Научная статья на тему 'Концепция электронных торговых площадок в РАО «ЕЭС России»'

Концепция электронных торговых площадок в РАО «ЕЭС России» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция электронных торговых площадок в РАО «ЕЭС России»»

Концепция электронных торговых площадок в РАО «ЕЭС России»

О.В. Старшинова

главный специалист Департамента электрических станций РАО «ЕЭС России», кандидат экономических наук

К настоящему времени в Российском акционерном обществе энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России» (РАО «ЕЭС России» накоплен определенный опыт проведения конкурентных закупок в сферах энергоремонтного производства, реконструкции и технического перевооружения энергообъектов, капитального строительства и других видах деятельности.

Создание и развитие системы конкурентных закупок стало возможным только после создания регламентирующей среды, соответствующей определенным стандартам прозрачности сделок и честной конкуренции. Аналогичные стандарты являются основополагающими для поддержания международной торговли и создания экономически эффективных систем закупок, в том числе и с применением средств электронной коммерции.

В различных государствах создание электронных систем закупок является частью процесса организации эффективной рыночной экономики и интеграции в международное торговое сообщество.

Развитие электронных систем обмена информацией несомненно приведет к созданию мировой электронной системы закупок. Это коснется не только процесса подготовки и проведения торгов, но и остальных этапов закупочного цикла.

Успешная реализация проектов создания электронных торговых площадок позволит потребителям и поставщикам в кратчайшие сроки получить ощутимые стратегические и финансовые выгоды, а именно:

• повышение прозрачности закупочной деятельности компаний;

• снижение закупочных цен по формализованным видам закупок;

• повышение эффективности оперативного контроля над закупками;

• оптимизация планирования закупок и складских запасов;

• снижение стоимости оформления закупок и количества ошибок, возникающих при формировании конкурсной документации и оформлении сделок.

Основные критерии, характеризующие современную систему закупок: открытая конкуренция, прозрачность сделок, свободный доступ на рынок услуг и поставок. Процесс осуществления закупок - отбор поставщиков, конкурсные и регламентированные процедуры, выбор победителей по установленным критериям и присуждение контрактов -также должен быть прозрачным и понятным субъектам системы конкурентных закупок.

Эти рассуждения вполне применимы к системе материально-технического обеспечения и организации ремонтов, технического перевооружения в РАО «ЕЭС России». Затраты на ремонт, защищаемые в тарифах на электрическую и тепловую энергию, в последние годы значительно возросли, и любые недобросовестные или неквалифицированные действия в сфере закупок снижают эффективность расходования финансовых ресурсов организации.

В мировой практике давно найден ответ на вопрос: «Что делать?». Необходимо создание прозрачной и справедливой системы закупок посредством организации открытых конкурсов (торгов) на приобретение продукции (товаров, работ, услуг).

Можно ли прогнозировать экономическое поведение участников реального рыночно-

го процесса, их субъективные оценки и потребности, спрос и предложение?

Подобные вопросы стары, как мир, тем не менее речь идет о вечном стремлении человека к достижению главного критерия экономической эффективности - получению максимально высокого результата при возможно меньших ресурсных затратах. Сущность процесса такова: поиск наиболее оптимальных способов удовлетворения собственных интересов и потребностей при ограниченных ресурсах и возможностях производства благ.

Саморегулирование рыночной системы -это ее постоянное движение к равновесию, которое достигается лишь эпизодически и в определенных пределах, потому что этот процесс не может быть статичным. Основу механизма саморегулирования любого рынка в системе всей экономики подобного типа составляет конкурентное ценообразование.

Успех в конкуренции обеспечен лишь тому, кто обнаружит с помощью рынка новые товары и технологии, позволяющие реализовать расхождения между существующими ценами факторов производства и будущими ценами продукта, произведенного с их помощью и приобретенных на конкурсной основе. В конкурентном процессе проиграет тот, кто не сумел воспользоваться передовой технологией выпуска продукции и обнаружить новые потребности рынка.

