Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС САМООБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ПРОЦЕСС САМООБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАВЫКИ / УМЕНИЯ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова В.В.

В статье рассматриваются проблемы процесса самообразования. Описаны мнения исследователей на процесс, а также охарактеризованы основные признаки самообразования школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF SCHOOLCHILDREN''S SELF-EDUCATION

The article deals with the problems of the process of self-education. The researchers' opinions on the process are described, and the main signs of the process of schoolchildren's self-education are characterized.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС САМООБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

эффективно воздействовать на интеллектуальную сферу и личностную сферу развивающейся личности. В этот период как никогда актуально применение различных игр и развивающих упражнений, данный прием способствует развитию познавательной и личностно-мотивационной сфер младшего школьника. [1]

Основные нравственные идеалы сознания ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого.[5] Заметим, что формирование языковых способностей невозможно без формирования высших психических функций -произвольной памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте вышеперечисленные познавательные процессы приобретают самостоятельность.

Использованные источники:

1. Бархаев Б. П. Педагогическая психология : учеб. пособие для вузов / Б. П. Бархаев. - СПб. : Питер, 2009. - 444 с.

2. Истратова О. Н. Большая книга детского психолога / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. - 3-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. -569 с.

3. Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь : программа адаптации детей к школьной жизни / Г. А. Цукерман. - М. : Московский центр качества образования, 2010. - 156 с.

4. Строганова Л. В. Уроки практической психологии в начальной школе : учеб.-метод. пособие. Вып. 2 / Л. В. Строганова. - М. : Центр пед. образования, 2007. - 72 с.

5. Волков Б. С. Психология общения в детском возрасте : практич. пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волков. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2003. -343 с.

УДК 374.1

Гончарова В.В. студент 3 курса

факультет «Институт межкультурной коммуникации и

международных отношений» Белгородский государственный национальный исследовательский университет научный руководитель: Пеньков В.Е., к.п.н.

доцент Россия, г. Белгород ПРОЦЕСС САМООБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация: В статье рассматриваются проблемы процесса самообразования. Описаны мнения исследователей на процесс, а также

охарактеризованы основные признаки самообразования школьников.

Ключевые слова: самообразование, образование, умения, навыки, воспитание, педагог.

Goncharova V. V.

student

3 course, «Institute of Cross-cultural Communications and International

Relations»

Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod Scientific supervisor: Penkov V.E.

c. p. s, docent

THE PROCESS OF SCHOOLCHILDREN'S SELF-EDUCATION

Annotation: the article deals with the problems of the process of self-education. The researchers' opinions on the process are described, and the main signs of the process of schoolchildren's self-education are characterized.

Key words: self-education, education, skills, attainments, education, teacher.

В современном обществе концепция образования является важной. На первый план выдвигается самообразование. Но для достижения определенных успехов необходимо формировать определенные условия, прежде всего психолого-педагогические. Необходимо отметить, что важным является процесс организации работы по формированию умений и навыков, направленных на самообразовательную деятельность.

На сегодняшний день проблемы самообразования школьника являются актуальными.

Можно заметить, что проблема организации деятельности самообразования привлекала внимание многих исследователей. Это связано, прежде всего, с тем, что сам образовательный процесс формируется в тесной связи с самообразованием. Именно поэтому проблемы, связанные с формированием самообразования существовали вне зависимости от исторических условий, также они сохраняют свою актуальность и в современности. Говоря о средствах достижения определенных образовательных результатов, необходимо отметить, что основа самообразования - самостоятельная работа. Дело в том, что у школьников возникает потребность в знаниях, потребность в формировании умений и навыков, таким образом, можно сказать, что процесс самообразования начинает протекать по инициативе школьников.

Существуют разные мнения о процессе самообразования.

П. Ф. Каптерев говорил о проблеме развития человека как личности и о дальнейшем самообразовании и совершенствовании. В работе «Педагогический процесс» он говорит об этом процессе, как о процессе «творческого характера», процессе «самобытном». Также, П. Ф. Каптерев

отмечал, что «усовершенствование не чуждо саморазвитию: саморазвиваясь, организм совершенствуется, делается сильнее, крепче, лучше». [1]

Говоря о самообразовании школьника, необходимо отметить то, что в этом процессе важную роль играет педагог. Существует множество мнений касательно роли учителя не только в процессе образования, но и в процессе самообразования.

С. Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Говоря о повышении профессионального мастерства учителя через самообразование, постоянную работу над собой, необходимо помнить о том, что учитель — лицо школы; при этом ценность школы приравнивается к ценности ее педагогического коллектива и, в частности, каждого педагога в отдельности. Развиваясь, учитель развивает своих учеников, а по меткому выражению Ф. А. Дистервега, не потерявшему актуальности и в наши дни («Покажи мне своих учеников, и я увижу тебя!») можно судить и о личности педагога, и его вкладе в судьбы вверенных ему детей.

Необходимо отметить, что Л. Н. Толстой также отмечал необходимость самообразования. Л.Н. Толстой говорил, прежде всего, о важности самообразования педагога. «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик». [2]

Среднее общее образование, не может быть полным, и потому учащиеся должны приобретать свои знания не только из учебников и классного преподавания, но и самостоятельно получать новые знания из различных источников информации. [3]

Основной целью самообразования школьника является формирование умения учиться.

Исследователь процесса самообразования Б.Ф.Райский определял самообразование как дополнительную самостоятельную работу человека по приобретению новых знаний. Также, ученый выделил несколько характерных признаков самообразования школьников:

1. Приобретение новых знаний, которое является дополнительной познавательной деятельностью;

2. Овладение новыми знаниями по собственной инициативе;

3. Индивидуальная познавательная деятельность. [4]

Таким образом, говоря о самообразовании, необходимо говорить не только о части школьной программы, но и обо всей жизни общества. Необходимо помнить о том, что процесс самообразования является сложным процессом, который школьник приобретает в ходе получения новых знаний.

Использованные источники:

1. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 3. Новейшее время / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2007. С. 56.

2. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2006. С. 405.

3. Владимирская О.Д. Самообразование: пять шагов. Спб.: Просвещение, 2006. — 210 с.

4. Райский, Б. Ф. Выявление и учет сдвигов в формировании у учащихся готовности к самообразованию (Текст) / Б. Ф. Райский // Формирование у учащихся готовности к самообразованию. — Волгоград: ВГПИ, 1977. — С. 15-17.

УДК 372.881.111.1

Гончарова В.В. студент 3 курса

факультет «Институт межкультурной коммуникации и

международных отношений» Белгородский государственный национальный исследовательский университет научный руководитель: Пеньков В.Е., к.п.н.

доцент Россия, г. Белгород РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация: Рассмотрены основные принципы коммуникативной методики, процесс формирования языковых способностей школьников. В статье охарактеризованы основные закономерности концепции коммуникативной подготовки младших школьников. Описаны концепции коммуникативной подготовки в языковом образовании.

Ключевые слова: иностранный язык, способности, упражнения, формирование личности, формирование, принципы концепции коммуникативной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.