль педагога в воспитании культуры здоровья обучающихся в условиях современной социокультурной образовательной среды // Сибирский педагогический журнал. 2012. №9. С. 44-51.

6. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М.: Академия, 2005. - 362 с.

7. Орел В.Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. Харьков.: Гуманитарный центр, 2014. - 296 с.

8. NaisbergF.S., FennigS., Keinan G., Elizur A. Personality characteristcs and proneness to burnout: A study among physchiatrists // Stress Medicine. 1991. Vol. 1.7 (4). P. 201-205.

УДК 159.99

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТРУДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ Дымова Е.Н.

ФГБУН Институт психологии Российской академии наук, Москва, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. Представлены результаты исследования представлений о психологической безопасности и уровня психологического благополучия в группах военнослужащих по призыву и гражданских лиц мужского пола в возрасте 18-25 лет. Проанализированы различия молодых людей по уровню психологического благополучия и представлений о психологической безопасности в зависимости от специфики социальных условий. Показано, что уровень психологического благополучия ниже у военнослужащих по призыву по сравнению с этими же показателями у гражданских лиц. Другими словами, в трудных жизненных ситуациях нарушается баланс экологической безопасности, психологическое благополучие имеет низкий уровень, а представления о психологической безопасности ассоциируются с помощью, поддержкой окружающих.

Ключевые слова: трудные социальные условия, психологическое благополучие, представления о психологической безопасности.

SPECIFICITY OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND PSYCHOLOGICAL SECURITY IN DIFFICULT SOCIAL CONDITIONS

РАЗДЕЛ 3. СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ: СТРЕССОГЕННОСТЬ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, РЕГУЛЯЦИЯ

Dymova E.N.

IP RAS Moscow, Russia E-mail: [email protected]

Abstract. The results of the study of ideas about psychological safety and the level of psychological well-being in the groups of conscripts and male civilians aged 18-25 are presented. The differences of young people in terms of psychological well-being and ideas about psychological safety depending on the specifics of social conditions are analyzed. It is shown that the level of psychological well-being is lower among conscripts in comparison with civilians. In other words, in difficult life situations, the balance of environmental safety is upset, psychological well-being is low, and ideas about psychological safety are associated with help, support from others.

Keywords: difficult social conditions, psychological well-being, representations about psychological safety.

Неотъемлемой частью исследований экологической психологии являются социальные аспекты - взаимоотношение социальных групп со средой, влияние среды на здоровье отдельной личности и общества в целом и др. Их изучение наиболее тесно связаны с психологией человека (ценностями, мотивацией, предпочтениями и др.). В своей совокупности эти особенности дают возможность более основательно и адекватно исследовать причины и последствия создания и поддержания человеком экологически благоприятной атмосферы жизнедеятельности, среды, которая является неисчерпаемым ресурсом совладания с жизненными трудностями и одним из условий интенсивного личностного роста и развития [5 с. 248]. Трудные жизненные ситуации предъявляют повышенные требования к личностному потенциалу человека: к его способностям и возможностям, к системе сложившихся отношений, к восприятию себя и окружающих людей, изменяют представления о мире. Трудная ситуация приводит к определенному нарушению жизнедеятельности, вызывает психологический дискомфорт; может порождать отрицательные эмоции и переживания различной силы. Общей особенностью трудных ситуаций разного генеза, степени выраженности и т. п. является то, что они нарушают баланс экологической безопасности, являются неотъемлемой частью исследований экологической психологии.

Военная служба по призыву является примером трудной ситуации, так как социальные условия строго регламентированные, а именно организация подчиняется жесткой иерархии, приказы вышестоящих лиц не обсуждаются, постоянно присутствует физическая и моральная напряженность, связанные с точным выполнением приказов, несением боевых дежурств и т. д.

