Научная статья на тему 'Влияние самоотношения военнослужащих по призыву на уровень социально-психологической адаптации в условиях армии'

Влияние самоотношения военнослужащих по призыву на уровень социально-психологической адаптации в условиях армии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
730
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ПО ПРИЗЫВУ / УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ (СПА) / САМООТНОШЕНИЕ / PERSONALITY / CONSCRIPTION MILITARY MEN / LEVEL OF THE SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / SELF-ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Приступа Ирина Владимировна

В статье представлены результаты эмпирического исследования самоотношения, его влияние на уровень социально-психологической адаптации в условиях армии. Выявлены общие черты и различия по отношению к себе у военнослужащих по призыву разных возрастных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF CONSCRIPTS' SELF-RELATION ON THE LEVEL OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION UNDER THE CONDITIONS OF ARMY

In the article the results of self-relation empiric research, its influence on the level of social-psychological adaptation under the army are represented. Conscription military men of definite ages have general features and differences in selfrelation of conscription military men of definite ages.

Текст научной работы на тему «Влияние самоотношения военнослужащих по призыву на уровень социально-психологической адаптации в условиях армии»

УДК 316.6:355.08 И.В. Приступа

ВЛИЯНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ НА УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ АРМИИ

В статье представлены результаты эмпирического исследования самоотношения, его влияние на уровень социально-психологической адаптации в условиях армии. Выявлены общие черты и различия по отношению к себе у военнослужащих по призыву разных возрастных групп.

Ключевые слова: личность, военнослужащие по призыву, уровень социально-психологической адаптации (СПА), самоотношение.

I.V. Pristupa

THE EFFECT OF CONSCRIPTS’ SELF-RELATION ON THE LEVEL OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION UNDER THE CONDITIONS OF ARMY

In the article the results of self-relation empiric research, its influence on the level of social-psychological adaptation under the army are represented. Conscription military men of definite ages have general features and differences in selfrelation of conscription military men of definite ages.

Keywords: personality, conscription military men, level of the social-psychological adaptation, self-attitude.

Проблема социально-психологической адаптации военнослужащих к армейской среде и условиям службы достаточно остро заявляет о себе на этапе реформирования, а по сути создания принципиально новых Вооруженных сил Российского государства. Задача развития личности вооруженного защитника Отечества на фоне довольно сложных социально-экономических преобразований и реформирования общества в целом, прежде всего, предполагает создание условий для успешной социально-психологической адаптации к армейской среде военнослужащих, проходящих службу по призыву, а формирование личности воина нового типа становится стратегическим фактором устойчивого развития государства. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение влияния самоотношения военнослужащих по призыву на уровень социально-психологической адаптации в условиях армии.

Процесс социально-психологической адаптации военнослужащих в условиях армии чрезвычайно динамичен и его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и т.д.

Проблема адаптации - одна из самых значительных проблем, которая изучается в различных сферах деятельности человека: социально-экономической (Т.К. Дичев, А.А. Налчаджян, Б.Г. Турусбеков и др.), медико-биологической (И.В. Павлов, А.А. Ухтомский), психолого-педагогической (П.К. Анохин, Л.А. Кандыбович, А.Г. Мороз, И.В. Шалыгина и др.) и др. Особое место в структуре видов адаптации занимает ее социальный компонент, разрабатываемый в трудах Е.В. Руденского, В.В. Гриценко, К.А. Абульхановой-Славской, Ю.А. Клейберга, П.С. Кузнецовой, С.К. Нартовой-Бочавер. В большинстве исследований термин социально-психологическая адаптация трактуется как состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей [5; 6].

В последнее время исследователи, в том числе и военные специалисты-психологи, проявляют значительный интерес к проблеме самоотношения, его роли в развитии и становлении личности. Самоотношение рассматривалось в работах многих отечественных и зарубежных психологов (А.В. Виз-гиной, Н.Н. Климентьевой, И.С. Кон, Т.Л. Мироновой, А.А. Рысевой, Е.И. Симончик, В.В. Столина,

С.Р. Понтилеева, И.И. Чесноковой, К. Роджерса, А. Адлера, Г. Олпорта, Э. Эриксона и др.).

