Научная статья на тему 'Метапредметный подход к обучению в практике работы гимназии'

Метапредметный подход к обучению в практике работы гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / МЕТА-ПРЕДМЕТНЫЕ НАДПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕН -ЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / ТЬЮТОР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атмаева Елена Владимировна, Вершинина Елена Валерьевна

Статья основана на некотором опыте работы образовательного учреждения по организации работы с учащимися на всех ступенях обучения; сделаны акценты на универсальные образовательные технологии и формы работы с детьми в рамках урочного и внеурочного пространства; описаны те формы работы, которые апробированы педагогическим коллективом и оценены как эффективные при организации образовательного процесса. Кратко представлено содержание деловых игр с учащимися начальной, основной и старшей школы. Уникальность заявленных форм работы состоит в возможности их трансляции в другие образовательные учреждения. Статья может быть интересна заместителям директоров образовательных учреждений; руководителям профессиональных сообществ; учителям, осваивающим новые образовательные стандарты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Атмаева Елена Владимировна, Вершинина Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метапредметный подход к обучению в практике работы гимназии»

Раздел I

Теоретические, нормативно-прикладные и технологические аспекты организации образовательной деятельности

УДК 371.39

Е.В. Атмаева , Е.В. Вершинина Метапредметный подход к обучению в практике работы гимназии

Статья основана на некотором опыте работы образовательного учреждения по организации работы с учащимися на всех ступенях обучения; сделаны акценты на универсальные образовательные технологии и формы работы с детьми в рамках урочного и внеурочного пространства; описаны те формы работы, которые апробированы педагогическим коллективом и оценены как эффективные при организации образовательного процесса. Кратко представлено содержание деловых игр с учащимися начальной, основной и старшей школы. Уникальность заявленных форм работы состоит в возможности их трансляции в другие образовательные учреждения. Статья может быть интересна заместителям директоров образовательных учреждений; руководителям профессиональных сообществ; учителям, осваивающим новые образовательные стандарты.

Ключевые слова: метапредметное обучение,метапредметный подход,мета-предметные надпредметные компетен -ции, деятельностные технологии обучения, образовательное событие, тьютор, образовательная сессия.

В современной системе образования понятия «метапредмет». «метапредметное

обучение». «метапредметный подход» приобретают особую значимость. Это вполне объяснимо. поскольку метапредметный подход заложен в основу федерального государственного образовательного стандарта.

Общетеоретические аспекты изучения проблемы метапредметных (надпред-метных) компетенций представлены в исследованиях Л.Ф. Квитовой . К.Ю. Ко-лесиной . М.Р. Леонтьевой . А.В. Хуторского и др. [2. 6]. Метапредметный подход в образовании был разработан для того, чтобы решить проблему разобщенности . расколотости . оторванности друг от друга разных научных дисциплин и . как следствие . учебных предметов. По мнению

Н.В. Громыко. «введение метапредметного подхода в образовании — попытка осторожно. постепенно. без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам. вызовам уже не XVII. а именно XXI века» [1]. Вопрос о готовности учителя к метапредметному обучению — один из наиболее актуальных в современной образовательной практике. Во многом успех его решения зависит от того. как выстроена командная работа в коллективе по освоению метапредметных компетенций. Договоренность в педагогическом коллективе о понимании подходов к преподаванию — важный этап для достижения метапредметных результатов обучающимися.

Опыт работы показывает . что «запуск» этого процесса стоит начинать с «инвентаризации» метапредметных технологий. которыми владеют учителя образовательного учреждения. К таким технологиям стоит отнести технологии проектной и исследовательской деятель-

© Атмаева Е.В.. Вершинина Е.В.. 2012 6

ности , технологию портфолио, проблемного обучения , ИКТ-технологии, Перечисленные технологии являются приоритетными в гимназическом образовании. Анализ успешности внедрения деятельностных технологий на протяжении нескольких лет позволил сделать вывод о том, что на данном этапе применяемые технологии востребованы учителями в большей степени за рамками урока, Между тем основное образовательное пространство — это урочное пространство,

Попытка соединения двух пространств — урочной и внеурочной деятельности -дает возможность по-новому посмотреть не только на содержание и организацию образовательного процесса , но и на роль учителя и ученика в этом процессе, К таким выводам мы пришли в ходе семинарских занятий и реализации модулей повышения квалификации, проводимых Центром инновационного опыта («Сопровождение учащихся при переходе на индивидуальный учебный план в старшей школе», «Организация социальных практик учащихся в образовательном процессе», «Формирование информационной культуры участников образовательного процесса», «Модель индивидуализации образовательного процесса в начальной школе в свете новых образовательных стандартов»).

