МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Р.Б. Ноздрева
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. 119454, Россия, Москва, пр.Вернадского, 76.
В статье дается характеристика роли планирования на общегосударственном уровне в условиях рыночной экономики. Подчеркивается, что занижение роли государства и государственного стратегического планирования и чрезмерное завышение регулирующей роли рынка, забывая об опасности его «фиаско», могут привести к серьезным проблемам в развитии страны. В Японии, Франции, США, Германии, Норвегии и других странах уделяется должное внимание сисетемам государственного регулирования и планирования. В статье приводится хронология общегосударственных планов Японии вплоть до Плана оживления экономического роста Абэ - «Плана трех стрел» (2013 - н.в.), определяющего меры содействия темпам экономического развития страны. При этом дается оценка достигнутым показателям. В странах с развитой рыночной экономикой разрабатываются прогнозы и стратегические планы социально-экономического развития на общегосударственном, региональном и отраслевом уровнях. Также система планирования включает целевые программы и антикризисное планирвание. Эволюция общегосударственного планирования претерпела ряд этапов: от краткосрочного до сценарного планирования, которое в целях решения проблем турбулентности и неопределённости в развитии рыночной среды в последние десятилетия предполагает целую систему резервных методов и «подушек безопасности», а также одновременную разработку серии запасных планов на последующий период, что позволяет при реализации в случае изменений условий рыночного развития и предпринимател-ской среды переключаться на соответствующий плановый вариант. При этом подчеркивается особая роль стратегического и антикризисного планирования.
Спустя более чем 20 лет с начала перестройки в нашей стране также была определена необходимость разработки стратегий развития ведущих госкорпораций России, а также создания системы стратегического планирования на уровне государства. В частности, 28 июня 2014 г. в нашей стране был принят Федеральный закон N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Ключевые слова: государственное планирование, планирование в условиях рыночной экономики, государственное регулирование, стратегическое, антикризисное и сценарное планирование, японская система государственного планирования.
В нашей стране в современный период стало придаваться большое значение разработке долгосрочных (в основном до 2030 г.) стратегий развития государственных корпораций России, таких как «Роснефть», «Газпром», «Российские железные дороги» и др., которые концентрируют в своих руках важнейшие сектора российской экономики и определяют качество её развития. В настоящее время также реализуются Десятилетний энергетический план России, Энергетическая стратегия России на период до 2030 г., Стратегия космической деятельности, Стратегия морской деятельности, Стратегия развития госкорпорации Росатом и другие. Также активно действуют целевые программы, например: по реформе здавоохранения, пенсионного обеспечения, содействия малому и среднему бизнесу, помощь молодой семье и т.д.
В России делались попытки разработки общегосударственных антикризисных планов -например, «План Грефа»). 28 января 2015 г. был опубликован антикризисный «план Шувалова», который представлял собой пересматриваемый годовой бюджет и на середину октября с.г. был выполнен только на 63%. На борьбу с экономическим спадом было выделено более 2 трлн. руб., но больше трети из этих денег до сих пор лежит мёртвым грузом [ 1].
Ощущается острая необходимость в формировании общегосударственной стратегии развития России, определении основных финансово-экономических и социальных приоритетов, разработки системы планов как стратегического, так и среднесрочного и краткосрочного горизонта планирования.
В текущем году впервые за период с начала перестройки правительством России было заявлено о необходимости разрабатывать пятилетние планы социально-экономического развития, способные дать целенаправленный импульс роста важнейших для экономики страны направлений и отраслей. 28 июня 2014 г. в нашей стране был принят Федеральный закон N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Данный закон регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целе-полагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации, её субъектов ации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муници-
пального управления, обеспечения национальной безопасности России, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования [ 4 ].
Это ознаменовало значительный прогресс в совершенствовании системы государственного управления и планирования в России, поскольку этому предшествовал более чем 20-летний период отрицания правительственными кругами нашей страны регулирующей роли государства и его функции - стратегического планирования в рыночных условиях. Определённая часть российских экономистов в нашей стране и до сих пор придерживается сугубо либерального подхода к функционированию экономики страны в рыночных условиях и не считают значимой и существенной роль государственной власти в обеспечении поступательного развития экономических процессов как на макро, - так и на микроуровне.
