Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ'

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ ВЫГОТСКОГО / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ / SOCIO-CULTURAL POTENTIAL / METHODOLOGICAL PRINCIPLES / VYGOTSKY'S SOCIO-CULTURAL THEORY / SOCIO-CULTURAL COMPETENCE / STUDENTS OF DEPARTMENTAL UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фалеева Лия Владимировна

В статье рассматриваются методологические принципы развития социально-культурного потенциала (культурного соответствия и духовности, принцип диалога между культурами и цивилизациями, принцип культурного разнообразия, принцип культурного разнообразия, принцип гуманизма, принцип культурной рефлексии) обучающихся ведомственных вузов. Помимо методологических принципов автор обосновывает процесс развития социально-культурного потенциала социокультурной теорией Л.С. Выготского, рассматривая ее с позиции современного образовательного процесса ведомственного вуза и социокультурной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL AND CULTURAL POTENTIAL OF DEPARTMENTAL UNIVERSITY STUDENTS

The article discusses the methodological principles of development of socio-cultural potential (cultural conformity and spirituality, the principle of dialogue between cultures and civilizations, the principle of cultural diversity, the principle of cultural diversity, the principle of humanism, the principle of cultural reflection) of students of departmental universities. In addition to methodological principles, the author substantiates the process of development of socio-cultural potential by L.S. Vygotsky's socio-cultural theory, considering it from the perspective of the modern educational process of a departmental University and the socio-cultural situation.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ»

Литература:

1. Иукова С.И. Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися коррекционной школы VIII вида // Обучение и воспитание: методика и практика. - 2015. - № 18. - С. 65-69

2. Колосова Е.Е. Приемы и методы формирования экономических понятий на уроках математики во вспомогательной школе // Дефектология. - 2000. - № 4.

3. Колосова Е.Е. Социальная значимость уроков математики с элементами экономики в коррекционной школе VIII вида //Коррекционная педагогика. - 2006. - № 2 (14).

4. Мажитова С.С. Социальная адаптация детей - сирот [Электронный ресурс] // Евразийский союз учёных. - 2015. - № 6-3 (15). - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1081 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27209999 (дата обращения: 12.11.2020)

5. Рябова Н.В. Формирование знаний и умений хозяйственно-бытовой деятельности у учащихся сельской специальной школы // Н.В. Рябова // Дефектология. - 1996. - №4. - С. 33-39.

6. Стариченко Т.Н. Практико-ориентированный подход к экономическому образованию старшеклассников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: дис. ...канд.пед.наук: 13.00.01 // Стариченко Татьяна Николаевна. - М., 2004.

7. Стариченко Т.Н. Программа по курсу «Экономический практикум» для выпускного класса вспомогательной школы / Т.Н. Стариченко // Дефектология. - 2000. - №5. - С. 34-41.

8. Стариченко Т.Н. Уроки экономики в выпускном классе вспомогательной школы // Дефектология. -2002. - № 5. - С. 46-56.

9. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №3. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1081 (дата обращения: 12.11.2020)

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук Фалеева Лия Владимировна

Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования Кировский институт повышения квалификации работников ФСИН России (г. Киров)

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ

ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ

Аннотация. В статье рассматриваются методологические принципы развития социально-культурного потенциала (культурного соответствия и духовности, принцип диалога между культурами и цивилизациями, принцип культурного разнообразия, принцип культурного разнообразия, принцип гуманизма, принцип культурной рефлексии) обучающихся ведомственных вузов. Помимо методологических принципов автор обосновывает процесс развития социально-культурного потенциала социокультурной теорией Л.С. Выготского, рассматривая ее с позиции современного образовательного процесса ведомственного вуза и социокультурной ситуации.

Ключевые слова: социально-культурный потенциал, методологические принципы, социокультурная теория Выготского, социокультурная компетентность, обучающиеся ведомственных вузов.

Anrntation. The article discusses the methodological principles of development of socio-cultural potential (cultural conformity and spirituality, the principle of dialogue between cultures and civilizations, the principle of cultural diversity, the principle of cultural diversity, the principle of humanism, the principle of cultural reflection) of students of departmental universities. In addition to methodological principles, the author substantiates the process of development of socio-cultural potential by L.S. Vygotsky's socio-cultural theory, considering it from the perspective of the modern educational process of a departmental University and the socio-cultural situation.

Keywords: socio-cultural potential, methodological principles, Vygotsky's socio-cultural theory, socio-cultural competence, students of departmental universities.

