ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ И РИСКАМИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕМОНТА ЭНЕРГООБОРУДОВАНИЯ «МРСК СИБИРИ»
Антропенко А.В., соискатель на звание кандидата экономических наук, генеральный директор ОАО «МРСК Сибири» холдинга РАО «ЕЭС России»
В статье рассматриваются инновационные методы управления проектами при ремонте энергетического оборудования с применением многофункционального программного комплекса RIB Constraction Suite (RIB).
Ключевые слова: инновационные методы, модели, программный комплекс.
INNOVATIVE PROJECT AND RISK MANAGEMENT IN THE PROCESS OF «MRSK OF SIBERIA» POWER EQUIPMENT REPAIR
Antropenko A., Applicant for a degree of candidate of Economic Science, General Director of OJSC «MRSK of Siberia» holding RSC «Unified Energy System of Russia»
This paper deals with innovative methods of project control in the process of power equipment repair with the use of multi-functional software system RIB Constraction Suite (RIB).
Keywords: innovative methods, models, software system.
Для того, чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия.
В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Эффективно применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения и других социально-экономических областях.
Энергетика сегодня у всех на слуху, но мало кто знает о проблемах управления техническим обслуживанием и ремонтом (ТОиР) сверхсложными энергетическими комплексами. А ведь без подобных работ не обходится, пожалуй, ни один промышленный объект. В системе распределительного сетевого комплекса изношенность основных фондов в среднем составляет 64%. Поддержание их в работоспособном состоянии в этих условиях является одним из важнейших факторов. Проведение ТОиР и модернизации энергооборудования позволяет быстрее достичь экономического эффекта, чем при создании новых объектов, которое требует значительных, порой несопоставимых инвестиций.
С принятием решения о проведении ремонта или модернизации энергооборудования наступает стадия бюджетного планирования, на которой определяется объём финансирования в зависимости от характеристик оборудования и объемов работ.
План выполнения Проекта является инструментом, посредством которого взаимодействует заказчик и подрядчик по вопросам методов заключения договоров на выполнение работ, экономическому плану дальнейшего продвижения проекта, согласования требований по проекту. Крупные проекты, связанные с техперевооружением предприятия, с проведением комплексных работ по ремонту оборудования, состоят из большого количества разнообразных заданий, из стандартов качества, управления бюджетом, взаимодействия программ для управления, оценки рисков, поставки материалов и оборудования, разработки проекта, ремонтных работ, подписания договора.
Для обеспечения объективного планирования необходимо четко сформулировать требования по набору работ и плану выполнения.
Набор работ - это определение того, что необходимо заказчику, а план выполнения - определение того, каким образом будет достигнут желаемый результат. Эти два вида информации должны быть основой для всего процесса планирования.
Стратегические цели формируются на основе анализа возможностей, роли и потенциала Компании, внешних факторов и угроз для реализации миссии компании, а также наилучших отечественных и мировых практик в электроэнергетике.
Планами и стратегическими задачами предусматривается: - реализация государственной политики в области электроэнергетики, создание условий для эффективного функционирования и развития распределительно-сетевого комплекса региона, осуществление эффективной эксплуатации и централизованного технологического управления электросетевыми объектами, реализация единой стратегии в области инвестиций и привлечения капитала для решения общесистемных задач развития распределительно-сетевого комплекса, разработка и реализация научнотехнической политики и внедрения новых прогрессивных видов техники и технологий, получение прибыли.
Командой ОАО «МРСК Сибири» разработана перспективная программа технического перевооружения до 2015 года с целью повышения надежности, безопасности и экономичности работы оборудования.
При осуществлении комплексных ремонтных программ, важным аспектом является оптимизация процесса заключения договора с подрядными организациями, проведение торгов в конкурентной среде.
При заключении договора с фиксированной ценой, подрядчик берет на себя все функции, указанные в договоре, с учетом спецификации выполняемых работ и срока выполнения.
При фиксированной цене подрядчик несет потери при непредвиденных затратах, что сокращает его прибыль.
