Научная статья на тему 'Факторы социальнопсихологической адаптации военнослужащих по призыву различных возрастных групп в условиях армии'

Факторы социальнопсихологической адаптации военнослужащих по призыву различных возрастных групп в условиях армии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
305
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ПО ПРИЗЫВУ / АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ / CONSCRIPTS / ADAPTATION / MALADJUSTMENT / FACTORS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Приступа Ирина Владимировна

В статье определены факторы социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву с учетом их возраста. Описаны факторы, определяющие эффективную адаптацию военнослужащих в условиях армии, а также дана характеристика факторов, свидетельствующих о наличии трудностей в адаптации у военнослужащих по призыву обеих возрастных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Приступа Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF DIFFERENT AGE GROUPS CONSCRIPTS IN THE ARMY CONDITIONS

In the article the factors of conscripts ’ social and psychological adaptation, taking into consideration their age, have been determined. These factors have been described, they determine the effective adaptation of conscripts in the army conditions, as well as the characteristic of the factors stating the presence of difficulties in the adaptation of conscripts in both age groups.

Текст научной работы на тему «Факторы социальнопсихологической адаптации военнослужащих по призыву различных возрастных групп в условиях армии»

УДК 37.015.3 И.В. Приступа

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП В УСЛОВИЯХ АРМИИ

В статье определены факторы социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву с учетом их возраста. Описаны факторы, определяющие эффективную адаптацию военнослужащих в условиях армии, а также дана характеристика факторов, свидетельствующих о наличии трудностей в адаптации у военнослужащих по призыву обеих возрастных групп.

Ключевые слова: военнослужащие по призыву, адаптация, дезадаптация, факторы социально-психологической адаптации.

I.V. Pristupa

FACTORS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF DIFFERENT AGE GROUPS CONSCRIPTS IN THE ARMY CONDITIONS

In the article the factors of conscripts ' social and psychological adaptation, taking into consideration their age, have been determined. These factors have been described, they determine the effective adaptation of conscripts in the army conditions, as well as the characteristic of the factors stating the presence of difficulties in the adaptation of conscripts in both age groups.

Keywords: conscripts, adaptation, maladjustment, factors of social and psychological adaptation.

Проблема социально-психологической адаптации военнослужащих к армейской среде в условиях службы достаточно остро заявляет о себе на этапе реформирования, а по сути создания принципиально новых Вооруженных Сил Российского государства. Задача развития личности вооруженного защитника Отечества на фоне довольно сложных социально-экономических преобразований и реформирования общества в целом, в первую очередь, предполагает создание условий для успешной социально-психологической адаптации к армейской среде военнослужащих, проходящих службу по призыву, а формирова-

ние личности воина нового типа становится стратегическим фактором устойчивого развития государства. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение социально-психологических факторов, отражающих структуру личностных детерминант социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву в условиях армии.

Процесс социально-психологической адаптации военнослужащих в условиях армии чрезвычайно динамичен, и его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, со

циального опыта, жизненной установки и т.д.

Проблема адаптации - одна из самых значительных проблем, которая изучается в различных сферах деятельности человека: социально-экономической (Т.К. Дичев, А.А. Налчаджян, Б.Г. Турусбеков и др.), медико-биологической (И.В. Павлов, А.А. Ухтомский), психолого-педагогической (П.К. Анохин, Л.А. Кандыбович, А.Г. Мороз, И.В. Шалыгина и др.). Особое место в структуре видов адаптации занимает ее социальный компонент, разрабатываемый в трудах Е.В. Руденского, В.В. Гриценко, К.А. Абульхановой-Славской, Ю.А. Клейберга, П.С. Кузнецовой, С.К. Нартовой-Бочавер. В большинстве исследований термин «социально-психологическая адаптация» трактуется как состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей [3; 4]. Вместе с тем следует отметить, что недостаточная системность, проработка отдельных аспектов социально-

психологической адаптации не дает нам однозначного ответа о компонентах ее структуры. Открытым остается вопрос и о влиянии личностных, социально-психологических факторов адап-

тации военнослужащих к условиям армии, а также взаимосвязи этих факторов на фоне довольно сложных социально-

экономических преобразований и реформирования общества.

