ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ АПК В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.В. Миненко, канд. экон. наук, доцент Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)
DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10140
Аннотация. Рассмотрена методология определения эффективности стратегического планирования агропромышленного комплекса в системе комплексного планирования развития сельского муниципального образования, которая предполагает разные подходы к процессу: определять на основе анализа достигнутые цели, задачи, поставленные перед органами управления муниципального района в области экономической политики или учета направлений решения задач, стоящих перед комплексом, и применяемых инструментов.
Ключевые слова: сельское муниципальное образование, стратегическое планирование агропромышленного комплекса, оценка эффективности планирования.
В силу того, что в современной системе стратегического планирования на муниципальном уровне агропромышленный комплекс (АПК) отсутствует как объект планирования, отсутствуют и методики оценки эффективности и результативности реализации стратегий его развития.
В мировой и отечественной практике сложилось несколько методик оценки эффективности комплексных программ социально-экономического развития территорий [1; 2]. Все их можно свести к двум важнейшим направлениям - оценка условий достижения индикаторов и оценка эффективности использования бюджетных средств. Методики оценка целевых отраслевых программ, помимо этого, включают оценку степени достижения цели, заложенной в плановых документах, и эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления по реализации программных документов [3]. Это позволило обобщить изученный опыт и предложить методику оценки эффективности стратегического планирования АПК в системе комплексного развития сельского муниципального образования основанную на трёх разных подходах, которые, не отрицая друг друга, будут иметь разный набор показателей и приводить исследователя к разным выводам:
1 подход основан на анализе достигнутых целей. В этом случае анализ эффективности призван ответить на вопросы: какие цели поставлены, достигнуты ли они и, если нет, то дальнейшее исследование потребует поиска причин по наиболее значимым позициям. Основные показатели, предлагаемые для анализа в этом случае вытекают из целей и результатов стратегических документов, определяющих перспективы развития агропромышленного комплекса Российской Федерации и наблюдаемого региона: доля местного продовольствия на муниципальном агропро-довольственном рынке (потребительский рынок продовольствия и рынок сельскохозяйственного сырья для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности) [4; 5]; доля сельскохозяйственной продукции и продовольствия, произведённого в районе, на региональном агропро-довольственном рынке; доля сельскохозяйственной продукции и продовольствия, произведённого в муниципальном районе, вывезенной за пределы региона; доля сельскохозяйственной продукции и продовольствия, произведённого в муниципальном районе, вывезенной за рубеж; средний уровень заработной платы в сельскохозяйственных предприятиях района; доля земель сельскохозяйственного назначения,
находящихся в активном хозяйственном обороте; доля инвестиций в стоимости основного капитала в сельском хозяйстве.
2 подход основан на анализе задач, поставленных перед органами управления муниципального района законом о стратегическом планировании [6]. При их определении в стратегических документах комплексного социально-экономического развития, как правило, исходят из задач комплексного планирования, среди которых к АПК относятся: согласование отраслевых стратегий и стратегий развития хозяйствующих субъектов со стратегией развития муниципальных образований; координация деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности и объединение их на базе общих мотиваций в целях наиболее полного удовлетворения общественных интересов и потребностей местного сообщества; установление партнерских отношений между органами государственной власти, местного самоуправления и частным капиталом; создание и развитие хозяйственной инфраструктуры муниципального значения; создание и развитие рыночной инфраструктуры; формирование и развитие благоприятного инвестиционного климата, создание условий дляпривлечения инвестиций.
В связи с этим в сельском муниципальном районе может быть предусмотрен ряд мер, т. е. закон о стратегическом планировании не предполагает постановки задач перед тем или иным сектором экономики и, таким образом, снимает с органов муниципального управления ответственность за результаты хозяйственной деятельности бизнеса, расположенного на территории муниципального района. При этом налоги от деятельности этого бизнеса поступают в бюджет территории, что обязывает не только «создавать условия» (в т.ч. не мешать в отдельных случаях), но и выстраивать с бизнесом договорные отношения, в т.ч. и о результатах его деятельности. Но при этом не снимает ответственности за эффективность использования средств государственного и муниципального бюджетов, выделенных на реализацию целевых программ.
Основными критериями оценки эффективности могут стать: доля сторонних инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве и пищевой промышленности в их общем годовом объеме; формирование новых экономических субъектов в инфраструктурных областях, обслуживающих сельское хозяйство, в т. ч. на основе сельскохозяйственной потребительской кооперации; создание новых элементов инфраструктуры ведения бизнеса, в т. ч. появление новых видов муниципальных услуг, снижение тарифов на услуги энергетических и сырьевых монополий; эффективность деятельности предпринимательских сообществ и советов при главах районов.