Введение. Развитие социально-культурного потенциала личности выступает ключевым звеном в процессе социокультурного воспитания и профессионального становления обучающихся ведомственных вузов. В ракурсе этого целесообразно рассмотреть принципы развития социально-культурного потенциала личности и социокультурную теорию для того, чтобы объяснить, как индивидуальное развитие связано с культурным, институциональным и историческим контекстом социально-культурного потенциала личности.

Изложение основного материала статьи. В логике исследования по социокультурному воспитанию оправданно, прежде всего, рассмотреть принципы развития социально-культурного потенциала личности.

Задачи социокультурного воспитания могут быть решены, если данный вид воспитания осуществляется с учетом таких методологических принципов, как принцип культурного соответствия и духовности, принцип диалога между культурами и цивилизациями, принцип культурного разнообразия, принцип культурного разнообразия, принцип гуманизма, принцип культурной рефлексии.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Принцип культурного соответствия и духовности. Культурное соответствие или конформность предполагает согласование взглядов, убеждений и поведения обучающихся в соответствии с групповыми нормами и политикой ведомственной организации. Нормы - это неявные, особые правила, общие для группы людей, которые определяют их взаимодействие с другими. Личность предпочитает подчиняться обществу, а не преследовать личные желания - эта тенденция к конформизму возникает в небольших группах или обществе в целом и может быть результатом социального давления. Конформность часто ассоциируется со студенческим возрастом и молодежной культурой. Именно поэтому важно организовать правильное влияние окружающей среды, в нашем случае - это среда ведомственного вуза, конформинг в среде обучающихся, что позволяет им учиться и, таким образом, формировать соответствующее поведение, необходимое для взаимодействия и правильного развития в своей общности. Конформность влияет на формирование и поддержку социально-культурных норм, помогая обучающимся правильно действовать в процессе устранения некорректного поведения, которое рассматривается как противоречащее установленным

правилам. В этом смысле принцип культурного соответствия можно воспринимать как положительный фактор в процессе развития социально-культурного потенциала обучающихся ведомственных вузов.

Рассматривая духовность отметим, что она основана на «глубочайших ценностях и смыслах, которыми живут люди». Духовность характеризуется гуманистическими идеями морального характера и такими качествами, как: любовь, сострадание, терпение, терпимость, прощение, удовлетворенность, ответственность, гармония и забота о других - это аспекты жизни и индивидуального опыта, которые выходят за рамки чисто материалистического взгляда на мир.

Принцип диалога между культурами и цивилизациями. Наша культурная среда быстро меняется и становится все более разнообразной. Культурное разнообразие является важным условием человеческого общества, вызванным трансграничной миграцией, претензиями национальных и других меньшинств на культурную самобытность, культурными эффектами глобализации, растущей взаимозависимостью между всеми регионами мира и развитием информации и средств коммуникации.

В ракурсе этого принципа в ведомственном вузе организуется работа по повышению уровня социально-культурного развития обучающихся и формирование отрицательного отношения к таким явлениям как расизм, ксенофобия, нетерпимость, дискриминация другие. Цель процесса развития социально-культурного потенциала обучающихся - это научиться мирно и конструктивно взаимодействовать в многокультурном мире и развить чувство общности и этнической принадлежности. Межкультурный диалог также может быть инструментом предотвращения и разрешения конфликтов путем повышения уважения к правам человека, демократии и верховенству закона.

Принцип культурного разнообразия. Любое самоопределение личности всегда подразумевает выбор того или иного варианта деятельности в нескольких возможностях. Самоопределение в спектре изучаемых культур родного и иностранного языковых сообществ для каждого типа культуры возможно только через приобщение обучающихся к некоторым образцам поведения в родной стране и в других странах [8].

Анализируемый нами принцип культурного разнообразия уточняет и дополняет общий принцип культурного соответствия. Главная идея этого принципа - познакомить студентов с видами культуры, представители которых есть в академической группе. На младших и старших курсах обучения обучающиеся должны иметь возможность познакомиться с культурным разнообразием, охватывающим практически все аспекты культуры страны представителей обучающихся.

Принцип гуманизма подчеркивает важность человеческих ценностей и достоинства. Он предполагает, что обучающиеся могут решать проблемы с помощью науки и разума. Гуманизм направлен на то, чтобы помочь людям жить хорошо, добиться личностного роста и сделать мир лучше. Обучение в русле принципа гуманизма предполагает, что обучающиеся свободолюбивы, способны добиваться наилучших результатов, когда создается идеальная среда обучения. Идеальная среда обучения должна удовлетворять социальные, эмоциональные и познавательные потребности обучающегося и является эффективной средой развития социально-культурного потенциала обучающихся ведомственных вузов.

