Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСУГА / НАВЫКИ ДОСУГА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / LEISURE ACTIVITIES / PROVISION OF LEISURE / LEISURE SKILLS / STUDENTS OF DEPARTMENTAL UNIVERSITIES / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фалеева Лия Владимировна

В статье рассматриваются аспекты организации досуговой деятельности обучающихся ведомственного вуза. Представлен краткий обзор взглядов на понимание организации свободного времени, охарактеризованы ее педагогические технологии (технология кроссовер обучение, технология аргументации, технология случайного обучения, технология контекстного обучения, технология вычислительного обучения, технология адаптивного обучения, технология развития эмоционального интеллекта).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фалеева Лия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF ORGANIZATION OF LEISURE ACTIVITIES OF STUDENTS OF DEPARTMENTAL UNIVERSITY

The article examines the aspects of the organization of leisure activities of students of a departmental university. A brief overview of the views on understanding the organization of free time is presented, its pedagogical technologies are characterized (crossover learning technology, argumentation technology, random learning technology, contextual learning technology, computational learning technology, adaptive learning technology, emotional intelligence development technology).

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА»

1. Активное использование в профессиональной деятельности средств информационно-коммуникационных технологий.

2. Оказание педагогической поддержки.

3. Организация работы обучающихся и преподавателей в группах или небольших творческих объединениях.

4. Принятие участие в научно-исследовательской и творческой деятельности высшего учебного заведения.

5. Изучение и реализация на практике современных образовательных технологий.

6. Трансляция личного профессионально-педагогического опыта.

Процесс формирования профессиональных компетенций педагога профессиональной подготовки реализуется в три этапа:

- самоанализ и саморефлексия деятельности, принятие необходимости в развитии;

- анализ и планирование поэтапного саморазвития (постановка целей, решение задач, поиск путей решения проблем и т.д.);

- самопроявление и самокорректировка.

Вышеперечисленные пути и этапы формирования профессиональной компетентности эффективны лишь при желании и потребности самого педагога профессиональной подготовки к развитию. Анализ педагогической деятельности способствует стремлению к саморазвитию в профессиональной среде.

Понятие «компетентность», если говорить о структуре подготовки педагога профессиональной подготовки (включающей цели, содержание, средства, результат), употребляется применительно к цели и результату, а качество - ко всем компонентам структуры. Компетентность - характеристика качества цели [4].

Компетентностный подход предполагает ориентацию на формирование и развитие у педагога универсальных способностей, востребованных на современном рынке труда.

Компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса - содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Итак, главное здесь - это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов).

Выводы. Таким образом, формирование профессиональной компетентности педагога профессиональной подготовки состоит из характерных составляющих, зависит от выбранных путей развития и планирования этапов подготовки.

Качество подготовки педагога профессиональной подготовки - понятие многомерное и многокомпонентное. Оно включает в себя совокупность качеств тех объектов и процессов, которые имеют отношение в подготовке специалиста на федеральном, региональном, институонациональном, личностном уровнях.

Литература:

1. Булаева М.Н., Алешугина Е.А., Максимова К.А. Моделирование процесса формирования информационной компетентности педагогов в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 21-24.

2. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Уракова Е.А. Процесс формирования профессиональных компетенций будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 80-85.

3. Ваганова О.И. К вопросу формирования технологической компетентности педагога профессионального обучения // В сборнике: Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. 2019. С. 149-151.

4. Маркова С.М. Проектирование педагогических технологий профессионального обучения // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2020. С. 38-40.

5. Севостьянова Е.А., Чеснокова П.Н., Лапшова А.В. Формирование правовой компетенции педагога профессионального обучения // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2020. С. 72-74.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук Фалеева Лия Владимировна

Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования Кировский институт повышения квалификации работников ФСИН России (г. Киров)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты организации досуговой деятельности обучающихся ведомственного вуза. Представлен краткий обзор взглядов на понимание организации свободного времени, охарактеризованы ее педагогические технологии (технология кроссовер обучение, технология аргументации, технология случайного обучения, технология контекстного обучения, технология вычислительного обучения, технология адаптивного обучения, технология развития эмоционального интеллекта).

Ключевые слова: досуговая деятельность, обеспечение досуга, навыки досуга, обучающиеся ведомственных вузов, педагогические технологии.