Поэтому в процессе подготовки к тендеру расчет затрат на ремонтные работы необходимо производить с учетом разработанной в ОАО «МРСК Сибири» научно-обоснованной логистики, направленной на снижение затрат.
Развитие применения электронных торгов позволяет получить прозрачность снижения закупочных цен и повысить оперативный контроль над закупками в конкурентной среде.
Для достижения целей управления Проектом, необходимо профессионально вести документооборот - техническая документация, в которой содержатся спецификации материалов, перечень оборудования с указанием срока до его ввода.
Процесс документооборота в МРСК проходит следующие стадии:
График печати документов
/------------
/ Процесс Ч эксплуатации
-4
Передача обновлений Обновление
Списка поставок
Особое значение при выполнении контроля работ в соответствии с заключенным договором является Календарный график выполнения, который моделируется графически.
Line Ыате Duration Effort 2009
October | November | December
|26 ,2 |9 ,16 |23 ,30 |7 ,14 ,21
-11112 13,415,6,7,6,9
32 Типовой капитальный ремонт разъединителя РЛНД-35 2w 2 'r 32 ■ i —1
33 Доход 2i
34 затраты 21
35 Выполн. 2i
36 Бюджет 21
37 Капитальный ремонт ячеек КРУН 1 w 4d ]■ і 37
38 Краскораспылители ручные 4h 48min
39 Доход 1
40 затраты 1
41 Выполн. 1
42 Бюджет 1
43 Замена катушки включения привода ПЭ-11 в яч. КРУН-10 кВ 2h T T 43 =H
44 Спецавтомашины на шасси типа ГАЗ 42min
45 Доход 1 1
46 затраты 1
47 Выполн. 1
48 Бюджет 1
49 Замена плит кабельных каналов 2d 1: 49ІШ H
50 Спецавтомашины на шасси типа ГАЗ 4h 30mm □
51 Доход 1 1
52 затраты 1 1
53 Выполн. 1 1
54 Бюджет 1 1
55 Текущий ремонт трансформатора ТМ-100/10 1 d 1i ч 55 F
56 Доход 1 ■
57 затраты 1 ■
58 Выполн. 1 ■
59 Бюджет 1 ■
60 ВУЕР 4w1d 2- n
61 Бригадный автомобиль на базе ГАЗ-66
Л У1КУЧЛ л 1 ■ г\ плЛп /11111111'
Рис.1
На Рис.1. графически представлен пример выполнения ремонтных работ трансформатора, который представляет собой проект ремонта трансформатора, состоящего из нескольких работ и затрат.
Графическое изображение выполнения ремонтных работ на примере ремонта трансформатора показывает, что основным исходным материалом является сметная структура работ. В составе сметной стоимости учитывается нормативная трудоемкость работ, определяющая график проведения работ, с учетом поставки материалов, а также участие в работе необходимых механизмов.
Графическая модель ремонта указывает срок выполнения, бюджет, затраты по видам работ, автоматически с применением программного продукта.
Для эффективного управления затратами необходимо иметь четкое знание набора работ и плана выполнения.
Набор работ - это определение требований заказчика, а план выполнения - это определение способов для достижения целей менеджером проекта. Эти два вида данных формируют основу для расчета затрат и процесса управления. Эти данные должны быть хорошо усвоены, чтобы в дальнейшем они могли добиться желаемого результата, для этого необходимо убедиться в том, что в процессе составления бюджета ни один элемент сметы не был пропущен, необходимо постоянно отслеживать факторы неблагоприятного влияния, например, если в одной из частей проекта были задержки, необходимо проанализировать, как они повлияют на бюджет, так как задержки - это всегда дополнительные затраты.
Действия по управлению выполнением работ, контролем затрат и минимизации рисков должны соответствовать нижеперечисленным стандартам управления Проектами и Квалификации, разработанным МРСК Сибири как предложения инновационные.
PC1 Выбор приложения информационной программы для управления Поектом.