Активное рыночное, либеральное направление в решении хозяйственных задач в нашей стране предполагает, что роль государства, государственного управления и государственного планирования в рыночной экономике практически должно быть сведено к минимуму и только сам рынок может и должен регулировать экономические процессы. Однако нельзя недооценивать опасность фиаско, провала рынка, когда различного рода факторы и условия не позволяют реализоваться регулирующим функциям рынка.
Роль государственного регулирования
и планирования в экономике развитых зарубежных стран
Необходимость государственного регулирования и планирования определяется несостоятельностью конкуренции и рынка как качественного и всё решающего регулятора, наличием неполных, ограниченных рынков, наличием товаров, которые не предлагаются рынком или предлагаются им в недостаточном количестве, необходимостью решать вопросы защиты окружающей среды, общенациональных и общечеловеческих интересов, согласования интересов различных блоков предпринимателей и т.д. При этом особенно остро необходимость государственного регулирующего вмешательства ощущается в периоды экономического неравновесия, кризисов, войн и природных катаклизмов [ 9 ].
Анализ соответствующиего положения в странах с развитой рыночной экономикой (Япония, Франция, США, Германия, Норвегия и др.) доказывает эффективность компетентного государственного регулирования и планирования экономических процессов. Активизацию государственного вмещательства можно наблюдать в периоды экономических осложнений, как это происходило в США в 2009 г., когда правительством были приняты беспрецедентные меры по реализации антикризисной программы
для спасения автомобилестроительной индустрии. Тогда конгресс США одобрил план по выделению национальным автопроизводителям - General Motors, Ford и Chrysler - 17 млрд. долл. в качестве кредитов. Средства пошли на реструктуризацию компаний и налаживание новых высокотехнологичных производств. При этом «General Motors» и «Chrysler» быди обязаны предоставить качественный антикризисный бизнес-план и до 70% своих акций в обеспечение полученных значительных средств, что вызвало беспокойство со стороны американской общественности и СМИ по поводу огосударствления американской экономики и возможности наступления социализма.
Компания «Ford Motors» не пошла на такие условия и была намерена сама погасить до 10,4 млрд. долл. долга за счёт выплаты держателям долговых обязательств наличными и акциями (предложила в качестве первого шага кредиторам 2,2 млрд. долл. наличными и 500 млн акциями ).
В целом, американская государственная антикризисная программа позволила автомобилестроительным компаниям выйти из кризиса, и в дальнейшем, погашая задолженность перед государством, постепенно выкупить основную часть своих акций [14 ].
Аналогичную ситуацию можно наблюдать в том числе в Японии, социально-экономическая система которой характеризуется активной ролью государства, которое в соответствии с общенациональными интересами определяет основные ориентиры развития экономики и общества. Оно весьма эффективно воздействует на экономическое развитие и бизнес-среду страны с помощью широкого арсенала косвенных мер финансово-экономического, оргаизационно-правового и социально - психологического характера, что дает высокие показатели и оптимальную реализуемость общегосударственных целей и стратегий. В этом процессе особое место занимает государственное планирование.
При этом следует отметить, что экономисты стран с развитой рыночной системой признают результативность государственного директивного планирования в нашей стране в доперестроечный период, в который согласно пятилетним и долгосрочным планам, происходило поступательное развитие её экономики, промышленности и научно-технического потенциала, считая возможным использовать плановый подход и принципы государственного планирования в развитии экономики в масштабах государства и в условиях рыночной экономики, но в измененной форме - в форме индикативного планирования. Оно носит рекомендательный
характер для частного бизнеса, но тем не менее способно демонстрировать высокую эффективность реализации за счёт комплекса косвенных мер воздействия, включающего в первую очередь административно-правовые и финансово-экономические.
Планирование предполагает постановку цели и задач, определение средств и методов их достижения, финансовых, производственных и человеческих ресурсов для успешного исполнения планов и выстраивание мер контроля за их реализацией. «Отец научного менеджмента» А. Файоль подчёркивал, что план - это предвидимый результат и направления действий, которым надо следовать, этапы, которые надо пройти, методы, которые следует применять, это картина будущего, в которой ближайшие события очерчены с неклоторой определённостью, в то время как отдаленные события выступают все менее и менее отчетливо. План -это решения, которые нужно принять сегодня, чтобы обеспечить эффективность деятельность объекта в будущем. Планирование опирается на данные в прошлом, но стремится определить и контролировать развитие объекта в перспективе.
Планирование - один из компонентов процесса управления, в ходе которого формулируются цели, создаются образцы, составляющие основу управленческого контура в организации. При этом важно, чтобы не только планировались общие цели, но и обозначались этапы их достижения, обосновывались ресурсные возможности для достижения целей и обеспечения выполнения нормативов. По А. Файолю, управление означает взгляд вперёд, и процесс предвидения и планирования является центральным в предпринимательской деятельности, то есть надлежит оценивать будущее и предвидеть его. Для эффективного функционирования организации необходим план, который обладает единством, неразрывностью, гибкостью и точностью [3]. Данные суждения распространяются как на микро-, так и на макроуровень.
Государственное планирование в Японии
Японское правительство и, в частности аппарат замминистра, отвечает за прогнозирование социально-экономического развития страны. Для согласования плановых показателей и стратегий развития с ведущими организациями крупного бизнеса «Кэйданрэн», «Никкэйрэн» и «Доюкай» собираются специальные консультационные совещания1.
В табл. №1 представлены основные общегосударственные социально-экономические планы Японии.
1 До 2001 г. в Японии действовало Управление экономического планирования - Консультативный комитет по планированию при Правительстве Японии, которое, в основном при согласовании плановых вопросов с влиятельными финансово-экономическими организациями, разрабатывало общегосударственные планы экономического и социального развития.
Таблица 1.
Общегосударственные планы социально-экономического развития Японии2
План и срок его действия Цели Среднегодовые темпы роста в реальном выражении,% (план и фактически)
Промышленность Экономика в целом (ВВП)
План Фактически План Фактически
Пятилетний план экономическогосамообеспечения (1956-1960 гг.) Достижение экономической независимости, обеспечение полной занятости 7,4 15,6 5,0 8,7
Новый долгосрочный экономический план (1958-1962 гг.) Максимизация экономического роста, повышения уровня жизни, полная занятость 8,2 13,5 6,5 9,9
План удвоения национального дохода План Икеда (1961-1970 гг.) Максимизация экономического роста, повышение уровня жизни, полная занятость 10,5 13,8 7,2 10,7
Среднесрочный экономический план (1964-1968 гг.) Ликвидация диспропорций развития 9,9 13,6 8,1 10,6
План экономического и социального развития (1967-1971 гг.) Достижение сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития 10,2 13,2 8,2 10,2
Новый план экономического и социального развития (1970-1975 гг.) Создание благоприятных условий жизни нации путем сбалансированного и устойчивого экономического роста 12,4 3,6 10,6 5,9
Основной экономический и социальный план (1973-1978 гг.) Повышение благосостояния нации, расширение международного сотрудничества 10,0*1 2,1*1 9,4*1 4,2*1
Экономический план на вторую половину 70-х годов (1976-1980 гг.) Устойчивое развитие экономики и обеспечение полноценной жизни нации - 6,9*2 6,0*2 5,7*2
Новый семилетний экономический и социальный план (1979-1985 гг.) Постепенный переход на путь стабильного роста, улучшение качества жизни, увеличение вклада в развитие международного экономического сообщества 5,6*3 5,2*3 5,7*3 5,2*3
Экономические и социальные перспективы и ориентиры на 80-е годы (1983-1990 гг.) Обеспечение полной занятости, стабилизация цен и внешнеторгового баланса в условиях соответствующих темпов роста. Осуществление административно-финансовой реформы - - 4,0*4 3,8*4
Новый экономический план (19881992 гг.) Стимулирование внутреннего спроса и сокращение значительного положительного сальдо платежного баланса, продвижение к самому высокому в мире уровню жизни, сбалансированное развитие провинции - - 3,75*5 4,8*5
Пятилетний план создания державы благосостояния (1992-1996 гг.) Значительное повышение жизненного уровня - - 3,5 0,1
Экономический и социальный план структурной реформы (1996 - 2000 гг.) Осуществление кардинальной реформы экономической и социальной структуры страны - - 3,0
План преодоления стагнации (2004 - 2008гг.) Борьба с падением темпов роста - - 3,1
Антикризисный план (2008-2012гг.) Меры преодоления глобального финансово-экономического кризиса - - 3,4
План оживления экономического роста Абэ -«План трех стрел» (2013-н.в.) Меры содействия темпам экономического развития - - 4,0 3,2*
Источник: «2000 nen-no rodo». -Токуо. 1987. Pp..2-3; Ж-л «Япония сегодня» - 1993, № 2. C.3; «Asahi shimbun» - Токуо, 1994. - 27.12; Economic Servey of Japan.- Japan Economic Planning Agency. 2000, P.60; «Keizai simbun» - Токуо, 2015. - 10.02.; Statistic Yearbook. - Statistical Bureau, Ministry of Internal Affairs and Communications of Japan, 2014.,P.23.