Отечественные ученые по-разному трактуют характеристики эмоционального аспекта самосознания, которые при этом недостаточно разделяются. По И.И. Чесноковой, составляющей самосознания наряду с самопознанием является эмоционально-ценностное отношение личности к себе, трактуемое как «специфический вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя, т.е. разнообразные ее самоотношения» [8, с. 108-109]. И.С. Кон выделяет самоуважение, которое понимается как

итоговое измерение «Я», выражающее меру принятия или непринятия личностью саму себя, положительное или отрицательное отношение к себе [1]. По В.В. Столину, основой самоотношения является процесс, в котором свойства «Я» личности оцениваются в соответствии с собственными мотивами и целями, отвечающими ее потребности в самореализации. В.В. Столиным была определена структура самоотношения, состоящая из трех эмоциональных компонентов: самоуважение, аутосимпатия, близость - самоинтерес. Более общим образованием строения самоотношения, по В.В. Столину, является недифференцированное общее чувство «за» или «против» своего «Я», являющееся суммацией позитивных и негативных компонентов самоотношения по трем эмоциональным осям [7]. С.Р. Пантелеев считает, что система самоотношения построена по принципу динамической иерархии системы, который заключается в том, что та или иная модальность эмоционального отношения может выступать в качестве ядерной структуры системы, занимая ведущее место в иерархии других аспектов самоотношения. Он понимает самоотношение как выражение смысла «Я» для субъекта [11; 12].

Поведение, деятельность, формирование многих психологических образований личности детерминированы особенностями самоотношения. В период молодости на этапе наиболее интенсивного становления личности самосознание активизируется в связи с проблемами личностного становления, которые молодые люди ставят и решают сами для себя. Это взросление, самопознание, самоотношение, самоопределение в социальной среде [2]. Решение этих проблем, прежде всего, зависит от самой личности, от ее активности, психологической устойчивости, задатков и способностей к различным видам деятельности, а в целом - от уровня социально-психологической адаптации к различным условиям жизнедеятельности.

Одним из условий психического здоровья военнослужащих по призыву является позитивное самоотношение, которое оказывает влияние на успешность учебной и профессиональной деятельности в условиях армии, самореализации личности. Нарушения в развитии самоотношения способствуют развитию, формированию негативных свойств личности, что в итоге может привести в дезадаптив-ным формам поведения и дезадаптации в условиях армии в целом. Таким образом, для поддержания психического здоровья и более эффективной адаптации военнослужащих по призыву к условиям армии военному психологу необходимо изучение самоотношения личности военнослужащего.

Цель нашего исследования - выявить особенности самоотношения военнослужащих по призыву с учетом их возраста, определить влияние самоотношения на уровень социально-психологической адаптации в условиях армии. Объектом исследования является социально-психологическая адаптация военнослужащих по призыву, предметом исследования - влияние самоотношения военнослужащих по призыву на уровень социально-психологической адаптации в условиях армии. Для диагностики эмоционально-оценочной подсистемы самосознания нами была использована методика изучения самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева и В.В. Столина, для определения уровня социальнопсихологической адаптации - методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (опросник СПА). Экспериментальную выборку исследования составили 148 военнослужащих по призыву в возрасте 18-25 лет, мужчины (военнослужащие, призванные в ряды ВС РФ весной 2010 г.). Нами были выделены две группы воинов, 1-я группа (18-20 лет), находящаяся на пятой стадии психосоциального развития (по Э. Эриксону), что соответствует ранней юности. В этом возрасте происходит физическое взросление индивида, овладение интеллектуальными навыками, молодой человек сталкивается с новыми социальными требованиями и ролями. 2-я группа воинов находится на шестой стадии психосоциального развития - ранней зрелости, характеризующей начало взрослой жизни и охватывающей возрастной период от 20 до 25 лет. Молодые люди в этот период развития личности могут создавать семьи, заниматься профессиональной подготовкой, а также находиться на военной службе. Для оценки различий между двумя выборками был использован критерий U-Вилкоксона-Манна-Уитни, критерий ф* - угловое преобразование Фишера - с целью сопоставления выборок по частоте встречаемости признака, однофакторный дисперсионный анализ ANOVA для связных выборок - с целью изучения влияния одного фактора на зависимую переменную. Результаты исследования обрабатывали при помощи программы Microsoft Excel 2007, пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS.

Рассмотрим особенности самоотношения у военнослужащих по призыву разных возрастных групп (рис.1.).