Цель нашего исследования: выявление факторов социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву с учетом их возраста.

Экспериментальную выборку исследования составили 148 военнослужащих по призыву в возрасте 18-25 лет, мужчины (военнослужащие, призванные в ряды ВС РФ весной 2010 года). Нами были выделены две группы воинов. Первая группа (18 - 20 лет), находящаяся на пятой стадии психосоциального развития (по Э. Эрик-сону), что соответствует ранней юности. В этом возрасте происходит физическое взросление индивида, овладение интеллектуальными навыками, молодой человек сталкивается с новыми социальными требованиями и ролями. Вторая группа воинов находится на шестой стадии психосоциального развития - ранней зрелости, характеризующей начало взрослой жизни и охватывающей возрастной период от 20 до 25 лет. Молодые люди в этот период развития личности могут создавать семьи, заниматься профессиональной подготовкой, а также находиться на военной службе.

Для изучения и выявления факторов социально-психологической адаптации нами была подобрана следующая батарея психодиагностических методик: «Методика диагностики социально-

психологической адаптации К.

Роджерса и Р. Даймонда», «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина, «Методика диагностики типологий психологической защиты» Келлермана-Плутчика, «Опросник Карвера» для определения стратегий поведения людей в стрессо-генных ситуациях, «Методика исследования локус-контроля личности» Е.Г. Ксенофонтовой, «Личностная шкала проявлений тревоги» Тейлора (адаптация Т.А. Немчиновой), «Методика изучения самоотношения» (МИС) С. Р. Панти-леева и В. В. Столина, «Методика СЖО» Д. А. Леонтьева, «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Методика диагностики направленности личности» Б. Баса, методика Ю. М. Орлова «Потребность в достижении», тесты Т. Элерса «Мотивация к избеганию неудач», «Мотивация к успеху» и «Мотив власти».

Математико-статистический анализ осуществлялся при помощи программы «Статистика 6.0» и «SPSS-17». Все полученные количественные данные обработаны методом вариационной статистики и проверены на нормальность распределения. Нами был проведен факторный анализ с использованием метода главных компонент с вращением «Варимакс». Выделен-

ные в результате факторизации факторы представляют собой совокупность тех признаков из числа включенных в анализ, которые имеют значимые нагрузки. В результате в обеих группах было получено по 29 факторов. В группе военнослужащих 18-20 лет - объясняющих 84,2% дисперсии, а в группе 21-25 лет - объясняющих 89,3% дисперсии, при этом в первой группе военнослужащих для содержательного анализа было выбрано три значимых фактора, а во второй группе - четыре значимых фактора.

Факторы, характеризующие военнослужащих по призыву 18-20 лет - «Адаптивность», «Совлада-ние», «Дезадаптивность», представляют собой группировку признаков на основе имеющихся между ними значимых связей табл.1.

Первый фактор объясняет 14,99 % общей дисперсии, обозначен нами как фактор «Адаптивность». Интерпретируя содержание этого фактора, можно отметить, что он наиболее емкий и в него включены компоненты адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.

Таблица 1

Результаты факторного анализа военнослужащих по призыву 18-20 лет

№№ п/п Название факторов и шкал Факторная нагрузка

Фактор «Адаптивность»

Личностный адаптивный потенциал (ЛАП) 0,89

Нервно-психическая устойчивость (НПУ) 0,89

Осмысленность жизни (ОЖ) 0,85

Адаптация 0,84

Коммуникативный потенциал (КП) 0,84

Принятие себя 0,79

Интернальность общая (ИО) 0,77

Ориентация на цели в жизни (Ц) 0,76

Ориентация на жизненный процесс (П) 0,76

Локус-контроль Я (ЛК-Я) 0,76

Принятие других 0,75

Тревожность -0,74

Моральная нормативность (МН) 0,73

Локус-контроль жизни (ЛК-Ж) 0,72

Ориентация на результат в жизни (Р) 0,71

Эмоциональный комфорт 0,70

Внутренний контроль 0,67

Мотивация потребностей достижений 0,58

Регрессия -0,52

Мотивация к успеху 0,50

Доминирование 0,50

Фактор «Совладание»

