Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА / КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаехов Рим Фазылович

В статье рассматриваются вопросы воспитательного потенциала досуговой деятельности, которая организуется для обучающихся ведомственных вузов. Автор представляет характеристику и структуру досуговой деятельности, ее воспитательные средства. Авторская позиция на феноменологию досуговой деятельности ведомственного вуза Федеральной службы исполнения наказаний характеризуется в контексте реализации ее воспитательного потенциала, воздействующего на уровень воспитанности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаехов Рим Фазылович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF LEISURE ACTIVITIES OF DEPARTMENTAL UNIVERSITY

The article deals with the educational potential of leisure activities, which is organized for students of departmental universities. The author presents the characteristics and structure of leisure activities, its educational means. The author's position on the phenomenology of leisure activities of the departmental university of the Federal Penitentiary Service is characterized in the context of the implementation of its educational potential, which affects the level of education of students.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА»

10. Чумарова Л.Г., Мухаметзянова Р.И., Гатауллина Р.В. Использование преданий в процессе обучения иностранному языку // 12-ая Международ. науч.-практич. конференция «Иностранные языки в современном мире «ИМО К(П)ФУ, 6-7 июня 2019 г.

11. Allen, V.F. (1993). Techniques in vocabulary teaching. Oxford University Press, New York.

12. Chumarova, L., Kasimova R., Gataullina, R. (2019) "Pedagogical Value of Folklore", The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, Volume LXXVIII - IFTE 2019, 805-811, 2020

13. Roulet, E. (1972). Linguistic Theory, Linguistic Description, and Language Teaching. London, Longman.

14. Sabirova D.R., & Khanipova, R.R. (2019) Innovative approaches to teaching and learning English as second and English as a foreign language in multilingual education. Humanities & Social Sciences Reviews. Vol. 7., Is. 6., 45-48.

15. Stern, H.H. (1983) Fundamental Concepts of Language Teaching. Oxford: Oxford University Press.

16. Terentyeva I.V, Chumarova L.G, Fakhrutdinova A.V, Education of students by means of national and cultural heritage // Hamdard Islamicus. - 2020. - Vol. 43, Is. 1. - P. 1279-1286.

Педагогика

УДК 378.18

аспирант Шаехов Рим Фазылович

Частное образовательное учреждение высшего образования «Вятский социально-экономический институт» (г. Киров), старший преподаватель Пермский институт ФСИН РФ (г. Пермь)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы воспитательного потенциала досуговой деятельности, которая организуется для обучающихся ведомственных вузов. Автор представляет характеристику и структуру досуговой деятельности, ее воспитательные средства. Авторская позиция на феноменологию досуговой деятельности ведомственного вуза Федеральной службы исполнения наказаний характеризуется в контексте реализации ее воспитательного потенциала, воздействующего на уровень воспитанности обучающихся.

Ключевые слова. воспитательный потенциал, досуговая деятельность, обучающиеся ведомственного вуза, культурные практики организации досуга, социальные ценности.

Annоtation. The article deals with the educational potential of leisure activities, which is organized for students of departmental universities. The author presents the characteristics and structure of leisure activities, its educational means. The author's position on the phenomenology of leisure activities of the departmental university of the Federal Penitentiary Service is characterized in the context of the implementation of its educational potential, which affects the level of education of students.

Keywords: educational potential, leisure activities, students of a departmental university, cultural practices of organizing leisure, social values.

Введение. Философия современного образования предлагает образовательным учреждениям рассматривать обучающихся в целом - его интеллектуальные способности, физическое состояние, социальные отношения и компетентность, моральные и религиозные идеалы, экономические ресурсы и его эстетические взгляды. Акцент, конечно же, следует делать на интеллектуальное развитие обучающегося, но это не исключает развитие важных личностных качеств образованного человека.

Принимая во внимание эту философию, программы отдыха в воспитательной деятельности должна быть неотъемлемой частью образовательного процесса любого образовательного учреждения. Как утверждают ученые и практики, отдых не является единственной целью или центром студенческой жизни, но у него есть признанное место и цель. Таким образом, студенческая деятельность и развлекательные программы, если правильно администрируются, то действительно являются «внеклассной» деятельностью, а не «внеклассными» мероприятиями.

Изложение основного материала статьи. Времена и потребности меняются. В сегодняшнем благополучном обществе у обучающихся стало больше времени на досуг. Следовательно, если административный состав и другие заинтересованные лица знают, что такое свободное время и занятия, которыми обучающиеся занимаются или, возможно, интересуются, то досуговые программы могут быть лучше инициированы для принятия обучающимися социальных ценностей.