PC2 Применение информационных технологий для управления Проектом;
РСЗ Определение рисков и оценка средств их контроля;
РС4 Отслеживание рисков и непредвиденных расходов;
PCS Отслеживание внедрения средств по управлению рисками;
PCS Восстановление, запись и представление информации по управлению Проектом;
PC9 Получение и обработка информации, необходимой для управления Поектом;
PC2G Определение требования для управления Проектом;
PC27 Разработка процессов, методов и систем;
PC2S Применение процессов, методов и систем;
РС 29 Разработка процедур по управлению производством;
PC3S Наблюдение, контроль и отчетность о внешних факторах воздействия и расходах;
PC37 Отслеживание, контроль и отчет о ходе выполнения работ;
PC43 Прогноз использования финансовых ресурсов по проекту;
PC44 Прогнозирование соблюдения графиков;
PC45 Расчет финансовых результатов действий
PC46 Расчет даты завершения работ;
РС47 Оценка информации и подготовка претензий;
РС48 Предоставление коммерческой поддержки в согласовании претензий;
PC49 Идентификация и расчет объемов внесенных изменений;
РС50 Следует убедиться в завершении действий по управлению персоналом;
РС51 Оценка выполнения действий по управлению персоналом.
В любых проектах, в которых идет переход от одной стадии к другой до момента завершения-реализации необходимо разработать способ определения продвижения Проекта, согласно графику.
Без данных о ходе выполнения работ на объекте - нет информации о ходе реализации Проекта, а, следовательно, - полная неопределенность о своевременном завершении проекта.
После подписания договора и начала работ Подрядчик осуществляет контроль соответствия планируемых им затрат, утвержденных Заказчиком, фактической действительности, своевременной оплаты Заказчиком выставляемых счетов Подрядчика за выполненный объем работ.
Подрядчик должен осуществлять долгосрочный прогноз своих конечных затрат при учете выполнения на текущий момент и принимать во внимание любые внешние воздействия, которые могут повлиять на ход выполнения работ и их договорную стоимость и на основе имеющейся информации осуществлять управление затратами.
Заказчику необходимо осуществлять следующие задачи ежедневно: проверять, что все расходы согласованы с ответственными за бюджет лицами, отслеживать трудозатраты в соответствии с бюджетом, проверять закуп оборудования и материалов в соответствии с бюджетом, обсуждать с проектировщиками более эффективные способы достижения требуемых результатов, более современные техники и изменение цен на материалы, проверять, какие элементы превышают или меньше указанных в смете затрат и рассчитывать суммарный результат по управлению бюджетом, отслеживать поток денежных средств, в соответствии с планом затрат, отслеживать финансовые сводки и отчетность согласно предопределенным лимитам, постоянно действовать согласно коммерческим задачам относительно работы с подрядчиками, убеждаться в том, что все подписанные с ним соглашения, были внесены в программу, проанализированы и утверждены в соответствии с условиями бюджета.
Подрядчик при осуществлении управления проектом должен проанализировать риски, с которыми он может столкнуться, принимая на себя обязательства по договору, в соответствии со сметой, которую он рассчитал и которой он должен придерживаться.
Также он должен учесть все риски, которые могут возникнуть, и составить План мероприятий, в соответствии с которым он сможет устранить несоответствия, если они возникнут (минимизация отрицательных последствий).
С целью минимизации влияния рисков, к управлению рисками необходимо приступить на стадии тендера.
Необходимо оценить риски как можно раньше и до того, как будет подписан договор. Нельзя подписывать договор, не имея при этом полную информацию о рисках (непредвиденных затратах).
Количественное определение рисков дает возможность составить рейтинг рисков и определить, какие из них требуют большего внимания. Количественная оценка рисков может и должна быть выполнена.
После идентификации рисков необходимо разработать план по их исключению, устранению последствий, если они все-таки произошли, а лучше всего превратить риски в преимущества и заработать на них.
Это и есть стратегия по минимизации рисков, которая включает в себя выявленные риски и составление плана действий по работе с ними.
