Научная статья на тему 'Критерии эффективности деятельности строительных организаций при возведении объектов, финансируемых за счет бюджетных средств'

Критерии эффективности деятельности строительных организаций при возведении объектов, финансируемых за счет бюджетных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
668
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТ / CONTRACT / ПОДРЯДЧИК / CONTRACTOR / ЗАСТРОЙЩИК / DEVELOPER / ЗАКАЗЧИК / КРИТЕРИИ / CRITERIA / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ОТКЛОНЕНИЕ / DEVIATION / ЦЕЛЕВОЙ ХАРАКТЕР / SPECIFIC CHARACTER / БЮДЖЕТ / BUDGET / CLIENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Екимова Ксения Валерьевна, Шубина Татьяна Валентиновна

В статье рассмотрены методы обеспечения эффективности использования бюджетных средств, направляемых на капитальное строительство. Исходя из требований нормативных документов, регламентирующих процесс реализации государственного контракта на капитальное строительство, предложены методические подходы к организации использования бюджетных ассигнований на капитальное строительство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of budget funds, allocated for capital construction, disposal efficiency guaranteeing is specified in the article. Based upon terms of statutory regulations, regulating the process of state contract for capital construction fulfillment, methodical approaches to disposal of budget allocations for capital construction are worked out.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности деятельности строительных организаций при возведении объектов, финансируемых за счет бюджетных средств»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТРОИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ ОБЪЕКТОВ,

ФИНАНСИРУЕМЫХ ЗА СЧЕТ

БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Екимова Ксения Валерьевна

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова, e-mail: ekimovak2003@yandex.ru

Шубина Татьяна Валентиновна

кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова, e-mail: t.v.shubina@gmail.com

В статье рассмотрены методы обеспечения эффективности использования бюджетных средств, направляемых на капитальное строительство. Исходя из требований нормативных документов, регламентирующих процесс реализации государственного контракта на капитальное строительство, предложены методические подходы к организации использования бюджетных ассигнований на капитальное строительство.

EFFICIENCY CRITERIA OF CONSTRUCTION COMPANIES ACTIVITIES ON CONSTRUCTION SITES WITH BUDGET FINANCING

Ekimova, Ksenia V.

D. Sc. (Economics), Professor of the Department for Financial Management of the Plekhanov Russian University of Economics, e-mail: ekimovak2003@yandex.ru

Shubina, Tatiana V.

PhD (Economics), Associate Professor, of the Department for Financial Management of the Plekhanov Russian University of Economics, e-mail: t.v.shubina@gmail.com

Methods of budget funds, allocated for capital construction, disposal efficiency guaranteeing is specified in the article. Based upon terms of statutory regulations, regulating the process of state contract for capital construction fulfillment, methodical approaches to disposal of budget allocations for capital construction are worked out.

Ключевые слова: контракт, подряд- Keywords: contract, contractor,

чик, застройщик, заказчик, крите- developer, client, criteria, efficiency,

рии, эффективность, отклонение, deviation, specific character, budget. целевой характер, бюджет.

Оценка экономической эффективности использования бюджетных средств, предназначенных для возведения объектов, обеспечивающих выполнение государством своих функций, имеет социальное, экономическое, политическое и экологическое значение. Комплексное решение проблемы эффективного использования бюджетных средств, а также связанное с этим обеспечение качества строи-

тельства являются важнейшими условиями соблюдения безопасности при эксплуатации вновь созданных объектов недвижимости.

В строительстве конечный продукт всегда неподвижен относительно земли, индивидуален (даже если объекты построены по одному и тому же проекту), рассчитан на длительную эксплуатацию. При этом особенность деятельности строительных организаций проявляется в необходимости качественного расчета себестоимости строительных работ и освоении инвестиций на капитальное строительство в соответствии с нормативными документами. До начала строительно-монтажных работ создаются временные производственные, бытовые, хозяйственные здания, выполняются прокладки инженерных коммуникаций, дорог, линий электропередачи, требующие дополнительных затрат, поэтому технология строительного производства требует строгой последовательности в выполнении отдельных его процессов: завершение одного рабочего процесса предшествует началу другого. Свои особенности имеют расходы на ремонт и эксплуатацию строительных машин и механизмов, поскольку строительные машины могут быть либо собственностью строительной организации, либо взятыми в аренду.

Одним из результатов оценки эффективности деятельности строительной организации является анализ налоговых рисков, в связи с чем в процессе финансового планирования необходимо правильно определить объект налогообложения и соответственно налоговой базы, порядок применения налоговых ставок, исчисления величины налога, использования вычета по отдельным налогам.

Бюджетные средства могут использоваться на цели, установленные нормативными правовыми актами федерального уровня (законами, подзаконными актами) и локальными нормативными правовыми актами.

Бюджетные средства, отчисляемые на финансирование инвестиционного государственного контракта, являются целевыми и не подлежат использованию не по целевому назначению.

Бюджетные средства при выполнении государственного контракта на возведение нового объекта могут быть направлены на следующие мероприятия:

- проведение инженерных изысканий, разработку проектной и рабочей технической документации, составление смет, проведение процедур согласования;

- выполнение регламентных строительно-монтажных работ в соответствии с планом производства работ по возведению объекта, регламентами и графиками и другой технической документацией;

- подготовку строительного объекта, в том числе создание информационных баз данных;

- проведение комплексного инженерного обследования, разработку программ и проектов ввода в эксплуатацию возводимых объектов, создание инфраструктуры и дополнительных объектов, необходимых для обеспечения ввода в эксплуатацию построенного объекта, удаление материалов;

- выполнение работ по обеспечению безопасного состояния, надежности процесса строительства, в том числе выполнение технического обслуживания и ремонта, оснащение дополнительным оборудованием и системами, повышение пожарной безопасности;

- выполнение работ по обеспечению технической безопасности строительного процесса, в том числе совершенствование систем, выполнение в соответствии с требованиями действующей технической документации мероприятий по обеспечению надежности и безопасности эксплуатации строительных конструкций, грузоподъемных механизмов, лифтов, воздухопроводов, вентиляционных систем, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды и других элементов, влияющих на техническую безопасность энергоблоков;

- подготовку и поддержание квалификации персонала для обеспечения качества выполнения строительно-монтажных работ возводимого объекта;

- создание оборудования, систем, установок, технологий для проведения строительно-монтажных работ возводимого объекта, включая оборудование;

- реализацию технических мероприятий по непосредственному вводу возведенных объектов в эксплуатацию в соответствии с проектом;

- консервацию, частичный или полный демонтаж оборудования, зданий и сооружений;

- расширение существующих или строительство дополнительных пунктов хранения материальных запасов для обеспечения ввода в эксплуатацию возводимого объекта;

- медико-санитарное обеспечение персонала, участвующего в выполнении строительно-монтажных работ возводимых объектов, включая проведение научно-исследовательских работ по созданию соответствующих санитарных норм и правил;

- разработку соответствующих норм и правил, осуществление инженерно-технической поддержки для обеспечения подготовки к вводу в эксплуатацию возводимого объекта;

- другие мероприятия по подготовке к вводу в эксплуатацию, определенные утвержденными программами и проектами, отраслевыми нормативными документами, решениями, локальными нормативными и распорядительными документами.

Использование бюджетных средств на решение указанных задач является целевым.

В строительном процессе, осуществляемом за счет бюджетных средств, участвуют инвестор, государственный заказчик, застройщик, генеральный подрядчик, подрядчик, субподрядчик, поставщик.

Исходя из содержания разработанной проектной документации генеральный подрядчик осуществляет строительно-монтажные работы, привлекая субподрядчиков для реализации отдельных крупных автономных блоков проекта. В свою очередь субподрядчики, руководствуясь проектной и рабочей документацией, привлекают субподрядчиков для решения более конкретных и менее крупных задач. Таким образом, организационная модель выполнения строительно-монтажных работ сложных объектов представляет собой иерархическую структуру.

На рисунке представлен пример обобщенной иерархии трехуровневой организационной структуры выполнения строительно-монтажных работ, где Б - генеральный подрядчик; Бг, Б2, ... Бп - субподрядчики первого уровня; Нш] - субподрядчики второго уровня; Рл - субподрядчики третьего уровня.

Иерархическая модель процесса строительно-монтажных работ и организационно-правовая форма генерального подрядчика при наличии бюджетного финансирования определяют специфику финансового расходования средств федерального бюджета на капитальное строительство, которая устанавливается положениями Бюджетного кодекса РФ, определяющими целевой характер и оценку эффективности использования бюджетных средств.

5

1-й уровень

Бп

\

2-й уровень Ни Н12 ... Иы Н21 Н22 ... Иш] Иш1 И Иш]

3-й уровень Рг11 Рг12 ... р1к р21 Р22 ... Рк Рг1 ру2 Рг

Рис. Трехуровневая организационная структура процесса выполнения строительно-монтажных работ

В прикладных экономических науках экономисты выделяют два подхода к категории «эффективность деятельности»: экономический и управленческий. Экономический основан на том, что эффективность рассматривается с позиции результативности (соотношение результата и затрат). При управленческом подходе оценка направлена на достижение поставленных целей (или степени отклонения от поставленных целей). Оба подхода предполагают использование системы экономических показателей.

Согласно документам международных организаций высших органов государственного контроля (ИНТОСАИ, ЕВРОСАИ, АЗОСАИ), к основным вопросам оценки эффективности относятся:

- экономичность (economy) использования ресурсов - приобретение ресурсов в достаточном количестве и нужного качества при минимальных затратах;

- результативность (effectiveness) - соответствие фактических результатов запланированным, иными словами, стремление к тому, чтобы деятельность обеспечивала на выходе ожидаемый результат;

- эффективность (efficiency) использования ресурсов - достижение максимально возможной отдачи от имеющихся в наличии ресурсов для каждого вида деятельности.

Определение эффективности деятельности организации основывается на системе количественных и качественных показателей.

Под экономичностью понимается минимизация расходов на осуществление деятельности организации в сочетании с сохранением соответствующего качества работы.

Результативность рассматривается как соотношение между выходом товаров, услуг и других результатов деятельности организации и использованными на их производство ресурсами.

Эффективность характеризуется уровнем выполнения организацией поставленных задач в виде соотношения между запланированными и фактическими результатами ее деятельности.

При оценке эффективности деятельности строительных организаций, выполняющих контракты, финансируемые из бюджета, решаются следующие основные задачи:

- насколько экономично и рационально приобретаются, сохраняются и используются ресурсы (такие, как персонал, имущество и площадь);

- согласуется ли деятельность с требованиями законов и положениями других актов и документов по вопросам обеспечения экономичности и рациональности;

- нахождение причин, по которым деятельность является нерациональной и неэкономичной.

Для того чтобы определить степень экономичности и рациональности использования ресурсов организацией, в процессе оценки эффективности целесообразно получить ответы на следующие вопросы:

а) используются ли наиболее рациональные методы материально-технического снабжения;

б) приобретаются ли ресурсы соответствующего качества и в необходимом количестве по соответствующей цене;

в) сохраняются и содержатся ли ресурсы должным образом;

г) исключено ли дублирование в работе со стороны персонала, а также малополезная или ненужная работа;

д) исключены ли простои в работе и раздувание штата;

е) используются ли рациональные методы работы;

ж) имеется ли отвечающая требованиям система измерения и контроля экономичности и рациональности деятельности, а также ведения отчетности;

з) ведется ли мониторинг о мерах, принятых для обеспечения экономичности и рациональности и оценки их действенности.

Исходя из поставленных задач организация процесса финансового планирования выполнения государственного контракта на капитальное строительство предусматривает следующие основные направления:

- эффективное использование ресурсов или выявление факторов, требующих радикальных изменений в управлении ими;

- организацию системы внутреннего контроля и выявление препятствий для ее эффективного функционирования;

- организацию деятельности в соответствии с потребностями заказчика или пользователей ее результатов, выявление конфликта задач и имеющихся недостатков в распределении работы и ответственности, функций управления, в поставках и информационных системах, требующих принятия мер для повышения эффективности;

- построение системы управления, отвечающей критериям эффективной деятельности, выявление благоприятных возможностей для повышения ее эффективности или необходимых изменений в организационной структуре управления.

Для того чтобы определить степень эффективности системы управления строительной организации, представляется целесообразным осуществлять мониторинг результатов следующих мероприятий:

1) проверки соответствия намеченных целей и поставленных задач обеспеченности трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами, а также соответствия этих целей и задач осуществляемой деятельности;

2) оценки надежности и достоверности данных, используемых для проверки обеспечения деятельности организации всеми необходимыми ресурсами и контроля результатов деятельности;

3) выявления отклонений в процессе выполнения задач от намеченных результатов, контроля своевременности внесения изменений в деятельность организации на основании дополнительно произведенных расчетов и обоснований;

4) своевременности регистрации в систематизированной и доступной для понимания форме документальных данных по планированию, мониторингу и корректировке деятельности организации в целях их учета;

5) своевременности формирования и систематичности представления достоверной и точной информации о планировании, мониторинге и корректировках деятельности организации в вышестоящий административный орган;

6) формирования необходимых организационных структур и разработки организационных процедур и методик выполнения работ, гарантирующих успешное планирование, мониторинг, корректировку, регистрацию и учет;

7) соблюдения периодичности оценки органами внутреннего контроля организации и состояния планирования, мониторинга, корректировки, регистрации и учета в процессе осуществления деятельности.

Определение экономности, продуктивности и результативности использования государственных средств предусматривает, что оценка эффективности использования бюджетных средств в процессе выполнения строительного контракта включает в себя различные аспекты результатов использования государственных средств их получателями. При этом важную роль играет анализ систем управления, планирования, мониторинга и контроля, их способности обеспечить выполнение запланированных результатов. В процессе анализа результатов работы проводится сравнительная оценка фактических и запланированных результатов.

При оценке эффективности использования бюджетных средств на капитальное строительство формируется информация о характере использования государственной собственности, размещения финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной и безвозвратной основе; о наличии предоставленных финансовых и имущественных гарантий и поручительств в качестве обеспечения сделок; об использовании интеллектуальной собственности; об уровне эффективности использования государственных средств и наличии рекомендаций по ее повышению; о правильности ведения и достоверности бухгалтерского учета, а также о достоверности финансовой отчетности о формировании и ис-

пользовании государственных средств; о соблюдении законности и целевого использования государственных средств.

Для оценки эффективности использования государственных средств формируются соответствующие критерии (таблица), представляющие своего рода нормативную модель. Они показывают, что должно быть в проверяемой сфере или деятельности и какой результат является свидетельством эффективного использования государственных средств. На основе сравнения фактических данных о деятельности с установленными критериями формируются заключения и выводы по результатам оценки эффективности.

Перечень критериев эффективности использования бюджетных средств

Критерий Нарушение Финансовые риски

1 2 3

Соответствие договоров требованиям ГК РФ к договорам строительного подряда Содержание договора не соответствует требованиям ГК РФ

Соблюдение принципа генерального подряда Договоры с подрядчиками по срокам не соответствуют основному договору. Договоры с подрядчиками по стоимости превышают стоимость основного договора Расходы по договорам, не соответствующие принципу генерального подряда, признаются нецелевыми

Соответствие договора проектно-смет-ной документации Содержание договора не соответствует проектно-сметной документации или не направлено на обеспечение выполнения строительно-монтажных работ

Выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с планом-графиком производства работ Выполнение ранее графика плана производства строительно-монтажных работ или графика поставки оборудования и строительных материалов Нарушение финансовой дисциплины, поскольку расходы осуществляются не в соответствии с утвержденным графиком производства работ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выполнение позже графика производства строительно-монтажных работ или графика поставки оборудования и строительных материалов Низкий уровень организации выполнения строительно-монтажных работ. Признание недействительными фактов хозяйственной деятельности. Признание расходов нецелевыми

О к о н ч а н и е

1 2 3

Соблюдение финансовой дисциплины: Не соответствует проектной документации. Имущество не соответствует требованиям к оснащенности производства работ. Имущество не передано инвестору по окончании выполнения работ. Документы оформлены с нарушением требований нормативных актов. В договорах не предусмотрено использование полученной экономии. Не выполняются условия договоров об использовании полученной экономии Риски некачественного выполнения работ. Признание нецелевого расходования средств

а) соответствие проектной документации

б) использование имущества, приобретенного за счет бюджетных средств Расходы признаются нецелевыми

в) наличие оправдательных документов и правильность оформления первичных и иных документов Расходы не подтверждаются

г) использование полученной экономии Недостаточный уровень юридического сопровождения договоров. Причинение ущерба государству

Расходование бюджетных средств на цели ассигнования Расходы не соответствуют характеру расходов, направленных на реализацию государственного контракта на капитальное строительство Расходы признаются нецелевыми

Соблюдение требований федеральных и локальных нормативных актов, регулирующих строительно-монтажную деятельность Не соблюдаются положения нормативных документов Повышаются риски, связанные с защитой интересов исполнителя. Недостаточный уровень юридической грамотности персонала. Низкая исполнительская дисциплина

Соответствие фактических расходов цене контракта Превышение расходов. Фактические расходы меньше цены контракта Сумма превышения признается нецелевым расходованием бюджетных средств. Риски признания некачественного выполнения работ. В этом случае сумма разницы между ценой контракта и фактическими расходами возвращается инвестору

Критерии представляют собой обоснованные и выполнимые стандарты качества работы и контроля, на основе которых можно оценить эффективность реализации программ, осуществления видов дея-

тельности, экономических операций или выполнения функций, т. е. достигнутых результатов. Они разрабатываются для каждой установленной цели эффективности и применительно к конкретным аспектам деятельности в зависимости от того, что подлежит соответствующей оценке (экономность, продуктивность или результативность использования государственных средств).

Если реальные результаты в сфере деятельности или работе соответствуют установленным критериям или превышают их, то это означает, что государственные средства используются с достаточной степенью эффективности, а деятельность организации является вполне удовлетворительной. Несоблюдение же данных критериев свидетельствует о наличии недостатков и необходимости улучшения деятельности организации по использованию государственных средств.

Выбранные критерии оценки эффективности должны отвечать таким требованиям, как объективность, ясность, сравнимость, достаточность и приемлемость.

Объективными являются критерии, которые выбраны в результате всестороннего анализа сферы деятельности и работы, отражают их особенности. Ясность критериев заключается в том, что они должны иметь четкие формулировки, которые не содержат двусмысленности и не могут быть подвержены различным интерпретациям. Сравнимость критериев состоит в том, чтобы они увязывались с критериями, используемыми в оценках эффективности на других объектах в данной сфере использования государственных средств, на подобных объектах и сферах. Сравнимые критерии позволяют получать схожие выводы по результатам различных оценок эффективности. Критерии являются достаточными в том случае, когда на основе их совокупности можно сделать обоснованные заключения и выводы об эффективности использования государственных средств в соответствии с поставленными целями. Приемлемость критериев означает, что они не вызывают возражений со стороны вышестоящей организации, а также воспринимаются законодательным органом, средствами массовой информации и общественностью.

Использование бюджетных средств направлено как на повышение эффективности осуществляемых государственных функций, так и на предотвращение ущерба. В экономических категориях - это предотвращение затрат на его (ущерба) ликвидацию. При этом обязательно рассматриваются несколько причин, приводящих к необходимости предотвращения ущерба: экономические, экологические, социально-демографические, политические и др.

Оценка эффективности заключается прежде всего в определении уровня сопоставимости результатов деятельности с теми целями и задачами, которые установлены в действующих нормативных актах, оп-

ределяющих правовую среду деятельности организации. При этом проводится сравнение плана и факта по значениям выработанных показателей с выяснением причин отклонений. Такой анализ сопровождается либо корректировкой целевого значения показателя, либо разработкой корректирующих мероприятий, направленных на достижение установленного ранее целевого значения. Целевые значения показателей, как правило, прогнозируются на длительный период времени.

Мероприятия также подвергаются анализу, при этом оцениваются степень реализации мероприятий согласно утвержденному плану, соблюдение бюджета времени и финансовых ресурсов, степень влияния реализованных мероприятий на достижение целей.

На высоком уровне абстрагирования (макроуровень) экономический результат использования бюджетных средств выражается в величине предотвращаемого ими расчетного экономического ущерба от невыполнения задач по направлениям использования. При таком макроподходе отсутствие негативных последствий является одним из важных показателей эффективности использования бюджетных средств (следует отметить, что данный подход не используется для оценки эффективности использования бюджетных средств на микроуровне). Отдельно оценивается каждое конкретное мероприятие (действие, документ и т. п.) на предмет его экономической эффективности в соответствии с плановыми показателями. В совокупности мероприятия, оцениваемые по многим показателям, образуют оценку эффективности использования бюджетных средств. Именно в совокупности они соответствуют макроуровню.

Обеспечение эффективности деятельности строительной организации в значительной степени определяется соблюдением требований локальных и федеральных нормативных актов, регулирующих строительно-монтажную деятельность. Локальные нормативные акты должны соответствовать целям и задачам использования ассигнованных бюджетных средств. Они призваны создавать правовые механизмы правомерного и эффективного расходования полученных бюджетных финансовых ресурсов.

Выполнение требований федеральных нормативных актов в организации конкретизируется локальными нормативными актами. Например, к локальным нормативным актам относятся учетные политики как в целях ведения бухгалтерского учета, так и в целях налогообложения.

К локальным нормативным актам относятся внутрифирменные стандарты организации системы внутреннего контроля. Служба внутреннего контроля строительной организации преследует несколько основных целей:

- достижение эффективного и экономичного использования ресурсов организации;

- своевременное выявление фактов нарушений и их устранение;

- обеспечение соблюдения нормативно-правовых актов Российской Федерации, решений органов управления организации.

В процессе проверки организации системы внутреннего контроля решаются следующие задачи:

- оценка надежности и эффективности системы внутреннего контроля;

- подготовка рекомендаций для повышения эффективности деятельности;

- проведение внутреннего контроля и информирование руководства организации об обнаруженных рисках.

К особенностям деятельности подрядных строительно-монтажных организаций относятся:

- неподвижность и территориальная закрепленность строительной продукции, а следовательно, мобильность исполнителей и орудий труда и усложнение координации деятельности строительных структур;

- большая продолжительность производственного цикла;

- большое влияние природных факторов и усиление экологических требований;

- конструктивная сложность и высокая себестоимость сооружаемых объектов;

- различные методы реализации объекта строительства (сдачи работ) и выявления финансового результата, которые в конечном итоге оказывают существенное влияние на формирование отчетности (бухгалтерской, финансовой и налоговой).

Организацию выполнения каждого проекта в современной строительной отрасли России можно представить в виде схемы, включающей в себя основных участников сферы строительства (инвесторов, заказчиков, застройщиков, подрядчиков и др.) с их взаимоотношениями.

Строительно-монтажные организации представляют собой один из субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, правовые и экономические отношения между которыми регулируются Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Контракты (договоры) должны заключаться в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок». Довольно часто встречаются факты заключения договоров

подряда на выполнение строительных работ без проведения конкурсов.

При организации деятельности в процессе реализации государственных контрактов на капитальное строительство в рамках действующего законодательства формулируются следующие задачи:

- соблюдение нормативно-правовых актов Российской Федерации и локальных нормативных актов, регулирующих строительно-монтажную деятельность при получении и использовании бюджетных средств на строительно-монтажные и ремонтные работы;

- планирование использования средств федерального бюджета на капитальное строительство с целью обеспечения соответствия доходов, определенных ценой контракта, и расходов, связанных с его выполнением;

- соблюдение принципа целевого и эффективного направления и использования бюджетных средств на капитальное строительство;

- обеспечение достоверности данных показателей бухгалтерской отчетности;

- определение эффективности хозяйственной деятельности строительной организации.

Анализ существующих подходов к организации финансово-хозяйственной деятельности строительных организаций при реализации государственных инвестиционных проектов позволяет сделать вывод об их узкой направленности и слабой увязке с проблемой эффективности использования бюджетных средств.

Эффективность использования бюджетных средств определяется в первую очередь обоснованностью производимых расходов, т. е. соответствием способов реализации государственного контракта целям и задачам, поставленным в контракте, современному уровню требований к техническим характеристикам и актуальности с научной точки зрения способов и методов решения задач.

Разработка и использование показателей для целей проведения мониторинга, оценки экономической эффективности является одной из стратегических задач, решение которой позволит получать своевременную, надежную и полную информацию об эффективности реализации государственных контрактов на капитальное строительство организации.

Все суммы денежных средств, признанные нецелевым расходованием бюджетных средств, подлежат обложению налогом на прибыль. Кроме того, инвестор обязан принять меры по возврату денежных средств, использованных не в соответствии с целями ассигнования. Этим определяется необходимость мониторинга.

В отличие от стоимостных оценок, ориентированных исключительно на определение затрат (потерь), расчеты экономической эф-

фективности использования бюджетных средств предполагают увязку произведенных затрат с полученным результатом. Иными словами, в оценке эффективности использования бюджетных средств должны быть представлены два компонента: затраты и последствия (результат). При этом сопоставляются затраты и предотвращенный ущерб, который и является промежуточным результатом эффективного использования бюджетных средств.

Для повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо соблюдение процедур принятия решений и контроля исполнения на всех этапах реализации государственного контракта на возведение объекта, начиная от момента рассмотрения конкретного мероприятия для решения о его реализации и заканчивая проверкой на соблюдение договорной дисциплины и использованием результатов выполненных мероприятий. В ходе реализации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, необходимо проводить работу по оценке комплексной системы эффективности использования бюджетных ассигнований. Адекватная организация стратегического мониторинга поможет своевременно оценить получаемый эффект и обеспечить необходимую коррекцию действий для достижения оптимальных результатов.

Список литературы

1. Владимирова И. Л., Пугачева В. С. Основные принципы комплексной оценки эффективности венчурного инвестирования в инновационные проекты в строительстве // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 2 (56). -С.32-38.

2. Екимова К. В., Мартынюк Ж. В. Проблемы определения стоимости оборудования, мебели и инвентаря в составе сметных расчетов и смет, а также в актах выполнения работ // Вестник ЮУрГу. Серия «Экономика и менеджмент». - 2011. - № 28 (245).

References

1. Vladimirova I. L., Pugacheva V. S. Key Principles of Assessing the Efficiency of Venture Investment in Innovative Building Projects / / Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. - 2013. - N 2 (56). -С. 32-38.

2. Ekimova K. V., Martinjuk J. V. Problems of Valuation of Equipment, Furniture in Inventory at the Calculation of Estimates, as well as in the Acts on the Fulfillment of Works // Vestnik of YuUGU. Economics and management series. - 2011. - N 28 (245).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.