Научная статья на тему 'К вопросу самообразования школьников'

К вопросу самообразования школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА ЛИНГВОСАМООБРАЗОВАНИЯ / УЧАЩИЙСЯ / МОТИВАЦИЯ / САМООЦЕНКА / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / TEACHER / SELF-EDUCATION ACTIVITY / LINGUISTIC SELF-EDUCATIONAL CULTURE / MOTIVATION / SELF-ESTEEM / SELF-CONTROL (SELF-REGULATION) / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежова Татьяна Владимировна, Колобова Лариса Владимировна

Коренные изменения в современной системе образования требуют от школы в качестве итогового продукта развитую личность, способную и готовую к непрерывному образованию. Процесс обучения иностранным языкам в школе обладает огромным потенциалом с точки зрения воспитания и развития: на уроках иностранного языка обучающиеся отрабатывают общеучебные действия, развивают навыки коммуникации. В качестве ориентировочного результата иноязычного школьного образования выступают способность и готовность выпускника к дальнейшей непрерывной самообразовательной деятельности, требующиеся для успешного функционирования в поликультурном и многоязычном мире. В процессе исследования нами установлено, что для успешного формирования культуры самообразования в школе следует последовательно отрабатывать все необходимые способы учебной деятельности. Мы выявили, что при целенаправленном стимулировании обучающихся к лингвосамообразовательной деятельности формируется устойчивая внутренняя потребность к поиску и развитию системы способов самообразования. Деятельность обучающихся имеет целостный характер и происходит в единстве ее компонентов: мотивационный, регулятивный и адаптационный. Компонентный состав самообразования позволил нам выявить сущность процесса лингвосамообразования это самообразовательная деятельность, целью которой являются поддержание и повышение уровня владения иноязычной культурой. Сформированность умений лингвосамообразования выражается наличием саморегуляции, которая дает возможность быстрой выработки необходимых схем действий по решению поставленных задач. Навыки самообразования неотъемлемое умение для образованного человека в XXI веке. Подход, когда обучающиеся сами создают или добывают свои знания и испытывают чувство независимости в процессе образования, повышает мотивацию к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF PUPILS’ SELF-EDUCATION

Fundamental changes in the modern education system require the school as a final product a developed personality, capable and ready for continuing education. The process of teaching foreign languages at school has great potential from the point of view of upbringing and development: in the lessons of a foreign language, students work out general educational activities and develop communication skills. As an indicative result of a foreign language school education, the ability and readiness of the graduate to further continuous self-educational activities, which are required for successful functioning in a multicultural and multilingual world, are advocated. In the course of the study, we found that for the successful formation of a culture of self-education in the school, all the necessary methods of educational activity should be worked out successively. We found that with targeted stimulation of students to linguistic and self-educational activities, a stable internal need is formed for the search and development of a system of self-education methods. The activities of students are holistic in nature and occur in the unity of its components: motivational, regulatory and adaptive. The component composition of self-education allowed us to identify the essence of the process of linguo-self-education this is self-educational activity, the purpose of which is to maintain and increase the level of knowledge of a foreign language culture. The formation of the skills of linguo-self-formation is expressed by the presence of self-regulation, which makes it possible to quickly develop the necessary action schemes for solving the tasks. Self-education skills are an essential skill for an educated person in the 21st century. The approach, when students themselves create or obtain their knowledge and experience a sense of independence in the educational process, increases the motivation for learning.

Текст научной работы на тему «К вопросу самообразования школьников»

DOI: 10.25198/1814-6457-223-19 УДК 378 + 37.013

Ежова Т.В., Колобова Л.В.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия E-mail: ortatmin@mail.ru; lorene@mail.ru

К ВОПРОСУ САМООБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Коренные изменения в современной системе образования требуют от школы в качестве итогового продукта - развитую личность, способную и готовую к непрерывному образованию. Процесс обучения иностранным языкам в школе обладает огромным потенциалом с точки зрения воспитания и развития: на уроках иностранного языка обучающиеся отрабатывают общеучебные действия, развивают навыки коммуникации. В качестве ориентировочного результата иноязычного школьного образования выступают способность и готовность выпускника к дальнейшей непрерывной самообразовательной деятельности, требующиеся для успешного функционирования в поликультурном и многоязычном мире.