Процесс минимизации рисков - это план, разработанный для управления ими, для предотвращения их возникновения и минимизации влияния и увеличения затрат.
Следующий этап выполнения проекта - это действия по формированию и подготовке отчетности, которые должны соответствовать вышеперечисленным стандартам управления проектами и квалификации.
Отчетность составляется для того, чтобы показать заказчику ход выполнения работ, доказать ему, что работы выполняются в соответствии с согласованной программой и затратами или наоборот, чтобы сообщить, что появились проблемы и требуется согласовать их решение.
Отчетность - это также средство обмена информацией, заказчик не хочет знать только факты, он хочет понимать, что они означают и как они влияют на ход реализации проекта и его вложения.
Отчет о затратах также является частью процесса составления отчетности и часто передается заказчику на рассмотрение, как отдельный «Отчет».
На основе анализа затрат и графика производства работ, а данный анализ всегда должен быть частью составления отчетности, делаются соответствующие выводы, оценивается производительность различных областей проекта и согласно этому рассматриваются корректирующие меры.
Все перечисленные стадии процесса управления проектами в ОАО «МРСК Сибири» осуществляются с помощью многофункционального, пока не имеющего в России аналога, программного комплекса RIB Constraction Suite (RIB), который представляет собой набор всех необходимых инструментов для управления проектом на всех стадиях.
Сметный модуль RIB CSuite имеет прекрасную функциональность для того чтобы удовлетворить любые запросы современного пользователя.
Модуль управления подрядными (субподрядными) пакетами дает прекрасную возможность распределить работы по потенциальным подрядчикам и запросить цены на все или только на основные позиции работ и позволит в кратчайшие сроки рассмотреть и оценить большое количество предложений и выбрать наиболее оптимального партнера. Аналогично можно осуществлять работу с поставщиками материалов.
Модуль учета выполненных работ позволяет сформировать счет для предъявления заказчику и раздельно хранить выполненные и предъявленные объемы работ.
Контроль над финансовой стороной строительства основывается на сметных данных проекта, которые можно взять, как по проекту в целом, так и по отдельным разделам. Сравнение между собой бюджетных (договорных) и фактических ценовых показателей затрат, а также объемов и затрат времени, дает возможность снизить риск превышения затрат над доходами и вовремя среагировать на такое превышение.
Реализация любого строительного проекта невозможна без четкой системы планирования производства работ. RIB CSuite позволяет разбить работы по проекту на действия и затем назначить этим действиям позиции сметы и ресурсы. Сформированная таким образом модель производства может быть передана для дальнейшей обработки в программу графического моделирования работ по проекту, в котором осуществляется привязка к календарю и построение календарно-сетевых графиков производства работ и графиков финансирования.
Программный комплекс уже имеет двусторонний интерфейс обмена данными с такими лидерами в области управления проектами как Primavera и PowerProject.
Среди прочих особенностей программы необходимо отметить возможность многопользовательского доступа и авторизации пользователей, а также многовалютность и многоязычный интерфейс.
На всех уровнях хранения данных в RIB CSuite налажен импорт/экспорт данных в универсальный формат XML, что позволяет наладить обмен информацией с любыми сторонними системами.
Фактически, известны примеры, когда вся отчетность формируется в виде «Доски наблюдений». Это очень эффективно для занятых менеджеров, которые могли бы, таким образом, получать ключевую информацию очень быстро.
Отчетность важна по следующим причинам: запись фактов, основа для составления прогнозов, информирование, извлечение уроков, защита интересов, создание «истории».
Таким образом:
Стратегические цели ОАО «МРСК Сибири» формируются на основе анализа возможностей и ее потенциала. При планировании необходимо предусмотреть реализацию государственной политики, создания условий развития сетевого комплекса.