Показатель переживания психологического благополучия как комплекс переживаний, выраженный в субъективном чувстве удовлетворенности собой и окружающей жизнью, и связанный с базовыми ценностями и потребностями человека может выступить актуальным критерием социальной ситуации, а значит ее экологической составляющей. При оценке психологического благополучия необходимо учитывать, и внутренние условия, порождающие психологические проблемы человека (эмоциональные, коммуникативные, когнитивные), и влияние внешних социальных факторов, вызывающих снижение психологического благополучия. Ощущение психологического благополучия это некоторое психическое состояние человека, связанное с его способностью справляться с внешними и внутренними угрожающими факторами, обусловливающее эффективность его социального функционирования [4].

Оценивая психологическое благополучие необходимо учитывать, с одной стороны, внутренние условия, порождающие психологические проблемы человека (эмоциональные, коммуникативные, когнитивные), а с другой - влияние внешних социальных факторов, вызывающих снижение психологического благополучия. Ощущение психологического благополучия это некоторое психическое состояние человека, связанное с его способностью справляться с внешними и внутренними угрожающими факторами, обусловливающее эффективность его социального функционирования [1]. К важнейшим показателям психологи-

ческого благополучия относят систему отношений личности к себе и миру, личностные качества, в том числе эмоциональную и волевую сферу личности, умение поддерживать ощущение субъективного благополучия, сохранять оптимальный фон функциональных состояний. Таким образом, субъективная оценка психологического благополучия или неблагополучия является индивидуальным критерием, позволяющим оценить и проанализировать степень самоэффективности, а также удовлетворенности качеством жизни в целом [3].

Методы исследования Участниками исследования (n=222 человека) выступили мужчины в возрасте от 18 до 25 лет (средний возраст 20 лет), проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее половины регламентированного срока в войсковых частях Москвы и Московской области (призыв из Ростовской и Воронежской областей), всего - 123 человека и не проходившие военную службу по призыву гражданские лица - 99 человек мужского пола в возрасте от 18 до 25 лет (средний возраст 18 лет), проживающие в Москве и Московской обл. В ходе исследования использовались следующие методы и методики:

1. Шкалы Психологического Благополучия (The scales of psychological well-being -ШПБ) (Ryff, 1989), в адаптации П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленковой;

2. Анкета психологической безопасности, разработанная в лаборатории психологии посттравматического стресса ИП РАН Н.Е. Харламенковой с соавторами (2011);

Цель исследования - анализ уровня психологического благополучия и представлений о психологической безопасности у молодых людей, находящихся в разных социальных условиях.

Исследовательская гипотеза: уровень психологического благополучия, как интегральный показатель удовлетворенностью и собой и жизнью, в том числе актуальной жизненной ситуацией, ниже у военнослужащих по призыву по сравнению с гражданскими лицами; представления о психологической безопасности как когнитивная оценка актуальной ситуации также различаются в исследуемых группах.

Результаты исследования

Анализ различий по показателям методики Шкалы Психологического Благополучия (ШПБ) между группами гражданских лиц и военнослужащих по призыву показал, что при сравнении групп военнослужащих по призыву и гражданских лиц существуют различия психологического благополучия по шкалам: «Позитивные отношения с другими» (U=4539,5; р=0,00113), «Управление средой» (U=4902,5; р=0,01266), «Цели в жизни» (и=4422,5; р=0,00046) и «Самопринятие» (U=4376,0; р=0,00032) и общим показателем психологического благополучия (U=4276,5; р=0,00014). Показатели группы гражданских лиц по всем шкалам психологического благополучия превышают показатели группы военнослужащих.

Результаты показали, что молодые люди переживают ситуацию службы в армии как жизненно трудную, требующую особых усилий для адаптации.

В обыденных представлениях людей собственная безопасность ставится в зависимость от влияния окружающих человека условий и обстоятельств, например наличие риска техногенных и природных катастроф или других угроз, кардинальным образом нарушающих экологически благоприятные условия жизнедеятельности человека, однако, условия, воздействуют на человека не прямо, а опосредованно, т. е. преломляясь через систему внутренних факторов, личностных особенностей [2, 6]. В представлениях человека о психологической безопасности отражаются особенности среды, в которой он находится, что позволяет оценивать эти особенности, в том числе степень опасности.