Сопоставление плановых и реально достиг- мости и сроками реализации. Например, «План
нутых показателей вышеуказанных планов сви- удвоения национального дохода» 1961 г. (или
детельствует об их высокой результативности, «План Икэда» - по имени премьер-министра того
что также подтверждается периодами сменяе- времени) имел плановый период в 10 лет, однако
f 11973-1977 гг.,*21976-1978 гг.,*31982-1985 гг.,*41984-1986 гг.,*51988-1991 гг.,* 2014 г.
был осуществлен за 2, 5 года [ 8 ]. Он определил существенный рост ВВП Японии, ознаменовав собой начало в развитии японской экономики периода высокого роста, экономического «бума» и вызвал большое воодушевление в японском обществе, подчеркнув возможность и реальность выполнения задачи выдвижения страны в число высокоразвитых государств мира.
Японские структуры, ответственные за общегосударственное планирование, предпочитают принимать такие проекты, которые представляли бы собой минимальные их варианты с тем, чтобы была обеспечена их реализация, включая досрочную, что повышало бы энтузиазм как в бизнес - среде, так и среди простого населения, способствовало общему развитию японской экономики и форсировало ее рост.
В России в постперестроечный период, уже в рыночных условиях в государственном плане на период 2001-2010 г., также было намечено решить задачу удвоения национального дохода, однако за плановый период, за первое десятилетие XXI в., российская экономика выросла только на 60% ( за этот же период в Китае рост ВВП составил - 262,1%, в Казахстане - 221%, в Белоруссии -202,7% ) [ 11 ].
Что касается Японии, то ней также не все планы обеспечивали реализацию запланированных показателей. К таким неудачным планам можно отнести Новый план экономического и социального развития (1970-1975 гг.), Основной экономический и социальный план (1973-1978 гг.) и Пятилетний план создания державы благосостояния (1992-1996 гг.), что можно объяснить наступлениями кризисных явлений как в мировой, так и в японской экономике. Однако эти нереализовавшиеся планы социально-экономического развития также сыграли определенную положительную роль, так как трудности в их осуществлении выявили необходимость использования новых методов «скользящего планирования», которое в период реализации могло адаптироваться к меняющимся условиям внешней предпринимательской среды [ 5 ].
Последний, в настоящее время выполняемый, план премьер-министра Абэ, или план «трёх стрел» был опубликован в 2012 г. и предполагает вернуть Японии экономическую мощь за счёт реализации трёх основных стратегий:
1.масштабного монетарного стимулирования,
2.гибкой фискальной политики, З.структурной перестройки с целью повышения производительности труда.
Реализация плана вначале проходила относительно хорошо - например, за первое полугодие 2013 г. рост экономики Японии составил 4%. Однако в 2014 г. темп роста японской экономики упал до 2% [2, 12 ].
Япония может служить примером для развитых стран с рыночной экономикой, здесь создана целостная система государственного планирования, включающая кроме общегосударственных программ социально-экономического развития
разработку долгосрочных планов - прогнозов, отраслевых планов (развития военных отраслей промышленности, машиностроения, электроники и др.), региональных планов (развития отсталых в экономическом отношении регионов), а также целевых программ, призванных решать наиболее важные и актуальные задачи социально-экономического развития (например, в США реализуется Государственный пенсионный план - Система социальной защиты (Old Age and Survivors Insurance Fund), в европейских странах - программы по разработке и внедрению альтернативных источников энергии) и, наконец, антикризисных планов или планов реструктуризации, цель которых вывести страну из кризиса, в том числе и на случай стихийных бедствий (пример: японский антикризисный план, который реализовался в связи с сильнейшим землетрясением и цунами в марте 2013 г.).
Индикативный и директивный характер государственного планирования в странах с рыночной экономикой
Общегосударственные планы в странах с рыночной экономикой в правовом отношении имеют индикативный, рекомендательный характер для частного бизнеса, однако различного вида законодательные акты, финансовые льготы и рестрикции, имеют возможность направить действия частных компаний в оптимальном для развития всей экономики страны направлении.
При этом в ряде стран активно функционирует государственный сектор, представленный госсобственностью, в котором плановые решения действуют на директивном уровне. Обязательным к исполнению является и бюджет страны - краткосрочный финансовый план социально-экономического развития. Поэтому можно со всей ответственностью утверждать, что госпланы в рыночной экономике, обеспечивают общенациональные интересы развития и являются основой, ориентиром для планирования действий частного сектора, повышая его эффективность.
Путем планирования координируются и концентрируются усилия структурных государственных органов и служб, ответственных за обеспечение реализации поставленных в государственных планах и программах целей во времени и пространстве. Тем самым обеспечивается четкое взаимодействие между исполнителями для решения главных, приоритетных задач развития государства. В случае возникновения незапланированных ситуаций оно позволяет минимизировать нерациональные действия и помогает свести к минимуму конфликты, возникающие в результате неправильного или узко функционального понимания и толкования общегосударственных целей различными министерствами и ведомствами, а также ассоциациями компаний и крупными частными финансовыми структурами. Общегосударственное планирование связано с определением возмож-
ных изменений в развитии внешней среды и рыночной ситуации и обеспечением готовности экономики страны к соответствующей и оптимальной реакции на эти изменения и её адаптации. В результате планирования происходит нивелирование и снижение рисков в социально-экономическом развитии государства.
Роль государственного стратегического планирования
В настоящее время развитые страны с рыночной экономикой особое внимание придают стратегическому планированию, которое на базе прогноза развития мировой экономической, финансовой, политической, социальной ситуации, а также трансформации факторов международной конкурентоспособности национальной экономики предполагает разработку общегосударственных и отраслевых стратегий - оптимальных ориентиров в движении общеэкономических процессов и развитии бизнеса как по различным секторам экономики, так и в целом, в общегосударственном масштабе.
Стратегические планы предполагают разработку стратегии экономического развития страны или её отдельных отраслей и секторов (как правило, с использованием SWOT-анали-за и сложнейших эконометрических моделей и компьтерного программирования, а также с учетом мнений ведущих экспертов - аналитиков). Им свойственнен долгосрочный горизонт планирования, когда увязывают все функциональные стратегические направления в единой целое (включая адаптацию организационной структуры соответствующих министерств и ведомств).
Стратегические планы дают генеральное, стратегическое направление действий, выявляющее первоочередные проблемы и ресурсы для достижения главной цели; устанавливают обоснованные приоритеты распределения ограниченный ресурсов страны и мобилизуют их для достижения поставленных задач в приоритетных направлениях. Такие планы ориентируют страну в большей степени на будущие изменения внешней среды, а не на реагирование на уже происходящие; сдерживают стремление максимизировать краткосрочные преимущества в ущерб решению стратегических задач и обеспечивают оптимальный набор приоритетных направлений роста в целях эффективного распределения ресурсов и создания основ стратегического развития и неуязвимости государства.
В конечном итоге, стратегическое планирование на макроуровне, на уровне государства, может обеспечить его влияние на развитие процессов не только внутри страны, но и в международном ракурсе, формировать внешнюю экономическую и рыночную среду в соответствии со стратегическими целями государства и обеспечивает его активную позицию на мировом рынке и мировой арене [ 13 ].
В Японии в далёкие 1970-е гг. в управлении на макро и на микро уровне был осуществлен переход к стратегическому управлению с ориентацией на рыночные отношения, которое определило использование мер, способных активно воздействовать на ситуацию на рынке. Государство и частный бизнес переходят к стратегическому планированию, не только когда планы обеспечивают меры по адаптации к изменениям окружающей рыночной среды, но и когда включают меры, способные активно воздей-ствовать на рынок и формировать его.
Стратегическое планирование и управление - более многогранный, сложный процесс, требующий дополнительных компетенций и средств, чем обычное долгосрочное планирование, хотя и не даёт при этом твердых гарантий, что значительные затраты на реализацию такого планирования окажутся оправданными.
При этом если в США такой тип планирования внедрялся в практику со значительными трудностями (воспринимался на местах как «ещё одно упражнение по заполнению формуляров в интересах государства или штаб-квартиры фирмы»), то японские компании использовали этот тип планирования более охотно и оно на японской почве срабатывало более эффективно. Стратегическое управление происходило на основе предвидения изменений в окружающей рыночной среде и активном влиянии на её формирование и развитие. При этом по мере решения одной проблемы возникали другие, отражавшие усложнение процессов экономического развития.
Основные направления совершенствования государственного планирования в странах с рыночной экономикой
В конце 1990-х гг. перед экономическими кругами и правительствами стран-рыночников встал вопрос о неэффективности общегосударственного планирования в условиях неопределенности, турбулентности и кризисных явлений мирового рынка, международной финансовой системы, социальной и политической среды. В этот период была поставлена задача активного совершенствования общегосударственного планирования и его адаптации к новым вызовам мировой экономической системы. В частности, была выявлена необходимость увеличения видов, комплексности и системности разрабатываемых планов, удлиннения плановых периодов; повышение комплексности планов. Теперь разработчики общегосударственных планов вынуждены были учитывать как можно большее число показателей, добиваться исключения противоречивости планов и в то же время повышения уровня их сбалансированности по целям - ресурсам и т.д. При этом особо важной задачей признавалось повышение уровня гибкости, адаптивности планов и совершенствование методов планирования.
В развитых рыночных странах общегосударственное планирование опирается на принцип обеспечения гибкости и адаптивности планов к меняющимся внешним и внутренним условиям развития. Гибкость государственного социально-экономического планирования обеспечивается за счёт включения резервов, так называемых «подушек» при определении ресурсов, обеспечивающих реализацию планов. Кроме этого эффективный контроль, мониторинг за реализацией плана предполагает возможность пересмотра плановых показателей, внесение поправок, изменений в его содержание.
Дальнейшее развитие принципа обеспечения гибкости общегосударственного планирования получило в разработке метода сценарного планирования. Этот подход имеет все большее значение в настоящее время, в резко проявляющейся турбулентности и неопределённости экономических условий на микро, макро и мега уровне. Указанный принцип предусматривает не только использование метода многовариантности разрабатываемых проектов планов, но и разработку нескольких реальных планов, чтобы при реализации использовать тот из них, который в наибольшей степени соответствует складывающейся реальности во внешней и внутренней среде, и быстро переключаться с реализации одного плана на другой в случае наступления тех или иных условий развития международной обстановки и мирового рынка [10]. Это делает возможным учесть вариативность условий развития международной предпринимательской среды, волотильность цен на энергоносители и т.д. и тем самым обезопасить национальную экономику и предпринимательскую деятельность частного бизнеса и повысить эффективность планирования.
Сценарное планирование оказывается особо актуальным в современный период, когда нарушены тренды экономического, политического и социального развития государств, когда происходят резкие изменения в международной среде и на мировом рынке, в условиях усиления ситуации турбулентности и неопределенности. Однако и этот весьма эффективный вид планирования не исключает своевременных экстренных решений в условиях жесткой нестабильности, сложности предвидения тенденций в развитии рынка и окружающей среды, когда проблема может возникнуть внезапно и вопреки ожиданиям, когда возникают новые задачи, не соответствующие прошлому опыту экономического развития
данной страны. Это также важно, когда дальнейшая реализация любого из вариантов заранее заготовленных планов способна привести либо к ухудшению возможностей активного роста, либо к крупному финансовому ущербу, когда требуется срочное принятие нетрадиционных, оригинальных и незапланированных контрмер.
От руководящих органов государства в эпоху неопределенностей и неожиданностей ожидают концентрации усилий на обеспеспечении готовности к непредвиденным ситуациям и соответствующей оперативности в управлении и планировании в условиях неопределенности. Совершенствование планирования в ситуации неопределённости и стратегических неожиданностей предполагает помимо сценарного планирования также разработку антикризисных планов для чрезвычайных ситуаций с учётом возможности наступления природных катаклизмов.
Таким образом, несмотря на опредёленную специфику, присущую странам с рыночной экономикой, государственное регулирование и индикативное стратегическое государственное планирование демонстрируют определенную эффективность реализации, используя широкий арсенал косвенных мер финансово - экономического, организационно-правового и социального характера и базируясь на совершенных методах стратегического и гибкого сценарного планирования.
При этом следует особо выделить роль стратегического общегосударственного планирования, которое определяет основные направления социально-экономического развития страны и подчеркнуть, что его ориентиры должны подкрепляться среднесрочными и краткосрочными планами, инвестиционными программами и системой федерального бюджетирования, что определяет эффективность реализации поставленных стратегических целей. Увязывание и согласовывание интересов разных групп населения и бизнеса с общенациональными целями развития страны, воздействие государства на хозяйственную и социальную жизнь общества и деятельность компаний, в том числе с помощью государственного индикативного стратегического планирования, обеспечивает реализацию экономической и социальной политики государства, основанной на определенной доктрине (концепции) и стратегии и является основой поступательного развития страны в целом.
Список литературы
1. Забелина Н. Исполнение антикризисного плана вызвало критику. «Независимая газета», - 22.10.2015.
2. Ноздрев С.В. Регулятивная система Японии в условиях глобальной финансовой реформы. Сб. под ред. Худяковой Л.С. Новые подходы к глобальному финансовому регулированию. - М., ИМЭМО РАН, 2015.,с.61-64.
3. Файоль А.Общее и промышленное управление. - М.,Альфа-Пресс, 2007,176 с.
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РоссийскойФе-дерации» Система rAPAHT:http://base.garant.ru/70684666/#ixzz3ovXvDfVd.
Хлынов В.Общегосударственное планирование рыночной экономики: опыт Японии. -Ж-л «Проблемы Дальнего Востока», - №2, 1997.
6. Economic Servey of Japan. - Japan Economic Planning Agency.2000.Pp.60
7. Japan Statistic Yearbook. -Statistical Bureau, Ministry of Internal Affairs and Communications of Japan, 2014.Р.23
8. Hoshino S.Seiji to shite-no keizai keikaku-.Tokyo,Nihon keizai hyoronsha, 2003, P.641.
9. Karth R.The Effectivenes of Crisis Planning.-University of Texas at Arlington, 2011.P.38
10. LindgrenM., Bandhold H. Scenario Planning: The Link Between Future and Strategy. -New York,Palgrave Macmillan,2003.,Pp.21-46.
11. Newsru.com/arch/fi/ Экономика.18.1.2011
12. Reynolds I., Nohara Y. Abe's New Economic Plan Confounds Analysts. - Bloomberg Business, September 24,2015; ProFinanceservive, -20.11.13
13. Simerson K. Strategic planning. A Practical Guide to Strategy Formulation and Execution. - Santa Barbara, California, Praeger, 2011.Pp.25-28.
14. Yulek M. Editor. Economic Planning and Industrial Policy in the Globalizing Economy: Concepts, Experience and Prospects. - London, Springer, 2015.Pp.61-76.
Об авторе
Ноздрева Раиса Борисовна - Заслуженный деятель науки РФ, профессор, д.э.н., профессор кафедры
менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности МГИМО МИД России.
E-mail: [email protected].
MARKET ECONOMY AND STATE PLANNING: EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES
R.B. Nozdreva
Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.