В процессе исследования нами установлено, что для успешного формирования культуры самообразования в школе следует последовательно отрабатывать все необходимые способы учебной деятельности. Мы выявили, что при целенаправленном стимулировании обучающихся к лингвосамообразовательной деятельности формируется устойчивая внутренняя потребность к поиску и развитию системы способов самообразования. Деятельность обучающихся имеет целостный характер и происходит в единстве ее компонентов: мотивационный, регулятивный и адаптационный. Компонентный состав самообразования позволил нам выявить сущность процесса лингвосамообразования - это самообразовательная деятельность, целью которой являются поддержание и повышение уровня владения иноязычной культурой. Сформированность умений лингвосамообразования выражается наличием саморегуляции, которая дает возможность быстрой выработки необходимых схем действий по решению поставленных задач.

Навыки самообразования - неотъемлемое умение для образованного человека в XXI веке. Подход, когда обучающиеся сами создают или добывают свои знания и испытывают чувство независимости в процессе образования, повышает мотивацию к обучению.

Ключевые слова: учитель, самообразовательная деятельность, культура лингвосамообразования, учащийся, мотивация, самооценка, саморегуляция, иностранный язык.

Для цитирования: Ежова Т.В., Колобова Л.В. / К вопросу самообразования школьников // Вестник Оренбургского государтсвенного университета. - 2019. - №5(223). -С. 19-26.

Ezhova T.V., Kolobova L.V.

Orenburg State Pedagogical University,Orenburg, Russia E-mail: ortatmin@mail.ru; lorene@mail.ru

ON THE QUESTION OF PUPILS' SELF-EDUCATION

Fundamental changes in the modern education system require the school as a final product - a developed personality, capable and ready for continuing education. The process of teaching foreign languages at school has great potential from the point of view of upbringing and development: in the lessons of a foreign language, students work out general educational activities and develop communication skills. As an indicative result of a foreign language school education, the ability and readiness of the graduate to further continuous self-educational activities, which are required for successful functioning in a multicultural and multilingual world, are advocated.

In the course of the study, we found that for the successful formation of a culture of self-education in the school, all the necessary methods of educational activity should be worked out successively. We found that with targeted stimulation of students to linguistic and self-educational activities, a stable internal need is formed for the search and development of a system of self-education methods. The activities of students are holistic in nature and occur in the unity of its components: motivational, regulatory and adaptive. The component composition of self-education allowed us to identify the essence of the process of linguo-self-education - this is self-educational activity, the purpose of which is to maintain and increase the level of knowledge of a foreign language culture. The formation of the skills of linguo-self-formation is expressed by the presence of self-regulation, which makes it possible to quickly develop the necessary action schemes for solving the tasks.

Self-education skills are an essential skill for an educated person in the 21st century. The approach, when students themselves create or obtain their knowledge and experience a sense of independence in the educational process, increases the motivation for learning.

Key words: a teacher, self-education activity, linguistic self-educational culture, motivation, self-esteem, self-control (self-regulation), foreign language.

For citation: Ezhova T.V., Kolobova L.V. On the question of pupils' self-education. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019, no. 5(223), pp. 19-26.

Общей конечной целью самообразования является выработка стройного мировоззрения, охватывающая все стороны жизни общества, личностиприроды. Область научного знания достигла к настоящему времени невероятной сложности и объёма. В связи с наступлением эры новейших технологий, продвижением науки вперед с огромной скоростью, возможно, значительная часть профессий в недалеком будущем станет неактуальной. На рынке труда будет востребован человек, наделенный в первую очередь не уникальными знаниями, а навыками присваивать эти необходимые в данный момент знания, в том числе, с помощью иностранного языка.

Определим, что включает лингвосамоо-бразование или языковое самообразование. Так как образование как процесс включает в себя познание, развитие, воспитание и учение [10], лингвосамообразование - это не только деятельность обучающегося, направленная на освоение новых фактов языка и культуры, углубление и систематизацию имеющихся знаний, но и активный поиск новых способов учебных действий, знакомство с новыми моделями социальных отношений, самообразование посредством языка. С психологической точки зрения в процессе лингвосамообразования важно отметить совершенствование личностных и общественно значимых качеств обучающегося.

