4. Ахмадиева, Р.Ш. Современные методологические вопросы социально-культурной деятельности / Г.П. Меньчикова, Д.В. Шамсутдинова, Л.Ю. Сироткин, Р.Ш. Ахмадиева, В.Ш. Масленникова и др. - Казань, 2018. - 198 с.
5. Дюмазедье, Ж. Планирование досуга и культурное развитие / Ж. Дюмазедье // Образование взрослых и досуг в современной Европе. - Прага: Обрис, 1966. - С. 23-41
6. Жарков, А.Д. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: сборник научных статей / Под ред. А.Д. Жаркова. - Химки, Московская обл.: МГУКИ, 2003. - 200 с.
7. Никандров, Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности [Текст] / Н.Д. Никандров // Мир психологии. - 2007. - № 1. - С. 126-140
8. Пешкова, В.П. Педагогические ресурсы социально-культурной среды образовательного учреждения / В.П. Пешкова // Вестник северо-западного отделения российской академии образования. - 2013. - № 1 (13). - С. 36-39
9. Стукалова, О.В. Модели создания культурно-образовательной среды современного вуза / О.В. Стукалова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 3 (65). - С. 217-221
10. Фалеева Л.В. Студент и образовательная среда вуза: социально-культурный контекст // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - № 2 (11). - С. 113-116.
11. Шамсутдинова, Е.В. Формирование досуговой культуры студентов вуза в условиях клубного объединения: Автореф. ... дисс. канд. пед. наук / Е.В. Шамсутдинова. - М., 2000. - 22 с.
Педагогика
УДК 371
кандидат технических наук, доцент Шадрин Роберт Олегович
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова (г. Ижевск); кандидат педагогических наук, доцент Шаламова Анна Владиславовна
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова (г. Ижевск)
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ОХРАНЕ
ТРУДА
Аннотация. Цель исследования - проанализировать и экспериментально проверить возможности использования тестов в процессе обучения охране труда и одновременно в процессе контроля результатов обучения. В статье рассматриваются системы заданий на понимание в тестовой форме: цепные и тестовые, а также матричные тестовые задания, которые могут входить в структуру данных систем. Рассмотрены их возможности в плане диагностики компетенций и в аспекте обучения. Научная новизна исследования заключается в использовании тестовых заданий разной формы в процессе обучения охране труда как для контроля знаний, так и для обучения.
Ключевые слова: понимание, системы заданий в тестовой форме, цепные, матричные, текстовые задания, компетенции.
Annotation. The purpose of the study is to analyze and experimentally test the possibility of using tests in the process of training in occupational safety and at the same time in the process of monitoring training results. The article discusses the systems of comprehension tasks in the test form: chain and test tasks, as well as matrix test tasks that can be included in the structure of these systems. Their capabilities in terms of diagnostics of competencies and in the aspect of training are considered. The scientific novelty of the research consists in the use of test tasks of different forms in the process of training in labor protection both for knowledge control and for training.
Keywords: understanding, systems of tasks in the test form, chain, matrix, text tasks, competencies.
Исследование выполнено при финансовой поддержке ИжГТУ имени М. Т. Калашникова в рамках научного проекта № ШРО/20-86-11 «Развитие региональной системы управления охраной труда и промышленной безопасностью на предприятиях Удмуртской Республики»
Введение. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью формировать новые педагогические подходы к обучению охране труда как в образовательных учреждениях, готовящих специалистов по охране труда, так и на производстве в формате работы подразделения по охране труда. Мы предполагаем, что использование заданий в тестовой форме для контроля процесса понимания с одной стороны, и для обеспечения обратной связи в процессе обучения с другой, повышает качество понимания изучаемого материала.
Поэтому целью данной работы является разработка ключевых моментов технологии обучения охране труда с использованием обратной связи на основе учебных модулей и тестовых заданий. Для реализации указанной цели были решены следующие задачи: во-первых, проанализирована роль учебных тестовых заданий в процессе обучения охране труда; во-вторых, рассмотрена необходимость использования заданий на понимание в процессе обучения охране труда; в-третьих, приведены примеры разработанных тестовыхзаданий разной формы.