С целью выполнения программы технического перевооружения до 2015 года разработаны инновационные предложения: разработана модель электронного договора с подрядными организациями с учетом осуществления оперативного контроля за закупом материалов и оборудования, разработана графическая модель выполнения ремонтных работ, разработаны стандарты управления проектами и Квалификации, разработан метод количественной оценки рисков, впервые в России внедрен многофункциональный программный комплекс RIB (разработка Германии) управления Проектами, систематизирующий контроль и управление затратами, что является научной новизной в системе проведения ремонта энергооборудования.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ АНТИКРИЗИСНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ
Каркавин М.В., к.э.н., директор Бердского филиала Новосибирского государственного технического университета
В статье обоснована необходимость использования стратегического планирования как инструмента антикризисного территориального управления на основе инноваций. Исследована история развития методов планирования в России и определены отличительные черты стратегического планирования территориального антикризисного развития на основе инноваций.
Ключевые слова: инновации, стратегическое планирование, антикризисное управление.
STRATEGIC PLANNING AS AN INSTRUMENT FOR CRISIS OF TERRITORIAL ADMINISTRATION THROUGH INNOVATION
Karkavin M., Candidate of Economic Science, director of the Berdsk branch of the Novosibirsk state technical university
In article justified the need for strategic planning as an instrument for crisis of territorial administration through innovation. Studied history of development planning in Russia and defines the characteristics of the strategic planning of territorial development crisis through innovation.
Keywords: innovation, strategic planning, anticrisis management.
Особую актуальность в этих условиях приобретает проблема стратегического антикризисного управления. Суть стратегического антикризисного управления - ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды на основе заранее тщательно разработанной гаммы альтернативных вариантов управленческих решений, предусматривающих различные действия в зависимости от ситуации. Одним из ключевых механизмов такого управления является инновационное развитие технологий. В основе стратегического антикризисного управления на основе инноваций лежит процесс постоянных и последовательных нововведений во всех звеньях и областях действий предприятий, отраслей, комплексов, муниципальных образований, регионов и страны в целом. Необходимо отметить, что объектом инновации в антикризисном управлении могут быть не только новая продукция и новые технологии, на что обычно обращается основное внимание, но и новые методы управления, новые организационные структуры и т.д. Причем наибольшего успеха добиваются те социально-экономические системы, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью. Таким образом, основную роль в процессе антикризисного управления играют не столько единичные инновации, сколько масштабные инновационные стратегии, призванные координировать направления развития предприятия на протяжении длительного периода времени.
Использование инновационных подходов в развитии организаций, отраслей, комплексов, муниципальных образований, регионов и страны в целом, а также многие другие механизмы, закладывают основу для успешного проведения комплексной антикризисной политики, способствующей эффективному функционированию в современной бизнес-среде. В этой связи концепция бескризисного развития в настоящее время оценивается как основная идея цивилизованного перехода к инновационному типу развития экономики [1].
В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ, приверженность инновационному типу развития становится ключевым фактором успеха. А стратегическое планирование территориального развития - важнейшей задачей антикризисного управления, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений.
В России существует богатая история развития территориального планирования. Вопрос о соотношении государственного управления и рынка наиболее активно стал обсуждаться ближе к концу XIX в. Этому способствовало так называемое «время Витте» (на рубеже Х1Х-ХХ столетий), когда не только высказывались идеи, но и предпринимались конкретные шаги по государственному регулированию промышленного развития, железнодорожного строительства и т.д.
За ускорение индустриального развития России под влиянием разумного государственного диктата были видные российские экономисты того времени: М.И. Боголепов, М.И. Туган-Барановский, И.Х. Озеров. Эти же мысли высказывались в трудах Д.И. Менделеева, бывшего долгие годы главным научным консультантом российского правительства. Его теоретические представления об индустриализации России легли в основу многих политических решений конца XIX - начала XX вв. [2].
Наибольшую остроту вопросы усиления плановости и централизации экономического развития России приобрели с началом первой мировой войны. Многим экономистам и политикам пришлось признать, что необходимость ведения войны в таких масштабах вынуждает государство использовать принуждение при мобилизации материальных и прочих ресурсов для нужд обороны. В 19141915 гг. одновременно разрабатывался ряд программ государственного регулирования экономики.
В течение всего советского периода развития страны единствен-