Рассмотрим самообразование как категорию, лежащую в основе лингвосамообра-зования. Самообразование - это особый вид деятельности обучающегося, в которой все ее основные компоненты - мотивы, задачи, способы действий и форма контроля - определяются им самим. Статьи и книги, посвященные самообразованию, выходили в России еще в начале двадцатого столетия (Статьи о самообразовании, составитель А. Чарнолуский, из журнала «Русская школа» 1909 г. №1-3). Н.К. Крупская обосновывала необходимость самоучения, призывала к самообразованию, а ее труды содержали конкретные указания по организации такой деятельности (1918-1939).

Отечественные психологи и педагоги дают схожие определения понятия «самообразования». Различие состоит в характеристиках деятельности, на которые авторы делают акцент и включают в свою формулировку. Так, соглас-

но определениям А.П. Авдеева, Г. С. Закирова, Б.Ф. Райского, под самообразованием понимают осознанный самостоятельный процесс удовлетворения познавательной потребности под влиянием устойчивых мотивов [1, с. 43-49], [5, с. 55], [11, с. 3-11], который, по мнению И.И. Колбаско, М.Л. Князевой, Г.М. Коджаспировой, М.Г. Кузьминой, обусловливает самовоспитание и саморазвитие личности [7, с. 6-7], [6, с. 69], [8, с. 1518]. А.К. Громцева и В.П. Бондаренко в своих трактовках отмечают, что самообразование - это процесс управляемый самой личностью, направленный на приобретение новых знаний и расширение эрудиции [4, с. 23], а А.Я. Айзенберг и М.Л. Князева подчеркивают еще и духовное развитие личности в этом процессе [2, с. 51-61].

Из представленных определений определяем, что самообразование это не просто обучение вне коллектива, это совокупная деятельность по преобразованию личности, обогащению знаниями и расширением набора инструментов учебной деятельности. Вся ответственность за эту деятельность лежит на самом обучающимся.

Самообразование предназначено для воспитания умения учиться, расширения и углубления знаний, для формирования потребности оттачивать свои навыки и достигать успеха. Много внимания проблемам самообразования уделяют и зарубежные исследователи.

В англоязычной литературе с термином «самообразование» соотносится понятие «учебная автономия». Базовое определение учебной автономии было дано Холеком. Он констатирует, что это умение самому брать инициативу и ответственность за свое образование/учение.

M. Gibbons отмечает, что необходимость и продуктивность самообразования обоснованы недавними исследованиями мозга. Известно, что мозг - это продуктивный механизм, который активно развивается в разнообразном окружающем пространстве, выискивает готовые модели, опирается на имеющийся опыт и лучше всего функционирует в спокойной, безопасной ситуации. Для обеспечения нужных условий подход к обучению должен быть максимально индивидуализирован. Самостоятельность, автономия в образовании дают чувство свободы, сознательности и добровольности, которые являются необходимыми для человека в процессе обучения и воспитания.

Происходит сдвиг парадигм в осмыслении преподавания и учения. Акцент делается на том, как учиться, как формировать стратегии для решения любых учебных задач. Хотя эта идея не нова: такие педагоги как Пирогов и Ушинский говорили о необходимости уметь учиться. Задача педагогов в школе сформировать универсальные умения, которые подготовят любого ученика к более масштабной задаче - непрерывному обучению в течение всей жизни.

Формирование метапредметных умений -основное направление в формировании культуры самообразования. Метапредметные умения - это своего рода ключ к самообразованию. Школьники учатся думать для себя, строить планы и предпринимать какие-либо действия. Они обдумывают свои идеи, чтобы выбрать лучшее решение, и моделируют свои действия, чтобы убедиться в успешном результате. Моделируя процесс, ищут решение проблем, которые могут возникнуть, и выбирают пути совершенствования своих действий. Самообразование построено на метапредметных компетенциях.

Преимущество самообразования состоит в том, что образование идет глубже. Но обучающиеся смогут направлять свое образование только тогда, когда узнают свои возможности, приобретут необходимые навыки и определят свое направление, интересы, путь в жизни.

Филип Кэнди в своих трудах о самообразовании подчеркивает, что научить школьников формировать свою собственную точку зрения, думать самостоятельно и систематично, приходить к своим выводам и строить перспективы своей жизни и окружающего мира - главные задачи образования [14].

