Среди прочих особенностей программы необходимо отметить возможность многопользовательского доступа и авторизации пользователей, а также многовалютность и многоязычный интерфейс.
На всех уровнях хранения данных в RIB CSuite налажен импорт/экспорт данных в универсальный формат XML, что позволяет наладить обмен информацией с любыми сторонними системами.
Фактически, известны примеры, когда вся отчетность формируется в виде «Доски наблюдений». Это очень эффективно для занятых менеджеров, которые могли бы, таким образом, получать ключевую информацию очень быстро.
Отчетность важна по следующим причинам: запись фактов, основа для составления прогнозов, информирование, извлечение уроков, защита интересов, создание «истории».
Таким образом:
Стратегические цели ОАО «МРСК Сибири» формируются на основе анализа возможностей и ее потенциала. При планировании необходимо предусмотреть реализацию государственной политики, создания условий развития сетевого комплекса.
С целью выполнения программы технического перевооружения до 2015 года разработаны инновационные предложения: разработана модель электронного договора с подрядными организациями с учетом осуществления оперативного контроля за закупом материалов и оборудования, разработана графическая модель выполнения ремонтных работ, разработаны стандарты управления проектами и Квалификации, разработан метод количественной оценки рисков, впервые в России внедрен многофункциональный программный комплекс RIB (разработка Германии) управления Проектами, систематизирующий контроль и управление затратами, что является научной новизной в системе проведения ремонта энергооборудования.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ АНТИКРИЗИСНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ
Каркавин М.В., к.э.н., директор Бердского филиала Новосибирского государственного технического университета
В статье обоснована необходимость использования стратегического планирования как инструмента антикризисного территориального управления на основе инноваций. Исследована история развития методов планирования в России и определены отличительные черты стратегического планирования территориального антикризисного развития на основе инноваций.
Ключевые слова: инновации, стратегическое планирование, антикризисное управление.
STRATEGIC PLANNING AS AN INSTRUMENT FOR CRISIS OF TERRITORIAL ADMINISTRATION THROUGH INNOVATION
Karkavin M., Candidate of Economic Science, director of the Berdsk branch of the Novosibirsk state technical university
In article justified the need for strategic planning as an instrument for crisis of territorial administration through innovation. Studied history of development planning in Russia and defines the characteristics of the strategic planning of territorial development crisis through innovation.
Keywords: innovation, strategic planning, anticrisis management.
Особую актуальность в этих условиях приобретает проблема стратегического антикризисного управления. Суть стратегического антикризисного управления - ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды на основе заранее тщательно разработанной гаммы альтернативных вариантов управленческих решений, предусматривающих различные действия в зависимости от ситуации. Одним из ключевых механизмов такого управления является инновационное развитие технологий. В основе стратегического антикризисного управления на основе инноваций лежит процесс постоянных и последовательных нововведений во всех звеньях и областях действий предприятий, отраслей, комплексов, муниципальных образований, регионов и страны в целом. Необходимо отметить, что объектом инновации в антикризисном управлении могут быть не только новая продукция и новые технологии, на что обычно обращается основное внимание, но и новые методы управления, новые организационные структуры и т.д. Причем наибольшего успеха добиваются те социально-экономические системы, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью. Таким образом, основную роль в процессе антикризисного управления играют не столько единичные инновации, сколько масштабные инновационные стратегии, призванные координировать направления развития предприятия на протяжении длительного периода времени.
Использование инновационных подходов в развитии организаций, отраслей, комплексов, муниципальных образований, регионов и страны в целом, а также многие другие механизмы, закладывают основу для успешного проведения комплексной антикризисной политики, способствующей эффективному функционированию в современной бизнес-среде. В этой связи концепция бескризисного развития в настоящее время оценивается как основная идея цивилизованного перехода к инновационному типу развития экономики [1].
В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ, приверженность инновационному типу развития становится ключевым фактором успеха. А стратегическое планирование территориального развития - важнейшей задачей антикризисного управления, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений.
