Научная статья на тему 'Индикативное планирование как один из факторов обеспечения устойчивого развития региона'

Индикативное планирование как один из факторов обеспечения устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1386
1037
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНДИКАТОРЫ / ИНДИКАТИВНЫЕ ПЛАНЫ / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ / INDICATIVE PLANNING / INDICATORS / INDICATIVE PLANS / TARGET INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дацаева Р. Ш.

В работе рассмотрены основные разновидности, главные звенья индикативного планирования и социально-экономические целевые индикаторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicative planning as one of factors of maintenance of the sustainable development of region

In work the basic versions, the main links of indicative planning and social and economic target indicators are considered.

Текст научной работы на тему «Индикативное планирование как один из факторов обеспечения устойчивого развития региона»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

ДАЦАЕВА Р.Ш.,

старший преподаватель, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова, e-mail: maga.tc@mail.ru

В работе рассмотрены основные разновидности, главные звенья индикативного планирования и социально-экономические целевые индикаторы.

Ключевые слова: индикативное планирование, индикаторы, индикативные планы, целевые индикаторы.

In work the basic versions, the main links of indicative planning and social and economic target indicators are considered.

Keywords: indicative planning, indicators, indicative plans, target indicators.

Коды классификатора JEL: O18, R58.

В современных социально-экономических условиях особую актуальность приобретают вопросы устойчивого регионального развития, что связано с институциональными преобразованиями, трансформацией взглядов на будущее положение и роль территорий, задачами их ускоренного экономического развития. Перед наукой и практикой возникает объективная необходимость поиска и использования адекватных подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов, разумного сочетания вмешательства государства и рыночного саморегулирования.

В рыночной экономике важным методом координации интересов государства и экономических субъектов хозяйствования является индикативное планирование.

Впервые принципы индикативного планирования были раскрыты в 1944 г. К. Ландауэром в книге «Теория национального экономического планирования», по мнению которого «планирование основывается на сознательной координационной деятельности, а не на автоматическом согласовании, как при рыночном типе хозяйства. Таким образом, планирование представляет собой некоторую совместную деятельность и регулирование обществом процессов функционирования индивидуальных агентов...».

Теоретические аспекты индикативного планирования были исследованы и подробно изучены Джеймсом Мидом в работах «Теория индикативного планирования» (1970) и «Неоклассическая теория экономического роста» (1961), хотя по праву основоположником индикативных форм государственного регулирования принято считать Жана Моне [2] — «идейного отца» французской системы индикативного планирования и создания объединенной Европы (теория общего рынка).

Во Франции был накоплен успешный опыт применения индикативного планирования, который в последующие годы активно проецировался на различные экономические системы и применялся другими странами.

С точки зрения соотношения государственного регулирования экономики и рыночного саморегулирования различают четыре формы индикативного планирования [4, 5].

Первая разновидность индикативного планирования предусматривает преобладание государственного сектора экономики с наличием частного сектора. В этом случае наблюдается господство централизованного планирования макроэкономических процессов и основных стратегических направлений на мезо- и микроуровнях, что предполагает определенную самостоятельность предприятий. Подобное сочетание близко к директивному планированию и в определенной степени соответствует понятию «полного хозяйственного расчета» предприятий в условиях централизованного народнохозяйственного планирования.

Современная интерпретация данной разновидности индикативного планирования наиболее четко прослеживается в Китае. Суть ее может быть кратко сформулирована следующим образом: это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны и соответствующих государственной социально-экономической политике, а также установление мер государственного воздействия на протекание социальных и экономических процессов с целью достижения указанных параметров.

© Р.Ш. Дацаева, 2011

Вторая разновидность индикативного планирования предполагает, что общегосударственное планирование социально-экономического развития страны осуществляется в форме государственных программ, которые формально не являются законом для хозяйствующих субъектов других форм собственности. В этом случае основная функция индикативного планирования сводится к информационно-ориентирующей, а по сути — к мотивационной, и предполагает ориентирование и мобилизацию частных предприятий на выполнение задач, сформулированных государством в общенациональных интересах. Такая разновидность планирования наиболее характерна, например, для США.

Третья разновидность индикативного планирования (Япония) имеет две отличительные особенности:

■ наличие обязательных заданий для государственного сектора экономики;

■ установление желаемых параметров, с помощью которых предприятия частного сектора экономики ориентируются на планы государства, даже если это для них не является обязательным.

Вследствие этого государственный план может рассматриваться как система из двух групп показателей. Первая группа — это директивные показатели, которые включают государственный заказ, лимиты и экономические регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, нормативы), реализующие централизованное управление и предназначенные для органов государственной власти. Вторая группа - это показатели, которые косвенно регулируют развитие различных секторов национальной экономики (или ориентирующие показатели, выступающие в форме контрольных цифр, имеющие информационное значение для предприятий всех форм собственности и регионов).

