УДК 378.1
Реализация социокультурного подхода в развитии социально-культурного потенциала обучающихся ведомственных вузов Федеральной службы исполнения наказаний России
The implementation of the socio-cultural approach in the development of the socio-cultural potential of students of departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia
Шаехов Р.Ф., Пермский институт ФСИНРоссии, [email protected] Александрова Н.С., Вятский государственный университет, [email protected]
Shaekhov R., Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, [email protected] Alexandrova N., Vyatka State University, [email protected]
DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.024
Ключевые слова: социокультурный подход, обучающиеся, социально-культурный потенциал личности, культурно-образовательная среда, общекультурные компетенции, социально-культурные нормы, досуговая деятельность, ведомственный вуз Федеральной службы исполнения наказаний России.
Keywords: socio-cultural approach, students, socio-cultural potential of a person, cultural and educational environment, general cultural competencies, socio-cultural norms, leisure activities, departmental university of the Federal Penitentiary Service of Russia.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения подходов к развитию социально-культурного потенциала личности в современных условиях. В настоящее время выпускник вуза должен не только решать многопрофильные профессиональные задачи, но и стремиться содержательно и рационально проводить свое свободное время, направленное на развитие социально-культурной активности и социально-культурного саморазвития. Цель исследования - раскрыть возможности реализации социокультурного подхода в развитии социально-культурного потенциала личности обучающихся ведомственных вузов Федеральной службы исполнения наказаний России. Методологической основой реализации социокультурного подхода является совокупность общепедагогических принципов «системности» и «личностно-деятельной направленности» и принципов: «культуросообразности», «средовой организации», «творческой активности», «ориентации на зону ближайшего развития». Авторы уточняют понятие «социально-культурный потенциал обучающихся ведомственного вуза» и обоснуют потенциал досуговой деятельности ведомственного вуза Федеральной службы исполнения наказаний России. Практическая часть -изучение социально-культурного потенциала осуществлялась путем проведения опроса обучающихся и преподавателей ведомственных вузов Федеральной службы исполнения наказаний России гг. Перми и Кемерово. Статья предназначена для работников системы высшего образования, руководителей образовательных организаций и исследователей.
Abstract. The relevance of the article is due to the need to study approaches to the development of the socio-cultural potential of the individual in modern conditions. At present, a university graduate must not only solve multidisciplinary professional tasks, but also strive to meaningfully and rationally spend his free time aimed at developing socio-cultural activity and socio-cultural self-development. The purpose of the study is to reveal the possibilities of implementing a socio-cultural approach in the development of the socio-cultural potential of the individual students of departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia. The methodological basis for the implementation of the sociocultural approach is the totality of the general pedagogical principles of "systemicity" and "personality-active orientation" and the principles of "culture-building", "environmental organization", "creative activity", and "orientation toward the zone ofproximal development". The authors clarify the concept of "socio-cultural potential of students of a departmental university" and substantiate the potential for leisure activities of a departmental university of the Federal Penitentiary Service of Russia. The practical part - the study of socio-cultural potential was carried out by conducting a survey of students and teachers of departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia: Perm and Kemerovo. The article is intended for employees of the higher education system, heads of educational organizations and researchers.
Введение. В соответствии с социокультурным подходом культурные факторы, такие как язык, искусство, социальные нормы и социальные структуры могут играть важную роль в развитии социально-культурного потенциала личности.
В современных исследованиях системный подход дополнен социокультурным подходом (А.С. Ахиезер, Г.М. Бирженюк, Н.И. Лапин, А.П. Марков, П.А. Сорокин и др.), который предлагает рассматривать:
- общество в единстве культурного и социального, преобразуемого деятельностью человека средствами образования;
- процессы формирования ценностного и ответственного отношения к миру для вхождения в культуру;
- организацию взаимодействия с миром культуры [2;4;7;14].
Обоснование важности активизации социально-культурного потенциала личности на принципах социокультурного подхода в процессе досуговой деятельности обучающихся ведомственных вузов Федеральной службы исполнения наказаний России объясняется тем, что усвоение опыта организации свободного времени у них осуществляется преимущественно на репродуктивном уровне, потому что их режим дня строго регламентирован, а по окончанию обучения они оказываются не приспособленными к организации своего свободного времени из-за отсутствия такого опыта. Современная социально-культурная парадигма, обозначенная в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г. и приказе № 555 ФСИН России «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы», является основой подготовки курсантов ведомственных вузов как сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе получения высшего образования, одновременно обязывая профессорско-преподавательский состав организовывать досуг обучающихся.