Для анализа возможностей использования заданий в тестовой форме в процессе обучения охране труда использовались следующие методы: наблюдение, анализ опыта обучения охране труда на производстве, констатирующий педагогический эксперимент.
Изложение основного материала статьи. Теоретической базой исследования являются труды В.А. Аванесова [1-3], Б. Блума[9], нормативные акты по обучению охране труда.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные нами учебные модули и тестовые задания могут быть использованы в практике обучения по охране труда.
Реформирование системы образования коснулось вопросов, связанных напрямую с процессом обучения, но модернизации подверглись и ряд частных направлений, связанных с более узкими аспектами образования. Например, обучение охране труда. Чрезвычайно важно модернизировать этот процесс, используя последние
достижения педагогической науки и практики, с целью повышения его результативности, поскольку от этого во многом зависят жизнь, здоровье и работоспособность людей.
Субъекты системы обучения охране труда - взрослые, методика работы с ними требует особых подходов с опорой на опыт их практической деятельности с одной стороны, и необходимость формировать у них новые компетенции, связанные с безопасностью трудовой деятельности.
В практике системы образования в последние годы получили распространение тестовые методы контроля знаний, использование этих методов становится актуальным не только в традиционных процессах обучения, но и в ходе обучения охране труда, которое имеет непрерывный, многоуровневый характер, и субъектами которого являются все участники трудового процесса на всех уровнях осуществления трудовой деятельности. Поэтому аспекты контроля и последующей коррекции результатов обучения приобретают особый смысл. Обратная связь в процессе обучения охране труда призвана обеспечивать высокий уровень освоения изучаемого материала. Достигается это в процессе реализации обучающих функций контроля знаний.
Реализация этих функций достигается в процессе использования специально разработанных учебных модулей, каждый из которых состоит из материала изучаемой темы и видеоматериала, созданного специально для этого учебного модуля. Так же каждый модуль содержит комплект тестовых заданий, который состоит из трёх частей: первая и вторая часть представляют собой набор тестовых заданий разной формы, которые направлены на проверку понимания изучаемого модуля. Третья часть тестовых заданий содержит в своей структуре проблемные задания, которые сопровождаются иллюстративным или видео материалами. Задания на понимание учебного контента присутствуют в учебном модуле в двух комплектах на случай, если учащийся первый вариант тестов выполнит неудовлетворительно. В процесс обучения охране труда особенно важным становится процесс понимания, поскольку именно он отражает необходимый результат учебного процесса.
Преподаватели и разработчики учебных программ в настоящее время озабочены поиском функциональной, сравнительно краткой модели для анализа образовательных результатов, вне зависимости от учебника и способа преподавания.
Выделяют три устойчивых типа поведения учащихся на уровне понимания. Однако главный вопрос заключается в том, как убедиться, что учащийся реально понимает изученное, какие инструменты существуют для диагностики понимания. Один из вариантов - автоматизированные тестовые задания на понимание.
При создании банка автоматизированных заданий имеет смысл ориентироваться на таксономию целей Блума. Исходная таксономия целей выделяет 5 умственных действий.
Знание - запоминание и воспроизведение, хранение знаний в памяти и их извлечение. Понимание-преобразование учебного материала.
Применение - самостоятельное соотнесение знаний с реальностью.
Анализ - умение разбивать материал на составляющие.
Синтез - умение комбинировать элементы учебного материала.
Оценка - самостоятельное суждение об учебном материале.
Знания и информация понятия не тождественные. Знания присутствуют на всех 5 этапах таксономии. Знание - это то, что нужно запомнить и в нужный момент воспроизвести.
Таксономия целей связана с конкретными способами поведения обучающихся по поводу распоряжения изученным, то есть это цели на уровне конкретных заданий, а не цели учебного курса.
Таксономия Блума справедлива для любой предметной области, и опирается на естественные объективные процессы человеческой психики и мышления.
Что подразумевает уровень «знания». Запоминание через узнавание, запоминание повторение и воспроизведение без интерпретации.