Исследования в области самообразования в большинстве касаются профессионального и послевузовского образования (Малком Ноуэлз, Стюарт Хассе и многие другие). Сравнительно недавно список педагогических терминов пополнился специальным названием «heutagogy» («хьютагогика, эвтагогика») - это учение о самообразовании взрослых. Причинами возникновения хьютагогики стал поиск способов построить действительно эффективное обучение, адекватное современному миру. Авторы этой концепции считают, что необходим новый подход к обучению, в котором обучающийся сам становится управляющим своей деятельностью

и определяет ее содержание [16]. Такой подход всецело отвечает требованиям провозглашенного непрерывного образования в течение всей жизни. В своем учении авторы предполагают, что хьютагогика призвана обеспечить оптимальный подход для удовлетворения потребностей обучающихся в XXI веке, в частности для развития их индивидуальных особенностей.

При исследовании феномена лингвосамо-образования необходимо учитывать культуру самообразования.

Культура самообразования представляет собой сложную систему, которая включает в свой состав функциональные и структурные элементы [9]. В структуре культуры самообразования выделяют нижеперечисленные компоненты:

- мотивационный: в психолого-педагогической литературе мотив выступает центральным фактором деятельности, наделяет ее личностным смыслом;

- когнитивный: подразумевает знания об организации познавательной активности;

- креативный: отличается наличием творческой составляющей при получении и преобразовании знаний и умений;

- операциональный: предполагает практические умения самообразования;

- рефлексивный: включает способность к самооценке и самоанализу.

Основные функции самообразования представлены следующими компонентами:

обучающий - осуществляется развитием мышления и интеллекта, присвоением обучающимися системы ЗУНов;

воспитывающий - реализуется формированием качеств личности, необходимых для результативной самообразовательной активности;

исследовательский - включает умения осуществлять научные исследования и поисковую работу, делать выводы и подводить итоги исследовательской работы;

информационный - реализуется в готовности критически относиться и ориентироваться в растущем потоке информации;

самореализационный - отражает осознание своих интересов и потребностей, готовность к самообразованию в процессе обучения.

Все вышеназванные компоненты тесно взаимодействуют и обеспечивают целостность и развитие культуры самообразования.

Культура самообразования рассматривается как совокупность необходимых качеств личности, обеспечивающих эффективное удовлетворение познавательной потребности как условия самостоятельного образования. Говорить о сфор-мированности самообразовательной культуры можно при условии высокого уровня развития всех компонентов самообразовательной деятельности. А потребность в самообразовательной деятельности, по мнению авторов педагогического словаря Коджаспировой Г. М., значится неотъемлемой чертой зрелой личности.

Теоретические и практические проблемы формирования культуры лингвосамообразова-ния в неязыковом вузе были подробно описаны в диссертационных исследованиях Бобыки-ной И.А., результаты которых могут быть адаптированы к иноязычному обучению в школе. По ее мнению, лингвосамообразование - это познавательная деятельность, целью которой являются поддержание и повышение уровня владения иноязычной культуры. Под культурой лингвосамообразования Бобыкина И.А. понимает личностное качество, которое обеспечивает способность и готовность обучающегося к непрерывному самообразованию [3].

Отметим главное отличие лингвосамообразования от самостоятельной работы. Оно состоит в том, что самостоятельная работа выполняется по заданию учителя, а процессом лингвосамоо-бразования обучающийся управляет сам, в соответствии со своими личными целями и задачами. Для успешного формирования культуры лингво-самообразования при обучении иностранному языку в школе следует последовательно отрабатывать все необходимые способы учебной деятельности, т.е. целенаправленно стимулировать обучающихся к лингвосамообразовательной деятельности. На этой основе будет формироваться устойчивая внутренняя потребность к поиску и развитию системы способов лингвосамообразо-вания. Вся деятельность обучающихся должна иметь целостный характер (происходить в единстве всех ее компонентов).

В зарубежной науке выделяет три аспекта в определении лингвосамообразования[13]:

- технический аспект: умения и стратегии для совершенствования способов обучения (метакогнитивные, когнитивные и социальные стратегии)

- психологический аспект: качества личности и познавательная деятельность, которые дают возможность обучающемуся нести ответственность за собственное образование

- стратегический аспект: обучающимся предоставляется возможность контролировать содержание и процесс своего образования.