Annotation. The article examines the aspects of the organization of leisure activities of students of a departmental university. A brief overview of the views on understanding the organization of free time is presented, its pedagogical technologies are characterized (crossover learning technology, argumentation technology, random

learning technology, contextual learning technology, computational learning technology, adaptive learning technology, emotional intelligence development technology).

Keywords: leisure activities, provision of leisure, leisure skills, students of departmental universities, pedagogical technologies.

Введение. В ведомственных учебных заведениях досуговая деятельность является важнейшим звеном воспитательной работы, которая носит системный плановый характер. В процессе досуговой деятельности для обучающихся создаются оптимальные условия для формирования у них нравственности, развития общей и организационной культуры, реализации интеллектуального и творческого потенциала.

Досуг - это организованное обучение возможностям полезного времяпрепровождения. Обучающиеся, участвующие в такой деятельности, получат информацию о различных вариантах организации свободного времени для того, чтобы реализовать программы отдыха и досуга после окончания учебы в ведомственном вузе.

Изложение основного материала статьи. Идея о том, что досуговая деятельность может развивать у обучающихся знания, умения и навыки организации свободного времени и, в результате, способствовать восстановлению сил в настоящее время становится все более актуальной.

Идеи досуга восходят к истокам времен, и представления о нем встречаются в трудах греческих философов Аристотеля и Платона. Досуг рассматривался как метод личностного роста и социального продвижения.

В 1966 г. Чарльз Брайтбилл предположил, что наиболее важной обязанностью образования является обеспечение адекватного досуга для оздоровления, а также его психологической и социальной пользы. Итак, участие в досуге рассматривал как важную часть сбалансированного образа жизни.

Помимо исторических вопросов организации досуга, важно также учитывать преимущества для здоровья личности, связанные с его рациональной организацией. Исследования показали, что досуг связан с психологическим здоровьем и помогает уменьшить последствия стресса. Некоторые конкретные примеры этих преимуществ для здоровья обучающихся включают улучшение настроения, повышают самооценки и удовлетворенность жизнью, уменьшают депрессию, беспокойство и одиночество. С такими преимуществами очевидно, что досуговое воспитание является ценным инструментом для всех категорий обучающихся, которые надеются улучшить качество своей жизни.

По мнению российских ученых и практиков, решение таких задач как организация эффективной внеаудиторной и досуговой деятельности вуза является непременным условием эффективного функционирования учебного заведения. Для этого, по мнению Л.В. Фалеевой, требуется комплексное решение взаимосвязанных проблем: осуществление учебного процесса; организация быта, досуга и отдыха; художественное и научно-техническое творчество; развитие физической культуры и спорта; формирования здорового образа жизни. Важнейшими направлениями формирования образовательной среды являются также создание комфортного социально-психологического климата, атмосферы доверия и творчества, реализации идеи педагогики сотрудничества и гуманизма.

При изучении теоретических аспектов досуговой деятельности возникают два важных вопроса: кто обеспечивает досуг и кто получает выгоду от досугового воспитания?

Во-первых, подготовленные к этой работе преподаватели в области отдыха и досуга обеспечивают досуговую деятельность в свободное время как формально, так и неформально. Во многих вузах организация досуга прямо или косвенно является постоянным элементом всех рекреационных курсов. Но невозможно разработать эффективные программы досуговой деятельности, если преподаватели, которые организуют досуг обучающихся не понимают для каких целей организуется досуговая деятельность.

Во-вторых, можно выделить две группы тех, кто может получить выгоду от досуговой деятельности: те, кто предоставляет услуги досуга (ведомственный вуз) и те, кто учувствует в досуговой деятельности (обучающиеся ведомственного вуза). Как отмечалось ранее, преподаватели, которые организовывают досуговую деятельность должны обладать навыками, чтобы раскрыть обучающимся направления досуговой деятельности и преимущества от участия в ней.

Итак, досуговая деятельность может стать отличной средой как по приобретению разнообразного опыта организации досуга, так и развитию навыков и умений самоорганизации досуга. Например, рассмотрим обучающихся, которые преодолевают полосу препятствий с группой своих одногруппников. С одной стороны - это спортивное мероприятие, но помимо развития физических навыков, обучающиеся ведомственных вузов могут извлечь ряд ценных уроков по организации своего досуга по направлению физического развития. Участвуя в этом занятии, обучающиеся узнают, как применять эти навыки в жизни и за пределами ведомственного вуза. В этом случае обучающиеся получают навыки, используя их в досуговой деятельности в качестве среды обучения.

