УДК 37.034
Липкина Нина Григорьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-91 e-mail: [email protected]
Калмыкова Вера Викторовна
учитель биологии высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7», Чайковский, Россия 617765, Чайковский, Проспект Победы, 2, (34241)2-50-00 e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ И ЛИЧНОСТНОМУ
САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
Nina G. Lipkina
PhD in Pedagogics, Associate Professor of the Pedagogy Department
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: [email protected]
Vera L. Kalmykova
Teacher of Biology, Supplementary Education Teacher "Secondary School №7"
2, Prospekt Pobedy, 617765, Chaikovskiy, Russia e-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES THAT SUPPORT THE FORMATION OF STUDENT'S READYNESS TOWARDS PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-
DETERMINATION
© Липкина Н.Г., Калмыкова В.В., 2017
Аннотация. В статье представлен опыт педагогического коллектива МАОУ СОШ № 7 г. Чайковского Пермского края по организации деятельности, направленной на формирование у учащихся основной школы готовности к личностному и профессиональному самоопределению через достижение ими личностных и метапредметных результатов в процессе урочной и внеурочной деятельности посредством накопления рефлексивного опыта.
Ключевые слова: самоопределение, личностные результаты образования, метапредметные результаты, внеурочная деятельность, образ будущего, образовательные события, рефлексия, рефлексивный классный час, образовательные сессии, рефлексивное портфолио.
Abstract. An essay describes the experience of the teaching staff of the School No. 7 from the city of Tchaikovsky on organizing activities aimed at forming the readiness of students towards personal and professional self-determination through the achievement of personal and meta-subject results in the process of class time and after-hours activities through the accumulation of reflexive experience.
Key words: self-determination, personal results of education, meta-subject results, extracurricular activities, the image of the future, educational events, reflection, reflexive class lesson, educational sessions, reflective portfolio.
В подростковом возрасте происходят изменения, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений ребенка. Психологи утверждают, что в этот период центральным психологическим новообразованием является самосознание (Д.Б. Эльконин, А.Г. Асмолов [7] и др.), характерная черта которого -появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у подростков стремление к самоутверждению, самовыражению (стремлению проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными, в той деятельности, в которой он может самоутвердиться) и самовоспитанию.
Д.Б. Эльконин утверждает: в старшем подростковом возрасте (15-17 лет) ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, именно в этот период, в 8-10-х классах, подросток стремится овладеть системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Для этого же периода характерна потребность в личностном самоопределении, поскольку в этом возрасте растущий человек выбирает ценностные ориентиры, определяет свой способ жизни. Все это делает особо актуальным достижение учащимися основной школы личностных и метапредметных результатов, поскольку именно они станут основой самоопределения в среднем и старшем школьном возрасте. Самоопределение в современной науке рассматривается как процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления. Следовательно, в работе с учащимися основной школы необходимо заниматься не столько профориентацией, сколько созданием благоприятных условий для формирования у них готовности к профессиональному и личностному
62
самоопределению, тогда профессиональная ориентация в старшей школе ляжет на подготовленную почву. Одним из таких условий является активизация самопознания. Для того чтобы подросток смог понять себя, свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, общение, которое занимает огромное место в жизни подростка, он должен иметь развитую рефлексивную способность. Задача педагогов - создать условия в системе урочной и внеурочной деятельности для того, чтобы внешняя предметная деятельность через освоение рефлексивного опыта перешла во внутренний план, стала внутренней психической деятельностью. Рефлексия способствует достижению личностных (построение индивидуальных личностных смыслов, самопознание, позитивная самооценка, самоуважение) и метапредметных (целеполагание, построение жизненных планов во временной перспективе, самоконтроль) результатов, которые становятся основой для формирования готовности к самоопределению. Данные универсальные учебные действия (УУД) развиваются через механизм рефлексии. Рефлексия способствует осознанию смысла познавательной деятельности, позволяет увидеть перспективы личностного развития, формирует готовность самостоятельно обдумывать свое будущее, делать осознанный выбор. Рефлексия является и ключевым УУД, способствующим формированию готовности обучающихся
к профессиональному и личностному самоопределению, и важнейшим механизмом развития многих универсальных учебных действий, без которых последнее невозможно. Вот почему коллектив школы № 7, г. Чайковского, обратившийся к проблеме личностного и профессионального самоопределения подростков, такое большое внимание уделяет развитию рефлексивных способностей школьников. Педагогическим коллективом продумана система урочной и внеурочной деятельности, направленная на приобретение школьниками рефлексивного опыта, развития рефлексивных способностей.
