УДК 338.26
Каркавин Михаил Викторович
Karkavin Mikhail Viktorovich
кандидат экономических наук, директор Бердского филиала Новосибирского государственного технического университета [email protected]
Candidate of Economics, director of Berdsk affiliate of Novosibirsk State Technical University [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ,
МОДЕЛИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ НАБОРА АЛЬТЕРНАТИВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
METHODOLOGICAL POSITIONS OF
PLANNING, MODELING AND CREATING A SET OF ALTERNATIVES OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE CITY
Аннотация:
В статье разработаны методические положения по планированию стратегического социально-
экономического развития малых и средних городов.
In the article the methodical positions of planning the strategic social and economic development of small and medium-sized cities are developed.
The summary:
Ключевые слова:
стратегическое планирование, малые и средние города.
strategic planning, small and medium-sized cities.
Keywords:
Планирование стратегического социально-экономического развития малых и средних городов как одна из ведущих функций управления городом имеет своей целью не только осуществление управления развитием социальной и экономической среды города, но и совершенствование процесса этого управления. Проведенный анализ программ и прогнозов социально-экономического развития территорий в границах субъекта РФ выявил отсутствие единого подхода к их разработке. Основные недостатки в планировании стратегического социально-экономического развития городов Российской Федерации можно объединить в четыре проблемных блока:
1) смена парадигмы социально-экономического развития городов - центров муниципальных образований (экспериментальный характер перехода городов на стратегическое планирование, малый срок практики его применения, отсутствие четко определенных практических методических рекомендаций, низкий уровень научной обоснованности, дефицит кадрового обеспечения, недостаточная профессиональная компетентность и др.);
2) неопределенность видения будущего развития малых и средних городов, в том числе развивающихся в качестве полюсов роста;
3) отсутствие конкретной модели взаимодействия субъектов - участников процесса разработки стратегических планов (программ, проектов) городов как внутри муниципального сообщества в целом, так и среди властных структур местного самоуправления;
4) ограниченность государственной и муниципальной статистической информации, не позволяющей в полной мере провести анализ социально-экономического потенциала рассматриваемого города, а также затрудняющий разработку стратегических показателей и индикаторов [1, с. 21].
В результате всего этого развитие большинства современных российских малых и средних городов происходит спонтанно, под влиянием и по воле обстоятельств, без четкого плана. По причине того, что действия городских властей направлены в разные стороны, многие острые социально-экономические проблемы так и не представляется возможным решить. Усилия властей направляются как при текущем рутинном управлении - на неэффективную и бесперспективную борьбу с последствиями социальноэкономических проблем. В результате этого порочного подхода некоторые российские города просто плывут по течению. В какой-то мере спасает ситуацию лишь то, что городские чиновники больше озабочены текущим рутинным управлением и решением собственных проблем, и им не до того, чтобы принимать ошибочные и неслаженные перспективные решения, которыми они могут окончательно «убить» ресурсный потенциал малых и средних городов. Не допустить такого развала и вывести город на курс стратегического развития - вот главная цель социально-экономического планирования развития города в условиях модернизации экономики России.
Ключевым, основополагающим элементом в методологическом инструментарии городского управления является план стратегического социально-экономического развития. Именно на основе плана стратегического развития города базируются и создаются все остальные методы, обеспечивающие регулирование и управление социальным и экономическим развитием малых и средних городов и позволяющие создавать условия, которые обеспечивают развитие, направленное в будущее, на перспективу, одновременно с этим не забывая обеспечивать текущее (рутинное) управление и принятие текущих решений, которые должны быть согласованы с перспективными целями стратегического развития малого и среднего города.
Главное предназначение планирования стратегического развития малых и средних городов состоит в том, чтобы грамотно и правильно предвидеть стратегические цели развития города в этом (социальноэкономическом) направлении, прогнозировать условия, в которых будет происходить социальноэкономическое развитие города, и на основании всего этого постоянно и систематически разрабатывать комплексные управленческие стратегии, а также текущие решения и действия на более короткие и обо-
зримые перспективы, которые могли бы увязать друг с другом и согласовать имеющиеся в настоящее время у города средства и ресурсы с поставленными целями социально-экономического развития и обеспечить переход города от современного (текущего) состояния к тому состоянию, которое было запланировано, с использованием как имеющихся на данный момент времени средств и ресурсов, так и тех средств и ресурсов, которые должны оказаться в распоряжении города через некоторое время в перспективе, причем это перемещение города как совокупности социально-экономических условий из одного состояния в другое должно осуществляться по разработанному и запланированному пути с прохождением ключевых опорных точек, которые представляют собой промежуточные социально-экономические состояния города, а также это перемещение должно быть произведено в строго (или хотя бы приблизительно) установленный промежуток времени [2].
Планирование стратегического социально-экономического развития малых и средних городов представляет собой особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Планированию стратегического развития присущи следующие характерные черты, отличающие его от «классического» дотационного планирования:
- адаптивный характер, то есть способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды социально-экономической системы малого и среднего города и с учетом этого организовать процесс ее эффективного функционирования;
- учет воздействия на социально-экономическую систему города многочисленных внешних факторов, оказывающих как позитивное, так и негативное влияние.
Субъект планирования стратегического развития в значительной мере определяется спецификой его объекта и носит в общем случае многоуровневый характер. Например, применительно к малому и среднему городу, ядром субъекта стратегического планирования его развития выступают органы муниципального управления. Вместе с тем в его состав входит государственная компонента в лице органов регионального, а в ряде случаев федерального управления, представители других субъектов управления и хозяйствования, имеющие стратегические интересы в развитии города. Что касается объекта планирования стратегического социально-экономического развития малого и среднего города, то в его качестве должны выступать, по нашему мнению, все отрасли и сферы жизнедеятельности города, а также протекающие в границах его территории экономические, экологическое и социальные процессы.
Цели планирования стратегического развития малых и средних городов:
1) обеспечение стратегического сбалансированного социально-экономического развития малого и среднего города;
2) переход от хаотичного развития города к упорядоченному, целенаправленному развитию, позволяющему эффективно решать актуальные проблемы социально-экономического развития города.
Задачи планирования стратегического развития малых и средних городов:
- упорядочивание процесса финансового, пространственного, организационного планирования;
- формирование единого подхода к планированию и прогнозированию развития малого и среднего города на основе построения четкой взаимоувязанной системы документов стратегического планирования;
- создание непрерывной системы принятия эффективных управленческих решений на уровне органов власти малого и среднего города.
Принципы построения системы планирования стратегического социально-экономического развития:
1. Эффективность. Предполагает, что система планирования обеспечивает эффективное достижение поставленных целей в различных сферах жизни малого и среднего города. Включает в себя экономическую и социальную эффективность. 2. Управляемость. Предполагает, что в системе планирования стратегического развития существует постоянное управленческое воздействие со стороны органов государственной власти. То есть система фиксирует государственные функции по управлению экономикой. 3. Многовариантность и оптимальность. Предполагает наличие различных вариантов развития города, при этом система планирования позволяет выбрать наилучший, оптимальный вариант развития. 4. Системность и комплексность. Предполагает, что система планирования стратегического развития охватывает все сферы жизни города.
Документы планирования стратегического развития города - комплекс взаимосвязанных между собой нормативных правовых актов и документов экономических и социально-культурных субъектов городского сообщества, определяющих цели, приоритетные направления, задачи и механизмы развития и функционирования стратегически важных систем жизнеобеспечения города. Система документов включает в себя: Концепцию социально-экономического развития города, Программу социально-экономического развития, перспективный финансовый план, бюджет города [3, с. 13].
На основе анализа и обобщения существующих положений и имеющегося опыта использования технологий стратегического планирования на муниципальном уровне можно предложить следующий алгоритм разработки и реализации стратегического плана развития малого и среднего города, который предусматривает:
1) установление миссии (идеального образа) будущего развития города, с учетом его места в региональном, национальном и даже в мировом пространстве развития и степени его инвестиционной привлекательности;
2) формулировку ключевой (главной) цели, направленной на создание благоприятной среды жизнедеятельности (обитания) населения, проживающего на территории как малого, так и среднего города;
3) определение основных задач, решение которых представляется целесообразным к определенному периоду времени;
4) выявление стратегических направлений будущего развития;
5) рассмотрение возможных сценариев социально-экономического развития (программ и проектов);
6) механизмы реализации концепции [4].
Ожидаемые результаты активизации комплексного социально-экономического развития малых и средних городов.
1. Обеспечение комплекса условий, способствующих возрождению и дальнейшему развитию социальной и экономической сфер малых и средних городов, как важнейшей части структурных преобразований хозяйства страны.
2. Создание прогрессивной системы рабочих мест, удовлетворяющей разнообразные потребности горожан и способствующей формированию благоприятной социально-демографической структуры населения в малых и средних городах.
3. Радикальное повышение, на основе активизации развития экономики городов, уровня жизни населения, совершенствование городской среды и улучшение морально-психологического климата.
В целом, малые и средние города располагают комплексом благоприятных условий, позволяющих найти им свое место в новых условиях хозяйствования. Более того, роль малых и средних городов должна существенно возрасти, учитывая их традиционную ориентацию на обслуживание населения и хозяйства тяготеющих к ним сельских территорий.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Медведева И.А. Тенденции и стратегия социальноэкономического развития малых и средних городов региона (на примере Пермской области и Коми-Пермяцкова автономного округа): автореф. дисс. ...канд. экон. наук. Екатеринбург, 2004.
2. Королева Е.Н., Шептухина Л.И., Шептухин А.Н. Современ-
ные стратегии развития городов. Монография. СПб., 2007.
3. Гармаев А.Б. Развитие стратегического управления
муниципальным образованием: автореф. дисс. .канд. экон. наук. М., 2007.
4. Каркавин М.В. Теоретико-методологические основы
управления стратегическим развитием малых и средних городов в условиях модернизации экономики России: монография / под общ. ред. А.Г. Ивасенко, Я.И. Никоновой. Новосибирск, 2011.
1. Medvedeva I.A. Tendentsii i strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya malyh i srednih gorodov regiona (na primere Permskoy oblasti i Komi-Permyatskova avtonomnogo okruga): avtoref. diss. ...kand. ekon. nauk. Ekaterinburg, 2004.
2. Koroleva E.N., Sheptuhina L.I., Sheptuhin A.N. Sovremennye strategii razvitiya gorodov. Monografiya. SPb., 2007.
3. Garmaev A.B. Razvitie strategicheskogo upravleniya munitsi-pal'nym obrazovaniem: avtoref. diss. .kand. ekon. nauk. M., 2007.
4. Karkavin M.V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy upravleniya strategicheskim razvitiem malyh i srednih gorodov v usloviyah modernizatsii ekonomiki Rossii: mono-grafiya /general ed. A.G. Ivasenko, Y.I. Nikonova. Novosibirsk, 2011.