Важные моменты лингвосамообразования отмечает Дэвид Литтл. По его мнению, самообразовательная деятельность обучающегося - это результат взаимодействия, при котором учитель постепенно увеличивает самостоятельность обучающегося, постепенно передавая ему все больше контроля над процессом и содержанием его образования. Овладение коммуникативными навыками на иностранном языке в классе, так же как и в естественных условиях, возможно только во взаимодействии. Так как формирование навыков лингвосамообразования является образовательной целью, необходимо разработать такие стимулы, которые будут одновременно развивать коммуникативные навыки и навыки самообразования.

Учебная автономия - термин, предложенный Холеком, и который предпочитают использовать современные российские методисты, говоря о самообразовании. Но выделяют еще одно близкое понятие - образовательная автономность. Образовательная автономность - это качество личности, которому присущи гибкость и вариативность в своем выражении, выходящее за пределы учения школьников, проявляющаяся в том числе и в обычной жизни ( существование в социуме).

Для эффективного формирования культуры лингвосамообразования, необходимо понимать структуру лингвосамообразования. Российскими учеными была предложена структура образовательной автономности на уроках иностранного языка как личностного качества обучающихся, которую мы считаем возможным и целесообразным применить для лингвоса-мообразовательной деятельности [12]. Такая структура включает три взаимодействующих компонента: мотивационный, регулятивный и адаптивный.

Мотивационный компонент. Считается, что умения лингвосамообразования невозможно сформировать у всех обучающихся, применяя какую-либо одну эффективную, одинаковую для

всех, методику, так как необходимо учитывать индивидуальность обучающегося, его личные особенности организации учебной деятельности. В первую очередь это касается мотивации. Учитель должен создавать те лингводидактиче-ские и психологические условия, которые дадут возможность обучающимся самим воспитывать в себе культуру лингвосамообразования. Для формирования этой культуры важно прежде всего реализовать условия для развития внутренней мотивации, т.е. связанной непосредственно с изучаемым предметом и порождаемая самим обучающимся, когда человек получает удовольствие от своей интеллектуальной деятельности. Внешние влияющие факторы могут усилить внутреннюю мотивацию. Внутреннюю мотивацию при изучении иностранного языка делят на коммуникативную, лингвопознавательную и инструментальную[12].

Коммуникативная подразумевает способность и желание непосредственно общаться на изучаемом языке. Взрастить и сохранить такую мотивацию, особенно в условиях преобладания родного языка в жизни обучающихся, представляет существенную трудность. Поэтому для результативного обучения иностранному языку важно активно использовать коммуникативные упражнения (беседы, обсуждения, дискуссии и др.)

Лингвопознавательная мотивация предполагает заинтересованность и ориентацию непосредственно на язык, на его явления и свойства. Формирование такого типа мотивации возможно посредством работы с языковым материалом, или такая мотивация может возникнуть как следствие коммуникативной мотивации. Для этого подойдут задания, включающие работу со всевозможными словарями, задания на развитие языковой догадки, проведение языковых игр. При этом обязательно следует указать коммуникативную перспективу, наметить речевую ситуацию, где эти языковые единицы будут использоваться. На уроках иностранного языка немаловажно заинтересовать обучающихся изучением языка как такового.

Инструментальная мотивация является следствием/результатом положительного отношения к разным видам работы. Обучающийся должен владеть конкретными приемами в изучении иностранного языка и выбрать те, которые

нравятся и являются для него целесообразными и понятными. То есть, иметь в распоряжении необходимые методические инструменты для последующего развития навыков и умений по работе с иностранным языком. Например, умение отбора лексических единиц для определенной ситуации общения, составление плана устного высказывания с опорами, ведение своих грамматических тетрадей-справочников и т. д.

Дело учителя - воспитание мотивов к изучению иностранного языка. В случае если все три компонента внутренней мотивации сформированы в полной мере, можно говорить о том, что обучающийся психологически готов стать истинным субъектом своего иноязычного образования.

