Научная статья на тему 'Процесс регулирования социально-экономических отношений развития территорий'

Процесс регулирования социально-экономических отношений развития территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пацук О. В.

Сущность современного территориального планирования заключается в выстраивании системы взаимоотношений всех субъектов планирования и управления таким образом, чтобы действия и ресурс каждого из них работал на достижение максимального экономического или социального эффекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс регулирования социально-экономических отношений развития территорий»

ПРОЦЕСС РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

© Пацук О.В.*

Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

Сущность современного территориального планирования заключается в выстраивании системы взаимоотношений всех субъектов планирования и управления таким образом, чтобы действия и ресурс каждого из них работал на достижение максимального экономического или социального эффекта.

Объектом территориального планирования всегда выступает административно-территориальная единица того или иного уровня. Для России - это Российская Федерация, ее субъекты, ассоциации субъектов, муниципальные районы, городские округа, городские и сельские поселения. С точки зрения территориального планирования такая система взаимоотношений интересна изменениями в типах и объемах управленческих решений органов власти на различных административно-территориальных уровнях и изменениями в типах и количестве систем показателей и индикаторов социально-экономического развития различных уровней объектов планирования.

«Информационная пирамида» поддержки управленческих решений на всех уровнях административно-территориального деления Российской Федерации показывает, что информационное взаимодействие всех субъектов планирования и управления возможно лишь на основе сквозной системы показателей и индикаторов социально-экономического развития территорий. Субъектами территориального планирования и управления являются органы государственной власти, органы власти соответствующего субъекта Российской Федерации, представители бизнес-сообщества и т.д. [1]. В этом случае система взаимоотношений может быть формализована в виде трех информационно-логических моделей:

- власть - экономика (бизнес) - социальный субъект;

- государство - хозяйствующий субъект (организация) - человек;

- государство - рынок финансов - рынок труда - потребительский рынок.

Анализ функционирования моделей взаимодействия и взаимоотношений основных субъектов территориального планирования и управления позволяет каждому из них найти свое место в общей системе, выстроить це-

* Доцент кафедры Менеджмента, кандидат экономических наук, доцент.

почку управленческих решений и этапов в достижении собственных целей. Модель взаимоотношений «власть - экономика (бизнес) - социальный субъект» имеет многоуровневый характер, обусловленный сложностью входящих в нее функций. Единая система управленческой вертикали в стране представляет собой классическую двухуровневую систему органов государственной власти и органов местного (муниципального) управления. В свою очередь, органы государственной власти подразделяются на государственные органы власти Российской Федерации и субъектов. Каждый из этих уровней имеет в своем составе органы исполнительной, законодательной (представительной) и судебной власти.

С точки зрения планирования и управления социальный субъект на уровне региона и на уровне страны может рассматриваться как гражданин и как общность граждан. Экономический сектор любого государства является одновременно объектом и субъектом управления, т.е. государство осуществляет необходимое регулирование экономических процессов, а хозяйствующие субъекты сами оказывают регулирующее воздействие на экономику и социум. В теории планирования все многообразие субъектов разделяют на организации, функционирующие в реальном секторе экономики, и на организации, образующие социальную и экономическую инфраструктуру общества [2].

Устойчивое развитие экономики предполагает в реальном секторе экономики и в инфраструктуре наличие оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. При этом крупный бизнес решает проблемы удовлетворения потребностей общества в масштабе нескольких регионов или страны в целом. Средний бизнес, как правило, ориентируется на региональные рынки или рынки крупных и средних городов. Малый бизнес ориентирован на удовлетворение текущих потребностей местных сообществ, обслуживание среднего и крупного бизнеса на принципах субподряда или вхождения в территориально-производственный кластер.

Система взаимоотношений «власть - экономика - социальный субъект» достигает уровня гармоничного развития при реализации сторонами основополагающих принципов, на которых базируется система взаимных прав и обязанностей [3]. Власть должна придерживаться шести конституирующих и четырех регулирующих принципов государственной политики на всем пространстве страны. К конституирующим принципам государственной экономической политики относится:

- устойчиво функционирующая система цен;

- стабильность национальной валюты;

- конституционное равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- свободный доступ к рынку товаров и услуг хозяйствующих субъектов всех форм собственности;

- свобода договоров;

- постоянство экономической политики.

Регулирующие принципы государственной экономической политики представляют собой:

- функционирование действенного контроля монополий;

- функционирование государственного контроля охраны труда;

- соблюдение охраны труда и максимального размера пособия по безработице;

- функционирование действенной системы перераспределения доходов между социальными и корпоративными группами гражданского сообщества.

Бизнес в своей деятельности должен придерживаться следующих принципов:

1. ориентации деятельности хозяйствующих субъектов на службу обществу и государству за счет производства необходимых им качественных товаров и услуг по оптимальным рыночным ценам;

2. полной ответственности хозяйственных субъектов и их менеджмента за принимаемые решения;

3. минимизации отрицательного влияния производства на среду обитания и экологию;

4. законопослушности.

Основным элементом модели «власть - экономика - социальный субъект» является социальный субъект и вся система взаимоотношений сторон должна исходить из формирования и развития системы базовых ценностей, лежащих в основе гармоничного развития гражданского сообщества на уровне страны и региона. В свою очередь, система базовых ценностей гражданского сообщества основывается на системе потребностей граждан. Социальный субъект во всех своих проявлениях, как индивидуум и как гражданское сообщество в целом, должен в повседневной жизни и во взаимоотношениях с властью и бизнесом исходить из принципа полной возмездности жизненных потребностей человека. Поэтому определяя приоритетные направления развития экономического и социального секторов региона на долговременную перспективу, необходимо ориентироваться на высшую ступень базовых ценностей человека как первичной единицы гражданского сообщества. Однако при этом следует обеспечивать также реализацию низших ступеней базовых ценностей: ежедневное удовлетворение физиологических и социальных потребностей населения, обеспечение необходимого уровня социальной безопасности как обязательных условий гражданского и социального спокойствия.

Необходимость оптимального соотношения управленческих решений, направленных на достижение стратегических приоритетов развития региона и решение текущего жизнеобеспечения населения, проживающего на данной территории, является определяющим фактором в выборе формы плановых документов, обеспечивающих это соотношение. Они должны иметь в своем составе: стратегические приоритеты, планы их реализации, а также

планы и программы текущего развития региона в долгосрочном, среднесрочном и годовом разрезах [4].

Модель взаимоотношений «государство - организация - человек» в отличие от первой модели рассматривает взаимодействующие стороны как составляющие части единого воспроизводственного социально-экономического процесса. Государство здесь определяет взаимоотношения, а люди, объединенные в хозяйствующие субъекты (организации), создают материальные и духовные блага, необходимые для развития общества и государства в границах единого административно-территориального и экономического пространства.

Гармонизация взаимоотношений между государством и человеком предполагает наличие и последовательную реализацию трех основных составляющих государственной социальной политики: это социальная помощь, социальное обеспечение, перераспределение доходов и капитала в интересах социального развития всего общества и государства. Экономическая политика государственных органов управления, проводимая в отношении хозяйствующих субъектов, предполагает наличие промышленной, аграрной, финансовой политики и т.д. Поэтому одним из определяющих условий участия бизнеса в реализации территориальных программ является наличие у субъектов Российской Федерации стратегии их развития на долгосрочный период, предполагающей выработку соответствующих документов.

В модели «государство - рынок финансов - рынок труда - потребительский рынок» субъекты территориального планирования, взаимодействуя между собой, разделяют понятия «рынок» на три обособленных и в то же время тесно увязанных между собой части: труд, финансы и спрос-предложение. Система взаимоотношений государства с этими участниками определяет степень зрелости рыночных отношений в стране. Мировая практика показывает, что непременным условием устойчивого развития национальной экономики и ее успешного функционирования в мировом сообществе является оптимальное сочетание государственного регулирования и саморегуляторов во всех секторах рынка [5].

Система государственного регулирования социальных и экономических процессов включает в себя подсистему законов и законодательных актов, подсистему субсидий, преференций, а также подсистему административного воздействия на участников рынка [6]. Так, рынок труда регулируется в большинстве стран законодательно установленными минимальными размерами заработной платы, максимальными ставками пособий по безработице, сроками назначения пенсионного обеспечения и др. Рынок финансов, как правило, регулируется величиной ставки межбанковского кредита и политикой в отношении национальной валюты, проводимой государственными финансовыми органами страны. Потребительский рынок регулируется непосредственным влиянием государства на цены естественных монополий, а также через субсидии, выплачиваемые гражданам и организациям, решающим социальные или экономически значимые для государства вопросы.

Система территориального управления включает плановые и прогнозные работы, обеспечивающие целеполагание, последовательность реализации задач и критерии оценки результатов управленческих решений. Если представить систему планирования, управления и контроля в виде классической схемы, то можно видеть, что основной задачей планирования является задача создания условий для перевода развития региона с инерционного пути на инновационный. Именно характер и количественная характеристика изменения траектории развития того или иного сектора экономики или социальной сферы определяют эффективность планирования и управления территорией. В этом случае зона эффективного планирования будет совпадать с зоной эффективного управления социально-экономическим развитием региона.

Список литературы:

1. Иванков В.И. Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований / В.И. Иванков, А.В. Квашнин, В.И. Псарёв, Т.В. Псарёва; под общ. ред. Т.В. Псарёвой. - Новосибирск: Наука, 2005.

2. Индикативное планирование и проведение региональной политики / под общ. ред. А.Б. Левинталя, Ф.Ф. Пащенко. - М.: Финансы и статистика, 2007.

3. Тоскунина В.Э. Программно-целевой подход к управлению социально-экономическими процессами в регионе / В.Э. Тоскунина // Регион: экономика и социология. - 2004. - № 2.

4. Левинталь А.Б. Комплексное оценивание и планирование развития региона / А.Б. Левинталь, В.Ф. Ефременко, В.Б. Гусев и др. - М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2006.

5. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования / О.В. Кузнецова. -М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

6. Индикативное планирование и проведение региональной политики / под общ. ред. А.Б. Левинталя, Ф.Ф. Пащенко. - М.: Финансы и статистика, 2007.

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ РАЗВИТИЯ ДОТАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ

© Сунцова Н.В.*

Бийское отделение № 153 Сбербанка России, г. Бийск

В последние годы региональная система Российской Федерации характеризуется огромным количеством дотационных регионов, что негативно сказывается на всей экономической системе страны. Возникает

* Управляющий, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.