Особенный интерес в изучении досуга, считает В.М. Артемов, является досуг, организованный на социальном уровне [1]. Такой досуг, будучи частью определенного общества, привносит типы ценностей, которые формируют конкретную личность, идентифицируя ее с профессиональным сообществом с целью укрепления профессиональных убеждений и усвоения социальных моделей поведения. Итак, досуг социального уровня приносит социальную пользу в становлении социальных отношений будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы. Это укрепляет личность обучающегося ведомственного вуза Федеральной службы
исполнения наказаний России и ее социальную идентичность: она чувствует себя представленной в выбранной профессии, через эту идентичность дифференцирует себя от других профессиональных сообществ и испытывает желание соответствовать ценностям
определенной социальной группы.
Сфера досуговой деятельности позволяет обучающимся свободно выбирать формы деятельности исходя из своих интересов. Это позволяет успешно решать задачи самореализации и приобретения культурного и социального опыта. При этом освоение этого опыта успешнее происходит в организованной преподавателем деятельности, в т.ч. и досуговой, и чем выше уровень культурной организации досуга, тем выше уровень его социально-культурной активности как системообразующего качества личности.
Цель исследования - раскрыть возможности реализациисоциокультурного подхода в развитии социально-культурного потенциала личности обучающихся на базе вузов Федеральной службы исполнения наказаний России.
Материалы и методы исследования. Теоретический анализ психолого-педагогических публикаций по вопросам изучения социокультурного подхода, социально-культурного потенциала личности обучающихся; анализ ФГОС вузов Федеральной службы исполнения наказаний России и видов досуговой деятельности.
Результаты исследования. Пионером социокультурного подхода можно считать советского психолога Льва Семеновича Выготского (1896-1934). Он предположил, что взаимодействие обучающихся может
формировать и влиять на то, как они воспринимают мир, а способы обучения и развития обучающихся варьируется от культуры к культуре и специфичны для каждого отдельного общества. В то время как социально-культурные нормы общества могут быть уникальными для определенной культуры, то способ, которым они передаются из поколения в поколение, часто сходен [5].
Для реализации социокультурного подхода в культурно-образовательной среде
образовательной организации, считает Л.С. Выготский, нужно придерживаться четырех основных принципов.
1. Развитие социально-культурного
потенциала обучающихся зависит от обучения, которое является важной частью передачи культурных идей от старшего поколения к младшему. Таким образом, обучающиеся
усваивают социально-культурные нормы, которые являются специфическими для конкретной национальной культуры,
соответствующими времени.
2. Язык как знаковая система, посредством которой осуществляется коммуникация. Языковые способности человека помогают создать общество, наполненное искусством, а социально-культурный потенциал личности обучающегося не может быть рассмотрен без учета воспитательного и социального контекста культурно-образовательной среды (исследования Р.Ш. Ахмадиевой [3], В.Ш. Масленниковой [8], М.И. Рожкова [12], Л.В. Фалеевой [17]).
3. Если обучающийся воспитывается в творческой атмосфере, его мыслительный процесс и когнитивные способности, безусловно, будут отражать это влияние (Р.Ш. Ахмадиева, В.Ш. Масленникова) [3].
4. Одним из ключевых принципов социокультурного подхода Л.С. Выготского является его идея зоны ближайшего развития. Зона проксимального развития, обычно называемая ZPD, - это способ оценить способность обучающихся учиться. Л.С. Выготский полагал, что ZPD является гораздо лучшим способом измерения интеллекта обучающегося, чем с помощью стандартного академического тестирования, которое часто может не учитывать культурные различия в отношении обучения.
В центре зоны ближайшего развития по Л.С. Выготскому находится область, включающая когнитивные способности, которые постепенно развиваются. По мере того как человек взрослеет, он достигает границ, которые характеризуют потенциал его человеческого разума. Этот потенциал может быть реализован в ситуациях социального обучения. Л.С. Выготский приводит три метода, которые используются для обучения обучающихся навыкам: имитационное обучение, инструктированное обучение и совместное обучение. Все эти методы могут быть реализованы в досуговой деятельности.