Регулятивный компонент. Когда школьник внутренне готов к лингвосамооразованию, ему следует осуществить переход от учебной деятельности, регулируемой учителем, к её саморегуляции. Саморегуляцию психологи детерминируют как умение произвольно вести свою интеллектуальную деятельность и, в нашем случае, целенаправленно выстраивать процесс лингвосамообразования. Если рассматривать обучающихся старшего школьного возраста, то среди их возрастных особенностей значится стремление к самоуправлению своей учебной активностью, т.е. стремление к саморегуляции. В структуру саморегуляции входят самооценка и самоконтроль. Самоконтролем называют сознательное управление человеком своих состояний, побуждений и действий в соответствии с некоторыми субъективными нормами и представлениями. Стремление избежать ошибок в познавательной сфере, старание контролировать эмоции, готовность к планомерному регулированию и оптимизации процесса лингвосамообразования, отбора его методов и средствведут к осуществлению стабильного самоконтроля обучающегося, к появлению потребности самостоятельно выбирать траекторию своего обучения. При этом самоконтроль необходимо осуществлять в процессе (а не в конце) учебной деятельности, чтобы избежать вероятных ошибок.

Формирование умений самоконтроля происходит поэтапно: понимание и принятие контроля со стороны учителя; наблюдение и анализ учебного процесса одноклассников; наблюде-

ние за своей учебной деятельностью, анализ, корректировка и ее оценка.

Самооценка - это отношение обучающихся к себе и результатам своей лингвосамообразова-тельной деятельности. Она бывает заниженной, адекватной и завышенной. От ее уровня зависит, насколько обучающийся сможет нести ответственность за свое лингвосамообразование, отслеживать динамику возникновения трудностей и искать пути решения проблем. Для формирования адекватной самооценки нужна разумная рефлексия и в меру критичная оценка промежуточных и конечных результатов своей лингвосамообразовательной деятельности. Самооценка формируется по схеме: учитель оценивает и обозначает критерии - обучающиеся оценивают друг друга по данным критериям - обучающиеся самостоятельно оценивают свою учебную активность. На уроках иностранного языка в процессе формирования навыков лингвосамообразования предполагается переход с внешнего плана, т.е. саморегуляции в присутствии педагога, во внутренний план, автоматическая самооценка и самоконтроль без каких-либо подсказок со стороны. Уровень сформированности внутренней саморегуляции обучающихся можно проверить посредством создания школьниками языкового портфеля, где все их учебные достижения по овладению иностранным языком представлены в наглядной форме, и есть возможность отследить динамику развития лингвосамообразовательных умений.

На старшей ступени обучения как следствие систематического самоконтроля и адекватной самооценки может возникнуть и такое психологическое качество личности, как ас-сертивность. Когда человеку важнее не взять верх в споре или дискуссии, а уметь преподнести свою точку зрения с выгодной позиции и уметь принимать объективно справедливые встречные доводы, уметь увидеть положительные и отрицательные стороны своей работы. По мнению некоторых современных педагогов ассертивность является практическим проявлением разумного самоконтроля и адекватной самооценки. Обучающиеся во время учебных дискуссий должны уметь проявлять внутреннюю силу и вежливость к окружающим, корректно подтверждать/опровергать суждения собеседника, правильно реагировать на репли-

ки, контролируя свои эмоции, мимику, интонацию и т.д. Это качество может проявляться у обучающихся (на старшей ступени) при защите проектов, во время обсуждения какой-либо проблемы, поднятой в тексте и в других типах коммуникативных заданий.

Адаптивный компонент лингвосамообраз-вания подразумевает взаимодействие обучающихся с меняющимися условиями образовательного процесса с сохранением высокого уровня мотивации и саморегуляции. Адаптация (в широком смысле) - это приспособление к условиям окружающей среды. Адаптация, согласно исследованиям Ж. Пиаже, состоит из двух взаимодействующих процессов - аккомодации и ассимиляции. В процессе ассимиляции объекты среды включаются в имеющиеся схемы поведения, в нашем случае, обучающийся применяет известные схемы решения к новым заданиям. Аккомодация - это процесс приспособления имеющихся схем к новым ситуациям, т.е. когнитивные схемы видоизменяются обучающимися с учетом особенностей новых заданий.

В школьной практике эти процессы реализуются в случае, если изменяются условия обучения. При изменении формы контроля, количества учебных часов, использовании другого типа упражнений и заданий обучающиеся с высокой внутренней мотивацией к овладению иностранным языком и, обладающие устойчивой саморегуляцией лингвосамообразования, адаптируют свои знания к меняющимся условиям, эффективно выполняя свою работу. При этом знания обучающегося по иностранному языку будут становиться богаче и сложнее, благодаря потоку новой информации. Для развития таких адаптивных умений у обучающихся учителю необходимо время от времени видоизменять и усложнять задания и упражнения. Например, предлагать к разработке разные по типу проекты.