Информация по результатам метода случайной выборки показывает, что обучающиеся в возрасте от 15 до 18 лет тратят на досуг в течение недели от 17 до 22 часов. Обучающиеся ведомственных вузов живут на территории вуза и они имеют на досуг чуть меньше времени.

Досуговые мероприятия в ведомственном вузе, как правило, проходят с высокой посещаемостью: обучающиеся посещают городские, всероссийские и международные мероприятия (81% от общей выборки), читают и обсуждают книги (25% от общей выборки), посещают концерты (43% от общей выборки), слушают дополнительные лекции (49% от общей выборки), смотрят фильмы (71% от общей выборки). Социальная и коммуникационная деятельность в формате «социальные сети», является у обучающихся, безусловно, самой популярной [3; 5; 7].

Досуговая деятельность за пределами вуза, которой занимаются обучающиеся, проранжирована нами следующим образом: прогулки ради удовольствия, выход на ужин, посещение вечеринок. Но большинство обучающихся проводят свое свободное время пассивно, в социальных сетях, указывая на нехватку времени для участия в различной досуговой деятельности, которая организуется в ведомственном вузе, а также отсутствие знаний и отсутствие средств.

Продуктивное использование воспитательного потенциала досуговой деятельности - одна из задач развития общей культуры личности. В процессе осуществления своего досугового общения в различных сферах жизнедеятельности, важно, чтобы личность делала это продуктивно, рационально и творчески [1; 2; 9; 10].

Сегодня досуг составляет большую часть жизнь людей, он присутствует в большинстве видов деятельности и состоит из самых простых и повседневных таких мероприятий, как покупки в супермаркете, выгуливание собаки и покупка прессы. К досугу относятся такие виды деятельности, как поход в кино, игра в футбол, посещение музея или библиотеки. Выполнив один или два раза любой вид деятельности, обучающийся может понять, что приятно делать. Если это приятно, то тогда мы повторяем этот вид деятельности и это становится устойчивый во времени досуг, потому что, в нем допустимо быть самим собой, развиваться и расслабляться, потому что в нем нет ничего, кроме наслаждения. Следовательно, в процессе досуговой деятельности мы узнаем себя, и узнают нас, мы усваиваем социальные ценности в контексте организуемого досуга.

В отличие от других контекстов (семья, работа и др.), досуг является наиболее гибким и наименее структурированным. В этом сильная сторона досуга - его демократичность власти, что способствует исчезновению или уменьшение различий, которые могут существовать между социальными классами, расами, религиями, ориентациями. У всех одинаковые возможности, в досуге каждый человек считается таковым независимо от цвета кожи, одежды бренды или идеологии. Это приводит нас к пониманию того, что функции досуга являются социально связующими, способствующими, поощряющими личность к участию и открытию новых пространств без утилитарной цели.

Досуг как «передатчик» социальных ценностей можно считать инновационным, если культурные мероприятия предлагаются от общественного сектора. В этом случае воспитательный потенциал досуговой деятельности эффективнее воздействует на социальную идентичность личности, формируя социальные связи с целью укрепления социальной группы, частью которой она является.

При изучении досуговых практик особое внимание, считают ученые и практики, требуют такие аспекты как: 1) рост роли интернета в досуговых практиках обучающихся; 2) предпочтение значительного количества обучающихся пассивному отдыху; 3) непостоянная позиция в отношении самообразования, благоприятно воздействующей на культуры досуга и развитие личности в целом.

Структура досуга современного обучающегося включает в себя следующие части: 1) дом (пассивный отдых, общение с узким кругом родственников, домашние заботы, отдых перед телевизором, компьютером); 2) коммуникация (общение с друзьями в реальном, виртуальном мире) и интернет (социальные сети, просмотр видео, онлайн игры, чтение информационных материалов и т.д.); 3) развитие (физическое - занятия спортом, посещение фитнес-центров, прогулки, походы; духовное - чтение, посещение выставок современного искусства, музеев занятие наукой); 4) развлечения (походы в клуб, кафе, театр, кино, на концерты, фестивали, в музеи); 5) социальная активность (участие в массовых культурных мероприятиях вуза, благотворительных организациях); 6) самообразование [1; 11; 12]. Следовательно, знание частей структуры досуга позволит определить пути формирования конструктивной досуговой деятельности обучающихся ведомственных вузов и минимизировать мотивацию молодежи к деструктивным формам досуга.