Расширяя теорию Л.С. Выготского, ученые (Т. Парсонс [10], Ю.М. Резник [11], А.В.Сиволапов [13], А.Л. Темницкий [16] и др.) добавили концепцию «строительных лесов». Этот термин относится к социально-культурной деятельности и среде, которую взрослые могут предоставить своим ученикам, чтобы помочь развитию их способностей. Такими людьми могут быть родители, преподаватели, старшие братья и сестры. «Строительные леса» могут включать ролевые игры, пение, досуговую деятельность и другие социальные ситуации, в
которых можно усваиваивать социально-культурные нормы [10;11;13;16].
Социокультурный подход способствует исследованию мотивов, определяющих поведение человека. Следовательно,
социокультурный подход опирается на учение о ценностях (аксиологию) и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей (исследования П.А. Сорокина и др.) [14]. На передний план выступает идея развития обучающегося через присвоение общекультурных ценностей, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами. Социокультурный подход предполагает формирование
культуросообразного содержания образования, воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни с целью развития социально-культурного потенциала личности обучающегося.
Социально-культурный потенциал в науке (А.С. Ахиезер, Н.И. Лапин, П.А. Сорокин и др.) рассматривается как дуальное понятие и основывается на паритетности культуры и социальности, как потенциальной возможности социокультурного развития личности [2;7;14]. Исходя из научных изысканий и современной социокультурной ситуации цели образования на современном этапе, одной из задач считают развитие социально-культурного потенциала личности, воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества. Следовательно, члены общества должны соответствовать нормам культуры для того, чтобы культура существовала и функционировала, а члены общества должны хотеть соответствовать и подчиняться этим нормам (исследования Р.Х. Гильмеевой [6], Г.У. Матушанского [9], В.Я. Ядова [15], Ь.У.МикЪашегуапоуа и N.8. А1ек8ап<1гоуа) [18].
На развитие социально-культурного потенциала обучающихся вузовФедеральной службы исполнения наказаний России часто оказывает отрицательное воздействие целый ряд таких факторов, как: эклектика и суррогаты массовой культуры, коммерциализация и потребительство, которые обусловливают возникновение безынициативности и пассивного времяпровождения. В режиме дня обучающимся вузовФедеральной службы исполнения наказаний России отводится строго фиксированное
свободное время до двух часов, как правило, в вечерние часы. Вместо активного отдыха курсанты выбирают контент общения для молодежной среды без его критического анализа. При изучении досуговых практик курсантов ведомственных вузов Федеральной службы исполнения наказаний России гг. Перми и Кемерово и результатов опроса преподавателей, были зафиксированы такие аспекты, как: 1) рост роли интернета в досуговых практиках - интернет становится ведущей формой досуга; 2) предпочтение пассивному отдыху; 3) неустойчивая позиция в досуговых практиках обучающихсязанимает самообразование.
Социальная практика обучающихся вузов Федеральной службы исполнения наказаний России свидетельствует, что их бюджет времени складывается из органично взаимосвязанных, но качественно различных компонентов: учебного времени, внеаудиторного времени по выполнению заданий и свободного времени. Результаты опроса показывают, что учебное и внеучебное время, кроме досуговой деятельности, организуются преподавателями. В ходе опроса выявлены: фрагментарные знания социально-культурных норм, отсутствие мотивации к их соблюдению; досуговая деятельность не осознается как ценность; преобладание пассивное провождение свободного времени. Опрос показал более низкий уровень социально-культурного потенциала обучающихся ведомственных вузов Федеральной службы исполнения наказаний России. Причиной этого факта является то, как показывает статистика, что из года в год наблюдается снижение конкурса в эти вузы и уменьшение среднего балла по ЕГЭ у поступающих, профессия сотрудника ФСИН России не является достаточно престижной.
Анализ образовательной практики в деятельности вузов Федеральной службы исполнения наказаний России свидетельствует о приоритетности процессов развития
профессиональных качеств будущего сотрудника, исходя из того, что эта профессия сопровождается высоким уровнем нагрузок психоэмоционального характера, происходит в форме непосредственного противодействия криминальным элементам. Важно в процессе обучения в вузе сформировать у курсантов, обучающихся в условиях закрытого образовательного пространства, общекультурные компетенции, т.к. по окончанию обучения молодые сотрудники, не имея опыта социально-культурной активности и социально-культурного саморазвития, оказавшись по месту службы в
удаленных от цивилизации местах, могут подвергаться профессиональной деформации.