Рис.1. Средние значения факторов самоотношения у групп военнослужащих по призыву с учетом возраста (в стенах)

Примечание: 1 - открытость, 2 - самоуверенность, 3 - саморуководство, 4 - отраженное самоотношение, 5 - самоценность, 6 - самопринятие, 7 - самопривязанность, 8 - внутренняя конфликтность, 9 - самообвинение.

Для военнослужащих по призыву обеих возрастных групп характерны средние значения по факторам «открытость», «самоуверенность», «саморуководство», «отраженное самоотношение», «самоценность», «самопринятие», «самопривязанность», что характеризует их как личностей с избирательным отношением к себе и избирательным восприятием отношения окружающих к себе: им присуще преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях. Они высоко оценивают ряд своих качеств, при этом явно недооценивают другие, что может вызывать ощущение малоценности, личностной несостоятельности. Отношение их к себе характеризуется уверенностью, позитивностью, склонностью к интернализации локуса контроля в привычных условиях жизнедеятельности, однако при возникновении трудностей их уверенность снижается, нарастает тревога, беспокойство. Их образ «Я» ригиден, консервативен и выражается в стремлении к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других. Однако у военнослужащих группы 21-25 лет показатели по следующим факторам самоотношения выше, чем у военнослужащих группы 18-20 лет (при ф*кр.=2,31; р<0,01) «открытость» (ф*эмп.=3,112), «самоуверенность» (ф*эмп.=3,002), Отраженное самоотношение» (ф*эмп.=2,921), «самопринятие»

(ф*эмп.=2,812), «самопривязанность» (ф*эмп.=2,905), что свидетельствует о тенденции к высоким значениям и выражается в более выраженном защитном поведении, желании соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношениям с окружающими людьми. Характерна тенденция к ощущению большей выраженности силы собственного «Я», большей смелости в общении, воспринимать себя как людей, чья личность, деятельность может вызывать у других людей позитивное к ним отношение: симпатию, уважение, одобрение и понимание и в связи с этим испытывать больше к себе самоуважения. Препятствия на пути к достижению цели воспринимаются ими как преодолимые. Однако ощущение самодостаточности и достижения идеала мешает реализации возможности саморазвития и самосовершенствования.

Для военнослужащих обеих групп характерны средние значения по фактору «саморуководство», что раскрывает особенности отношения к своему «Я» в зависимости от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях существования человек может проявлять выраженную способность к личному контролю. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности «Я» ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям.

Нами установлено, что военнослужащие группы 21-25 лет имеют низкие значения по факторам самоотношения «внутренняя конфликтность» и «самообвинение», что характеризует их как личностей, ощущающих баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями, довольных сложившейся жизненной ситуацией и собой. При этом обнаруживается тенденция к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. А военнослужащие группы 18-20 лет, по оценкам этих шкал, склонны обвинять себя за те или иные поступки и действия, сочетая самообвинение с выражением гнева, досады в адрес окружающих. Неожиданные трудности, возникающие дополнительные препятствия могут способствовать усилению

недооценки собственных успехов. Различия между военнослужащими различных возрастных групп по факторам самоотношения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели основных факторов самоотношения у военнослужащих по призыву с учетом возраста

Факторы Группа в/с 18-20 лет Группа в/с 21-25 лет Критерий

самоотношения (75 чел.) (73 чел.) и Манна-Уитни

Ср. знач. Станд. откл-е Ср. знач. Станд. откл-е

Открытость 5,00* 1,33 6,00* 1,61 1000,50**

Самоуверенность 5,32 2,56 6,76 2,15 1230,00**

Саморуководство 5,00* 1,96 5,00* 1,81 1703,50

Отраженное самоотношение 4,41 1,67 5,27 1,95 1425,50**

Самоценность 6,00* 1,73 6,39 2,04 1588,00

Самопринятие 5,00* 1,58 5,84 2,10 1457,50**

Самопривязанность 6,00* 1,66 6,88 1,60 1432,50**

Внутренняя конфликтность 5,00* 1,82 3,00* 1,79 1154,50**

Самообвинение 4,00* 1,81 3,00* 1,60 1146,50**

Примечание: * значение медианы ** р < 0,05.