Поиск эмоциональной общественной поддержки 0,71

Сдерживание 0,70

Планирование 0,65

Отрицание 0,62

Фокус на эмоциях и их выражение 0,60

Ментальное отстранение 0,60

Активный копинг 0,58

Поведенческое отстранение 0,54

Фактор «Дезадаптивность»

Эмоциональный дискомфорт 0,74

Внешний контроль 0,74

Непринятие себя 0,73

Ведомость 0,72

Непринятие других 0,67

Дезадаптация 0,68

Эскапизм 0,63

Таким образом, эффективная социально-психологическая адаптация военнослужащих по призыву 18-20 лет обусловлена, прежде всего, высоким уровнем их нервно-психической устойчивости (0,89) и поведенческой регуляции, хорошими личностными адаптационными способностями к изменяющимся условиям жизнедеятельности (0,89). Данные молодые люди не должны воспринимать

угрозу своей жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать выраженным состоянием тревожности (-0,74), а в трудных жизненных ситуациях не должен происходить возврат к предыдущим, детским формам мышления, отношений и действий (-0,52). Для обеспечения результативной адаптации в условиях армии военнослужащие 18-20 лет должны обладать достаточно вы-

соким коммуникативным потенциалом (0,84), воспринимать все стороны своего «Я», принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений (0,79), быть достаточно избирательными в коммуникативных контактах (0,75), ориентированным на соблюдение общепринятых норм поведения (0,73), стремиться к лидерству и проявлению доминантных качеств в своем окружении (0,50), характеризоваться эффективной адаптацией (0,84) в рамках данного коллектива и военно-профессиональной деятельности в целом, при этом испытывать интерес и эмоциональную насыщенность жизни (0,76) и эмоциональный комфорт (0,70), стремиться добиваться успеха в различных видах деятельности, получать более высокие результаты ценой меньших усилий за счет усовершенствования своих умений (0,58), иметь установку на защитное поведение, при этом учитывать обстоятельства и ситуации в условиях армии, когда без риска можно получить желаемый результат (0,50). Кроме того, для действенной адаптации военнослужащих данной возрастной группы необходима сформированная, устойчивая осмысленность жизни (0,85), основанная на удовлетворенности самореализации (0,71), наличие в жизни целей, которые придадут их жизни осмысленность, направленность и временную перспективу (0,76), представление о себе как о личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее

смысле (0,76), кроме того, на убеждении в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь (0,72), т.е. быть человеком с внутренним ло-кусом контроля (0,77), проявляющимся в разнообразных жизненных ситуациях.

Второй фактор, объясняющий 6,59 % общей дисперсии, обозначен нами как фактор «Совлада-ние», лидирующий конструкт в нем - копинг-стратегия «Поиск эмоциональной общественной поддержки» (0,71), заключающийся в поиске военнослужащими 1820 лет эмоциональной поддержки, сочувствия у значимых для них людей в трудных жизненных ситуациях, ведь эмоциональное голодание в период юности - столь же реальное явление, каким бывает голод в общепринятом, бытовом смысле, поэтому потребность юношей в эмоциональном насыщении удовлетворяется главным образом в процессе достижения самых разных целей, которые они ставят перед собой [2]. Кроме того, преобладание комбинированного использования активных («Планирование» (0,65), «Активный копинг» (0,58)) и пассивных базисных копинг-стратегий

(«Сдерживание» (0,70), «Отрицание» (0,62), «Фокус на эмоциях и их выражение» (0,60), «Ментальное отстранение» (0,60), «Поведенческое отстранение» (0,54)) для разрешения проблемных ситуаций в условиях армии у данной возрастной группы обусловлено, прежде всего, их возрастными особенностями. Применение в стрессоген-ных условиях армии незрелых ба-