Участие учителей в проведении модулей повышения квалификации (2009-2011 годах) для педагогов школ Пермского края способствовало переоценке собственного опыта и необходимости приведения разрозненных действий в единую систему.

В основу этой системы был положен метапредметный подход в содержании и организации образовательных событий для учащихся, расширяющих рамки пространства урочной деятельности,

Образовательное событие — специально организованное пространство , направленное на развитие совместной образовательной деятельности (познавательной , проектной , рефлексивной), Формы орга-

низации образовательных событий могут быть разные: образовательная сессия .

сборы учащихся . деловая игра.

Такие события в первую очередь разрабатывались нами для старшей школы в рамках проекта «Индивидуализация образования в гимназии на основе индивидуальных учебных планов».

Введение новых форм работы с учащимися началось с таких предметов учебного плана . как «Социальные практики» и «Исследовательская деятельность» в 10 — 11 -х классах. В концептуальных подходах к построению гуманитарной старшей школы [2] сделан акцент на том . что построение образовательного процесса ломает привычные представления об уроке: урок может трансформироваться в форму занятия. тренинга . практикума . деловой игры . да и роль учителя становится принципиально иной. Во-первых . учитель должен уметь работать с обучающимся не только как с учеником . но и как с целостной личностью. уметь общаться с ним не с позиции учителя. а с позиции человеческого равенства. Во-вторых. ученику нужно «позволить» быть самостоятельным . выбирать. В-третьих . сам образовательный процесс должен быть направлен на познание субъективной реальности ученика и способов его жизнедеятельности.

Изменить традиционные подходы к организации учебной деятельности оказалось непросто. но возможно.

Учителям пришлось осваивать новую для них роль — тьютора. Тьюторское сопровождение вводится как специально организованное педагогическое сопровождение в оформлении образа будущего человека и построения наиболее адекватной программы по его достижению.

Метапредметны не только осваиваемые технологии обучения (проектирование . исследование). но и формы работы по овладению ими. Опыт нашей работы показал. что система деловых игр «Введение в социальную практику». «Моя социальная практика». «Форум проек-

тов». «Управление проектом» становится ведущей при изучении учащимися курсов практической направленности. Их применение в образовательном процессе позволяет осуществить переход от «предметного» к «способному» освоению материала; изменить принципы классноурочной системы обучения; предоставить учащимся право выбора; увеличить объем самостоятельной работы. В ходе деловых игр учащиеся осваивают основные характеристики исследовательской деятельности (целеполагание . проблема . проект. программа); делают выбор своей практики. проходят через публичную защиту проектов. разрабатывают индивидуальные образовательные программы. Такая деятельность удовлетворяет потребность учащихся в конструировании своего будущего. помогает определить индивидуальный образовательный маршрут. сформировать навыки самообучения и самопрезентации . работы в команде . решения проблем. С помощью деловой игры можно определить способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения; способность прогнозировать развитие процессов. анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение; стиль руководства (ориентация принятия решений «на себя» или «в интересах команды»).

Важное место в организации деловых игр занимает рефлексия деятельности . целью которой является освоение способов рефлексивной оценки . а в конечном итоге — освоение рефлексивной позиции. Универсальные технологии деятельности . которые освоены учащимися . позволяют направить собственные усилия на изменения в социуме. Такая организация учебного процесса для учителей старших классов. принимающих участие в деловых играх. становится возможностью повышения своего компетентностного уровня.