Процесс обучения может быть начат на любом уровне таксономии. Мышление - это составной и сложный процесс, помнить, понимать и воспроизводить- это навыки мышления низшего порядка.
Понимание же - это преобразования учебного материала из одной формы выражения в другую. Приписывание значений и смыслов на основе учебных материалов или личного опыта. Человек может перевести полученные из любого источника знания на другой язык в другие термины и способы выражения.
Знаем, то есть помним наизусть текст или контент, точнее, можем его запомнить, а потом начинать его интерпретировать. Самостоятельно преображать учебный материала в собственный субъективный фактор, понимать контент.
Исходная информация используется в более широком по сравнению с источником контексте. Предметная область может быть любая, а умственные операции будут одни и те же.
Например, пониманием будет являться ответ на вопрос применительно к наглядному изображению: что здесь изображено?
Существуют три типа поведения учащихся в процессе понимания: перевод, интерпретация, экстрополяция.
Понимание - игра в одно действие, связанная с единичными компонентами контента. Понимание -умственное действие низшего порядка, требует одного типа реакции.
Перевод предусматривает передачу информации на другом языке в других терминах или в другой форме, либо преобразование абстрактного в конкретное, либо приведение иллюстрации или примера, поясняющего некий принцип или абстракцию, преобразование в более краткую форму, преобразование слов в символы или диаграммы. Например, составить блок - схему изучаемого материала, нарисовать схему работы электрической цепи, соотнести терминологию курса с реалиями производства.
Интерпретация предусматривает фиксацию главной идеи изучаемой темы, отделение существенного от несущественного, распознавание и отделение обоснованных выводов от необоснованных, заключение или обобщение(элементарные и простые), классификация по основанию, сравнение и аналогии, обнаружение ошибок.
В структуре тестового задания сначала идут задание на перевод, после этого задание на интерпретацию.
Интерпретация может заключаться в том, что учащийся может определить и осмыслить основные идеи контента, которые автор включил в него, понять их первичные взаимосвязи. При этом в контент не должны быть вплетены личные идеи учащегося и его толкования.
Выход за рамки простого повторения и перефразирования частей контента.
Учащийся должен понимать пределы, в которых сделаны интерпретации, за которые нельзя выходить.
Примеры заданий на интерпретацию: составьте план учебного текста или видео лекции, озаглавьте абзацы текста. Например, верно ли, что сила тока измеряется в Амперах? Или: приведите аргументы в пользу использования индивидуальных средств защиты.
Экстраполяция есть расширение смысла или значения, определение последствий и следствий чего -либо в будущем на основе представленной информации. Нюансы уровня экстраполяции состоят в том, что контент не всегда излагает все выводы, которые следует делать из доставленной ученикам информации. Экстраполяция требует, чтобы обучающийся мог сначала переводить, потом интерпретировать контент. Затем расширить изученное, выводя его за пределы данных и объемов контента, чтобы определить последствия, которые соответствуют содержанию и условиям буквально описанными в исходном контенте.
Задание на экстраполяцию могут быть примерно такими: догадайтесь из контекста о значении слова; какое значение имеет обучение охране труда (одним предложением).
Экстраполяция - предвидение последствий события - если неисправна, то работник должен сделать то-то. В тест имеет смысл включать одно задание на экстраполяцию.
Мониторинг в виде тестовых заданий на понимание широко используется в практике обучения взрослых, в процессе повышения квалификации, при профессиональной переподготовке и в ходе организации обучения охране труда, поскольку он оказывается более эффективным в сравнении с традиционными методами контроля результатов учебного процесса.
Тестовые задания с одной стороны позволяют оптимизировать процедуру контроля, сделать ее быстрой и психологически не травмирующей, что оказывается очень важным в ходе занятий по охране труда, поскольку учебная деятельность не является ведущей деятельностью взрослых учащихся. С другой стороны, тестовые задания способны в полной мере раскрыть обучающий потенциал методов контроля знаний, позволяя в ходе выполнения тестовых заданий, несколько раз обратиться к учебному материалу, если он не усвоен в полной мере, именно для этого в предлагаемой нами модели обучения представлены несколько комплектов тестовых заданий.