Для понимания особенностей этих представлений с помощью Анкеты психологической безопасности была проведена оценка предпочтений в выборе слов-дескрипторов путем подсчета суммы баллов по ответам +1 и +2 по каждому из 60 дескрипторов с последующим расчетом верхних квартилей. Если суммы баллов по определенному дескриптору превышали значения верхнего квартиля, то их рассматривали как наиболее предпочитаемые ассоциации.

Предпочтение (ранги) в выборе дескрипторов психологической безопасности в группах военнослужащих по призыву сложились таким образом: «контроль ситуации», «уверенность

РАЗДЕЛ 3. СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ: СТРЕССОГЕННОСТЬ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, РЕГУЛЯЦИЯ

в себе», «самосохранение», «надежные друзья, верность», «здоровье», «поддержка, помощь», «доверие», «свобода», «надежность», «уверенность в окружении», «жизненный опыт, опытность», «терпимость, сдержанность», «родители», «компетентность, ум», «любовь», «защита, защищенность», «позитивное окружение», «равновесие, стабильность», «физическая подготовка, сила», «мудрость», «надежный спутник, опора».

Предпочтение (ранги) в выборе дескрипторов психологической безопасности в группах гражданских лиц сложились таким образом: «поддержка, помощь», «контроль ситуации», «уверенность в себе», «надежность», «самосохранение», «доверие», «позитивное окружение», «надежный спутник, опора», «надежные друзья, верность», «здоровье», «жизненный опыт, опытность», «физическая подготовка, сила», «владение информацией», «компетентность, ум», «активность, скорость реакции».

Показано, что военнослужащие отличаются большим разнообразием представлений о психологической безопасности, которые включают дескрипторы, описывающие внутренний комфорт (любовь, равновесие и т.д), поддержку и помощь близких людей (родители, уверенность в окружении и т д.) и жизненный опыт, информированность самого человека (компетентность, ум, контроль ситуации и т. д.).

Чтобы уменьшить количество переменных был использован факторный анализ - метод главных компонент (Principal Component alysis, PCA) и варимакс-вращение (Varimax Rotation).

Были получены четыре фактора, показывающие представления о психологической безопасности военнослужащих по призыву:

1 фактор - Внутренний комфорт («счастье» (0.80), «любовь» (0.71), «душевное тепло» (0.71), «удобство, уют» (0.67), «безмятежность, легкость» (0.64), «общительность, открытость» (0.63), «чувство комфорта» (0.61); собственный вес равен 4.24, процент объясняемой дисперсии - 22.29%.)

2 фактор - Защищенность («осторожность, отказ от риска» (0.76), «избегание опасных ситуаций» (0.75), «отсутствие угроз» (0.72), «свобода» (0.71), «защита, защищенность» (0.65); собственный вес равен 3.08, процент объясняемой дисперсии - 16.23%)

3 фактор - Поддержка семьи («родители» (0.85), «поддержка мамы» (0.82), «поддержка отца» (0.81), собственный вес равен 2.01, процент объясняемой дисперсии - 10.57 %)

4 фактор - Автономия, независимость («личная территория» (0.79), «автономия, независимость» (0.75), «физическая подготовка, сила» (0.59); собственный вес равен 1.70, процент объясняемой дисперсии - 8.95%)

И факторы, показывающие представления о психологической безопасности гражданских лиц:

1 фактор - Внутренний комфорт («душевное тепло» (0.77), «чувство комфорта» (0.70), «любовь» (0.65), «счастье» (0.61), «спокойствие, умиротворение» (0.61), «безмятежность, легкость» (0.56); собственный вес равен 4.31 процент объясняемой дисперсии - 28.68%)