В России существует богатая история развития территориального планирования. Вопрос о соотношении государственного управления и рынка наиболее активно стал обсуждаться ближе к концу XIX в. Этому способствовало так называемое «время Витте» (на рубеже Х1Х-ХХ столетий), когда не только высказывались идеи, но и предпринимались конкретные шаги по государственному регулированию промышленного развития, железнодорожного строительства и т.д.
За ускорение индустриального развития России под влиянием разумного государственного диктата были видные российские экономисты того времени: М.И. Боголепов, М.И. Туган-Барановский, И.Х. Озеров. Эти же мысли высказывались в трудах Д.И. Менделеева, бывшего долгие годы главным научным консультантом российского правительства. Его теоретические представления об индустриализации России легли в основу многих политических решений конца XIX - начала XX вв. [2].
Наибольшую остроту вопросы усиления плановости и централизации экономического развития России приобрели с началом первой мировой войны. Многим экономистам и политикам пришлось признать, что необходимость ведения войны в таких масштабах вынуждает государство использовать принуждение при мобилизации материальных и прочих ресурсов для нужд обороны. В 19141915 гг. одновременно разрабатывался ряд программ государственного регулирования экономики.
В течение всего советского периода развития страны единствен-
Таблица 1. Обстоятельства, обусловливающие необходимость применения стратегического планирования инновационного развития территорий как инструмента стратегического управления
№ п/п Обстоятельства, обусловливающие необходимость применения стратегического планирования как инструмента антикризисного управления
1 Меняется философия, принципы, цели территориального развития. Ранее при планировании, несмотря на декларирование приоритета социальных целей, проводился принцип "производство ради производства". В настоящее время территория все чаще рассматривается как среда обитания человека, как место ведения предпринимательской деятельности. Поэтому целью территорий является устойчивое бескризисное развитие на основе инновационных технологий.
2 Территориальные структурные изменения вошли в качественно иную фазу. Задачей властей становится смягчение последствий падения производства и сокращения занятости, поддержание новых видов деятельности. Усиливается динамичность и неопределенность территориального развития.
3 Меняется роль самих территорий в системе планирования своего будущего, а именно: планирование социально-экономического развития территорий передается в ведение территориальных органов власти. К тому же круг факторов, на которые может воздействовать и влиять власть, качественно изменился.
4 Территориальные власти решают насущные проблемы зачастую без их увязки. В ответ на остро встающие проблемы разрабатываются разнообразные программы, но они не имеют под собой единой изначально разработанной и принятой стратегии бескризисного инновационного развития города. Хотя, реализуя программы, территориальные органы власти выполняют свои главные задачи (миссию): благоустройство территории, безопасность и социальная защита граждан и т.д.; но была бы максимальная польза от этих программ, если бы шло их комплексное развитие в рамках единого стратегического плана бескризисного инновационного развития территории.
5 Усиливаются разногласия и противоречия между различными ведомствами, предприятиями и организациями территории; расширяются конфликты между территориями. Все это требует выработки механизма разрешения таких противоречий. Такой механизм, как показывает зарубежный и отечественный опыт, успешно создается и функционирует в рамках стратегического планирования.
6 Меняется роль граждан в процессе принятия решений о развитии территории. Интересы людей не должны только формулироваться и учитываться территориальными органами власти. Гражданин постепенно становится полноправным участником системы планирования, активно выступая в защиту своих интересов. Процедура стратегического планирования позволяет реализовывать принципы согласования интересов различных групп населения в процессе составления и реализации планов.
ным механизмом разработки и реализации этих планов являлся «демократический централизм». В рамках этого механизма не было места «партнерским отношениям» центральных и региональных плановых и управленческих структур, единственно возможной формой взаимоотношений являлось «подчинение». Теоретической базой территориального планирования, как и в целом централизованного народнохозяйственного планирования, являлась теория экономических преимуществ, которая в области выбора вариантов размещения модифицировалась в теорию сравнительной эффективности капиталовложений. В отличие от западноевропейских подходов в России территориальные директивные планы никогда, за исключением 1959-1965 гг., не являлись приоритетным компонентом национального планирования.
Вместе с тем именно в СССР была разработана теория территориально-производственных сочетаний (теория энерго-производ-ственных циклов), которая сформировала концепцию крупных полюсов роста, но не в форме «региональных столиц», а в форме территориальных мезозон. И именно в СССР эта теория получила практическое воплощение в виде системы территориально-производственных комплексов, многие из которых, особенно в восточных и северных районах страны, формировались как плановые ТПК.
