УДК 371.2(47+57) ББК 74(04) 27 К 85
И.В. Крючкова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Армавирской государственной педагогической академии; E-mail: i. v. kruchkova@mail. ru
К.И. Бузаров
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета; р.т. (8772) 57-19-05
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЧАСТНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ «РАЗВИТИЕ»
(Рецензирована)
Аннотация. В статье раскрываются особенности построения учебного процесса в инновационной школе «Развитие», характеризуются образовательные этапы и развитие универсальных учебных действий у учащихся на каждом этапе, обосновывается актуальность реализации инновационных технологий в образовательную практику.
Ключевые слова: самостоятельность, самообучение, самовоспитание, саморазвитие,
образовательные этапы, метапредметные универсальные учебные действия, инновационное частное образовательное учреждение.
I.V. Kryuchkova
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Technology of Preschool and Elementary Education, Armavir State Pedagogical Academy; E-mail:
i. v. kruchkova@mail. ru
K.I. Buzarov
Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Pedagogical Technologies Department, Adyghe State University; office phone: (8772) 57-19-05
PECULIARITIES OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT PRIVATE INNOVATIVE SECONDARY COMPREHENSIVE SCHOOL "RAZVETTYE"
Abstract. The paper shows peculiarities of structure of educational process at innovative school "Razvitiye", defines educational stages and development of universal educational actions of pupils at each stage, establishes the urgency of realization of innovative technologies in educational practice.
Keywords: self-reliance, self-training, self-education, self-development, educational stages,
interdisciplinary universal educational actions, innovative private educational institution.
Инновационный опыт отечественных учебных заведений наметил стратегическое направление в решении столь сложных задач, а именно: обновление программнотехнологического обеспечения образовательного процесса на основе переосмысления всего арсенала применяемых технологий с опорой на современные возможности и широкий культурный контекст, а также внедрения новых информационных и социальных технологий.
Отличительными признаками современных образовательных технологий являются изменения характера деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса, смена приоритетов — от трансляции знаний к созданию условий для более полной реализации личностного потенциала и проявления субъектных свойств в учебнопознавательной, информационно-поисковой, научно-исследовательской, контрольно-
оценочной деятельности.
Известно, что организация образовательного процесса в школе не ограничивается непосредственным контактом субъектов на занятиях в рамках расписания. Поэтому особую роль приобретают технологии, применяемые субъектами (учениками и школьными педагогами) в работе с учебной, научной и другого плана информацией в условиях образовательной среды, в домашних условиях, в библиотеке и пр. Этим объясняется актуальность не только новых информационных технологий в решении образовательных задач, но и технологий организации самостоятельной работы, работы с учебной литературой.
В любом образовательном учреждении как структурном элементе системы непрерывного образования, в котором создаются условия для развития и саморазвития каждой личности, усиливается роль не только самостоятельной работы, но и важность самоорганизации всех субъектов образовательной среды. Отсюда увеличивается потребность в новых технологиях самоорганизации, актуализации и развития личностного потенциала субъектов образовательной среды, а также в технологиях формирования среды как гуманной, развивающей, социализирующей, профессионально ориентированной и т.д.
Для каждого, кто хочет выбрать и умело использовать образовательные технологии в своей педагогической практике, важно знать их качественное разнообразие, учитывать границы применения и условия, повышающие эффект от применения.
Вот уже 10 лет коллектив инновационного частного образовательного учреждения — средней общеобразовательной школы «Развитие» г. Армавира - работает над проблемой формирования у обучающихся самостоятельности.
Внимание к этой проблеме объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только в деле общего образования, являясь одним из главнейших качеств учащихся и важнейшим условием их обучения, но и в подготовке к дальнейшей социализации личности. «Самостоятельность - это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении» (И.Я. Лернер). Эта идея четко формулируется в концепции модернизации российского образования: общеобразовательные школы должны ориентироваться не только «на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся» [1]. Задуманные идеи заложены в содержании новых стандартов на всех образовательных уровнях.
Направления, в которых школа реализует поставленную цель, - это самообучение, самовоспитание, саморазвитие школьников.
Под самообучением мы понимаем процесс получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.
Под самовоспитанием - деятельность человека с целью изменения себя, т.е. осознанное целенаправленное изменение своей личности.
Под саморазвитием - сознательное изменение и (или) сознательное стремление сохранить в неизменности свою самость (поведенческий текст, который создается человеком неумышленно).
Реализация поставленной цели требует радикальных перемен в организации учебного процесса общеобразовательного учреждения. Важен новый взгляд на содержание и способы образования учащихся. По словам П.Ф. Каптерева, «школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда... она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу... Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать» [2].
Принципы деятельности школы. Известно, что только тесная связь между причиной и следствием дает адекватный целям результат, а вытекающие закономерные связи
являются основополагающими требованиями (принципами), определяющими общее направление педагогического процесса. Принципы являются не исходным пунктом следования, а заключительным результатом. Принцип — это руководящая идея, основное правило, требование к деятельности и поведению, вытекающие из установленных наукой закономерностей. В основу деятельности школы положены принципы гуманизации, демократизации, деятельности, исследования и творчества, продуктивности.