3 подход к оценке эффективности стратегического планирования АПК в системе комплексного развития сельского муниципального образования может быть основан на учете направлений решения задач, стоящих перед АПК, и применяемых инструментов. В этом случае авторы исходят из следующих позиций:
1. Стратегия - меры, направленные на достижение долгосрочной цели, частая корректировка которой непозволительна, поэтому оценка эффективности реализации стратегии, как долгосрочной перспективы развития АПК сельского муниципального образования должна проводиться только в конце долгосрочного планового периода методом сравнения плановых и фактических показателей по отраслям и сектора экономики АПК;
2. Руководствуясь тем, что достижение индикаторов долгосрочной перспективы развития АПК возможно только при эффективной оперативной работе, более значимой является оценка эффективности реализации целевых муниципальных программ, нацеленных на поддержку АПК сельского муниципального образования;
3. В связи с тем, что сельское хозяйство невозможно развивать без создания на территории сельского муниципального образования перерабатывающих его сырьё производств (это в т. ч. позволяет оставлять на территории добавленную стоимость), а с 2015 года в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйствен-
ной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы пищевая и перерабатывающая промышленность включена в перечень её участников, оценка эффективности реализации муниципальных целевых программ развития сельского хозяйства (название муниципальных программ соответствует названию региональной) должны быть включены показатели её развития:
- отгружено товаров собственного производства предприятиями, осуществляющими первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельхозпродукции, тыс. руб.
- создано предприятий осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельхозпродукции, ед.;
4. В комплексную оценку эффективности реализации муниципальных целевых программ развития сельского хозяйства предлагается включить оценку степени
достижения поставленных в них целей и решения задач, степени соответствия уровня затрат и эффективности использования средств муниципального бюджета запланированному, степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) и результата взаимодействия государственных и муниципальных ресурсов для достижения цели социально-экономического развития территории.
Таким образом, предложенная авторами методология определения эффективности стратегического планирования АПК в системе комплексного планирования развития сельского муниципального образования включает 3 разных подхода к процессу: определять на основе анализа достигнутых целей, задач, поставленных перед органами управления муниципального района в области экономической политики или учета направлений решения задач, стоящих перед АПК, и применяемых инструментов.
Библиографический список
1. Адуков Р.Х. Управление сельскими территориями: современные тенденции и перспективы развития / Р.Х. Адуков, Л.В. Горнин, Р.В. Захаров, Р.А. Юсуфов // Основные направления, формы и методы формирования организационно-экономических механизмов инновационного развития сельского хозяйства. - М.: ООО «Буки Веди». 2014
2. Бреусова А.Г. Оценка эффективности государственных программ // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2015. - №2. - С. 128-136. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/otsenka-effektivnosti-gosudarstvennyh-programm
3. Методика формирования и анализа комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований. / В.И. Псарёв, Т.В. Псарёва, Н.В. Сушенцева, И.А. Гончаров. Под общ. ред. В.И. Псарёва, И.В. Сушенцевой. - Новосибирск, 2010. - 511 с.
4. Гриценко Г.М.Формирование инфраструктуры развития сельскохозяйственного предпринимательства региона / Г.М. Гриценко, Н.Ф. Вернигор, А.В. Миненко // АПК: Экономика, управление. - 2017. - № 10. - С. 12-22.
5. Водясов П.В. Продовольственная безопасность региона / П.В. Водясов // Вектор экономики. - 2018. - № 5 (23). - С. 92.
6. Лукьянов А.Н. Методические аспекты формирования стратегии развития АПК муниципального района / А.Н. Лукьянов, А.В. Миненко, А.А. Урбах // Никоновские чтения. -2011. - №16. - С. 354-355.
APPROACHES TO EVALUATING THE EFFICIENCY OF STRATEGIC PLANNING OF AGRICULTURE IN THE SYSTEM OF COMPLEX DEVELOPMENT OF RURAL
MUNICIPAL FORMATION
A.V. Minenko, candidate of economic sciences, associate professor Altay state agrarian university (Russia, Barnaul)
Abstract. The methodology for determining the effectiveness of strategic planning of the agro-industrial complex in the system of integrated planning of rural municipal development is considered. It assumes different approaches to the process: determine, based on the analysis of the achieved goals, objectives set for the municipal administration in the area of economic policy or taking into account the directions for solving problems the agro-industrial complex, and the tools used.
Keywords: rural municipality, strategic planning of the agro-industrial complex, evaluation of planning effectiveness.