Роль организатора досуговой деятельности в ведомственном вузе заключается в том, чтобы предоставить обучающимся возможность использовать навыки и знания, полученные в результате обучения в процессе этой деятельности. Крайне важно поощрять обучающихся ведомственных вузов к приобретению опыта проведения досуга с целью совершенствования не только профессиональных знаний и навыков, но и восстановления сил, т.к. их служебная деятельность относиться к экстремальной.

Основываясь на упомянутых выше элементах, можно констатировать, что досуговое образование имеет различные коннотации. Для одних - это означает развитие физических качеств, а для других -совершенствование творческих способностей. Итак, досуговое воспитание представляет собой процесс развития у обучающихся понимания важности досуга, возможностей опыта участия в досуговой деятельности по организации своего свободного времени. В таком случае досуговое образование следует рассматривать с точки зрения процесса, а не содержания. Значит досуговое образование - это процесс, посредством которого индивиды развивают «понимание досуга, самого себя по отношению к досугу, а также отношений между досугом и своего собственного образа жизни».

Ключевым моментом в процессе организации досуговой деятельности ведомственного вуза является осведомленность обучающихся о досуге. Цель информирования направлена на то, чтобы помочь обучающимся понять концепцию досуга в ведомственном вузе и знакомство обучающихся с различными видами досуга. В результате такого информирования у обучающихся формируется самосознание, что помогает им индивидуализировать свое представление о досуге и определить его предпочтительные

направления. Навыки досуга, которые формируются у обучающихся в процессе участия в досуговой деятельности ведомственного вуза, включают в себя два типа:

- навыки, которые необходимы для участия в конкретной деятельности (например, игра в шахматы, приемы самообороны и т.д.);

- косвенные навыки, такие как принятие решений, планирование и решение проблем.

Обучающимся ведомственных вузов требуются оба типа таких навыков для того, чтобы эффективно и

разнообразно организовать свое свободное время. Ведомственный вуз как организатор досуговой деятельности обучающихся должен знать о каждом из этих навыков и развивать их тем или иным образом в процессе организации досуга.

Таким образом, досуговая деятельность ведомственного вуза является важным компонентом учебно-воспитательного процесса. Следовательно, необходимо выработать четкое представление о досуге обучающихся и того, как организовать досуг обучающихся в самых разных контекстах, чтобы гарантировать высокий уровень работоспособности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Для достижения обозначенных выше целей рассмотрим современные педагогические технологии организации досуговой деятельности ведомственного вуза.

Первая педагогическая технология - это кроссовер обучение: обучение в неформальной обстановке, например в музеях и внеклассных мероприятиях, которые могут связать образовательный контент с проблемами, которые важны для обучающихся в их жизни. Обучение в ведомственном вузе можно обогатить опытом повседневной жизни; неформальное обучение можно углубить, добавив вопросы и знания из профессиональной сферы. Этот взаимосвязанный опыт вызывает дополнительный интерес и мотивацию обучающихся к профессиональному самообразованию в своей досуговой практике.

Кроссовер обучение - это эффективный метод, который заключается в том, что сначала преподаватель предлагает и обсуждает определенный вопрос на лекционных или практических занятиях, а затем обучающиеся изучают этот вопрос во время посещения музея или производственной поездки, собирая фотографии или заметки в качестве доказательства, а затем делятся своими выводами с одногруппниками, чтобы представить индивидуальный или групповые ответы.

Итак, кроссовер обучение использует сильные стороны обеих сред (аудиторной и внеаудиторной) и предоставляет обучающимся подлинные и интересные возможности для обучения и саморазвития. Поскольку обучение происходит на протяжении всей жизни, опираясь на опыт, полученный в досуговой деятельности ведомственного вуза, обучающимся предоставляются более широкие возможности в организации своего досуга.

Вторая педагогическая технология - это обучение через аргументацию. Обучающиеся улучшают свое понимание профессиональных дисциплин и досуговых навыков, рассуждая как профессиональные ученые и будущие сотрудники уголовно-исполнительной системы. Аргументация помогает обучающимся обращать внимание на противоположные им идеи, которые углубляют их знания о досуге. Они рассуждают и делают свои мысли общедоступными для всех, что позволяет обучающимся уточнить свои идеи с другими одногруппниками и преподавателями, чтобы подтвердить или опровергнуть свои утверждения.