Образовательные этапы
Ссылаясь на исследования Г.А. Цукерман [3], в школе выделены образовательные ступени согласно возрастным периодам, учитывающие возрастную динамику, на каждой из которых ребенок достигает определенных результатов: личностных качеств, метапредметных компетенций, предметных знаний, для успешного формирования которых педагогами организуется соответствующая образовательная среда (уклад жизни).
Начальный этап образования предполагает образование с 1 по 4 (5) класс.
Согласно периодизации детства по Д.Б. Эльконину, ведущим видом деятельности в данный период является учебная деятельность [4].
Основная цель - заложить основы умения учиться (самообучение) школьника, что ведет за собой процесс его саморазвития и самовоспитания.
Данный образовательный этап включает в себя три периода.
Первый период - переходный (от 2 недель до 0,5 года 1 класса) от дошкольного образования к начальной школе (этап адаптации к школе).
Основная цель — обеспечить плавный переход от игровой деятельности к учебной.
Второй период (второе полугодие 1-го класса — первое полугодие 4 класса).
Основная цель — конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности в учебной общности.
Третий период (второе полугодие 4 класса — 5 класс) — переходный период из начальной школы в основную, период апробации в разных ситуациях сконструированного в совместной деятельности «инструмента» учебной деятельности, рефлексия общих способов действия учащихся, формирование основ умения учиться.
Основная цель — обеспечить плавный переход учащимся из начальной школы в основную.
К концу начального этапа образования обучающийся достигает результатов, которые соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту начальной школы.
В сфере личностных универсальных учебных действий формируется внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Метапредметные универсальные учебные действия.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники учатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
В сфере предметных универсальных учебных действий обучающимися
приобретается опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения и система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Собственно подростковый этап образования, или этап первичной дифференциации обучения, предполагает образование с 6 (7) по 9 (10) класс.
Согласно периодизации детства по Д.Б. Эльконину, ведущим видом деятельности в данный период является интимно-личностное общение [4].
В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера.
Основные цели:
- формирование потребности к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению;
- формирование приемов саморазвития, самовоспитания, самообучения.
Задачи:
- повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных способностей, их диагностика через организацию первичнодифференцированного обучения;
- переход от коллективных форм учебной деятельности к индивидуальным через организацию специального пространства для самостоятельной работы учащихся, способствующего формированию индивидуального субъекта учебной деятельности;
- формирование практического самосознания подростков; самоопределение учащихся для продолжения обучения на заключительном этапе школьного образования через организацию индивидуальных траекторий (маршрутов) самодвижения учащихся в учебном материале, а также изменение форм учебной деятельности (проектная, оргдеятельность и пр.).
Подростковый этап образования включает следующие периоды:
Первый период (6 (7) класс — первое полугодие 9 класса) — собственно подростковый период образования, нацеленный на постепенное выращивание индивидуального субъекта учебной деятельности.
Второй период (второе полугодие 9 класса — первое полугодие 10 класса) — переходный период из основной школы в старшую.
Основная цель — самоопределение, осмысление индивидуального ответственного действия, действия по выбору и проектированию индивидуальных учебных планов и образовательных программ для заключительного этапа образования.
Этот этап жизни ребенка 15-16 лет относят к переходному, критическому этапу в его развитии. По своей природе он такой, как и этапы: 6-7 лет и 10-12 лет.
Достижения обучающихся на конец периода сформулированы в стандарте основного общего образования.
В сфере личностных универсальных учебных действий формируется готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, формируются ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, основы гражданской идентичности.
В сфере метапредметных универсальных учебных действий формируются универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.
В сфере предметных учебных действий обучающимися в ходе изучения учебного предмета приобретается опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Этап самоопределения и глубокой дифференциации (второе полугодие 10 класса -11 класс).
Согласно периодизации детства по Д.Б. Эльконину [4], ведущим видом деятельности в данный период является учебно-профессиональная деятельность.
Основная цель — формирование научного стиля мышления, который, будучи устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент мировоззрения, как необходимое условие самообразования, развития потребности в самосовершенствовании, способности к самостоятельному добыванию знаний.
Задачи:
- овладение специальными приемами мыследеятельности;
- формирование собственной картины мира;
- овладение навыками научно-исследовательского труда;
- построение индивидуальных образовательных программ и обучение по ним.
Достижения учащегося на конец периода:
- у выпускника формируется собственная картина мира;
- выпускник овладевает навыками научно-исследовательского труда;
- выпускник способен действовать по разработанной им образовательной программе;
- выпускник овладевает навыками самообразования, потребностью в самосовершенствовании;
- выпускник готов нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.
Таким образом, инновационная школа «Развитие» способствует реализации требований государственного образовательного стандарта и формированию системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности.
Примечания:
1. Концепция модернизация российского образования. URL:
http://civilg8.ru/priority/education/4540.php
2. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А.М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. С. 704.
3. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: Эксперимент, 1997.
4. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. М.: Просвещение, 1974. 454 с.
References:
1. The concept of Russian education modernization. URL: http: //civilg8. ru/priority/education/4540.php
2. Kapterev P.F. The selected pedagogical works / ed. by A.M. Arsenyev. М.: Pedagogika, 1982. P.
704.
3. Tsukerman G.A. Psychology of self-development: a task for teenagers and their teachers. Riga: Eksperiment, 1997.
4. Elkonin D.B. Psychology of education of junior school children. М.: Prosveshchenie, 1974. 454
pp.