Программа развития школы № 7 (2015-2020 гг.) называется «Школа самоопределения». Проблема формирования готовности школьников к личностному и профессиональному самоопределению решается на всех этапах обучения с учетом возрастных особенностей обучаемых и их реальных учебных возможностей.
В начальной школе большое внимание уделяется развитию мотивации учения в контексте осознания его личностного смысла. Здесь закладываются основы умения учиться, основным является формирование контрольно-оценочной самостоятельности через развитие рефлексивной самооценки.
В основной школе особое внимание уделяется формированию рефлексивного отношения школьников к учению, умению анализировать свои действия и видеть себя как бы со стороны, осознанию целей деятельности, умению осуществлять сознательный выбор, управлять своей деятельностью, самообучению и самообразованию. Формирование умения учиться осуществляется в пяти основных технологиях: коллективная творческая, исследовательская, проектная деятельности, а также деятельность оценивания и рефлексивное портфолио. Большую роль продолжает играть рефлексивная самооценка.
В старшей школе формируются и развиваются умения целеобразования, целеполагания и достижения целей; определять границы знания и незнания; ставить цели и в соответствии с ними управлять своей деятельностью. Обучающиеся выходят на индивидуальные образовательные маршруты и построение индивидуальной образовательной траектории.
На всех этапах реализации программы большое внимание уделяется развитию у детей способности к рефлексии. Рефлексивный опыт они приобретают при проживании образовательных событий, которые можно охарактеризовать как избыточные открытые навигационные пространства:
- избыточные - дающие возможность выбора;
- открытые - позволяющие сотрудничать с другими ОУ и социальными партнерами, выйти за рамки своей школы;
- навигационные - обеспечивающие возможность развития школьников через организацию сотрудничества со значимым взрослым, дающие направление этого движения.
Формами таких образовательных событий могут быть образовательные сессии, рефлексивные классные часы.
Ведущей формой развития рефлексии является ведение учащимися портфолио. В 5-6-х классах реализуется разработанная педагогами внеурочная общеобразовательная программа «Рефлексивное портфолио» [3; 5]. Цель образовательной программы - формирование у учащихся 5-6-х классов элементов рефлексии в процессе создания портфолио. Совместно с учащимися разрабатывается структура портфолио, которая содержит титульную страницу с краткой информацией об авторе портфолио и III блока:
1. Учебная деятельность (наиболее значимые для учащегося работы с самоанализом и самооценкой или с комментарием, в котором он выражает свое отношением к ним).
2. Внеучебная деятельность (комментарии отношения к занятиям, анализ своей успешности или неуспешности в процессе их реализации, осмысление их результативности по отношению к своему развитию (что я приобрел, чему научился)).
3. Приложение (грамоты, дипломы, подтверждающие участие школьников в мероприятиях разного уровня).
Известно, что в 7-11 лет (начальная школа) у обучающихся проявляется стихийная рефлексия (словесное описание переживаний, чувств, мыслей, поведения), в 11-13 лет (4-5-е классы) она сменяется подражающей (анализ своей деятельности с опорой на мнение родителей и учителей), а в 13-16 лет при целенаправленной педагогической деятельности начинает развиваться личностная рефлексия (способность взглянуть на себя со стороны и проанализировать собственные действия, оценить их результат для себя, собственного продвижения) (6-9-е классы). Но целенаправленно личностная рефлексия начинает формироваться уже с начальной школы с помощью специальных методов.
Погружение школьников в полярные характеристики отношения к жизни (себе, другим людям), такие как «иметь» и «быть», «сознательный выбор»
и «бегство от свободы». Данный метод способствует формированию системы ценностей у учащихся, является ведущим на этапе стихийной рефлексии.
Знакомство детей с системой отношений к таким составляющим личностной рефлексии, как «время», «событие», «желание», «выбор» и «осознанность». Данная работа способствует накоплению у учащихся способов и приемов личностной рефлексии и является ведущим на этапе подражающей рефлексии.
В основу мониторинга данной образовательной программы лег критерий «наличие у обучающихся способности к самооценке». С этой целью в начале учебного года в 5-х классах организуются классные часы, где совместно с обучающимися разрабатывается структура портфолио и критерии, по которым в дальнейшем будет проводиться его защита. В сентябре организуется образовательное событие «Сентябревка» для 5-х классов, где обучающимся презентуется 12-17 лабораторий внеурочной комплексной общеобразовательной программы «Семерочка» [1]. В рамках этого события пятиклассники проживают процедуру выбора лаборатории, которую в дальнейшем посещают во внеурочное время (программа лаборатории рассчитана на 9 часов). На занятиях педагогами создаются ситуации осмысливания обучающимися приобретенных знаний, умений и навыков, при этом используются следующие методы развития рефлексии: беседа, методика незаконченных предложений, рефлексивное эссе.
По окончании работы лаборатории обучающиеся готовят презентацию о своей деятельности в рамках данной программы для своих сверстников. Таким образом, в течение года обучающийся трижды проживает процедуру выбора лабораторий, осваивает содержание трех любых лабораторий, трижды презентует свою деятельность по итогам реализации программы лабораторий.
В конце учебного года организуются классные часы, на которых обучающиеся защищают портфолио с опорой на ранее разработанные критерии.
В 6-х классах алгоритм работы с рефлексивным портфолио аналогичен, но вместо лабораторий организуется работа обучающихся в 5 предметных модулях внеурочной комплексной общеобразовательной программы «Семерочка» [1]. Программа предметного модуля рассчитана на 7 часов. На занятиях с целью осмысления обучающимися приобретенных знаний, умений, навыков педагогами организуется работа над рефлексивным эссе «Мой рост в предмете», где шестиклассники анализируют свои достижения и удачи, трудности и неудачи. Затем проводится работа по поиску ресурсов преодоления неудач и составлению индивидуального плана преодоления трудностей. В рамках каждого модуля организуются презентации индивидуальных планов преодоления трудностей, в ходе их обучающиеся знакомят со своими трудностями одноклассников и анализируют варианты их устранения, что способствует обогащению их ресурсной базы. В конце учебного года организуются классные часы, на которых обучающиеся защищают портфолио с опорой на ранее разработанные критерии.
Заявленные результаты внеурочной программы достигаются при условии взаимных доверительных отношений обучающихся и учителя, реализующего
данную внеурочную программу, в совместной деятельности учителей-предметников с классным руководителем при реализации внеурочной комплексной общеобразовательной программы «Семерочка» [1].
Основными методами формирования, развития и измерения рефлексии у обучающихся в 5-6-х классах стали векторные методики индивидуального замера: звезда ожиданий, графики самооценивания, методика незаконченных предложений: дописать тезис - это значит высказать вполне определенное суждение и обозначить свое отношение к предмету речи: «Знаю, что глупо, но боюсь...», «Думаю, что я достаточно способен, чтобы...», «Моей самой большой ошибкой было.», «Больше всего я хотел бы.». Далее учащиеся учатся писать эссе, которое содержит собственные мысли автора по конкретному вопросу (план эссе: вступление, формулировка проблемы, комментарии к проблеме (рассуждение о проблеме и путях ее разрешения), авторское мнение и аргументация, заключение (вывод, обобщение сказанного)).
В 7-х классах реализуется разработанная педагогами внеурочная общеобразовательная программа «Основы исследовательской и проектной деятельности» [2].
Модель технологии исследовательской деятельности сочетает метод проектов и элементы проблемного обучения и состоит из четырех блоков:
1. Подготовительный блок. Педагог организует деятельность, которая формирует у обучающихся мотивацию к исследованию. Создаются условия для появления вопроса у ребенка.
2. Проблемный анализ ситуации. Этот блок состоит из нескольких последовательных этапов, по которым обучающийся самостоятельно или совместно с педагогом проводит проблемный анализ ситуации и ищет решение проблемы:
- постановка проблемы, т.е. выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию и объяснению;
- определение объекта и предмета исследований;
- наблюдение и изучение фактов и явлений;
- предварительный сбор и анализ имеющейся информации, условий и методов решения данной задачи;
- выдвижение и формулировка исходных гипотез.
3. Практический блок. Обучающиеся организуют деятельность, направленную на решение исследовательской задачи. Данный блок состоит из нескольких последовательных этапов:
- построение плана исследования;
- осуществление плана;
- анализ и обобщение полученных результатов;
- выяснение связей исследуемого явления или объекта с другими явлениями или объектами;
- проверка исходных гипотез на основе полученных данных;
- окончательная формулировка выводов;
66
- практические выводы о возможности и необходимости применения полученных знаний.
4. Прикладной блок. Этот блок включает применение полученных знаний и способов деятельности в дальнейшей жизни воспитанника, активное участие в природоохранной и эколого-просветительской деятельности.
Данная технология ставит обучающегося в позицию субъекта деятельности, развитие которого будет осуществляться по осмысленной образовательной траектории.
Во время прохождения индивидуального маршрута обучающимся педагог максимально содействует раскрытию творческого потенциала обучаемого, его самостоятельности. Здесь он «помощник», «куратор», «консультант», «друг», «тьютор». Все делается для того, чтобы школьник занял позицию исследователя.
Рефлексивный опыт обучающиеся приобретают на всех этапах исследовательской деятельности. Особенно важными точками для формирования рефлексии являются:
- определение зоны знания и незнания;
- постановка исследовательской задачи;
- результат (осмысление обучающимися «Я это понимаю», «Я это могу сделать»);
- апробация нового способа деятельности в других жизненных ситуациях.
Проектная деятельность нацелена на овладение учащимся алгоритма разработки и реализации проекта в социальной сфере, который включает в себя:
- анализ реальной ситуации как стартовой точки проекта;
- моделирование желаемой ситуации на основе анализа потребностей целевой группы проекта (определение проблемы, рисков реализации);
- поиск путей решения проблемы;
- моделирование способа(ов) разрешения противоречия;
- проектирование плана реализации проекта;
- реализация деятельности;
- оценка эффективности проекта.
В рамках изучения данного модуля обучающимся предстоит, с одной стороны, освоить отдельные техники, применяющиеся при социальном проектировании, с другой стороны, полностью пройти весь алгоритм проектирования.
В проектной деятельности, так же, как и в исследовательской, рефлексивный опыт обучающиеся приобретают на всех этапах данной технологии. Особенно важными моментами для формирования рефлексии являются: анализ ситуации, определение проблемы, поиск путей решения проблемы, оценивание результатов реализации проекта («Что меня устраивает, а что не устраивает»).
В 8-х классах реализуется образовательный проект «Формирование образа будущего у обучающихся 8-х классов через образовательные сессии
и апробацию мастерских внеурочной деятельности» [4], который по итогам апробации в 2012 г. получил высокую оценку на краевом уровне. Формирование у обучающихся образа будущего в рамках образовательных сессий осуществлялось в ходе работы восьмиклассников над рефлексивными блоками:
- мой образ будущего;
- мои преимущества и образовательный опыт (что я могу сделать для достижения данного образа);
- образовательные возможности (ресурсы), позволяющие устранить недостатки.
На основании содержательной рефлексии обучающиеся строили индивидуальные образовательные маршруты, в которых фиксировали: проблему, направленную на ликвидацию образовательных трудностей для достижения своего образа будущего, свои цели и задачи, план устранения трудностей, показатели развития: чем и как они будут измерять его.
На основании индивидуальных образовательных маршрутов проводилась образовательная сессия «Мир в радуге профессий».
В 2016 г. в рамках школы было организовано 18 мастерских, где обучающиеся осуществляли социальные и профессиональные пробы под руководством мастеров - представителей данных профессий.