Цены выступают носителями оперативной, обширной и в то же время компактной информации о наличии товаров и услуг, издержках их производства и предложении, уровне технологии и направлениях, которые следует развивать для достижения тех или иных экономических целей.

В 2004 году в энергоремонтном производстве РАО «ЕЭС России» планируется провести более восьми тысяч конкурентных закупок в объеме 27 млрд рублей. Регламентированное пороговое значение стоимости закупки - более 200 тыс. рублей (приказ РАО «ЕЭС России» от 14.04.2004 № 177). Это колоссальный объем процедур, требующих соблюдения строгих формальностей.

Обучение специалистов в отраслевых учебных заведениях позволило упорядочить процесс закупок, сделать его понятным как для заказчика, так и для поставщиков и подрядчиков. Однако особенность энергоремонтного производства заключается в календарной цикличности ремонтов, краткости сроков получения средств, защищенных в тарифах на тепловую и электрическую энергию, а также в выборе исполнителей ремонтов и поставок материально-технических ресурсов для реализации определенных видов работ. Если учесть, что запрос цен (котировок) в энергоремонтном производстве составляет примерно 30 процентов от общего объема конкурентных закупок, то возникает необходимость применения средств электронной коммерции, которые позволяют достаточно оперативно проводить котировочные сессии для закупки материально-технического ресурса, запасных частей и оборудования.

Департамент технического перевооружения и совершенствования энергоремонта, Департамент электрических станций, Департамент экономического планирования и анализа, совместно с ОАО «ГВЦ Энергетики», ЗАО «СП Энергосервис» и ООО ИК «Центр реновации энергетики» на протяжении двух лет проводили целенаправленную работу по созданию системы электронных торгов при осуществлении конкурентных закупок. Результатом этой работы является создание информационно-аналитической и торговой системы «Рынок услуг по техническому перевооружению и ремонту энергооборудования» (интернет-сайт «B2B-energo») и системы информационной поддержки конкурсных торгов «tzs-elektra». «B2B-energo» предоставляет широкие функциональные возможности по информационному обеспечению, маркетингу и организации различных видов электронных закупок в режиме «on line», имеет хорошую динамику и перспективы развития, «tzs-elektra» - по проведению конкурентных закупок с использованием системы информационной поддержки торгов. Таким образом, «B2B-energo» предлагает заказчику технологический инстру-

мент организации закупок, а «tzs-elektra» является организатором торгов по поручению заказчика.

В качестве возможных партнеров проекта могут выступить компании, которые предполагается привлекать на различных этапах реализации проекта, а именно:

• индустриальные партнеры;

• финансовые операторы;

• страховые компании;

• инженерно-консультационные компании (техническая экспертиза проектов);

• консультационные компании, занимающиеся логистикой.

Сегодня более 60 АО-энерго и АО-элект-ростанций используют электронные торговые площадки для осуществления конкурентных закупок, реализации запасов товарно-материальных ценностей, хранящихся на складах предприятий. Любой из участников электронной торговой площадки является одновременно покупателем и продавцом.

Не меньший интерес к средствам электронной коммерции демонстрируют потенциальные поставщики и подрядчики, обслуживающие предприятия энергетики, и это понятно. Участие в электронных закупках неизбежно приведет к расширению рынков сбыта, включая выход на международные рынки; снижению расходов на оформление сделок; возможности совместного с потребителями планирования поставок. Создатели технической логистики также заинтересованы в развитии электронной коммерции - это выход на новые рынки, осуществление сервисной поддержки площадки, получение новых клиентов в лице подключающихся к площадке предприятий. Конечно, как в любом новом бизнесе, риски существуют, однако их минимизация является главной задачей разработчиков проекта.

Исходя из зарубежного опыта значительное количество площадок «закрывалось» по причине их невостребованности, т. е. из-за отсутствия «критической массы» пользователей, работающих на Интернет-площадке. Влияние этого риска на данный проект может быть минимизировано за счет принятия решения руководством РАО «ЕЭС России» о директивном переходе всех постав-

щиков в согласованные с ними сроки на работу через Интернет-площадку. Однако использование административного ресурса, как правило, не приносит положительных результатов, а предстоящее реформирование РАО «ЕЭС России» и создание генерирующих компаний исключает создание подобных инструментов.