Для устойчивого интереса к изучению иностранного языка и образования посредством иностранного языка обучающимся нужна высокая внутренняя мотивация, она же влияет на наличие стабильной саморегуляции и готовности своевременно адаптироваться к изменяющимся образовательным условиям. Сформированность умений лингвосамообразования выражается

наличием саморегуляции, которая дает возможность быстрой выработки необходимых схем действий по решению поставленных задач, что повышает шанс успешной адаптации, что со своей стороны влечет положительное отношение к собственным когнитивным возможностям и к своей активности в изучении иностранного языка.

Таким образом, навыки самообразования, в том числе и лингвосамообразования - неотъемлемое умение для образованного человека в XXI веке. Подход, когда обучающиеся сами создают или добывают свои знания и испытывают чувство независимости в процессе образования, повышает мотивацию к обучению.

05.08.2019

Список литературы:

1. Авдеев, А.П. Влияние дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения на развитие у них стремления к самообразованию[Текст] / А.П. Авдеев // Формирование у учащихся стремления к самообразованию. - Волгоград: ВГПИ, 1976. - 256 с.

2. Айзенберг, А.Я. Педагогические проблемы самообразования [Текст] / А.Я. Айзенберг // Советская педагогика. - 1968. -№11. - С. 51-61.

3. Бобыкина, И. А. Концепция формирования культуры лингвосамообразования при обучении иностранному языку в высшей школе [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И. А. Бобыкина. -Нижний Новгород, 2012. - 38 с.

4. Громцева, А.К. Самообразование - как социальная категория: учеб.-метод. пособие по спецкурсу [Текст] / А.К. Громцева. -Л.: ЛГПИ, 1976. - 129 с.

5. Закиров, Г.С. Самообразование учащихся [Текст] / Г. С. Закиров. - Казань, 1967. - 314 с.

6. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М., 1994. -189 с.

7. Колбаско, И.И. Учащимся о самообразовании [Текст] / И.И. Колбаско. - Минск : Народная асвета, 1976. - 468 с.

8. Кузьмина, М.Г. К вопросу о понятии «самообразование» [Текст] / М.Г. Кузьмина // Формирование у учащихся стремления к самообразованию. - Волгоград: ВГПИ, 1976. - С. 15-18.

9. Насипов, А. Ж. Культура самообразования личности: структура, критерии, показатели и уровни развития [Электронный ресурс] / А. Ж. Насипов // TheEmissia. OfflineLetters: Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал), 2011. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2011/1525.htm (26.07.2019).

10. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка: настольная книга преподавателя иностранного языка [Текст] / Е.И. Пассов, Н.Е. Ку-зовлева. - Ростов н/Д. : Феникс ; М. : Глосса-Пресс, 2010. - 640 с.

11. Райский, Б.Ф. О комплексном подходе к формированию у школьников готовности к самообразованию [Текст] / Б.Ф. Райский // Самообразование школьников и развитие их личности. - Волгоград: ВГПИ, 1978. - С. 3-11.

12. Ходяков, Д. А. Образовательная автономность или учебная автономия: к вопросу о дефиниции и структуре [Текст] / Д. А. Хо-дяков // Иностранные языки в школе, 2012. - №6. - С. 21-27.

13. Benson, Ph. Autonomy in language teaming and learning [Текст] / Phil Benson // Language Teaming - 2007 - №1. -С. 21-40.

14. Candy, Ph. Self-dirertion for Lifelong Learning: a Comprehensive Guide to Theory and Pra^ke [Текст] / Philip C. Candy - John Wiley & Sons, taorporated, 1991. - 567 с.

15. Gerstein, J. Moving From Ed^a^on 1.0 Through Ed^ation 2.0 Towards Ed^ation 3.0 [Текст]/ Jadcie Gerstein // Expeiie^es in Self-Determined Learning by Lisa Marie Blas^Ce, Chris Kenyon, and Stewart Hase. - 2014. - С. 83-98.

16. Hase, St. Self-Determined Learning: Heutagogy in Artion [Текст]/ Stewart Hase, Chris Kenyon.- Bloomsbury Academic, 2013. -224 с.

17. Kolb, A. How Languages are Learnt: Primary Children's Language Learning Beliefs [Электронный ресурс] / Annika Kolb // Innovation in Language Learning and Teaming. - 2007. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.2167/illt033.0 (Дата обращения : 25.06.2019).