Abstract: The article describes the role of planning at the state level in a market economy. It is emphasized that the understatement of the state regulation and the state strategic planning, overestimating the regulatory role of the market (forgetting about the danger of its "failure" (fiasco)) may lead to serious problems in the development of the country. In Japan, France, USA, Germany, Norway and other countries due attention is given to systems of state regulation and planning. The article provides a chronology of the national plans of Japan including Abe's plan to revive economic growth - "Plan of three arrows" (2013- to present), defines the measures to promote the pace of economic development. The assessment of the achieved results is given. In countries with developed market economy, forecastes and strategic plans for socio-economic development at the national, regional and sectoral levels are designed. The planning system also includes targeted programs and crisis planning. Evolution of national planning has undergone a number of stages: from short-term to a scenario planning, which is to address to solve the problems of turbulence and uncertainty in the development of the market environment in recent decades This is involves a system "airbag", methods the simultaneous development of a series of backup plans for the next period. It allows in case of implementation and changing conditions market development planning to switch to the appropriate version. It emphasizes the special role of the strategic and anti-crisis plan.
After more than20 years since the beginning of perestroika in our country the need to develop strategies for the development of leading Russian state corporations has also been identified and, as well as to establish a system of strategic planning at the state level. In particular, in our country, the Federal Law N172-FZ "On the strategic planning in the Russian Federation" on June 28,2014 has been adopted.
Key words: state planning, planning in market economy, state regulation (public administration), strategic, crisis, scenario planning, japan system of state plannin g.
References
1. Zabelina N. Ispolnenie antikrizisnogo plana vyzvalo kritiku. [Execution of Anti-crisis plan has drawn criticism] Nezavisimaya Gazeta - 22.10.2015 (in Russian).
2. Nozdryov S. Reguljativnaja sistema Japonii v uslovijah global'noj finansovoj reformy. [Regulatory framework of Japan in the face of global financial reform]. Coll. ed. Khudyakova LS New approaches to global financial regulation. Moscow., IMEMO, 2015, Pp.61-64(in Russian).
3. Fayolle A. Fajol' A.Obshhee i promyshlennoe upravlenie.[ Total and industrial administration]. - Moscow, Alfa-Press, 2007. (in Russian).
4. Federal'nyj zakon ot 28 ijunja 2014 g. N 172-FZ «O strategicheskom planirovanii v RossijskojFederacii» [Federal Law of June 28, 2014 N 172-FZ "On the strategic planning Russian Federation"]., System GARANT: http: //base.garant.ru/70684666/#ixzz3ovXvDfVd.(in Russian).
5. Khlynov V. Obshhegosudarstvennoe planirovanie rynochnoj jekonomiki: opyt Japonii. [State planning in market economy: the experience of Japan]. Problems of the Far East. No.2, 1997.(in Russian).
6. Economic Servey of Japan. Japan Economic Planning Agency.2000.Pp.60
7. Japan Statistic Yearbook. Statistical Bureau, Ministry of Internal Affairs and Communications of Japan, 2014.Р.23
8. Hoshino S.Seiji to shite-no keizai keikaku.Tokyo,Nihon keizai hyoronsha, 2003, P.641.
9. Karth R.The Effectivenes of Crisis Planning.University of Texas at Arlington, 2011.P.38
10. Lindgren M., Bandhold H. Scenario Planning: The Link Between Future and Strategy. New York, Palgrave Macmillan,2003.,Pp.21-46.
11. Newsru.com/arch/fi/ Экономика.18.1.2011
12. Reynolds I., Nohara Y. Abe's New Economic Plan Confounds Analysts. Bloomberg Business, September 24,2015; ProFinanceservive, -20.11.13
13. Simerson K. Strategic planning. A Practical Guide to Strategy Formulation and Execution. Santa Barbara, California, Praeger, 2011.Pp.25-28.
14. Yulek M. Editor. Economic Planning and Industrial Policy in the Globalizing Economy: Concepts, Experience and Prospects. - London, Springer, 2015.Pp.61-76.
About the author
Raisa B. Nozdreva - Honored Scientist of Russian Federation, Doctor of Economics, Professor of the Department of
Management, Marketing and External Economic Relations, MGIMO of the MFA of Russia.
E-mail: [email protected].