Одной из основных проблем большинства аналогичных проектов, связанных с проектами «Предприятие - предприятие», является ошибочное понимание его предметной области. Такая ошибка приводит к тому, что в результате реализации Интернет-проекта заказчик ожидает получения одних результатов, а исполнитель - других. Учитывая, что данные проекты в энергетической отрасли считаются «пилотными», возникновение такого рода ошибок повлечет за собой ряд негативных моментов. Однако в рамках существующих проектов не проводится какая-либо реструктуризация бизнеса предприятия. Изменяется всего лишь форма реализации бизнес-процесса, вернее, инструмент совершения конкурентных закупок. При этом разработанные процедуры управления проектами позволяют достаточно четко отслеживать прогресс реализации проекта и практически на каждом этапе в случае возникновения проблем осуществлять необходимые корректировки его плана.

В связи с этим целесообразно уточнить интересы заказчика (АО-энерго, АО-элект-ростанций) и участников Интернет-площадки. Основой информационной структуры электронных торговых площадок в РАО «ЕЭС России» являются две ведущие программы, реализуемые энергетиками на протяжении многих лет: программа ремонта и модернизации энергообъектов, тепловых сетей, зданий и сооружений и программа реконструкции и технического перевооружения энергообъектов (рис. 1).

Обе программы выполняются практически одними и теми же поставщиками и подрядчиками, однако источники финансирования различны. Источником финансирования программы проведения ремонтов являются затраты на ремонт, включенные в себестоимость, а программы технического перево-

оружения - амортизационные отчисления.

Формирование программ заказчик завершает в октябре - ноябре года, предшествующего планируемому. В параллельном пространстве в автоматизированной системе «Энергоремонт» (закупки) формируется программа, устанавливающая предмет закупок, вид процедур и срок их проведения, первоначальную стоимость лота, срок исполнения работы или поставки, присутствие организатора торгов.

Как правило, программа создается поэтапно. Заказчик может уточнять и регулировать программу в течение всего календарного года, реализуя свои интересы. Доступ к техническим программам и программам закупок имеют не только заказчик, но потенциальные участники закупок. Этот инструмент позволяет заказчику своевременно планировать и осуществлять процедуры закупок, а участникам - своевременно узнавать о предстоящих торгах, котировочных сессиях и инициативно обращаться к заказчикам.

Собираемая ежеквартальная отчетность по результатам состоявшихся закупок отражает все основные характеристики торговых сессий: предмет закупки, уровень цен (первоначальная, максимальная, минимальная цена, цена, предложенная победителем), наименование победителя,

репутация участников. Эта уникальная среда представляет большой интерес для заказчика и позволяет ему эффективно провести маркетинговое исследование на этапе подготовки программы закупок, четко определяя круг участников и первоначальную стоимость лотов (рис. 2). Определение круга участников торговых сессий также позволяет осуществить база поставщиков и подрядчиков, существующая на упомянутых ранее электронных торговых площадках. Аналогичная база, реестр потенциальных заказчиков, представляет интерес для поставщиков и подрядчиков.

При закупке сложных видов оборудования, работ и услуг заказчик может привлечь к работе по подготовке и организации торговых сессий специализированные организации - организаторов торгов, технических аудиторов и экспертов. Следующим шагом развития информационных систем станет создание экспертной базы, представляющей интерес как для заказчиков, так и для потенциальных участников.

Отступая от основной темы рассуждения, хотелось бы особо отметить присутствие организатора торгов, т. е. специализированной организации, которая по поручению заказчика обеспечивает подготовку и проведение конкурса. Однако заказчику целе-

Инженерноконсультационные организации (база экспертов)

БАЗА ДАННЫХ по поставщикам и подрядчикам (по видам деятельности)

АРМ «Энергоремонт» (закупки) -

формирование программ закупок и сбор отчетности

ГОДОВАЯ ПРОГРАММА ЗАКУПОК - (для ремонта, технического перевооружения, капитального строительства, обеспечения топливом и т. д.)