Классик современной тестологии В.С. Аванесов отмечал, что «... внедрение тестов... в область психологии и педагогики следует рассматривать как закономерный и где-то неизбежный процесс получения такого знания, которое соответствовало уже существующим стандартам качества» [2, с. 194]
Внедрение технологии обучения охране труда на основе процесса понимания с использованием обратной связи и техники двойного тестирования отражает актуальную современную тенденцию в практике системы высшего профессионального образования, основанную на необходимости реализации профессионального стандарта, ГОСТа по «Организации обучения безопасности труда» [7], который предполагает перенос акцента с содержания образования на результаты образовательного процесса, выраженные в виде понятий, существенных в рамках обучения охране труда, для сохранения жизни и здоровья обучающихся.
Ориентация на понимание на всех уровнях организации учебного процесса по охране труда требует создания и освоения новых педагогических технологий, как для контроля, так и для формирования профессиональных знаний учащихся.
В этом плане, по оценкам исследователей [1, 4, 5], перспективны системы заданий в тестовой форме, направленные на контроль понимания. Однако в современном образовательном пространстве роль тестирования сильно расширилась, и использование тестовых заданий приобрело новые образовательные возможности, позволяющие обучающимся облегчить процесс понимания учебного контента, а преподавателям организовать качественную обратную связь, которая обеспечивает погружение в изучаемый материал.
Варианты подобных заданий разрабатываются на кафедре «Техносферная безопасность» Ижевского государственного технического университета по ряду дисциплин по охране труда, связанных с направлением подготовки «Техносферная безопасность». Ниже представлены характеристики технологии и примеры некоторых заданий в тестовой форме.
Все представленные ниже тестовые задания, являются заданиями на понимание с учетом классификации Б. Блума. Они разные по структуре и форме, но все они предназначены для освоения учебного материала на понятийном уровне с одной стороны и для контроля результатов этого освоения с другой.
Каким образом выглядит модель обучения с реализацией обучающих функций текстов с опорой на обратную связь? Последние исследования в сфере тестирования показали, что тесты сами по себе являются альтернативной формой обратной связи. В этом варианте применения они должны быть повторяющимися, поскольку при частом проведении тестирования успешность учащихся увеличивается [8]. Положительный результат возникает не тогда, когда обучающийся выполняет тесты постоянно, а тогда, когда он учится с опорой на тесты.
С одной стороны, частое тестирование это, несомненно упражнение, с другой - это вариант обратной связи, который ориентирован на уровень знания и понимания, и в случае сложностей с пониманием материала переходит на уровень инструктирования. В процессе обучения по охране труда нами созданы пятьдесят учебных модулей, в каждом из которых содержится материал по одному из разделов по охране труда. Каждый модуль сопровождается двумя наборами тестовых заданий. Первый набор используется в процессе обучения, второй для контроля понимания изученного материала.
Тестовые задания состоят как из простых, с выбором правильного ответа, так и из заданий более сложных форм, например, цепных, в которых присутствует содержательная зависимость от ответов на каждое из них, задания на последовательность, соответствия и матричные задания, которые требуют более сложных мыслительных операций. Первый комплект тестовых заданий предполагает выполнение его с помощью или под руководством преподавателя, второй рассчитан на самостоятельное выполнение. Таким образом, разработанные тестовые задания решают вопросы обратной связи, инструктирования в случае затруднения процесса освоения материала и итогового контроля понимания изученного.
Ниже представлен фрагмент тестового задания к модулю «Компенсация за работу с вредными или опасными условиями труда»:
1. Сопоставьте наименование пищевого продукта с нормой выдачи за смену.
a) Кисломолочные жидкие продукты, в том числе обогащенные, с содержанием жира до 3,5% (кефир разных сортов, простокваша, ацидофилин, ряженка), йогурты с содержанием жира до 2,5%;
b) Творог не более 9% жирности;
c) Сыр не более 24% жирности;
d) Продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда.
1) 100 г;
2) Устанавливается в заключении, разрешающем их применение;
3) 500 г;
4) 60 г.