Опыт работы на старшей ступени позволил выявить ряд проблем. решение

которых необходимо начинать в основной школе. Основная из этих проблем — проблема выбора . научение выбору. Само по себе наличие такого предмета . как «Мой профессиональный выбор». в учебном плане для 9-го класса . конечно. не может решить существующие проблемы. Но организация работы в режиме деловых игр и участие в этой работе команды учителей способствуют формированию метапредметных компетенций учащихся. Система деловых игр . отработанная в ходе апробации курса . в определенной последовательности позволяет работать на формирование метапредметного результата учащихся: «Образовательная картография». «Портфолио. или папка личных достижений учащегося». «Мой учебный план». «Моя образовательная программа». Результат становится более ощутимым при сохранении преемственности технологий между основной и старшей школой.

Эффективным способом формирования метапредметных результатов является образовательная сессия . которая может быть организована как в рамках урочной . так и в рамках внеурочной деятельности. Образовательная сессия организована как «Большой процесс». Цель «Большого процесса» — развитие понимания и мышления. метапредмет-ных способностей. познавательного интереса и познавательной активности учащихся. Технология организации образовательной сессии позволяет освоить любое содержание деятельности. Это подтвердил опыт проведения образовательных сессий в 8 - 10-х классах «Введение в исследовательскую деятельность» (курс учебного плана).

В основе «Большого процесса» лежит технология А. Г. Ривина «Работа в парах сменного состава». С помощью данной технологии учащиеся знакомятся с достаточно трудными по содержанию текстами философской . технической . научной направленности. Важную роль в образовательном событии играет и работа в разно-

возрастных группах . освоение десятиклассниками новой для них позиции тьютора. Такое сотрудничество оказывает положительное влияние на результат работы: восьмиклассники с помощью

учащихся 10-го класса выстраивают алгоритм написания исследовательской работы . в свою очередь. десятиклассники определяются с областью и с темой исследования. Содержание и ход «Большого процесса» являются хорошим мотивационным моментом и к научному выбору учащихся. и к пониманию ценностей исследования как такового. Выбранная форма организации образовательного события позволила одновременно включить в «Большой процесс» 120 учащихся.

Уникальность образовательной сессии заключается в возможностях ее трансляции на внеурочную деятельность. «Сборы ученического актива». традиционно проводимые в гимназии в каникулярное время. стали площадкой для апробации технологий «Большого процесса». Партнерские отношения с другими школами (городскими и сельскими) позволили внести в отработанную форму еще один момент (на наш взгляд . немаловажный) в формирование метапредметности у учащихся - развитие коммуникативных компетенций. Для учащихся (8 - 9-е классы) была создана избыточная образовательная среда для реализации различных видов одаренности учащихся. организован процесс по освоению проектной технологии. Развитию рефлексивной позиции участников способствовали тренинговые занятия. подведение и обсуждение итогов проделанной работы на каждом этапе . сборы . которые рассматриваются нами как этап предпрофильной подготовки учащихся (в сборах приняли участие порядка 80 школьников и 20 педагогов).

Несмотря на определенные трудности . связанные с новой формой организации образовательного процесса. учителя охотно включаются в инновационную

деятельность. Для них проведение подобных образовательных событий становится формой повышения профессиональной компетентности . возможностью внедрения деятельностных способов и технологий работы с детьми. В ходе таких событий вырабатывается система ценностей педагогического коллектива . которая становится ядром образовательной программы учреждения.

Понимание содержательных и технологических ценностей заставляет пересматривать учебный план. выстраивать систему формирования метапредметных компетенций учащихся через курсы учебного плана «Технология проектной деятельности» (5 - 6-е классы). «Технология исследовательской деятельности» (7 — 8-е классы) и элективные учебные предметы. Основной формой учебного процесса стали мастерские. индивидуальные и групповые занятия.