Рис. 1. Информационная структура электронной торговой площадки

сообразно сохранить права заказчика-бюд-жетораспорядителя при заключении договора об организации и проведении конкурентных закупок:

1)устанавливать первоначальную стоимость предмета закупки;

2) утверждать круг потенциальных участников;

3) участвовать в работе конкурсной комиссии;

4) утверждать результаты торгов, т. е. принимать решение о победителе1;

5)приостанавливать процедуру торгов или вносить изменения исходя из их целесообразности и в соответствии с регламентирующей средой.

Особенность и динамика ремонтной кампании такова, что ее максимальный пик совпадает с симметричным минимумом по платежам, поступающим в распоряжение заказчика. Если практика кредитования закупок по топливообеспечению энергообъектов уже сложилась, то ремонтная кампания нуждается в присутствии финансовых операторов. В решении этой задачи заинтересованы заказчики, они получают отсроч-

ку платежа и своевременную поставку оборудования или выполненную работу. Участники конкурентных закупок получают своевременные и достаточные авансы для организации изготовления запасных частей и оборудования, необходимого заказчикам (рис. 3).

Присутствие финансового оператора в рамках электронной торговой площадки, заключение договоров в электронном виде, использование электронных денег - недалекое будущее, и в надежности финансирования и гарантированности сделок заинтересованы все субъекты процесса.

Международный и национальный опыт организации государственных закупок показывает, что в целом системы таких закупок, в том числе электронных, в различных странах мира имеют гораздо больше общих черт, чем различий, хотя они складывались независимо друг от друга на протяжении длительного исторического периода. Если посмотреть на эволюцию Интернет-площадок, а именно на эволюцию используемого финансового инструмента, то складывается следующая картина. Прекратили свое

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ как организатор торгов

Рис. 2. Интерес заказчика в использовании средств электронной коммерции

1 При осуществлении государственных закупок решение о победителе по поручению заказчика принимает организатор торгов.

существование площадки, предложившие заказчикам и исполнителям договоров в качестве условий участия в виртуальных торгах поставку против платежа. Основным условием для заказчика являлась обязательность 100-процентного платежа, поступающего в распоряжение Интернет-площадки, в сроки, установленные регламентом их взаимоотношений. Поступившие средства перечислялись победителю торгов только после полного исполнения обязательств и отсутствия претензий со стороны заказчика. Практически деньги находились в распоряжении банка, сопровождающего виртуальные сделки в течение всего периода исполнения контракта. Таким образом, возникал неразрешимый конфликт интересов, который приводил к ликвидации проекта.

Вторым этапом этого процесса стала попытка подписания агентского договора с Интернет-площадкой и создания системы авансирования при условии, что площадка является как организатором торгов, так и поставщиком оборудования. Осуществление процесса поставки через агента увеличило объем переписки, сроки осуществления сделок и зачастую приводило к их срыву, что недопустимо при обслуживании технологически сложных отраслей.

Третий этап - получение кредита заказчиком на осуществление деятельности. Трудоемкий процесс оформления сделки, ее страхования, высокий процент кредитования сделок не вызвали интерес заказчика. Размеры торговых сессий снизились до размера котировочных сессий, а отсутствие средств привело к угасанию интересов.

Четвертый этап - создание в рамках информационной среды электронной торговой площадки базы данных по аккредитованным банкам, которые обслуживают все совершаемые виртуальные сделки, заключение договоров в электронном режиме, использование электронных денег. Этот этап оказался преждевременным исключительно из-за недостаточных технологических возможностей субъектов.