Четвертая разновидность индикативного планирования предполагает, что оно может являться не только механизмом информационного обеспечения, но и механизмом координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Данная разновидность индикативного планирования достаточно четко просматривается во Франции. В этом случае правительство в основном воздействует на экономические процессы посредством координации и обмена информацией о взаимосовместимых планах, что заинтересовывает всех участников (предприятия, отрасли, регионы) в их выполнении.

С точки зрения горизонта планирования выделяют три формы индикативных планов [3]:

♦ стратегические долгосрочные индикативные планы — разрабатываются на срок 10-15 лет. Имеют четкую целевую направленность, стратегический характер и представляют собой демографические прогнозы, комплексные прогнозы основных параметров развития экономики, использования и сбережения природных ресурсов, развития научно-технического прогресса, показателей качества жизни населения;

♦ стратегические среднесрочные индикативные планы — разрабатываются на срок 3-5 лет в форме определенных целей и характеризующих их индикаторов на планируемый период, а также основных механизмов и рычагов воздействия государства на экономику для достижения индикаторов;

♦ текущие краткосрочные индикативные планы — разрабатываются на очередной год и носят конъюнктурный характер (регулирование рынков, государственный заказ, государственные программы, субсидирование населения и субсидирование предприятий как элемента регулирования предложения товаров и услуг).

По существу, индикативное планирование — это механизм координации интересов и деятельности государства и самостоятельно хозяйствующих субъектов, сочетающий государственное регулирование с рыночным саморегулированием; механизм, основанный на разработке системы индикаторов социально-экономического развития, включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро- и микроуровне.

Главными звеньями индикативного планирования являются индикаторы. Под индикатором понимается количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов, происходящих в регионе. Качественная сторона индикатора отражает сущность явлений или процессов социально-экономического развития в определенный момент времени, а количественная — его размер, абсолютную или относительную величину. Выраженные в форме количественных показателей уровня той или иной качественно определенной стороны социального и экономического развития индикаторы служат точным и объективным измерителем деятельности субъектов экономики региона для достижения стратегических целей регионального развития.

По нашему мнению, система индикаторов представляет собой совокупность взаимоувязанных социальноэкономических показателей, сформированных исходя из целей и приоритетов территориального развития и связанных между собой базовой информацией.

Система индикаторов является одним из наиболее важных элементов индикативного планирования, так как путем задания показателей и установления их пороговых значений в соответствии с целевыми установками фиксируются параметры социально-экономического развития в средне- или долгосрочной перспективе.

Экономическое развитие в соответствии с индикативными параметрами — это движение в направлении достижения экономического равновесия и желаемого состояния экономики при согласованности интересов всех участников рынка (включая государство) и общества.

Система индикаторов должна соответствовать следующим обязательным критериям и требованиям. Во-первых, она должна быть гибкой и адаптивной, что позволяло бы вносить необходимые коррективы в планы, уточнять цели и осуществлять ежегодные итерации. Во-вторых, индикаторы должны быть сопоставимыми, четкими и измеримыми, между которыми обнаруживается тесная связь и взаимообусловленность. В-третьих, каждая группа индикаторов в системе должна закрепляться за определенными ведомствами, управлениями, а учреждения, которые будут проводить их ежегодный мониторинг, должны вносить предложения по их корректировке или уточнению в соответствии с происходящими социально-экономическими изменениями. В-четвертых, индикаторы должны быть достижимыми и выполнимыми. В-пятых, система индикаторов должна быть адекватной системе целей индикативного планирования. Посредством системы индикаторов проводится реализация индикативных планов [1] .

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

102

РШ. ДАЦАЕВА

Важным элементом системы индикативного планирования является индикативный план. Индикативный план, по нашему мнению, представляет собой комплексный план действий (программу), в котором отражены целевые ориентиры и параметры (индикаторы) социально-экономического развития территории, специфицированные подходы, механизмы и порядок их достижения, объем привлекаемых материальных и финансовых ресурсов для их реализации, разработанные на основе согласования интересов всех сторон и экономических субъектов.

Индикативный план принимается на основе совместно разработанных ориентиров и индикаторов, которые отражают не только желаемые направления социально-экономического развития, но и учитывают интересы, потенциал и возможности всех экономических субъектов. Индикативное планирование принципиально отличается от централизованного планирования. В централизованно планируемой экономике параметры планов предприятий, цены на продукцию, заработная плата работников, система распределения прибыли и объем ресурсов производства определялись путем дезагрегации стратегических пятилетних планов и были обязательны к выполнению, т. е. носили чисто административный характер.

Выполнение плановых заданий поддерживалось системой материального стимулирования работников и чисто административными методами руководства директоратом предприятий. По большому счету, в централизованно планируемой экономике был разработан механизм оценки эффективности деятельности предприятий и организаций, аналогичный по подходам сбалансированной системе показателей. В отличие от директивного планирования индикативный план — это не чисто административный документ. Это, скорее, договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства в целях развития экономики и согласованного уровня жизни населения. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие страны, региона, города, с учетом интересов и при участии населения. Индикативный план не директива, а свод согласованных, признанных разумными требований предприятий и населения к администрации. Это совместная договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для страны, региона, города, которые необходимо предпринять. Процесс индикативного планирования направлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие решений, а значит и в их реализацию, широкого круга активных лиц [2].

Таким образом, по сути, речь идет о механизме партнерства в стране, регионе, городе, т.е. о механизме поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению. При таком понимании механизмов индикативного планирования регионального развития система сбалансированных показателей эффективности предприятий, бизнес-единиц, отраслей экономики региона становится логичным его дополнением. Реализацию индикативного плана следует рассматривать как процесс формирования и последующего достижения системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие хозяйствующего субъекта, региона и экономики страны в целом.

Для осуществления соответствующей государственной социально-экономической политики разрабатывается система мер по планированию указанных индикаторов. Кроме этого, определяются некие рамки, «коридоры», в которых должны находиться выбранные индикаторы. Если индикатор выходит за рамки установленного коридора, это служит сигналом для принятия корректирующих управленческих мер к экономике в целом и к подсистеме экономики, к которой относится данный индикатор. Границами такого коридора могут быть целевые индикаторы и показатели порогового значения, которые отражают состояние региона по параметрам экономической безопасности.

Рассмотрим перечень социально-экономических целевых индикаторов и пороговых значений для развития Чеченской Республики (табл. 1).

Таблица 1

Перечень целевых индикаторов развития и пороговых значений показателей экономической безопасности Чеченской Республики

Показатели Фактическое значение (2009 г.) Целевой норматив Пороговое значение Соотношение фактического и порогового значений*

Валовой региональный продукт в сопоставимых ценах, % к предыдущему году 101,3 107,0 97,0 104,4

Индекс промышленного производства, % к предыдущему году 86,9 110 95,0 91,4

Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, % 1,3 25,0 10 0,13

Объем инвестиций в основной капитал, % к ВРП 52,9 25,0 8,0 6,6

Соотношение численности научного персонала и численности работников, занятых в сфере материального производства, % 0,1 0,35 0,15 0,66

Индекс потребительских цен, % 112,1 105,0 125,0 0,89

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % 38,3 15,0 20,0 1,9

Коэффициент дифференциации доходов населения 10,3 5 8 1,3

Уровень безработицы, % 54,1 2,0 7 7,72

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 73 77 65 1,12

* Соотношение фактического и порогового значений рассчитывается как отношение фактического значения к пороговому, если желательно увеличение соответствующего показателя экономической безопасности и, наоборот, если желательно его снижение.

Как показывает таблица 1, в качестве целевого индикатора развития Чеченской Республики предлагается рост ВРП темпом в 7% (в среднем по России 4,5-5%). Рост промышленности должен составлять не менее 10%, но не может быть меньше 95% относительно предыдущего года.

Наиболее примечательным в данной таблице является объем инвестиций в основной капитал, который составил в 2009 г. 52,9%. Если сравнить этот показатель с данными других субъектов, то можно заметить, что в Чеченской Республике он выше в несколько раз. Такое положение объясняется тем, что экономика Чеченской Республики находится на стадии восстановления, и большая часть ресурсов направляется на создание основных фондов, что, впрочем, характерно для возрождающейся экономики. Отклонение индикаторных параметров от фактических и пороговых значений говорит о необходимости оперативного вмешательства органов управления с целью реализации комплекса программно-целевых мер по снижению уровня угроз.

Для обобщающей оценки предлагается использовать показатель социально-экономического развития территории, рассмотренный Савельевым Ю.А. и Шишкиным А.И.:

где i — индекс частного показателя; п — общее число частных показателей; £ — коэффициент значимости i - го

Необходимо отметить, что индикативное планирование рассматривается в качестве средства реализации государственной социально-экономической политики, представляет собой разработку и научное обоснование целей, принципов, приоритетов, пропорций и структур социально-экономического развития на перспективу с указанием способов достижения поставленных целей. Планирование, приобретающее индикативную форму, определяет для всех вовлекаемых в этот процесс индивидов будущие последствия и результаты их деятельности, помогая им системно взглянуть на будущее, увязывая экономическую деятельность с национальными целями социальноэкономического развития.

Таким образом, индикативное планирование — это важный подход и инструмент планирования для общества и экономики.

1. Агапцов С.А., Мордвинцев А.И., Фомин П.А., Шаховская Л.С. Индикативное планирование как основа стратегического развития промышленного предприятия. М.: Высшая школа, 2002.

2. Драганов В.Г., Филиппов В.А. Опыт использования индикативного планирования. План VI экономического и социального развития Франции. КомКнига, 2006.

3. Дукин В., Петров Ю. Индикативное планирование. Механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой. М.: Экономист, 1999. № 2.

4. Левинталь А., Ефременко В. Индикативное планирование и проведение региональной политики. Финансы и статистика, 2007.

5. Петрова М.Н. Индикативное планирование: вопросы теории и методологии. Казань, монография. СПб.: Знание, 2000.

показателя; Р. — фактическое значение г'-го показателя; ^— значение 1 -го показателя за прошлый год.

ЛИТЕРАТУРА

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.