Принцип культурной рефлексии. В основе психологического процесса самоидентификации лежит такой психологический процесс, как рефлексия. Самоопределение происходит в результате постоянного внутреннего диалога личности. Как свидетельствуют фундаментальные труды известных ученых, в результате этого диалога каждый приходит к лучшему пониманию самого себя. Для процесса культурного самоопределения личности необходимо по мере изучения материальной культуры создавать дидактико-методологические материалы с тем, чтобы каждый мог размышлять о своей культуре. Таким образом, обучающийся определит свое место в спектре изучаемых культур, осознает общечеловеческие ценности, а также определит свою роль и функцию в глобальных человеческих процессах. Вот почему через культурную рефлексию, обучающиеся ведомственного вуза смогут осознать себя как культурно-исторический субъект, субъект диалога культур с многогрупповым членством.

Таким образом, предложенные методологические принципы развития социально-культурного потенциала уточняют и расширяют в своем дидактическом наполнении процесс обучения культуре и создают условия для культурного самоопределения обучающихся в предметах социально-культурного характера.

Далее рассмотрим социокультурную теорию, которая в дополнение в обозначенным выше принципам обеспечивает эффективность процесса развития социально-культурного потенциала обучающихся ведомственных вузов.

Автором социокультурной теории является Л.С. Выготский, советский педагог и психолог, литературный критик. По его мнению, социальное взаимодействие - это источник обучения и развития, который не находится исключительно в сознании личности. Социокультурная теория объясняет взаимосвязь между физиологическими аспектами личности и контекстами, которые производятся в социальном или культурном плане: эти взаимодействия трансформируют когнитивные функции личности и определяют его социально-культурный потенциал.

В центре внимания социокультурной точки зрения находятся роли, которые участники играют в процессе социального взаимодействия и культурно организованных видах деятельности в ведомственном вузе. Социокультурная теория подчеркивает такой важный факт, что взаимодействие между обучающимися и культурно-образовательной средой в значительной степени определяется социальным процессом.

В подтверждение этой позиции приведем точку зрения Л.В. Фалеевой, считает, что образовательная среда выступает как совокупность элементов, воздействующих на процесс гуманитарного образования и характеризуемых гуманистической направленностью, включая материальный и духовный компоненты социокультурной сферы и другие элементы микросреды вуза.

Также, в процессе подготовки обучающихся влияние образовательной среды ведомственного вуза проявляется в следующих аспектах: мировоззренческом - как освоение гуманитарных идеалов и ценностей; мотивационном - как создание положительной установки на освоение профессионально-образовательной программы подготовки, развитие своих способностей и общекультурной социализации; в плане социализации личности - как освоение социально значимой информации и технологии деятельности в различных сферах социокультурного бытия (политической, культурно-досуговой, семейно-бытовой и др.); в формировании гражданских качеств, развитии способностей и творческого потенциала личности.

Общей целевой направленностью образовательной среды, по мнению Л.В. Фалеевой, является ее воздействие на личность в интересах формирования гуманитарной культуры обучающихся, включающей в

себя не только гуманитарное знание, но и соответствующие способности, их применение в профессионально и социально-значимых сферах деятельности и в самоорганизации своей жизненной стратегии.

Итак, процесс обучения в ведомственном вузе активизирует различные внутренние процессы развития, которые могут работать только тогда, когда обучающийся взаимодействует с людьми из своего окружения и со своими сверстниками, поэтому правильно организованное обучение приводит к умственному развитию и ускоряет различные процессы воспитания, которые были бы невозможны без обучения. Таким образом, обучение является необходимым и универсальным аспектом процесса развития социально-культурного потенциала личности обучающегося ведомственного вуза.

В поддержку этой точки зрения Л.С. Выготский представил конструкцию зоны ближайшего развития как принципиальный подход к проблеме, согласно которой обучение должно соответствовать уровню развития обучающегося: для понимания взаимосвязи между развитием и обучением необходимо различать два уровня развития: фактический и потенциальный уровни развития. Фактическое относится к тем достижениям, которое обучающийся может продемонстрировать или выполнить самостоятельно в отличие от потенциальных уровней.

Таким образом, продуктивные взаимодействия - это те взаимодействия, которые ориентируют обучение на зону ближайшего развития; в противном случае обучение будет отставать от развития обучающегося. «Единственное хорошее обучение - это то, что опережает развитие» - считает Л.С. Выготский.