2 фактор - Информированность, самоанализ («владение информацией» (0.78), «самоанализ, самопознание» (0.73), «обдумывание, прогнозирование» (0.67), «равновесие, стабильность» (0.57); собственный вес равен 2.11, процент объясняемой дисперсии - 14.08 %)

3 фактор - Защищенность («избегание опасных ситуаций» (0.83), «осторожность, отказ от риска» (0.81); собственный вес равен 1.66, процент объясняемой дисперсии - 11.10%)

4 фактор - Автономия, независимость («автономия, независимость» (0.79), «личная территория» (0.77); собственный вес равен 1.19, процент объясняемой дисперсии - 7.96%)

Проведенный анализ показывает, что представления о психологической безопасности имеют определенную специфику в трудных социальных условиях, т.е. существуют различия между военнослужащими и гражданскими лицами в представлениях о психологической безопасности.

В качестве первого фактора, как военнослужащие, так и гражданские лица выделяют «внутренний комфорт», включающий чувства счастья, уюта, комфорта и т.д., что является показателем того, что участники исследования в целом здоровые молодые люди, имеющие

различия исключительно за счет особых социальных условий. Следующие же два фактора имеют существенные различия. В зависимости от актуального состояния военнослужащие ассоциируют психологическую безопасность с поддержкой близких людей, а именно членов семьи. Возможно, это связано с особенностями военной службы, а именно в некоторой степени изолированностью от привычного социального окружения, в том числе, неограниченным общением с родными и близкими. Наличие поддержки близких людей для военнослужащих является необходимой составляющей представлений о психологической безопасности и в целом экологически благоприятными условиями жизнедеятельности человека. Гражданские же лица отдельно выделяют фактор информированности, самопознания и прогнозирования, больше полагаются на свой жизненный опыт и свою информированность, обдумывают и делают прогнозы, менее рассчитывая на помощь и поддержку окружающих. А наличие в обеих группах фактора «автономия, независимость» можно объяснить особенностью данного возраста молодых мужчин (18-25 лет), желанием быть независимым и иметь свою личную территорию.

Заключение

Полученные результаты относительно психологического благополучия как эмоционального показателя и представлений о психологической безопасности как когнитивной составляющей демонстрируют трудность социальных условий службы в армии. В трудных жизненных ситуациях психологическое благополучие имеет более низкий уровень, тем самым демонстрируя нарушение экологически благоприятных социальных условия, а представления о психологической безопасности чаще ассоциируются с внешней помощью, поддержкой окружающих.

Список литературы

1. Дымова Е.Н., Тарабрина Н.В., Харламенкова Н.Е. Психологическая безопасность и травматический опыт как модуляторы поиска социальной поддержки в трудной жизненной ситуации // Психологический журнал. 2015. Т.36. №2 С.15-27.

2. Ермолаева А.В. Психологические особенности личности военнослужащего - участника боевых действий // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2013. № 1.

3. Марищук Л.В., Пыжъянова Е.В. Удовлетворенность качеством жизни как критерий психологического здоровья // Психология ХХ1 века. Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, Санкт-Петербург, 24-26 апреля 2008 г. / Науч. ред. Н.В. Гришина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2008.

4. Тарабрина Н.В., Быховец Ю.В., Бакусева Н.Н. К вопросу о вкладе уровня психологического благополучия личности в переживание террористической угрозы // Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии: Мат-лы I Междунар. науч.-практ. конф. (Владивосток, 11-13 декабря 2009 г.) / отв. ред. Н.А. Кравцова, Р.В. Кадыров. Владивосток, 2009. - С. 86-87.

5. Тарабрина Н.В., Харламенкова Н.Е., Падун М.А., Хажуев И.С., Казымова Н.Н., Быховец Ю.В., Дан М.В. Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.

6. Харламенкова Н.Е. Представления о психологической безопасности: возрастной и личностный компоненты // Современная личность (психологические исследования). - М.: Изд-во Институт психологии РАН. 2012. С.141-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.