Научная статья на тему 'Развитие универсальных учебных действий на основе системно‑деятельностного подхода'

Развитие универсальных учебных действий на основе системно‑деятельностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
989
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТАРШИЙ ПОДРОСТОК / EDUCATIONAL STANDARD / LEARNING REQUIREMENTS / ACTIVITY APPROACH / CONTINUOUS EDUCATION / READINESS / INNOVATIVE ACTIVITY / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / COGNITIVE COMPETENCE / ADOLESCENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онучина Анастасия Владимировна

В статье дано описание деятельностного подхода, который составляет теоретическую базу для работы по проектированию образовательных стандартов. Определены критерии готовности педагога к формированию универсальных учебных действий обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of universal learning activities based on the systemic activity approach

The article describes the activity approach, which serves as the theoretical basis for designing educational standards. The criteria for teacher’s readiness for developing students’ universal learning activities are defined

Текст научной работы на тему «Развитие универсальных учебных действий на основе системно‑деятельностного подхода»

А. В. Онучина

(Киров)

Развитие универсальных учебных действий

НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В статье дано описание деятельностного подхода, который составляет теоретическую базу для работы по проектированию образовательных стандартов. Определены критерии готовности педагога к формированию универсальных учебных действий обучающихся

Внедрение новых государственных стандартов предполагает научное осмысление универсальных учебных действий и мета-предметных результатов образования.

Любой стандарт в собственном смысле этого слова обладает фундаментальными особенностями:

- наличие реализованного процесса, который подлежит стандартизации;

- сформулированность процедур, регламентирующих поэтапный и итоговый контроль как продуктов производства, так и производственных операций;

- наличие субъекта стандарта - той структуры, организации, которая заинтересована в создании и поддержании этого стандарта и которая готова платить за это.

Обратимся к еще одному толкованию стандарта - абстрактному стандарту. Таковыми являются, например, большинство международных стандартов. Характерная черта абстрактного стандарта - отсутствие конкретного субъекта. Более того, абстрактный стандарт всегда является межсубъектным: он предназначен не для регламентации того или иного конкретного производственного процесса, а для согласования между собой процессов, осуществляемых различными субъектами.

Несмотря на кажущуюся «функциональную бесполезность» для конкретного производства, абстрактные стандарты играют очень важную роль: сам процесс их проработки позволяет различным субъектам процедуры перехода от одного стандарта к другому. Тем самым образовательные стандарты не столько унифицируют, сколько интерпретируют одну систему требований через другую.

Таким образом, новые стандарты образования выполняют основную функцию абст-

рактных стандартов - обеспечение взаимодействия между субъектами, которые будут продолжать поддерживать свои собственные стандарты. Довольно ясно, что субъектом стандарта может быть школа, требующая стандартизации для обеспечения нужного результата. На практике передовые школы так и работают: именно внутренние стандарты и являются стандартами в собственном смысле этого слова.

Для эффективного функционирования среднего образования необходимы, во-первых, государственные требования, которые разрабатываются на федеральном и уточняются на региональном уровне, и, во-вторых, два типа стандартов: типовой стандарт и школьный стандарт, разрабатываемый на федеральном и уточняемый на региональном уровне, и школьный стандарт, разрабатываемый и поддерживаемый школой как субъектом.

В современной образовательной системе есть место различным стандартам, а адекватное использование стандартизации могло бы существенно улучшить положение дел в среднем образовании.

Обратимся теперь к содержательной стороне современного процесса стандартизации российского образования. Основная концепция состоит в смене «знаниевого» подхода на деятельностный. Мы придерживаемся той точки зрения, что в предвоенные годы и в нашей стране, и за рубежом основным тормозом развития промышленности было незнание. Поэтому главные образовательные линии были сфокусированы на формирование знаний у субъектов образовательного процесса.

В послевоенные годы всеобщее среднее образование стало нормой, к середине XX

века снялась проблема незнания. В образовании появилась другая острая тема: сами по себе знания не обеспечивают способность эффективно действовать. В дефиците оказались умения и навыки, далее появилась проблематика неумения применять реальные знания на практике, на основании данной проблематики возникла потребность в формировании учебных действий обучающихся, необходимость приближения обучения к реальной жизни, к овладению не только теоретическими знаниями, но и умениями практической деятельности.

Деятельностный подход. Самое удивительное во всей этой истории с учебными действиями то, что социальная сторона человеческой деятельности уже давно изучалась нашими педагогами, изучалась успешно и продуктивно, и прежде всего с точки зрения ее формирования. Это направление началось с работ Л. С. Выготского и потом активно развивалось его учениками и последователями.