зисных копинг-стратегий можно объяснить дефицитом социальных навыков разрешения проблем у молодых людей данного возраста, столкновением с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют их собственным представлениям. Э. Олбрих (Olbrich E., 1990) считает, что молодые люди в процессе взросления при возникновении новых требований до конца еще не отказались от традиционных и заученных типов поведения и опираются при этом на копинг-стратегии избегания [1]. А использование адаптивных, зрелых копинг-стратегий, как определили Г. и С. Вэйланты (Vaillant G., Vaillant С, 1977, 1992), значительно увеличивается в юношеском возрасте и продолжается в течение средней взрослости.

Третий фактор объясняет 5,89% общей дисперсии, обозначен нами как «Дезадаптивность». Его компоненты отражают многогранность дезадаптивного поведения военнослужащих по призыву 18-20 лет. Основными конструктами данного фактора являются «Эмоциональный дискомфорт» (0,74), свидетельствующий о дефиците эмоциональной насыщенности военнослужащих данной возрастной группы, и «Внешний контроль» (0,74) - как неумение юношей на данном возрастном этапе действовать в соответствии с интериоризированными обязанностями, т.е. невозможности выполнять необходимое с опорой на внутренний, а не на внешний контроль. Такая возможность появля-

ется только на основе понимания приоритета обязанностей человека перед своими правами. Наряду с этим дезадаптация военнослужащих данного возраста обусловлена общим негативным фоном восприятия себя (0,73) и окружающих их людей (0,67), при этом их можно охарактеризовать как податливых, внушаемых, ведомых членов коллектива (0,72), что при неблагоприятных условиях может содействовать попаданию их в асоциальные группировки, нарушению воинской дисциплины и правопорядка, тем самым способствовать совершению воинских преступлений. Кроме того, дезадаптивное поведение (0,68), уход «в себя» (0,63) в условиях армии может привести к срыву нервно-психической деятельности военнослужащих 18-20 лет, суицидальным попыткам, либо завершенному суициду. Данные военнослужащие относятся к «группе риска» и требуют динамического наблюдения, повышенного психолого-педагогического внимания со стороны командиров, медицинских работников и специалистов (психологов).

Факторы, характеризующие военнослужащих по призыву 21-25 лет - «Интеграция», «Социальное принятие», «Внутренняя конфликтность», «Дистанцирование», представляют собой группировку признаков на основе имеющихся между ними значимых связей и определяют социально-

психологическую адаптацию данных военнослужащих по призыву в условиях армии (табл. 2).

Таблица 2

Результаты факторного анализа военнослужащих по призыву 21-25 лет

№№ п/п Название факторов и шкал Факторная нагрузка

Фактор «Интеграция»

Осмысленность жизни (ОЖ) 0,89

Ориентация на результат жизни (Р) 0,85

Локус-контроль жизни (ЛК-Ж) 0,83

Ориентация на жизненный процесс (П) 0,75

Локус-контроль Я (ЛК-Я) 0,72

Ориентация на цели в жизни (Ц) 0,71

Личностный адаптивный потенциал (ЛАП) 0,70

Нервно-психическая устойчивость (НПУ) 0,70

Моральная нормативность (МН) 0,65

Коммуникативный потенциал (КП) 0,54

Интернальность общая (ИО) 0,50

Фактор «Социальное принятие»

Непринятие других 0,69

Адаптация 0,67

Ведомость 0,61

Внутренний контроль 0,61

Принятие себя 0,59

Эскапизм 0,56

Принятие других 0,54

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тревожность 0,52

Эмоциональный комфорт 0,51

Интернальность общая (ИО) -0,51

Фактор «Внутренняя конфликтность»

Эмоциональный дискомфорт 0,65

Непринятие себя 0,63

Внешний контроль 0,59

Самообвинение -0,57

Закрытость 0,54

Фактор «Дистанцирование»