2. Мужчина выполняет работы с вредными условиями труда (Список№1). Имеет страховой стаж на соответствующих видах работ 9 лет и страховой стаж 20 лет. Может ли он выйти на пенсию в 50 лет?
3. Вставьте пропущенное(ые) слово(а).
"С 2013 года работодатели, имеющие производства или рабочие места, работа на которых связана с вредными и опасными условиями труда, обязаны уплачивать_по дополнительным тарифам".
4. На какие классы подразделяют условия труда по степени вредности и (или) опасности?
a) Оптимальные, допустимые, вредные, опасные;
b) Оптимальные, допустимые, опасные, чрезвычайно опасные;
c) Оптимальные, допустимые, вредные условия труда 1 степени, опасные;
d) Допустимые, вредные, опасные, чрезвычайно опасные.
Таким образом, выше представлен фрагмент теста, который содержит разные типы тестовых заданий и может быть использован как для обучения, так и для заключительного контроля.
Выводы. Таким образом, можно сделать следующие выводы: в процессе обучения охране труда работникам приходится заучивать и запоминать много нового материала, профессиональных терминов, определений., в этом случае можно говорить о целесообразности использования тестовых заданий как на практических занятиях, так и для проверки и итогового контроля знаний. В условиях реализации педагогической технологии с учетом обратной связи с опорой на текстовые задания, появляется возможность повышать эффективность процесса обучения, формировать у работников способность самостоятельно понимать, анализировать, оценивать и воспроизводить учебную информацию.
Следует отметить технологичность систем заданий в тестовой форме, возможность быстро и достаточно легко создавать их многочисленные независимые варианты. Для отбора и оценивания таких заданий целесообразно использовать метод групповых экспертных оценок с привлечением в качестве экспертов квалифицированных преподавателей-предметников, компетентных как в области обучения охране труда, так и в области педагогики и психологии.
Литература:
1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2002. 240 с.
2. Аванесов В.С. Система заданий в тестовой форме / Школьные технологии. 2007. N 2. С. 158-166.
3. Аванесов В.С. Применение тестовых форм в E-Learning / Педагогические измерения. 2008. N 2. С. 3-11.
4. Ермакова Е. Применение заданий в тестовой форме для автоматизированного контроля знаний русского языка как иностранного / Педагогические измерения. 2005.N 3. С. 126-128.
5. Иконникова И. Фасетные задания / Педагогические измерения. 2009.N 4. С. 29-35.
6. Макарова Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация / под ред. проф. В.Л. Балакина. М. 1992. 148 с.
7. Севастьянов Б.В., Шадрин Р.О., Кубаев Р.В., Савкина С.А. Сравнительный анализ основных положений ГОСТ 12.0.004-2015 и ГОСТ 12.0.004-90 при организации обучения безопасности труда / Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова.Ижевск: изд-во ИжГТУ. 2018.N 1 С. 94-99. (ВАК, DOI 10.22213/2413-11722018-1-94-98)
8. Хэтти Джон А.С. Видимое обучение: синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников. М.: Издательство «Национальное образование». 2017. 496 с.
9. Blum B., Hastings J.T., Madaus J.F. Handbook on formative and summative evaluation of student learning.McGraw-Hill. 1971. 923 p.
Педагогика
УДК 378.147
аспирант четвертого года обучения Шидакова Карина Исламовна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)
К ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС ПОСРЕДСТВОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Аннотация. В статье сделана попытка анализа проблемы повышения качества образования. В условиях реализации требований ФГОС повышение качества образования рассматривается как процесс постоянного совершенствования знаний, умений и опыта деятельности учащихся (учебно-познавательной, творческой, исследовательской и др.).
Ключевые слова: качество образования, совершенствование знаний, умений и опыта деятельности учащихся.
Annotation. The article attempts to analyze the problem of improving the quality of education. In the context of implementing the requirements of the Federal state educational standard, improving the quality of education is considered as a process of continuous improvement of students ' knowledge, skills and experience (educational, cognitive, creative, research, etc.).
Keywords: quality of education, improvement of students ' knowledge, skills and experience.
Введение. Проблема качества образования в «Концепции модернизации российского образования» рассматривается «не только как сформированность у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта