Научная статья на тему 'Отдельные аспекты понятия развития дотационных регионов'

Отдельные аспекты понятия развития дотационных регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сунцова Н. В.

В последние годы региональная система Российской Федерации характеризуется огромным количеством дотационных регионов, что негативно сказывается на всей экономической системе страны. Возникает острая необходимость в региональном стратегическом планировании, выявлении наиболее приоритетных направлений развития экономики каждого региона, исходя из ее ресурсного потенциала и специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты понятия развития дотационных регионов»

Система территориального управления включает плановые и прогнозные работы, обеспечивающие целеполагание, последовательность реализации задач и критерии оценки результатов управленческих решений. Если представить систему планирования, управления и контроля в виде классической схемы, то можно видеть, что основной задачей планирования является задача создания условий для перевода развития региона с инерционного пути на инновационный. Именно характер и количественная характеристика изменения траектории развития того или иного сектора экономики или социальной сферы определяют эффективность планирования и управления территорией. В этом случае зона эффективного планирования будет совпадать с зоной эффективного управления социально-экономическим развитием региона.

Список литературы:

1. Иванков В.И. Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований / В.И. Иванков, А.В. Квашнин, В.И. Псарёв, Т.В. Псарёва; под общ. ред. Т.В. Псарёвой. - Новосибирск: Наука, 2005.

2. Индикативное планирование и проведение региональной политики / под общ. ред. А.Б. Левинталя, Ф.Ф. Пащенко. - М.: Финансы и статистика, 2007.

3. Тоскунина В.Э. Программно-целевой подход к управлению социально-экономическими процессами в регионе / В.Э. Тоскунина // Регион: экономика и социология. - 2004. - № 2.

4. Левинталь А.Б. Комплексное оценивание и планирование развития региона / А.Б. Левинталь, В.Ф. Ефременко, В.Б. Гусев и др. - М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2006.

5. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования / О.В. Кузнецова. -М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

6. Индикативное планирование и проведение региональной политики / под общ. ред. А.Б. Левинталя, Ф.Ф. Пащенко. - М.: Финансы и статистика, 2007.

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ РАЗВИТИЯ ДОТАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ

© Сунцова Н.В.*

Бийское отделение № 153 Сбербанка России, г. Бийск

В последние годы региональная система Российской Федерации характеризуется огромным количеством дотационных регионов, что негативно сказывается на всей экономической системе страт!. Возникает

* Управляющий, кандидат экономических наук.

острая необходимость в региональном стратегическом планировании, выявлении наиболее приоритетных направлений развития экономики каждого региона, исходя из ее ресурсного потенциала и специализации.

В экономике XXI века существенная роль отводится регионам, так как от их развития зависит векторная направленность перемен. Основным методом исследования протекающих в регионе процессов является экономический анализ. При наиболее общем подходе анализ (от греч. analysis - разложение) рассматривается как метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов рассматриваемой системы. Анализ служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и протекающими в них процессами.

Увеличение числа дотационных регионов, которое можно объяснить многими причинами. В Российской Федерации такому увеличению способствовала структурная перестройка экономики страны, мировая практика показывает, что регион становится дотационным в случае, если начинает испытывать кризис вследствие появления более прогрессивных отраслей, производящих товары-субституты, а так же одной из причин может явиться политическая обстановка в регионе, если в течение определенного времени были военные действия.

Существует немало вариантов классификации регионов России по уровню социально-экономического развития. Так, специалисты федеральных ведомств России и ученые РАН выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы: развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей; регионы со средним экономическим потенциалом; проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития. В группе последних выделяются депрессивные и отсталые регионы.

Само понятие «дотация» от латинского «dotatio» означает - дар, пожертвование. То есть безвозвратное денежное пособие, предоставляемое из государственного бюджета организациям, предприятиям, местным органам власти, отдельным лицам для покрытия убытков, компенсации потерь, балансирования местных бюджетов и других целей. В бюджетном законодательстве РФ дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету др. уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (ст. 6 БК РФ); 2) средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения (ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»); 3) денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке государственным предприятия, организациям и отдельным производителям для покры-

тия убытков, разрыва между их расходами и доходами; доплата, материальная помощь.

Структурные диспропорции в развитии экономики регионов, низкая экономическая эффективность как национальной экономики в целом, так и ее отдельных составных частей обусловили необходимость теоретического осмысления сложившейся ситуации с позиции сочетания макроэкономического и регионального аспектов. Необходимо найти новые, адекватные реально сложившимся современным условиям решения с учетом функциональной специализации каждого из региональных образований на основе общих закономерностей развития национальной экономики. Результатом нарастания региональных диспропорций зачастую становится образование дотационных регионов. Для оценки эффективности характера распределения между федеральным центром и региональными органами власти функций по обслуживанию населения и финансовых ресурсов выделяются четыре группы регионов, различающихся по уровню обеспеченности денежными доходами: Первая группа (А) - депрессивные регионы, в среднем на одного человека приходится менее 1,5 прожиточного минимума; вторая группа (Б) - дотационные (малообеспеченные) - в среднем на одного человека приходится 2 прожиточных минимума; третья группа (В) - регионы относительного благополучия, в среднем на одного человека приходится 3 прожиточных минимума; четвертая группа (Г) - регионы высокой обеспеченности населения (доноры), в среднем на одного человека приходится более 5 прожиточных минимумов.

Многие авторы объединяют группы А и Б, но, на наш взгляд, это не совсем правильно, так как если депрессивный регион полностью зависит от федерального финансирования, то дотационный регион характеризуется как регион, который не только ожидает финансирования от федерального бюджета, но и эффективно использует свой экономический потенциал, но при этом уровень обеспеченности населения остается достаточно низким.

Изучая исследования многих авторов, мы пришли к выводу, что дотаци-онность региона определяет ограниченность доступа значительной части населения к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности социального развития. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность и препятствует успешному развитию экономики регионов. Многие регионы вынуждены компенсировать недостаточный уровень развития производства, активным развитием сферы услуг, особенно торговли, а также развитие туристско-рекреационных кластеров. Это вызвано территориальной неравномерностью развития экономики страны, так как для федеративного устройства России характерно большое число дотационных регионов на фоне узкого круга субъектов-доноров.

Эта диспропорция порождает массу внутренних экономических и социальных проблем, которые с течением времени только усугубляются. Анализ распределения регионов по уровню доходов является основой при отнесении регионов к тому или иному типу. Понятие «устойчивое развитие дотационного региона» нуждается в уточнении. На наш взгляд, устойчивое развитие экономики дотационного региона отражает способность сохранять надежное, стабильное состояние экономики дотационного региона вне зависимости от влияния внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов, и эффективно использовать имеющиеся на территории дотационного региона ресурсы, предоставлять на рынок конкурентоспособные товары и услуги. Устойчиво развивающийся дотационный регион также должен бесперебойно выполнять свои социально-экономические функции субъекта Федерации. Нужно заметить, что естественным базисом для обеспечения устойчивого социально-экономического развития дотационного региона является наличие на ее территории природно-ресурсного потенциала. В настоящее время состояние дотационных регионов характеризуется преобладанием низкорентабельных отраслей, наиболее трудно адаптирующихся к условиям рынка. Существующая много лет система вертикального и горизонтального взаимодействия хозяйствующих субъектов в рыночных условиях распалась, а новых инструментов взаимодействия экономических субъектов, включая финансово-кредитную сферу, нацеленных на создание новых производств, видов продукции или продукции на одного потребителя не предложено.

В настоящее время обеспечение устойчивого развития регионов является одной из актуальных задач, Президент и правительство обращают большое внимание к данной проблеме. Так от 17 ноября 2008 г. № 1662-р принята «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», согласно которой Правительство России намерено сформировать модель устойчивого развития страны, как одного из лидеров глобальной экономики и обуславливает перспективность изучения понятий, и условий путей перехода к устойчивому социально-экономическому развитию в российских регионах [1].