Отрицание 0,7

Наличие хороших и верных друзей

Обращение к религии 0,51

Поиск эмоциональной общественной поддержки 0,53

Подавление конкурирующей деятельности 0, 52

Первый фактор, объясняющий 9,8 % общей дисперсии, обозначен нами как фактор «Интеграция». Конструкты, входящие в этот фактор, взаимодействуя между собой, увеличивают эффективность адап-

тации военнослужащих 21-25 лет в условиях армии в частности и в условиях окружающей действительности в целом. Основной конструкт - «Осмысленность жизни» (0,89) и следующие за ним «Ре-

зультат» (0,85), «Локус-контроль жизни» (0,83), «Процесс» (0,75), «Локус-контроль Я» (0,722), «Цели» (0,71) свидетельствуют о достижении личностной зрелости военнослужащими, находящимися на шестой стадии жизненного цикла, по Э. Эриксону. То есть данные военнослужащие принимают ответственность за собственную жизнь, решения и поступки на самого себя (0,50), при этом имеют возможность и способны выполнять социальные обязанности. Кроме того, эффективной адаптации военнослужащих данного возраста способствует: высокий личностный адаптивный потенциал (0,70), высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции (0,70), ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения (0,65) и хорошо развитый уровень коммуникативных способностей (0,54).

Второй фактор, объясняющий 7,8 % общей дисперсии, обозначен нами как фактор «Социального принятия», состоящий в основном из конструктов социального взаимодействия. Интерпретируя содержание данного фактора, мы, с одной стороны, наблюдаем дистанцирование, непринятие военнослужащими 21-25 лет некоторых своих сослуживцев (0,69), что, возможно, объясняется несоответствием между их целями и возрастными задачами развития и задачами развития военнослужащих, находящихся на пятой стадии психосоциального развития, по Э. Эриксону; обладающих при этом предрасположенностью к тревоге (0,51), отсутствием веры в то, что человек в состоянии реально вли-

ять на происходящее в его жизни (-0, 51), ведомостью (0,61) и неспособностью устанавливать спокойные доверительные личные отношения, что в конечном итоге ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции (0,56). С другой стороны, мы можем отметить «Принятие других» (0,54), «Эмоциональный комфорт» (0,51), опору на внутренний контроль (0,61) при принятии решения и в межличностном взаимодействии, и как итог - «Адаптация» (0,67) в условиях армии. Данное противоречие сигнализирует нам о наличие кризиса интимности, характерного для молодых людей, находящихся на шестой стадии психосоциального развития, по Э. Эриксону.

Третий фактор, объясняющий 6,0% общей дисперсии, обозначен нами как «Внутренняя конфликтность». Его компоненты («Эмоциональный дискомфорт» (0,65), «Непринятие себя» (0,63), «Внешний контроль» (0,59), «Самообвинение» (-0, 57), «Закрытость» (0, 54)) определяют наличие внутренних конфликтов, сомнений, чувства одиночества, несогласия с собой у военнослужащих старше 20 лет, что является свидетельством протекания кризиса идентичности у данных молодых людей, который, по мнению Э. Эриксона, проявляется на всех стадиях возрастного развития, в том числе и в молодости. Тем более, что в условиях армии молодые люди часто пребывают в состоянии неустойчивости идентичности, при этом, с одной стороны, глубоко страдают от одиночества, с другой стороны - стремятся к нему. Поэтому они

довольно часто испытывают сомнения в себе и находятся в статусе моратория, т.е. заняты поиском себя, своего места в мире. Данным военнослужащим требуется психологическая поддержка и помощь, поскольку придется решать проблемы двух кризисов одновременно.