Преподаватели инициируют содержательную дискуссию в учебных аудиториях, поощряя обучающихся задавать открытые вопросы, пересказывать замечания более научным языком, а также разрабатывать и использовать модели для построения объяснений. Когда обучающиеся дискутируют научным языком, они учатся активно слушать и конструктивно отвечать другим. Профессиональное развитие может помочь преподавателям изучить эти стратегии и преодолеть трудности, например, как правильно поделиться своим опытом досуговой практики с обучающимися.

«Случайное обучение» было третьей педагогической технологией организации досуговой деятельности ведомственного вуза.

«Случайное обучение» - это незапланированное или непреднамеренное обучение: оно происходит при выполнении деятельности, которая, казалось бы, не связана с обучением. Так, например, для многих обучающихся мобильные устройства стали неотъемлемой частью их повседневной жизни, предоставляя множество возможностей для случайного обучения с помощью технологий. В отличие от формального образования, случайное обучение не проводится преподавателем и не приводит к официальной сертификации. Однако, такое обучение может вызвать рефлексию и побудить обучающихся переосмыслить то, что было изолированным фрагментом обучения в более последовательные и долгосрочные знания.

Контекстное обучение выступало четвертой педагогической технологией, реализованной нами в досуговой деятельности ведомственного вуза.

Контекст позволяет обучающимся учиться на собственном опыте, т.е. интерпретируя новую информацию в контексте досуговой деятельности обучающиеся соотносят ее с тем, что уже знают и приходят к пониманию ее актуальности и значения. В учебной аудитории или лекционном зале контекст обычно ограничен фиксированным пространством и временем, а в досуговой деятельности данное ограничение отсутствует и происходит в расширенном контексте, например, посещение памятника, восприятие музея или чтение хорошей книги.

Возможности досуговой деятельности ведомственного вуза заключаются в создании персонализированного контекста, который способствует развитию навыков взаимодействия с окружающими людьми, поддерживания беседы и формирования глубокого понимания то, каким образом можно организовывать свою досуговую деятельность.

«Вычислительное мышление» выступало пятой педагогической технологией организации досуговой деятельности ведомственного вуза. Данная технология предполагает создание в досуговой среде ведомственного вуза проблемных ситуаций и поиск путей их решения. В процессе организации решения проблемы обучающиеся применяли «вычислительное мышление», т.е. разбивали большую проблему на более мелкие проблемы (декомпозиция), распознавали то, как они соотносятся с проблемами, которые были решены в прошлом (распознавание образов), отбрасывали неважные детали (абстракция), определяли и разрабатывали шаги, которые потребуются для достижения решения проблемы (алгоритмы) и дорабатывали выбранные шаги (отладка).

Вычислительному мышлению обучающиеся обучаются в рамках курсов высшей математики, естественных наук и др., но наша цель заключалась в научении применять такие навыки в досуговой деятельности. Цель состоит не только в том, чтобы научить программировать решение профессиональных

задач, но и в овладении искусством решать сложные задачи во всех аспектах своей жизни, в т.ч. и досуговой. Такие навыки вычислительного мышления у обучающихся могут быть полезны во многих сферах жизни, начиная с решения профессиональных задач в будущей деятельности до планирования отпуска или экспедиции, или разработки научной гипотезы сложной проблемы. Основная цель применения такой технологии состоит в том, чтобы научить обучающихся ведомственных вузов структурировать задачи так, чтобы их можно было решить.

Шестой педагогической технологий организации досуговой деятельности выступает адаптивное обучение.

Технология адаптивного обучения предполагает, что все обучающиеся ведомственных вузов разные по интеллектуальному, физическому, психологическому и др. видам развития. Однако большинство учебных презентаций и материалов одинаковы, стандартизированы для всех обучающихся, что создает проблему для обучения: одним - будет скучно, другим - трудно, а третьим - оптимально. В аудиторной среде решить обозначенную выше проблему довольно проблематично в виду того, что преподаватель должен представить учебный материал строго в соответствии с учебном планом, а в процессе досуговой деятельности технологии адаптивного обучения могут быть эффективно реализованы.

Технологии адаптивного обучения в досуговой деятельности ведомственного вуза предлагают решение проблемы стандартизации обучения и использование знаний и опыта обучающихся для создания индивидуального направления развития через соответствующий образовательный контент досуговой деятельности.

Организация досуговой деятельности обучающихся ведомственных вузов в ракурсе адаптивного обучения может включать следующие контенты индивидуального развития:

- контент по огнестрельному оружию включает безопасное пользование оружием, работа с меткой стрельбы, а также уход за своим оружием, его ношение, хранение и обслуживание;

- контент по физической подготовке включает понимание важности правильного питания и ежедневный рабочий режим: беговые упражнения, отжимания, приседания и растяжку для повышения общей гибкости;

- контент управления стрессом предполагает распознавание стрессовых реакций, обучение навыкам управления стрессом и снижение потенциально вредных последствий.

Адаптивные технологии обучения также могут применяться либо к занятиям в аудиторной среде, в онлайн-среде, либо в досуговой деятельности, где обучающиеся сами контролируют темп обучения и определяют свой индивидуальный контент.

Технологии развития эмоционального интеллекта - это седьмая педагогическая технология, реализованная в досуговой деятельности ведомственного вуза. Термин «эмоциональный интеллект» был предложен американскими психологами Д. Майером и П. Салови в 1997 г. и из их определения мы можем составить отличное представление о том, что такое эмоциональный интеллект в ракурсе уголовно-исполнительной системы: эмоционально интеллигентный сотрудник обладает навыками в четырех областях: распознавание эмоций, их использование, понимание эмоций и регулирование эмоций. Итак, использование технологий развития эмоционального интеллекта направлено развитие навыков управления своими эмоциями: отклонение, игнорирование или регулирование эмоций в различных ситуациях профессиональной сферы.

В рамках досуговой деятельности ведомственного вуза обучающиеся развивали эмоциональный интеллект при помощи следующих упражнений:

1. Работа над самосознанием. Основной упор в этом упражнении обучающиеся обращали на развитие эмоциональной внимательности, т.е. они должны анализировать свою реакцию на повседневные события. Несколько тихих минут в конце дня идеально подходят для размышлений о том, что с вами произошло и о своих чувствах. Это важно для изучения своих собственных сильных сторон, триггеров, ценностей и возможностей, которые обучающиеся видят для дальнейшего развития.

2. Рефрейминг - это упражнения, которые помогают обучающимся ведомственных вузов переосмыслить и перенастроить механизмы восприятия, мышления, поведения с целью избавления от неудачных психических шаблонов. Концепция рефрейминга хорошо работает, если обучающиеся ищут долгосрочный способ справиться с неизбежными межличностными конфликтами. Например, в коллективе кто-то критикует вашу идею, которую вы придумали. Вместо этого вы можете мысленно переосмыслить ситуацию следующим образом: «Насколько полезны эти критические предложения и как я могу использовать их для улучшения своей идеи».

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта обучающихся в досуговой деятельности ведомственного вуза способствует пониманию своих эмоций и управление ими, помогает бороться с повседневными разочарованиями и управлению взаимовыгодным разрешением конфликтов.

Выводы. Педагогические технологии организации досуговой деятельности ведомственного вуза предполагают систематический метод планирования, применения и оценки всего процесса обучения в ведомственном вузе и усвоения обучающимися знаний с учетом профессиональных особенностей и технических ресурсов, а также взаимодействия между аудиторной, внеаудиторной и досуговой деятельностью для достижения более эффективной адаптации к профессиональной деятельности. Итак, применение педагогических технологий обучения предполагает организационное построение всех зависимостей учебного процесса, выстраивание его этапов, определение условий их реализации, а также соотношение методов, форм, методов и средств обучения при проведении занятий и досуговых мероприятий в соответствии со способностями преподавателей и обучающихся ведомственных вузов.

Литература:

1. Азарова Р.Н. Социально-педагогическая организация досуговой деятельности учащейся молодежи: Автореф.....д-ра пед. наук / Р.Н. Азарова. - М., 2005. - 39 с.

2. Александрова, Н.С. Повседневная культура и проблема ее формирования у студентов вузов / Н.С. Александрова, А.А. Дорофеева // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. - № 4 (18). - С. 81-89

3. Ариарский, М.А. Культура и социально-культурная деятельность как движущая сила креативно-информационного общества // Вестник Московского государственного университета. - 2010. - №1(33). -С. 84-93

4. Ахмадиева, Р.Ш. Современные методологические вопросы социально-культурной деятельности / Г.П. Меньчикова, Д.В. Шамсутдинова, Л.Ю. Сироткин, Р.Ш. Ахмадиева, В.Ш. Масленникова и др. - Казань, 2018. - 198 с.

5. Дюмазедье, Ж. Планирование досуга и культурное развитие / Ж. Дюмазедье // Образование взрослых и досуг в современной Европе. - Прага: Обрис, 1966. - С. 23-41

6. Жарков, А.Д. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: сборник научных статей / Под ред. А.Д. Жаркова. - Химки, Московская обл.: МГУКИ, 2003. - 200 с.

7. Никандров, Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности [Текст] / Н.Д. Никандров // Мир психологии. - 2007. - № 1. - С. 126-140

8. Пешкова, В.П. Педагогические ресурсы социально-культурной среды образовательного учреждения / В.П. Пешкова // Вестник северо-западного отделения российской академии образования. - 2013. - № 1 (13). - С. 36-39

9. Стукалова, О.В. Модели создания культурно-образовательной среды современного вуза / О.В. Стукалова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 3 (65). - С. 217-221

10. Фалеева Л.В. Студент и образовательная среда вуза: социально-культурный контекст // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - № 2 (11). - С. 113-116.

11. Шамсутдинова, Е.В. Формирование досуговой культуры студентов вуза в условиях клубного объединения: Автореф. ... дисс. канд. пед. наук / Е.В. Шамсутдинова. - М., 2000. - 22 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат технических наук, доцент Шадрин Роберт Олегович

Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова (г. Ижевск); кандидат педагогических наук, доцент Шаламова Анна Владиславовна

Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова (г. Ижевск)

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ОХРАНЕ

ТРУДА

Аннотация. Цель исследования - проанализировать и экспериментально проверить возможности использования тестов в процессе обучения охране труда и одновременно в процессе контроля результатов обучения. В статье рассматриваются системы заданий на понимание в тестовой форме: цепные и тестовые, а также матричные тестовые задания, которые могут входить в структуру данных систем. Рассмотрены их возможности в плане диагностики компетенций и в аспекте обучения. Научная новизна исследования заключается в использовании тестовых заданий разной формы в процессе обучения охране труда как для контроля знаний, так и для обучения.

Ключевые слова: понимание, системы заданий в тестовой форме, цепные, матричные, текстовые задания, компетенции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. The purpose of the study is to analyze and experimentally test the possibility of using tests in the process of training in occupational safety and at the same time in the process of monitoring training results. The article discusses the systems of comprehension tasks in the test form: chain and test tasks, as well as matrix test tasks that can be included in the structure of these systems. Their capabilities in terms of diagnostics of competencies and in the aspect of training are considered. The scientific novelty of the research consists in the use of test tasks of different forms in the process of training in labor protection both for knowledge control and for training.

Keywords: understanding, systems of tasks in the test form, chain, matrix, text tasks, competencies.

Исследование выполнено при финансовой поддержке ИжГТУ имени М. Т. Калашникова в рамках

научного проекта № ШРО/20-86-11 «Развитие региональной системы управления охраной труда и промышленной безопасностью на предприятиях Удмуртской Республики»

Введение. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью формировать новые педагогические подходы к обучению охране труда как в образовательных учреждениях, готовящих специалистов по охране труда, так и на производстве в формате работы подразделения по охране труда. Мы предполагаем, что использование заданий в тестовой форме для контроля процесса понимания с одной стороны, и для обеспечения обратной связи в процессе обучения с другой, повышает качество понимания изучаемого материала.

Поэтому целью данной работы является разработка ключевых моментов технологии обучения охране труда с использованием обратной связи на основе учебных модулей и тестовых заданий. Для реализации указанной цели были решены следующие задачи: во-первых, проанализирована роль учебных тестовых заданий в процессе обучения охране труда; во-вторых, рассмотрена необходимость использования заданий на понимание в процессе обучения охране труда; в-третьих, приведены примеры разработанных тестовыхзаданий разной формы.

Для анализа возможностей использования заданий в тестовой форме в процессе обучения охране труда использовались следующие методы: наблюдение, анализ опыта обучения охране труда на производстве, констатирующий педагогический эксперимент.

Изложение основного материала статьи. Теоретической базой исследования являются труды В.А. Аванесова [1-3], Б. Блума[9], нормативные акты по обучению охране труда.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные нами учебные модули и тестовые задания могут быть использованы в практике обучения по охране труда.

Реформирование системы образования коснулось вопросов, связанных напрямую с процессом обучения, но модернизации подверглись и ряд частных направлений, связанных с более узкими аспектами образования. Например, обучение охране труда. Чрезвычайно важно модернизировать этот процесс, используя последние

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.