Разработка проектов программы развития гимназии («Индивидуализация образования в гимназии». «Сетевая школа-лаборатория по проектированию моделей развития одаренности учащихся». «Гражданско-правовое воспитание в Гимназии». «Внедрение ФГОС в начальной школе». «Образовательный мониторинг») позволили по-новому взглянуть и на процесс формирования метапред-метных компетенций в начальной школе. Одним из вариантов стала форма организации «Образовательного события» в рамках нелинейного расписания при введении ФГОС. При планировании и организации такого события ставятся следующие задачи: создать

особую образовательную среду . основанную на внутренней мотивации к учебе; использовать современные образовательные технологии. которые требуют выхода за рамки традиционной классноурочной системы; составить нелинейное расписание с учетом индивидуальных потребностей . способностей каждого ученика. Перспективной целью такого рода событий в начальной школе видится создание

условий для формирования у учащихся способности к осуществлению ответственного выбора индивидуальной образовательной траектории.

Опыт проведения образовательных событий в начальной школе показал . что они могут быть выстроены в проектном режиме . когда все учащиеся в течение учебного дня выполняют один проект. В основе процесса лежат технологии и формы работы . которые позволяют формировать метапредметные компетенции . такие как решение проблемных задач . коллективное творческое дело.освоение метода проектов. групповой работы. публичной защиты учащимися проекта.

На этапе «запуска» образовательного события учащиеся учатся определять проблему и выстраивать пути ее разрешения. При этом ситуация выбора путей решения является важным и необходимым этапом данного образовательного события.

Выбрав свой путь . школьники продолжают работу над проектом на учебных занятиях. выстроенных в режиме мастерских по различным предметным областям: русский язык . литературное чтение . окружающий мир. математика . технология. изобразительное искусство. Причем. мастерские могут носить интегративный характер: например. технология объединена с математикой . литературное чтение — с окружающим миром и т.д. При такой организации занятий ставится задача не только интеграции предметов. но и организации другой среды. в которой есть место для формирования метаумений: анализировать. обобщать.

сравнивать. аргументировать. планировать. творчески мыслить. рефлексировать. Кроме того. выход за рамки классно-урочной системы при нелинейном расписании — еще один из способов организовать качественную . в подлинном смысле слова . коллективную работу (200 человек одновременно!). где у каждого участника есть своя роль. а . следовательно. и ответственность за ее выполнение.

Завершающим этапом образовательного события является работа в режиме коллективного творческого дела (КТД) по созданию готового продукта проектной деятельности и его публичной презентации. На данном этапе важно формирование таких способностей . как умение организовать свою деятельность согласованно выполнять совместную работу . рефлексивные и презентационные умения.

Выделение образовательного пространства . в котором ученики занимаются синтетическими видами деятельности. интегрирующими урочную и внеурочную деятельность. по мнению И.Г. Никитина и Б.М. Чарного [3]. имеют социальный и личный смысл для каждого ученика. Сегодня это очевидно. Но сложности этого процесса связаны не с учащимися . а с учителями. Механизм развития метапредмет-ных компетенций у обучающихся основан на разрешении противоречия между возрастающими требованиями обучения и возможностями педагогов решать эти сложные задачи. Это противоречие может быть разрешено только благодаря специально организованному педагогическому процессу . суть которого заключается в понимании нового содержания образования и технологий деятельности . а также в принятии учителем новой для себя роли — тьютора.

Список литературы:

1. Громыко Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов // Учительская газета. 2010 г. 7 сентября.

2. Концептуальные подходы к построению гуманитарной старшей школы. Гуманитарный лицей, 2002.

3. Никитин И.Г., Чарный Б.М. Социализация ребенка как центральная идея модернизации образования России. Пермь: ПГПУ , 2005.

4. Петербургская школа: образовательные программы/под ред. О.Е. Лебедева. СПб.: Специальная литература, 1999.

5. Позднякова И.П. Развитие мета-предметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010.

6. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал Эй-дос. 2005. 12 декабря. URL:http://www.eidos.ru/joumal/2005 /1212.htm (дата обращения 03.03.2012).

7. Щедровицкий Г.П. Организацион-

но-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Избранные труды. М., 1995.

8. Щедровицкий П.Г. Содержание образования — это проблема не дидактики, а системы управления // Первое сентября. — 1999. № 63. [online: 24.06.2002].

URL:http://archive.1september.ru/gaze ta/1999/63/2-1.htm (дата обращения 25.02.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.