Можем сделать вывод, что досуговая деятельность обучающихся - это социокультурный феномен, совокупность ежедневных практик, создаваемых обучающимися как самостоятельно, так и под влиянием воспитательной системы, института семьи, СМИ и других социально-значимых факторов, историческими и социокультурными условиями.

Важность обращения к исследованию досуговой деятельности и ее воспитательного потенциала объясняется влиянием повседневности на развитие личности обучающегося, его социально-культурного потенциала, личностных и профессиональных качеств. Содержательная характеристика социально-культурного потенциала обучающихся отражает значимые качества самоорганизации личности, состоящих в сочетании комплекса проектировочного (умение планировать, умение формировать стратегию общекультурного развития и самосовершенствования), организационного (умение ориентироваться и управлять свободным временем), оценочного (умение оценивать проведенный досуг) опыта.

Развитие социально-культурного потенциала обучающихся происходит ежедневно вне зависимости от возраста, пола, религии, этнической принадлежности и степени озабоченностью повседневностью. Следовательно, важно понимать, почему обучающиеся обладают тем или иным характером и уровнем сформированности социально-культурного потенциала, знать и уметь конструировать условия, позволяющие его совершенствовать.

В педагогической литературе представлены разные концепции образовательного и воспитательного процесса, выявляющие роль досуговой деятельности в нравственном становлении обучающихся, проанализированы технологии, ориентированные на восстановление духовного потенциала личности, рассмотрены такие виды педагогического процесса как социально-педагогическая поддержка и сопровождение. Все это позволяет говорить о том, что создана психолого-педагогическая база для изучения проблемы социально-педагогического сопровождения процесса развития социально-культурного потенциала обучающихся [4; 8; 13]. Педагоги базируются на этих данных и используют их при определении объективных возможностей досуговой деятельности в духовном наполнении свободного времени обучающихся, учитывая, в том числе, и его рекреационную функцию. Предметом педагогики, в первую очередь, выступает досуг как форма деятельности в свободное время, обеспечивающая отдых, органично совмещенный с разносторонним физическим и духовым развитием личности.

В ходе опытно-экспериментальной работы, проведенной в ведомственном вузе, нами были апробированы различные формы досуговой деятельности: активная рекреация (непрофессиональный спорт, прогулки и иные формы общения с природой, спортивные и интеллектуальные игры, разведение цветов и т.д.); товарищеское общение, развлечения, тематические праздники, посещения спортивных состязаний, кружков, клубов и т.д.; индивидуальное потребление ценностей культуры (чтение, прослушивание/просмотр передач, музыкальных записей, просмотр телепрограмм, восприятие компьютерной информации и т.д.); потребление духовных ценностей публично-зрелищного характера (кино, театр, филармония, эстрада, цирк, музей, выставки, лектории, планетарий, зоопарк, ботанический сад и т.д.); познавательный и спортивно-оздоровительный туризм; участие в клубных объединениях, спортивных секциях и иных формах коллективного времяпрепровождения; любительское творчество (пение, музицирование, художественная самодеятельность, коллекционирование, моделирование, конструирование, ремесло и т.д.). Досуговая деятельность позволила массово вовлечь обучающихся ведомственного вуза в процесс непрерывного просвещения и обеспечила личностно значимое неформальное общение.

В педагогике досуга выделяют два ведущих принципа: принцип совместной деятельности (формируется ценностно-ориентационное единство группы) и принцип интереса (от этого зависит досуговая активность или пассивность личности). Исходя из определения, сущности и функций досуга, отметим специфические особенности досуговой деятельности:

- действительный ее мотив - потребность личности в самом процессе этой деятельности;

- цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня;

- досуговая деятельность может носить социально-полезный характер, социально-нейтральный характер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей, а также обретать характер социально-отрицательный, асоциальный.

В отличие от предыдущих поколений, у миллениумов есть сильное желание обрести баланс между работой и личной жизнью: когда есть ожидание гибкого рабочего время, будь то свободное время для личных нужд, небольшие перерывы во время рабочего дня или работа дома. Исследования подтверждают идею о том, что перерывы в течение учебного дня дают положительные результаты в повышении производительности и продуктивности обучения.

Таким образом, исследования подтверждают идею, о том, что досуг может привести к положительным результатам, но досуг - это индивидуальный опыт. Потому понятие досуга не имеет однозначности и может восприниматься по-разному. Основное внимание должно быть обращено на индивидуальный опыт досуга, а также способы и условия досуга, способствуя сбалансированности между учебой и личной жизнью. Дисбаланс между учебой и жизнью означает, что во всех аспектах жизни существуют требования, которые может вызывать чувство подавленности, переутомления или перегрузки. Удовлетворение от жизни является важным аспектом для достижения благополучия, которое может возникнуть в результате баланса учебы и жизни. Кроме того, баланс между учебой и личной жизнью будет зависеть от выбора и ограничений, которые существуют на индивидуальном и организационном уровнях.

Значимость умения проведения досуга - актуальная тема для обсуждения многих исследователей по различным вопросам развития личности. За последние несколько десятилетий исследователи доказали, что проведение полезного досуга положительно сказывается как на психологическом, так и на физическом здоровье. Даже развлекательные мероприятия можно считать добровольной неработающей деятельностью, которая организуется для удовольствия, сказывающегося на психологическом и на физическом состоянии человека.

Постановка проблемы изучения воспитательного потенциала досуговой деятельности в ведомственном вузе объясняется тем, что усвоение опыта организации свободного времени у обучающихся осуществляется преимущественно на репродуктивном уровне; привыкшие к тому, что его распорядок дня строго регламентирован, по окончанию обучения выпускники оказываются не приспособленным к организации своего свободного времени из-за отсутствия такого опыта. Это часто приводит к деформации личности молодого сотрудника.

Выводы. Воспитательный потенциал досуговой деятельности ведомственного вуза заключаются в возможности приобретения обучающимися интереса, потребности и опыта в процессе соучастия и сотворчества, в готовности к социальному взаимодействию с учреждениями культуры и досуга.

Литература:

1. Азарова Р.Н. Социально-педагогическая организация досуговой деятельности учащейся молодежи: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Р.Н. Азарова. - М., 2005. - 33 с.

2. Александрова, Н.С. Повседневная культура и проблема ее формирования у студентов вузов / Н.С. Александрова, А.А. Дорофеев // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. - № 4 (18). - С. 81-89.

3. Алехина, Н.В., Лепешкина, Л.Ю., Овсянникова, Н.В. Региональная повседневная культура / Н.В. Алехина, Л.Ю. Лепешкина, Н.В. Овсянникова. - М.: Инфра-М, 2013. - 263 с.

4. Ариарский, М.А. Культура и социально-культурная деятельность как движущая сила креативно-информационного общества / М.А. Ариарский // Вестник Московского государственного университета. -2010. - №1(33). - С. 84-93.

5. Бабешко, О.А. Культура повседневного досуга студентов / О.А. Бабешко // V Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум 2013» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.scienceforum.ru/ 2013/discus/155/1752

6. Гильмеева, Р.Х. Гуманитарный компонент формирования духовно-нравственного иммунитета студента / Р.Х. Гильмеева // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2014. -№ 4 (24). - С. 117-127.

7. Гончарова, Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: автореф. дис.канд.соц.наук / Н.Г. Гончарова. - Ростов-на-Дону, 2009. - 16 с.

8. Жарков, А.Д. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: сб. научных статей / А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, А.А. Жаркова / Под ред. А.Д. Жаркова. - Химки, Московская обл.: МГУКИ, 2003. - 200 с.

9. Терещенко, Г.Ф. Досуговая деятельность студенческой молодежи - один из важнейших элементов воспитания в вузе / Г.Ф. Терещенко. - Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2017. - 134 с.

10. Фалеева Л.В. Образовательное пространство вуза как фактор развития самоорганизованной личности студента // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 6 (34). - С. 16-20.

11. Хорват Д.А. Педагогическая организация культурно-досуговой работы среди студенческой молодежи в условиях социокультурной образовательной среды (на примере технического вуза) // Вестник ТВГУ. Серия «Педагогика психология». - Тверь: ТВГУ. - 2012. - № 22, Выпуск 4. - С. 363-371.

12. Шамсутдинова, Е.В. Формирование досуговой культуры студентов вуза в условиях клубного объединения: автореф. дис. .канд.пед.наук / Е.В. Шамсутдинова. - М., 2000. - 22 с.

13. Kleiber, D.A., Hutchinson, S.L., & Williams, R. (2002). Leisure as a resource in transcending negative life events: Self-protection, self-restoration, and personal transformation. Leisure Sciences, 24 (2), 219-235. doi: 10.1080/01490400252900167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.