Многие ученые акцентируют внимание на данной проблеме, так, например, А.Г. Гранберг делает акцент на необходимости системного подхода к определению устойчивого развития региона и муниципального образования: «Понятие устойчивого развития региона призвано отразить современные научные взгляды на проявления и тенденции общественного территориального разделения труда и экономической интеграции. В нем учитываются как устойчивость в постсоветском экономическом пространстве сложившегося ранее территориального разделения труда, так и трансформация территориально-хозяйственной структуры из-за изменения социальноэкономического положения...». В свою очередь М.И. Ахмадова считает, что «Устойчивость - универсальное свойство социально-экономических систем,

заключающееся в их способности выполнять свои функции в условиях негативного воздействия - в определенных пределах по силе и времени - внешних и внутренних факторов, а также активно адаптироваться к позитивным изменениям». Практически во всех сферах определены принципы так называемой концепции устойчивого развития. Умаханов М.И. под устойчивым социально-экономическим развитием региона понимает модель расширенного воспроизводства целостной системы региона, в котором внутренние и внешние возмущения траектории развития до определенной степени гасятся. Анализируя дальше труды известных авторов можно сделать вывод, то практически все сходятся в на необходимости разработки новых стратегий, концепций, как в целом социально-экономического развития региона, так и отдельных отраслей, исходя из ресурсного потенциала наибольшее внимание, уделяя инвестиционной привлекательности.

По мнению авторов, инвестиционный потенциал региона должен оцениваться с использованием характеристик, включающих наличие на территории региона факторов производства, результаты хозяйственной деятельности, уровень развития науки и внедрения ее достижений, потребительский спрос, обеспеченность инфраструктурой, а инвестиционный риск должен оцениваться исходя из вероятностей потерь инвестиций и дохода. Авторы считают, что наиболее важными компонентами инвестиционной привлекательности региона являются:

- показатели экономического потенциала региона, включающие наряду с характеристиками производственно-ресурсного потенциала и показатели состояния производственной, транспортной и социальной инфраструктур;

- показатели эффективности использования производственно-ресурсного потенциала;

- показатели развития предпринимательства, инноваций и малого бизнеса - блок показателей развития предпринимательства на основе новых и информационных технологий, новых форм экономических отношений, выражающих процесс реформирования экономики и всего общества, развитие рыночных экономических отношений, рыночной инфраструктуры, процесс структурной перестройки экономики и формирование ее социальной ориентации;

- показатели уровня потребления и качества жизни населения, позволяющие учесть при многомерной оценке инвестиционной привлекательности региона уровень не только экономической, но и социальной эффективности;

- показатели, характеризующие риски, представляющие интерес для инвестора с точки зрения уровня гарантий защищенности его интересов от социальных и межнациональных конфликтов, экономического, экологического, криминогенного и других факторов риска.

Данная система показателей оценки инвестиционной привлекательности региона охватывает все сферы его деятельности, в ней представлены различные аспекты последствий вложения инвестиций и различные предпочтения инвесторов.

Место и роль финансовой системы в экономике регионов весьма противоречивы. Эта противоречивость возникает как из организационных аспектов финансовой деятельности, так и целей финансовой системы в рамках той экономической модели, которая сформировалась в стране. А именно, доминирующим в экономике региона остается оборот государственного или связанного с ним капитала, где структура сбережений практически оторвана от структуры инвестиционного спроса, а национальный капитал слаб и неустойчив.

В институциональном плане в большинстве стран именно банки играют главную роль в системе финансового посредничества, превосходя остальных финансовых посредников по экономическому потенциалу.

Список литературы:

1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

2. Золотарева Г.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Г.И. Золотарева, Н.И. Смородинова. - КНОРУС, 2011.

3. Умаханов М.И. Устойчивое развитие региона: модель, основные направления, концепция: монография / М.И.Умаханов, Р.Д.Шахпазова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.