Исторически, Россия имеет самый значительный опыт государственного планирования. Развернутая дискуссия 1920-х годов между представителями двух направлений (Н.Д.Кондратьева и С.Г.Стру-милина) о методах комбинирования «плана и рынка» в Советской России имела итогом создание развернутой теории государственного планового регулирования, которая, в том или ином виде, впоследствии легла в основу и теории индикативного планирования во Франции и теории «государства, ориентированного на цели развития» (hatten-shikо-kata fokka или devetopmental state) в Японии и других странах, и, в получившей широкое распространение во второй половине 20-го века, «теории модернизации» [3].
В СССР был накоплен опыт прогнозирования народнохозяй-
ственного развития, включая динамику неконтролируемых параметров (например, цен мировых рынков). Преобладал принцип приоритета решения долгосрочных и среднесрочных задач перед текущими. Складывались очень важные процедуры согласования планов в отраслевом и территориальном разрезах. Территориальные разрезы планов играли по преимуществу индикативную, информа-ционно-координирующую роль, а для территориально-производственных комплексов разрабатывались специальные программы развития.
Система территориальных планов в СССР формировалась именно как система индикативных планов, показатели которых становились директивными уже только на заключительном этапе разработки и утверждения народнохозяйственных планов в форме директивных заданий по инвестициям, объемам выпуска продукции и услуг и ассортименту на конкретных предприятиях конкретных регионов [4].
Процедуры директивного «разверстывания» планов в современной экономике следует рассматривать как, в общем, и целом неэффективные. Однако многие элементы рационирования могли бы быть задействованы и в системе госрегулирования рыночной экономики. К сожалению, этого не произошло. В начале 90-х годов, как другая крайность, противоположная централизованному планированию, возобладал тезис о «волшебной», «невидимой руке рынка», которая сама выправит все перекосы регионального развития, не прибегая к трудоемким расчетам и обоснованиям.
В 1992 г. в России закончил свою деятельность Госплан, более 70 лет во многом влиявший на жизнь российских граждан. В 1990е годы в адрес планового управления экономикой звучало немало упреков, и реформаторы считали, что можно обойтись без этого учреждения: свободный от государственного диктата рынок сам выстроит экономику как нужно, сам все исправит и отладит.
Исходя из сомнительного тезиса о принципиальной несовместимости директивно-централизованного управления экономикой и
рыночного саморегулирования, правительство России сознательно отказалось от традиционных процедур планирования.
Однако опыт экономически развитых стран убедительно свидетельствует, что сочетание методов планового регулирования и рыночных механизмов не только возможно, но неизбежно на принципах соблюдения партнерских отношений органов муниципального управления с различными субъектами управления и хозяйствования, имеющими интересы на территории крупного города.
Сегодня все больше государственных и общественных деятелей, маститых ученых предлагают вернуться к плановому управлению экономикой для ее перевода на инновационный путь развития. Так же считают и многие представители российского бизнеса, которым, казалось бы, меньше всего нужен государственный «пригляд». Тем не менее, они все чаще ставят перед государственными чиновниками, в том числе и перед президентом страны, вопрос о необходимости создания системы государственного стратегического планирования на основе инноваций [2].
Основная черта современного качества планирования состоит в отказе от директивности в пользу баланса интересов, установлении партнерских отношений властных структур, в том числе органов муниципального и государственного управления с различными субъектами хозяйствования, населением. А этого можно достигнуть, в частности, путем использования методов стратегического территориального планирования инновационного развития территорий. Имеются и другие объективные обстоятельства, обусловливающие возможность и насущность применения стратегического подхода в планировании в России (табл. 1) [3].
Стратегическое планирование бескризисного территориального развития на основе инноваций представляет собой особый вид практической деятельности людей — плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), предусматривающих выдвижение таких инновационных целей и стратегий поведения территорий, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся кризисным условиям внешней среды.