Четвертый фактор, объясняющий 5,6 % общей дисперсии, обозначен нами как фактор «Дистанцирование». Интерпретируя содержание этого фактора, можно отметить, что он состоит из конструктов, описывающих попытки индивида отделить себя от проблемы, забыть о ней, отрицать ее наличие, характеризующиеся стремлением к временному отказу от решения насущной проблемы («Наличие хороших и верных друзей» (-0,64), «Поиск эмоциональной общественной поддержки» (0,53), «Подавление конкурирующей деятельности» (0,52), «Обращение к религии» (0,51)). Основной конструкт - «Отрицание» (0,697), социальное поведение военнослужащих, смысл которого -смягчить, уклониться от требований, предъявляемых кризисной ситуацией, в условиях армии является малоэффективным и не способствует успешной адаптации военнослужащих в армейских условиях.

Таким образом, выделенные в результате факторизации факторы социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву различных возрастных групп (военнослужащие по призыву 1820 лет - 1) фактор - «Адаптивность», 2) фактор - «Совладание», 3) фактор - «Дезадаптивность»;

военнослужащие по призыву 21-25 лет - 1) фактор - «Интеграция», 2) фактор - «Социальное принятие», 3) фактор - «Внутренняя конфликтность», 4) фактор - «Дистанцирование») свидетельствуют о наличии адаптивных механизмов у военнослужащих по призыву, основанных на адаптационных возможностях личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития (фактор «Адаптивность»), на выработке эффективных стратегий совладания в стрессогенных ситуациях (фактор «Совладание») в группе 18-20 лет, а в группе военнослужащих 21-25 лет эффективная адаптация в условиях армии обусловлена достижением данными военнослужащими личностной зрелости (фактор «Интеграция»), эффективными стратегиями социального взаимодействия (фактор «Социального принятия»). Кроме того, выделенные нами факторы социально-психологической адаптации свидетельствуют о наличие трудностей в адаптации у военнослужащих по призыву обеих возрастных групп, поэтому в ходе их углубленного изучения психолог должен рекомендовать командирам и офицерам-воспитателям комплекс организационных и педагогических превентивных воздействий и взаимодействий по искоренению негативных качеств личности военнослужащего, а сам обязан организовывать психологическое сопровождение службы воинов с дезадаптивным поведением.

Литература

1. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросс-культурные различия в стратегиях совла-дающего поведения // Вопросы психологии - 2005. - № 1. - С. 18-28.

2. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы. - М., 2005.

3. Сенокосов Ж. Г. Адаптация молодых воинов // Вестник ПВО. - 1989. - № 4.

4. Сенокосов Ж. Г. Молодые воины: трудности адаптации // А педагогом быть обязан. - М.: ВПА, 1990.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - М.: Питер, 2005.

Приступа Ирина Владимировна, аспирант кафедры общей и социальной психологии Бурятского госуниверситета.

Pristupa Irina Vladimirovna, postgraduate student, department of general and social psychology, Buryat State University.

УДК 159.9 Р.Д. Санжаева

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК МЕТАКАТЕГОРИЯ

Статья посвящена проблеме готовности личности к деятельности как ме-такатегории современной психологии, рассматриваются виды, структура, механизмы психологической готовности личности к деятельности.

Ключевые слова: личность, психологическая готовность, деятельность, метакатегория, структура, психологический механизм, мотивационный, операциональный, ориентировочный, волевой.

R.D. Sanzhayeva

THE PSYCHOLOGICAL READINESS TO ACTIVITY AS A METACATEGORY

The article is devoted to the problem of personality readiness to activity as a meta-category of modern psychology, the article considers types, structure, mechanisms of personality psychological readiness to activity.

Keywords: personality, psychological readiness, activity, metacategory, structure, psychological mechanism, motivational, operational, referential, volitional.

Категория «готовность к деятельности» получает широкое теоретическое осмысление в рамках отечественной психологии и включается в разряд метакатего-рий. Исторически это связано с тем, что в 30-е годы предметом отечественной психологии становится сознание. В то же самое время происходит пересмотр методологических оснований психо-

логии: одним из ее ведущих принципов становится принцип единства сознания и деятельности, т.е. деятельностный принцип.

Методологически готовность к деятельности становится одной из центральных категорий, объясняющей и описывающей внутреннюю психическую реальность, связующим звеном между «психическим состоянием» и «психиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.