В 2017 г. педагоги школы вышли на сотрудничество с городской рабочей группой по реализации муниципальной модели профессиональной ориентации обучающихся, теперь социальные и профессиональные пробы восьмиклассники осуществляют в «Мастер-Граде», где запланировано 34 мастерских с учетом запросов обучающихся, где проводилась образовательная сессия «Путешествие в профессию», в рамках которой организовывались экскурсии по профессиональным учреждениям города (училище, техникум, колледж), предприятиям и организациям г. Чайковского, а также в центр занятости населения, где осуществлялось знакомство школьников с особенностями и спецификой профессий, а также проводилась профессиональная и психологическая диагностика обучающихся, которая позволяла школьникам осмыслить свои особенности и способности. По результатам этой деятельности организовывалась зачетная сессия, в рамках которой обучающиеся выбирали те предметы, с которыми связывали свой образ будущего (2 по выбору) и проходили промежуточную аттестацию в форме ОГЭ (математика, русский язык и 2 предмета по выбору).
Программа по формированию образа будущего была реализована в 8-м классе. Исследование, проведенное по окончании реализации программы, показало: 13 % школьников имеют высокий уровень его сформированности, эти подростки называют свою будущую профессию, образовательное учреждение, где можно получить данную профессию, они выделяют более пяти составляющих образа будущего, имеют четкое представление о дальнейших перспективах своего профессионального развития, фиксируют многообразие
образовательных ресурсов, указывают преимущества и (или) недостатки в выявлении своего образовательного опыта в формировании образа будущего, дают обоснование путей ликвидации своих недостатков. 76 % восьмиклассников имеют средний уровень: они указывает свою будущую профессию, выделяет до пяти составляющих образа будущего, фиксируют образовательные ресурсы, указывают преимущества или недостатки в выявлении своего образовательного опыта в формировании образа будущего. И только 11 % остались на уровне ниже среднего. В 9-м классе реализуется образовательный проект «Формирование навыков прогнозирования образовательного результата у обучающихся 9-х классов через образовательные сессии и рефлексивные площадки» [6], где продолжается работа с образом будущего. Таким образом, на всех этапах обучения целенаправленно осуществляется накопление рефлексивного опыта школьниками через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
Достаточно высокий уровень сформированности образа будущего у восьмиклассников свидетельствует о том, что у них развиты универсальные учебные действия, на основе которых осуществляется их профессиональное и личностное самоопределение, это прежде всего способность к рефлексии. Через механизм рефлексии осуществляется построение индивидуальных личностных смыслов, самопознание, целеполагание, способность видеть перспективы личностного развития. Рефлексия способствует развитию позитивной «Я-концепции», позволяет осознать смысл познавательной деятельности, формирует готовность самостоятельно обдумывать свое будущее. Акцент на приобретение школьниками рефлексивного опыта в системе урочной и внеурочной деятельности позволяет создать благоприятные условия для достижения личностных и метапредметных результатов, которые в свою очередь способствуют профессиональному и личностному самоопределению.
Список литературы
1. Внеурочная комплексная общеобразовательная программа «Семерочка» для 5-6 классов / М.А. Артемьева, Е.А. Герасимова, В.В. Калмыкова, Е.Г. Русских. - Чайковский, 2015. - 21 с.
2. Внеурочная общеобразовательная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для 7 класса / М.А. Артемьева, Е.А. Герасимова, В.В. Калмыкова, Е.Г. Русских. - Чайковский, 2016. - 26 с.
3. Внеурочная общеобразовательная программа «Рефлексивное портфолио» для 5-6 классов / М.А. Артемьева, Е.А. Герасимова, В.В. Калмыкова, Е.Г. Русских. - Чайковский, 2015. - 11 с.
4. Поспелова Н.И., Токарева О.В. Формирование образа будущего у обучающихся 8-х классов через образовательные сессии и апробацию мастерских внеурочной деятельности. - Чайковский, 2012. - 16 с.
5. Рефлексивное портфолио обучающегося как средство саморазвития личности [Электронный ресурс] / М.А. Артемьева, Е.А. Герасимова, В.В. Калмыкова, Е.Г. Русских // Концепт: научно-методический электронный
журнал. - 2016. - Т. 46. - С. 19-28. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76376.htm (дата обращения: 7.10.2017).
6. Токарева О.В., Шагалова Е.А. Формирование навыков прогнозирования образовательного результата у обучающихся 9-х классов через образовательные сессии и рефлексивные площадки. - Чайковский, 2017. -19 с.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М: Просвещение, 2010. - 159 с.