Заключение. Таким образом, неоднородность явления развития социально-культурного потенциала обучающихся в процессе досуговой деятельности ведомственного вуза Федеральной службы исполнения наказаний России подтверждает необходимость использования системного подхода в оценке её уровней. Поэтому мониторинг развития социально-культурного потенциала обучающихся вуза Федеральной службы исполнения наказаний России авторы предлагают осуществлять на трех уровнях: 1) ожидаемый (планируемый) уровень развития социально-культурного потенциала курсантов, который отражается в нормативных документах (ФГОС ВО, концепции социокультурного развития личности), требованиях работодателей, согласующихся с социальными нормами культуры); 2) уровень развития социально-культурного потенциала обучающихсяв образовательной среде вуза и за её пределами; 3) достигнутый уровень социально-культурного потенциала обучающихся вуза Федеральной службы исполнения наказаний России, который раскрывает его результаты развития: изменения в системе отношений, повышение уровня знаний, развитие мотивации к соблюдению этического кодекса досуга сотрудников. Компонентами социально-культурного потенциала обучающихсяявляются когнитивный, аксиологический, конативный, эмоционально-рефлексивный; показателями его развития (знания по социально-культурному потенциалу, жизненные ценности; мотив и навыки регулирования досугового времени, эмоции; навыки самооценки).
Содержательно и рационально
организованный досуг дает преимущества обучающимся вуза Федеральной службы исполнения наказаний России, которые практикуют и осуществляют его. Среди них отметим: создание воспитательной
мотивирующей среды и перспективное планирование досуговой деятельности ведомственного вуза; разработка модульной программы для преподавателей по готовности к организации досуговой деятельности
обучающихсяв ведомственном вузе; разработка и реализация спецкурса для обучающихся «Повседневная культура сотрудника» и Этического кодекса досуга сотрудника. Организация досуговой деятельности в образовательной деятельности вузов
Федеральной службы исполнения наказаний России с ее терапевтическим и гедонистическим
эффектом, который она предоставляет, будет способствовать развитию общей культуры и
повышению социально-культурного потенциала обучающихся.
Литература:
1. Артемов В.М. Социально-культурная ориентация правоохранительных органов / В.М. Артемов // Социологические исследования. - 2000. - № 1. - С. 51-54.
2. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). От прошлого к будущему / А.С. Ахиезер. - М.: Новый хронограф, 2008.
3. Ахмадиева Р.Ш. Современные методологические вопросы социально-культурной деятельности / Г.П. Меньчикова, Д.В. Шамсутдинова, Л.Ю. Сироткин, Р.Ш. Ахмадиева, В.Ш. Масленникова и др. - Казань, 2018. - 198 с.
4. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ / Г.М. Бирженюк, А.П. Марков. - СПб., 1992.
5. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. -136 с.
6. Гильмеева Р.Х. Культура как основа ценностно-смыслового самоопределения обучающейся молодежи / Р.Х. Гильмеева, С.И. Пономарева // Этническая культура в современном мире / Материалы VI Международной научно-практической конференции, посв. 100-летию Чувашской автономной области. -Чебоксары, 2020. - С. 88-92.
7. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации / Н.И Лапин. - М.: Институт философии РАН, 2000.
8. Масленникова В.Ш., Грузкова С.Ю. Когнитивное моделирование воспитательной деятельности в образовательной организации: научно-методическое пособие / В.Ш. Масленникова, С.Ю. Грузкова. - Казань: Данис, 2018. - 75 с.
9. Матушанский Г.У. Выявление общекультурных компетенций для подготовки студентов к спортивной волонтерской деятельности / Г.У. Матушанский, Р.А.
Арсланова // Казанский педагогический журнал. -2015. - № 6-2(113). - С. 339-343.
10. Парсонс Т. Понятие культуры и социальной системы / Т. Парсонс // О социальных системах; под ред В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. - М.: Академический Проект, 2002. - С. 693-776.
11. Резник Ю.М. Социокультурный подход как методология исследований / Ю.М. Резник // Вопросы социальной теории. - 2008. - Т. 11. - Вып. 1(2). - С. 305-328.
12. Рожков М.И. Практика социального воспитания: основные тенденции развития / М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 6. - С. 13-18.
13. Сиволапов А.В. К новой модели обучения: социокультурный подход / А.В. Сиволапов // Социологические исследования. - 1994. - № 3. - С. 91.
14. Сорокин П.А Социальная и культурная динамика / П.А. Сорокин. - СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного Института, 2000. - С. 732-736.
15. Структура и уровни социологического знания: традиции и новые концепции (Интервью с В.А. Ядовым) // Социологические исследования. - 2003. - № 9. - C. 17.
16. Темницкий А.Л. Исследовательские возможности категории «социокультурность» / А.Л. Темницкий // Социология. - 2007. - № 24. - С. 81-101.
17. Фалеева Л.В. Студент и образовательная среда вуза: социально-культурный контекст / Л.В. Фалеева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. - 2015. -№ 2(21). - С. 157-160.
18. Mukhametzyanova L.Y. Culture-oriented component scientific and methodical support of students' humanitarian training in university / Mukhametzyanova L.Y., Aleksandrova N.S., Greek A.D., Zatsepina M.B., Prokopyev A.I., Gaidamashko I.V. // XLinguae. - 2018. -Т. 11. - № 1. - С. 230-241.
References:
1. Artyomov V.M. Socio-cultural orientation of law enforcement bodies / V.M. Artyomov // Sociological studies. - 2000. - №> 1. - S. 51-54.
2. Akhiezer A.S. Russia: criticism of historical experience (Sociocultural dynamics of Russia). From the past to the future / A.S. Akhiezer. - M.: New Chronograph, 2008.
3. Akhmadieva R.Sh. Modern methodological issues of socio-cultural activity / G.P. Menchikova D.V. Shamsutdinova, L.Yu. Sirotkin, R.Sh. Akhmadieva, V.Sh. Maslennikova et al. - Kazan, 2018. - 198 p.
4. Birzhenyuk G.M., Markov A.P. Fundamentals of regional cultural policy and the formation of cultural and leisure programs / G.M. Birzhenyuk, A.P. Markov. - SPb., 1992.
5. Vygotsky L.S. Psychology of human development / L.S. Vygotsky. - M.: Publishing house Sense; Eksmo, 2005. - 136 s.
6. Gilmeeva R.Kh. Culture as the basis of value-semantic self-determination of learning youth / R.Kh. Gilmeeva, S.I. Ponomareva // Ethnic Culture in the Modern World / Materials of the VI International Scientific and Practical Conference, dedicated. 100th anniversary of the Chuvash Autonomous Region. - Cheboksary, 2020. - S. 88-92.
7. Lapin N.I. Ways of Russia: sociocultural transformations / N.I. Lapin. - M.: Institute of Philosophy RAS, 2000.
8. Maslennikova V.Sh., Gruzkova S.Yu. Cognitive modeling of educational activities in an educational
organization: a scientific and methodological manual / V.Sh. Maslennikova, S.Yu. Gruzkova. - Kazan: Danis, 2018. - 75 p.
9. Matushansky G.U. Identification of general cultural competencies for preparing students for sports volunteering / G.U. Matushansky, R.A. Arslanova // Kazan Pedagogical Journal. - 2015. - № 6-2 (113). - S. 339-343.
10. Parsons T. The concept of culture and social system / T. Parsons // On social systems; Edited by V.F. Chesnokova and S.A. Belanovsky. - M.: Academic Project, 2002. - S. 693-776.
11. Reznik Yu.M. Sociocultural approach as a research methodology / Yu.M. Reznik // Questions of social theory. - 2008. - T. 11. - Issue. 1 (2). - S. 305-328.
12. Rozhkov M.I. The practice of social education: the main development trends / M.I. Rozhkov // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2017. - № 6. - S. 13-18.
13. Sivolapov A.V. To a new model of education: sociocultural approach / A.V. Sivolapov // Sociological studies. - 1994. - № 3. - S. 91.
14. Sorokin P.A. Social and cultural dynamics / P.A. Sorokin. - St. Petersburg: Publishing House of the Russian Christian Humanitarian Institute, 2000. - S. 732-736.
15. The structure and levels of sociological knowledge: traditions and new concepts (Interview with V.A. Yadov) // Sociological studies. - 2003. - № 9. - C. 17.
16. Temnitsky A.L. Research capabilities of the category "socioculturalism" / A.L. Temnitsky // Sociology. - 2007. - № 24. - S. 81-101.
17. Faleeva L.V. Student and educational environment of the university: socio-cultural context / L.V. Faleeva // Vector of science of Togliatti State University. Series: pedagogy, psychology. - 2015. - № 2 (21). - S. 157-160.
18. Mukhametzyanova L.Y. Culture-oriented component scientific and methodical support of students' humanitarian training in university / Mukhametzyanova L.Y., Aleksandrova N.S., Greek A.D., Zatsepina M.B., Prokopyev A.I., Gaidamashko I.V. // XLinguae. - 2018. - T. 11. - № 1. - S. 230-241.
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования