Научная статья на тему 'Государственная стратегия управления развитием малого и среднего предпринимательства'

Государственная стратегия управления развитием малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1902
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ / STATE STRATEGIC MANAGEMENT / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / FEEDBACK LINKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блинов Андрей Олегович, Бухтиярова Татьяна Ивановна

Реализацию системы государственного стратегического управления развитием малого и среднего предпринимательства в России следует осуществлять в направлении совершенствования межотраслевого стратегического планирования, а также организационноправовой, организационнометодологической, организационноуправленческой и институциональнокоммуникативной основ реализации государственной политики развития и стимулирования эффективного функционирования экономического института малого бизнеса системы в системе управления эффективностью социально-экономической развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Блинов Андрей Олегович, Бухтиярова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL STRATEGIES OF MANAGING THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Realization of the system of state strategic management of the development of small and medium business in Russia should be conducted in the direction of improving inter-sectoral strategic planning as well as organizational legal, organizational methodological, organizational managerial and institutional communicative backgrounds for realizing state policy of developing and stimulating effective functioning of economic institution small business in the system of managing effectiveness of social and economic development of Russia.

Текст научной работы на тему «Государственная стратегия управления развитием малого и среднего предпринимательства»

УДК 33.338.1

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Блинов Андрей Олегович,

Филиал Российского государственного гуманитарного университета в г. Домодедово, профессор кафедры экономики и управления, доктор экономических наук, профессор, г. Москва, Россия. E-mail: aoblinov@mail.ru

Бухтиярова Татьяна Ивановна,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, профессор кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета, доктор экономических наук, профессор, г. Челябинск, Россия. E-mail: viola_1_49 @mail.ru

Аннотация

Реализацию системы государственного стратегического управления развитием малого и среднего предпринимательства в России следует осуществлять в направлении совершенствования межотраслевого стратегического планирования, а также организационно-правовой, организационно-методологической, организационно-управленческой и институционально-коммуникативной основ реализации государственной политики развития и стимулирования эффективного функционирования экономического института - малого бизнеса системы в системе управления эффективностью социально-экономической развития

России.

Ключевые понятия: государственное стратегическое управление, институциональная среда, обратные связи.

Создание условий развития малого и среднего предпринимательства определяет в качестве необходимого формирование стратегий и долгосрочных программ деятельности в сфере развития малого и среднего предпринимательства, организационно-управленческих решений создания благоприятных и комфортных условий реализации предпринимательского потенциала. Данная эффективная форма регионального развития обеспечивает устойчивый синергетический эффект регионального бизнеса, способствует повышению уровня жизни населения.

Для современной экономики характерно постоянное развитие и усложнение, внешнее влияние социальных, политических, правовых, экологических и иных условий, что усиливает неопределенность и снижает устойчивость функционирования экономических систем.

В этих условиях требуется формирование и развитие новых механизмов эффективности и надежности деятельности систем управления, которые все в большей мере приобретают адаптивный и стратегический характер.

Именно поэтому целевая направленность Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года определяет «развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости1.

Проведенная классификация государственных и муниципальных программ экономического развития в соответствии с содержательным критерием в рамках вертикали управления (социальные, защитные, коммуникационные, отраслевые и муниципальные программы) позволила доказать тезис о необходимости выделения уровня развития малого и среднего предпринимательства в качестве приоритетного с учетом российских особенностей организации системы управления [3, с. 74-79].

Характеризуя малый бизнес в качестве сферы экономики, необходимо определить, что в большинстве стран мира он составляет более одной трети ВВП, в нем занято более половины общего числа работающих и около 99% общего числа хозяйствующих

1 Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 г. № 1083-Р [Электронный ресурс]. URL: http:// government.ru/media/files/jFDd9wbAbApxgEiHNaXHveytq7hfPO96.pdf (дата обращения: 07.07.2016).

субъектов (в России - 5,6 млн хозяйствующих субъектов, 18 млн граждан).

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства в России: первая - причины общеэкономического характера, вторая -причины частного (преимущественно организационного) характера.

Система стратегического государственного управления развитием в условиях возрастающей роли регионов требует от региональных властей большей концентрации внимания на систематизации используемых стратегических целевых программ, оценке их воздействия на уровень социально-экономического развития, мониторинге и последующей корректировке целевых показателей (оборот малых и средних предприятий, производительность труда, доля обрабатывающих производств, доля занятого населения).

Содержание нового направления стратегического государственного управления малым и средним предпринимательством представляет собой деятельность уполномоченных органов системы управления, направленную на увеличение доли малых и средних предприятий в ВВП и значительное расширение инвестиционного потенциала сектора малого и среднего предпринимательства. Достоверность, законность и целесообразность достижения результатов, представленных в программных и стратегических документах социально-экономического развития позволяет обеспечить достижимость целевых индикаторов массового и высокотехнологического секторов предпринимательства, развивает функциональное содержание системы управления развитием бизнеса. Приоритетным направлением государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства является формирование нового инструментария поддержки малых и средних предприятий.

Мировая практика развития рыночных отношений определила две тенденции: формирование регулируемого и формирование стихийного рынка. Отсутствие достаточно четкого и логического понимания этих двух тенденций, ориентация на отсутствие государственного экономического регулирования привели к тому, что в России рыночные отношения долгое время развивались по второму варианту [2, с. 96].

Формирование регулируемого рынка предусматривает: во-первых, наличие условий свободного инвестирования средств в различные сферы, когда государственное регулирование сводится к формированию

оптимальных пропорций. Во-вторых, регулируемый рынок требует совершенного механизма управленческого воздействия на покупательский спрос, т.е. решается проблема формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения. Данное можно рассматривать в качестве движущей силы производства [2, с. 96]. В России складывается ситуация, характерная именно для стихийного рынка, когда большинство населения располагает ограниченной покупательной способностью и наблюдается свертывание внутреннего потребительского рынка [2, с. 9б].

Анализ развития предпринимательства в России позволил определить его специфические особенности, которые состоят в том, что сам процесс формирования предпринимательского сообщества имеет разнополюсный характер. Одну группу составляют предприниматели, организующие свое дело на общепринятой основе за счет займов, кредитов, взносов акционеров и т.д. Их деятельность осуществляется в рамках принятых законодательных норм. В другую группу входят предприниматели, стартовую деятельность которых составляет капитал, заработанный в «теневой» экономике [2, с. 96].

Среди причин организационного характера отметим главные. Первые сложности возникли и возникают еще на стадии создания предпринимательских структур в связи с разрешительным характером этой процедуры [4, с. 2-14].

Административные барьеры принято разделять на две группы: а) те, которые мешают выходу малого предпринимателя на тот или иной товарный рынок, а также ведению тех или иных хозяйственных операций (лицензирование, сертификация, аккредитация); б) те, которые возникают в связи с принятием (угрозой принятия) тех или иных мер контроля текущей хозяйственной деятельности [2, с. 96].

Серьезным фактором влияния на развитие предпринимательской деятельности, является наличие информационно-аналитического обеспечения для глубокого анализа деятельности предпринимательских структур. Практика свидетельствует, что отчетность предприятий малого бизнеса далека от полной достоверности. Хозяйствующие субъекты, имея неточную информацию о своей деятельности, фактически смягчают силу налогов и не раскрывают производственную (коммерческую) тайну, опасаясь потерь от утечки сведений

к конкурентам. Ограниченная и малоубедительная информация не дает полного представления о предприятии, что усложняет взаимный выбор нужных партнеров и установление между ними эффективных связей [2, с. 96]. Эти недостатки информационно-аналитического обеспечения должны быть нейтрализованы Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства на основе формирования системы информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения проектов развития малого и среднего предпринимательства.

Неразвитость системы управления - это «ядро» проблемы, а проявляется последняя в: оторванности малого и среднего предпринимательства от стратегического развития государства; отсутствии системного подхода в управлении малым и средним предпринимательством; отсутствии оценки системы институционального взаимодействия государства и субъектов малого и среднего предпринимательства; отсутствии оценки структуры господдержки малого и среднего предпринимательства; отсутствии эконом и ко-математического инструментария оценки и диагностики эффективности системы управления малым и средним предпринимательством; отсутствии организационно-экономического механизма реализации конкурентоспособности региона в условиях глобальной экономики (конкурентоспособное управление малым и средним предпринимательством).

В этой ситуации становится вполне очевидным, что одним из главных условий становления и эффективного функционирования предпринимательства можно считать взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

В современных условиях, в связи с ростом неопределенности внутренней и внешнеэкономической среды, в большинстве стран мира наблюдается возрастание уровня вмешательства государства в экономические процессы [5]. Процессы глобализации, конкуренция объективно повышают требования к эффективности и качеству государственного регулирования экономических процессов России. Разработка и внедрение стандартов оказания различных форм и видов поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях позволит совершенствовать

инфраструктурное обеспечение развития бизнеса.

Сущность государственного стратегического планирования развития малого бизнеса состоит в формировании долгосрочных приоритетных целей активного развития системы малого и среднего предпринимательства, выборе методов их достижения в рамках национального правового поля и институциональных ограничений национальной экономической системы. Одновременно Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года предусматривает регулярное аналитическое изучение управленческих функций действующих институтов развития, системы планов и прогнозов в рамках соответствующих общегосударственных предложений по оптимизации организационно-управленческих, регулирующих функций [5].

При этом императив сохранения единого экономического пространства является определяющим и выдвигает на первый план проблемы программно-целевого планирования и управления малым бизнесом в различных регионах [5].

Слабая разработка методов и подходов к прогнозированию целевых показателей, недостаточная проработанность нормативной базы эволюционного развития малого бизнеса приводят к слабой увязке целевых показателей с фактическими экономическими параметрами.

Формирование механизма программно-целевого развития малого и среднего предпринимательства должно использовать инструментарий проектного подхода к разработке и реализации стратегии развития, базирующейся на применении методик системного подхода в сценарных вариантах, предварительной оценке качественных и количественных индикаторов результативности программ и проектов, мониторинга реализации. Данная методология обеспечивает внедрение модели управления «по результатам» в систему управления, позволяет оперативно и с минимальными затратами вносить коррективы в процессы программно-целевого и проектного управления за счет активизации обратных связей.

Система показателей программно-целевого управления развития малого и среднего предпринимательства должна быть построена на двух принципах: иерархичности (сведение всего многообразия показателей в группы индикаторов) и взаимообусловленности (целевая направленность процессов развития, которые отражают соответствующие индикаторы,

используемые на различных уровнях программно-целевого планирования) [5].

Г.В. Федотова в работе «Развитие методологии программно-целевого планирования экономических процессов на основе институционализации обратных связей в управлении» выделяет индикаторы гармонизации, стабилизации, выравнивания, координации, устойчивости.

Приоритеты каждой из групп показателей определяют вектор приоритетности направлений развития малого и среднего предпринимательства в региональной экономической системе.

Расчет интегрального показателя (по формуле средневзвешенной величины) позволяет оценивать качество управления малого и среднего предпринимательства. Интегральный показатель отражает общую российскую и региональную тенденции развития экономики малого и среднего предпринимательства [5].

Данная методика группировки индикаторов и исследования корреляционных связей между ними создают предпосылки для обеспечения сбалансированности развития и рационализации распределения ресурсов [5].

Количественный инструмент прогнозирования количественных значений индикаторов развития малого и среднего предпринимательства определен в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года в части объемных показателей, рыночных ниш бизнеса, показателей технологического развития, финансового обеспечения, территориального развития, кадрового обеспечения по 2018, 2020, 2025, 2030 годам1.

Совокупность одновременно реализуемых программ достаточно велика (государственные программы, приоритетные национальные проекты, федеральные целевые программы, подпрограммы, ведомственные целевые программы, федеральные адресные инвестиционные программы, региональные программы) может быть детализирована на основе изучения направлений муниципального развития малого и среднего предпринимательства, выявления общих элементов и приоритетных стратегических направлений государственной политики, что обеспечит единство социально-экономического поля на всем национальном пространстве.

Объективное повышение роли государства, органов власти в регулировании

экономики и управлении развитием экономических процессов требует использования инновационных подходов, ориентированных на реализацию системы целеполагания [5].

Основное содержание современной государственной поддержки малого предпринимательства сводится к обеспечению условий дальнейшего наращивания численности инфраструктурных организаций и количества оказываемых услуг субъектам малого бизнеса. При этом «ядро» этой политики составляет перенос основных обязанностей по поддержке малого предпринимательства с федерального на региональный и местный уровень, что позволяет реализовать правительственное решение об активизации поддержки [4].

Решение задач эволюционного развития требует от органов власти осуществления обоснованной, рациональной, эффективной управленческой деятельности долгосрочного характера, направленной на рост стоимости бизнеса, формирование проектов инновационного управления в современных условиях организации и управления бизнеса.

Обоснование принципов и институциональных условий формирования системы развития управления малого и среднего предпринимательства [6] предусматривает использование инструментов реализации стратегии в сфере развития малого и среднего предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях:

а) обоснование концептуального подхода к сущности системы стратегического управления структурными изменениями в региональных образованиях на основе системы критериев по созданию благоприятных условий для деятельности малого и среднего бизнеса [1];

б) уточнение приоритетов реализации социально-ориентированного экономического потенциала малого и среднего предпринимательства, определение организационно-экономических особенностей его развития в условиях системного подхода в управлении малым и средним предпринимательством;

в) разработка инструментария согласования интересов региональной власти и бизнес-сообщества в формате системных проектов с использованием методов проектного управления и координирующей роли Министерства экономического развития РФ.

1 Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 г. № 1083-Р [Электронный ресурс]. URL: http:// government.ru/media/files/jFDd9wbAbApxgEiHNaXHveytq7hfPO96.pdf (дата обращения: 07.07.2016).

Государственное стратегическое управление развитием малого и среднего предпринимательства представляет собой процесс, включающий несколько этапов, реализация которых будет направлять экономическую систему к поступательному и устойчивому развитию в долгосрочном периоде, ориентированному на достижение приоритетных национальных целей в сфере экономики.

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства по факту выполнения основных положений подлежит мониторингу Министерством экономического развития РФ, Федеральной корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов, федеральных органов исполнительной власти, общероссийских объединений малого и среднего предпринимательства.

Схема взаимосвязи государственного стратегического планирования с другими элементами управленческой деятельности органов власти достаточно подробно рассмотрена Г.В. Федотовой в виде прямых и обратных связей [5].

Процедурно государственное стратегическое управление представляет собой замкнутый цикл моделирования сценария развития на долгосрочную перспективу.

Согласно представленной в работе Г.В. Федотовой схеме (рис. 1) в системе управления осуществляются проверка достоверности и

правильности прогнозируемых показателей, анализ реализации мероприятий программ и разработка на этой основе соответствующих корректирующих рекомендаций [5].

Сформировать единую целостную институциональную сферу реализации государственного управления развитием малого и среднего предпринимательства позволяет модель институциализации обратных связей: выделение групп автономно функционирующих, самостоятельных субъектов государственного управления, подсистемы информационной инфраструктуры управления, а также специализированного института системного управления [5].

При реализации политики развития малого и среднего предпринимательства предусмотрено использование инструментов бюджетной, налоговой, кредитной, инвестиционной, инновационной, кадровой, структурно-территориальной политик.

В рамках реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства необходимо продолжить формирование региональных и территориальных инновационных систем, улучшить взаимодействие между ними по всем стадиям жизненного цикла.

Совершенствовать систему управления в условиях глобализации экономики, инструментарий и механизмы государственного регулирования, методику оценки эффективности государственной поддержки развития процесса на основе экономико-математи-

Этап 1. Стратегическое государственное прогнозирование

Этап 2. Стратегическое государственное планирование

Л V

Информация

V

Информация

Этап 3. Стратегический государственный контроль

V

Информация

Прогнозы социально-экономического развития

Программы социально-экономического развития

Отчеты об

итогах социально-экономического развития

Анализ ситуации, оценка возможных рисков в

контексте макроэкономических параметров достижимости индикаторов развития

Оценка корректности составления планов, программ развития, качества реализации программ, своевременность финансирования

Оценка достигнутых итогов, сопоставление с плановыми итогами, анализ отклонений,

подготовка корректирующих рекомендаций

о

Рисунок 1. Содержание стратегических функций управления программами социально-экономического развития [5]

ческого моделирования с использованием институционального подхода позволяет разработка ключевых методологических положений организационно - экономической модели управления развитием малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года представляет собой механизм координации действий органов власти, представителей предпринимательского сообщества, организаций инфраструктуры поддержки, что позволяет обеспечить создание благоприятных и комфортных условий реализации организационно-экономического потенциала предпринимательства.

1. Аксянова, А.В. Стратегическое управление структурными изменениями в региональной экономике в условиях пространственного неравновесия [Текст] / А.В. Аксянова: автореф. дисс. ... докт. экон. наук: 08.00.05. Казань, 2011. 43 с.

2. Блинов, А.О. Малое предпринимательство в современной модели рыночного хозяйствования России [Текст] / А.О. Блинов // Проблемы прогнозирования. 2010. № 2. С. 96.

3. Бухтиярова Т.И. Организационно-экономический механизм реализации инновационных целей развития экономики [Текст] / Т.И. Бухтиярова, А.В. Дубы-нина // Социум и власть. 2014. № 5(49). С. 74-79.

4. Бухтиярова, Т.И. Элементы организационно-экономического механизма развития малого и среднего предпринимательства [Текст] / Т.И. Бухтиярова, А.В. Дубынина, Д.Г. Демьянов // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 35. С. 2-14.

5. Федотова, Г.В. Развитие методологии программно-целевого планирования экономических процессов на основе институциализации обратных связей в управлении [Текст] / Г.В. Федотова: автореф. дисс. ... докт. экон. наук: 08.00.05. Курск, 2015. 35 с.

6. Чернова О.А. Сбалансированное развитие экономики региона: инновационно ориентированная стратегия управления [Текст] / О.А. Чернова: автореф. дисс. ... докт. экон. наук: 08.00.05. Ростов-на-Дону, 2010. 62 с.

References

1. Aksjanova A.V. (2011) Strategicheskoe upravlenie strukturnymi izmenenijami v regional'noj jekonomike v uslovijah prostranestvennogo neravnovesija. Kazan', 43 p. [in Rus].

2. Blinov A.O. (2010) Problemy prognozirovanija, no. 2, 96 p. [in Rus].

3. Buhtijarova T.I., Dubynina A.V. (2014) Socium i vlast, no. 5(49), pp. 74-79 [in Rus].

4. Buhtijarova T.I., Dubynina A.V., Dem'janov D.G. (2014) Regional'naja jekonomika: teorija i praktika, no. 35, pp. 2-14 [in Rus].

5. Fedotova, G.V. (2015) Razvitie metodologii programmno-celevogo planirovanija jekonomicheskih processov na osnove institucializacii obratnyh svjazej v upravlenii. Kursk, 35 p. [in Rus].

6. Chernova O.A. (2010) Sbalansirovannoe razvitie jekonomiki regiona: innovacionno orientirovannaja strategija upravlenija. Rostov-on-Don, 62 p. [in Rus].

UDC 33.338.1

NATIONAL STRATEGIES OF MANAGING THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Blinov Andrey Olegovich,

Branch of the Russian State University for the Humanities in Domodedovo, Professor of the Department Chair of Economics and Management, Doctor of Economics, Professor, Member of the Russian Academy of Natural Sciences, Moscow, Russia. E-mail: aoblinov@mail.ru

Bukhtiyarova Tatyana Ivanovna,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Chelyabinsk Branch, Professor of the Department Chair of Economics, Finance and Accounting, Doctor of Economics, Chelyabinsk, Russia. E-mail: viola_1_49@mail.ru

Annotation

Realization of the system of state strategic management of the development of small and medium business in Russia should be conducted in the direction of improving inter-sectoral strategic planning as well as organizational legal, organizational methodological, organizational managerial and institutional communicative backgrounds for realizing state policy of developing and stimulating effective functioning of economic institution - small business in the system of managing effectiveness of social and economic development of Russia.

Key concepts:

state strategic management, institutional environment, feedback links.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.