Нами установлены существенные различия между военнослужащими данных возрастных групп в оценках следующих шкал: (при р<0,05) «открытость» (Иэмп.= 1000,50), «самоуверенность» (Иэмп.= 1230,00), «отраженное самоотношение» (иэмп.=1425,50), «самопринятие» (Иэмп.= 1457,50), «самопривязанность» (иэмп.=1432,50), «внутренняя конфликтоность» (Иэмп.= 1154,50), «самообвинение» (иэмп.= 1146,50), т.е. военнослужащим группы 21-25 лет свойственно более глубокое осознание себя, чем военнослужащими группы 18-20 лет, что позволяет им предъявлять более высокие требования к себе. Они занимаются самоанализом не только процесса, но и результата своей деятельности, больше заинтересованы в эффективном решении проблем, что, в свою очередь, способствует развитию у них критического отношения к себе, внутренней честности, повышению личностной зрелости. Военнослужащие данной возрастной группы отличаются большей уверенностью в себе, большим терпением, целеустремленностью, настойчивостью, они считают, что на них можно положиться и поэтому испытывают к себе больше самоуважения, чем группа военнослужащих в возрасте 18-20 лет.

Результаты исследования по методике социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда представлены на рисунке 2.

1 2 3 5 6 7 в 91011123.3

III кол ы СПА

Рис. 2. Средние показатели по методике «СПА» военнослужащих по призыву группы 18-20 лет и группы 21-25 лет.

Примечание: 1 - адаптация, 2 - дезадаптация, 3 - принятие себя, 4 - непринятие себя, 5 - принятие других, 6 - непринятие других, 7 - эмоциональный комфорт, 8 - эмоциональный дискомфорт, 9 - внутренний контроль, 10 - внешний контроль, 11 - доминирование, 12 - ведомость, 13 - эскапизм.

Нами определено, что для военнослужащих группы 18-20 лет показатели выше по сравнению с группой военнослужащих 21-25 лет по шкале (при ф*кр.=2,31; р<0,01) дезадаптация (ф*эмп=3,1). Для данной группы характерны следующие признаки: неустойчивая социально-психологическая адаптация в условиях армии, характеризующаяся периодическими срывами и нарушениями социального

функционирования, приводящим к серьезным конфликтам межличностного и внутриличностного характера, а при неблагоприятных обстоятельствах возможны варианты девиантного поведения.

У военнослужащих возрастной группы 21-25 лет показатели выше по следующим шкалам: (ф*кр.=2,31; р<0,01) адаптация (ф*эмп.=3,1), принятие себя (ф*эмп.=2,9), принятие других (ф*эмп.=3,1), эмоциональный комфорт (ф*эмп=3,1), внутренний контроль (ф*эмп=3,1), эскапизм (ф*эмп=3,2). Для данной группы характерна более устойчивая социализация: четкая ориентировка и определение своего места во взрослом мире, развитие интегральных механизмов самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции [9] .

Распределение военнослужащих по призыву с учетом возраста по уровню социальнопсихологической адаптации представлено на рисунке 3.

12 3

Уровень СПА

Рис. 3. Процентное распределение военнослужащих по призыву данных возрастных групп с разным уровнем СПА

Примечание: 1 - высокий уровень, 2 - средний уровень, 3 - низкий уровень.

Для исследования влияния факторов самоотношения на уровень СПА военнослужащих по призыву в условиях армии мы применили метод однофакторного дисперсионного анализа.

Нами установлено, что при высоком и среднем уровне СПА для военнослужащих по призыву характерны различия по следующим факторам самоотношения: «открытости», «самоуверенность», «саморуководство», «отраженного самоотношения», «самоценности», «самопринятия». При повышении оценки по данным шкалам: (при Р*кр=7,01; р<0,01) «открытость» (Рэмп=7,016); «самоуверенность» (Рэмп=7,040), «отраженное самоотношение» (Рэмп =7,023), «саморуководство» (Рэмп =7,015), «самоценность» (Рэмп =7,052), «самопринятие» (Рэмп =7,041) происходит увеличение уровня социально-психологической адаптации военнослужащих.

При повышении оценки по шкалам: (при Р*кр.=7,011; р<0,01) «самопривязанность» (Рэмп =7,018); «внутренняя конфликтность» (Рэмп=7,037); «самообвинение» (Рэмп=7,04) снижается уровень СПА военнослужащих.