Современному стратегическому планированию инновационного развития присущи следующие отличительные черты [3]:
- устремленность в среднесрочную и дальнесрочную перспективы (на период более одного года);
- ориентация на решение ключевых, определяющих для данной территории целей, от достижения которых зависит ее выживание в кризис и социально-экономический прогресс на основе инноваций;
- органическая увязка намеченных инновационных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения, причем как наличных, так и тех, которые будут созданы в планируемой перспективе;
- адаптивный характер, то есть способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды территории и приспособить к ним процесс ее функционирования.
Таким образом, бескризисное инновационное развитие территории, с достаточно достоверным представлением о ее состоянии в среднесрочной и долгосрочной перспективе, не представляется возможным без применения инструментов прогнозирования и планирования. Управление бескризисным развитием территории на основе инноваций предполагает нацеленность на результат, сформулированный в системе конкретных показателей, задаваемых плановыми документами. Отсутствие согласованных планов развития отраслей, секторов экономики и социальной сферы территории на практике означает хаотичность, неуправляемость социальных, экологических и экономических процессов, возрастание рисков, а, следовательно, и затрудненность достижения позитивных целей, которые могут проявляться лишь как результат случайного стечения обстоятельств. Но даже и такое (вызванное состоянием конъюнктуры на данный момент времени) улучшение, могло бы быть значительнее, если бы применялись плановые инструменты, позволяющие более рационально определять направления расходования ограниченных ресурсов. А, следовательно, отсутствие планирования, является замедлителем, «тормозом» бескризисного инновационного развития территории.
Литература:
1. Никонова, Я.И. Инновации как инструмент стратегического антикризисного управления / Я.И. Никонова, М.В. Каркавин; под общ. ред. А.Г. Ивасенко. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009.
2. Тимошенко А.И. План или стихия рынка? (Из истории государственного планирования) // ЭКО. № 1, 2007, С. 125 - 140
3. Никонова, Я.И. Организация стратегического планирования устойчивого развития крупных городов: теоретические и методологические аспекты: монография / Я.И. Никонова, М.В. Каркавин, Е.С. Димакова; под общ. ред. А.Г. Ивасенко. - Новосибирск: СО РАН, 2008. - 270 с.
4. Левинталь, А.Б. Региональное индикативное планирование: методы, механизмы (на примере Хабаровского края) / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Хабаровск. - 2007.
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
Никонова Я.И., к.э.н., профессор Бердского филиала Новосибирского государственного технического университета,
Устойчивый экономический рост в условиях кризиса неразрывно связан с инновационной политикой развития экономики. Переход к инновационной экономике требует соответствующих институциональных преобразований, главным из которых является формирование модели инновационного развития России, предложенной в статье. Определяющей в модели является роль государства, которая должна сводиться к разработке четкой и последовательной политики в этой сфере.
Ключевые слова: инновационная политика, экономический рост, инновационное развитие.
INNOVATION POLICIES OF RUSSIA: THE FORMATION AND IMPLEMENTATION IN THE CONTEXT OF GLOBAL FINANCIAL CRISIS
Nikonova Y., Candidate of Economic Science, professor of the Berdsk branch of the Novosibirsk state technical university
Sustained economic growth in crisis is inextricably linked to innovation policy development of the economy. Go to the innovation economy requires appropriate institutional change, chief among them is the formation of Russian model proposed in the article. Defining model is the role of the State, which must be to develop a clear and consistent policy in this area.
Keywords: innovation policy, economic growth, innovative development.
Мировой финансовый кризис станет причиной рекордного чис- ной удар придется по Европе. Наибольшее число банкротств ожила банкротств компаний в 2009 - 2011 гг. В 2009 году Европу ждет дается во Франции, Испании, Ирландии и Великобритании. Основ-
200 тысяч банкротств, США - примерно 62 тысячи. Такие данные ными жертвами кризиса станут автопром, ритейл и текстильная
приводит NEWSruxom со ссылкой на Finandal Times. Причем, по промышленность, а также логистика. Рост числа банкротств, хотя
данным издания, в течение 2008 года банкротами были признаны и не такой существенный (с 14 до 17 тысяч) ожидается и в Японии
уже 42 тысячи компаний, в 2007 году - 28 тысяч. При этом основ- [1].