Основной, фундаментальный принцип деятельностного подхода можно сформулировать так: непосредственной причиной любых изменений деятельности учащегося является только его собственная учебная деятельность. В контексте образования это означает, что вся образовательная среда влияет на результат обучения косвенно. Определяющее и непосредственное влияние оказывает лишь то, что делает ученик сам.

В педагогике деятельностный подход означает, что основное внимание следует сосредоточивать не на собственных действиях педагога, а на действиях его учеников. Приоритетным в деятельностной педагогике является воспитание и обучение человека, который хотел бы и умел осваивать образовательное пространство, владел методами и приемами саморазвития и самовоспитания и в то же время имел базовый уровень научных знаний. На основании этого стандарты второго поколения представляют собой совершенно новую структуру, построенную в виде пирамиды, в основании которой находятся личностные результаты обучения, далее следуют метапредметные, а затем - предметные результаты освоения основной образовательной программы.

Необходимо учитывать, что предметные результаты частично включают в себя личностные и метапредметные. Данный комплекс представляет собой систему, позволяющую

органично перейти на вторую ступень образования и продолжить целенаправленную работу по становлению «личностных характеристик ученика», подробно описанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В деятельностной педагогике учитель является транслятором научных знаний, педагог разрабатывает собственную технологию в процессе достижения личностных, ме-тапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы обучающимися. Главное - понять логику новых образовательных стандартов, которая заключается в доминировании нескольких личностных и метапредметных результатов при изучении одного из обязательных предметов, включенных в стандарт.

В связи с этим среди широкого спектра концепций развития обучающихся далее будут названы прежде всего те, которые определили методологический каркас и смысл системно-деятельностного подхода в нашем исследовании:

- диалогическая концепция гуманитарного познания (М. М. Бахтин);

- критика идеала рациональности в различных теориях познания (М. К. Мамарда-швили);

- семиотическая концепция культуры (Ю. М. Лотман).

Все эти подходы и концепции оказались востребованы временем. На данном методологическом фундаменте надстраиваются основные положения системно-деятельностного подхода в педагогике.

Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Известно, что основным объектом оценки мета-предметных результатов служит сформиро-ванность ряда универсальных учебных действий, регулятивных, коммуникативных и познавательных, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Универсальные учебные действия инновационного сообщества определены в проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» как:

- «...способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;

- способность к критическому мышлению;

- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной среде».

В основу универсальных учебных действий положены возрастные особенности учащихся, факторы и условия их развития, раскрытые в работах известных педагогов и психологов Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Б. С. Братусь, И. А. Васильева, Б. М. Величковского, В. В. Рубцова, В. И. Слободчикова, Л. Кольбер-га, Э. Эриксона, Л. И. Божович, А. К. Марковой, А. Л. Венгера, Г. А. Цукерман.

В настоящее время основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться, то есть той совокупности способов действий, которая обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В результате универсальные учебные действия создают условия для общекультурного и личностного развития ученика. Достижение ме-тапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.

Состав учебных действий неоднороден. Одни из них применяются для усвоения любого учебного материала, например, изображение заданных образцов тем или иным способом: графически, в виде моделей или словесных описаний. Другие характерны для работы с определенным учебным предметом, третьи - для воспроизведения лишь отдельных частных образцов [10]. В результате педагогического исследования нами был определен и самостоятельно сформулирован тезаурус всех видов универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия - это универсальные способы деятельности обучающегося на уроке, которые создают условия для развития учебно-познава-

тельной мотивации, обеспечивают развитие ценностно-смысловой сферы учения и субъ-ектности.

Регулятивные универсальные учебные действия - это универсальные способы деятельности, которые обеспечивают и служат основой для определения последовательности деятельности обучающихся на уроке, учебном занятии, внеклассной деятельности, за счет чего обучающийся может самостоятельно контролировать, выполнять, оценивать, прогнозировать, а в последующем корректировать собственную учебную деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия - это универсальные способы деятельности, которые обеспечивают развитие приемов мышления, логических действий и операций для решения учебных проблем, поиска необходимой учебной информации и применения методов информационного поиска с целью развития логических учебных действий.

Коммуникативные универсальные учебные действия - это универсальные способы деятельности, которые взаимодействуют с познавательной и социальной учебной мотивацией, определяют характер учебного диалога на уроке, обеспечивают целенаправленную организацию учебного сотрудничества в поиске и сборе информации, формируют научный стиль мышления.

Мы считаем, что данный тезаурус определяет вид деятельности обучающегося на уроке, траекторию индивидуального развития, а также способствует развитию самостоятельности и учебной активности.