Пятый этап - обеспечение кредитования и страхования сделок за счет обеспечений конкурсных заявок и договоров, которые находятся в распоряжении оператора торговой системы. Создание фонда и разумное управление поступающими средствами позволяют сбалансировать интересы всех участников. Обеспечение конкурсных заявок составляет до 3 процентов от стоимости сделки, а обеспечение договоров - до

Маркетинг - план закупок на год-аналог открытых торгов

База данных по заказчикам, инициативное обращение

ГАРАНТИРОВАННАЯ СДЕЛКА

Единообразие конкурсных документов и четкий регламент конкурентных процедур

Рис. 3. Интерес участника конкурентных закупок

10 процентов, если учесть срок их действия: конкурсная заявка - 90 дней, обеспечение договора, включая срок исполнения гарантийных обязательств по договору, - плюс 30 дней. При наличии определенного объема сделок возможно создание надежной кредитной линии и обеспечение страхования сделок с привлечением банков как операторов.

Надежность функционирования и развития любой новой системы зависит от способности ее разработчиков и создателей предвидеть возможные риски, их креативности. Современная классификация групп рисков, возникающих при создании средств электронной коммерции, представлена в таблице.

Тем не менее электронные системы обмена информацией, в том числе и в области государственных закупок - «Electronic Data Interchange» (EDI) получают все большее распространение. Британский Королевский институт закупок и поставок (The Chartered Institute of Purchasing and Supply) дает следующее определение таким системам: «обмен структурированной информацией между компьютерными приложениями без использования ручного труда».

Слово «структурированный» означает, что стороны обмениваются электронной ин-

формацией, представленной в заранее оговоренном формате. Когда закупающая организация создает подобную систему для связи с поставщиками, информация переводится на общий язык, посредством которого различные компьютерные системы общаются между собой. Использование электронных систем позволяет сократить расходы на канцелярские принадлежности, складирование и систематизацию материалов, почтовые расходы, а самое главное -существенно сократить время закупочного цикла.

Выводы

1. Созданные средства электронной коммерции в РАО «ЕЭС России» предоставляют заказчику надежный инструмент осуществления конкурентных процедур для формализованной продукции и могут быть использованы в любой сфере деятельности.

2. Регламентирующая среда РАО «ЕЭС России» является неизменной и типовой при многовариантности Интернет-площадок.

3. Заказчик предоставляет отчеты по закупкам, совершаемым с использованием средств электронной коммерции, в автоматизированной системе «Энергоремонт» в

Рис. 4. Эволюция электронной коммерции

Таблица

Классификация групп рисков при создании средств электронной коммерции

ГРУППЫ РИСКОВ ОПИСАНИЕ РИСКОВ

Функциональные риски Отсутствие требуемого для компании функционала в технологических решениях либо невозможность реализации требуемой функциональности в условиях временных и стоимостных ограничений

Внешние критические технические условия Отсутствие возможности в условиях временных и стоимостных ограничений обеспечить критические технические условия функционирования решения

Риск несоответствия моделей Динамическое несоответствие бизнес-модели и функционала технологических решений

Юридические коллизии Юридические коллизии в правах собственности на программные артефакты вторых и третьих сторон. Отсутствие юридической нормативной базы использования криптографических алгоритмов и ключей большой размерности (128-битный ключ) и других атрибутов информационной безопасности

Интеграционные риски Возможные проблемы с наличием в технологическом решении коннекторов, шлюзов и других систем ввода и конвертации данных с автоматизированными системами компании

Недостаточная компетенция эксплуатационного персонала Переоценка уровня профессионализма эксплуатационного персонала

Риски масштабируемости знаний эксплуатационного персонала Затрудненность передачи знаний и навыков работы с системой новым пользователям

Риск отказа под «полной нагрузкой» Некорректная работа системы под «полной нагрузкой» вследствие неполного «нагрузочного тестирования»

соответствии с внутрифирменной отчетностью РАО «ЕЭС России».

4. Демократическая процедура совершения конкурентных закупок вызывает интерес заказчика и доверие участников торгов.

Вопросы подписки по тел. (095) 129-0001 41

5. Универсальная модель с максимально формализованными процедурами позволяет заказчику самостоятельно, безошибочно и эффективно организовывать и проводить закупки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.