Мы можем заключить, что зависимость между исследуемыми показателями у военнослужащих с высоким и средним уровнем СПА - прямая. При возрастании уровня одного показателя увеличивается уровень другого. Противоположная тенденция наблюдается у военнослужащих с низким уровнем СПА: при возрастании одного показателя снижается уровень другого.

Таким образом, в ходе нашего исследования выявлено, что факторы самоотношения личности оказывают влияние на социально-психологическую адаптацию военнослужащих по призыву. Установлены общие черты и различия по отношению к себе у военнослужащих по призыву разных возрастных групп. Так, военнослужащим по призыву в возрасте 18-20 лет необходимо оказывать психологическую помощь и поддержку во время службы в рядах ВС РФ, помочь им увидеть перспективы личностного, военно-профессионального роста, самореализации их личности на данном этапе возрастного психического развития.

Литература

1. Кон И.С. Открытие Я. - М.: Политиздат, 1978.

2. Миронова Т.Л. Самосознание профессионала. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1999.

3. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М., 1991.

4. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М., 1993.

5. Сенокосов Ж. Г. Адаптация молодых воинов // Вестник ПВО. - 1989. - №4.

6. Сенокосов Ж. Г. Молодые воины: трудности адаптации // А педагогом быть обязан. - М.: ВПА, 1990.

7. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: дис... д-ра психол. наук. - М., 1985.

8. Чеснокова П.П. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977.

9. Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности. - М.: Питер, 2005.

Приступа Ирина Владимировна - соискатель кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета. Е- mail: pristupairina@mail.ru

Pristupa Irina Vladimirovna - competitor of department of general and social psychology of Buryat State University. E- mail: pristupairina@mail.ru

УДК 159. 923 A.M. Лужецкая

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

В статье рассматриваются особенности структуры личностной направленности педагогов разных возрастных групп. На основе постнеклассической методологии анализируются компоненты структуры и свойства направленности, описывается сущность ее функционирования как системы. Приводятся результаты эмпирического исследования, в котором выявлены особенности направленности в зависимости от возраста педагогов.

Ключевые слова: направленность личности, структура направленности, динамический компонент, смысловой компонент, самосознание.

A.M. Luzhetskaya

STRUCTURE OF PERSONAL ORIENTATIONS OF DIFFERENT AGE GROUPS TEACHERS

The article deals with the features of personal orientation structure of teachers in different age groups. The components of structure and propeties of orientation are analyzed on the basis ofpostnonclassical methods; the essence of its functioning is described. The results of empiric research are listed, in which features ofpersonal orientation have been revealed in dependence on teachers ’ age.

Keywords: orientation of personality, structure, orientation, dynamic component, semantic component, selfawareness.

Организация личностно - развивающей среды в условиях гуманизации образовательного процесса предъявляет особые требования к личности учителя как субъекта профессиональнопедагогической деятельности [3, 12, 19]. Особое значение в связи с этим приобретает изучение базовых, ведущих психических образований личности педагога, определяющих ее облик в социальном плане [1, 2]. К образованиям такого рода относят направленность личности [5, 9] .

Осмысление направленности личности в методологическом плане возможно с позиций системного подхода как средства изучения интеграции, точнее интегрированных объектов и интегральных зависимостей и взаимодействий [2, 5]. Направленность личности рассматривается нами как смыслообразующая система, отражающая процесс и результат выработки личностных смыслов. Опираясь на трансспективный подход теории психологических систем [6], можно определить ее как способ разрешения противоречия между образом мира и образом жизни.

В нашем представлении структура направленности троична, ее составляют такие компоненты, как динамический, смысловой и самосознание. Динамический компонент отражает простейшие мотивы, способные создавать напряжение и стимулировать активность личности [13]. Это энергоресурсный и наиболее динамичный компонент системы, запускающий процесс ее работы.

Смысловой компонент направленности определяет наиболее устойчивые образования, регулирующие человеческую активность. Сам процесс направленности представляет собой работу по формированию смыслов. Системный подход позволяет рассматривать смыслообразование как процесс порождения системой «параметров порядка» - смыслов и ценностей [15, 16, 18]. Самосознание в структуре личностной направленности отражает роль субъекта в формировании смысловой базы жизни и степень активности в реализации собственных возможностей. Самосознание, являясь одним

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.