Содержание обучения на основе деятельностной педагогики позволяет усвоить учебный материал путем решения значимых жизненных задач, то есть обеспечить ориентацию в учебном содержании школьных предметов, понимание учения как процесса образования и порождения смыслов. Система универсальных учебных действий способствует развитию субъектности школьника как активного деятеля на уроке, способного к самостоятельному усвоению знаний и способов деятельности. При таких условиях учащийся действует как субъект собственной деятельности, при этом развивается теоретическое и научное мышление и вырабатывается теоретический способ деятельности на учебном занятии. В итоге, решая учебные и реальные жизненные задачи, усваивая общие способы

умственной деятельности, формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

В связи с вышеизложенным, универсальные учебные действия - это умение ученика самостоятельно учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного присвоения социального опыта. С одной стороны, это позволяет сделать вывод, о том, что универсальные учебные действия являются основой для формирования компетентностей обучающихся и становления функциональной грамотности ученика. С другой стороны, компетентность педагога проявляется в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса. Для этого необходимо:

- знание современных средств и методов построения образовательного процесса;

- умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам;

- умение обосновать выбранные методы и средства обучения.

Для формирования компетентности педагога в организации информационной основы деятельности учащихся необходимо создавать следующие средовые условия:

- свободное владение учебным материалом;

- знание типичных трудностей при изучении конкретных тем;

- способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи при решении познавательной задачи;

- умение выявить уровень развития учащихся;

- владение методами объективного контроля и оценивания;

- умение использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности [9].

Однако по мере усложнения учебного материала на первое место выдвигается задача не запомнить буквально, а понять, выделить основную мысль, уловить последовательность и логику изложения и т.д. [10]. Это требует от ученика новых приемов работы: умения произвести группировку материала, выделить главное в учебном материале, составить план работы, проанализировать дея-

тельность, создать алгоритм действий, работать по плану и т.д.

Этим приемам учащихся необходимо специально обучать, начиная со 2-3 класса. Задачу эту целесообразно выполнять при тесном сотрудничестве педагога, психолога и родителей. Для того чтобы учащимся избежать таких последствий, как недостаточное владение рациональными приемами учебной работы, педагогам необходимо специально и целенаправленно обучать их приемам активной мыслительной обработки запоминаемого материала, ведению активного диалога на учебном занятии, обучать через ситуации контроля знаний и систематизации учебного материала.

Суммируя сказанное, следует отметить, что способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи строится на материале опорной системы заданий с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Необходимо помнить, что стандарт основывается на системно-деятельностном подходе к обучению и сотрудничеству школы и семьи. Отсюда следует, что предметные умения и навыки, формируемые в процессе обучения, органично включают в себя личностные и метапредметные универсальные учебные действия, которые постоянно находятся в поле зрения учителя, выполняющего важную миссию - воспитание и обучение школьника, способного к саморазвитию, самовоспитанию и самосовершенствованию.

Выделяют следующие критерии готовности педагога к внедрению стандартов второго поколения:

- осознание педагогом необходимости внедрения стандарта второго поколения;

- готовность к вовлечению в творческую деятельность по введению новшества;

- уверенность в том, что новшество принесет позитивный результат;

- уровень технологической готовности к выполнению инновационной деятельности;

- позитивная оценка своего предыдущего опыта в свете инновационной деятельности;

- способность к профессиональной деятельности.

Таким образом, проектирование стандарта в деятельностном подходе не только позволяет учитывать различные «знаниевые» и «деятельностные» характеристики, но и, что

самое существенное, обращает внимание как на индивидуальные, так и на коллективные процессы. Деятельностный подход по существу направлен на подготовку кадров, которые

наилучшим способом подготовлены к смене направлений своей деятельности, к успешной оперативной адаптации в меняющихся условиях.

Литература

1. Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа / А. В. Вольтов, И. В. Муштавинская, С. И. Петрова ; под ред. Н. И. Роговцевой. - М.: Просвещение, 2011. - 110 с.

2. Планируемые результаты начального общего образования / Л. А. Алексеева, М. З. Биболетова ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. -М.: Просвещение, 2011. -342 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2013. - 63 с.

5. Абросимов В. Н. Профессиональные качества преподавателя // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. - № 6.

6. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2006. - 240 с.

7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. -М.: Народное образование, 1998. - 225 с.

8. Хуторской А. В. Современная дидактика : учебное пособие для вузов. - СПб. и др. : Питер ; Питер бук, 2001. - 536 с.

9. Профессиональный стандарт педагогической деятельности / под ред. Я. И. Кузьминова, В. Л. Матросова, В. Д. Шадрикова : разработан по государственному контракту №П243 от 11.09.2006 // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт : [сайт] [Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru/

10. Психология : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Академия, 1999. - 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.