Согласно социокультурной мысли, на деятельность, такую как обучение и поведение, влияют индивидуальные, социальные и контекстные особенности, поэтому при изучении социально-культурного потенциала личности обучающихся важно помнить о контексте, в котором оно имело место. По словам Л. С. Выготского, когда дело доходит до социально-культурного развития, личность использует совместные диалоги с более осведомленными членами общества (в нашем случае с преподавателями ведомственных организаций), чтобы узнать различные аспекты культуры вуза и будущей профессии: ценности, убеждения, нормы и способы решения различных проблем.

Л.С. Выготский выдвинул огромное количество идей за свою короткую жизнь как ученый (он умер, когда ему было всего 37 лет), некоторые из которых уместно охарактеризовать как недооцененные. Одним из наиболее часто критикуемых аспектов теории Л.С. Выготского является его модель интернализации. Например, Кобб и Якель утверждали, что этот аспект теории Л.С. Выготского представляет собой модель передачи, в которой «студенты наследуют культурные значения, составляющие их интеллектуальное наследие, от предшествующих поколений». Также существует альтернативная модель участия в культурном развитии, которая может быть полезной для преодоления дуализма. Она представляет собой развитие как преобразование индивидуального опыта в социокультурной деятельности. Трансформация обучающихся происходит по мере того, как участники деятельности принимают на себя возрастающую ответственность за определенную деятельность. Итак, концепция управляемого участия подчеркивает, что когнитивное развитие происходит в социальном контексте, расширяя социокультурную теорию за пределы языкового диалога.

Важно отметить, что управляемое участие основывается на концепции Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и расширяет ее. В рамках ведомственной образовательной организации управляемое участие в большей степени сосредоточено на взаимосвязи и взаимодействии обучающихся с профессорско-преподавательским составом и на том факте, что «управляемое» не обязательно означает лицом к лицу. Например, обучающийся, работающий над исследовательским проектом один, в любом случае «руководствуется» наставлениями преподавателя, научными взглядами, которые помогают сформировать написание исследовательского отчета в процессе социально-культурной деятельности.

Таким образом, необходимость создания условий для развития социально-культурного потенциала обучающихся требует от ведомственных вузов повышения качества знаний и поиск новых эффективных путей реформирования обучения с учетом современных требований. Итогом такой деятельности должно стать развитие социально-культурного потенциала личности обучающихся и сформированная у них социокультурная компетентность. Социокультурную компетентность обучающихся ведомственных вузов мы понимаем как способность и готовность участвовать в диалоге культур межкультурного общения, основанного на принципах сотрудничества, уважения, терпимости к социокультурным различиям и преодоления культурных барьеров.

В содержании обучения с позиции развития социально-культурного потенциала присутствует компонент культурных областей, таких как наука и искусство, история и религия, национальные парки и другие. Единицей универсального формирования социально-культурного потенциала обучающихся ведомственных вузов выступает компонент знаний. Он представлен как базовая единица культуры, как единица концептуальной системы личности, отражающая ранг и опыт. Практика показывает, что важную роль в процессе развития социально-культурного потенциала играет менталитет, потому что культура отражается человеческим сознанием и только потом закрепляется за определенной культурной формой или структурой. Менталитет имеет еще один компонент - культурное самоопределение, которое может включать в себя вышеупомянутые общие ситуационные характеристики. Культурное самоопределение понимается как осознание своего места в спектре культур и целенаправленная деятельность по включению себя в определенную культурную группу.

Развитие социально-культурного потенциала обучающихся ведомственных вузов необходимо начинать в овладения стратегиями культурного образования. Ключевая роль в этом процесс отводится преподавателю ведомственного вуза и заключается в отборе учебных материалов для формирования социально-культурного потенциала. Такое обучение предполагает формирование коммуникативной компетенции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентируя обучающихся на «вхождение» в иную культурную среду. Для такого обучения характерны, прежде всего, нетрадиционные формы проведения занятий.

Формирование и развитие социально-культурного потенциала дает обучающимся ведомственных вузов возможность спрогнозировать возможные социокультурные помехи в межкультурном общении и способы их устранения; адаптироваться к чужой среде, умело следуя канонам цивилизованной культурной среды, проявляя уважение к традициям, ритуалам и образу жизни представителей другого культурного общества; обеспечить основу для дальнейшего развития социально-культурного потенциала; овладеть способами презентации своей культуры в чужой среде, заняться социокультурным самообразованием в других, ранее не изученных областях, прямо и опосредовано.

Для того чтобы помочь обучающемуся ведомственного вуза пройти через «зону ближайшего развития», преподавателям рекомендуется сосредоточить внимание на трех важных компонентах, которые помогают процессу развития социокультурного потенциала: присутствие кого-то со знаниями и навыками, превосходящими рамки обучающегося (более знающий другой); социальные взаимодействия с опытным наставником, которые позволяют обучающемуся наблюдать и практиковать свои навыки; вспомогательные мероприятия (теория «учебных лесов»), предоставляемые преподавателем или более компетентным коллегой, чтобы поддержать обучающегося, когда он проходит через зону ближайшего развития.

Разберем каждый компонент более подробно.

Первый компонент - это более осведомленный другой (преподаватель или эксперт) в некоторой степени говорит само за себя; он относится к кому-то, кто лучше понимает или имеет более высокий уровень способностей, чем обучающийся, в отношении конкретной задачи, процесса или концепции.

Второй компонент предполагает наличие социального взаимодействия. Социальное взаимодействие, согласно Л.С. Выготскому, очень важная составляющая обучения и происходит через социальное взаимодействие с умелым наставником. Преподаватель может моделировать поведение обучающихся или давать им устные инструкции, - Л.С. Выготский называет это кооперативным диалогом. Обучающиеся пытается понять действия или инструкции, предоставляемые наставником, затем усваивают информацию, используя ее для руководства или регулирования своей собственной деятельности.

Вспомогательные мероприятия или теория «учебных лесов» выступают третьим компонентом в процессе развития социокультурного потенциала обучающихся. Важно отметить, что Л.С. Выготский в своих работах никогда не использовал термин «строительные леса», и он был введен Вудом, Брунером и Россом, которые определяют строительные леса как процесс, который позволяет обучающимся решить задачу или достичь цели, выходящей за рамки его самостоятельных усилий. В ходе реализации теории «строительных лесов» преподаватели включают в процесс обучения моделирование навыков, предоставление подсказок и адаптируют материал к особенностям профессиональной деятельности.

Развитие социально-культурного потенциала обучающихся в ракурсе зоны ближайшего развития Л.С. Выготского можно разбить на три этапа:

- задачи, которые обучающийся может выполнять без посторонней помощи. В эту категорию входит все, что человек может делать без помощи более опытного человека;

- задачи, которые обучающийся может выполнять с помощью. В эту категорию входят задачи, которые человек не может выполнить самостоятельно, но может выполнить с помощью наставника. Задачи находятся в круге навыков и в зоне ближайшего развития;

- задачи, которые ученик не сможет выполнить без посторонней помощи. В последнюю категорию входят задачи, которые сложно выполнить даже с помощью инструктора.

Итак, обучение, основанное на социокультурной перспективе, происходит через взаимодействие, переговоры и сотрудничество. Развитие социально-культурного потенциала обучающихся, основанное на социокультурной теории, заключается в том, что в ведомственной образовательной организацией уделяется внимание дискурсу, нормам и практикам, связанным с конкретными дискурсивными и практикующими знаниям. Цель такого обучения помочь обучающимся участвовать в мероприятиях, разговаривать и использовать средства в соответствии с профессиональной практикой (например, ученых, кинологов, историков и др.).

Эта цель согласуется с исследовательскими подходами, в которых преподаватели и обучающиеся являются соучредителями, но преподаватели являются посредниками между личными знаниями обучающихся, знаниями, возникающими в результате коллективного мышления и научно устоявшихся знаниях общества в целом. Следовательно, с точки зрения Л.С. Выготского, когнитивное развитие обучающихся происходит путем изучения процессов, в которых он участвует в совместных мероприятиях, и то, как это участие оказывает влияние в других видах деятельности.

Выводы. Таким образом, развитие социально-культурного потенциала обучающихся ведомственных вузов - это управляемое обучение, базирующееся на процессе социализации, при котором обучающиеся приобретают культурно значимые навыки и действия, решая на практике в различных социально-культурных задачах.

Литература:

1. Болина В.В. Формирование социокультурной компетентности будущего учителя: автореф. дисс. ... канд.пед.наук / М.В. Болина. - Челябинск, 2000. - 18 с.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 504 с.

3. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъективных отношений / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1998. - С. 102-115.

4. Сафонова В.В. Социокультурный подход к изучению иностранного языка как специальности / В.В. Сафонова. - М.: Просвещение, 2006. - 28 с.

5. Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур: монография / П.В. Сысоев. - Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Р. Державина, 2001. - 145 с.

6. Фалеева Л.В. Студент и образовательная среда вуза: социально-культурный контекст / Л.В. Фалеева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - № 2 (11). - С. 113-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.