References:

1. Avdeev A.P. The influe^^ of a differentiated approa^ to students in the learning process on the development of their desire for self-education.

Formirovanie u uchashchihsya stremleniya k samoobrazovaniyu [Formation of students' desire for self-education]. Volgograd: VGPI, 1976, 256 p.

2. Ajzenberg A.YA. Pedagogkal problems of self-education. Sovetskaya pedagogika [Soviet pedagogy], 1968, no. 11, pp. 51-61.

3. Bobykina I.A. The mm^t ofthe formation of a o^lture of linguistk self-education in teaming a foreign language in higher ed^at^. Extended abstract of Doctor's thesis.Nizhnij Novgorod, 2012, 38 p.

4. Gromceva A.K. Samoobrazovanie — kak social'naya kategoriya: ucheb.-metod. posobie po speckursu [Self-education as a sodal category: textbook.-method. spedal TOurse al^wa^e]. L.: LGPI, 1976, 129 p.

5. Zakirov G.S. Samoobrazovanie uchashchihsya [Self-education of students]. Kazan', 1967, 314 p.

6. Kodzhaspirova G.M. Kul'tura professional'nogo samoobrazovaniya pedagoga [The ^tare of professional self-education of the teaser]. M., 1994, 189 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kolbasko I.I. Uchashchimsya o samoobrazovanii [Students about self-education]. Minsk : Narodnaya asveta, 1976, 468 p.

8. Kuz'mina M.G. To the question ofthe concept of «self-education». Formirovanie u uchashchihsya stremleniya k samoobrazovaniyu [Formation of students' desire for self-education]. Volgograd: VGPI, 1976, pp. 15-18.

9. Nasipov A.ZH. Culture of personality self-education: structure, diteria, radiators and levels of development. TheEmissia. OfflineLetters: Elektronnoe nauchnoe izdanie (nauchno-pedagogicheskij internet-zhurnal) [TheEmissia. OfflineLetters: Electronic scientific publkation (scientific and pedagogkal online magazine)], 2011. Available at: http://www.emissia.org/offline/2011/1525.htm (Areessed 26.07.2019).

10. Passov E.I., Kuzovleva N.E. Urok inostrannogoyazyka: nastol'naya kniga prepodavatelya inostrannogoyazyka [Foreign language lesson: handbook of a foreign language teacher]. Rostov n/D.: Feniks; M.: Glossa-Press, 2010, 640 p.

11. Rajskij B.F. On a comprehensive approach to the formation of students' readiness for self-education. Samoobrazovanie shkol'nikov i razvitie ih lichnosti [Self-education of schoolchildren and the development of their personality]. Volgograd: VGPI, 1978, pp. 3—11.

12. Hodyakov D.A. Educational autonomy or educational autonomy: on the issue of definition and structure. Inostrannyeyazyki v shkole [Foreign languages at school], 2012, no. 6, pp. 21-27.

13. Benson, Ph. Autonomy in language teaching and learning. Language Teaching, 2007, no. 1, pp. 21-40.

14. Candy Ph. Self-direction for Lifelong Learning: a Comprehensive Guide to Theory and Practice. John Wiley & Sons, Incorporated, 1991, 567 p.

15. Gerstein J. Moving From Education 1.0 Through Education 2.0 Towards Education 3.0. Experiences in Self-Determined Learning by Lisa Marie Blaschke, Chris Kenyon, and Stewart Hase, 2014, pp. 83-98.

16. Stewart Hase, Chris Kenyon Self-Determined Learning: Heutagogy in Action. Bloomsbury Academic, 2013, 224 p.

17. Kolb A. How Languages are Learnt: Primary Children's Language Learning Beliefs. Innovation in Language Learning and Teaching, 2007, Available at: http://dx.doi.org/10.2167/illt033.0 (Accessed: 25.06.2019).

Сведения об авторах: Ежова Татьяна Владимировна, декан факультета иностранных языков Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, доцент

E-mail: ortatmin@mail.ru ORCID : 0000-0001-7985-3417

Колобова Лариса Владимировна, заведующий кафедрой романо-германской филологии и методики преподавания иностранного языка Оренбургского государственного педагогического университета,

доктор педагогических наук, профессор E-mail: lorene@mail.ru ORCID : 0000-0002-6833-386X

460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.